Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Феноменология педагогического конфликта. Практика показывает, что большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимися происходит на первой стадии взаимодействия, т. е. при сообщении педагогом какой-либо информации. Ибо именно на этой стадии педагог стремится придать поведению учащихся определенную направленность. Причин этих затруднений две. Первая состоит в отсутствии взаимопонимания, а вторая – в отсутствии согласия учащегося с позицией педагога (конфликт)

Взаимопонимание. Нарушения взаимопонимания в межличностном взаи­мо­действии учителя и ученика могут происходить по причине смыслового барьера. Возникновение смыслового барьера можно рассматривать как признак отсутствия внимания и индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Смы­с­ловой барьер по отношению к конкретному педагогу, возникнув однажды, проявляется уже независимо от того, какое требование предъявляет данный педагог к учащемуся. Наиболее распространение причины возникновения такого рода барьера:

– не учет мотивов поведения учащегося, а нередко и приписывание ему таких мотивов, которых в действительности у учащегося не было.

– педагог объективно прав, но учащийся не согласен с ним, так как не осознает действительных мотивов своего поведения.

Смысловой барьер может возникнуть и по отношению к конкретному требованию. Основной причиной в данном случае будет безрезультатное повторение одних и тех же требований, которые, как правило, становятся привычными и учащиеся перестают их воспринимать. Это случается с теми требованиями, смысл которых различен для педагога и учащегося. Наблюдаются две типичных ошибки, которые делают проблематичным взаимоотношение между педагогом и учащимся: педагог в обращении ориентирован на себя, а не на учащегося; педагог невнимательно слушает.

Конфликт. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п. Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошиб­кам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Рыбакова выделяет следующие конфликты педагогических ситуаций:

– ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

– ситуации (конфликты) поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

– ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Ситуации и конфликты деятельности. Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Ситуации и конфликты поступков.

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вырваться совершенно разными мотивами. Учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда и стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок.

Ситуации и конфликты отношений. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

Отношения между учителем и учениками гармоничны, если учитель интересуется учениками, условиями их жизни, знаниями вне школы. Это дает возможность реализовать воспитательную ценность ситуации или конфликта. Иначе возможен разрыв отношений.

Виды конфликтов в системе педагогического взаимодействия. Младший школьный возраст.Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. Эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьного школьника.

Для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя. В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное.

Конфликтующими сторонами могут быть все участники учебно-воспита­тельного процесса, в том числе и родители школьников, руководители методических служб и управленческого аппарата. По характеру возникновения конфликты в младших классах могут быть внезапными, непредсказуемыми. Сравнение частоты возникновения стрессогенных конфликтных ситуаций в младших, подростковых, старших классах позволяет сделать заключение о том, что младшие школьники существенно реже своих старших товарищей оказываются вовлеченными в события конфликтного рода.

Анализ и обобщение конфликтных происшествий в начальных классах по содержанию и сценарию можно условно разделить на три группы: дидактические, этические , запредельно-этические.

Конфликты дидактического характера. Доминирует три группы взаимоотношений ученик-учитель, где возникают психотравмы школьников. Происходят они на уроке и касаются не методики в ее собственном значении, а поведения учителя, т.е. его тактики, стиля, реакции на поступки учащихся. Сильнее всего на психику учащихся влияют в негативном плане происшествия, вызванные приемами дисциплинирования младших школьников. Вторую группу конфликтогенных ситуаций в начальных классах образуют поступки учителей, которые могут объединяться термином «дискриминация» по отношению к учащимся. Например, необъективность ко всем по отношению к школьникам с неодинаковыми успехами в учебе.

Третью группу дидактических конфликтов образуют события, происходящие в ситуациях оценки успеваемости младших учащихся. Причинами недоразумений могут быть: отсутствие строгих единых критериев и измерителей уровня знаний учащихся, особенно по гуманитарным предметам. Среди прочих конфликтных ситуаций в условиях дидактических взаимодействий учителя с младшими школьниками встречаются такие, как служебная недисциплинированность учителя, наблюдаема его подопечными, пренебрежение к отстающим, демонстративное потакание школьникам, чьи родители имеют ту или иную форму власти над учителем, публичное посрамление ученика за дурные привычки (грызет ногти, шмыгает носом, уходит в себя)

Конфликты этики. Наиболее стрессогенные конфликтные ситуации, которые граничат с фактами профессиональной слабости и даже пригодности человека выполнять функции учителя младших школьников вообще. Существенное значение для формирования этической позиции учителя начальных классов имеет ряд этико-педагогических и интроспективных аналитических и предписывающих истин. Не получая от малышей сигналов о недопустимости того или иного поступка, учитель привыкает к ним.

Запредельно-этические конфликты. Термин «запредельно-этические» конфликты введен для обозначения грубых антипедагогических форм поведения учителей начальных классов. Если в предыдущей группе бестактность педагогов хотя и оказывалась стрессогенным фактором, однако ее проявления могут быть при определенных допусках отнесены к извинительным, принимая во внимания чисто человеческие срывы педагогов. Существует две разновидности педагогических правонарушений: словесное оскорбление, наносимое, как правило, публично и физические воздействия. Последствия на ребенка подобных воздействий может быть различным, так как ребенок приходит в школу с уже сложившимся в семье стереотипом отношений и определенным жизненным опытом.

Подростковый возраст.В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые приобретают конфликтный характер. В этот противоречивый период взросления наблюдается активная реакция ребят на многие события окружающей жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к происходящему, хотя ученики не всегда ясно представляют себе последствия своих поступков. Это основная потребность активизирует целый «куст» связанных с ней потребностей, характерных для этого возраста. К ним можно отнести следующие:

– потребность в самовыражении проявляется у подростка в повышенном интересе и уважении к себе;

– стремление отстоять свое мнение;

– защититься от грубости в обращении с ним ответной грубостью, но отнюдь не молчаливым смирением.

Усиление половой идентификации приводит к тому, что мальчики стремятся демонстрировать «мужское поведение», а девочки – «женское», что при феминизации школы не всегда одобряется женщинами- учителями, и создает конфликтогенные ситуации. Для подростка нужно быть принятым группой сверстников они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе. Характерная для подростка потребность в равноправном общении с взрослыми выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. В ответ он, как правило, не выполняет требований взрослых, идет на открытый конфликт с учителем.

В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер взаимодействия с ними значительно усложняется. Наиболее частые ситуации, которые провоцируют конфликты: озорство на уроках, «кнопка на стуле», конфликты статусов, дети учителей, конфликты с учителями физкультуры конфликты на уроках, с кем сидеть за одной партой. Неадекватность реакции ученика на замечания учителя занимают не последнее место. Неадекватность реакции ученика на замечания учителя можно объяснить подростковым максимализмом, стремлением к самоутверждению. Инициативу в разрешении конфликта лучше взять на себя учителю, объективно оценив ситуацию. Виды конфликтов в этом возрасте следующие: дидактические, конфликты дисциплины, этические, запредельно-этические.

Юношеский возраст.Юность чрезвычайно значимый период в жизни человека – период становления личности. Этот период связан с чувством независимости, которое приносит сильнейшее переживание, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Юношеский возраст охватывает завершающий этап обучения в средней школе, поступление в ВУЗ, средние специальные заведения и обучение там. Последнее связано со множеством перемен: изменение ситуации обучения, расширение круга общения и др. В силу указанных выше особенностей этого возраста конфликтные ситуации могут возникать в любых сферах деятельности и отношений.

Весьма распространенным фактом нарушения равновесия в отношениях старшеклассников с учителями выступают противопоставления учащихся требованиям старших, отстаивание своей точки зрения, протест против навязывания педагогической воли. Протест старшеклассников в его коллективной форме вызывают такие решения и действия педагогов, как несправедливая оценка товарищу, навязывания учителями в лидеры своего любимца, принудительное вовлечение в кружок по своему предмету.

Конфликты дисциплины. По сложившемуся в педагогике представлению дисциплина старшеклассников в отличие от поведения подростков не служит причиной большого беспокойства. К сожалению, практика опровергает завышенное представление о социальной зрелости старшеклассников, их уважение к дисциплине и порядку. Доминируют ординарное нарушение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, непослушание.

Конфликтогенное поведение педагогов. Здесь доминируют две группы аномалий: ошибки в дидактическом процессе и проявление бестактности по отношению к старшеклассникам. Среди пороков учителей на первом месте может быть поставлена научная узость и отсутствие эрудиции в преподаваемом предмете.

Одним из факторов, провоцирующих конфликты между старшеклассниками и их учителями, являются противоречия при оценивании знаний: манипуляции с оценками, использование их не по назначению, выставление заниженных баллов и т.д. Среди причин возникновения неприязни старшеклассников к учителям и неизбежности затянутых конфликтов зафиксированы факты педагогического диктата. Он выражается в предъявлении школьникам безапелляционных требований, которые чаще всего мотивированы учителями, но воспринимаются учащимися негативно.

Конфликты студенчества. Причины и характер конфликтно-стрессогенных событий в студенческой жизни существенно отличаются от подобного рода происшествий в школьной. Можно условно выделить несколько групп конфликтов:

1. Самую многочисленную составляют конфликты, возникающие в сфере дидактических процессов. Здесь доминируют нервные переживания при оценке учебных успехов студентов на сессии и на экзаменах по отдельным предметам. В числе неврогенных называют не только стрессовые экзамены, но и вступительные, государственные, зачеты и, реже, дипломные работы.

2. Конфликты в межличностных отношениях студентов.

3. Стрессогенные ситуации, возникающие на почве неблагополучия в быту, режиме.

4. Финансовые затруднения студентов.

Как видно, основное поле возникновения конфликтных переживаний находится в области дидактического взаимодействия преподавателей и студентов.

Условия оптимизации педагогического взаимодействия. Психологи, занимающиеся исследованиями проблем обеспечения условий эффективного взаимодействия, сформулировали ряд требований к личностным качествам взаимодействующих людей:

1. Если педагог не способен исключить неприязнь из своего отношения к личности учащегося, ему следует отказаться от роли воспитателя.

2. Необходимо научиться видеть себя глазами своих воспитанников, это помогает не только лучше понять их, но и контролировать свое отношение к ним.

3. Уверенность и сила педагога не должны подавлять учащихся. Необходимо так вести себя с учащимися, чтобы он понял, что педагог искренен, правдив и достоин доверия с его стороны.

4. Давать понять учащемуся, что педагог, как и любой человек, может находиться в любом состоянии: беспокойства, огорчения, обиды. При этом эти состояния не обязательно могут быть связаны с учащимися.

5. Учится не претендовать на свободу и независимость учащегося, позволить иметь ему свое мнение, свои пристрастия, ценности и особенности.

6. Обладать способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность, даже если этот учащийся доставляет огорчения или вызывает чувство досады.

7. Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося. Принимать его индивидуальность во всех ее проявлениях.

8. Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. Никакие насильственные меры не только не ведут к исправлению, перевоспитанию, но и напротив, усиливают многие дефекты личности учащегося.

9. Развивать в себе способность воспринимать учащегося как постоянно изменяющуюся и развивающуюся личность.

Эффективное поведение учителя в конфликте зависит от следующих условий:

– умение акцентировать внимание на поступках, поведении, а не на личности ученика; учитель должен быть твердым и в тоже время доброжелательным;

– умение обращать внимание на свои негативные эмоции;

– не усиливать напряжение; учитель ошибается, когда в ответ на выходку учащегося делает следующее: повышает голос, оставляет за собой последнее слово за собой, начинает кричать, использовать сарказм, использует физическую силу и т. д.;

– умение обсудить поступок позже;

– позволить ученику «сохранить лицо»;

– надо демонстрировать модели не агрессивного поведения.

Психологический конфликт в группе детского сада. Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами; другие очень скоро оказываются в подчинении у первых; третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их; четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться ни как субъект деятельности, ни как личность.

Исследователи лишь недавно обратили внимание на детские конфликты, или споры. Если судить по словесной аргументации, то в спорах со сверстниками, братьями, сестрами и родителями дети демонстрируют поразительно высокий уровень социального понимания и способность выстраивать доказательства, исходя из социальных норм и понятий. Даже 3-летние дети могут обосновывать свое поведение, исходя из социальных норм (Сейчас моя очередь!) или доказывать неправоту других, указывая на последствия их действий («Стой, так ты сможешь ее сломать!»). Фактически, наблюдения за детскими словесными перепалками в дошкольные годы обнаруживают неуклонное развитие понимания детьми социальных норм, их особенности учитывать позицию другой стороны и аргументировать свою собственную, исходя из усвоенных правил и антиципируемых последствий поведения.

Сверстник в этот период необходим ребенку, прежде всего со стороны своих игровых качеств: игра на данном этапе приобретает личностный смысл. Особенно активно сверстники избегают контактов с ребенком, у которого недостаточная сформированность игровых навыков сочетается с незнанием положительных способов сотрудничества, так как он постоянно вмешивается в игры, мешает их проведению, невольно разрушает созданные детьми постройки. Порождая конфликтную ситуацию между ребенком и сверстниками, несформированность игровых навыков обнаруживается в игровом взаимодействии детей и ведет к противоречию между требованиями партнеров и объективными возможностями ребенка в игре. Причину такой операциональной неготовности к детскому саду следует искать в семье.

Со второй половины среднего дошкольного возраста начинают возникать детские жалобы на то, что «не берут играть», которые отражают ущемленность существенной для ребенка потребности. Острый конфликт со сверстниками с последующим отчуждением ребенка от детской группы наблюдается тогда, когда, владея игровыми навыками, а также способами сотрудничества, ребенок реализует подобные умения лишь частично: излишняя двигательная активность или замедленность действий ребенка.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2292

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.