Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Позвоночник

СКЕЛЕТ

МИМИКА

Мимика - это изменения лица вследствие душевных переживаний. Мимические движения являются внешним выражением душевных состояний, а потому имеют огромное значение для искусства. В мимических движениях принимает участие все тело, поэтому наряду с мимикой лица можно еще различать мимические движения туловища (позы) и рук (жесты).

Лицевая мимика обуславливается игрою мимических мышц, которые при своем сокращении передвигают кожу лица и этим вызывают изменения физиономии, придавая определенное выражение.

а) Мимика глаз

Большое значение имеет взгляд - безмолвный, но красноречивый язык глаз. При взгляде вдаль оптические оси глаз стоят параллельно, а при взгляде вблизи они сходятся друг с другом; кроме того, имеет значение направление взгляда. Взгляд со сходящимися осями, всегда имеет место при наблюдении или рассматривании какого-нибудь предмета, находящегося перед глазами. Взгляд с параллельными осями, направленный прямо вдаль, в бесконечность, наблюдается у мечтателей или вообще у людей, погруженных в созерцание глубокомысленных вещей. Тот же взгляд с параллельными осями, но направленный кверху, обыкновенно с приподнятой головой, выражает благоговение или экстаз. Взгляд кверху с опущенной головой (взгляд исподлобья) обозначает скрытность, недоверчивость или подозрительность. Взгляд, направленный вращением глаз в сторону, «взгляд украдкой», который бросают изредка на предмет, интерес к которому хотят скрыть.

Взгляд книзу может иметь разное значение, смотря по тому, какое положение имеет голова. Взгляд, обращенный на предмет сверху вниз при откинутой назад голове, придает впечатление гордости или надменности. Взгляд при таком же положении головы, но направленный в противоположную сторону от предмета, означает презрение, глаза при этом часто бывают прищурены. Взгляд, направленный книзу с опущенной головой, выражает скромность или стыдливость. Голова опускается на грудь с глазами книзу также при печали, отчаянии и прочих душевных состояниях (называется «повесить голову»).

Движения век и бровей имеют также большое значение в мимике. Поднятие и опускание верхнего века, влияющее на ширину глазной щели, дают определенное выражение. Полуопущенные верхние веки, прикрывающие собою более или менее значительную часть роговицы, придают лицу утомленный, сонный вид, который, в случае отсутствия физических причин для усталости, служит выражением равнодушия. Широко открытые глаза, вследствие поднятия верхнего века, выражают внимание. При усилении внимания, в особенности, когда оно переходит в удивление, приподнимаются под влиянием сокращения лобных мышц брови, причем на лбу появляются горизонтальные складки. Всякая неожиданность, вызывающая изумление, влечет за собою мгновенное поднятие бровей с образованием складок на лбу; это движение бывает сильно выражено, но длится недолго. При более сильном изумлении раскрывается еще и рот. Самая сильная степень раскрытия глаз («глаза выкатились», «вылезли на лоб») и поднятие бровей бывает, когда изумление переходит в ужас.

Вследствие сильного поднятия верхнего века из-под него выходит верхний край роговицы, над которым иногда можно бывает заметить часть белка. Рот раскрыт, лицо бледно, черты его как бы окаменели, по телу пробегает дрожь. Обратное поднятию бровей движение, то есть их опускание, производится действием верхней части круговой мышцы глаза, которая, стягивая бровь книзу, сглаживает складки на лбу и делает бровь прямолинейной. Так как при этом слегка сокращается еще и мышца, сдвигающая брови, то в межбровном промежутке появляются две вертикальные складки (у молодых людей этих складок, благодаря эластичности кожи, не образуется).

Нависание бровей, их горизонтальность и вертикальные складки между ними — являются характерными для выражения размышления. При более сильном сокращении мышц получается впечатление сосредоточенной думы или тяжелого раздумья.

Если сильно сокращается мышца, сморщивающая бровь, то внутренний конец последней (головка) поднимается, и вся бровь принимает косое положение с некоторым изгибом во внутренней части. Кроме вертикальных складок, в межбровном промежутке образуются еще поперечные морщины. Такое положение бровей бывает при печали, страдании, боли и является весьма характерным для этих тяжелых душевных переживаний. Внутренний конец брови может также опускаться книзу, вследствие стягивания кожи межбровного промежутка действием пирамидальной мышцы, при этом появляются поперечные складки над переносьем. В этом случае физиономия приобретает выражение злобы, ненависти, угрозы (такое положение бровей можно видеть на всем известных изображениях Мефистофеля).

б) Мимика рта

Растяжение углов рта кнаружи и кверху действием мышцы смеха Санторини и скуловой мышцы обуславливает появление на лице выражения радости. Это выражение может иметь несколько степеней в зависимости от того, насколько сильно растягиваются углы рта. При легкой, едва заметной степени оттягивания лицо выглядит ласковым.

Если растяжение углов рта больше - появляется улыбка. У некоторых лиц образуется сбоку от угла рта ямочка, придающая особую прелесть выражению. Если оттягивается угол рта только на одной стороне, то это принужденная улыбка, бывающая у человека, который вынужден улыбаться, когда ему не до смеха.

При сильном растяжении углов рта в стороны и несколько кверху лицо становится смеющимся.

Растягиваясь при смехе, рот более или менее открывается, благодаря приподниманию верхней губы действием ее квадратной мышцы, вследствие чего обнажаются верхние зубы. Носогубная складка сильно углубляется и образует в верхних своих двух третях выгиб книзу и кнутри с легким изгибом на нижнем конце. Вследствие оттягивания углов рта кнаружи и кверху кожа щеки сдвигается в сторону скуловой кости к нижнему краю глазницы, от чего несколько смещается кверху нижнее веко. По той же причине наружный угол глаза кажется стоящим выше, и в его области появляются очень характерные для смеха лучистые морщинки. При большом скоплении жира под кожей лица может быть сужена глазная щель. Сильный смех сопровождается звуками, которые при его усилении могут перейти в громкий хохот.

в)Мимика глаз и рта

Сочетание улыбки с взглядом кверху при поднятой голове выражает восхищение. Улыбка с взглядом исподлобья или же с взглядом украдкой дает оттенок лукавства или кокетства. Открытые глаза и поднятые брови с горизонтальными складками на лбу вместе со смеющимся ртом - высшая степень радостного удивления или напряженного, радостного внимания.

Опускание углов рта придает лицу выражение печали или дурного настроения, которое обыкновенно комбинируется с изменением в области глаз, то есть с поднятием головок бровей и появлением между ними вертикальных складок. Если усиливается дурное настроение, появляется плач. Губы начинают дрожать, сокращаются треугольные мышцы, опускающие углы рта, а затем и квадратные мышцы. Благодаря действию последних, а также опущению нижней челюсти, рот открывается, и обнажаются нижние зубы. Носогубная складка образует дугообразный изгиб, вогнутостью обращенный внутрь. Глаза прищуриваются или совсем закрываются. Наружный угол глаза, соответственно направлению тяги мышц рта, становится заметно ниже, чем при обычных условиях. Головки бровей приподняты и между ними находятся вертикальные складки.

При плаче, вследствие прилива крови, лицо краснеет, из глаз текут слезы, слышатся всхлипывания, которые могут перейти в громкое рыдание. Опускание углов рта в связи с другими движениями в его области может дать выражение отвращения. Появляется выражение горечи; губы оттягивается кверху в середине своих боковых половин, и губной бугорок заворачивается вверх; крылья носа поднимаются кверху, в результате чего появляются морщинки на спинке носа. Носогубная бороздка делается прямолинейной. При сильной степени выворачивания нижней губы рот может приоткрыться. Движение это также комбинируется с выражением презрения в области глаз, то есть с прищуренным взглядом сверху вниз при закинутой назад голове, обращенной и сторону, противоположную от предмета. Туловище также подается назад, руки приподнимаются, как бы желая отстранить ненавистный предмет.

Мышцы рта имеют также отношение к волевым актам. Решительные, энергичные люди имеют обыкновенно плотно сжатые губы. Более сильное напряжение воли сопровождается подобным же явлением. При мимическом выражении упорства, упрямства или настойчивости челюсти и зубы стискиваются, губы, благодаря сокращению круговой мышцы рта, плотно сжимаются, причем красная кайма их заворачивается внутрь.

Рот принимает также участие в мимике гнева. Тогда стискиваются челюсти и зубы под влиянием сокращения жевательных мышц. При высшей степени гневной ярости оскаливаются зубы. Приподнятые носовые крылья раздуваются при усиленном дыхании. Сокращаются и глазные мышцы. Глазная щель закругляется, глаза как бы вонзаются в предмет гнева. Вследствие сокращения мышцы, сморщивающей брови, и круговой мышцы глаза брови нависают и в промежутке между ними появляются вертикальные морщинки. Лицо от прилива крови сильно краснеет, но может также побледнеть, вследствие спазма сосудов. Движение распространяется и на другие мышцы тела: туловище выпрямляется и принимает угрожающую позу, руки сжимаются в кулаки или хватаются за разные предметы. Аффект гнева распространяется почти на весь организм.

г) Мимика носа

Сокращение носовой мышцы, при котором на боковой поверхности носа образуются складки, дает впечатление похотливости, в особенности в сочетании с выражением внимания и радости.

 

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ТУЛОВИЩА

Главную часть скелета туловища образует позвоночный столб, который залегает ближе к задней поверхности туловища. Верхний конец позвоночника составляет костную основу шеи и служит поддержкой черепу. В состав скелета туловища входят ребра, которые, соединяясь сзади с позвоночником и примыкая спереди к грудной кости, образуют грудную клетку — костную основу груди. Со скелетом туловища стоят в тесной связи начальные части конечностей:

плечевой пояс у верхних конечностей и связан с грудной клеткой;

тазовый пояс — у нижних, который связан с нижним концом позвоночника.

Позвоночник состоит из позвонков, отличающихся между собою в различных областях позвоночника. Позвоночник делят на пять частей:

1) шейную, состоящую из семи позвонков,

2) грудную — из двенадцати позвонков,

3) поясничную — пять позвонков,

4) крестцовую — пять позвонков

5) копчиковую — четыре—пять позвонков.

 

Позвонки шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника - истинные позвонки (соединенные между собою при помощи связок). Остальные позвонки, входящие в состав последних двух отделов позвоночника, - ложные позвонки, так как они, слившись вместе и значительно изменив свою форму, образуют две отдельные кости — крестец и копчик.

Каждый истинный позвонок имеет форму кольца, передняя часть которого утолщена в виде короткого столбика и называется телом позвонка, а задняя — более тонкая — образует дужку позвонка. Дужка вместе с телом окружает позвоночное отверстие. Тела позвонков, накладываясь друг на друга, образуют столб, поддерживающий туловище вместе с головою. От дужки позвонка отходят несколько отростков, из которых одни служат для прикрепления мышц, а другие — для соединения позвонков между собою. В промежутке между верхним и нижним суставными отростками с каждой стороны от дужки отходит по поперечному отростку, обращенному своей верхушкой вбок. От середины задней окружности дужки позвонка выступает кзади непарный остистый отросток.

Тела шейных позвонков самые малые по своей величине, а у поясничных позвонков тела самые большие. Остистые отростки шейных позвонков коротки и расщеплены на своих концах. По направлению книзу длина их увеличивается. Самым длинным остистым отростком изо всех шейных позвонков обладает 7-й шейный позвонок; остистый отросток этого позвонка не расщеплен и сильно выдается назад (в форме выступа сзади в нижней части шеи на границе с туловищем, в особенности при сгибании).

Остистые отростки грудных позвонков длинны и сильно наклонены книзу, вследствие чего они налегают друг на друга. Остистые отростки поясничных позвонков велики, сплющены с боков и направлены прямо назад.

Из всех позвонков по своей форме значительно отличаются от других два верхних шейных позвонка. Первый шейный позвонок (атлант), поддерживающий череп, лишен тела и состоит только из двух дуг — передней и задней, между которыми по бокам находятся боковые массы. Настоящих суставных отростков у атланта нет. Их заменяют сочленовные поверхности, находящиеся на верхней и нижней стороне боковых масс. Верхние суставные поверхности - овальной формы вогнутые ямки, соединяющиеся с выпуклыми мыщелками затылочной кости черепа.

Нижние суставные поверхности сочленяются с верхними суставными поверхностями 2-го шейного позвонка (эпистрофей), имеет на верхней стороне своего тела отходящий кверху толстый зубовидный отросток, который спереди причленяется к задней стороне передней дуги атланта.

В сочленении между атлантом и затылочной костью происходят кивательные движения, то есть сгибание головы вперед—назад, а также наклонение ее в стороны (вправо и влево). Сочленение между атлантом и эпистрофеем служит для вращения головы вокруг продольной оси, причем голова движется около зубовидного отростка эпистрофея вместе с атлантом наподобие колеса вокруг оси.

Нижнюю, наиболее широкую часть позвоночника образует крестец, состоящий из пяти, у взрослых совершенно слившихся в одну кость, позвонков. Крестец имеет форму клина, широкое основание которого обращено кверху и немного вперед, а верхушка — книзу. Своим основанием крестец соединяется с последним поясничным позвонком, а верхушкой — с копчиком. Передняя поверхность крестца сильно вогнута и участвует в образовании стенки таза. На ней находятся четыре пары передних крестцовых отверстий, ведущие в крестцовый канал, составляющий продолжение позвоночного канала. Задняя поверхность крестца выпукла и очень неровна; на ней можно заметить средний продольный гребешок, образовавшийся от слития остистых отростков крестцовых позвонков. По обеим сторонам от него находятся четыре задних крестцовых отверстия, которые также ведут в крестцовый канал и сообщаются с передними крестцовыми отверстиями. Кнаружи от крестцовых отверстий находятся боковые части крестца, к которым причленяются тазовые кости.

Женский крестец шире, короче и не так изогнут, как мужской крестец.

Копчик, соединяющийся с верхушкой крестца и оканчивающий собою позвоночник снизу, представляет собою маленькую косточку, состоящую из нескольких (четырех—пяти) совершенно недоразвитых позвонков.

Соединение позвонков между собою однородно на всем протяжении позвоночника. Каждый позвонок соединяется со своими соседями посредством сочленений, образованных суставными отростками. Тела позвонков связаны друг с другом при помощи хрящевых пластинок - межпозвоночными хрящами. Такие же пластинки находятся между пятым поясничным позвонком и крестцом, а затем между последним и копчиком. Дужки позвонков соединены между собою упругими желтыми связками.

При сгибании позвоночника кпереди, когда позвоночные дужки удаляются друг от друга, желтые связки растягиваются, как резина, но когда тяга прекращается, позвоночник быстро выпрямляется сам собою за счет упругости желтых связок без затраты мышечной силы.

Позвоночник скрепляется еще продольно идущими связками и представляет собою крепкий и упругий столб, поддерживающий всю тяжесть туловища, головы и верхних конечностей. В шейной части довольно тонкий, он книзу постепенно утолщается вплоть до начала крестца, где он быстро начинает сужаться и у конца копчика сходит на нет. Будучи заложен в толще заднего отдела туловища, позвоночник располагается ближе всего к поверхности тела своей задней стороной, то есть линией остистых отростков и задней поверхностью крестца.

Позвоночный столб не является прямым, он имеет несколько определенных изгибов. Изгибы в грудной части и на крестце направлены выпуклостью назад, а в шейной и поясничной частях — вперед. Наиболее выражен поясничный изгиб, и притом более всего у женщин, что составляет характерную половую особенность, благодаря которой на красиво сформированном женском торсе область поясницы обыкновенно представляется более выгнутой, чем у мужчин.

При увеличении нагрузки (ношение тяжестей) изгибы позвоночника усиливаются, при лежачем положении они уплощаются. В старости позвоночник теряет свои красивые изгибы благодаря уменьшению межпозвоночных хрящей и самих позвонков; вследствие потери эластичности позвоночник сгибается кпереди, образуя один большой грудной изгиб (старческий горб), причем длина позвоночного столба уменьшается — человек.

От подвижности позвоночника зависят движения туловища. В позвоночном столбе возможны движения во все стороны: сгибание и разгибание (движение вперед и назад), наклоны в стороны (вправо и влево) и скручивание вокруг продольной оси. Из-за особенностей устройства связок движения между отдельными позвонками не могут быть обширны. Однако благодаря большому количеству звеньев, из которых состоит позвоночник, мелкие движения между отдельными позвонками, суммируясь, дают всему позвоночнику довольно значительную подвижность.

Подвижность неодинакова в различных отделах позвоночника. Сгибание и разгибание возможно в шейном и поясничном отделах. Наклоны направо и налево в особенности выражено в поясничном отделе. Сообразно этим движениям позвоночника происходят соответствующие перегибы шеи и туловище выше и ниже грудной клетки. Скручивание самого позвоночника невелико и может быть произведено в области нижних грудных позвонков, благодаря чему грудь и плечи располагается косо по отношению к нижнему концу туловища.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:316

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.