Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Общие методы оценки

Мы убедились, что факторов оценки существует много. Точно так же существует и множество методов, с помощью которых эти оценки рассчитываются. Одним из наиболее часто используемых методов является оценка компании по стоимости акций другого предприятия, имеющего схожий профиль. Найти похожее предприятие, которое к тому же должно быть акционерным и акции которого должны продаваться на рынке, — это есть и искусство и наука. Во-первых, искомая форма должна относиться к той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, поскольку, по идее, в этом случае все у них должно быть похожим — и рынки, и проблемы, и производственная структура, и возможности сбыта, и получаемые доходы. Обратитесь к отраслевым справочникам, в которых публикуются данные по предприятиям, входящим в отрасль, такие, как их размеры, уровень диверсифицированности, уровень выплат по дивидендам, доля заемных средств в капитале и темпы роста, и подберите компанию, данные которой наиболее близки к аналогичным показателям оцениваемого предприятия. Этим методом трудно получить точную оценку, поскольку найти по-настоящему похожую компанию бывает нелегко. Хорошие результаты удается получить обычно только тогда, когда оценивается крупная частная фирма, поскольку структура таких фирм, как правило, ближе к структуре акционерных обществ, входящих в ту же отрасль.

Второй распространенный метод оценки — расчет приведенной (текущей) стоимости будущих денежных поступлений. Данный метод основан на приведении денежной суммы, которая может быть выручена от продажи предприятия в будущем, к сегодняшнему дню (к моменту оценки) с помощью поправок на рост стоимости капитала во времени и на риск. Обычно считается, что этот метод позволяет более точно отразить истинную цену предприятия в глазах инвестора, чем расчеты, построенные на прибыли, поскольку инвестора интересует не прибыль, а наличные деньги — ведь только их и их эквиваленты можно пустить обратно в дело. Метод заключается в пересчете будущих доходов от продажи акций предприятия (предполагается, что оно будет превращено в акционерное) с момента продажи на момент, когда составляется его оценка. Для этого необходимо прежде всего оценить длину периода между моментом оценки и моментом продажи. Затем необходимо оценить его будущую денежную стоимость на момент продажи — либо по прогнозной оценке суммы, умноженной на коэффициент, равный отношению рыночной цены к дивиденду7; либо просто по ликвидационной стоимости на конец периода. Для того чтобы от этой оценки перейти к оценке сегодняшнего дня, нужно умножить ее на дисконт времени (поправка с учетом длины периода) — в данном случае дисконт времени будет равен стоимостному дисконту (требуемый инвестором рост стоимости капитала) минус дисконт предпринимательского риска (оценка вероятности неудачи проекта).

Следующий метод оценки — оценка по восстановительной стоимости — используется редко, в основном только для страхования или в том случае, когда предприниматель имеет нечто уникальное и потому особенно привлекательное для покупателя. Как подсказывает само название метода, такая оценка равна той сумме, которая потребовалась бы для замены имущества предприятия аналогичным.

Метод балансовой стоимости, как следует из названия, — это оценка стоимости фирмы по ее скорректированной балансовой стоимости, или чистой стоимости материальных активов.

Корректировка балансовой стоимости заключается в пересчете всех материальных активов фирмы — зданий, сооружений, оборудования, земли и запасов на складе — с учетом их обесценения или подорожания. Необходимость такой корректировки связана с тем, что в балансовом отчете все эти активы отражаются не по их рыночной стоимости, а по стоимости приобретения.

Метод балансовой стоимости прост в употреблении и часто применяется для оценки новых или сравнительно новых предприятий. К нему прибегают, если нужно быстро оценить стоимость предприятия, единственный владелец которого умер, или срочно требуется продать предприятие, а также при оценке предприятия со спекулятивными или весьма неустойчивыми доходами.

Следующий метод — метод оценки доходов. При оценивании фирмы этот метод используется почти всегда, поскольку потенциальный инвестор узнает из такой оценки, на какую прибыль он может примерно рассчитывать. Потенциальный будущий доход определяется на основе скорректированных данных о доходах от основной деятельности за последние несколько лет. Поправка делается на те непредвиденные расходы, которых бы не было, если бы предприятие было не частным, а акционерным. Затем эта оценка умножается на коэффициент, равный нормальному на сегодняшний день для данной отрасли соотношению между рыночной ценой акции и дивидендом и скорректированный с учетом уровня инвестиционного риска. Если предприятие связано с большим риском и ожидается, соответственно, большой рост стоимости капитала, этот множитель будет выше, если нет— ниже.

Развитием этого подхода является факторный метод, в котором стоимость фирмы определяется с учетом трех факторов: дохода, размера выплат по дивидендам и балансовой стоимости. Делается это так: по каждому из этих факторов строится своя оценка предприятия, этим оценкам назначаются веса и вычисляется средневзвешенная, которая и дает полную факторную оценку фирмы.

И наконец, оценка по ликвидационной стоимости, метод, который дает самую низкую оценку стоимости компании. Нередко ликвидационную стоимость бывает трудно определить, особенно если приходится учитывать издержки и потери от продажи запасов, выплаты выходных пособий служащим, оборот последних счетов к получению, распродаж активов и других операций, связанных с ликвидацией предприятия. Тем не менее, попробовать построить такую оценку стоит, поскольку инвестору полезно будет знать и минимальную оценку стоимости фирмы.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:390

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.