Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Краткий курс лекций 1 страница

Примерные темы рефератов

для студентов отделения заочного обучения ТГАКИСТ

1. Педагогическая профессия в ХХ1 веке.

2. Информационное общество и педагог.

3. Формировании е социально-нравственной и профессиональной направленности личности педагога.

4. Педагогическая культура учителя и ее развитие.

5. Моя профессия – педагог.

6. Мастерство педагогического воздействия в условиях преподавания.

7. Управление конфликтными ситуациями, возникающими в процессе преподавания.

8. Организация процесса музыкально – педагогического общения, его стиль.

9. Профессионализм руководителя образовательного учреждения.

10. Обучение как специфический процесс развития личности ребенка.

11. Формы организации образования. Критерии и способы оценки успеваемости обучения.

12. Сущность, принципы и современные концепции воспитания.

13. Великий русский педагог К.Д. Ушинский и его вклад в разработку научной педагогики.

14. Педагогическая система А.С. Макаренко.

15. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.

16. Продуктивные идеи, методы и средства обучения и воспитания Ш.А. Амонашвили.

17. Педагогика сотрудничества.

18. Социальный заказ на качественное обучение и пути его реализации.

19. Воспитание личности в коллективе. Проблемы взаимодействия коллектива и личности и их решение.

20. Новейшие педагогические технологии.

 

Глава I. Введение в педагогическую деятельность

 

Лекция 1.

Тема: «Общая характеристика педагогической профессии»

1. Возникновение и становление педагогической профессии

2. Особенности педагогической профессии

3. Гуманистический характер педагогической профессии

4. Коллективный характер педагогической профессии

5. Творческая природа труда педагога

В глубокой древности, когда еще и не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи. Это составляло главный смысл существования. Тогда передача накопленного опыта происходила в процессе труда. Дети с ранних лет включались в труд, который заключался в добывании пищи.

Позднее, когда совершенствовались орудия труда и стали добывать больше пищи, появилась возможность не привлекать к этой работе детей, стариков, больных. У отдельной группы людей появились другие обязанности: хранить огонь, присматривать за детьми, за больными. По мере совершенствования труда и орудий труда, возникла необходимость передачи опыта пользования сложными орудиями труда и трудовых процессов молодому поколению. Так возникла социальная группа людей – т.е. воспитателей, обязанностью которых стала передача опыта. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Таким образом, возникновение педагогической профессии имеет объективные основания: общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без использования опыта, которое они получили в наследство.

Так появились воспитатели! Русское слово «воспитатель» происходит от основы «питать». Поэтому слова «воспитывать» и «вскармливать» могут рассматриваться как синонимы.

В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. Как видим, это важно, ответственно и требует особых навыков.

Слово «учитель» появилось позднее. Видимо, тогда человечество осознало, что знания есть ценность и, что необходима особая организация деятельности детей, в процессе которой дети приобретали бы знания и умения. Такая деятельность получила название обучение.

В древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные, талантливые, вольнонаемные граждане. Их называли: педономы (передача норм, законов), педотрибы (передача требований, правил), дидаскалы (дидактика - наука о теориях образования, (теория передачи опыта), педагоги (передача опыта, научение).

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, владеющие основами наук, знающие различные языки, много путешествовавшие, много видевшие, знающие культуру и обряды разных народов.

В литературе о Древнем Китае упоминается, что еще в XX в до н.э. существовало министерство ведавшее просвещением народа, которое назначало учителями древнейших людей.

В средние века учителями, как правило, были священники, хотя в городских школах, университетах учителями становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и воспитателя

Владимир Мономах (1053-1125гг) в «Поучении» писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете – учитесь. Добро же творя – не ленитесь ни на что хорошее». В его работах раскрывается основной свод правил жизни. которым он следовал сам. Он советовал:

- любить свою Родину;

- заботиться о природе;

- творить добро;

- не грешить;

- уклоняться от злых дел;

- быть милостивым.

Обратите внимание, как актуально звучат слова Владимира Мономаха сегодня.

В Древней Руси учителей называли мастерами. Мастеров-ремесленников и тогда и сейчас называют уважительно – Учитель. В любой профессии: токарь, слесарь, музыкант, спортсмен-тренер, школьный учитель, которых считают специалистами своего дела часто называют мастерами. «Мой первый учитель – моя мать! И самые главные учителя – мои родители!» -это тоже мастера.

Профессию «учитель» воспевали во все времена великие поэты и писатели. Мы будем много раз обращаться к мудрым изречениям. Задачи, вставшие перед школой, перед образовательной системой, менялись на разных этапах развития общества. То больше внимания обращалось на обучение, потом на воспитание, то наоборот, воспитание потом обучение. Акценты менялись. Но мы это назовем ошибкой. Есть диалектическое единство обучения и воспитания. Нельзя обучать не воспитывая и нельзя воспитывать не обучая. Передовые мыслители никогда не противопоставляли обучение и воспитание.

Великим мыслителем в Китае называли Конфуция (551-479 гг. до н.э.).

В беседе с учеником:

Ученик: эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?

Учитель (Конфуций): Обогати ее!

Ученик: Но она и так богата. Зачем же ее обогатить?

Учитель: Обучи ее!

Великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670гг), 78 лет посвятивший педагогике. Он мечтал дать народу собранную воедино мудрость мира, написал десятки учебников, больше 260 педагогических произведений. Коменский ввел такие понятия как «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и др. Коменский говорил «профессия учителя превосходна как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с:

- садовником в саду;

- скульптором;

- архитектором;

- полководцем, ведущем борьбу с варварством и невежеством.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827гг) 81г., Швейцарский педагог настолько был предан педагогике, что отдал все свои сбережения на создание детских приютов. Всю свою жизнь И.Г.Песталцци посвятил сиротам, он и мечтал сделать детство школой радости. На его могиле стоит памятник со словами: «Все для других, ничего для себя!»

Константин Дмитриевич Ушинский – великий педагог России (1824-1870гг) прожил всего 46 лет, но получил славу и имя Отец русских учителей. Его учебники переиздавались колоссальное количество раз. Например «Родное слово» переиздавали 167 раз. Его педагогическое наследие составляет- 11 томов. Педагогические произведения Ушинского сохраняют научную ценность и сегодня. О профессии учителя он писал: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородно и высоко в прошедшей истории людей и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело скромное по наружности, одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939гг) 51 год. Его заслуга в том, что в годы командно-административного управления он противопоставлял командной субъектобъектной педагогике

педагогику гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую в творческие силы и возможности человека. Особое значение имеет теория детского коллектива, которая внедряет в себя методику индивидуализации воспитания. Он считал, что: «Работа воспитателя самая трудная, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

 

2. Особенности педагогической профессии

Принадлежность человека к любой профессии проявляется в особенностях его деятельности, в образе мышления. По классификации, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию отличают:

- образ мыслей (дума о ребенке, его возможностях и др.);

- повышенное чувство долга (перед государством, родителями, ребенком);

- повышенное чувство ответственности (за качество знаний, за уровень воспитания).

Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек», заключается в том, что она относится к классу преобразующих и к классу управляющих профессий одновременно.

Цель деятельности педагога – становление и преобразование личности. Педагог призван управлять процессами интеллектуального, эмоционального и физического развития личности, формированием духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют отношения с людьми. Другим профессиям тоже нужны взаимоотношения и взаимопонимания, но у педагога задача – понять общественные цели и направить усилия других людей (подрастающее поколение) на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности связанной с социальным управлением, состоит в том, что она имеет двойной предмет труда. Что это? С одной стороны – взаимоотношения с людьми. С другой, от педагога требуются специальные знания своего предмета. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

В профессии педагога умение общаться становится профессионально необходимым качеством (например: начинающий учитель, его«барьеры»-скромность, неуверенность и наоборот, учитель - стажист,его «барьеры»- уверенность, черствость). Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет:

- гуманистический характер;

- коллективный характер;

- творческий характер.

а) Гуманистическая функция педагогической профессии.

За педагогической профессией исторически закрепились 2 социальные функции – адаптивная и гуманистическая.

Адаптивная – связана с приспособлением учащегося (воспитанника) к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации.

Гуманистическая «человекообразующая» – связана с развитием личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации и запросам общества, а с другой – сам, будучи хранителем и проводником культуры, осуществляет цели развития личности как синтез (объединение) всех богатств человеческой культуры, т.е. работает на будущее. Все выдающиеся педагоги прошлых лет и настоящие учителя сознательно выдвигали и выдвигают на первый план стремление служить будущему.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866гг), которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. Он писал: «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным человеческим целям». В реализации этой цели считал, что особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910гг) видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. Он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу – он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец или мать, он будет лучше того учителя, который прочел много книг, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу к ученикам. Он - совершенный учитель».

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970гг) директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи созвучны с нашей современностью. Он говорил: «Век математики – хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». Воспитание во имя счастья ребенка – таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А. Сухомлинского, и его практическая деятельность доказала, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая мудрость, все методы и приемы обучения воспитания несостоятельны.

Наша задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого интеллектуального полноправного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». Все сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им придется включаться в ближайшее время. Это вовсе не означает, что учитель не может создавать трудностей для ученика, ставить сложные задачи, преодолевая которые ученик воспитывает в себе потребности правильно изменить себя и общество. В противном случае, про таких говорят «маменькин сынок». Задача учителя не приспособленца воспитывать, а человека со своим характером, своей волей, человека социально-ориентированного.

Давайте сформулируем, что значит формирование социально-ориентированная личности. Формирование соцально-ориентированной - личности- это гуманистическое воспитание школьника. Здесь нет назидательности, авгоритарного администрарования, мелочной опеки, поучительства. Речь идет об опосредованном влиянии на личность, о приобщении ее к духовным ценностям нации, культурному наследию России, социальному опыту предшествующих поколений через систему массовых коммуникацй- печать, радио, телевиление, кино, через примеры истинного служения отечеству наших предков и наших современников; через образовательную, культурную , социальную деятельность государственных и негосударственных учреждений, организаций, где реализуются непосредственные взаимосвязи личности и общества, происходит укоренение личностного сознания, его норм и требований.

Это то, над чем должен работать учитель.

б) Коллективный характер педагогической деятельности

Если в большинстве профессий группы «человек-человек» результат зависит от одного человека, от представителя профессии (врач, библиотекарь, продавец, водитель и т.д.), то в педагогической деятельности невозможно сказать, что здесь вклад одного человека (педагога), здесь и семья и социум, и друзья, и враги, т.е. воздействуют на воспитанника различные субъекты и источники.

Большое внимание и значение формированию педагогического коллектива придавал А.С. Макаренко. Он считал, что «должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Роль здесь огромна прежде всего руководителя коллектива (руководитель учреждения, учитель, классный руководитель и т.п.). А.С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. Он говорил: «Самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемым хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет в разрез с педагогическим коллективом». И далее: «Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее и вреднее».

Огромный вклад в формирование педагогического коллектива внес В.А. Сухомлинский. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, он установил: «Чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель».

в) Творческая природа труда учителя

Педагогическая деятельность наука имеет не только количественную меру (сколько?), но и качественную (как?) характеристику. Содержание труда учителя можно правильно оценить лишь определив уровень творчества в его работе. Уровень же творчества отражает степень использования своих возможностей для достижения цели. Творческий потенциал любого человека, в т.ч. педагога характеризуется рядом особенностей личности. Существует немало таких признаков. В них выделяют:

- способность личности замечать и формулировать альтернативы;

- подвергать сомнению на первый взгляд очевидное;

- избегать поверхностных формулировок;

- умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности (пофантазировать);

- увидеть перспективу;

- умение отказаться от авторитетов;

- умение увидеть знакомый объект с другой стороны, в новом контексте;

- готовность отказаться от теоретических суждений, деление на черное и белое, отказаться от категоричности.

В общем, творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений. Творчество имеет разные уровни:

- для одного (характерно использование уже существующих знаний их расширение и применение);

- для другого (создание совершенно нового подхода, изменяющие привычные взгляды на объект или область знаний).

Есть большие отличия между творчеством учителя и творчеством других профессий (ученый, инженер). В педагогической деятельности нет цели создания социально ценного нового, оригинального, ведь продуктом деятельности педагога всегда считается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор создает сою систему, но она является лишь средством получения наилучшего результата. Творческий потенциал учителя (педагога) формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений, навыков, позволяющие находить новые решения проблем, в чем и заключается совершенствование и использование своих профессиональных функций. Это эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель, который на основе анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы, путем творческого воображения и мысленного эксперимента, тонкого и тщательного расчета может предвидеть будущий результат.

Но опыт показывает, что творчество приходит к тем и только тогда, когда человек добросовестно относится к своему труду, само собой ничего не получается. Только тогда, когда есть стремление к повышению своего профессионализма, исполнению знаний- проявляется творчество.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Учителю приходится решать огромное количество задач в самое короткое время. Но он как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами:

- анализ педагогической ситуации;

- проектирование результата;

- анализ имеющихся средств;

- оценка полученных данных;

- формулировка новых задач.

Разные ученые несколько по-разному трактуют или формулируют понятие«творческая личность». Молявко В.А. называет семь признаков творческой личности:

1. Оригинальность.

2. Эвристичность.

3. Фантазия.

4. Активность.

5. Концентрированность.

6. Четкость.

7. Чувствительность.

Но можно продолжить эти качества: инициативность, самостоятельность, чувство нового, стремление к познанию, способность к преодолению инерции мышления, целеустремленность и т.д.

А.К. Макаренко формулирует: «Педагогическое творчество – это процесс, идущий от усвоения того, что было уже накоплено в педагогическом опыте, к изменению, преобразованию существующего педагогического опыта».

В.А. Загвязинский выделяет следующие уровни педагогического творчества:

- новаторство. В педагогике оно связано с открытиями, их авторы утверждают идеи, способные преобразовать педагогическую действительность;

- изобретательство. Педагоги разрабатывают и внедряют новые элементы педагогических систем;

- рационализаторство. Оно воплощается в усовершенствованиях, связанных с модернизацией и ориентацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств обучения и воспитания.

Но сколько бы ни было формулировок мнений – ясно одно: каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше.

 

Лекция 2.

Тема: «Психологическая, профессиональная деятельность личности педагога»

1. Сущность педагогической деятельности

В предыдущей лекции мы говорили, что педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Для того, чтобы быть компетентным в управлении процессом развития личности. Необходимо обладать определенными навыками и знаниями. Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу накопленных человечеством культуры, опыта от старших поколений младшим, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Вполне понятно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители, производственные группы, а также СМИ. Однако, деятельность педагога - это деятельность профессиональная, а во всех других случаях – общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек, в т.ч. и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

Педагогическая деятельность как профессиональная, организована в различных специальных образовательных учреждений: детские сады, школа, ВУЗ и т.д. Сущность педагогической деятельности обнаруживается при анализе ее цели.

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая многими рассматривается как идеал гармоничного развития личности. Это общая стратегическая педагогическая цель достигается созданием условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом в процессе обучения и воспитания.

Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она разрабатывается и формулируется как отражение развития, предъявляя совокупность (или определенные) требования к современному человеку с учетом его возможностей (духовных и природных). Далее в этих требованиях заключаются с одной стороны интересы и ожидания различных социальных групп, а с другой потребности и стремления отдельной личности. Нередко они приходят в противоречия.

А.С. Макаренко уделял большое внимание разработке проблем целей воспитания, он никогда не сводил цели к общим формулировкам. Наоборот, он был против сведения целей воспитания к аморфным определениям, например «человек-коммунист», «гармоничный-человек», «гармоничная личность» и т.д. А.С. Макаренко был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности, ее индивидуальности.

В качестве основных объектов педагогической деятельности ученые выделяют:

- воспитательную среду;

- деятельность воспитанников;

- воспитательный коллектив;

- индивидуальные особенности воспитанников.

А реализация педагогической деятельности происходит в решении таких социально-педагогических задач, как:

1. формирование воспитательной среды, т.е. не просто воспитательная среда, а та, которая нам необходима;

2. в организации деятельности воспитанников необходимо организовать, направить деятельность воспитанника в нужном для нас, для общества направлении;

3. создание воспитательного коллектива (умелое, заботливое, необходимое воспитание в коллективе);

4. развитие индивидуальности личности. Развитие способностей, памяти, формирование потребностей к самовоспитанию и самообразованию и т.д. Цель педагогической деятельности – явление динамическое.

Логика развития педагогической деятельности как динамического явления такова, что возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы, методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, она становится программой поэтапного движения к цели – развитие личности в гармонии с собой и социумом.

Основной функциональной единицей, с помощью которой реализуется педагогическая деятельность, является педагогическое действие, в котором проявляется единство целей и содержания. Педагогическое действие: урок, экскурсия, практическое занятие, лекция беседа и др. является как общим, так и отдельным богатством, так как в процессе педагогического действия мы решаем и общие задачи и задачи для отдельно взятого человека. Педагогическое действие имеет логически обоснованных две формы. Сначала решается познавательная задача на основе имеющихся знаний и умений ребенка. После того, как психологически эта задача будет решена, решается практическая задача, здесь может возникнуть некоторое несоответствие между средствами и объектами идеологического влияния, это сказывается на результатах действия учителя. Поэтому процесс из формы практического акта переходит в форму познавательного акта. Например, учитель математики объясняет и показывает как правильно решать уравнение, –это есть познавательная часть. Убедившись, что познавательная задача решена, учитель дает практическое задание. При проверке выполненных заданий вдруг обнаруживается, что не все справились с заданием и тогда учитель снова переходит к познавательной части, объясняя правильность решения уравнения.

Что значит противоречие между средством и объектом? Учитель использует отдельные средства доска-мел, компьютер, видеотехника и др. Объект – ученик воспринимает процесс неадекватно, один –схватывает, как говорится на лету, другой воспринимает с трудом, третий вообще не воспринимает. Для учителя есть предмет для размышления, чтобы добиться необходимого результата. Таким образом, деятельность педагога по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней.

Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанных задач не может решаться на основе какого-либо алгоритма. Но если и существует где-то какой-то алгоритм, то применение его разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагога связано с поиском новых решений педагогических задач.

2. Основные виды педагогической деятельности

Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в образовательном процессе, является преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности, а преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

 

Педагогическая и воспитательная деятельность понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания и целостности педагогического процесса. Обучение лишь условно, для удобства и более глубокого его понимания рассматривается изолированно от воспитания. В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, работающие над проблемами содержания образования, считают его неотъемлемой частью обучения; наряду со знаниями и умениями являются опыт творческой деятельности и опыт эмоционального отношения к окружающему миру. Без единства преподавания (З.У.Н) и воспитательной работы (элементы творческой деятельности и этапы эмоционального восприятия мира) формирование личности невозможно.

Дистервег говорил: «Целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты воспитывающее обучение и обучающее воспитание».

Сравним в общих чертах деятельность преподавания в процессе обучения и воспитательную работу, осуществляемую в целостном педагогическом процессе.

1. Итак, преподавание, осуществляемое в рамках организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные рамки (ограничения), строго определенные цель и способы их достижения (урок 40-45 мин, лекция 90 мин, беседа, консультация, экскурсия, 1,5 часа и т.д.). Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение цели. Научение нотной грамоте, цель: научить, где располагаются ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си и как они звучат.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:522

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.