Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Мониторинг Московского региона

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Региональный мониторинг организуется на территории крупных регионов больших государств, например, таких, как: Российская Федерация, США, Канада и т.п. Региональный мо­ниторинг не только является частью национального, но и реша­ет задачи, специфические для данной территории. Кроме того, региональный мониторинг может быть международным, если регион включает море (например, Черное или Балтийское) или другие природные образования, требующие особого внимания нескольких стран, как, например, Великие озера, лежащие на границе США и Канады.

В проведении регионального мониторинга участвуют органи­зации министерств и ведомств, ответственных за национальный мониторинг, и местные природоохранные организации.

Важной подсистемой регионального мониторинга является мониторинг источников загрязнителей, на основе которого уточняется список подлежащих определению в разных природ­ных средах загрязняющих веществ, а также определяется вклад глобальных и региональных источников загрязнителей в изме­нение природной среды региона.

Результаты регионального мониторинга используются мест­ными органами управления, ответственными за природоохран­ную деятельность и принятие решений в этой области.

Сеть региональных станций наблюдения организуется с уче­том физико-географических условий, расположения промыш­ленных, энергетических и сельскохозяйственных предприятий, распределения населения в регионе.

В Российской Федерации региональный мониторинг органи­зуют и осуществляют местные органы Госкомэкологии (бывшего Министерства охраны окружающей среды и природных ресур­сов), Росгидромета, санэпидемслужбы, других министерств и ведомств, представленных в данном регионе.

Основная задача регионального мониторинга — получение бо­лее полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воздействии на нее антропогенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и национального мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона.

Московский регион занимает площадь, равную 47 тыс. км2, его население составляет примерно 15 млн. человек, в том числе в г. Москве на площади около 1200 км2 проживает почти 9 млн. человек, что приблизительно соответствует такому государству, как Нидерланды. Этим определяется важность рассмотрения мониторинга данного региона.

Для разработки управляющих и учета спонтанных антропогенных воздействий на ОС необходима следующая информация:

1. Характеристики эталона ОС (наиболее часто - в долях или единицах ПДК).

2. Характеристики состояния ОС за различные промежутки времени.

3. Характеристики выбросов загрязнителей в ОС.

4. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы уровня загрязне­ния ОС.

При этом сами управляющие и спонтанные антропогенные воздействия на ОС могут быть:

- плановыми (с периодом, измеряемым годами), для общего улучшения состояния окружающей среды региона;

- эпизодическими (в течение нескольких суток), вызванными неблагоприятными метеорологическими условиями;

- аварийными или экстренными (в течение нескольких ча­сов), вызванными нештатными или опасными ситуациями на предприятиях.

Мониторинг различных сред биосферы Московского региона как раз и направлен на получение этой информации и содейст­вует разработке управляющих воздействий, однако современный уровень мониторинга не всегда обеспечивает необходимую опе­ративность представления информации в органы управления.

Создаваемая городская система мониторинга, схема которой представлена на рис., должна обеспечивать выполнение сле­дующих функций:

- оперативное оповещение об авариях экологического харак­тера в городе, о неблагоприятных метеоусловиях с прогнозом их неблагоприятных последствий;

- еженедельные оценки городской экологической ситуации по основным средам в форме ситуационных карт;

- расчет интегральных оценок экологической ситуации в го­роде, их наглядное представление, прогноз развития экологиче­ской обстановки (раз в квартал);

- регулярные обобщенные сводки об эпидемиологической си­туации в городе с вероятностной оценкой влияния на нее фак­торов ОС;

- составление ежегодного сводного отчета.

Система экомониторинга строится как двухуровневая, вклю­чающая:

- специализированные мониторинговые подсистемы феде­ральных, городских и ведомственных служб, территориальные центры, а также подсистемы научных учреждений и предприятий;

- общегородской информационно-аналитический центр, свя­занный со специализированными подсистемами и органами управления городом.

На первом уровне ее находятся специализированные феде­ральные, городские и ведомственные подсистемы экологическо­го мониторинга. Собранная ими экологическая информация передается на второй уровень - в общегородской информационно-аналитический центр. После обработки информация о состоянии ОС направляется в исполнительные структуры Правительства Москвы, городскую инфраструктуру и федераль­ные органы. Подсистемы могут содержать как инструменталь­ные средства для измерения экологических параметров, так и программно-аппаратные комплексы (локальные центры) для первичной обработки данных.

Для сбора, хранения, архивации и обработки всей информа­ции о состоянии ОС предназначен информаци­онно-аналитический центр (ИАЦ), создаваемый на базе компью­терной телекоммуникационной сети, абонентами которой явля­ются все заинтересованные организации. Центральный пульт (в составе ИАЦ) также обеспечивает связь по телефонным каналам с различными природоохранными предприятиями, центрами обработки информации сети наземных измерений, хранение и архивацию всей собираемой информации, ведение баз данных наблюдений и обработанной информации. Обмен информацией в настоящий момент осуществляется с помощью единой информационной сети по телефонным каналам в соответствии с регламентом обмена данными посредством пультов контроля за ситуацией.

Пульт управления за ситуацией - это относительно простой программно-аппаратный комплекс, устанавливаемый в информационно-аналитическом центре, а также в специализированных природоохранных структурах, в органах управления города, в общественных и других организациях. Он позволяет реализовать санкционированный приоритетный доступ к базам данных информационно-аналитического центра в различных режимах различным абонентам сети.

Реализация системы сдерживается недостаточностью финансирования. В 1992 г. АО "Прима-М" сдана в опытную эксплуа­тацию головная станция мониторинга загрязнения атмосферно­го воздуха для контроля окиси углерода, двуокиси серы, угле­водородов, окислов азота и метеопараметров. Завершена разра­ботка информационного, программного и методического обеспе­чения, а также изготовление технических средств для оснаще­ния автоматических станций.

Станции установлены по адресам: Сухаревская пл., Балчуг, Шаболовка, Плетешковский пер., Новый Арбат.

Силами НПО "Химавтоматика" совместно с Академией ком­мунального хозяйства разработана документация и изготовлены образцы автоматизированного поста контроля сточных и по­верхностных вод, обеспечивающего контроль загрязнений более чем по 20 параметрам. Установка постов данного типа посте­пенно осуществляется.

С 1994 г. ведется разработка и создание сети сбора и обра­ботки экологической информации г. Москвы. Участвуют АО "Прима-М", Москомприроды, МосНПО "Радон", "Мосводоканал", ГУ “Московский ЦГМС-Р”.

Разработан и утвержден регламент обмена информацией между участниками сети сбора, создано соответст­вующее программное обеспечение. С 1995 г. сеть, пройдя апро­бацию, находится в опытно-промышленной эксплуатации. Она собирает еженедельно информацию, готовит еженедельные справки, рассылает их по электронной сети участникам обмена, а на бумажном носителе — в Правительство Москвы и Моском­природы. Каждая станция сети передает информацию по теле­фонным каналам об основных загрязнителях 24 раза в сутки в АО "Прима-М", среднесуточные данные передаются в центр сбора и обработки информации.

К числу нерешенных проблем можно отнести следующие. Экологический мониторинг дает практический эффект только тогда, когда объем получаемой с его помощью информации пре­вышает некоторый минимум и когда существует исполнитель­ный орган в администрации города, который может принять и использовать информацию от системы мониторинга.

В городе пока отсутствует практика принятия управляющих решений, исходя из данных экомониторинга. В первую очередь это касается состояния воздушного бассейна, водных объектов и зеленых насаждений. Не определены параметры, при которых обязательно должны приниматься те или иные конкретные ре­шения (ограничение движения транспорта, приостановка дея­тельности предприятий, замена зеленых насаждений, очистка рек и т.д.). Поэтому накапливаемая мониторинговая информа­ция обычно остается невостребованной.

Правительство города, не вкладывая достаточные средства, получает весьма скудную и часто недостоверную информацию. Поэтому оно пока не может эффективно использовать ее в опе­ративном управлении. Кроме того, основные природопользователи Москвы все еще не заинтересованы в раскрытии полных своих мониторинговых данных для ее правительства. Средств же для создания собственной независимой системы контроля качества всех сред в городе пока нет. Поэтому Москва, как и практически все города Московского региона, слишком медлен­но создает систему мониторинга, объединяя существующие раз­розненные средства, понемногу вкладывая деньги, отодвигая сроки завершения создания системы на будущее и снижая эф­фективность работы ее отдельных частей в настоящем.

Для преодоления перечисленных объективных противоречий и правильной организации работ в администрации города соз­дан специальный исполнительный орган по управлению качеством окружающей среды. Этим органом является специализи­рованный отдел, возглавляемый министром экологии и защи­ты окружающей среды Правительства Москвы. Главной зада­чей новой экологической структуры является концентрация средств на приоритетных направлениях, таких как, например, создание информационного центра по сбору всей мониторинго­вой информации, и в первую очередь подсистемы оперативного контроля качества атмосферного воздуха.

Программа развития системы экомониторинга Москвы, отра­женная в постановлении Правительства Москвы от 22 мая 1995 г. № 435, содержит мероприятия по подключению к сети обмена данными новых организаций и по дальнейшему техническому совершенствованию измерительных подсистем. Техническое со­вершенствование предполагает модернизацию аппаратного, мате­матического и программного обеспечения всей системы в целом.

Совершенствование аппаратного обеспечения включает в себя:

- развертывание современного информационно-вычислитель­ного центра;

- организацию автоматических постов контроля качества по­верхностных вод Москвы-реки;

- создание подсистемы контроля физических факторов (прежде всего уровня шума);

- внедрение современных дистанционных средств контроля воздуха, обеспечивающих автокалибровку и увеличение необ­служиваемого срока до 30 суток.

Развитие программного обеспечения в свою очередь предполагает:

- развитие интерполяционных моделей для условий город­ской застройки (использование таких моделей позволит рассчи­тывать поле концентраций загрязняющих веществ между ста­ционарными автоматическими постами);

- внедрение экстраполяционных моделирующих программ­ных комплексов в технологический цикл мониторинга для рас­чета распространения загрязнений от источников выбросов;

- внедрение геоинформационных систем (ГИС) в систему экомониторинга.

Большинство используемых в настоящее время мониторинго­вых моделей основано на методике ОНД-86, которая не учиты­вает ряд важных для мегаполисов факторов, таких как микро­климат, застройка. Ряд моделей (типа "Зона") обладают боль­шей точностью. Для их внедрения в технологический цикл мо­ниторинга необходима разработка интерфейсных алгоритмов и программ для их стыковки с потоками входных данных, а так­же для получения приемлемых выходных форм. Областью ис­пользования таких программных пакетов остается и оценка воздействия источников выбросов на окружающую среду.

В течение последних лет в нескольких природоохранных службах Москвы, а также в АО "Прима-М" проводятся экспе­рименты по применению ГИС вместо ранее использовавшихся картографических систем. На мировом рынке ГИС наиболее известны Intergraf, ARC/INFO, MAP Info. В России до настоя­щего времени собственные ГИС не вышли еще из стадии НИ-ОКР. Наиболее известные разработаны фирмами "Киберсо", "Трисофт", Институтом географии РАН и постепенно внедряют­ся. Безусловно, отечественные ГИС могут иметь свой рынок, однако для общегородской системы экомониторинга должна быть выбрана ГИС, хорошо отлаженная и проверенная на прак­тике. Таковой, например, может быть система ARC/INFO, из­вестная на мировом рынке с 1982 г., имеющая 25 000 пользова­телей и позволяющая работать с растровыми, а также векторными форматами карт.

Основными направлениями развития экомониторинга в Мо­скве сегодня являются прежде всего его включение в совершен­ствование механизма управления качеством ОС через создание устойчивой обратной связи. Приоритетность со­циально-гигиенической направленности мониторинга делает важной необходимость соподчинения проблемы сбора и обра­ботки экологической информации с качественной и количест­венной оценкой параметров здоровья населения. В последующем это может создать реальную возможность прогнозирования со­стояния здоровья населения на базе интегральной характери­стики городской среды обитания.

Общегородская система экомониторинга г. Москвы во многом повторяет действующие в Германии, Японии, США системы. Но она уступает им по количеству точек измерения, частоте наблю­дений и надежности аппаратуры. К сожалению, недостаточно и финансирование, а также его эффективность. Например, по сравнению с Берлином Москва затрачивает примерно в два раза меньше средств (в процентах от бюджета), но в несколько раз больше на единицу оборудования.

В качестве положительной стороны можно отметить, что мо­сковская система позволяет собирать в одном вычислительном центре данные от различных организаций, достигая тем самым комплексности данных по всем средам.

В целом система соответствует сегодняшнему реальному уровню природоохранной деятельности в Москве, но не отвечает пока современным требованиям к системам экомониторинга мегаполисов развитых стран. Проблемы развития системы ле­жат не в области техники, а в области финансов и организации природоохранной деятельности в целом по России.

Государственное учреждение «Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» (ГУ “Московский ЦГМС-Р”),

являясь специально уполномоченным территориальным органом Росгидромета, осуществляет наблюдения за загрязнением ОС на территории Москвы и Московской области.

В соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 года №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» деятельность ГУ «Московский ЦГМС-Р» в 2008 году была направлена на обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической информации и информации о состоянии природной среды, ее загрязнении.

На основе регулярных наблюдений осуществляется оценка и прогноз состояния загрязнения атмосферы и поверхностных вод, готовятся документы, в которых содержатся обобщенные сведения об уровнях загрязнения атмосферы и поверхностных вод за длительный период. Значение информации о состоянии загрязнения атмосферы и поверхностных вод возрастает также в связи с необходимостью учета в проектных разработках данных о фоновых концентрациях загрязняющих веществ, расчет и выдача которых, выполняется ГУ «Московский ЦГМС-Р».

В Бюллетене по результатам анализов 122,4 тыс. проб атмосферного воздуха, 1993 проб поверхностных вод, 5757 измерений мощности экспозиционной дозы излучения (МЭД), 1825 измерений выпадений из атмосферы дается: характеристика загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод вредными веществами; оценка степени загрязнения атмосферного воздуха в городах, где проводились наблюдения; оценка качества воды водотоков и водоемов; тенденция изменений уровня загрязнения атмосферного воздуха и качества воды водотоков и водоемов; уровень радиационного загрязнения атмосферы.

Данные, приведенные в Бюллетене, позволяют:

Ø повысить эффективность природоохранных мероприятий на городском и региональном уровнях;

Ø снизить уровень риска для населения, связанный с загрязнением атмосферного воздуха и поверхностных вод;

Ø уменьшить экономические потери городского хозяйства;

Ø разработать приоритетные мероприятия по снижению уровня загрязнения воздушного бассейна городов и отдельных водоемов;

Ø снизить социальную напряженность при условии открытого информирования о складывающейся экологической ситуации и разъяснении имеющихся проблем.

Исходя из вышесказанного, Бюллетень предназначен для администраций и руководителей городских организаций тех городов, в которых ГУ «Московский ЦГМС-Р» проводит наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Сборник также будет полезен для природоохранных организаций, крупных производственных организаций, которые могут использовать информацию в своей работе, общественным и учебным организациям, СМИ и отдельным гражданам.

ГУ “Московский ЦГМС-Р” проводит непрерывные метеорологические и гидрологические наблюдения, а также мониторинг состояния ОС в Московском регионе.

Наблюдения проводятся на:

Ø 35 стационарных постах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха Государственной сети наблюдений (ГСН),

Ø 37 пунктах (60 створов) контроля за состоянием поверхностных вод,

Ø 16 метеорологических станциях,

Ø 1 метеорологическом посту,

Ø 6 агрометеорологических постах,

Ø 36 гидрологических постах,

Ø 16 пунктах наблюдения за радиационной обстановкой,

расположенных на территории города Москвы и Московской области.

ГУ “Московский ЦГМС-Р” осуществляет следующие виды деятельности:

Ø круглосуточные систематические наблюдения за природными явлениями, включая опасные гидрометеорологические явления;

Ø систематические наблюдения за уровнями загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха и осадков, поверхностных вод, почв, снежного покрова);

Ø радиационный мониторинг на территории Москвы и Московской области;

Ø прогнозирование уровней загрязнения атмосферного воздуха на базе анализа данных наблюдений и передача предупреждений о возникновении высокого загрязнения;

Ø расчёт пожароопасности в тёплое время года, расчёт гидрологических явлений во время прохождения весеннего половодья;

Ø обеспечение органов государственной власти, отраслей экономики, оборонных и других организаций и населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, её загрязнении, в том числе экстремальной информацией на территории Москвы и Московской области;

Ø поверку и ремонт гидрометеорологического оборудования и приборов;

Ø прогнозирование и передача предупреждений о возникновении высокого загрязнения в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Структура центра

 
Аппарат управления
Гидрометеорология
  Отдел гидрологии (ОГ)
  Отдел метеорологии (ОМ)
Мониторинг окружающей среды
  Отдел мониторинга атмосферы (ОМА)
    Лаборатории наблюдения за загрязнением атмосферы (ЛНЗА)
  Центр прогноза, сбора и обработки информации (ЦПСОИ)
  Отдел мониторинга поверхностных вод (ОМПВ)
  Лаборатории физико-химического анализа (ЛФХА)
  Отдел радиационного мониторинга (ОРМ)
Отдел маркетинга, организационно-правового обеспечения и лицензирования (ОМОПОЛ)
Отдел фонда данных(ОФД)
Служба средств измерений
  Отдел поверки измерительной техники (ОПИТ)
  Отдел метрологии и стандартизации (ОМС)
  Отдел ремонта и эксплуатации приборов (ОРЭП)
Служба автоматизированной системы передачи данных (САСПД)
  Отдел передачи данных САСПД (ОПД САСПД)
  Отдел эксплуатации технических средств (ОЭТС САСПД)
  Отдел эксплуатации программных средств (ОЭПС САСПД)

 

 

Карта сети наблюдений за загрязнением атмосферы г.Москвы

№ ПОСТА АДРЕС ПОСТА НАБЛЮДАЕМЫЕ ПРИМЕСИ
Всероссийский выставочный центр Оксид углерода, диоксид азота, фенол, аммиак
Ср.Овчинниковский пер., д.1/13 Взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, аммиак, бенз(а)пирен
Сухаревская пл., д.10/31 Взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, фенол, формальдегид, бенз(а)пирен
ул.Бутырская, д.89 Оксид углерода, диоксид азота, фенол, хлорид водорода, ацетон, тяжелые металлы
Варшавское ш., д.32 Взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид азота, фенол, формальдегид, бенз(а)пирен
4-й Вешняковский пер., д.8 Взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид азота, формальдегид, бенз(а)пирен
ул.Полярная, д.8 Взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, хлорид водорода, тяжелые металлы.
ул.Шоссейная, д.29 Взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, сероводород, фенол, бензиновые углеводороды, толуол, ксилол, бензол
ул.Народного ополчения д.19 Взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид азота, формальдегид, тяжелые металлы
ул.Туристская, д.19, кор.1 Оксид углерода, диоксид азота, сероводород, бензиновые углеводороды, толуол, ксилол, бензол, аммиак
ул.Чертановская, д.21 Взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, бензиновые углеводороды, толуол, ксилол, бензол, тяжелые металлы
ул.Долгопрудная, д.13 Оксид углерода, диоксид азота, бензиновые углеводороды, толуол, ксилол, бензол, формальдегид
ул.Подбельского, д.4/1 Оксид углерода, диоксид азота, бензиновые углеводороды, толуол, ксилол, бензол, формальдегид
Можайское шоссе, д.20 Взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид азота, бензиновые углеводороды, толуол, ксилол, бензол, формальдегид, бенз(а)пирен
ул.Шипиловская, д.64 Оксид углерода, диоксид азота, аммиак, тяжелые металлы
ул.Братеевская, д.27 Оксид углерода, диоксид азота, фенол, аммиак, сероводород, бензиновые углеводороды, толуол, ксилол, бензол

 

Наблюдения за качеством атмосферного воздуха в Москве осуществляется на 16 стационарных станциях ГУ «Московский ЦГМС-Р», расположенных во всех административных округах города, кроме ЮЗАО.

Станции расположены в жилых районах, вблизи автомагистралей и крупных промышленных объектов. Это деление является условным, так как застройка и размещение предприятий не позволяет сделать четкого деления районов. Режим наблюдений: ежедневно 2-4 раза в сутки в сроки, установленные ГОСТом 17.2.3.01 – 86.

На территории Московской области долгосрочные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха осуществляются на 19 постах в 9 городах Московской области: (в Подольске и Клину – по 3, Воскресенске, Коломне, Мытищах, Щелково, Серпухове и Электростали – по 2, в Дзержинском - 1) и 1 – в Приокско-Террасном заповеднике

Программой работ предусматривается определение 17 вредных химических веществ и 9 тяжелых металлов. На большинстве постов контроль осуществляется по 4 основным ингредиентам: взвешенным веществам, диоксиду серы, оксиду углерода и диоксиду азота. Кроме того на постах производится отбор проб воздуха на специфические ингредиенты: растворимые сульфаты, оксид азота, сероводород, фенол, хлористый водород, аммиак, формальдегид, углеводороды бензиновой фракции, бензол, ксилол, толуол, ацетон, бенз(а)пирен, тяжелые металлы (железо, кадмий, кобальт, марганец, медь, никель, свинец, хром, цинк). Состав специфических ингредиентов определяется с учетом состава выбросов вредных веществ в атмосферу от предприятий, расположенных в пределах зоны, контролируемой постом наблюдений.

Общая оценка загрязнения атмосферы.По данным наблюдений в 2008 году уровень загрязнения атмосферы в целом по городу оценивается как высокий:ИЗА5 = 12,1, СИ = 4 и НП = 47 % для фенола. Воздух города наиболее загрязнен формальдегидом, бенз(а)пиреном и фенолом, которые вносят значительный вклад в величину ИЗА.

Характеристика загрязнения атмосферного воздуха. Проблему загрязнения в Москве, как и в прошлом году, создают выбросы автотранспорта, которые составляют 94% от общих антропогенных выбросов. В столице насчитывается более 6000 предприятий–природопользователей, выбрасывающих в атмосферный воздух столицы более 500 наименований загрязняющих веществ. Предприятия расположены по всей территории города, образуя промышленные зоны вблизи жилых кварталов. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят 34 предприятия (72832 т/год – 92,45 % от общего выброса стационарных источников), из них 15 – объекты энергетики и 19 – крупные промышленные предприятия, имеющие валовые выбросы более 200 т/год (ОАО «Московский НПЗ», АМО ЗИЛ, ФГУП «ГКНЦП им. Хруничева», ММПП «Салют», ОАО «ММЗ «Серп и молот», ТЭЦ города и др.).

По территории города уровень загрязнения воздуха изменяется от очень высокого до низкого.

Очень высокий уровеньзагрязнения атмосферного воздуха наблюдается в Южном административном округе Москвы на Варшавском шоссе (р-н «Нагорный»). Определется он самыми высокими по городу значениями ИЗА5 = 17,9 и наибольшей повторяемостью (НП) превышений ПДК м.р. фенола, равной 47 %. Стандартный индекс (СИ) для фенола, бенз(а)пирена, формальдегида и диоксида азота равнялся 3. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха района вносят формальдегид (ИЗА = 7,5, НП = 7 %), фенол (ИЗА = 5,1, НП = 4 %), бенз(а)пирен (ИЗА = 2,5), диоксид азота (ИЗА = 1,9, НП = 4 %), а также оксид углерода (ИЗА = 0,9, СИ = 2, НП = 2 %). Источниками загрязнения здесь, помимо автотранспорта, являются промышленные предприятия, расположенные в промзонах «Нагатино», «Верхние Котлы» и «ЗИЛ».

На Садовом кольце (р-н «Мещанский», ЦАО) очень высокий уровень загрязнения определяется показателем ИЗА5, равным 14,1. Именно в этом районе была зарегистрирована максимальная за год концентрация фенола, равная 3,8 ПДК м.р., которая и определила показатель СИ = 4 в целом по городу. Воздух данного района наиболее загрязнен формальдегидом (ИЗА = 6,2, СИ = 2, НП = 4 %), фенолом (ИЗА = 3,9, СИ = 4, НП = 34 %), бенз(а)пиреном (ИЗА = 1,8, СИ = 2), диоксидом азота (ИЗА = 1,3, СИ = 2, НП = 1 %) и оксидом углерода (ИЗА = 0,9, СИ = 3, НП = 2 %), источником выбросов которых (кроме фенола) является автотранспорт.

Высокий уровеньзагрязнения отмечается в районах «Хорошево-Мневники» (СЗАО), «Богородское» (ВАО) и «Можайский» (ЗАО). ИЗА в этих районах составил от 6,9 до13,2, СИ равнялось 2-4, НП находилась в диапазоне от 2 до 46 %, причем наибольшие значения по всем показателям отмечались в районе «Богородское», где основными источниками загрязнения воздуха являются крупные промышленные предприятия промзоны «Калошино». Определяющий вклад в загрязнение атмосферы в районе «Богородское» вносят фенол (ИЗА = 5,4) и формальдегид (ИЗА = 5,2), в районе «Хорошево-Мневники» (вблизи промзоны «Магистральная») – формальдегид (ИЗА = 4,7) и диоксид азота (ИЗА = 1,4), в районе «Можайский» (вблизи Можайского шоссе) – формальдегид (ИЗА = 2,9) и бенз(а)пирен (ИЗА = 3,0).

Повышенный уровеньзагрязнения воздуха в 2008 году наблюдается в районах «Замоскворечье» (ЦАО) и «Рязанский» (ЮВАО): ИЗА = 6,0 и 5,7, СИ = 4 и 3, НП составила 3 % и 1 % соответственно. В «Замоскворечье» отмечается повышенное содержание в атмосферном воздухе бенз(а)пирена, диоксида азота и оксида углерода, в районе «Рязанский» – бенз(а)пирена, формальдегида и оксида углерода от выбросов автотранспорта и предприятий теплоэнергетики.

В других контролируемых районах города отмечается низкий уровень загрязнения воздуха, который определяется значениями ИЗА, находящимися в диапазоне от 2,9 до 3,8. Однако в отдельные дни года при неблагоприятных метеорологических условиях регистрировались повышенные концентрации загрязняющих веществ в воздухе (СИ = 2-3, НП изменялся от 0 % до 8 %).

в СВАО: оксида углерода, диоксида азота, фенола и аммиака – на территории ВВЦ, оксида углерода и диоксида азота – в районе «Южное Медведково»;

в САО: оксида углерода, диоксида азота и фенола – в районе «Савеловский», оксида углерода, диоксида азота и формальдегида – в районе «Дмитровский»;

в СЗАО: оксида углерода, диоксида азота и аммиака – в районе «Северное Тушино»;

в ЮВАО: оксида углерода, диоксида азота, сероводорода и фенола – в районе «Печатники»;

в ЮАО: оксида углерода и диоксида азота – в районе «Центральное Чертаново», оксида углерода, диоксида азота и аммиака – в районе «Зябликово» и оксида углерода, диоксида азота, фенола и сероводорода – в районе «Братеево».

Стоит отметить, что наибольшая по городу концентрация оксида углерода (3,4 ПДК м.р.) была зарегистрирована в районе «Савеловский», вблизи Дмитровского шоссе, аммиака (3,0 ПДК м.р.) – в районе «Северное Тушино», диоксида азота (2,9 ПДК м.р.) – в районе «Печатники», вблизи промзоны «Люблино-Перерва».

Тенденция изменений уровня загрязнения атмосферы.За последние пять лет отмечается тенденция снижения основного показателя загрязнения атмосферы СИ, который с 2005 по 2007 гг. определялся концентрациями бенз(а)пирена, в 2004 году – сероводорода, а в 2008 г. – фенола.

Показатель НП связан с загрязнением атмосферы фенолом, в первые три года он существенно не меняется, но в 2007 год резко возрос, в последний – 2008 год – его значение снизилось на 12%, однако тенденция повышения показателя НП сохранилась.

Высокое и экстремально высокое загрязнение атмосферного воз­духа. В 2008 году случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями в г. Москве и городах Московской области зарегистрировано не было.

Заключение.Основываясь на приведенной информации, можно дать следующие рекомендации, выполнение которых позволит улучшить состояние атмосферного воздуха в Москве и области:

Ø Разработать и осуществить на промышленных предприятиях и предприятиях энергетики, выбросы которых создают «зоны» с неблагоприятной экологической обстановкой, комплекс эффективных воздухоохранных мер, обеспечивающих доведение выбросов вредных веществ от них до допустимого уровня.

Ø Обеспечить эффективное регулирование промышленных выбросов, а также автотранспортных средств в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для рассеивания примесей, приводящих к значительному росту уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Ø Осуществлять контроль за выполнением мероприятий по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды НМУ со стороны МТУ Ростехнадзора и Ростехнадзора по Московской области.

Наблюдение за качеством поверхностных вод Московского региона.

Изучение состава и свойств поверхностных водмосковского региона в 2008 г. проводилось в системе ОГСН на 25 водных объектах в бассейнах рр. Волги (притоки – Лама, Дубна, Сестра, Кунья, вдхр. Иваньковское); Оки (рр. Ока, Нара, Протва, Лопасня, Осетр); Москвы (рр. Москва, Истра, Медвенка, Закза, Яуза, Пахра, Рожая, Нерская, вдхр. Можайское, Рузское, Озернинское, Истринское); Клязьмы (рр. Клязьма, Воря) в 37 пунктах (60 створах).

Основными источниками загрязнения крупных водотоков региона являются недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды города Клина, Краснозаводска, Серпухова, Каширы, Коломны, Москвы, Воскресенска, Подольска, Наро-Фоминска, Щелково, Ногинска, Орехово-Зуево и других; а также сельскохозяйственные стоки, поступающие непосредственно в реки или через их притоки.

Характерными загрязняющими веществами являются соединения азота и фосфора, взвешенные и органические вещества, нефтепродукты, фенолы, СПАВ, тяжелые металлы.

Гидрологический режим на водных объектах в отчетный период характеризовался достаточно устойчивой зимней меженью и ранним, коротким весенним половодьем. В течение марта на большинстве рек Московской области прошли 3 пика половодья. Переход рек к режиму летней межени проходил равномерно. В первой половине мая на всех водотоках установился режим летней межени, часто прерываемый дождевыми паводками. В сентябре и ноябре режим осенней межени прерывался дождевыми паводками. Первые ледовые явления на водных объектах Московской области были отмечены лишь в начале декабря.

Оценка качества воды водотоков и водоемов по удельному комбинаторному индексу загрязненности воды (УКИЗВ) показала, что качественный состав поверхностных вод в 2008 году представляется двумя классами четырьмя разрядами (3 класс, разряд Б; 4 класс, разряды А, Б, В).

3 классом качества разряда Б, очень загрязненные воды, характеризовались рр. Лама, Сестра, Ока (в фоновых створах), Нара (выше г. Наро-Фоминск), Москва (от истока до г. Москвы), а также водохранилища (Рузское, Истринское, Озернинское, Можайское). Четвертым классом разряда А, грязные воды, характеризовались: Иваньковское водохранилище, рр. Дубна, Кунья, Ока (в контрольных створах), Нара (от г. Наро-Фоминск до г. Серпухов), Протва, Лопасня, Осетр, Истра, Закза, Медвенка, Пахра (выше г. Подольск), Москва (в черте г. Москвы), Нерская, Клязьма (выше г. Щелково), Воймега. К классификации грязные воды разряда Б относятся реки: Нара (устье), Москва (от г. Воскресенска до устья), Пахра (устье), Рожая, Яуза, Клязьма (от г. Лосино-Петровский до г. Орехово-Зуево). К разряду очень грязные воды (разряд В) относятся участки рек: Москва (ниже г. Москвы в створе Бесединского моста МКАД; в створе ниже д. Нижнее Мячково), Пахра (ниже г. Подольска), Клязьма (ниже г.Щелково).

По сравнению с 2007 годом в 2008 году гидрохимическая ситуация на водных объектах Московской области остается стабильной. Осредненные концентрации большинства загрязняющих веществ сохраняются на уровне прошлого года.

Высокое и экстремально высокое загрязнение поверхностных вод.В 2008 году случаев экстремально-высокого загрязнения (ЭВЗ) на территории г. Москвы и Московской области не отмечено.

В 2008 году на водных объектах московского региона зафиксировано 183 случая высокого загрязнения (ВЗ), что на 17 случаев меньше, чем в 2007 году.

Характеристика радиационной обстановки.

На территории Московской региона проводится мониторинг радиационной обстановки, который включает в себя ежедневное наблюдение за тремя видами показателей: мощностью экспозиционной дозы (МЭД), радиоактивными выпадениями из атмосферы методом горизонтального планшета, содержанием радиоактивных аэрозолей в атмосфере, определяемым при помощи фильтрующей установки. Сеть станций включает в себя 16 пунктов равномерно расположенных в пределах города и области.

В 2008 году на территории Москвы и Московской области измеряемые показатели находились на уровне фоновых значений. Среднее значение МЭД по Москве составило 12,4 мкР/ч, по области – 11,1 мкР/ч, на станции фонового мониторинга – 10,5 мкР/ч. Максимальное зарегистрированное значение МЭД (19 мкР/ч) зафиксировано на М Можайск 19 июля.

Среднее по региону значение активности суточных выпадений составило 0,81 Бк/м2 в сутки, максимальное значение (8,24 Бк/м2 в сутки) наблюдалось на А Москва, ВДНХ 23 августа. Максимальная объемная активность аэрозолей наблюдалась 23 октября.

В 2008 году высокого загрязнения не отмечалось.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1088

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.