Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА

Как любые экономические отношения, отношения по оплате труда не мо­гут не регулироваться. Общество устанавливает законодательные основы от­ношений по оплате труда, а также создает институты, которые наблюдают, контролируют и гарантируют развитие данных отношений в интересах их субъектов на различных уровнях взаимодействия.

Вся совокупность законодательных и других нормативных актов и инсти­тутов (государственных и общественных), действующих на их основе, со­ставляет механизм регулирования оплаты трудав обществе, с помощью ко­торого регулируются отношения в сфере оплаты труда как на рынке труда, так и на предприятии, а также реализуется экономическая сущность и функ­ции заработной платы.

Механизм регулирования оплаты труда, как любой механизм регулирова­ния экономических отношений, базируется на сочетании экономических

и административных методов. Они изменяются и совершенствуются по мере развития всей системы экономических, политических и социальных отноше­ний в обществе.

Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что механизм рыночно­го регулирования оплаты труда включает в себя следующие элементы (рис. 7).

В России механизмдоговорного регулирования заработной платы и со­циально-трудовых отношений закреплен рядом законодательных и норма­тивных актов: Федеральными законами «О коллективных договорах и согла­шениях», «Об общественных объединениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности». Договорное регулирование заработной платы получило широкое отражение в Трудовом кодексе РФ.

 

Законодательством предусматриваются четыре уровня договорного регу­лирования:

Рис. 7. Механизм регулирования оплаты труда в зарубежных странах

 

• генеральное тарифное соглашение, заключаемое между Правительством РФ, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов, действу­ющими на федеральном уровне, и устанавливающее общие принципы регу­лирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

• региональные соглашения, устанавливающие эти принципы на уровне субъекта РФ;

• территориальные соглашения, устанавливающие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствую­щего муниципального образования;

• коллективный договор предприятия, заключаемый между его админис­трацией и профсоюзом (или профсоюзами, избранными представителями) работников предприятия.

Кроме того, на федеральном, региональном, территориальном уровне мо­гут заключаться отраслевые (межотраслевые) соглашения, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрас­ли (отраслей).

Механизм договорного регулирования действует в России далеко не в полную силу, потому что не до конца оформились представительные орга­ны работодателей и наемных работников, экономическая и социальная защи­щенность работников и их представителей не в полной мере обеспечивает принципы равноправия сторон и равного доступа к информации при заклю­чении коллективного договора.

Механизм регулирования оплаты труда имеет еще один уровень — между­народный. Большинство законодательно-правовых актов, регулирующих со­циально-трудовые отношения, уровень, динамику оплаты труда и доходов работников, разработаны специализированным учреждением ООН Между­народной организацией труда (МОТ).

Государственное регулированиезаработной платы также осуществляет­ся на разных уровнях: на федеральном уровне — посредством действующей системы законодательства; на региональном уровне — через региональное со­глашение и нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов РФ и муниципальных образований; на уровне организаций и предприятий — по­средством инструкций и положений, связанных с функционированием ра­ботников в производственном процессе, локальных нормативных докумен­тов по оплате труда (Положения об оплате и премировании работников, Положения о персонале, тарифные сетки, коллективные договоры и проч.), разрабатываемых с учетом нормативно-правовых положений высших уров­ней управления.

Государственное регулирование оплаты труда в Российской Федерации осуществляется по нескольким направлениям (рис. 8).

Все перечисленные выше направления государственного регулирования оплаты труда основываются на экономических методах регулирования.

Кроме экономических методов, в государственном регулировании оплаты труда также широко используются административные методы, основанные на силе государственной власти. Они включают в себя меры надзора, контро-

 

Рис. 8. Направления государственного регулирования оплаты труда

ля, запрета, разрешения и принуждения. В развитых странах административ­ные методы давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и не только не мешают, но и при разумном применении способствуют повы­шению эффективности экономики и благосостояния населения. Применение данных методов предполагает наличие органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и других норматив­ных правовых актов. В России центральное место в осуществлении данных функций отводится органам федеральной инспекции труда. Их компетенция распространяется на все организации, расположенные на территории Рос­сийской Федерации. Помимо органов федеральной инспекции труда, госу­дарственный надзор в сфере безопасности, охраны и условий труда осуще­ствляют и другие специализированные органы.

Административные методы — полезное дополнение к мерам экономичес­кого характера. Но следует учитывать, что административное воздействие ог­раничивает свободу экономического выбора, а чрезмерная регламентация приводит к снижению предпринимательской активности и торможению эко­номического развития страны.

Меры воздействия каждого из описанных выше методов можно условно разделить на прямые и косвенные.

Методы прямого и косвенного регулирования сочетаются с системой мер, предусматривающих их краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное госу­дарственное регулирование. К краткосрочным мерам относятся обеспечение социально-политической стабильности, гарантий конституционных прав граждан, сокращение и ликвидация задолженности по заработной плате, пен-

сии, пособиям и т. п. Среднесрочное государственное регулирование предусмат­ривает замедление тенденции снижения реальных доходов населения на основе развития социально ориентированной рыночной экономики. Долго­срочное регулирование предусматривает закрепление и развитие позитивных тенденций.

При государственном регулировании оплаты труда могут применяться несколько или весь набор рассмотренных выше методов в зависимости от по­ставленной цели, на которую влияют экономическая и политическая обста­новка в стране.

Как и любая целенаправленная деятельность, государственное регулиро­вание оплаты труда ориентировано на достижение результата. Оценкой эф­фективности такого регулирования будет выполнение заработной платой своих основных функций.

Чтобы обеспечить эффективную работу предприятия, важно регулиро­вать заработную плату с учетом спроса и предложения на рынке труда.

Формирование заработной платы на основе цены труда, выступая важным фактором развития экономики страны, создает более эффективную систему стимулов для работников. Установление уровня заработной платы под воз­действием изменяющейся конъюнктуры на рынке труда стимулирует работни­ков к освоению тех профессий, на которые возрастает спрос под воздействи­ем структурной перестройки и требований научно-технического прогресса. При этом наличие свободного рыночного выбора той или иной профессии разрешает противоречие между общественной целесообразностью и личным интересом работников в использовании своих способностей.

Баланс спроса и предложения труда поддерживается с помощью рыноч­ной самонастройки, представляющей собой систематически выполняемую каждой организацией корректировку заработной платы с учетом изменения ее равновесной величины — ставки заработной платы, при которой спрос на рынке труда равен предложению. Заработная плата рыночного равновесия становится общепринятой ее величиной.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2511

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.