Как «найти» актуальную тему для диссертации? Кандидатская по психологии Дороднев Антон Борисович

Кандидатские диссертации - явление штучное. Они очень разнообразны по форме и содержанию, но в подавляющем большинстве случаев по структуре схожи с выпускными работами студентов: теоретическая глава и эмпирическое исследование.

Требования к кандидатским диссертациям в настоящее время ужесточились в связи с многочисленными скандалами. Возможно, это позитивно скажется на качестве работ.

Теоретическая часть кандидатской диссертации предполагает не просто анализ подходов и исследований отечественных и зарубежных авторов к рассматриваемой проблеме, но и некоторое теоретическое новшество. Это, например, может быть «теоретическая (или педагогическая) модель формирования готовности курсантов к службе в войсках», или «структура профессиональной рефлексии педагога» и пр. Как правило, все эти теоретические конструкции не являются совсем оригинальными и модифицируются в зависимости от ситуации. Так, в педагогической модели развития чего-либо можно выделять когнитивный или мыслительный компонент, эмоциональный или аффективный и т.п.

Практическая часть кандидатской диссертации, как правило, подтверждает уместность разработанной теоретической конструкции для решения некоторой задачи. Выбор методик достаточно широк: от стандартных до оригинальных разработок.

Что касается выборки, то для кандидатской она должна быть большой - не менее 100 человек.

Спектр использования статистических методов в кандидатской диссертации более широк. Здесь, например, часто используется факторный анализ, который является расширением корреляционного и позволяет выделять в отдельные группы корреляционно близкие психологические показатели.

Выделить общие стандарты для кандидатских диссертаций сложнее, чем для дипломов и магистерских работ. Связано это с тем, что требования к диссертациям в значительной степени определяются научной школой ВУЗа, диссертационным советом. В моей практике были случаи, когда работа, написанная для одного диссертационного совета, не подходила для другого. Приходилось в корне переделывать работу. В этой связи я не советую Вам писать кандидатскую диссертацию без ее четкой привязки к конкретному институту. Нужно сразу найти научного руководителя и работать в тесном контакте с ним. Именно научный руководитель отслеживает адекватность выполняемой работы конкретным условиям.

161. Апанович Владимир Викторович

Системная организация поведения аналитичных и холистичных индивидов при решении задач разного типа

19.00.02 – психофизиология (психологические науки)


159. Розовская Рената Исааковна

Влияние эмоциональной окраски запоминаемой информации на мозговую организацию и эффективность рабочей памяти

19.00.02 - психофизиология (психологические науки)


158. Костригин Артем Андреевич
Актуальность философско-психологического наследия В.А. Снегирева для современной психологии

Объявление о защите


157. Рафикова Антонина Семеновна
Структура субъективных представлений об искусственном билингвизме
19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии
Объявление о защите


156. Лободинская Елена Алексеевна
Роль кажущегося движения в восприятии эмоциональных экспрессий лица
19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии
Объявление о защите


155. Богданова Ирина Валерьевна

«Вербальные портреты» воспринимаемого качества акустического события
19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии
Объявление о защите


154. Руднова Наталья Александровна

«Индивидуально-личностные предикторы прокрастинации в разные периоды взрослости»

19.00.13 - психология развития, акмеология (психологические науки)



152. Мелёхин Алексей Игоревич


149. Рунец Оксана Владимировна

«Доверие профессионала к себе в помогающих профессиях социономического типа (на примере профессии фельдшера скорой медицинской помощи) »

19.00.03-Психология труда, инженерная психология, эргономика



147. Довжик Лидия Михайловна

«Спортивная травма как жизненное событие»


146. Казымова Надежда Наильевна

«Индивидуально-психологические ресурсы устойчивости человека к переживанию террористической угрозы»

19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)


145. Бакуняева Дарья Сергеевна

«Смысложизненные ориентации в системе факторов профессиональной успешности спортсменов – представителей спорта высших достижений»

19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)


144. Рыцарева Татьяна Васильевна

"Индивидуально-психологические особенности подростков с разными типами отклоняющегося поведения и их связь с ценностными ориентациями родителей"

19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)


143. Демарева Валерия Алексеевна

«Психофизиологические факторы успешности освоения английского языка русскоязычными студентами и школьниками»


141. Климова Марина Олеговна

«Особенности регуляции поведения у подростков с личностной беспомощностью »

19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)


140. Немировская Наталья Геннадьевна


139. Арутюнова Карина Ролландовна

« Психофизиологический анализ закономерностей актуализации индивидуального опыта при моральной оценке действий »

19.00.02- психофизиология (психологические науки)



137. Кожухова Юлия Андреевна

« Восприятие эмоций по выражениям лица: роль эмоциональных характеристик наблюдателя »

19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии


136. Терюшкова Юлия Юрьевна

« Динамика самоопределения личности в ранней юности »

19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)


135. Чистопольская Александра Валерьевна


« Индивидуальная и межпоколенческая психотравматизация кандидатов в замещающие родители »

19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)



133. Шаргородская Ольга Владимировна


« Совладающее поведение ВИЧ-инфицированных людей»


19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)




132. Леер Елена Ивановна


«Психофизиологические характеристики восприятия музыки разных направлений детьми и подростками»


19.00.02- психофизиология (психологические науки)




131. Чернецкая Елена Дмитриевна


«Структурная организация концептуальных моделей у операторов атомных станций»


Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)





130. Дружинина Светлана Владимировна


« Интеллект, креативность и личностные свойства как факторы реальных достижений »



129. Мохова Вероника Олеговна


« Основные предпосылки формирования психологии пола и гендерной проблематики (с XVIII по начало XX века) »






128. Светлова Анна Сергеевна


«Эффективность труда и представления о кадровой политике у работников коммерческих организаций»





127. Сиповская Яна Ивановна

"Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности в структуре интеллектуальной компетентности"


Специальность 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)





126. Красильникова Екатерина Николаевна


"ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТЦОВ: ЛИЧНОСТНОЕ И ВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ"






125. Уланова Анна Юрьевна


«Модель психического как ментальная основа коммуникативной успешности детей 4-6 лет»





124. Токарева Галина Викторовна


« Эмоциональные предпочтения в музыкально-исполнительской деятельности и особенности Я-концепции »


Специальность 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)




123. Афиногенова Виктория Алексеевна



Специальность 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)




122. Трифонова Алина Владимировна


« Понятийные способности как основа индивидуального интеллектуального ресурса »





121. Евстафеева Евгения Александровна


« Правосознание сотрудников уголовно-исполнительной системы с различными личностными характеристиками »





120. Нохрина Наталья Анатольевна


«Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства»




119. Григорова Татьяна Петровна


" Деструктивная привязанность к партнеру во взрослом возрасте и совладание с ее проявлениями "


118. Киселева Татьяна Сергеевна


"Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых"


Специальность 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)




117. Жежелевская Анна Александровна


"Точность распознавания эмоциональной экспрессии в устном иноязычном сообщении"


Специальность 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии(психологические науки)




116. Мисожникова Екатерина Борисовна


"Когнитивные и регуляторные предикторы уровня развития способностей в старшем дошкольном возрасте "


Специальность 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)




115. ТЕРЕХИНА Надежда Сергеевна


"СУБЪЕКТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ"


Специальность 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)




114. ЖУРАВЛЕВА Наталия Ирековна


"РОЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВНЕСУБЪЕКТНЫХ И ИНТРАСУБЪЕКТНЫХ РЕСУРСАХ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛА"


Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)




113. Бахчина Анастасия Владимировна


"ДИНАМИКА ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ КАРДИОРИТМА ПРИ КОГНИТИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ"


Специальность 19.00.02 - Психофизиология




112. Чистякова Наталья Викторовна


"Молекулярно-генетические предпосылки контроля поведения как фактора психологической готовности к родам"


Специальность 19.00.13 - психология развития, акмеология



111. Мырзамуратова Инна Николаевна

"Саморегуляция и эмоциональное неблагополучие у студентов с различными признаками латеральной организации мозга"

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)

Защита диссертации состоится 26 декабря 2013 г. в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1.


110. Пономарева Ирина Владимировна

"Личностная беспомощность подростков из семей с нарушениями взаимоотношений"

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)

Защита состоится 26 декабря 2013 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1.

Скачать текст автореферата (doc 214 Kb )


109. Колесниченко Виолетта Олеговна

"Роль акцентуаций характера в самореализации личности"

Специальность 19.00.01 – Общая психология,психология личности и история психологии

Защита состоится 19 декабря 2013 г. в 15.30 час. на заседании диссертационного совета Д-002.016.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13

)


108. Кургинян Сергей Сергеевич

"Психическая организация личности как ресурс поддержания отношения к себе"

Защита состоится 19 декабря 2013 г. в 10.30 час. на заседании диссертационного совета Д-002.016.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13

Скачать текст автореферата (doc 103 Kb )


107. Мурашева Ольга Владимировна

"Вербальные проявления структуры мотивации ожидаемой деятельности"

Специальность 19.00.01 – Общая психология,психология личности и история психологии

Защита состоится 19 декабря 2013 г. в 13.00 час. на заседании диссертационного совета Д-002.016.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13

Скачать текст автореферата (doc 529 Kb )


106. Акимова Анна Юрьевна

"Эффективность профессиональной деятельности работников с разными типами доверия технике (на примере работников локомотивных бригад)"

Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)

Защита состоится 23 декабря 2013 г. в 15.00 час. на заседании диссертационного совета Д-002.016.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13

Скачать текст автореферата (doc 229 Kb )


105. Никуло Екатерина Александровна

"Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия"

Защита состоится 25 ноября 2013 г. в 15.00 час. на заседании диссертационного совета Д-002.016.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13

Скачать текст автореферата (doc 135 Kb )


104. Колбенева Марина Геннадьевна

"Психофизиологические закономерности инициируемой словами актуализации индивидуального опыта разной дифференцированности"

Специальность 19.00.02 – «психофизиология» (психологические науки)

Защита состоится 7 ноября 2013 г. в 11.00 час. на заседании диссертационного совета Д-002.016.03 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13

Скачать текст автореферата (doc 314 Kb )


103. Шляховая Елена Вадимовна

"СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДОВЕРИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ К ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ"

Специальность 19.00.05 – социальная психология (психологические науки)

Защита состоится 14 октября 2013 г. в 15.00 час. на заседании диссертационного совета Д-002.016.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13

Скачать текст автореферата (doc 1258 Kb )


102. Хажуев Ислам Сайдахмедович

« Посттравматический стресс и защитно-совладающее поведение в условиях чрезвычайной ситуации» (половозрастная специфика)

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)

Защита состоится «3» октября 2013 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.13.

Скачать текст автореферата (doc 116 Kb )


101. Емелин Андрей Анатольевич

« ПОНЯТИЙНЫЕ И МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА»

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)

Защита состоится «3» октября 2013 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 при Институте психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.13.

Скачать текст автореферата (doc 289 Kb )


100. Зелянина Анна Николаевна

«Динамика индивидуально-психологических особенностей ветеранов боевых действий с различным характером военной травмы »

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)

Защита диссертации состоится "20" июня 2013 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 002. 016.03 на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1.

Скачать текст автореферата (doc 352 Kb )


99. Куракова Ольга Александровна

«Эффекты категориальности восприятия переходных экспрессий лица »

Специальность 19.00.01 – Общая психология,психология личности и история психологии

Защита состоится «13» июня 2013 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Института психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13, корп. 1.

Скачать текст автореферата (PDF 784 Kb )


98. Хозе Евгений Геннадиевич

«Восприятие индуцированных экспресий лица »

Специальность 19.00.01 – Общая психология,психология личности и история психологии

Защита состоится «13» июня 2013 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Института психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13, корп. 1.

Скачать текст автореферата (PDF 969 Kb )


97. Велумян Наира Александровна

«Индивидуально-психологические предпосылки выбора профессии в подростковом и юношеском возрасте »

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)

Защита состоится «6» июня 2013 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13, корп.1.

Скачать текст автореферата (doc 242 Kb )


96. Бородачева Ольга Викторовна

«Речевая компетентность в рассказах о себе: возрастно-психологические аспекты »

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)

Защита состоится «6» июня 2013 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии Российской академии наук (ИП РАН) по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13, корп. 1.

Скачать текст автореферата (doc 1,07 Mb )


95. Гаврилова Евгения Викторовна

«Переработка периферийной как фактор психометрической креативности и реальных творческих достижений »

Специальность 19.00.01 – Общая психология,психология личности и история психологии

Защита состоится 6 июня 2013 года в 15:00 часов на заседании Диссертационного Совета Д - 002.016.02 Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.13, к. 1, ауд. 201



92. Сергеева Анастасия Сергеевна

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДИСКУРСНОГО ПОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

специальность 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)

Защита состоится 4 февраля 2013 года в 15.00. часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13.

91. Мустафина Лилия Шаукатовна

«СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ О СОВЕСТИ»

Специальность 19.00.05 - социальная психология (психологические науки)

Защита диссертации состоится 3 декабря 2012 г. В 15 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 002.016.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13.


90. Денисова Вероника Геннадьевна

«ДИНАМИКА И РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СУБЪЕКТА» (на примере социономических профессий)

Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)

Защита диссертации состоится 29 октября 2012 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13.

По заявлению от 15 октября Денисовой В.Г. снять диссертацию «ДИНАМИКА И РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СУБЪЕКТА» с защиты, назначенной на 29.10.2012.



60.ЛАКТИОНОВА АННА ИГОРЕВНА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 -психология развития, акмеология(психологические науки)

Защита состоится 30 декабря 2010 года в 13.30 часов в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13).



Скачать текст авторефреата (Word, 653 Kb)


59. Додонова Юлия Александровна

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 –
психология развития, акмеология (психологические науки)

Защита состоится 30 декабря 2010 года в 12.00 часов в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13).

Опубликовано на сайте 25 ноября 2010 г.


59. Гришина Елена Александровна

ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ

Защита состоится 23 декабря 2010 года в 12.00 часов в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13).

58. Войлокова Елена Евгеньевна

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ В РАЗНЫХ ТИПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Защита состоится 4 о ктября 2010 года в 15.00.


57. Бондаренко Ирина Николаевна

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Защита состоится 21 июня 2010 года в 12.00.


56. Кумыкова Елена Валентиновна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕ НЕЗАВИСИМЫХ ЖЕНЩИН МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Защита состоится 3 июня 2010 года в 12.00. часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 при Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13, корп. 1)


54. Дороднев Антон Борисович

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ОПЫТА

Защита состоится 14 января 2010 года в 12.00. часов в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13) ВНИМАНИЕ! Защита переносится на 18 февраля 2010 г. на 12.00

53. Марченко Ольга Павловна

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА ПРИ КАТЕГОРИЗАЦИИ СЛОВ

Защита состоится 24 декабря 2009 года в 11.00. часов в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


52. Екимчик Ольга Александровна

Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста

Защита состоится 24 декабря 2009 года в 13.00. часов в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


51. Борисова Наталья Владимировна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ И.А. ИЛЬИНА

Защита состоится 26 ноября 2009 года в 14.00. часов в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)

50. Изюмова Ирина Вячеславовна

КРИТЕРИИ ДОВЕРИЯ КЛИЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ РАЗНОЙ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
(на примере медицинских организаций)

Защита состоится 23 ноября 2009 года в 15.00. часов в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


49. Ананьева Кристина Игоревна

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА ЛИЦ ЛЮДЕЙ РАЗНОЙ РАСОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Защита состоится 26 ноября 2009 года в 12.00. часов в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


48. Соловова Надежда Анатольевна

ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРКОЗАВИСИМЫХ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ

Защита состоится 19 ноября 2009 года в 12.00. часов в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)

47. Сердюкова Юлия Александровна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ М. И. КАРИНСКОГО

Защита состоится 12 ноября 2009 года в 11.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


46. Япарова Ольга Георгиевна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЬСТВА

Защита состоится 5 октября 2009 года в 17.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


44. Казарян Мария Юрьевна

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Защита состоится 1 октября 2009 года в 11.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


43. Галкина Ирина Александровна

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИК ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Защита состоится 5 октября 2009 года в 15.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


43. Медынцев Алексей Алексеевич

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ И НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ИНТЕРВАЛОВ ВРЕМЕНИ РАЗНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ

Защита состоится 2 июля 2009 года в 12.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


42. Кузнецова Ольга Евгеньевна

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП КАК ФАКТОР МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

Защита - 22 июня 2009 г. в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


41. Курапова Ирина Александровна

НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ)

Защита - 22 июня 2009 г. в 17.00 часов часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


40. Котельникова Анастасия Владимировна

ЛИЧНОСТНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА (НА МАТЕРИАЛЕ ВЫБОРКИ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ)

Защита - 11 июня 2009 г. в 14.00 часов часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)

Скачать текст авторферата (Word, 168 kb)


39. Кочкина Ольга Михайловна

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Защита - 11 июня 2009 г. в 12.00 часов часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)

Скачать текст авторферата (Word, 518 kb)


38. Петрович Дарья Леонидовна

КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЧИТЫВАНИЯ ПРИБОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Защита - 18 мая 2009 года в 15.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)

Скачать текст авторферата (Word, 258 kb)


37. Демидов Александр Александрович

ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЕГО ЛИЦА В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ВОСПРИЯТИЯ

Защита - 23 апреля 2009 года в 15.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


36. Сиваш Ольга Николаевна

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЛЕТЧИКОВ

часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


35. Сыркина Анна Леонидовна

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД)

Защита - 30 марта 2009 года в 15.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


34. Дивеев Дмитрий Алексеевич

РОЛЬ ФОРМЫ ЛИЦА В ВОСПРИЯТИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА

Защита - 12 марта 2009 года в 15.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


33. Кубрак Тина Анатольевна

ИНТЕНЦИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА В ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Защита - 12 марта 2009 года в 12.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


32. Полунина Ольга Викторовна

ВЗАИМОСВЯЗЬ УВЛЕЧЕННОСТИ РАБОТОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ)

Защита - 2 марта 2009 года в 15.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


31. Курчакова Мария Сергеевна

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В НОРМЕ И ПРИ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ

Защита - 29 декабря 2008 года в 14.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


30. Тихомирова Светлана Витальевна

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАЗДНИКЕ У СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Защита - 29 декабря 2008 года в 11.00. часов на заседании в малом зале Института психологии Российской академии наук по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13.


29. Доценко Ольга Николаевна

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ВЫГОРАНИЯ

Защита - 15 декабря 2008 года в 17.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


28. Горобец Наталья Леонидовна

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ПСИХОТЕРАПИИ

Защита - 15 декабря 2008 года в 15.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


27. Петрова Евгения Анатольевна

МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК РЕСУРС СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Защита - 20 ноября 2008 года в 16.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


26. Заборина Лариса Геннадьевна

БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА

Защита - 20 ноября 2008 года в 14.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


25. Лупенко Елена Анатольевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ ОЩУЩЕНИЙ



Защита - 20 ноября 2008 года в 11.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


23. Алексапольский Алексей Андреевич

Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии

Защита -26 июня 2008 года в 12.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


21. Созинов Алексей Александрович

ЭФФЕКТ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ ПРИ НАУЧЕНИИ

Защита состоится 29 мая 2008 года в 13.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


20. Руслина Анна Олеговна

ВОЗРАСТНЫЕ, ПОЛОВЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОНИМАНИИ МАНИПУЛЯЦИИ

Защита состоится 29 мая 2008 года в 11.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


19. Максименко Жанна Александровна

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ Я-КОНЦЕПЦИИ КОММУНИКАТИВНО УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ

Защита состоится 05 июня 2008 года в 16.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


18. Табхарова Сэсэг Пурбуевна

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ ЛИЧНОСТИ ДРУГИМ ЛЮДЯМ С ОТНОШЕНИЕМ К СОБЛЮДЕНИЮ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ДЕЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Защита состоится 19 мая 2008 года в 15.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


17. Рубченко Алла Казимировна

Рубченко Алла Казимировна
САМООТНОШЕНИЕ И ОТНОШЕНИЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК К РОДИТЕЛЯМ ПРИ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Защита состоится 07 февраля 2008 года в 13.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


16. Быховец Юлия Васильевна

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕРРОРИСТИЧЕСКОМ АКТЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ ЖИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ РФ

Защита состоится 07 февраля 2008 года в 11.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


15. ПЕРСИЯНЦЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

СООТНОШЕНИЕ УРОВНЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ОСОЗНАНИЯ СМЫСЛОВЫХ СВЯЗЕЙ

Защита диссертации состоится "15" ноября 2007 г. в 11.00 час. на заседании диссертационного совета Д.002.016.02 при Институте психологии РАН по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13.


14. ЖЕГАЛЛО АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЦА В МИКРОИНТЕРВАЛАХ ВРЕМЕНИ

Защита диссертации состоится "4" октября 2007 г. в 11.00 час. на заседании диссертационного совета Д.002.016.02 при Институте психологии РАН по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13.


13. Величковский Борис Борисович

МНОГОМЕРНАЯ ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К СТРЕССУ

Защита диссертации состоится "4" октября 2007 г. в 15.00 час. на заседании диссертационного совета Д.002.016.02 при Институте психологии РАН по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13.


12. СЕЛИВАНОВА Любовь Андреевна

РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ ХЕМОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ: ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Защита состоится “_4_”_октября 2007 г. в _11__ часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Институте психологии РАН
по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13.


11. Овсянникова Виктория Владимировна

РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ ФАКТОРОВ В РАСПОЗНАВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Защита состоится «4» октября 2007 года в 13:00 ч. на заседании Диссертационного Совета Д 002.016.02 в Институте психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.13.


10. Кочкина Любовь Вадимовна

Становление физического Я в дошкольном возрасте

Защита - 28 мая 2007 года в 13.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


9. Крылов Андрей Константинович

Психофизиологический анализ рефлекторного взаимодействия со средой

Защита - 28 мая 2007 года в 11.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


8. Титова Ольга Ивановна

Гендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству

Защита - 23 апреля 2007 года в 15 ч. в Институте психологии РАН по адресу: 129336,Москва, ул. Ярославская, 13.


7. Валуева Екатерина Александровна

Интеллект, креативность и процессы активации семантической сети

Защита состоится 5 апреля 2007 года в 11 ч. на заседании Диссертационного совета Д 002.16.02в Институте психологии РАН по адресу: 129336,Москва, ул. Ярославская, 13.


5. Моргун Алексей Николаевич

Психологические принципы духовно-нравственного познания (на материале трудов поздневизантийских восточно-христианских авторов)

Защита - 27 декабря 2006 года в 17.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


4. Грачева Ирина Ивановна

Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности

Защита - 27 декабря 2006 года в 15.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)
Скачать текст автореферата (Word, 179 kb)


3. Болдырев Андрей Олегович

Восприятие выражения целого и частично закрытого лица.

Защита -27 декабря 2006 года в 13.00. часов в Институте Психологии РАН (129366, Москва, ул. Ярославская, 13)


2. Васина Елена Николаевна

Отраженное "Я" в структуре самосознания.

Как «найти» актуальную тему для диссертации?

Начало обучения в аспирантуре - период активного научного поиска, который как правило, сопровождается возникновением у аспиранта массы вопросов.

Ответить на эти вопросы весьма непросто.

На рынке учебной литературы актуальных методических пособий, посвященных выполнению квалификационных научных трудов немного, их излишне теоретизированные и потому оторванные от реалий рекомендации с трудом воспринимаются (читай - непонятны) молодыми учеными.

Современный аспирант чаще всего не готов к самостоятельной научной работе, а назначенный научный руководитель с учетом его занятости не имеет времени заниматься работой «просветительской».

Научное руководство даже в вузах с серьезной научной школой сводится к редким встречам с аспирантами и читке уже готовых работ. Эффективность взаимодействия зачастую зависит от доброй воли научного руководителя и его «симпатии» к аспиранту.

Как результат - снижение и так невысокой научной активности аспирантов и соискателей. Возникновение подобных трудностей не дает им в полной мере реализовать возможность самостоятельной исследовательской деятельности. При отсутствии должной мотивации и напряженном рабочем графике аспирант получает сильнейший импульс заплатить деньги и переложить ответственность за написание диссертации на третье лицо.

Этот «вынужденный» демарш вполне можно понять. Однако, как бы ни было трудно начало научной деятельности, разработку проблематики диссертационного исследования я все же не советую доверять рефератной компании.

Возможно ли самостоятельно подобрать тему для диссертации, не имея опыта научной деятельности?

Ответственно заявляю, что нет ничего невозможного … для человека… с интеллектом.

Если подходить к выбору темы диссертации стратегически, то начинать, конечно, следует с выбора научной специальности . Кто-то делает этот выбор еще до поступления в вуз или в процессе обучения. Аспирантура становится логичным продолжением исследовательской работы, проводимой студентом в период обучения в рамках избранной специальности, а выпускная квалификационная работа - основой реферата, предоставляемого при поступлении в аспирантуру.

Однако, как показывает практика, будущие аспиранты зачастую не вполне представляют себе какую тему исследования выбрать. В таком случае идеальным вариантом стало бы совмещение темы научного исследования с областью основной работы.

Как бы то ни было поиск актуальной темы диссертации следует начать с беседы с вашим научным руководителем. Порой данный путь самый простой и короткий. Научный руководитель (при желании) может при первой же встрече рассказать о существующих в вашей области знаний проблемах, которые совместными усилиями вам удастся «развить» до темы диссертации.

К сожалению, далеко не все научные руководители так щедры на участие, приберегая темы-проблемы до «особого случая». Если это так, не стоит отчаиваться.

Существует несколько направлений поиска актуальной темы диссертации:

1. Если Вы работаете по основной специальности вам могут быть известны проблемы (напр., социальные проблемы, проблемы практики правоприменения и т.п.), которые могут стать основой для разработки темы диссертации. Для юристов источником такой информации могут, напр., стать материалы судебной практики, в т. ч. обзоры, подготовленные судами различных уровней. Сформулируйте выявленные проблемы , обобщите и обсудите с научным руководителем. Возможно, проблемы на практике возникают в связи с недостаточной разработанностью существующих теоретических подходов. Например, проблемы в практике правоприменения обусловливаются недостаточным развитием теории права. Именно таким дескриптивным методом я не раз пользовалась для целей разработки темы диссертации по гражданскому праву в начале своей работы в сфере научного консалтинга.

2. Проанализируйте программы Вашей аспирантуры по направлениям. Среди заявленных для изучения проблем могут быть и актуальные. В моей практике встречались несколько случаев, когда в программах курса отдельным списком были выделены темы, рекомендуемые аспирантам в качестве диссертабельных.

3. Посмотрите недавно защищенные по вашей специальности работы , в первую очередь защищенные на вашей кафедре за последний год. Возможно проблемы, поставленные в них до сих пор актуальны, а исследований, им посвященных все еще недостаточно. В таком случае вы можете поставить вопрос о развитии данных тем в своей диссертации.

Пример: Тема недавно защищенной работы по специальности 12.00.01 «Роль права в развитии науки и образования». Вы вполне можете сформулировать свою тему следующим образом: «Роль права в развитии науки и инноваций» и т. п. Можете быть уверены, что она является актуальной.

Помните, что выбирать тему исследования необходимо в рамках паспорта научной специальности. Если ваша специальность как научного работника - 12.00.01 - «Теория и история права и государства; история правовых учений», то ее содержанием являются «<…> идеи, представления, конструкции, понятия и категории, гипотезы и прогнозы, отражающие современный уровень знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства <…>».

Изучите области исследований вашего паспорта специальности. Тема должна быть сформулирована (читай - созвучна) в рамках того или иного пункта. В любом случае выбранная вами тема подлежит валидации на кафедре. Прежде всего ваш научный руководитель должен признать диссертабельность темы. Может так случится, что тема интересна с практической точки зрения, но «науки» в ней нет.

Остерегайтесь выбора мало изученной темы (по которой практически ничего не написано).

Это может показаться заманчивым, но абсолютное новаторство - дело трудное, Вам придется доказывать каждую запятую. Вы к этому готовы? Если Вы «плаваете» в теме, без серьезного научного руководства вам не справится. С другой стороны, выбрав тему, которая уже неоднократно становилась предметом исследования, вы, скорее всего, столкнетесь с трудностями при доказывании новизны, а это практически означает, что ваш труд по написанию диссертации будет напрасным.

Обоснование актуальности темы - один из начальных этапов исследования. «Актуальность» в применении к диссертации означает своевременность и социальную значимость исследования. Обоснование актуальности темы должно быть емким и потому коротким.

Главное - описать суть проблемы, т.е. противоречивой ситуации, требующей своего разрешения. Такая ситуация часто возникает в результате действия новых факторов (условий), которые могут изменить (развить) прежние теоретические представления. Это могут быть новые экономические условия, к примеру, «переход к новому качественному состоянию мировой экономики» и т.п. В результате чего возможно, например, пересмотреть существующие подходы к «механизмам правового регулирования экономического развития».

Сформулировать научную проблему - значит выяснить известные и неизвестные факты о предмете исследования, проанализировать степень разработанности проблемы. Проблематика исследования определяет методологию исследования, его цель и задачи. При правильном выборе темы исследования уже на данном начальном этапе можно предположить его теоретическую и практическую значимость, а также его научную новизну. Избегайте широких тем. Диссертации «обо всем» часто на деле «ни о чем», они часто являются поверхностными и несамостоятельными.

Иногда в рамках диссертационного исследования целесообразно в качестве цели определять развитие теоретических положений, ранее выдвинутых той или иной научной школой. Например, вы можете разработать авторский подход к решению научной проблемы, т.е. решить частные вопросы в рамках той или иной ранее апробированной концепции.

Обобщим вышенаписанное:

Тема должна быть вам интересна;

Избегайте слишком широкой постановки темы;

Тема должна быть своевременной и социально значимой, а также интересной в сравнении с другими подобными исследованиями;

Выбирайте цель и задачи, которые вам по силам решить в установленные для исследования сроки;

Убедитесь, что сможете найти все необходимые источники и литературу.

С примерами обоснования актуальности темы исследования можно ознакомиться в моем Портфолио.

И последний совет - всегда утверждайте тему диссертации на кафедре (с участием научного руководителя). Как бы это не звучало, но встречаются ситуации, когда аспирант 3 года усиленно трудится над диссертацией, тему которой никто не согласовывал. И описываемый мной случай произошел не где-то, а в уважаемом московском вузе.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы свяжитесь со мной: +7 926 108-72-39.

Возможно проведение личных консультаций по скайп.

ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

  • Ваша диссертация на заказ. Как НЕ нужно ее «заказывать». Часть 1

Возрастная психология изучает психологические особенности возрастного развития человека, личностные особенности представителей разных возрастов.

При написании ВКР по психологии тема по возрастной психологии будет связана либо со сравнительным анализом психологических особенностей разных возрастных групп, либо с исследованием индивидуально-личностных черт представителей какой-то одной группы. В последнем случае акцент должен стоять именно на возрасте, а не на психологических особенностях.

Рассмотрим особенности написания выпускных квалификационных работ по возрастной психологии; выбора тем. В статье приводятся ссылки на примеры (образцы) курсовых и дипломных работ по возрастной психологии.

Особенности тем по возрастной психологии

В рамках выбора тем для магистерских, дипломных и курсовых работ по возрастной психологии характерно обращение к исследованию психологических особенностей различных возрастов: «Различия в уровне развития логического мышления у младших школьников общеобразовательных школ и лицеев»; «Особенности протекания возрастного кризиса 40 лет у незамужних женщин»; «Представления юношей и девушек о дружбе».

Разделение жизненного пути человека на возрастные этапы определяет и разделение возрастной психологии на следующие разделы: психология раннего возраста, психология младшего и старшего дошкольного возраста; психологические особенности младших школьников, подростков и старшеклассников; психологические особенности студентов; психологические аспекты в зрелости и пожилом возрасте.

Любую тему курсовой или дипломной работы, эмпирическое исследование в которой включает некоторую выборку испытуемых, формально можно отнести к возрастной. Однако не во всех темах дипломов делается акцент на возрасте испытуемых. Иногда же возраст акцентируется: «Психологические детерминанты удовлетворенности жизнью у женщин ранней взрослости»; «Особенности самоотношения пожилых людей»; «Специфика возрастного развития подростков, оставшихся без попечения родителей».

Дипломы по возрастной психологии очень популярны, во многом потому, что многие педагоги идут получать дополнительное образование и берут темы, связанные со школой или ДОУ.

Можно отметить интерес студентов-психологов к темам, связанным с возрастными кризисами. Возможно, это связано с тем, что все больше взрослых людей идут учиться на психолога (в рамках магистерских программ). И темы, связанные с кризисом середины жизни, им близки и интересны, так как они сами или проживают этот возрастной этап, или он их скоро ожидает.

Курсовые работы по возрастной психологии

Выбирая тему курсовой по возрастной психологии важно определиться с возрастной группой. Возможны следующие варианты:

  • младенцы (до 1 года);
  • ранний возраст (от 1 года до 3 лет);
  • младшие дошкольники (от 3 до 5 лет);
  • старшие дошкольники (от 5 до 6);
  • младшие школьники (от 7 до 10 лет);
  • подростки (от 11 до 15 лет);
  • юношеский возраст (от 16 до 18 лет);
  • студенческая молодежь (от 19 до 25 лет);
  • молодость (от 20 до 35 лет);
  • взрослость (от 35 до 60 лет);
  • пожилой возраст (от 60 до 75 лет);
  • старческий возраст (свыше 76 лет).

Выбор возрастной группы во многом определит логику исследования, методы диагностики и анализа данных.

Темы ВКР по психологии, связанные с младенческим и ранним возрастом очень специфичны. Методы диагностики в этом случае - это наблюдение. Тем очень немного.

С дошкольниками трудно проводить опросники, поэтому что они еще не в полной мере способны к самооцениванию собственных личностных качеств. Поэтому основной метод диагностики - это наблюдение или анкетирование. Для выявления выраженности психологических особенностей дошкольников анкеты могут заполнять родители или воспитатели ДОУ. Важную информацию может дать сравнение этих оценок.

Для изучения младших школьников уже существуют опросники и можно получить данные об их психологических особенностях не только из наблюдения и анкетирования, но и с помощью самооценивания. Здесь с помощью опросников могут изучаться самооценка и тревожность. Возможно и проведение социометрической процедуры.

При выборе тем, связанных с подростками и юношами, к услугам исследователя большой спектр психологических тестов для диагностики тревожности, самооценки, агрессивности и других индивидуально-психологических особенностей.

Для изучения взрослых людей существует большое количество опросников и тестов. Их выбор определяется целью и задачами исследования.

Выбрав возрастную группу, необходимо определиться с проблемой, которая будет изучаться. Тема любой курсовой по возрастной психологии должна естественно вытекать из реальной практической проблемы.

В курсовой работе можно не брать серьезные проблемы и ограничиться выявлением взаимосвязей показателей или же сравнительным анализом данных. В то же время в дипломной работе, а тем более в магистерской диссертации, наличие проблемы обязательно.

Дипломные работы по возрастной психологии

Тема дипломной работы по возрастной психологии должна вытекать из проблемы. Выявить такую проблему, применительно к детским возрастам, может помочь знакомство с типами ведущей деятельности.

Термин «ведущая деятельность» ввел отечественный психолог Д.Б. Эльконин. Под этим термином понимается наиболее характерные и важные, с точки зрения возрастного развития, психологические аспекты жизни, тесно связанные с ситуацией (социальная ситуация развития).

В младенчестве ведущая деятельность - это непосредственное эмоциональное общение со значимым взрослым.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметно-орудийная деятельность - освоение предметов и социально закрепленных способов оперирования ими.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети осваивают систему социальных межличностных отношений, систему мотивов человеческой деятельности.

С поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Младшему школьнику необходимо освоить роль школьника, научиться самоконтролю, освоить навыки усвоения знаний.

В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками и ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра и самопознание.

В старших классах школы перед учащимися встает проблема выбора будущей профессии и поэтому ведущая деятельность - это учебно-профессиональная, предполагающая овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

Ведущая деятельность в детских возрастах отражает наиболее значимые аспекты и связанные с ними темы исследования будут актуальны. Например, важность игры в дошкольном детстве позволяет формулировать темы дипломных работ о связи личностных особенностей детей с уровнем развития навыков игровой деятельности. Также можно исследовать условия развития важных для дошкольника качеств в ходе игровой деятельности.

Выбор темы для диплома с младшими школьниками может быть связан с учебой, так как в этом возрасте именно учебная деятельность самая важная. Темы могут касаться мотивов учебной деятельности, направленности на оценку или на процесс учения, отношения к школе и пр. Важными проблемами этого возраста выступают успешность адаптации к школе.

При исследовании подростков спектр тем расширяется. Здесь можно не ограничиваться изучением непосредственно общения со сверстниками. Сложность и критичность подросткового возраста предопределяет и практические проблемы: девиантное поведение, агрессивность, акцентуации характера и др. Соответственно темы дипломов могут быть связаны с изучением психологических факторов отклоняющегося поведения, агрессивности и т.д.

Что касается периода взрослости, то выбор проблемы и темы исследования очень широк. Дело в том, что во взрослой жизни все может стать проблемой, если доведено до крайности: хождение в магазин - шопоголизм; близкие отношения - межличностная зависимость; ответственное отношение к делу - перфекционизм и т.д. То есть, исследовать можно все, что угодно.

При выборе темы диплома по возрастной психологии важно отталкиваться от личного опыта, от того, что важно, интересно.

Магистерские работы по возрастной психологии

Магистерская диссертация по возрастной психологии должна быть связана с серьезной проблемой той или иной возрастной группы. Например, изучение особенностей совладания у подростков группы риска - актуальная проблема. Эти данные могут быть важны для обучения неблагополучных подростков конструктивным способам совладания, что будет способствовать снижению выраженности у них отклонений в поведении.

Хорошо подойдут для магистерской диссертации по возрастной психологии темы, связанные с возрастными кризисами. Традиционно выделяются два таких кризиса:

  • кризис 30 лет;
  • кризис середины жизни (кризис 40 лет).

Понятие возрастных кризисов отражает сложны и нелинейный характер жизненного пути человека. Бывают периоды спокойного течения жизни, а бывают моменты, когда рушатся привычки, привычные обстоятельства и жизнь выходит на новые пути.

С психологической точки зрения важно исследовать что помогает, а что мешает конструктивно проживать кризисные периоды жизни. Что способствует тому, что человек использует кризис для самоактуализации, а не впадает в депрессию.

Примеры и образцы курсовых работ по возрастной психологии

Примеры и образцы дипломных работ по возрастной психологии

Темы курсовых работ по возрастной психологии

  1. Особенности идентичности современных подростков.
  2. Творческие способности подростков и условия их реализации.
  3. Социальная активность как фактор идентичности в пожилом возрасте.
  4. Структура и содержание игр младших дошкольников.
  5. Наличие сиблингов как факторов развития коммуникативной сферы.
  6. Ценностные ориентации и временные перспективы личности в ранней взрослости.
  7. Развивающая среда как фактор познавательного развития детей раннего возраста.
  8. Эффективность развивающих программ в формировании креативности в дошкольном возрасте.
  9. Влияние агрессивности на коммуникативное общение младших дошкольников.
  10. Личностные особенности взрослых людей, изучающих психологию с целью дальнейшей профессиональной деятельности.
  11. Влияние семейного статуса на жизнеотношения женщин среднего возраста.
  12. Взаимосвязь агрессивного поведения с тревожностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  13. Музыкальная терапия как способ коррекции агрессивности школьников разного возраста.
  14. Формирования образа «Я» в юности.
  15. Влияние увлеченности компьютерными играми на развитие общения в младшем школьном возрасте.
  16. Отношения между сиблингами в раннем детстве.
  17. Арттерапия как средство гармонизации взаимодействия между родителями и ребенком раннего возраста с отклонениями в развитии.
  18. Нарушения письменной речи у детей с задержкой психического развития.
  19. Основные причины тревожности подростков.
  20. Особенности личностного развития подростков.
  21. Личностные особенности детей младшего школьного возраста в ситуации дезадаптации.
  22. Исследование личностных особенностей людей с разной акцентуацией в конфликтной ситуации.
  23. Особенности диагностики эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
  24. Изучение эмоциональных и личностных особенностей младших школьников.
  25. Применение рисунка и игры в работе с детскими страхами.
  26. Зависимость совладающего поведения от уровня и характера агрессии у подростков.
  27. сферы личности младшего подростка.
  28. Особенности проявления агрессивного поведения у детей 5-7 летнего возраста, возможные причины его возникновения и некоторые пути коррекции.

Темы дипломных работ по возрастной психологии

  1. Психологические факторы агрессивного поведения подростков.
  2. Стиль семейного воспитания как фактор формирования самоотношения у подростков.
  3. Причины возникновения конфликтов в юношеском возрасте.
  4. Особенности внутриличностного конфликта в подростковом возрасте.
  5. Нарушение межличностных отношений в младшем подростковом возрасте и пути коррекции.
  6. Взаимосвязь принятия агрессии как фактора процесса самоактуализации в раннем юношеском возрасте и социометрического статуса личности в группе.
  7. Использование методов арт-терапии при решении эмоциональных проблем детей 11-13 лет.
  8. Взаимосвязь самооценки младших подростков от социометрического статуса в группе сверстников.
  9. Анализ причины тревожности подростков.
  10. Акцентуация подросткового периода.
  11. Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности.
  12. Психологические особенности рефлексии и самооценки младших школьников.
  13. Особенности диагностики переживаний детей по их рисункам.
  14. Психологические особенности работы с трудными подростками, в частности, с девиантным поведением.
  15. Проблемы уверенности в себе в подростковом возрасте.
  16. Формирование Я-концепции у подростков.
  17. Исследование связи самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте.
  18. Личностные особенности детей младшего школьного возраста на разных ступенях вхождения в учебную деятельность.
  19. Психологическая готовность к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста.
  20. Ценностные ориентации детей в период кризиса подросткового возраста.
  21. Отношение родителей к себе и характер ожиданий, связанных с судьбой своих детей.
  22. Влияние педагогики Марии Монтессори на развитие ребенка и его творческих способностей.
  23. Особенности профориентации старшеклассников.
  24. Особенности профессионального самоопределения в современных социальных условиях.
  25. Изучение особенностей межличностного взаимодействия в коллективе сверстников (на примере дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста).

Темы магистерских работ по возрастной психологии

  1. Взаимосвязь типов семейного воспитания с формированием личностных (эмоциональных, коммуникативных) особенностей детей дошкольного возраста.
  2. использование игровых занятий в процессе коррекции (профилактики, развития*) эмоциональных (речевых, коммуникативных) нарушений детей старшего дошкольного возраста.
  3. Использование методов игровой терапии в работе со страхами (тревожностью, нарушениями самооценки) в дошкольном (младшем школьном) возрасте.
  4. особенности психологических защитных механизмов в дошкольном (младшем школьном) возрасте.
  5. особенности удовлетворенности браком и межличностных отношений супругов в ситуации (с ребенком с особыми нуждами, ребенком, имеющим трудности, официального и неофициального брака).
  6. Психологические факторы удовлетворенности супругов браком в семьях (многодетных, неблагополучных, имеющих длительный стаж супружеских отношений, с детьми, переживающими кризис подросткового возраста и т.п.).
  7. отношений.
  8. Стиль воспитания в семье как фактор формирование личности ребенка.
  9. Специфика внутрисемейных отношений в многопоколенных семьях с детьми дошкольниками.
  10. Смысложизненные ориентации выпускников средней школы.
  11. Влияние личности классного руководителя на уровень сформированности педагогически организованной (совместной) деятельности в младшем (старшем) подростковом возрасте.
  12. Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте на различных уровнях сформированности совместной деятельности (педагогически организованной деятельности) класса.
  13. Социальные установки девиантных подростков.
  14. Психологические условия формирования сферы межличностных отношений в младшем школьном и в младшем подростковом возрасте.
  15. Детерминанты мотивации учебной деятельности у подростков.
  16. Психологические особенности старших подростков (старшеклассников) с различными типами направленности личности.
  17. Влияние внутрисемейных отношений на процесс социализации в младшем подростковом возрасте.
  18. Смыслообразующая функция сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
  19. Взаимосвязь внутрисемейных отношений и жизненных позиций подростков.
  20. Личностные особенности старших подростков и старшеклассников, занимающихся спортивным единоборством.
  21. Влияние личности педагога на формирование базовых социальных установок старших подростков.
  22. Взаимосвязь стиля отношений к детям классного руководителя начальной школы с особенностями межличностных отношений учащихся в учебном классе.
  23. Психологическое содержание типов направленности личности старшеклассников (старших подростков, взрослых испытуемых).
  24. Формирование социальных установок старших дошкольников под воздействием детско-родительских отношений и отношений с ровесниками в игровой деятельности.
  25. Социальные установки трудновоспитуемых в младшем (старшем) подростковом возрасте.
  26. Роль направленности личности в формировании толерантного сознания у старшеклассников.
  27. Психологические условия формирования толерантного сознания в подростковом возрасте.
  28. Роль игровой деятельности в процессе социализации личности старшего дошкольника.
  29. Взаимодействие процессов социализации и индивидуализации личности в подростковом возрасте.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook