Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 3. Региональные научные исследования в России и за рубежом

Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития привело в настоящее время к заметному расширению теоретических исследований в области размещения производства и регионального развития.

Однако, хотя региональная экономика — сравнительно молодая наука, нельзя сказать, что она формируется только сейчас. Подобно тому как политическая экономия начиналась с классической политической экономии Адама Смита и Давида Рикардо, региональная наука имеет своих классиков: немецкие ученые Иоганн Тюнен, Альфред Вебер, Вильгельм Кристаллер, Аугуст Леш, русские ученые Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский и др.

Несомненно, региональные исследования в России и в зарубежных странах связаны с проблемами административно-политического и экономического районирования. И не случайно повсеместно основой экономического районирования служило административно-территориальное устройство.

Формирование территории России началось около 1000 лет назад.

Ко времени правления Ивана Грозного была сформирована как государство большая часть европейской территории России. В этот же период были отправлены первые экспедиции за Уральские горы (Каменный пояс) с целью присоединения новых территорий и богатств.

При Петре I были осуществлены первые экспедиции которые занимались картографированием территории России. В частности, были нанесены на карту северные и восточные границы. Однако южные и западные границы оставались не определенными. Территория государства делилась на 8 губерний.

При Екатерине II территория государства была разделена на 40, а затем на 68 губерний. Проводимая ей политика постепенно закрепляла за Россией современные границы.

К началу ХХ века В состав Российской Империи входили: Россия, Финляндия, Польша, Белоруссия, восточная Украина, Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан), Казахстан и Средняя Азия (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан).

Польша получила независимость в 1914 году, Финляндия в 1918 году, остальные государства объединились в Союз Советских Социалистических республик.

Перед началом II Мировой войны в состав СССР вошли государства Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва), западная Украина, Молдавия.

Всего в состав СССР входили 15 союзных равноправных по статусу территорий.

В 1991 году распался СССР. В состав Российской Федерации вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей, 2 города федерального значения. С 2006 году на карте РФ стали происходить изменения, соответствующие Стратегии развития России на долгосрочную перспективу – укрупнение территорий: появился Пермский край, (объединили Коми-Пермяцкий АО и Пермскую область), затем образовались Красноярский (объединили Таймырский, Эвенкийский и Красноярский края), Камчатский (объединили Камчатскую область и Корякский АО) и Забайкальский (объединили Читинскую область и Агинский Бурятский АО) края. В 2008 году будет создан регион, объединяющий Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский АО. Планируются референдумы по объединению ещё нескольких территорий.

В региональных исследованиях выделяют 3 основных этапа

I этап - в 1909 году была издана научная работа «Теория промышленного штандорта» А.Вебера, которая рассматривала вопросы рационального размещения отдельного предприятия в регионе, определяла и анализировала основные факторы, влияющие на размещение единичного промышленного предприятия. Он выдвинул также идею создания «общей теории» размещения всех предприятий в совокупности, но не осуществил эту идею. Она считается основополагающей в развитии региональной экономики.

II этап – 30-е годы ХХ века – изучение вопросов размещения отраслей по территории государства. Основные представители этого периода:

- И. Тюнен открыл влияние фактора пространства на затраты и прибыль сельскохозяйственных предприятий, установил, что таким образом пространство влияет на специализацию предприятий.

- В. Кристаллер подошел к этой проблеме с противоположной стороны, начав не с объекта размещения (т. е. предприятия), а с места, точки размещения. Он создал и обосновал довольно стройную концепцию — теорию центральных мест, выявив роль городов и агломераций в формировании иерархической территориальной структуры страны.

- А. Леш пытался слить воедино идеи Вебера и Кристаллера в новой концепции экономического района («экономического ландшафта»).

Таким образом, уже в этот период более или менее четко определились основные направления региональной науки:

- локационное или «размещенческое» направление, ставящее своей задачей отыскать оптимальное место размещения предприятия;

- собственно региональное направление, стремящееся найти оптимальные размеры и структуру хозяйства данного центра или района;

- комплексное направление, пытающееся связать единой теорией и методом локационные и региональные проблемы.

В дальнейшем в зарубежных региональных концепциях произошла заметная эволюция взглядов на факторы размещения производства:

• переход от микроэкономической оценки размещения предприятия к макроэкономической;

• изменение роли старых факторов и появление новых (научно-исследовательская база, государственное регулирование экономики) развитие взглядов на фактор агломерации, введение понятия «инфраструктура»;

• эволюция методического аппарата для исследования факторов размещения производства, формализация учета влияния факторов.

Сам термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Айзард. Он считает, что региональная наука шире, чем региональная экономика, она должна изучать пространство, регионы (районы), локации (место размещения) и их системы. У. Айзард суммировал и проанализировал ряд работ (Вайгмана, Вебера и др.) в области создания общей теории размещения.

III этап -изучение вопросов размещения отраслей экономики между государствами и материками (ТНК).

В дореволюционной России: известный историограф и писатель Н. М. Карамзин («История государства Российского»), М. В. Ломоносов (термин «экономическая география»), В. Н.Татищев, П. П. Семенов-Тян-Шанский (разделил Россию на 14 естественных областей), К. И. Арсентьев («Начертание статистики Российского государства»), Н. П. Огарев («Опыт статистического распределения Российской империи»), С. Ю. Витте («Принципы национальной индустрии»)

В 1930 г. был образован Совет по изучению производительных сил. В. В. Леонтьева (автора метода «затраты-выпуск»), Н. Д. Кондратьева, А. Н. Челинцева, Г. М. Кржижановский (точка роста) и др.

В России региональная экономика начала складываться как наука сначала в рамках экономической географии с трудов экономистов географов Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского и др. Этим ученым принадлежит ряд трудов по вопросам экономического районирования, развития и размещения производительных сил, а также по общим проблемам экономической географии.

Н.Н. Баранского считают основоположником экономической географии в СССР, он автор многочисленных трудов по теории и методологии экономической географии.

Н.Н. Колосовский в середине 40-х гг. исследовал систему территориальных комплексов районного масштаба, создал фундамент для разработки теории ТПК (территориально-производственных комплексов). Он разработал метод энергопроизводственных циклов, ставший основным для экономико-географической характеристики районов, позволяющий более четко выявить структуру хозяйства и внутрирайонные производственные связи.

Энергопроизводственный цикл (ЭПЦ) — это закономерная цепочка производств, взаимосвязанных производственными процессами на общей для них базе главных видов энергии и сырья.

Колосовский в 1947 г. выделил восемь ЭПЦ и их совокупностей. В связи с НТП и вовлечением в производство новых видов сырья и энергии, их число удвоилось. Сейчас выделяют 16 ЭПЦ.

В дальнейшем проблемы региональной экономики изучали В.И.Видяпин, П.М. Алампиев, В.В. Кистанов, Е. Пробст, Э.Б .Алаев, Н.Н.Некрасов и др. Согласно их исследованиям, экономический район — это неотъемлемая часть народного хозяйства страны. Он занимает определенную территорию. Основные его черты: производственная специализация, уровень и структура производства, экономико-географическое положение, природные и трудовые ресурсы.

 

Тема 4. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов - субъектов Российской Федерации.

Переход России от авторитарного, планово-регулируемого, централизованного государства к рыночной децентрализованной системе способствовал значительному подъему национального самосознания живущих на ее территории народов, процессу обновления федеративного устройства, изучению, обобщению и осмыслению проблем развития федеративных отношений.

Федерация — это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. Федерация — это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеративные единицы имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы, наряду с этим образуются единое гражданство, единая денежная единица, принимается федеральная Конституция, имеющая верховенство над региональными.

Федерализм — понятие, обычно относимое к ряду политико-правовых. И это верно, если иметь в виду лишь принцип территориальной организации государства. Однако уже с первых шагов исторической жизни этого понятия, связанного с созданием федеративного государства США (1787) оно, несло в себе политолого-управленческий смысл. Американская модель федерализма трансформировалась применительно к особенностям конкретных государств. В частности, в одних странах федерализм характеризует территориальную форму организации государственной системы, в других, как в России, — национально-территориальную. Американская модель исключает принцип рецессии (выхода) штата из союза, тогда как в СССР такой принцип фактически присутствовал. Основные же черты американской модели сохранились и стали классическими принципами федерализма.

Современный федерализм — это национально-территориальная форма разделения власти и объектов управления между центральным (общегосударственным) субъектом и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление ими делами регионов в рамках единого государственного союза, наделенного полномочиями для защиты и реализации интересов всего сообщества. Федеративная система представлена несколькими государственными субъектами, объединившимися в единый политический союз для реализации общих целей. Субъекты образуются по территориальному или национально-территориальному признакам.

Являясь исторически необходимой формой государственного устройства, федерализм вместе с тем есть и принцип построения специфической системы государственного управления в многосоставном обществе, в котором субъекты федеративных отношений выступают самостоятельными полюсами разделенной власти и одновременно как части целого, как основные составляющие единой системы управления. Специфика федерализма как формы организации государственной власти и принципа управления заключает­ся в способе разделения труда (властных и управленческих функций) между государственными субъектами различных уровней системы управления, в территориальном разграничении объектов их деятельности и в сочетании централизации и децентрализации власти. Федерализм означает усиление демократии в управлении государством, процесс принятия решений распределяется между несколькими уровнями системы, а не сосредоточивается в одном месте, как это происходит в централизованном государстве. Участие граждан в управлении государственными делами становится доступней и эффективней.

В настоящее время в мире свыше 20 государств, имеющих федеративное устройство. Среди них есть страны, вступившие на путь постиндустриального развития (США, Канада, Германия), страны с высоким уровнем капиталистического развития (Австрия, Бельгия, Швейцария, Австралия), так называемые «новые индустриальные страны» (Индия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Малайзия), развивающиеся страны (Нигерия, Коморские острова, Федеративные Штаты Микронезии). Есть федерации и среди стран Персидского залива — Объединенные Арабские Эмираты.

Во многих зарубежных федерациях накоплен богатый опыт внутрифедеративных отношений, который, разумеется, в определенной мере, может быть учтен и при реформировании российского федерализма.

Анализ современного федерализма в мире свидетельствует о том, что повсеместно наблюдается тенденция к интеграции — экономической, политической, правовой. Создание и сохранение в пределах федеративного государства единого экономического рынка, единого экономического пространства. Это положение закреплено в конституциях многих федеративных государств.

В большинстве зарубежных федераций их субъекты (штаты, земли, провинции и др.), в отличие от субъектов конфедераций, не обладают суверенитетом. Они не имеют права выходить из состава федерации, не обладают верховенством своих законов над федеральными, лишены права самостоятельно осуществлять внешнеполитические связи. И, наконец, в федерациях четко просматривается интеграция права, т. е. в жизни субъектов федераций, функционировании их структур четко просматривается единообразие правового регулирования. Во многих зарубежных федеративных государствах это регулирование имеет три направления. Во-первых, это расширение компетенции центральных органов (что не противоречит процессу децентрализации власти, который характерен для западных стран); во-вторых, ограничение законодательства субъектов федерации (при одновременном расширении социально-экономического суверенитета) и, в-третьих, принятие субъектами федерации в основном единообразных и унифицированных правовых актов.

В России одной из наиболее сложных проблем в демократическом процессе, происходящем в стране, является, несомненно, проблема федеративного устройства, ибо она наиболее противоречива и разнопланова. В ней четко просматриваются существенные противоречия:

— между суверенизацией, повышением самостоятельности регионов-субъектов федерации и объективной потребностью сохранения целостности и упрочения общероссийской государственности в интересах всех народов и национальностей;

— между стремлением многих народов, этнических групп к национальной консолидации и процессами интеграции российского общества, имеющими социально-экономическую обусловленность;

— между специфическими интересами народов, которые четко выявились в ходе развернувшихся реформ, и необходимостью их согласования, взаимного поиска компромиссов при их реализации;

— между необходимостью согласованного проведения экономических, политических и социальных реформ на всей территории Российской Федерации и наличием значительных различий в уровнях социально-экономического развития регионов, различий в подходах, методах, темпах преобразований, что обусловливается их спецификой (исторической, демографической, этнической и т. д.).

Эти различия естественны, поскольку реальны существенные различия государственных, региональных и местных интересов, а в кризисных ситуациях — даже противоположность общих, территориальных и частных групп интересов. В переходные периоды, как, например, на современном этапе в России, на противоречия постоянные, естественные наслаиваются противоположности, разделяющие власти и отдельные слои населения, центр и некоторые региональные общности по вопросам, связанным с отношением к старым и новым государственным структурам и социально-политическим институтам. Основой деятельности по разрешению внутрифедеральных противоречий является государственная региональная политика, обеспечивающая самостоятельность региональных центров власти и субъектов управления и одновременно доминирование в конституционных рамках федерального центра. Принципы субсидиарности (договоренности), партиципации (участия), арбитрирования (обращение в случае конфликта к арбитру, посреднику) составляют органически взаимосвязанные элементы политического государственного руководства федеративными отношениями. Методологическим критерием разрешения противоречий служит требование достижения сочетания противоположностей, баланса интересов федерального центра и конкретного регионального субъекта.

Сегодня всем ясно, что развитие российской государственности должно идти по пути обновления федеративного устройства. Об этом говорят и пишут, этому посвящены многочисленные научно-теоретические и научно-практические конференции и симпозиумы.

Академик Е. Примаков выделяет следующие проблемы российского федерализма:

1. Стремление ряда руководителей регионов придать административным границам статус государственных.

2. Проблема оптимизации взаимосвязи межнациональных отношений и становления российского федерализма.

3. Оптимизация системы взаимосвязи центра, субъектов Федерации и местного самоуправления.

4. Дальнейшее совершенствование практики договорных отношений центра и субъектов Федерации.

5. Вопрос о соотношении между собственностью федеральной, региональной и муниципальной

6. Совершенствование практики предоставления трансфертов.

7. Проблема численности регионов.

Симметрию и асимметрию в отношении федераций можно рассматривать и с правовой точки зрения. Симметричная федерация — это такая политическая система в плане административно-территориального устройства, в которой субъекты наделены основным законом (Конституцией) страны такими существенными (эквивалентными) свойствами (правами), которые не затрагиваются в результате развития системы и ее элементов. То есть при симметричном административно-территориальном устройстве государства его субъекты имеют равный статус.

К государствам с асимметричным территориальным устройством (асимметричность закреплена конституционно) относятся страны, в основном построенные по национально-территориальному принципу (в основе административно-территориальных образований лежит языковая общность населения).

В последние годы одним из правовых регуляторов федерального Центра и субъектов Федерации стали договоры, заключенные между Центром и регионами. Это в определенной степени вынужденная мера, так как законодательный процесс в деле регулирования взаимоотношений федерального Центра с субъектами РФ протекает медленно. В отсутствие федерального закона разграничение предметов ведения стало осуществляться на основе заключения двусторонних договоров и соглашений между Российской Федерацией и субъектами РФ. Эти договоры в основном учитывают региональные особенности, принцип сохранения территориальной целостности, единства экономического пространства, необходимости обеспечения действенности государственной власти. Образована и действует при Президенте РФ Комиссия по подготовке договоров и соглашений, утверждено Положение о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным Центром и субъектами Федерации.

Самостоятельность регионов должна развиваться и впредь, но только при строгом разграничении функции, полномочий, финансовых ресурсов и ответственности между федеральными и региональными уровнями. При этом опыт показывает, что необходимо и далее обеспечивать наиболее тесное взаимодействие федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, их взаимную поддержку. Без этого невозможна реализация стратегии подъема, эффективное управление правовыми, а не командными методами.

Становление и развитие современного российского федерализма тесно связано с разработкой и реализацией региональной го­сударственной политики, основными целями которой провозгла­шены благосостояние граждан, целостность государства, террито­риальная справедливость.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2178

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.