Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема №8. Теория и методика журналистского творчества

Целевая установка:Уяснить информационные, культурно-просветительские, рекреативные функции журналистики как системы, а также иметь понятие что значит функциональная структура отдельных изданий и программ. Понять суть - журналистское произведение, социальный фактор и описание, проблема достоверности социального факта.

После изучения данной темы слушатели смогут:

─ назвать основные функции журналистики;

─ объяснить виды журналистских текстов;

─ охарактеризовать суть и особенности журналистского произведения.

Система жанров журналистики. СИСТЕМА (от греч. sysntema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. ЖАНР (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие обобщает черты, свойственные обширной группе произв. к.-л. эпохи, нации или мирового искусства вообще. Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях). Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость). Факт для журналистики - без фактов журналистика немыслима.

Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

Заметка (информация). Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Встречаются:

Событийная информация – фактологическое описание. Анонс-информация, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах. Аннотация - предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания). Сюда же можно отнести - Мини-обозрение – это фактологическая заметка, только предметом отображения выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Мини-история - предмет отображения - какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей. Такого типа заметки ориентированы на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.

Информационное интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В полной мере информационным интервью получается тогда, когда акцент сделан на вопросах «что?», «где?», «когда?». Цель – проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

Информационный отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

Информационное обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

Информационный репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

Информационная корреспонденция - отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него — сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

Аналитические жанры это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.

Аналитический отчет. Предметом аналитического отчета являются выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Но он, в отличие от информационного не констатирует ход собраний людей, а отображает внутреннюю связь выступлений, докладов, речей. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.

Аналитическая корреспонденция. Содержит в себе сообщение о событии, явлении. Однако само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представление о событии, предваряющее его истолкование. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. В силу этого автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др.

Комментарий. Цели комментария - направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их; ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события; формулировать прогноз развития комментируемого события; обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.

Социологическое резюме. Тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публикациях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто публиковать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней аналитического осмысления предмета отображения в резюме.

Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

Статья - жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов. Бывают - общеисследовательская статья – ставящая общезначимые, широкие вопросы; Практико-аналитическая статья – актуальные практические проблемы промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр. Полемическая статья – спор, короче, диску3ссионный обмен мнениями с окончательным выводов автора. Журналистское расследование. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

Обозрение. Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами.

Прогноз. Предсказание того, как будут развиваться события. Аналитичности в этот метод добавляет то, что используются три аналитических метода: Метод Экстраполяции – проецирование основной тенденции развития какого-то явления на будущее. Метод аналогии - на основе совпадения ряда основных признаков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают. Метод сценариев - Подобный метод исходит из того, что сложные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда факторов. При наличии определенных условий преобладающим может оказаться влияние одного из факторов, а значит — возможны и разные результаты этого влияния.

Версия. Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами), публикация базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.

Здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой). Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные - постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий. Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может «за кадром», его повествование может быть просто «фоном», на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным «оценщиком».

В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм - присущи коммуникативно-классической прозе. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний. В очерке используются также три вида сюжетов: Простой сюжет - соответствующий естественному ходу события. Пространственно-временной сюжет - это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях. Ассоциативный - когда сюжет произвольно меняется соответственно ассоциативным настроениям героев или автора. В очерке также важны такие элементы, как пейзаж, портрет и другие детали. Выделяют: портретный очерк, проблемный очерк, путевой очерк.

Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. От фельетона отличается тем, что здесь используются такие методы художественно-публицистического осмысления как гротеск, гипербола, ирония, сарказм.

Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.

Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе по тематике: 1. Политические, 2. Экономические, 3. Литературные, 4. Публицистические. и др. В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный «поток информации». Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

Пародия. Предметом могут быть действия общественных, государственных деятелей, политиков, какие-то народные традиции, творческая манера каких-либо артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных личностей и т.д. Основные методы, которые помогают автору выступления в прессе создать пародию, — это гипербола, гротеск, литота, ирония.

Сатирический комментарий. Похож на аналитический, только здесь другая цель – высмеять тот феномен, к которому было привлечено внимание автора.

Житейская история - описываются некие эпизоды из жизни людей, их поступки, различные ситуации, коллизии, т.е. все то, что может быть обозначено как «бытие человека». Житейские истории создаются с помощью художественного метода, то есть при помощи фантазии автора.

Методологические основы журналистского творчества

Вообще с получением, поиском, сбором информации имеет дело не только журналистика и PR-коммуникации, но и множество других профессий - ученого, следователя, разведчика, психолога, врача и т.д. По сути дела любая область деятельности, где ключевое значение имеет обстоятельство – точна ли информация относительно объекта, процесса или явления, сталкивается с проблемой как эту информацию получить и оценить, с комплексом методов реализации этой задачи. Основой любого журналистского произведения (текста) является информация, т. е. сведения о реально происходивших процессах и явлениях. Суждение, не основанное на информации, может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до полного отторжения или противоположной ожидаемой реакции. Поэтому поиск, структурирование и правильная оценка информации является ключевым этапом построения любого журналистского и PR- материала. Чем больше уверенности в точности полученных сведений, тем с большой вероятностью журналист или PR-man добивается поставленной цели. Отбор фактов требует тщательного исследования разнородных сведений, их сравнения и оценки, структурирования по степени релевантности, по степени влияния социальной или иной значимости. При этом следует избегать чрезмерно избыточной информации, так и недостатка ее.

Науки гуманитарного цикла, а журналистика и PR относятся к таковым, во многом исходят из предположительной информации, которую трудно, а порой и невозможно интерпретировать однозначно или подтвердить. Поэтому здесь имеют место, как точные данные, так и гипотезы, носящие характер наиболее вероятного предположения. В журналистике и PR методологическая основа процесса сбора информации творчески компилирует в себе все многообразие методов разнообразных дисциплин. Журналист или работник PR в этом контексте сводит воедино столь разнородные факторы как собственный опыт, личные качества, присущие ему в силу особенностей личности, стандартные технологии информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы. При этом сбор информации для профессионала не носит формального характера, а превращается в элемент первичной творческой деятельности, которая во многом определяет все последующие стадии его работы. Роль интуиции, подсказывающей, какой именно факт должен быть найден и зафиксирован, как на этот факт выйти и где его использование в дальнейшем принесет максимальную, пользу не менее важна, нежели комплекс профессиональных навыков по ее получению. Чем точнее журналист или PR работник представляет себе, какие именно факты необходимы для его материала, чем в большей степени готов он к предварительному сбору информации - тем эффективнее этот процесс. Совершенно очевидно, что начальной стадией поиска информации по определенному заданию является первичное и максимально полное в данных условиях предварительное ознакомление с проблемой. Опытные журналисты не только не пренебрегают возможностью понять суть проблемы, ознакомиться со всеми ее аспектами до того, как приступают к практической работе - будь то написание короткой заметки или подготовка серьезного аналитического материала, но напротив, изыскивают для этого любую возможность. Во время изучения литературы, я обнаружила, что методы сбора информации столь разнообразны и инвариантны, в такой степени зависят от контекста, что даже приблизительное, беглое их описание заняло бы огромный объем текста.

Для журналистики и PR существуют свои определенные профессиональные особенности методологии, однако в общем смысле, группируя их по ключевым признакам - хотя такая классификация в известной степени условна - их можно разделить на три группы:

· Коммуникативные методы.

· Некоммуникативные (документальные и физические).

· Аналитические.

Коммуникативные методы. К коммуникативным методам получения информации относятся все виды межличностной и технической коммуникации, которые доступны в работе журналиста или PR-man. Разумеется это, в первую очередь, беседа, интервью и опрос. К коммуникативным методам в определенной степени относится и переписка по почтовым информационным каналам, и специфические методики компьютерных коммуникаций, такие как телеконференции, электронная переписка и т.п. Беседа, как правило, является подготовительной стадией перед использованием других более точных коммуникативных методов, необходимой для того, чтобы понять эмоциональный фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом.

Основным коммуникативным средством получения информации в практической журналистике является интервью (очное или заочное интервью), в результате которого журналист реализует определенные цели по получению определенной информации. Оно в свою очередь делится на формализованное и неформализованное. Формализованное интервьюирование характеризуется достаточно большим количеством времени или периодом между сбором информации и его публикации. В результате этого происходит множество катаклизмов: выбор слов или фраз из контекста, монтаж материала, заказной материал. А неформализованное интервьюирование характеризуется отсутствием времени между сбором и публикацией. Данный метод характерен прямому эфиру, в результате данного варианта мы получаем паблисити, т. к. этот процесс непредсказуем и неконтролируем. Как правило этот метод свойственен радио и телевидению.

В опросах также выделяют фокус-группы -метод сбора информации, который позволяет оценить эффективность коммуникации на любом этапе, от возникновения идеи до конкретного PR- продукта. На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначению проблем.

Некоммуникативные методы (документальные и физические) Крайне важно в работе журналиста использовать все доступные информационные массивы для получения информации. Здесь следует отметить, что знакомство с печатной и иной прессой, первичными документами, связанными с событием (книгами, дневниками, письмами, записками, деловой перепиской, приказами и распоряжениями, иного рода документами и т.д.) дает журналисту огромный информационный массив, на который он может опираться в своей работе над материалом. Другим весьма эффективным методом являются способы получения информации в результате использования различных инструментальных средств наблюдения. Впрочем наблюдение(мониторинг), как некоммуникативный метод, даже без использования специальных приборов дает зачастую неоценимую информацию, так как в этом случае журналист сам может стать очевидцем события, наблюдать обстановку и т.д. Для PR мониторинг это проведение анализа СМИ, стиль письма, манера изложения материала. Важно достаточно представлять картины работы СМИ, его сферу деятельности, точку зрения главного редактора, кто стоит за газетой, т.е. её учредителей. Также важным является выявление рейтинга СМИ, в результате определяем на какую целевую аудиторию рассчитана информация.

Технические средства также крайне разнообразны - их арсенал постоянно пополняется по мере развития технологии. К ним можно отнести оптические приборы, приборы фиксации аудио-видеоинформации, различного рода регистраторы и т.д. Большую пользу может принести и эксперимент, моделирующий или воспроизводящий определенные события, однако степень его применимости не слишком высока, чтобы останавливаться на нем подробнее. Достаточно сказать, что в силу быстротечности и уникальности некоторых событий, сделать их зримыми можно зачастую только с помощью эксперимента-реконструкции. Именно такой принцип лежит в основе жанра риэлти, являющегося крайне популярным в наши дни жанром художественной публицистики («Телефон спасения 911», «Первая городская клиника» и т.д.). В передаче «Городок», многих газетах журналисты используют эксперимент- розыгрыш, чтобы с его помощью получить информацию о реакции человека в определенных заданных условиях. Для PR этот метод удобен, т. к. он минимизирует затраты и возможно узнать о реакции аудитории или целевой аудитории.

Аналитические методы. В первую очередь характерные для науки аналитические методы получения информации крайне эффективны в тех обстоятельствах, в которых по разным причинам трудно или невозможно получить исчерпывающих данных другими, рассмотренными нами методами. Журналисту приходится сталкиваться с ситуациями, когда событие не имеет очевидцев, способных восстановить его обстоятельства, когда объект или предмет носит специфический характер и не может быть определен однозначно, когда относительно события слишком много разноречивых мнений. Таковы большинство катастроф, аномальных явлений, событий в мире науки, преступления, чрезвычайные происшествия и исторические события в силу тех или иных причин становящиеся социально значимыми и актуальными. В этих случаях получение информации напрямую маловероятно, затруднено различными обстоятельствами а, порой, попросту невозможно. Напротив косвенных, неподтвержденных данных, догадок и домыслов - слишком много. Аналитические методы науки крайне разнообразны, и перечислять их все достаточно затруднительно. Приведем лишь краткую классификацию:

Системный анализ (то есть построение системы с определенной взаимосвязью элементов, их иерархией, определение основных функций, системообразующих, системоразрушающих и системо-нейтральных факторов и т.д.). Здесь речь идет по преимуществу о точной систематизации данных по различным признакам (хронологии, тематике, значимости и т.д.)

Сравнительный анализ (компаративные методики), при котором событие, явление или объект сравнивается с аналогичным (достаточно вспомнить, как «обставляют» телевизионные новости различного рода катастрофы и кризисы, рассказывая об аналогичных явлениях, проводя вольные или невольные параллели).

Дедуктивный и индуктивный методы, то есть построение суждений в первом случает от общей картины к частной детали, во втором - напротив, от частному к более общему.

Моделирование (компьютерное, логическое, математическое и т.д.) при котором некоторые свойства объекта переносятся на модель, подвергающуюся исследованию.

В PR особенно можно выделить анализ документов, в том числе с помощью средств массовой информации и Интернета. Для удобства изучения используются следующие формы: клиппинг, мониторинг, транскрипирование электронных СМИ. Для определения качества текстовой информации используется метод контент-анализа - перевода массовой текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой. В любом случае выбор конкретной методики (методик) получения информации во многом зависит от индивидуальных особенностей журналиста или PR-работника, его опыта, интуиции и профессионализма.

Необходимость изучения творчества журналиста обусловлена тремя обстоятельствами. Во-первых, потребностью самой социальной практи­ки, в развитии которой средства массовой информации играют все возрастающую роль. Во-вторых, идеологическими целями, стоящими перед средствами массовой информации. И, в-третьих, логикой самой теории журналистики, где анализируется система технологических операций на основных этапах деятельности журналиста, исследуется познавательный и психологический механизм творчества. Творческое решение агитационно-пропагандистских и организатор­ских задач в журналистике предполагает не только владение имеющими­ся знаниями, методами и формами деятельности, но и открытие новых знаний, методов и форм, соответствующих социальной обстановке, требованиям аудитории. Творчество есть общественно целесообразное и субъективно значи­мое открытие нового в сфере производства, управления, науки, техни­ки, искусства, журналистики и т.д. Творчество рождается, когда рабо­та, связанная с воссозданием имеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяет общественным и личностным потребностям. Возникающее при этом противоречие преодолевается с помощью продуктивного, новаторского решения.

Особенность журналистики как рода творчества состоит в прямой, непосредственной зависимости от социальных отношений, от политической практики и идеологии. В свое время Перестройка создала благоприятные условия для журналистов, стимулировала их творческую активность в постановке и поиске ре­шений кардинальных проблем нашей жизни. Мелкотемье, скольжение по поверхности, подмена насущных вопросов надуманными, второ­степенными темами стали осознаваться как проявление косности и консерватизма в журналистском деле. Прямая, непосредственная связь журналистского творчества с практикой обнаруживается в оперативнос­ти, актуальности публикаций, в том, на каком качественном уровне печать удовлетворяет общественную потребность в социальной инфор­мации, потребность в знаниях, нормах, ценностях, осознание и при­нятие которых обеспечивает активную жизнедеятельность личности, социальной группы, класса, общества в целом.

Глубинная сущность и форма проявления процессов, как правило, не совпадают. Но вместе с тем именно глубина вскрытия этой сущности и определяет уровень мастерства журналиста и качество журналистского произведения. Даже в журналистике факта вопросы «Что считать фактом?» и «Что же, собственно говоря, произошло?» являются бесконечно глубокими. Обыденное сознание, то есть представление о мире как о некой неизменной упорядоченной целостности, для журналиста неприемлемо. В этом случае его деятельность сведется к констатации упорядоченности либо выявлению фактов нарушения этой упорядоченности без попыток понимания сути явлений. Познавательная деятельность будет уподоблена бегу вокруг оси, когда при любом количественном значении результата деятельности качественные параметры журналистского исследования действительности (выявление новых объектов и взаимосвязей) остаются нулевыми.

Также неприемлемо для журналиста сознание догматическое, то есть восприятие жизни с позиции той или иной идеологии. Виктор Суворов в книге «Освободитель» сравнивает мыслительный процесс в промытых советской пропагандой мозгах человека с движением колонны зэков в окружении охраны с собаками. Неважно, что в мире есть еще что-то, кроме бараков и колючей проволоки. Для зэка ничего этого нет. Нет и многих явлений действительности для ослепленного идеологическими догмами. Вся журналистская деятельность подобного субъекта сведется к бесконечному и бессмысленному поиску подтверждения правоты своих взглядов при подлинно наплевательском отношении к действительности. Соответственно, ни о каком поиске истины в идеологически зараженной журналистике не может быть и речи.

В принципе, данные виды сознания являются ущербными для любого человека. Но ввиду того, что журналист является ретранслятором информации, его ущербное понимание действительности в случае некритического восприятия сознанием реципиента (особенно подвержены некритическому восприятию дети, лица с невысоким интеллектом, а также сами носители того или иного типа ущербного сознания) и включения данной информации в его тезаурус на правах релевантной представляет опасность для воспринявшего, так как журналистская информация при отсутствии опыта практического взаимодействия может приобрести статус управляющей в данной подсистеме мышления реципиента и, соответственно, при дезориентации привести действию или бездействию реципиента в той или иной ситуации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В качестве эталонного рассматривается восприятие журналистом окружающей действительности не как «готовых законченных предметов, а совокупности процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются». Иными словами, в основе успешной познавательной деятельности журналиста лежит восприятие действительности как системы, то есть совокупности элементов, связей и зависимостей. Причем эти элементы, связи и зависимости находятся в постоянном развитии. И функция журналиста заключается в фиксации социально значимых стадий развития данных категорий окружающей действительности. Журналисту, как любому исследователю, приходится иметь дело «со множеством форм и типов процессов развития, отличающихся друг от друга по своей структуре: очевидно, одно дело - элементарные процессы, т.е. процессы развития отдельных составляющих системы (элементов, связей), другое - процессы развития сложной зависимости внутри системы или системы в целом». Помимо элементарных процессов имеют место неэлементарные, представляющие собой сложные переплетения, зависимости элементарных процессов.

К элементарным процессам относятся: процессы возникновения элемента, процессы возникновения связи, процессы преобразования связи, процессы подчинения и преобразования связи системой. Разумеется, выявление и очерчивание границ практического воплощения данных категорий в каждом конкретном случае в значительной мере условно, однако их использование в процессе осмысления явлений действительности дает возможность большего приближения к истинности, нежели очень часто встречающееся поверхностно-эмоциональное восприятие с включением того или иного стереотипа мышления либо с подготовленным вовлеченным лицом вариантом понимания и толкования явления, когда журналист фактически используется как канал распространения не им произведенной информации. Далее рассматриваются виды элементарных процессов и конкретизируется их роль в познавательной деятельности журналиста. Возникновение элемента происходит путем превращения или дифференциации. При превращении старый элемент системы, характеризующий предшествующее ее состояние превращается в другой, новый элемент системы, характеризующий последующее ее состояние. При дифференциации происходит превращение «одного элемента в два (или несколько)». Для журналиста в данном случае важно установить, был ли процесс вообще, причем как может скрываться (необязательно умышленно) имевший место процесс возникновения элемента, так и афишироваться фиктивный процесс возникновения элемента, т.е. когда на самом деле возникновения элемента не произошло.

Журналисту необходимо быть также предельно осторожным в назывании возникшего элемента, так как неверно выявленная главная (ситуационно главная) характеристика возникшего элемента приводит к искажению в журналистском материале вплоть до неустранимого (т.е. невозможности выявления реципиентом истинной (разумеется, относительно истинной) сущности представленного в журналистском материале элемента путем критического восприятия материала).

Возникновение связи происходит путем раздвоения, обособления сторон единого целого и путем функционального преобразования элемента. Раздвоение и обособление сторон единого целого отличается от дифференциации элемента тем, что «результатом раздвоения и обособления сторон является связь обособившихся элементов». Возникновение связи путем функционального преобразования элемента заключается не просто в приобретении старым элементом нового качества - это самая поверхностная, бросающаяся в глаза определенность процесса, но в образовании новой связи этого старого элемента, отличной от всех тех исторически предшествующих его связей, в которые он входил в качестве члена. Выявление значимой новой связи - гораздо более сложная задача, нежели выявление нового элемента. Связи не материальны. Процесс образования и разрушения связей постоянен, и отследить момент, когда новая связь прочно включилась в систему связей элемента либо старая связь прекратила свое существование, то есть влияние на элемент, невероятно сложно, особенно стороннему человеку, которым, как правило, является журналист (здесь несколько проще людям, пришедшим в журналистику из других сфер деятельности и специализирующимся в журналистике на этих сферах, например, бывшим военным, милиционерам, экономист ам и т.д.). Близость к истине мнений экспертов более чем относительна по вышеизложенным причинам. В то же время запаздывание с оповещением общественности о появлении социально значимой связи чревато как потерей данной информацией категории новизны, и, соответственно, выходом данной информации из категории журналистской (в оптимистичном варианте, когда данная вновь появившаяся связь становится общеизвестной независимо от журналиста/журналистов), так и дезориентацией реципиента, когда недоучет новой связи способен повредить реципиенту при дальнейшем практическом взаимодействии с данным объектом. Преобразование связи заключается в «возникновении новой формы связи старых элементов системы, поставленных в ее новое состояние» при «видимой неизменности старых элементов системы и действительным появлением у них новых функций». Преобразование связи является еще менее очевидным на первый взгляд элементарным процессом, однако его выявление позволяет действительно держать руку на пульсе событий в данной сфере действительности. Для журналиста с априорно малой возможностью для углубленного изучения объекта возможность самостоятельного выявления преобразования связи невысока.

Подчинение и преобразование связи системой заключается как в возникновении новой связи внутри системы, так и в преобразовании старой связи. Причем преобразование связи в данном случае включает в себя подчинение этой связи системой. Данный элементарный процесс является самым сложным из вышеперечисленных. В отношении возможности журналиста выявить данный элементарный процесс справедливо сказанное в предыдущем абзаце о возможности журналиста выявить преобразование связи. Вышеперечисленные элементарные процессы являются составной частью неэлементарных. То есть, помимо углубления в выявлении и понимании элементарных процессов действительности, необходимо постоянное расширение и углубление понимания контекста происходящего, причем учитывая постоянную многоуровневую изменчивость объекта изучения (имеется ввиду гиперобъект - вся окружающая действительность).

Деятельность журналиста в некоторой степени уподобляется деятельности ученого, однако, с одной стороны, журналист при своем исследовании ограничен во времени и ресурсах предварительных знаний, но с другой он имеет право (и должен!) вносить в свою работу эмоционально-чувственный и эвристический компоненты, что принципиально отличает журналистские произведения от научных и придает журналистике черты интеллектуальной разведки и интеллектуального экспериментирования в деле познания действительности человеком.

Резюмируя вышеизложенное, деятельность журналиста заключается в выявлении и фиксации элементарных и неэлементарных процессов окружающей (социальной) действительности путем научных и вненаучных методов и последующее воспроизведение выявленных и зафиксированных процессов исходя из глубины их понимания. Противоположностью данному подходу (что представляет собой «путь наименьшего сопротивления» в журналистике) является «поверхностность, односторонность, шаблон в отображении событий, процессов, личностей.

Этапы перехода от запечатления непосредственной данности к рассуждениям различных степеней общности с неизбежностью предполагают активное овладение закономерностями диалектического мышления. Если журналист, передавая существо конфликта, остается в позиции внешнего наблюдателя, если он не обладает умением проникнуть в его суть, пережить изнутри, осветить своим отношением, аудитории передастся подобное пассивное безразличие. Именно при таком поверхностном подходе рождается нетворческое искушение подмены глубинного, кардинального противоречия, лежащего на магистральном пути данного события, вторичным, случайным, не самым существенным. За поверхностно обнаруживаемым противоречием неизменно кроется более глубинное, более сущностное, породившее первое, и недостаточно лишь понимать это, столь же важно провести дополнительный поиск. Собственно говоря, этот поиск - то, за что журналист получает зарплату.

Безграничность связей, которыми любое явление связано со всем его окружающим, дает возможность находить практически бесконечное число вариантов его отображения в журналистском материале. Таким образом, определяющими в процессе создания журналистского материала (журналистский поиск является составной частью процесса создания материала и, будучи начатым до начала реализации замысла журналиста на материальном носителе, поиск (применимо к данному материалу) заканчивается в момент окончания создания журналистского произведения) - данное утверждение не относится к так называемой «заказной информации», где поиск может вообще не вестись, а деятельность журналиста сведется лишь к оформлению навязанной внешне информации в журналистскую, используя законы жанра) - являются интеллект и совесть журналиста.

 

 

Тема №9. Технические средства массовой коммуникации. Радиожурналистика

Целевая установка:Уяснить необходимость в деятельности СМИ фото, кино, видео- и аудиотехники, как средства для записи и передачи материала, а также знать особенности применения компьютерной техники и ее особенности и место в арсеналах PR-специалиста и журналиста

После изучения данной темы слушатели смогут:

─ назвать основные технические средства в деятельности журналиста.

─ объяснить виды технических средств.

─ охарактеризовать суть и особенности различных технических средств.

Технические средства в арсенале журналиста. Важнейшая проблема для журналиста - сбор информации. Нельзя написать очерк, статью или даже заметку, если не собрано достаточное количество актуальной и интересной информации. Очень важно, отправляясь на редакционное задание, предварительно собрать сведения о героях и событиях будущего материала, продумать его построение, иметь навыки общения с людьми самых разных профессий. Но еще важнее документально зафиксировать весь ход своих наблюдений и бесед. Блокнот и авторучка здесь не самые лучшие помощники. Совсем другое дело, если сбор информации ведется с использованием диктофона или репортерского диктофона. В этом случае, например, при ведении беседы основное внимание сосредоточивается на ее содержании. Журналист имеет возможность «вести своего героя по теме», что-то уточняя, от чего-то отказываясь. Кроме того, что «качество» разговора будет значительно выше и доверительнее, сохранится живая интонация, стилистика речи и отдельные документальные куски беседы. И лишь фамилии и даты, во избежание возможных ошибок, следует записывать в блокноте. Поэтому магнитофон или диктофон - надежные друзья журналиста, а работать с ними надо так, чтобы для посторонних эта работа была как можно менее заметной. Чему следует отдать предпочтение: магнитофону или диктофону? Если журналист работает на радио и отдельные «живые куски» его материалов могут быть использованы в передачах, то здесь предпочтителен репортерский магнитофон. К тому же магнитофон, если к нему хорошо относиться, прослужит многие годы. Диктофону следует отдать предпочтение тогда, когда записи не предназначаются для эфира, когда он - «звучащий блокнот» журналиста. Диктофон значительно меньше по размеру и цене. В практической работе журналисту часто помогает умение владеть кино-, видеокамерой. Во-первых, тот из журналистов, кто сам умеет снимать, проще найдет общий язык с кинооператором и подготовленный ими материал от этого только выиграет. Во-вторых, не всегда имеется возможность послать в командировку (особенно заграничную) сразу несколько человек. В этом случае камера в руках журналиста может принести пользу. В-третьих, есть темы, «выношенные» журналистом, которые ему хочется воплотить в реальное произведение. Подчас сделать это самому легче, чем объяснить оператору свой замысел. Использование технических средств дает возможность журналисту готовить материалы предельно достоверные и эмоциональные. Техника, способствуя повышению оперативности и эффективности журналистского труда, требует от журналиста определенных технических знаний и практических навыков. Помимо этого использование технических средств подразумевает – хранение полученной информации, ее сбережение, архивирование, а также использование в качестве доказательств в спорных ситуациях о достоверности услышанных или увиденных сведений и т.д.

Система новых технических средств состоит из трех частей: первую образует техника, которой пользуется журналист в своей индивидуальной творческой работе. во вторую входят технические средства, обслуживающие весь редакционный коллектив. третью часть составляет техника, используемая в редакции для выпуска номеров газеты или телерадиопрограммБольшое значение имеет соответствие новой техники уровню профессионального мастерства сотрудников редакции, их знаниям и опыту, возможностям ее эффективного использования. Дополнительные возможности, которые новая техника раскрывает перед журналистом, связаны прежде всего с использованием персонального компьютера (ПК), который находится на рабочем столе сотрудника редакции. Это в наше время основное орудие труда журналиста. ПК позволяет ему экономить свои силы и время, совмещая в своей работе несколько специальностей - публициста, создающего свой текст, редактора, обрабатывающего его, и машинистки, перепечатывающей материал. Таким образом, из рабочего процесса журналиста исключается ряд производственных операций, каждая из которых требовала немало времени. При работе на ПК рукопись становится излишней.

Умение эффективно использовать компьютерную технику является непременным условием успешной работы современного журналиста. Один из его аспектов его деятельности состоит в подготовке (наборе) исходного материала (текста), его редактировании и обработке. Современные средства подготовки информационных материалов подразумевают владение отечественными и зарубежными компьютерными текстовыми редакторами. Возможности современных текстовых процессоров и освоение программы Word для Windows в этом плане является первым практическим шагом к освоению данной техники.

Следующим шагом является знание основ набора текста на компьютере Клавиатура. Основные блоки клавиатуры: зона алфавитно-цифровых клавиш; зона стандартных управляющих клавиш; зона клавиш перемещения курсора; зона малой цифровой клавиатуры; зона универсальных управляющих клавиш. Специальные комбинации клавиш. Ввод русских букв, переключение клавиатуры с русского на английский язык и наоборот. Набор текста. Основы создания текстовых документов. Управление вводом символов. Переключение регистров. Установка режимов редактирования: обычный режим, режим электронного документа, режим разметки, режим предварительного просмотра, режим структуры и режим главного документа. Затем следует изучить такие вопросы как форматирование символов. Типы компьютерных шрифтов, приемы изменения их начертания, размеров. Установка цвета шрифта, различных видов подчеркивания и других эффектов. Редактирование и форматирование текста. Управление блоками текста. Строка выделения. Выделение слова, строки, абзаца, всего текста. Способы переноса и копирования фрагмента с помощью команд меню, пиктографических кнопок панели инструментов, методом drag and drop. В определенной степени важен (доведенный до автоматизма) такой шаг в освоении компьютерной техники как формирование абзацев. Формирование с помощью команды Абзац в меню Формат, с помощью горизонтальной линейки, с помощью клавиши Tab, с помощью кнопок панели инструментов. Установка и отмена отступов и выступов первой строки. Установка отступов абзаца слева и справа. Установка интервалов перед и после абзаца и межстрочных интервалов. Управление обрамлением абзацев и заполнением их фона. Создание списков-перечислений. Проверка правописания и подбор синонимов. Отмена команд. Восстановление отмененных команд. Подготовка отчетов в Word – следующий этап. Разделы, их назначение. Управление разделами. Размеры и ориентация страниц. Колонтитулы: создание и редактирование. Нумерация страниц: варианты нумерации, зеркальные поля, нумерация страниц в разных частях документа. Создание обычных и концевых сносок.

Обращает на себя внимание изучение стилистических возможностей компьютерной подготовки текстов Понятие стиля. Оформление документа на основе готовых стилей. Внесение изменений в установки стиля. Создание новых стилей на основе существующих. Работа с мастерами и шаблонами. Создание документа с помощью мастера. Создание шаблона на основе готового документа. Создание документа на основе шаблона. Оглавление и указатели. Создание оглавлений. Создание алфавитных указателей. Внесение изменений. Таблицы и диаграммы в Word. Создание таблиц. Преобразование текста в таблицу. Вставка и удаление строк и столбцов. Форматирование текста в таблице. Создание обрамления и заполнения. Объединение ячеек. Создание диаграмм. Вычисляемые таблицы. Наконец, последний шаг - сохранение документа в файле. Открытие файла существующего документа. Работа с несколькими окнами документов. Упорядочение окон. Переход между открытыми окнами документов. Работа с несколькими приложениями. Упорядочение на экране окон различных приложений. Переход между открытыми приложениями. Закрытие документа. Выход из Word.

Полиграфическая техника и полиграфические процессы

Большое значение имеет начало выпуска периодического издания - первая страница газетного или журнального номера. Не случайно первую газетную страницу называют витриной номера. Действительно, она должна подать номер читателю «лицом», дать ему представление о всем богатстве его содержания, раздразнить его любопытство и в конце концов побудить познакомиться хотя бы с некоторыми его публикациями. Первая страница помогает читателю найти то, что его интересует и что даст ответы на волнующие его вопросы. Газетная практика подсказывает несколько вариантов формирования и оформления первой страницы, каждый из которых в какой-то мере отвечает предъявляемым к ней требованиям. Для всех этих вариантов характерна постановка на первой странице - в какой-либо ее части - крупного яркого актуального фотокадра или блока фотоиллюстраций. Ведь эта страница должна визуально привлекать внимание потенциального читателя - и не только названием газеты. Иногда такая фотоиллюстрация - репортажный снимок, фотопортрет, пейзаж и др. - занимает почти всю страницу и в этом случае сопровождается лишь небольшой текстовкой, лозунгом или «цитатой дня» из выступления какого-нибудь политического деятеля или литературного источника. По этому варианту оформляется, например, первая страница еженедельника «Московские новости».Другой вариант использовали оформители газеты «Известия». На первую страницу номера, кроме иллюстраций и подборки оперативных новостей, они выносили начала важнейших политических и экономических публикаций. Их продолжения и окончания размещались на других его страницах. Это предопределяет достоинства и недостатки подобного варианта. Читатели могли сразу же познакомиться с важнейшими материалами газеты. Правда, чтобы дочитать их до конца, им приходилось развернуть номер, что не всегда удобно. Но обычно, начав чтение интересной статьи или репортажа, они пренебрегали этим неудобством и находили окончание текста на другой странице.

Можно найти множество других вариантов оформления первой страницы номера. Но любому из них предъявляют несколько общих требований. Первая страница должна привлекать внимание читателя. Не следует усложнять ее верстку и оформление, иначе это может сказаться на выполнении графика выпуска и потребовать дополнительных расходов. Ее задача - помочь читателю быстро разобраться в содержании номера. Среди ее обязательных элементов - анонс или афишка - указатель размещения важнейших материалов на полосах. В многополосных изданиях, верстающихся в нескольких тематических блоках, такой анонс обычно печатают на первой или в начале второй страницы. Он превращается в путеводитель, своеобразную «карту номера», облегчающую читателю поиск интересующей его рубрики и материала.
Достижению той же цели служат и некоторые другие элементы номера печатного издания. В частности - колонтитулы. Такой колонтитул - строку с названием газеты или журнала, номером выпуска, его датой и указанием страницы - устанавливают наверху каждой полосы или - в другом варианте - в нижнем внешнем ее углу, помогая читателям находить то, что их интересует. Ошибки в содержании и оформлении выходных сведений издания могут привести к неожиданным потерям рекламы, объявлений и воспрепятствовать увеличению тиража издания. В этих сведениях полагается указывать его учредителя, главного редактора, состав редколлегии, адрес и телефоны редакции, регистрационный номер газеты или журнала, их тираж, типографию, где он печатается, и ее адрес, подписной индекс издания. Иногда здесь же указывают время сдачи материалов номера в печать и его соответствие графику выпуска. Все чаще в выходные сведения включают телефоны коммерческих структур редакции, в частности отделов рекламы, объявлений, распространения, экспедиции. Указание этих телефонов помогает рекламодателям, распространителям издания и желающим подписаться на него в редакции.

С совершенствованием полиграфической техники перед специалистом, занимающимся оформлением периодического издания (нередко его называют дизайнером, арт-директором и т. п.) открываются новые возможности. Многие из них связаны с использованием в газете и журнале дополнительного цвета. Офсетная и глубокая печать позволяют сейчас выпускать многокрасочное издание, выделять вторым и третьим цветом важнейшие элементы содержания публикаций, их заголовки и т. п. Многоцветные иллюстрации - фотоснимки, рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства поднимают процесс оформления периодического издания на новую ступень. Многоцветная газета и тем более журнал сами становятся своеобразными произведениями оформительского искусства.

Опыт первых многоцветных российских изданий - «Общей газеты», «Новых Известий» и др. - показывает, что они получают преимущества перед другими - черно-белыми изданиями. Они привлекают к себе большее внимание, их конкурентоспособность повышается, особенно на первых порах. Вместе с тем, переход к многоцветному изданию ставит перед его руководителями, в частности перед редакционным менеджером, ряд непростых проблем. Некоторые имеют экономический характер: расходы на выпуск многоцветной газеты или журнала существенно возрастают. Кроме того, оказалось, что многокрасочное оформление требует повышения уровня содержания газеты. Без этого теряется эффект многоцветности, она может лишь выделять убогость содержания публикаций. Выяснилось также, что злоупотребление дополнительными цветами легко приводит к пестроте в оформлении, мешает выделению и восприятию главного. Поэтому перевод издания на многоцветность требует серьезной подготовки, тщательного просчета всех его последствий - организационных, творческих и экономических. Дизайн издания, его внешнее «лицо» - одна из достаточно устоявшихся его характеристик. Читатели привыкают к постоянной «одежде» газеты и обычно неодобрительно относятся к неожиданной и резкой ее смене. Поэтому, если возникла необходимость изменения дизайна издания - из-за обострения конкурентной ситуации или по другим причинам, то следует предупредить об этом читателей, объяснить им основания и цели изменений. Полезно и посоветоваться с ними о возможности перемены параметров издания, периодичности его выхода, использования дополнительного цвета и т. д. Это лишь прибавит авторитета редакции, укрепит ее связи с аудиторией.

Секретариат редакции, начальником которого является ответственный секретарь, в нынешнем понимании – это организационно творческий центр редакции и управления ее коллективом. Это штаб редакции, отдел, разрабатывающий тактику действий и воплощающий ее в жизнь. Сегодня это звено имеется почти в каждом печатном издании. Ответственный секретарь и его заместители (не путать с должностью секретаря, отвечающего за бумагооборот и т.п.) отвечают за сдачу номера в срок, за правильное функционирование механизмов редакции, за контроль над исполнением редакционных заданий. Через этих сотрудников (или на виду у них) протекают все творческие процессы. Сотрудники секретариата участвуют в разработке моделей периодического издания и работы коллектива, планируют его деятельность, координируют работу творческих подразделений. А также – непосредственно занимаются подготовкой номеров газеты и руководят процессом ее выпуска. В процессе эволюции информационно-коммуникационных технологий возникли электронные системы управления редакцией, которые, соединяя все компьютеры сотрудников в единую сеть, делают прозрачными процессы и повышают управляемость. По сути – эти системы стали аналогом функционального аппарата ответственного секретаря. На Западе некоторые редакции отказались от «лишнего» звена в своей структуре, после чего, тексты от журналистов стали, благодаря электронной системе, попадать непосредственно на экран компьютера, где изображен газетный лист.

Корректор, как правило, читает тест несколько раз: сначала набор (чаще прямо с экрана компьютера), затем верстку (с бумаги) и напоследок еще раз верстку с уже внесенной правкой. Чтение одного и того же текста по нескольку раз утомляет, поэтому происходит «замыливание» глаза. Следовательно, корректору нужно уметь абстрагироваться от содержания произведения и смотреть на материал не как на самостоятельное произведение, а как на абзацы текста. Это, разумеется, не значит, что корректор не должен воспринимать смысл читаемых предложений. В обязанности корректора может входить и помощь ответственному секретарю редакции или (в типографии) верстальщику во внесении правки в сверстанные полосы после первого их прочтения. Если корректор работает в интернет-издании, он читает текст только с экрана компьютера, от чего под конец рабочего дня у него начинают сильно болеть глаза. Как уже упоминалось выше, корректору необходимы грамотность, знания правил русского языка и корректорских знаков. В дополнение он должен быть начитан, знать компьютер – как минимум уметь пользоваться программой MS Word. Желательно, чтобы корректор разбирался в издательском процессе. Если издание не иностранное, то корректору нет нужды знать в совершенстве английский или какой-либо другой из иностранных языков. Из личных качеств в первую очередь требуются внимательность, усидчивость, терпеливость. Амбициозность и креативность в корректорской работе не приветствуются, а вот инициативность в разумных пределах желательна, особенно во всем, что касается дополнительной проверки текстов.

Полиграфический процесс сегодня это - регламентированная последовательность технологических операций, проводимых с использованием технических средств изготовления печатной продукции и направленных на производство полиграфических изданий.

Непрерывное увеличение тиражей, названий я объемов периодических изданий требует постоянного наращивания мощностей газетножурнальных типографий. Это, в свою очередь, связано с необходимостью решения комплекса сложных проблем — технических, экономических, транспортных и др. К наиболее серьезным из них относятся: укомплектование типографий центральных газет и журналов квалифицированными кадрами; реконструкция этих типографий и строительство новых производственных площадей; оснащение их современным высокопроизводительным оборудованием; транспортировка бумаги и других полиграфических материалов в центральную типографию и, наконец, надежная доставка миллионов газет и журналов читателям независимо от расстояний, метеорологических и географических условий.

По завершению стадии редакционноиздательских процессов, в оптимальном случае заканчивающейся подготовкой программ работы типографского оборудования (наборных автоматов, электронных цветоделителей цветокорректоров и т. д.), наступает стадия полиграфического изготовления газет и журналов. Однако для центральных газет и журналов в настоящее время эти две стадии производства разделены процессом доставки материалов из редакции в типографию. В условиях системы децентрализованной печати это существенным образом влияет на характер технологических процессов как в центральном издательстве, так и в периферийной типографии.

Получение программы репродукционного процесса осуществляется следующим образом. Цветной оригинал, который предполагается воспроизвести на страницах газеты или журнала, помещается в цветной эпидиапроектор. Здесь он сканируется, и его цветовые характеристики преобразуются в три цветоделенных электрических сигнала. С выхода камеры цветоделенные сигналы поступают в блок матричной коррекции. Здесь они пересчитываются в сигналы, аналогичные тем, которые формируются на выходе цветоделительной анализирующей системы электронного цветокорректора, установленного в типографии. Далее цветоделенные сигналы поступают в блок трансформации цветовых охватов, где осуществляется независимое изменение основных параметров изображения — цветового тона, насыщенности и яркости для каждого из восьми основных цветов полиграфического синтеза. Такие изменения при необходимости вносит редактор отдела иллюстраций, наблюдая за изображением на экране цветного ВКУ. На этом же экране можно видеть и оригинал и сравнивать с ним репродукцию. Учет характеристик репродукционных процессов в аппаратуре осуществляется в модулирующем устройстве полиграфического процесса (МУПП). Добившись желаемых параметров изображения на экране ВКУ, редактор записывает положение ручек настройки блока трансформации в сопроводительную карточку, которой снабжается оригинал при отправлении в типографию. По этим карточкам осуществляется настройка блоков цветокоррекции и градационной коррекции электронного цветокорректора, при помощи которого в типографии изготавливают комплект цветоделенных фотоформ. Весьма эффективным представляется также применение в редакциях газет и журналов различных средств оргтехники и измерительных приборов. Так, с помощью индикационных табло, установленных в отделах и службах редакции и типографии, можно следить за прохождением всех стадий редакционноиздательских и типографских процессов.

Рассмотрим теперь схему технологических процессов в пункте децентрализованной печати после приема комплекта цветоделенных растрированных изображений: 1) изготовление комплекта оригинальных фотоформ путем копирования полученных фототелеграфных копий на офсетные пластины; 2) пробная печать цветных иллюстраций;
3) определение необходимости художественной и технической ретуши иллюстраций; 4) художественная и техническая ретушь иллюстраций; 5) пробная печать откорректированных цветных иллюстраций; 6) изготовление комплекта монтажа: текста, штриховых материалов, чернобелых и цветоделенных изображений; 7) получение машинных форм; 8) печать тиража. Технологическая схема полиграфических процессов в пункте приема по существу ничем не отличается от таковой при децентрализованной печати цветных изданий офсетным способом с использованием транспортных средств доставки комплектов диапозитивов. Не отличается она и от классической схемы офсетного репродуцирования цветных иллюстраций. В ней лишь отсутствуют цветоделительные и растровые процессы, которые в данном случае осуществлены в пункте передачи. Другими словами, объединение схем технологических процессов в пунктах передачи и приема даст полную технологическую схему печати периодических изданий с цветными иллюстрациями офсетным способом. Таким образом, газетный вариант фототелеграфной передачи цветных изданий при офсетном способе печати хорошо сопрягается с полиграфическими процессами в пунктах передачи и приема.

Фотографическая техника и изобразительные средства фотографии Фотография как феномен визуальной культуры и как особый способ получения и распространения информации, основанной на светописи. Универсальный, не требующий перевода интернациональный язык фотографии понятен и доступен всем… Фотография как искусство остановленного мгновения и как документ истории не вызывает сомнений. Научная, медицинская, криминалистическая, прикладная, любительская, хроникально-документальная и художественная фотография. Фотография и Интернет. Место и назначение фотографии в периодической печати, на телевидении и в кино. Информационная и публицистическая фотография. Фотография в рекламном деле и паблик рилейшнз. – Даже вышеперечисленное не дает полного описания возможностей использования фотографии. Технические средства фотографии как базовый инструментарий, необходимый для творческого воспроизведения зримых предметов, событий и явлений действительности важны в смысле практического использования возможностей фото непосредственно, не прибегая к услугам профессиональных фото специалистов без необходимости. Конструктивные особенности и функциональное назначение современной фотоаппаратуры и фотоаксессуаров, свойства и разновидности современных светочувствительных материалов, практика фотосъемки аналоговой и цифровой фотокамерой, лабораторной обработки негативных материалов и изготовления фотоотпечатков, это - все большей частью на практике, а вот умение фотографировать, а также оценивать и подготавливать снимки к публикации в СМИ как одно из дополнительных условий успешной деятельности современного журналиста независимо от его специализации.

Принципы, особенности, преимущества и разнообразие фотографических методов запечатлевания оптической информации известны и многократно описаны. В данной теме нам важно уяснить общие принципы – что нам нужно от фотографии. В самом деле, главной целью фотографии является передать в кадре момент события, причем передать так, чтобы зритель видел основные фрагменты этого кадра, так же и как и автор фото. Отсюда возникают требования к позиции автора при съемке, к ракурсу, к объектам съемки. Например, наиболее интересные кадры происходят тогда, когда автор запечатлевает событие не заставляя участников этого события позировать. Надо представлять, что фотография – это тоже динамика нашей жизни, неповторимый миг, отчеканенный благодаря фотоаппарату и вниманию автора. Что касается классификации фотографий, то бывает -монохромная (черно-белая и тонированная) и полихромная (цветная, многоцветная) фотография. Многоступенная, негативно-позитивная и обращаемая фотогроафия; одноступенная, прямая диффузная фотография. Галогенидосеребряная (традиционная, обычная) и бессеребряная (везикулярная, термо- и электрофотография). Электронная фотография с фиксацией сигнала на магнитные носители. Цифровая фотография. Плоскостная и стереоскопическая фотография. Голография. Особенности цифровой фотографии изложим тезисно: Аналог и цифра. Система счисления и цифровые коды. Микропроцессор. Возможности цифровых технологий. Оперативная память. Общие принципы работы цифрового фотоаппарата и его устройство. Светочувствительные элементы ПЗС («приборы с зарядовой связью»), принцип преобразования оптической информации в цифровой сигнал. Аналого-цифровой преобразователь. Регистрация цветного изображения. Система энергоснабжения цифрового фотоаппарата. Цветной жидкокристалли-ческий дисплей. Форматы записи изображения. Устройства хранения записи. Система записи цифровой информации на карты флэш-памяти (карты памяти Compact Flash, Smart Flash, Memory Stick, Multy Media Card, Secure Digital. Же-сткие диски IBM Microdrive и Iomega Click. Система редактирования (использования функций удаления отдельных изображений, нескольких кадров или очистки платы целиком). Простейшие, любительские (полупрофессиональные) и профессиональные цифровые фотокамеры, их характеристики. Достоинства и недостатки цифровой фотографии по сравнению с традиционной аналоговой.

Понятие пресс-фотографии, ее специфика и роль в системе СМИ можно выразить через синтез документальной природы пресс-фотографии и изобразительно-выразительных средств, выбираемых автором снимка. Иллюстрационное, информационное, публицистическое и эстетическое назначение фотографии в печатной периодике, на телевидении и в кино предельно разнообразно, важно понять, какую цель автор желает поиметь от размещения или демонстрации фотографии. Жанровая палитра фотографии, используемой в рекламе и для нужд паблик рилейшнз в этом смысле куда беднее, потому что ограничена конкретными целями – рекламой продукта или продвижением имиджа объекта, где необходимые стереотипы или императивные направления, ограничивающие волю и творчество автора. Проблемы соблюдения авторского права на фотографическое произведение. Профессия фоторепортера и бильдредактора. Фотографическая культура и фотомастерство пишущего журналиста как дополнительный фактор его успешной профессиональной деятельности. Потенциал обогащения литературных материалов интересной, достоверной и привлекающей внимание читателей фотографией.. Все темы являются самостоятельными и быть усвоены либо практическими либо самостоятельными занятиями.

 

Контрольные вопросы:

1. Обоснуйте необходимость использования технических средств в работе журналиста.

2. Назовите три составные части системы новых технических средств в работе СМИ.

3. Сформулируйте основы набора компьютерного текста

4. Назовите алгоритм формирования абзацев в работе с компьютерными текстовыми материалами.

5. Назовите уровни стилистических возможностей компьютерной подготовки текстов.

 

Тема №10. Технические средства радио. Производство радиопрограмм

Целевая установка:Уяснить понятие радиостудии и ее оснащение, принципы работы, основные профессии, их роли и обязанности, изобразительные и жанровые средства радио; а также понять что представляет собой радиостудия и ее оснащение, производство радиопередач, выразительные средства радиовещания.

После изучения данной темы слушатели смогут:

─ назвать основные современного телевидения и радио;

─ объяснить приницпы работы телевидения и радио;

─ охарактеризовать суть и особенности производства телевизионной и радиопродукции.

Самым распространенным теле- и радио жанром, как говорилось выше, является информация. Телевизионная информация в принципе отличается от той же газетной или радийной. В основе у двух последних лежит текст, но у телевидения информационный сюжет должен сопровождаться видеорядом. Организовывая информационный сюжет, прежде всего, следует подумать о проведении съемок (месте, времени, освещенности, подготовленности персонажей и т.п., особенно если съемка предполагает динамичный сюжет). Учитывая, что время демонстрации сюжета на экране строго лимитировано (вообще телевизионный график расписывается даже не по минутам, а по секундам), и отведенное для новостной информации может составлять:

- 10-20 секунд (стандартное время для краткого сообщения с возможным видеорядом или без него).

- 20-40 секунд (стандартное время для расширенного сообщения с обязательным или желательным видеорядом).

- 40 секунд – более 1 минуты (стандартное время для общезначимой (имеющей общественный резонанс) информации с обязательным видеорядом, с возможным включением жанров комментария, интервью, репортажа).

Исходя из временного интервала, отпущенного редакторами программы для информационного сюжета о вашей организации, следует уделить главное внимание при работе над сюжетом основной идее (цели) информации. Понятно, что таковые идеи (цели) могут быть совершенно разными. Например, если организация проводит некую акцию, полагая, что она нуждается в гласном освещении, то соответственно с планом проведения акции строится и работа телевизионной (радийной) группы.

Следует сказать, что журналисты новостных программ достаточно профессионально знают особенности проведения съемок подобных акций, и у служб по связям с общественностью обычно никаких проблем здесь не возникает, важным для них остается только непосредственная четкая организация работы телевизионной группы или групп, если на освещение мероприятия приглашены представители нескольких телеканалов,

Работа с радиожурналистами в плане организации освещения статичных мероприятий организации строится куда легче. «Орудие» радиожурналиста – диктофон (микрофон) - легко вписывается в статичность, ибо техническим средствам радио как раз необходимы статичные условия записи информации. Вся дополнительная информация берется радиожурналистами так же, как и их коллегами тележурналистами (пресс-релизы, отчеты и т.д.). Если же сюжет предусматривает активное действие персонажей (героев), то в данном случае нужно выделить главные направления съемки, чтобы они вошли в информационный ролик даже при монтаже. Учитывая, что информационный повод касается одного какого-нибудь факта (единичное событие, например, в роддоме родилась двойня) или обобщенное событие т.е. в одно событие вовлечено достаточно субъектов (например, наводнение в населенном пункте), то следует вычленять моменты, подчеркивающие текстовое сообщение, силой изображения («картинки») влияющие на аудиторию. Иными словами, можно тысячу раз говорить о слоне, но лучше один раз его показать, чтобы общество наглядно представило, о чем идет речь.

Интервью, как самостоятельный жанр, применяется в теле- и радио программах, в основном, в нескольких случаях – когда необходима оценка или комментарий какого-то события (тогда интервью является составной частью какого-то материала), когда собеседник журналиста как таковой представляет своей персоной или своей организацией интерес для зрительской аудитории (тогда интервью является целевым и сфокусированным на героя демонстрируемой передачи).

Предпочтение чаще всего отдается телевизионным интервью, так как радийные аналоги обезличены, аудитория воспринимает голос, но не видит самого героя интервью. Если это лицо и так известное (популярный политик, певец, актер и т.д.), то радиоинтервью дополняет его имидж, и так уже имеющийся. Если же это руководитель какой-либо «нераскрученной» организации, то это интервью вряд ли будет эффективным, ибо большинству слушателей ни организация, ни имя руководителя не известны, и в плане имиджа такая акция неудачна (это все равно, что вести в эфире диалог с диск-жокеями по поводу музыкальных новинок, где калейдоскоп говорящих лиц практически аудиторией не схватывается и не запоминается). Поэтому многие предпочитают телевизионное интервью, которое имеет больше преимуществ, особенно – визуальное, и его затем в виде копии можно демонстрировать заинтересованным лицам с видеомагнитофона.

Разновидность интервью – прямой эфир. Это довольно ответственная работа для всех его участников, так как предполагает не только диалог между интервьюером и журналистом, но и включение в этот процесс зрителей, вопросы которых могут быть непредсказуемы. Правда, с этой целью работающие на контактных телефонах специалисты просеивают нежелательные звонки и не допускают их к эфиру, но бывают и разного рода провокации, когда нельзя уследить на истинными намерениями таких людей, особенно если руководитель или возглавляемая им организация имеют много конкурентов, недоброжелателей, разочарованных в их деятельности и т.д. В таком случае, вне сомнения, велика вероятность «злобных» звонков с целью дискредитации руководителя или его организации.

Так или иначе, но к прямому эфиру ведется тщательная подготовка, потому что даже обычный, непровокационный вопрос может оказаться таким заковыристым, что руководитель может запнуться или затрудниться с ответом, что будет нежелательным (ибо такие промахи не уберешь с прямого эфира). Кроме того, сотрудники по связям с общественностью в ходе прямого эфира обычно помогают работающим на контактных телефонах диспетчерам в студии отслеживать звонки аудитории и допускать к эфиру тех, которые, по мнению уже самого сотрудника по связям с общественностью, задают позитивный вопрос в отношении организации и ее руководителя, или если задаваемые вопросы не представляют трудностей с ответом. Несколько иной характер носит так называемый телерепортаж (радиорепортаж). Хотя, по большому счету, все основные требования, относимые к производству телевизионного информационного сюжета, применимы и в работе с телевизионным репортажем, здесь есть свои отличия. Они заключаются в том, что репортаж требует активных сцен действия. Репортаж всегда сопровождается текстом (либо голос за кадром, либо репортер в «рамке», либо симбиоз первого и второго вариантов). Репортаж, в отличие от информации, требует оценочной характеристики происходящих показываемых или озвучиваемых событий, Например, снимая телерепортаж о борьбе с наркотиками силами Госнаркоконтроля России необходимо иметь видеоряд нескольких успешных операций сотрудников данного ведомства (здесь используются архивные или оперативные данные, которые служба по связям с общественностью этого ведомства обязана приготовить), этот видеоряд будет удачно дополнять авторский текст. Необходимо отснять несколько интервью по данной проблематике с различными специалистами (наркологами, юристами, психологами, представителями органов власти, а также с несколькими руководителями и оперативными сотрудниками непосредственного самого Госнаркоконтроля). Для усиления воздействия репортажа можно также отснять лечащихся наркозависимых больных, условия их содержания, побеседовать с некоторыми из них «на камеру», а также найти ряд лиц, критикующих работу Госнаркоконтроля. Противопоставление позиций, мнений – это наиболее выигрышная часть репортажа, это придает ему дискуссионную форму, обнажает степень актуальности затронутой проблемы. И при всем при этом материал показывает значимость того же Госнарконтроля в борьбе с наркоманией. Оценочные характеристики, которые излагает в репортаже его автор, могут быть подготовлены службой по связям с общественностью организации. Именно так строится работу по производству так называемых проблемных репортажей (например, телепроекты «Специальный репортаж» или «Профессия: репортер» и т.д.).

Порой достаточно профессиональный специалист по связям с общественностью способен предложить соответствующие материалы и людей (героев и персонажей) для репортажа таким образом, чтобы у журналиста самостоятельно создалась позиция, убеждение, аналогичное с мнением организации. Если такой вариант удается, и журналист по ходу работы над репортажем убеждается либо меняет ранее имевшееся мнение, но уже в пользу организации, то это можно считать успехом работы службы по связям с общественностью. Ибо, ни одно журналистское мнение не звучит так убедительно, как искреннее, сформировавшееся под воздействием увиденного собственными глазами. А вот помочь увидеть именно так, как нужно организации, в этом и заключается профессионализм специалиста по связям с общественностью. И подобный материал можно смело записывать в актив работы связей с общественностью организации.

Не стоит думать, что здесь идет речь о сознательном введении журналиста в заблуждение. Напротив. К сожалению, немало журналистов имеют поверхностное, неверное, искаженное, дилетантское (бывает и хуже – нашептанное недоброжелателями или конкурентами организации) представление о снимаемой ими проблеме, и потому они изначально настроены с предубеждением против вашей организации, и это предубеждение необходимо снять.

Наиболее эффективная процедура такого «снятия» предубежденности – объективная и полная требуемая информация. За исключением той ее части, которая в силу конфиденциальности, секретности, внутреннего пользования, этических соображений и просто в силу определенных интересов организации дана быть не может. Если же предубеждение направлено конкретно против той части информации, которую нельзя сообщать, то варианты поведения сотрудников по связям с общественностью зависят от характера требуемой информации.

Телевизионные и радийные репортажи бывают тематические (специальные) и по факту (событийные). К тематическим репортажам можно отнести и сходные жанры – например, журналистское расследование. В любом случае, организация в подобных материалах может выступать либо главным действующим лицом, либо эпизодическим, необходимым для подтверждения соответствующих идей автора. И в том и в ином случаях, служба по связям с общественностью должна максимально использовать возможность «засветки» организации в таком репортаже, если он будет положительным по отношению к организации, и постараться свести до минимума негативные высказывания, видеофрагменты и т.п., если организация освещается в критическом (отрицательном) ракурсе.

Не так часто, но организации обращаются к телевизионным каналам (реже – делают это самостоятельно) с заказом съемки документального телефильма (телевизионного документального сериала) о собственной деятельности. Обычно такие фильмы приурочиваются к знаковым (юбилейным) датам. Сразу следует оговориться, что подобный заказ всегда имеет финансовую подоплеку, а потому позволить такую недешевую роскошь как фильм, способна только весьма респектабельная организация, не имеющая финансовых проблем. В производстве подобных фильмов роль служб по связям с общественностью сведена к минимуму, потому что такой масштаб производства под силу только профессиональным коллективам, имеющим в распоряжении сильных сценаристов, операторов, звукорежиссеров и режиссеров. Либо в самой службе по связям с общественностью создается кино- теле- коллектив на уровне отдела, которому ставится задача съемки сериала или кино- телефильма, и ни на какие другие направления этот отдел не отвлекается. Обычно, роль служб по связям с общественностью состоит в координации между своими подразделениями и конкретными людьми и съемочной группой. Специалист по связям с общественностью может подсказать актуальный сюжет, свести с героями очередной серии, обеспечить организацию и безопасность съемок и т.д.

Куда чаще организации предпочитают быть спонсорами документальных кино- и телевизионных лент, где сами косвенно (фрагментарно) присутствуют. В таких случаях в соответствующем сценарии пожелание организации обязательно должно быть учтено, если съемочная группа хочет получить вознаграждение. Например, КАБ «Викинг» заказал документальный фильм об известном в Санкт-Петербурге человеке, последние годы жизни работавшим в данном банке. Разумеется, в фильме нельзя было обойти связанную с банком «Викинг» часть судьбы этого человека, и она была показана через воспоминания руководителей и сотрудников банка (кстати, очень искренних и теплых). Так или иначе, фильм состоялся, был тиражирован в видеокассетах, которые были разосланы всем, кто в свои годы был знаком с героем фильма. Между прочим, среди таковых – известнейшие люди страны, включая Президента России. По телевидению фильм показан не был, но это не умалило позитива акции, если ее рассматривать как PR -акцию. Видеофильм был просмотрен той аудиторией, которая интересует банк в первую очередь.

И последнее. Архив теле- и радио информаций. Обычно службы по связям с общественностью предпочитают хранить показанную и озвученную информацию о своих организациях в стандартных видео- и аудиокассетах и на компьютерных носителях информации. С развитием компьютерных технологий способы и условия хранения такой информации упрощаются. Суть создания такого архива – в сохранности истории организации, выраженной визуальной и аудио формами. Эта работа также является прерогативой сотрудников по связям с общественностью.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1240

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.