Островский лес анализ пьесы. Вы здесь: Журавлёва А.И., Макеев М.С. О пьесе "Лес". Гурмыжская заигрывает с Булановым

Островский известен в литературе как "первооткрыватель" такого сословия, как купечество. Именно он первым обозначил этот тип в качестве серьезного литературного объекта, доказал, что данный герой также интересен и заслуживает не меньшего внимания, чем его предшественники, в первую очередь дворяне. В этом плане Островский принадлежит к писателям так называемой "натуральной школы", в которую во второй половине 1840-х гг. входили такие авторы, как Гоголь (с некоторыми оговорками), ранний Достоевский, Некрасов, Григорович.

Мелкие чиновники, станционные смотрители, шарманщики, обитатели "дна", ставшие героями их произведений, представляют собой замечательное явление в русской литературе. Как и его соратники, Островский изображал подобных людей в обычной для них обстановке, проводя их повседневные разговоры, обращая внимание на всякие мелочи, которые, однако, удачно дополняли общий портрет. Главное достижение автора, вероятно, в том, что он сумел разрушить сложившийся образ купца-пьяницы, которому нет дела ни до чего, и несколько возвысить его в глазах читателя. Например, купцы Кнуров и Вожеватов ("Бесприданница", 1879 г.), думается, имеют приличное образование, а потому, вероятно, и состояние. Кнуров в начале пьесы читает газету, да не какую-нибудь, а французскую. Это даже и не снилось темным торгашам из "Грозы". Вообще образованные купцы у Островского – редкость, а идеальные отсутствуют вовсе. Те же Кнуров и Вожеватов, пользуясь своим богатством и властью, разыгрывают в "орлянку" судьбу Ларисы Огудаловой, решают (без ее ведома), кто из них возьмет ее на ярмарку. В "Грозе" же читатель встречает несколько утрированные портреты купцов, изуродованных наличием власти (Кабанова и Дикой).

Таковы, в основном, у Островского купцы. Главная их проблема – деньги. Если их не хватает (конечно, относительно), то все заботы купеческие заключаются в том, где и как их достать (эти вопросы обычно разрешаются в пользу какого-либо обмана); если же денег много, то, в принципе, цель не меняется, что говорит о жадности, да, к тому же, добавляется еще и забота о том, как уберечь это богатство. Тем и живут купцы: недоплачивают служащим, выдают (продают) дочерей выгодно замуж, обсчитывают покупателей. Объединяет их лишь то, как это ни парадоксально звучит, что каждый выступает за себя, преследует личную выгоду во всем; в этом их своеобразный уклад.

Несмотря на весь этот мрак, практически в каждой пьесе из глубины вырывается "светлый луч" (по выражению Добролюбова), предвещающий скорое окончание царства тьмы, или "злодей" оказывается повержен, порок обличен и справедливость торжествует.

Рассмотрим драму "Гроза" и комедию "Лес". И в том, и в другом произведении на первом плане "дремучая" семья, в доме распоряжается женщина, весьма своевольная (Кабанова – Гурмыжская), чей гнет вынуждена терпеть живущая у нее на попечении девушка (Катерина – Аксюша); в определенный момент на сцене появляется человек, который нарушает хотя и тягостную, но относительно спокойную жизнь. В произведениях развиты разные конфликты, да и ситуации тоже (кроме вышеуказанных сходств), но общая идея, пронизывающая их сюжеты, одинакова. Проанализировав обе пьесы, все это можно заметить.

В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. "Темное царство" дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается "светлый луч". Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В "Лесе", конечно, нет столь трагичной развязки, и уже этим он отличается от "Грозы". Указанная выше схема (о деспотичной хозяйке, бедной родственнице и человеке, чье появление служит толчком для развития сюжета), несомненно, присутствует, Аксюша вынуждена подчиняться Гурмыжской. Но эта линия, как и отношения Аксюши с Петром, – побочная. Главное же – возвращение Несчастливцева, эдакого "блудного сына", в лоно семьи. Это и вызывает к жизни проблему разрушения истинного уклада семьи. Гурмыжская "любит" своего родственника Несчастливцева лишь "по долгу", для видимости. Таким же образом она "заботится" и о благополучии Аксюши. Немало в комедии и просто пошлых типов. К примеру, Милонов с его фразой "все высокое и все прекрасное"; или недоучившийся гимназист Буланов, который, по мнению Гурмыжской, был рожден повелевать, а его "заставляли чему-то учиться в гимназии"; купец-делец Восмибратов, нисколько не смущаясь обманувший Гурмыжскую и с такой же легкостью вернувший украденные деньги; Счастливцев, видящий цель жизни любого человека в богатстве. Сама Гурмыжская также достойна порицания: она пытается убедить всех в своей благопристойности и отсутствующей добродетели (при всем том с радостью прикарманив деньги, предназначавшиеся Несчастливцеву, которые тот "благородно" отверг).

Таким образом, несмотря на внешнюю разность "Грозы" и "Леса", идея, заключенная в обоих произведениях, одна. Она сопутствовала Островскому на протяжении всего его творчества, менялся лишь способ ее выражения: то автор облачал ее в сатирический смех, то выставлял открыто, во всей "красе"… Не менялась лишь суть: темнота, пошлость, развращение нравов старого мира и зарождение чего-то нового, которое неизвестно к чему ведет, но отжившие порядки уничтожит обязательно, – вот что хотел донести Островский до читателя (или зрителя) в своих пьесах.

(сочинение разбито на страницы)

Комедия А. Н. Островского «Лес», написанная в 1870 году, в пореформенное для России время, отразила все процессы, происходящие в обществе, однако, затрагивая их,

Островский сосредоточил своё внимание более всего на нравственном аспекте перемен в общественной жизни. Драматург показал, что старая мораль отмирает, и личность, освобождающаяся от оков общества, не знает, как себя вести. Открывая десятилетие семейных романов, пьеса рассматривает проблемы выбора нравственного жизненного поведения героями - членами одной семьи.

В центре пьесы - помещица усадьбы «Пеньки» Раиса Павловна Гурмыжская, на всю округу славящаяся «строгостью своей жизни». Подобно Кабанихе из пьесы «Гроза» для Гурмыжской важнее всего соблюдение внешних форм приличия, потому окружающим она кажется «женщиной набожной», скромной, благородной.

Владелица усадьбы «Пеньки», по её словам, готовая всё помочь, «только конторщица своих денег», принадлежащих бедным, бездумно распродаёт лес, огромные поместья Гурмыжской тают, их скупает «вчерашний мужик», купец Восьмибратов. При этом купец бессовестно обманывает помещицу, получая от неё расписку о получении денег прежде, чем он их ей отдаёт. Если бы не племянник Гурмыжской Несчатливцев, который со всем пылом юности обрушился на купца, посмевшего её обмануть, расчётливому Восмибратову удалось бы «обвести вокруг пальца» бесхозяйственную помещицу. Не случайно то, что помещица сама распродаёт лес: Островский показывает, что дворянский уклад жизни разрушается изнутри.

Жадная до крайности, Гурмыжская скупится на помощь своим «бедным родственникам». Она жалеет денег на приданое своей племяннице Аксюше, ей жалко денег и на образование своего племянника. При этом Раиса Павловна уверяет окружающих, что намеренно не помогает Гурмыжскому, ибо «в излишестве образования» - «развращение нравов».

Однако из разговора Карпа с Улитой становится ясно, к кому «летят» деньги Гурмыжской «тысячами»: Карп рассказывает о том, что барыня проматывает свои деньги с любовниками. Первоначально, поселяя недоучившегося гимназиста, сына подруги, Буланова у себя дома, она стремится совершить «доброе дело» и женить его на своей племяннице, однако затем она решает сама выйти замуж за «бедного мальчика», оставив девушку без всякой помощи. Пытаясь скрыть свою связь с Булановым, она уверяет окружающих, что он жених её племянницы, а потому даже отказывает сватающемуся Петру Восмибратову.

Драматург показывает, что такое порочное поведение настолько тлетворно, что способно «заразить» и окружающих людей. Так, Гурмыжская имеет зловещее отражение в своей служанке Улите, и отношения Гурмыжской с Булановым как бы проецируются на отношения Улиты с Счастливцевым, которому та втайне приносит бутылочку «молока от бешеной коровы» и с которым делится своими несчастьями. «Ползаешь, ползаешь перед барыней-то, то есть хуже, кажется, всякой твари последней... - говорит она товарищу Несчастливцева.- Уж и как эта крепость людей уродует».

Создаётся порочный безнравственный круг, причём его влиянию подвержены не только слуги Гурмыжской, но и соседи, также заражённые этим «уродством».

Бодаев и Милонов - провинциальные помещики, идеал которых находится в крепостническом прошлом. Будучи отставным кавалеристом, Уар Кирилыч Бодаев несколько напоминает Скалозуба Грибоедова: он такой же грубый, прямолинейный человек, и потому в своих замечаниях Гурмыжской и Буланову («врёт, врёт, всё промотает», «...пусть служит, мы неразборчивы») он более откровенен, нежели Милонов.

Прекраснодушный Евгений Аполлонович Милонов, который «одет изыскано, в родовом галстуке», произносит сладкие речи о добродетели, тоскует об ушедших временах крепостничества. Ему присуще редкостное словоблудие, о браке Гурмыжской и Буланова он отзывается как о «союзе» «непоколебимой добродетели, житейской мудрости, укреплённой опытом...», с «нежной молодой страстью благородного питомника».

Проблематика пьес Островского «Гроза» и «Лес». Островский известен в литературе как «первооткрыватель» такого сословия, как купечество. Именно он первым обозначил этот тип в ка­честве серьезного литературного объекта,доказал, что данный герой также интересен и заслуживает не меньшего внимания, чем его предше­ственники, в первую очередь дворяне. В этом плане Островский принад­лежит к писателям так называемой «натуральной школы», в которую во второй половине 1840-х гг. входили такие авторы, как Гоголь (с некото­рыми оговорками), ранний Достоевский, Некрасов, Григорович. Мел­кие чиновники, станционные смотрители, шарманщики, обитатели «дна», ставшие героями их произведений, представляют собой замеча­тельное явление в русской литературе. Как и его соратники, Остро­вский изображал подобных людей в обычной для них обстановке, про­водя их повседневные разговоры, обращая внимание на всякие мело­чи, которые, однако, удачно дополняли общий портрет. Главное достижение автора, вероятно, в том, что он сумел разрушить сложив­шийся образ купца-пьяницы, которому нет дела ни до чего, и несколь­ко возвысить его в глазах читателя. Например, купцы Кнуров и Воже­ватов («Бесприданница», 1879 г.), думается, имеют приличное образо­вание, а потому, вероятно, и состояние. Кнуров в начале пьесы читает газету, да не какую-нибудь, а французскую. Это даже и не снилось тем­ным торгашам из «Грозы». Вообще образованные купцы у Островско­го г- редкость, а идеальные отсутствуют вовсе. Те же Кнуров и Воже­ватов, пользуясь своим богатством и властью, разыгрывают в «орлян­ку» судьбу Ларисы Огудаловой, решают (без ее ведома), кто из них возьмет ее на ярмарку. В «Грозе» же читатель встречает несколько ут­рированные портреты купцов, изуродованных наличием власти (Каба­нова и Дикой).

Таковы, в основном, у Островского купцы. Главная их проблема - деньги. Если их не хватает (конечно, относительно), то все заботы купе­ческие заключаются в том, где и как их достать (эти вопросы обычно разрешаются в пользу какого-либо обмана); если же денег много, то, в принципе, цель не меняется, что говорит о жадности, да, к тому же, до­бавляется еще и забота о том, как уберечь это богатство. Тем и живут купцы: недоплачивают служащим, выдают (продают) дочерей выгодно замуж, обсчитывают покупателей. Объединяет их лишь то, как это ни парадоксально звучит, что каждый выступает за себя, преследует личную выгоду во всем; в этом их своеобразный уклад.

Несмотря на весь этот мрак, практически в каждой пьесе из глуби­ны вырывается «светлый луч» (по выражению Добролюбова), предвеща­ющий скорое окончание царства тьмы, или «злодей» оказывается повер­жен, порок обличен и справедливость торжествует.

Рассмотрим драму «Гроза» и комедию «Лес». И в том, и в другом произведении на первом плане «дремучая» семья, в доме распоряжает­ся женщина, весьма своевольная (Кабанова - Гурмыжская), чей гнет вынуждена терпеть живущая у нее на попечении девушка (Катерина - Аксюша); в определенный момент на сцене появляется человек, кото­рый нарушает хотя и тягостную, но относительно спокойную жизнь. В произведениях развиты разные конфликты, да и ситуации тоже (кроме вышеуказанных сходств), но общая идея, пронизывающая их сюжеты, одинакова. Проанализировав обе пьесы, все это можно заметить.

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему - Катерина, Тихон, Вар­вара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, - залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домо­строевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в дан­ном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не мо- жст; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за ис­ключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со сто­роны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вов­се сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издеватель­ства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обяза­тельно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то мо­мент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещи­ну, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Не­ясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она раз­решила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо угото­ванной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В «Лесе», конечно, нет столь трагичной развязки, и уже этим он отличается от «Грозы». Указанная выше схема (о деспотичной хозяйке, бедной родственнице и человеке, чье появление служит толчком для развития сюжета), несомненно, присутствует, Аксюша вынуждена под­чиняться Гурмыжской. Но эта линия, как и отношения Аксюши с Пет­ром, - побочная. Главное же - возвращение Несчастливцева, эдакого «блудного сына», в лоно семьи. Это и вызывает к жизни проблему раз­рушения истинного уклада семьи. Гурмыжская «любит» своего родствен­ника Несчастливцева лишь «по долгу», для видимости. Таким же обра­зом она «заботится» и о благополучии Аксюши. Немало в комедии и просто пошлых типов. К примеру, Милонов с его фразой «все высокое и все прекрасное»; или недоучившийся гимназист Буланов, который, по мнению Гурмыжской, был рожден повелевать, а его «заставляли чему- то учиться в гимназии»; купец-делец Восмибратов, нисколько не смуща­ясь обманувший Гурмыжскую и с такой же легкостью вернувший укра­денные деньги; Счастливцев, видящий цель жизни любого человека в богатстве. Сама Гурмыжская также достойна порицания: она пытается убедить всех в своей благопристойности и отсутствующей добродетели (при всем том с радостью прикарманив деньги, предназначавшиеся Не- счастливцеву, которые тот «благородно» отверг).

Таким образом, несмотря на внешнюю разность «Грозы» и «Леса», идея, заключенная в обоих произведениях, одна. Она сопутствовала Ост­ровскому на протяжении всего его творчества, менялся лишь способ ее выражения: то автор облачал ее в сатирический смех, то выставлял откры­то, во всей «красе»… Не менялась лишь суть: темнота, пошлость, развра­щение нравов старого мира и зарождение чего-то нового, которое неиз- пестто к чему ведет, но отжившие порядки уничтожит обязательно, - вот что хотел донести Островский до читателя (или зрителя) в своих пьесах.

В 1870 году написал Островский "Лес". Краткое содержание этой комедии и ее анализ представлены в нашей статье. Комедия состоит из пяти действий. В 1871 году в журнале "Отечественные записки" опубликовал свое произведение Александр Островский.

"Лес": краткое содержание

Действие комедии происходит во владениях богатой помещицы Гурмыжской. Пьеса "Лес" (Островский), краткое содержание которой мы представляем вашему вниманию, начинается следующим образом. Господин Буланов пытается завоевать девушку Аксинью. После того, как она уходит, его лакей предлагает ему начать ухаживать за Гурмыжской.

Помещица в это время находится с Милоновым и Бодаевым. Раиса Павловна хочет выдать Аксинью замуж за Буланова и отыскать единственного своего наследника. Купец Восмибратов желает, чтобы девушка вышла за Петра, его сына. Он стремится к этому для того, чтобы приобрести лес. Восмибратов не вносит денег за него. Ему отказывают в замужестве.

Приобретение леса

Несмотря на все-таки приобретает лес, причем весьма выгодно. Он уезжает вместе со своим сыном, не оставив расписки. Раиса Павловна вынуждает Аксинью к тому, чтобы та сыграла роль невесты Буланова. Гурмыжская злится, так как девушка ненавидит "жениха". Петр и Аксинья влюблены друг в друга. Тайком ото всех они видятся в лесу.

Встреча Несчастливцева со Счастливцевым

Несчастливцев и Счастливцев сталкиваются на своем пути. Один из них следует из Керченя, а другой - из Вологды. Они говорят друг другу, что играть в этих городах не выйдет, так как нет труппы. Без денег, пешком, они продолжают свой путь.

Несчастливцев Геннадий Демиянович в рюкзаке несет сломанный пистолет и несколько хороших платьев. У Счастливцева же в узелке легкое пальто, украденные им где-то ордена и несколько книг. Они хотят создать труппу, однако хорошую актрису отыскать весьма непросто. Пообщавшись между собой и немного повздорив, Аркадий и Геннадий удаляются.

Сон Раисы Павловны

Помещица Раиса Павловна заигрывает с Булановым. Рассказом о сне Гурмыжской продолжается комедия Островского "Лес". Краткое содержание его следующее. Помещица рассказывает Буланову, что ей приснился сон о пропавшем родственнике - племяннике, который убил Буланова. Вскоре нелепый разговор между ними завершается - приезжает барин.

Геннадий и Аркадий в гостях у помещицы, разоблачение Восмибратова

Геннадий Демиянович представляется всем офицером в отставке. Он говорит, что Счастливцев - его лакей. Входят Восмибратов и Петр. Карп отказывается докладывать об их приезде. Буланов, общаясь с Геннадием Демияновичем, говорит, что учеба - не его ума дело, поскольку мышление у него изумительно от природы. Сам же он хочет научиться блефу в карточных играх.

Прибывшие гости устраиваются в беседке. Забирая расписку, Восмибратов лжет помещице Раисе Павловне, а также намекает Гурмыжской на отказ в сватовстве. Помещица недовольна. Она решает сообщить об этом Буланову. Пойманы Восмибратов с сыном. Купец после того, как речь заходит об обмане, громко кричит, выставляя себя грозным. Несчастливцев в итоге забирает деньги и передает их Раисе Павловне.

Намеки Геннадия, разоблачение помещицы

Помещица довольна оказанной ей помощью. Она обещает, что отдаст Несчастливцеву такую же сумму. Тот не верит ей. Однако он показывает влечение к помещице, делая (весьма обходительно) практически прямые намеки. Несчастливцев клянется сделать из женщины идола, обещает молиться на нее.

Аркадий из-за куста наблюдает за происходящим. Он видит, как помещица насмехается над актером, все свои деньги отдавая Буланову. Аркадий ночью хвалится Несчастливцеву, что оказался умен, поскольку смог отужинать за одним столом с барином и взял у ключницы в долг. Он опасается Геннадия, последнюю фразу договаривая из-за кустов.

Несчастливцев рассказывает, кто он на самом деле

Геннадий уверен, что не сможет простить барыню. Приходят Карп и Улита, а следом за ними входит Счастливцев. Улита (ключница) появляется из-за предстоящего свидания. Карп шутит над ней. Он рассказывает сплетни о барыне, приписывает ей различные романы. Улита остается наедине с Аркадием и говорит ему, что ей не нравится ее положение.

Геннадий продолжает держать в страхе Счастливцева. Он рассказывает ненароком Улите, что не является на самом деле офицером. Несчастливцев говорит, что он и его мнимый лакей - актеры. Аксинья и Петр находятся в саду. Купец Восмибратов соглашается получить меньшее приданое, чем ему полагалось. Влюбленные просят денег у Геннадия, он легко располагает Аксинью и Петра к себе. Девушка в отчаянии, однако Несчастливцев объясняет, что с финансами у него даже хуже, чем у нее. Тогда Аксинья говорит, что утопится в озере. Ее останавливает Геннадий.

Аксинья решает стать актрисой

Комедия "Лес" (Островский) продолжается тем, что Несчастливцев предлагает девушке работать актрисой в труппе, которую он создает. Она соглашается. Геннадий говорит, что они смогут прославиться на всю Россию. Аксинья, Петр и Несчастливцев уходят. Появляются Улита и Раиса. Улита рассказывает Гурмыжской новости, зовет Буланова и уходит.

Гурмыжская заигрывает с Булановым

Помещица вновь заигрывает с Булановым. Она просит его отгадать, что нравится ей. Гурмыжская лезет к нему с поцелуем, затем, отталкивая Буланова, говорит, что он Раиса Павловна просит его покинуть ее усадьбу. Однако тот не уходит. Утром он задевает Карпа своими шутками. Карп говорит, что не потерпит беспорядки в доме. Буланов опасается Несчастливцева, который издевается над ним. Однако у Геннадия нет выбора, ему приходится уйти, сказав, что этого пожелала помещица. Покидая дом, он случайно обнаруживает шкатулку с деньгами.

Геннадий получает тысячу рублей

Уже подходит к финалу пьеса "Лес" (Островский). Сюжет ее непростой, но весьма интересный. Гурмыжская заводит с Аксиньей беседу по поводу Буланова. В конце концов она ревнует своего возлюбленного к ней. Аксинья уходит, появляется Геннадий. Угрожая, он уговаривает помещицу отдать шкатулку. Гурмыжская отдает ему 1000 рублей, однако он говорит, что застрелится. Несчастливцев просит подать ему экипаж, предвкушая договоры, весьма выгодные для себя. Аксинья ищет Петра, чтобы попрощаться и уехать играть в труппе. Восмибратов соглашается получить тысячу рублей в приданое. Аксинья умоляет помещицу выделить им эту сумму.

Заключительные события

Буланов и Раиса решают вступить в брак. По этому случаю Геннадий пытается уговорить помещицу дать приданое, однако та отказывает. Буланов поддерживает ее. Геннадий сам отдает деньги влюбленным. Девушка благодарна ему, а Бодаев так удивлен благородным поступком, что собирается сообщить об этом в газете.

Монологом завершает свое произведение Островский ("Лес"). Краткое содержание его следующее: говорится о том, что молодые девушки хотят уйти из дома как можно скорее, а старые женщины имеют шанс выйти замуж за молодых парней. Аркадий сообщает Карпу, что если приедет повозка с лошадьми, следует развернуть ее обратно для того, чтобы молодые могли совершить приятную прогулку.

Перейдем к анализу пьесы, которую создал Островский ("Лес"). Краткое содержание ее наверняка вызвало множество вопросов у читателей. Это и понятно, ведь произведение является одним из самых сложных в творчестве Александра Николаевича. Давайте разберемся в том, что хотел сказать нам Островский.

"Лес": анализ

Пьеса "Лес", написанная в 1870 году, открывает десятилетие, в котором популярными были семейные романы. Основная мысль их - нерасторжимость общества и семьи. Островский, так же как Салтыков-Щедрин и Толстой, хорошо почувствовал, что в России пореформенного периода все изменилось и "только укладывается" (Толстой). Перемены в обществе отражает именно семья.

Все это и хотел показать в своем произведении Островский ("Лес"). Анализ пьесы позволяет убедиться в том, что через семейный конфликт в ней просвечивают большие сдвиги, которые произошли в жизни российского общества. В пьесе ощущается ветер истории. Он сдвинул многих людей из прочных и жестких ячеек государства, иерархически организованного. Все они сталкиваются между собой, спорят, сражаются в гостиной Гурмыжской. Это люди, которых невозможно было раньше представить в диалогическом общении: бедная воспитанница, неграмотный купец, уездная знать, недоучившийся гимназист из бедного семейства дворян, помещик Гурмыжский (который стал актером Несчастливцевым), актер из мещан.

Комедия "Лес" (Островский, как известно, создал не одно произведение подобного жанра) - одно из самых сложных и совершенных творений Александра Николаевича. Это нашло выражение в конструкции произведения, в сложности сюжетного построения. В формах народной комедии разработана история любви Петра и Аксиньи. Она напоминает раннее Эта линия не выдвигается в произведении на первый план, хотя драматическая борьба и развитие действия сосредоточены именно на ней. Участь Аксиньи, можно сказать, является поводом для развертывания еще одной линии - борьбы между свободным художником Несчастливцевым, "блудным сыном" Гурмыжских; и миром помещичьей усадьбы, главным идеологом которой является помещица Гурмыжская.

Высокая, героическая линия связана с образом Геннадия Несчастливцева. Однако она раскрывается во всей полноте и в связи с сатирической направленностью пьесы. Анализ "Лес" позволяет утверждать, что на семейном конфликте дается социальная характеристика (отчасти и политическая) общества пореформенных лет. В столкновении со своими антагонистами Геннадий является подлинно высоким героем.

Почему Островский назвал комедию "Лес"? Этот образ имеет аллегорический характер. Он является символом дикости нравов дворян, благовоспитанных внешне, однако развращенных внутренне. Ведь дворянская усадьба, в которой происходит действие, со всех сторон окружена лесом.

Пьеса Островского "Лес", анализ которой мы провели, является одним из самых интересных произведений в творчестве Александра Николаевича. Надеемся, вам захотелось познакомиться с оригиналом этой комедии. Ведь в рамках этой статьи невозможно передать художественные особенности, которые заложил в пьесу "Лес" Островский. Краткое содержание по действиям только описывает сюжет произведения.

Задача уроков - показать на примере пьесы «Лес» своеобразие пьес этого периода в творчестве Островского, роль композиции и системы героев в раскрытии конфликта.
В конце 1860-1870-х гг. A. H. Островский пишет ряд острых сатирических комедий, самой интересной из которых является «Лес». Продолжая традиции Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, драматург поднимает проблему оскудения привилегированных сословий. Здесь появляются иные герои, а пьеса изображает достаточно острый нравственно-социальный конфликт.
На уроках, посвященных обсуждению пьесы «Лес», следует остановиться на четырех моментах:
1. Символическое значение названия пьесы. Лес - это образ русского национального мира.
2. Противостояние нравственным порокам благородных свойств, причем нравственные пороки - это качества привилегированных сословий, а благородные свойства присущи чаще бедным людям.
3. Смысловая роль игры. Игра как форма жизни. Герои-актеры.
4. Своеобразие пьесы. Приемы авторского стиля.
Четыре направления работы на уроке определят и его форму. Можно обсуждать пьесу со всем классом, а можно дать задания по группам. В любом случае беседа начинается с названия. Таким образом, первое направление работы - выявление символического смысла названия пьесы.
Вопросы для обсуждения
1. Какой смысл имеет название пьесы? Только ли о конкретном лесе говорится в комедии? Как сочетаются между собой два пространства: лес и сад?
(Значения названия: конкретное - тот лес, который продают; символическое - лес как своеобразное состояние отношений между людьми; нравственное - лес, который может помочь людям стать счастливее; обобщенное - лес как образ русского национального мира (вспомните Русь, окруженную дебрями).) Интересно, что в декорациях лес появляется только во втором действии, когда встречаются Аксюша и Петр. В этом же действии из леса выходят Несчастливцев и Счастливцев. Конкретно о лесе говорят немного, но он как будто присутствует во всех действиях.
Для анализа текста следует выбрать следующие эпизоды: действие 1, явл. 1, 6; действие 2, явл. 1, 2, 7; действие 3, явл. 4; действие 5, явл. 9.
Вопросы для обсуждения
Действие 1, явл. 1, 6
1. Как говорят о лесе Аксюша и Карп? Как характеризует их такое отношение к лесу? Почему Аксюша на слова Карпа отвечает: «Не дай Бог»? Почему она не хочет, чтобы деньги за проданный лес пошли ей на приданое?
2. О каком лесе идет речь? Только ли о том, который собираются продавать?
3. Как раскрываются характеры Гурмыжской и Восмибратова в их разговорах о лесе? Что их интересует в лесе прежде всего?
4. Почему об одном и том же лесе герои говорят абсолютно по-разному - в зависимости от выгоды?
5. Чья еще судьба зависит от продажи леса?
Действие 2, явл. 1, 2, 7
1. Какую роль играет лес во втором действии? во время свидания Аксюши и Петра? во время прихода Несчастливцева и Счастливцева?
2. Символом чего становится лес во время расплаты Восмибратова с Гурмыжской?
Действие 3, явл. 4
Как вы понимаете фразу Карпа: «Да и то сказать - образование; а здесь-то что? Одно слово: лес»?
Действие 5, явл. 9
Как вы понимаете монолог Несчастливцева: «Аркадий, нас гонят. И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».
Вывод. 1) Образ-символ «лес» помогает раскрыть характеры героев, так как он постоянно присутствует в разговорах о продаже леса, о деньгах, которые получат за него, в репликах Карпа, переживающего, что все продают, в решении судьбы Аксюши и Петра. 2) Лес олицетворяет собой «сыр дремучий бор», т. е. безнравственность ряда героев; в более широком смысле лес - это что-то темное, дремучее, непролазное. 3) Лес показан и как некая сила, которая отомстит героям, продавшим его, потому что за продажей - разорение.
Второе направление работы - это изучение системы образов.
К первой группе мы отнесем героев из привилегированных сословий: Гурмыжская, Буланов, Милонов, Бодаев.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Что можно сказать, анализируя их фамилии? Сопоставьте две последние, что они напоминают? Случайно или нет Островский взял для героя фамилию Милонов, напоминающую персонажа комедии Фонвизина «Недоросль»?
2. Почему в описании героев (афиша) такое большое внимание уделяется их одежде: Гурмыжская «одевается скромно, почти в трауре», Милонов «одет изысканно, в розовом галстуке», Бодаев «в черном сюртуке, наглухо застегнутом, с крестами и медалями по-солдатски»?
3. Расскажите о Гурмыжской. Как о ней говорят в уезде? Почему она считается самой добродетельной?
4. Докажите, что в образе Гурмыжской два плана. Для этого проанализируйте диалог с Улитой, в котором они вспоминают прошлое.
5. Как раскрывается характер героини в сопоставлении с другими героями: Аксюшей, Карпом, Булановым?
6. Чем для Гурмыжской стал лес? Почему Восмибратов пытается обмануть помещицу, расплачиваясь с ней?
7. В чем выражается безнравственность героини?
8. Какой смысл в пьесе имеют образы Милонова и Бодаева?
9. Как показан Буланов? Почему о нем говорится, что он недоучившийся в гимназии? Зачем Гурмыжская рассказывает о его богатом прошлом и о бедном настоящем?
Ко второй группе мы отнесем героев бедных по материальному достатку, но богатых душевно: Аксюша, Петр, Несчастливцев.
Вопросы для обсуждения
1. О чем говорит описание девушки: «одета чисто, но бедно, немного лучше горничной»?
2. Что мы узнаем о ее судьбе? Какую роль в ее жизни сыграла Гурмыжская и какую хочет еще сыграть?
3. Как характеризует Аксюшу ее отношение к лесу, к деньгам, которые якобы пойдут ей на приданое?
4. Как ведет себя девушка с Булановым, с Гурмыжской, т. е. с теми людьми, от которых она зависит?
5. Почему к ней Карп относится хорошо, а Улита плохо? Зачем Гурмыжская заставляет Улиту следить за Аксюшей?
6. Какие поступки говорят о сильной любви Аксюши и Петра? Сравните их любовь с «любовью» Гурмыжской и Буланова?
7. Какую роль в пьесе играет актер Несчастливцев? Что можно о нем сказать по его монологам?
8. Как меняется его отношение к тетушке, которую он сначала защищает от Восмибратова, а потом, узнав о ее романе, требует у нее свои деньги?
9. Почему именно он помогает Аксюше и Петру?
10. Как вы думаете: Несчастливцев - талантливый актер или нет?
Есть мнение, что в образе Несчастливцева отразились черты двух актеров: Николая Хрисановича Рыбакова (1811- 1876) и Корнелия Николаевича Полтавцева (1823-1866). Рыбаков - провинциальный актер, игравший преимущественно в театрах южных губерний России и Поволжья. Он был чужд «торгашескому духу старого провинциального театра», противостоял ему «всей своей жизнью». Полтавцев - тоже провинциальный актер, игравший вначале в Москве. Он «обладал прекрасными данными, но яркая эмоциональность сочеталась в его исполнении со склонностью к ложной патетике, внешним эффектам» («Театральная энциклопедия», 1965).
Вывод. Распределив героев по группам, мы видим, что представители привилегированного сословия лишены человеческих чувств, они безнравственны, эгоистичны, лицемерны, а другие герои способны помочь, они добры, верны и преданны. Получается, что бедные сохранили в себе нравственные качества, а богатые нет. Но Островский не решает так прямолинейно эту проблему: богатый - безнравственный, а бедный - нравственный. Буланов, обеднев, почему-то не приобрел положительных качеств, а стал еще более отвратителен в своем стремлении любыми путями добиться материального благополучия, актер Счастливцев тоже не прочь приобрести деньги даже не очень честно, а слуга Карп вызывает наши симпатии.
Третье направление исследовательской работы учащихся связано с игрой. Во-первых, в пьесе непосредственно появляются герои-актеры; во-вторых, герои играют, пытаясь скрыть свои истинные намерения. Наблюдая над текстом, школьники выбирают все цитаты, связанные с игрой.
Действие 1, явл. 2
Буланов играет роль хозяина дома, пытаясь приказывать Карпу. Аксюша говорит: «Что я здесь за игрушка для всех?»
Действие 2, явл. 4
Гурмыжская играет роль непонятой благодетельницы.
Милонов играет роль человека, восторгающегося Гурмыжской.
Действие 1, явл. 7
Гурмыжская подозревает Аксюшу в том, что она играет перед ней хитрую роль. Она же говорит: «...я тебя кормлю и одеваю и заставлю играть комедию».
Действие 2, явл. 2
Появляются Несчастливцев и Счастливцев. Из их разговора мы узнаем, как живется актерам. Два актера введены для противопоставления: первый - трагик, готовый помочь другим, второй - комик, думающий прежде всего о себе.
Действие 3, явл. 4
Счастливцев играет слугу Несчастливцева, который, в свою очередь, играет отставного военного, получается спектакль в спектакле.
Действие 3, явл. 12
Слова Гурмыжской о себе: «Играешь-играешь роль, ну и заиграешься» .
Действие 5, явл. 9
Несчастливцев произносит монолог из Шиллера.
Вывод. Почти все герои играют какие-то свои роли, кто-то играет благородство, прикрывая свои неблаговидные поступки, кто-то играет в силу своей профессии, кто-то пытается заставить других играть по своей воле. «Весь мир лицедействует».
Четвертое направление работы - это изучение художественных особенностей пьесы.
1. Особенности жанра.
- Как можно определить жанр пьесы?
- Почему Островский назвал «Лес» комедией? В чем ее жанровые особенности? (Это сатирическая комедия, цель которой - разоблачить порок.)
2. Парные герои.
Зачем введены парные герои: Несчастливцев - Счастливцев; Улита - Карп; Милонов - Бодаев? (Они выполняют двойную роль: во-первых, противопоставляются друг другу (Мейерхольд в спектакле «Лес» трактовал Несчастливцева и Счастливцева как Дон Кихота и Санчо Панса); во-вторых, дополняют друг друга, например, Милонов восхваляет Гурмыжскую, а реплики Бодаева противоположны:
Милонов . Раиса Павловна, поверьте мне, все высокое и все прекрасное...
Гурмыжская . Верю, охотно верю. Садитесь, господа!
Бодаев . Надоели.)
3. Сопоставление реплик.
Найдите реплики, которые перекликаются между собой. (Бодаев . И вам не стыдно, что ваш племянник, дворянин, пишет, как кантонист? (действие 1, явл. 4); Несчастливцев . Где ж тебе со мной разговаривать! Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты, как подъячий! (действие 5, явл. 9).)
4. Роль второстепенных героев.
- Какова роль Карпа и Улиты? Почему Карп не любит Улиту?
- Определите отношение Карпа к другим героям. (На просьбу Аксюши откликается сразу; на требование Буланова не обращает внимания.)
5. Роль природы.
- Каким в пьесе показано пространство действия? (Дом окружен садом, а сад лесом - глушь при внешней цивилизованности.)
6. Необычные герои-актеры. «Пьеса в пьесе».
- Найдите монологи, где актеры исполняют свои сценические роли. Какой двойной смысл заключен в этих монологах?
Итог уроков. Комедия «Лес» поднимает проблемы человеческих взаимоотношений, милосердия, добра и зла, нравственного и безнравственного. Островский уверен, что добро существует, т. к. простые люди сохраняют в себе нравственные начала. В пьесе проявляется высокое мастерство драматурга.
Изучение темы завершается сочинением или контрольной работой.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook