Занятие по наглядной геометрии "Взаимное расположение предметов в пространстве методическая разработка по математике (1 класс) на тему. Разработка урока по математике "расположение предметов" Организационный момент. Сообщение темы урока

План-конспект урока математики 1 класс

Тема. Взаимное расположение предметов в пространстве (слева, Справа, на, над, рядом, под, внутри).

Цель: учить определять пространственное размещение предметов относительно данного предмета, относительно другого предмета; учить владеть понятиями слева, справа, над, рядом, под, внутри; развивать воображение, первичное умение доказательно размышлять, графические навыки, эмоционально-волевую среду; воспитывать любовь к математике, усидчивость, настойчивость в выполнении заданий.

Оборудование: наборное полотно, счетный дидактический материал, раздаточный материал «Светофор», геометрический раздаточный материал.

Ход урока

Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь открывать.

– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Контроль, коррекция и закрепление знаний учащихся. I. Устный опрос.Игра «Сосчитай предметы». -На наборном полотне выставлены предметы.

Сосчитай количество предметов.

Назовите порядковый номер каждого предмета.

Если поменять два предмета местами, изменится ли общее количество предметов? (Нет.) А их порядковые номера? (Изменятся.)

Выложите перед собой 2 треугольника, 2квадрата, 2круга.

Расположите фигуры так, чтобы круги находились справа от

квадратов и слева от треугольников.

Пересчитайте фигуры узора.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Подготовка к изучению нового материала.Установка на внимание.-Скажите, смогли бы вы правильно выложить геометрические фигуры в узоре, если бы не было указано положение одних фигур по отношению другим?

Слова слева, справа, на, над, под, рядом и т. д. помогают описать положение предметов относительно друг друга. С их помощью вы можете представить, как располагаются предметы в пространстве, даже если не видите их.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке научимся давать правильное описание расположения предметов в пространстве с помощью слов слева, справа, впереди, сзади, на, над, рядом, под, внутри.

Объяснение нового материала.* Работа с с раздаточным материалом «Светофор».

Задание 1 (с. 7)

Давайте войдем в страну Математику по пешеходному переходу.

Поможет нам в этом светофор – регулировщик движения.

Какие « глазки» есть у светофора? О чем они говорят?

Какой приказ дает каждый цвет светофора?

*Анализ ситуации на рисунке. Определение расположения предметов в пространстве.

Задание 2 (с.7).

*Что бы вы посоветовали котенку?

*Составление описания по сюжетному рисунку.

Задание1 (с.8).

Из какой сказки эти герои?

Расскажите, в каком порядке они тянут репку, используя слова впереди, сзади, рядом.

О ком можно составить предложение, используя слова на, над?

IY. Закрепление и обобщение знаний учащихся

Минутка каллиграфии.- Продолжите узор, а затем раскрасьте флажки, которые повернуты вправо.

2. Игра «Левая – правая».

Я буду называть зверей и цветы. Когда называю цветок, поднимайте правую руку, когда услышите названия зверя- левую руку.

* Работа с геометрическим материалом.

Расположение фигуры подобным образом.

С – синий

К – красный

З – зеленый

Ж – желтый

Где расположен красный кружок? Зеленый квадрат? Синий треугольник?

Я опишу местонахождение фигуры, а вы должны сказать, что это за фигура.

* Игра «Твой класс».

Кто сидит слева от тебя? Впереди тебя?

Что находится над твоей головой?

Что лежит внутри твоего портфеля?

Как зовут одноклассника, который сидит рядом с тобой?

Y. Итог урока.

О чем говорили на уроке?

На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

Какие слова указывают положение предметов в пространстве?

(Слева, справа, рядом, впереди и т. д.)

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей устанавливать равенство групп предметов, закреплять понятия больше, меньше, столько же;

2. Закреплять навыки счета в пределах пяти;

3. Совершенствовать умение различать и правильно называть геометрические фигуры;

4. Закреплять представление о пространственных отношениях: «слева-справа», «за-перед», «над-под», «между».

Материал:

Конверт с письмом, логические блоки Дьенеша, игра «Собери по образцу», две клумбы (обруча), фигурки для ковролина.

Ход занятия.

Дети сидят за столами, вдруг слышится стук в дверь….

Ребята, а вы знаете кто это к нам пришел?

А вам не кажется, что этот зайчик какой о необыкновенный?

Посмотрите, из чего он состоит?

Да ребята, он из геометрических фигур.

Ребята, а ведь зайчик плачет. Он в письме пишет, что злая колдунья разрушила его дом и от него остались одни фигурки.

А посмотрите какая у меня есть волшебная коробочка, вы хотите узнать, что в ней? (дети ощупывают геометрические фигурки).

Какую фигуру ты достаешь?

Треугольник.

Правильно, а почему он так называется?

(Дети достают фигурки)

- Ребята, своем письме зайчишка просит помочь построить новый дом, поможем ему?

На столе лежат геометрические фигуры, из них нам надо построить дома.

Из каких геометрических фигур вы построили дома?

Из квадратов, прямоугольников и треугольников.

Посмотрите, какой красивый город у нас получился!

А давайте мы с вами наш город украсим клумбами!

(На стол выкладываются две клумбы-обручи: желтая и красная.)

В одну клумбу посадим только красные цветы, а в другую, только желтые.

Ребята, посчитайте сколько желтых цветов? - 5.

А сколько красных цветов? - 1.

А что можно сказать о желтых цветах? - Их много.

А красный? – один!

Молодцы ребята! Теперь город для зайчика стал еще краше!

Ребята, наверное, зайчику скучно жить в таком большом городе?

Давайте сделаем ему друзей!

На столах, в конвертиках лежат геометрические фигурки, из них нам надо выложить точно таких же зайчиков, как и наш гость. Будьте внимательны!

Молодцы ребята, хороших друзей вы сделали для нашего зайчишки! Теперь ему будет не одиноко!

Теперь у зайчат есть такой большой город, а вы знаете, на чем можно передвигаться из домика в домик?

(На машине, трамвае, троллейбусе, автобусе...)

А еще можно передвигаться на велосипеде!

А какую геометрическую фигуру вам напоминают колеса велосипеда?

Круг, правильно. А вы хотите тоже покататься на велосипеде? Тогда поехали!

Физкультминутка: катание на велосипеде, лежа на коврике.

Ребята вы все такие молодцы! Вы сделали друзей нашему гостю, построили для них город, украсили его клумбами!

А давайте сделаем для них еще один подарок, ведь друзьям приятно дарить подарки. А подарим мы- картину!

Согласны?

(Работа на ковролине.)

Я посажу дерево.

Алена, посади траву перед деревом.

Диана, повесь солнышко над деревом.

Саша, поставь девочку справа от дерева.

Женя, поставь домик слева от дерева.

Оля, посади между домиком и деревом цветок.

Вот какая красивая картина у нас получилось!

Вам нравится?

Мне кажется, что зайчатам тоже очень нравиться картина!

Заяц: Спасибо большое! А можно мне еще прийти к вам в гости, мне у вас так понравилось?

Заяц: Ребята, ребята, я совсем забыл, из каких геометрических фигур вы строили нам город?

(ответы детей.)

Теперь мы и сами сможем строить себе дома, вы же нас научили, спасибо вам! Нам пора прощаться. До свидания!

План-конспект урока математики 1 класс

Тема. Взаимное расположение предметов в пространстве (слева, Справа, на, над, рядом, под, внутри).

Цель : учить определять пространственное размещение предметов относительно данного предмета, относительно другого предмета; учить владеть понятиями слева, справа, над, рядом, под, внутри; развивать воображение, первичное умение доказательно размышлять, графические навыки, эмоционально-волевую среду; воспитывать любовь к математике, усидчивость, настойчивость в выполнении заданий.

Оборудование : наборное полотно, счетный дидактический материал, раздаточный материал «Светофор», геометрический раздаточный материал.

Ход урока

    Орг. момент.

    Мотивация к учебной деятельности.

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь открывать.

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

    К онтроль, коррекция и закрепление знаний учащихся.

I . Устный опрос.

    Игра «Сосчитай предметы».

На наборном полотне выставлены предметы.

Сосчитай количество предметов.

Назовите порядковый номер каждого предмета.

Если поменять два предмета местами, изменится ли общее количество предметов? (Нет.) А их порядковые номера? (Изменятся.)

* Работа с геометрическим материалом.

Выложите перед собой 2 треугольника, 2квадрата, 2круга.

Расположите фигуры так, чтобы круги находились справа от

квадратов и слева от треугольников.

Пересчитайте фигуры узора.

Физкультминутка

III . Изучение нового материала.

    Подготовка к изучению нового материала.

    Установка на внимание.

Скажите, смогли бы вы правильно выложить геометрические фигуры в узоре, если бы не было указано положение одних фигур по отношению другим?

Слова слева, справа, на, над, под, рядом и т. д. помогают описать положение предметов относительно друг друга. С их помощью вы можете представить, как располагаются предметы в пространстве, даже если не видите их.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке научимся давать правильное описание расположения предметов в пространстве с помощью слов слева, справа, впереди, сзади, на, над, рядом, под, внутри.

    Объяснение нового материала.

* Работа с с раздаточным материалом «Светофор».

Задание 1 (с. 7)

Давайте войдем в страну Математику по пешеходному переходу.

Поможет нам в этом светофор – регулировщик движения.

Какие « глазки» есть у светофора? О чем они говорят?

Какой приказ дает каждый цвет светофора?

*Анализ ситуации на рисунке. Определение расположения предметов в пространстве.

Задание 2 (с.7).

*Что бы вы посоветовали котенку?

*Составление описания по сюжетному рисунку.

Задание1 (с.8).

Из какой сказки эти герои?

Расскажите, в каком порядке они тянут репку, используя слова впереди, сзади, рядом.

О ком можно составить предложение, используя слова на, над?

IY . Закрепление и обобщение знаний учащихся

    Минутка каллиграфии.

Продолжите узор, а затем раскрасьте флажки, которые повернуты вправо.

2. Игра «Левая – правая».

Я буду называть зверей и цветы. Когда называю цветок, поднимайте правую руку, когда услышите названия зверя- левую руку.

* Работа с геометрическим материалом.

С

Расположение фигуры подобным образом.

С – синий

К – красный

З – зеленый

Ж – желтый

Где расположен красный кружок? Зеленый квадрат? Синий треугольник?

Я опишу местонахождение фигуры, а вы должны сказать, что это за фигура.

* Игра «Твой класс».

Кто сидит слева от тебя? Впереди тебя?

Что находится над твоей головой?

Что лежит внутри твоего портфеля?

Как зовут одноклассника, который сидит рядом с тобой?

Y . Итог урока.

О чем говорили на уроке?

На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

Какие слова указывают положение предметов в пространстве?

(Слева, справа, рядом, впереди и т. д.)

Математика, 1 класс,

Учитель начальных классов Буланова Татьяна Егоровна

Раздел «Сравнение и счёт предметов».

Урок 3. «Расположение предметов»

Целевые установки:

Предметные : в совместной деятельности с учителем учиться наблюдать, анализировать и опи­сывать расположение объектов с использованием слов: навер­ху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, слева--справа, левее-правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко-далеко, ближе-дальше, впереди-позади.

Метапредметные:

регулятивные - в совместной деятельности с учите­лем учиться принимать учебную зада­чу (через чтение и обсуждение темы урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебни­ка, рабочей тетради, на доске); фиксировать (устно) в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей рабо­той на уроке;

познавательные - ориентироваться в информацион­ном материале учебника (через систему навигации: начало урока, объяснение нового материала, образец для вы­полнения в тетради); совместно с учителем осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником - текст, иллюстрация); при выполнении заданий под руковод­ством учителя проводить сравнение, осуществлять анализ объектов;

коммуникативные - использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем, в обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные : осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение.

Ход урока

Организационный момент. Сообщение темы урока.

Устные упражнения и практическая работа.

1) Счёт в пре­делах 10. Сравнение предметов по размеру.

Учитель выставляет на полку по одной игрушке жи­вотных: заяц, жираф, обезьяна, слон, лиса (всего 5). Ученик считает про себя.

    Сколько всего игрушек? (Всего 5 игрушек.)

Затем учитель просит ученика поставить ещё одну игрушку (медведь).

    Сколько стало игрушек? (Стало 6 игрушек.)

    Кто из этих животных самый высокий? самый тол­стый? самый маленький? И т. д.

    1. Расположение предметов в пространстве.

Игра «День-ночь».

    Назови игрушку слева от жирафа; справа от слона.

    Кто стоит между обезьяной и лисой? Кто в этом ряду первый слева? Кто последний?

    Практическая работа. «Геометрическое лото».

    Положи перед собой на парту жёлтый круг, сверху красный круг, снизу зелёный. Что получилось? (Светофор.)

    Возьми в левую руку треугольник, а в правую - квадрат. Покажи.

    Расскажи, что вы видишь на парте, под партой, над головой, впереди, позади, слева, справа.

Физкультминутка.

Наш мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развёл,

Мёду, видно, не нашёл.

Работа по учебнику. Выполнение заданий на с. 8-9 учебника.

    По картинке на с. 8, где изображены котята, ученик под руководством учителя составляет небольшой рас­сказ, используя слова «на», «над», «слева», «справа», «за», «вверху», «внизу». Чтобы облегчить первокласснику за­дачу, учитель может задавать ученику наводящие вопро­сы: «Что расположено в комнате слева от кресла? справа от него? над креслом? под креслом? Кто сидит в кресле слева от белого котёнка? Кто справа? Кто играет под столом? Что стоит на столе? Кто спрятался за занавеской? Кто спит на подоконнике? Что стоит справа от него? Где стоят книги? Кто забрался на полку?» И т. д.

    Второе задание на с. 8 имеет целью выяснение отно­сительности позиций справа и слева. Здесь первоклассни­к должен заметить, что на обеих картинках медвежонок держит синий мяч в правой лапке, а красный - в левой. Поэтому на каждой картинке относительно медвежонка синий мяч будет справа от него, а красный - слева. Однако по отношению к читателю на картинке слева синий мяч расположен слева от медвежонка, а красный - справа. И наоборот, когда медвежонок повернулся к нам спиной, то синий мяч будет справа от медвежонка, а красный - сле­ва от него.

    Закрепление представлений о взаимном располо­жении предметов. Рассматривая картинки к сказкам «Бременские музыканты» и «Репка», ученик составляет не­большой рассказ с использованием указанных под кар­тинками слов. Можно эту работу провести так. Учитель на­чинает предложение, а ученик его заканчивают. Например, по первой картинке можно составить предложения с таким началом: «Вверху стоит...», «Внизу...», «Над собакой...», «Под котом...».

    Повторение. Сравнение по форме, цвету, размеру.

    Аппликация. Выполнение задания по взаимному рас­положению предметов (на пар­те). При наличии времени полезно провести дополни­тельную работу по преобразованию полученной картинки. Например, учитель просит ученика изменить картинку так, чтобы яблоня стояла слева от домика или за ним. Можно предложить ученику составить с этими же предметами свою картинку и потом объяснить, что где находится. Важ­но следить за тем, чтобы ученик, увлёкшись творчеством, не утратил чувство правдоподобности и объективно оценива­л эстетическую значимость собственного творения.

Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился кзарядке.

Повернулся влево,вправо,

Приседанье сделалплавно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту - плюх.

Работа в тетради. Выполнение первого задания (узор из крестиков) можно несколько усложнить, связав с новым материалом. Для этого учитель предлагает сначала нари­совать в ряд только три крестика. Затем обвести синим цветом клеточку, в которой крестик в середине, крестик слева от него заключить в клеточку жёлтого цвета, а спра­ва - красного.

Итог урока.

    Что интересного было сегодня на уроке?

    Какие слова помогают нам найти предмет?

    Что вы рисовали в тетради?

Задание. Расскажи дома, какую ты составил кар­тинку из фигур приложения.

Наглядная геометрия.

Тема: "Направление движения. Взаимное расположение предметов в

Пространстве».

Цели занятия:

Формировать умение ориентироваться на местности, определять месторасположение одного объекта по отношению к другому.

Учить изображать различные геометрические фигуры.

Учить обозначать отрезки буквами, измерять их и правильно записывать длину отрезка.

Развивать творческие способности детей и логическое мышление.

Личностные результаты:

Проявлять творческие способности;

Проявлять познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи;

Проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие;

Метапредметные результаты

Предметные результаты :

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (линии, точки);

Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Регулятивные универсальные учебные действия :

Принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на еѐ решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Различать способ и результат действия;

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

Использовать знаково-символические средства;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия :

Выражать в речи свои мысли и действия;

Строить понятные для партнера высказывания;

Задавать вопросы.

Ход занятия

I. Организация класса.

II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

В старой сказке говорится: «Направо пойдёшь, коня потеряешь; налево пойдёшь, сам сгинешь, а прямо пойдёшь, счастье своё найдёшь».

Что надо знать путнику, чтобы не погибнуть? (Направления движения).

Предположите тему нашего занятия. (Будем повторять направления движения).

А также мы узнаем, как показать направление движения на плоскости; поговорим о взаимном расположении предметов и вспомним, как обозначаются отрезки, как их измерить и записать длину.

III. Актуализация знаний:

1. Беседа (с использованием интерактивной доски).

А зачем современным людям нужно знать направления движения? (Путешествия, строительство, освоение космоса, работа транспорта и пр.)

Где на практике встречается необходимость показать направление движения? (Схемы, карты, чертежи и пр.)

2. Игра «Покажи направление». (Выяснить практически имеющиеся у детей представления о нахождении объекта слева, справа, вверху, внизу, за, под, перед, между, внутри, снаружи.)

К доске вызываются 4 ученика.

Я называю команды, а вы их выполняете.

Поднимите правую руку. Если прозвучит команда «Направо!», то в какую сторону вы повернётесь? (В сторону правой руки).

Аналогично с левой рукой.

Внимание! Налево! Направо!

Шаг вперёд! Два шага назад!

Покажите, верх. Низ.

Кто у тебя справа? Назвать имя ученика.

А у тебя, кто слева?

Кто стоит между вами?

Встань между …

Встаньте за…

Встаньте перед…

Возьмитесь за руки.

Пригласить ещё одного ученика.

Встань внутри круга. Встань снаружи.

2 Аналогичная игра для всей группы учащихся.

Поднимите правую руку, левую.

Повернитесь направо, налево, назад.

С какой стороны находятся окна в нашем классе? Дверь?

Сделайте шаг назад, два шага вперёд.

IV. Получение новых знаний и способов деятельности.

1. Постановка проблемной задачи.

На экране (Аналогичные листы есть у каждого ребёнка на парте).

Перед вами лист бумаги. Как определить направления в этом случае?

2. Практическое решение проблемной задачи с помощью интерактивной доски.

Учитель задаёт направления, а дети подходят и подписывают условными знаками направления. (П – право, Л – лево, В – верх, Н – низ, ПВ – правый верхний угол и т.д.)

Где на практике используются эти знания?

(В обозначении сторон горизонта, в создании различных карт, планов).

ВЫКЛЮЧИТЬ М/М СИСТЕМУ.

V. Физкульминутка.

VI. Закрепление полученных знаний.

1. Практическая работа в тетради.

1) Задача №1 (стр.35)

Рассмотри рис.№1

Дорисуй домик.
- Нарисуй справа от домика елку, а слева - березку.

2. Работа в парах.

Сейчас вы будете работать в паре. Какие правила нужно соблюдать, чтобы у вас всё получилось.

Учитель:

Работай…

Дети (хором):

Дружно!

Слушай партнёра…

Внимательно!

Говори…

По очереди!

Относись к партнёру…

С уважением!

Решение задач.

Задача №2 (стр.35).

Рассмотрите рисунок.

Из трех кубиков красного, желтого, зеленого цветов мальчик выложил фигуру. Раскрась кубики так, чтобы красный был выше зеленого, а желтый кубик был справа от зеленого кубика.

Взаимопроверка. Самопроверка с образца.

Задача №3

Решается аналогично.

3. Самостоятельная работа.

Решение задач №4 и №5 с самопроверкой.

VII. Повторение пройденного.

1. Беседа.

Что такое отрезок? (Часть прямой линии, ограниченная с обеих сторон точками).

В чём измеряется длина отрезка? (В см).

Как обозначаются концы отрезка? (Латинскими буквами).

Каким инструментом измеряется длина отрезка? (Линейкой).

2. Работа в тетради.

1) Решение задачи №6. Коллективно, у доски ученик.

2) Решение задачи №7. Самостоятельно с самопроверкой. (На скрытой доске решает

ученик).

VIII. Рефлексивно- оценочный этап.

1. Игра с использованием сигнальных карточек «Правильно – неправильно».

На занятии мы повторили направления движения.

Справа от вас – окна.

Вверху – потолок. Впереди – шкафы.

Чтобы выйти из класса, надо пойти налево.

На уроке мы измеряли длину прямой линии.

Длина измеряется с сантиметрах.

Мне урок понравился.

2. Самооценка.

Какое настроение было у вас в течение урока? Покажите с помощью светофора.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наглядная геометрия. 1 класс Учитель: Смирнова Е.Н. Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

Направо пойдёшь - коня потеряешь; налево пойдёшь - сам сгинешь, а прямо пойдёшь - счастье своё найдёшь.

П – право, Л – лево, В – верх, Н – низ, ПВ, ПН, ЛВ, ЛН


Понравилось? Лайкни нас на Facebook