Дэниел киз цветы для элджернона описание. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона. Умственно отсталый парень, ставший гением

«Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза - это дневник 32-летнего Чарли Гордона, слабоумного уборщика в пекарне, который соглашается принять участие в уникальном эксперименте по повышению интеллекта. Это трогательная история о принятии, любви и ответственности . Чарли проходит путь от радужного непонимания действительности, когда он мечтает быть таким же умным, как окружающие его люди, к мучительному ее осознанию, когда он становится умнее их всех вместе взятых. Жизнь его рушится - он вспоминает, как мать стыдилась его, била и запирала, понимает, что на работе всегда смеялись над ним, что курирующий эксперимент профессор относится к нему как к собственному созданию, которое до его вмешательства не имело души... Но смешон человек, возомнивший себя Богом: откат неизбежен, начинается деградация. Подопытная мышь, Элджернон, пережившая точно такую же операцию, умирает. Чарли отчаянно цепляется за остатки ускользающего интеллекта, болезненно переживает жалость окружающих и мечтает не забыть хотя бы как писать и читать.

Пожалуста если с можите положыте на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.

«Эффект Чарли Гордона» Вари Светловой и Игоря Сергеева - это скорее не постановка по, а фантазия на тему.

Во-первых, их Чарли (Александр Худяков ) не выглядит слабоумным. Он скорее блаженный - чистый, простой и безумно наивный, этакий большой ребенок с удивленно раскрытыми глазами. Его устами подчас глаголет истина - возможно, поэтому у него не получается то, что удалось книжному персонажу - показать процесс развития интеллекта, вхождения его в полную силу и постепенного угасания. Он с самого начала не кажется глупее окружающих, он скорее другой. И умнеет как-то вдруг - что выражается в геометрической прогрессии количества знаний, - а его научные достижения показаны таким тонким пунктиром, что связь высокого IQ и психологических проблем частично утрачивается.


Во-вторых, у них Элджернон из статиста превращается в полноценного персонажа: выбеленная Ниёле Мейлуте издевается над Чарли, паясничает и ведет пародийное ток-шоу «Мышиный взгляд», во время которого саркастично цитирует Библию и расстреливает «ненормальных» детей. Причем под конец выбор о том, кому жить, а кому нет, принимает один из зрителей - получается вариация на тему «Поздравляем, вы только что убили Бетховена».


Именно понятие нормы в постановке становится центральным . Что это вообще такое? Кто устанавливает, что есть норма, а что - нет? Чарли страстно желает стать нормальным, а когда он приближается к оптимальному значению по шкале социально одобряемого, оказывается, что ненормальные - все вокруг! Его мать, помешанная на чистоте, его жестокая сестра, его спивающийся отец, его агрессивные коллеги, псевдотворческая соседка-алкоголичка, истеричная дурочка мисс Кинниан... А профессор Немур, травмированный в детстве собственной матерью, и вовсе галлюцинирует, да еще и на рабочем месте.


К слову, еще одна важная тема, поддержанная постмодернистскими отсылками к «Франкенштейну», «Пиноккио» и «Моей прекрасной леди» - это взаимоотношения создания и создателя как ребенка и родителя , в которых второй вместе с жизнью дает первому драму той или иной степени болезненности. Насколько он ответственен за того, кого создал и имеет ли право отказаться от него? А наоборот?


Этот спектакль - манифест искренности . Он утверждает ценность индивидуальности в квадратно-гнездовом мире строгих стандартов, под которые люди пытаются себя подогнать, игнорируя свои странности и боли и переделывая внутренних Чарли. Впрочем, такая концепция, как и сам эксперимент, имеет фундаментальный изъян: возможно ли функционирование общества без стандартов и норм? Можно сказать, что профессор Немур выпускает в конце своего внутреннего Чарли, который полностью отключает его от реальности. Получается, что «эффект Чарли Гордона» - это возвращение к собственной правде с заведомо печальным исходом.

Несмотря на то, что постановка проигрывает роману в глубине и пронзительности, она представляет интересный и актуальный взгляд на него. Все это стильно и кинематографично, в духе Такого театра, оформлено и бодро сыграно. Особенно хороши нервная и пластичная Мейлуте-Элджернон и Грабузов, который исполняет роли отца Чарли и профессора Немура - и именно пиковые точки существования этих персонажей в спектакле способны вызвать слезы.

Режиссеры: Игорь Сергеев и Варя Светлова
Художник: Елена Беккер
В ролях: Александра Бостон/Ниеле Мейлуте, Игорь Грабузов, Юлия Гришаева, Анна Кочеткова/Ниеле Мейлуте, Владиммр Кузнецов/Леон Словиций, Лидия Марковских, Александр Худяков

Место: «Такой театр», площадка «Скороход»
Продолжительность: 3 часа с одним антрактом.

Роман Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» , созданный автором на основе одноименного рассказа, получившего немало литературных наград, уже на протяжении многих лет уверенно входит в список лучших произведений двадцатого столетия. Не стоит лишний раз говорить, как любима мной эта история. По моему мнению, каждый из нас хотя бы раз в жизни должен прочесть эту книгу. Да, многим стиль повествования Киза кажется суховатым, но неужели невозможно высечь на бумаге по-настоящему рвущую душу историю, не используя приевшихся клише и ярких метафор?

Экранизаций этого романа существует не так уж и много, часть из них и вовсе превращает главного героя Чарли Гордона (люблю вспоминать, как в книге он сам писал свое имя «Чярли») то во француза, то и вовсе в японца. Для меня этот герой не может быть изменен, он должен оставаться таким, каким его создал гениальный автор. Так я и решилась на просмотр этого фильма, не питая особых надежд на то, что он может оказаться настолько замечательным.

Стоит сказать, что из всех воплощений «Цветов для Элджернона» на экране, именно эта картина наиболее точна и приближена к первоисточнику. Сохраняются характеры персонажей, детали образов, внешность и даже то самое преображение Чарли, встречающегося лицом к лицу с недоброжелательной реальность. Но обо всем стоит говорить по порядку.

Сюжет. Как я уже упоминала, сюжет фильма очень близок к сюжету книги (начиная от последовательности событий и заканчивая фразами и диалогами между героями). Молодой человек Чарли (признаться, я представляла его несколько моложе, ведь в книге Гордону всего 32 года) решается на научный эксперимент: чудесная операция на мозге позволит ему, умственно отсталому работнику пекарни, развивать свои способности, даст возможность учиться и узнавать мир, который ранее был ему недоступен. В этом фильме сохранено все: долгие кропотливые испытания Чарли, его обучение, старания, прикладываемые героем, чтобы просто стать нормальным , таким, как все, чтобы мама могла им гордиться. Сохранены и его трепетные отношения с подопытной белой мышкой Элджерноном , который, буквально, повторил судьбу главного героя. Показана создателями фильма и нежная, по-детски чистая любовь Чарли к учительнице мисс Кинниан , с каждый новым этапом его жизни перерастающая в глубокое искреннее чувство.

Немалая роль в картине отведена музыкальному сопровождению : именно оно помогает зрителю полностью прочувствовать происходящее на экране, где-то улыбнуться от щемящей сердце трогательности, где-то смахнуть навязчивую слезу. Особенно хотелось бы отметить музыку в последние минуты фильма, именно она позволила сделать финал картины таким же печальным и до боли трогательным, как и финал книги.

Актеры в этом фильме справились со своей задачей прекрасно. Они сумели передать сложные, порою противоречивые характеры своих персонажей, где-то заставили нас сочувствовать, где-то с пониманием опустить глаза, а где-то задумать и о собственном отношении к особенным людям. Мэттью Модайн , исполнивший в фильме главную роль, поначалу не впечатлил меня — мне казалось, что Чарли, тот самый маленький мальчик во взрослом теле, должен быть другим, но стоило событиям набрать свой оборот, стоило Чарли по-новому взглянуть на мир, я увидела в Мэттью именно того, кого я так полюбила в книге: разочарованного во всем окружающем мире, отчасти циничного и жесткого в выражениях молодого человека, который очень любил своих близких. Повзрослевшему Чарли было сложно, практически непосильно довериться миру, и актер блестяще выполнил свою задачу, показав мистера Гордона таким, каким он должен быть. Приятно было увидеть в роли Алисы/Элис Кинниан прекрасную Келли Уильямс . Ей удалось создать образ чуткой, очень нежной и преданной женщины, которая действительно не жалела Чарли, а по-настоящему его любила . Некоторым персонажам было уделено, на мой взгляд, слишком мало времени, некоторых в фильме и вовсе не было, но все это легко объясняется хронометражем картины.

«Цветы для Элджернона» — это невероятно глубокий, драматичный и красивый в своей простоте фильм. В нем мы можем увидеть пороки общества и живущих в нем людей, можем переосмыслить собственные поступки и поверить, что каждый из нас может заполучить второй шанс. За прекрасную историю любимого Чарли Гордона, за чудесную музыку и очень точную актерскую игру 10/10 .

Закончить хотелось бы цитатой из романа:

«Эскалатор идет вниз. Если я буду стоять на одной ступеньке, наверняка спущусь до самого дна. Если побегу вверх, то не исключено, что останусь на том же самом месте. Значит — вверх, чего бы это ни стоило».

"Цветы для Элджернона" Дэниела Киза входят в программу обязательного чтения в американских школах. Эта единственная история в жанре научной фантастики, автор которой был дважды награжден сначала за рассказ, а потом за роман с одним и тем же названием, героем, сюжетом.Тридцатитрехлетний Чарли Гордон - умственно отсталый. При этом у него есть работа, друзья и непреодолимое желание учиться. Он соглашается принять участие в опасном научном эксперименте в надежде стать умным…Эта фантастическая история обладает поразительной психологической силой и заставляет задуматься над общечеловеческими вопросами нравственности: имеем ли мы право ставить друг над другом эксперименты, к каким результатам это может привести и какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы стать "самым умным". А одиноким?На вопросы, которые поднимали еще М. Булгаков в "Собачьем сердце" и Дж. Лондон в "Мартине Идене", Дэниел Киз дает свой однозначный ответ.

«Цветы для Элджернона» - сюжет

Главный герой — Чарли Гордон, 37-летний мойщик полов, служащий компании-производителя пластиковой тары (в романе — 32-летний умственно отсталый уборщик в хлебопекарне) — добровольно участвует в эксперименте по улучшению интеллекта.

Искусственное улучшение интеллекта путём хирургической операции — оригинальное открытие двух учёных: доктора Штраусса и доктора Немюра. После успешной операции над мышью по кличке Элджернон они решают провести аналогичную операцию над каким-нибудь умственно отсталым человеком. Выбор останавливается на Чарли, так как он выказывает стремление научиться лучше читать и писать, стать умнее.

Рассказ выполнен в форме отчётов о происходящем от лица Чарли. При повышении его интеллектуальных способностей в тексте постепенно исчезают многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки, усложняется стилистика.

В результате проведенной операции IQ Чарли стремительно растёт с 68 до 200 (в романе до 185). В отчетах Чарли отмечает свое изменившееся понимание происходящего: осознаёт реальное отношение к нему людей (понимает, кáк над ним смеялись на работе те, кого он считал своими друзьями), получает новые знания.

Чарли чувствует особенную привязанность к Элджернону, понимая, что Элджернон — единственное существо с судьбой, похожей на его собственную. С самого начала эксперимента над главным героем Элджернон и Чарли соревновались в прохождении лабиринтов — мышь в коробке, а человек на бумаге. Сначала Элджернон всё время выигрывал, что сильно злило Чарли; он очень обрадовался, наконец победив Элджернона. После этого Чарли старался подружиться с мышью.

Скорость обучения Чарли во много раз превосходит скорость обучения обычных людей — и уже через несколько недель он свободно знает несколько языков и с удовольствием читает техническую литературу. Его бывшая учительница из школы для умственно отсталых, Алиса Кинниан, первоначально радуется успехам Чарли, но затем начинает от него отдаляться: она уже не в состоянии его понять. На своей работе Чарли сделал рацпредложение, давшее большую экономию, однако восторг директора не был поддержан рабочими, и они подписали прошение об увольнении Чарли. Они не были готовы общаться с Чарли после изменения его личности; Чарли тоже понимает, что не может поддерживать с ними дружеские отношения.

В романе, в отличие от рассказа, значительно более разработана сюжетная линия романтических отношений Чарли и его бывшей учительницы. Присутствуют также воспоминания детства Чарли, его встречи с родителями и сестрой.

Ещё через месяц уровень интеллекта Чарли становится выше, чем уровень интеллекта профессоров, проводящих эксперимент. Для Чарли очевидны их ограниченность и заблуждения. Когда у подопытной мыши начинают наблюдаться признаки регрессии, он решает сам продолжить исследование и использовать всю силу собственного интеллекта, чтобы найти решение проблемы.

Несмотря на видимую первоначальную удачу эксперимента, поведение мыши даёт серьёзный повод для беспокойства — её интеллект начинает угасать столь же быстро, как и нарастал. Через некоторое время Элджернон умирает. При вскрытии видно, что его мозг уменьшен, извилины сглажены. Чарли попросил не сжигать труп Элджернона, как это обычно делали с лабораторными животными, и похоронил его сам.

Исследования Чарли показали, что после операции, разработанной Штраусом и Немюром, стремительная регрессия неизбежна. Становится понятной дальнейшая судьба Чарли: он обречён на возвращение в исходное психическое состояние.

В романе главный герой пытается до последнего, используя свой всё ещё могучий интеллект, найти положительный выход из этой ситуации. Он смутно представляет, в каком направлении следует начинать исследования, которые могут помочь всем людям справиться с проблемой слабоумия, но понимает, что у него нет времени на подготовку этих исследований. Умственный уровень Чарли снижается так же быстро, как и повышался. Чарли испытывает глубокую депрессию и думает о самоубийстве, но острота его переживаний уменьшается вместе с интеллектом. В романе его IQ становится в итоге даже немного ниже, чем был первоначально. Он возвращается к своей прежней профессии, хотя и боится, что теперь над ним будут смеяться больше, чем прежде. Прежние товарищи по работе, ранее всегда устраивавшие над ним злые шутки (они даже придумали выражение «валять Чарли Гордона»), а после операции отвернувшиеся от него, теперь относятся к нему с добротой и жалостью. Они заступаются за Чарли, когда новый работник начинает издеваться над ним.

В рассказе Чарли решает навсегда уехать из родного города после того, как по рассеянности он снова приходит в школу для взрослых к мисс Кинниан и видит, что она плачет. Роман же заканчивается на относительно оптимистичной ноте — Чарли старается ни о чём не жалеть и желает добра всем, кто пытался ему помочь. Он чувствует благодарность: «я узнал много разных вещей а раньше я никогда даже незнал что они есть на свете и я благодари за то что я хоть наминутку это увидел». Он помнит, что получал огромное удовольствие, когда читал «синюю книжку с порваной обложкой», и решает обязательно «все время старатца стать умным чтобы опять было так хорошо».

Название рассказа взято из просьбы Чарли в конце его дневника — «P.P.S. Если у вас будет вазможность положите пожалуста немножко цвитов на могилу Элджернона которая на заднем дваре…» (пока Чарли не уехал, он клал цветы каждую неделю после смерти мыши).

Примечателен тот факт, что в романе (в отличие от рассказа) развитие сюжета увязано со временем года повествования. Весна символизирует исцеление главного героя, лето — своего рода расцвет главного героя и признание его миром, осень — период интеллектуального угасания. Так, с главным героем читатель знакомится в начале марта, и в этот же месяц делается операция. Весной происходит его «становление» как гения, притом что окончательное выздоровление происходит в мае и в этот же месяц Чарли уходит из пекарни, на которой был чернорабочим. Летом Чарли Гордон привыкает к жизни гения и выходит в свет, он даже возглавляет научную работу врачей, которые его исцелили, и превосходит их в августе. Осенью начинается угасание, завершающееся в ноябре.

Рецензии

Рецензии на книгу «Цветы для Элджернона»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Lishta Lishta

Горе от ума

Очень интересное произведение,начала читать совершенно случайно его и не смогла оторваться,нельзя остаться в стороне,читая это произведение,ты переживаешь с героем каждую секунду,сначала тебе его жаль,потом ты радуешься успеху,потом переживаешь и наконец осознаешь все то, к чему нас хотел привести автор,прочитав от корки до корки,понимаешь,чтобы быть счастливым нужно быть глупцом

Полезная рецензия?

/

2 / 0

Future sailors

Думаешь, что есть дверь и ключ - но их нет. Все параллельные миры всегда были во мне.

Порою смотришь на других людей и думаешь (возможно ошибочно), вот живут себе чуваки, не парятся, а я чё-то всё думаю, сомневаюсь, анализирую. Вот и мне стать какой-нибудь поверхностной дурёхой, хохотать над тупыми шутками и распевать "Ну, где же ручки, ну, где же ваши ручки. Давай поднимем ручки и будем танцевать". Эта книга как раз подтверждает эту теорию, о вреде разума. Жили бы, как животные, одними инстинктами, и горя не знали. Горя от ума.

Полезная рецензия?

/

4 / 0

Ирина Попова

Очень грустная книга.С одной стороны,она говорит,что наш разум,способность мыслить и развиваться - один из главнейших даров для нас,с другой же стороны - в нём наше горе.

Если ты живёшь в своём собственном мире,где все люди вокруг - твои друзья с честной и чистой душой, ты не знаешь гнева,зависти или чувства грусти...

Но что произойдёт с твоей жизнью,когда в неё вмешается наука и захочет сделать тебя чуть умнее?

Полезная рецензия?

/

0 / 5

Маргарита Викторова

Давно такого удовольствия от книги не получала

Это история об умственно отсталом по имени Чарли Гордон, который работает в пекарне. Не клиническом идиоте, а дурачке... тихом и мирном. У него много "друзей", которые потешаются за его счет, платят ему копейки - но он счастлив. Как может быть счастлива только домашняя собака - то есть абсолютно и безгранично.

Так и живет, пока на нем не решают провести нейрохирургический эксперимент, который за пару недель делает его гением и светилом мировой науки. Оживляя при этом все кошмары из его прошлого и ставя перед ним проблемы, которые обычные люди решают годами - череда этических выборов... любовь, дружба, самоопределение, секс, самопознание. И главное - ответ на вопрос "Кто я?"

Только на все на это у него не годы, а считанные месяцы.

Книга трогательная, глубокая, мудрая и страшноватая.

Несомненно, одна из сильнейших книг новейшей американской литературы.

Полезная рецензия?

/

5 / 0

Ольга Зюкина

Атчот о прачитаной книге.

Это история о парне, чей коэффициент интеллектуальности около 60, и который просто хочет быть умным. Тогда он всем понравится. Чарли Гордон в этом уверен. И он соглашается на экспериментальную операцию для повышения интеллекта...

В книге описан год из жизни Чарли, но у меня остается ощущение, что я вместе с ним прожила целую жизнь. Да, у него тело взрослого человека, но изначально в душе он был ребенком, который после операции, можно сказать, начинает жить заново. Он открывает для себя мир, познает его с новых сторон, начинает видеть реальность... Не такую, какой она представлялась изначально. И мы вместе с ним проходим этот путь. Во время прочтения я умилялась достижениям Чарли, злилась на профессоров, радовалась, ненавидела, симпатизировала, плакала, надеялась...

Книга написана в 1959 году, но можно спокойно представить, что это 2015 год. Она актуальна. Она современна. Она интересна. Она познавательна. И она просто обязательна к прочтению!

Я давно не испытывала такого удовольствия от книги!

Полезная рецензия?

/

4 / 0

Татьяна Алкечева

Я боюсь. Ни жизни, ни смерти, ни пустоты, но открытия того, что меня никогда не было (с)

Удивительная книга, прочитанная на одном дыхании. На протяжении всего романа нам предстоит лицезреть великий взлет и ужасное падение человека, на долю которого выпало тяжелое детство, полное страха и отчужденности от окружающего мира, юность с попытками найти, наконец, свое место и зрелость с осознанием горькой действительности того, что окружало главного героя все эти годы.

Он понял, что все люди, все вещи, окружавшие его с самого рождения, не были по-настоящему тем, какими он их воображал. Как будто спала призма, сквозь которую он наблюдал за этим миром. Оказалось, что "друзья" просто хотят выглядеть на его фоне умнее, насмехаясь над ним перед всеми окружающими, что родители так и не смогли смириться с тем, что он не такой как другие дети.

Но, приобретя стремительно развивающий интеллект, он как будто приобрел проклятие: люди начали ненавидеть и бояться его. Да и он сам не до конца осознавал что с ним еще может произойти, и как долго это будет длиться.

Если честно, меня как будто что-то кольнуло, когда в конце романа в его отчетах опять появились ошибки. Я не хотела думать о том, что он вернется к тому, с чего все начиналось. Но, я думаю, каждый читатель осознавал, что этим все и закончится.

Полезная рецензия?

/

4 / 0

Катерина Астапова

Прекрасная книга, восхитительная. Трогает до глубины души. Тяжело после неё найти что-то стоящее, чтобы вновь не отложить в дальний угол. Вот бы все книги были такими, вот бы все авторы писали так - чувственно, по-настоящему. Не хочется распинаться про то, о чем она. Каждый поймёт её по-своему, каждый найдет здесь что-то для себя или от себя. Ну и, не забуду про концовку - она превзошла все мои ожидания. Спасибо автору за шедевр. И книга плавненько отправляется в список "любимые".

Полезная рецензия?

/

0 / 0

Владимир Сычёв

Неоднозначность.

Очень странные чувства вызывает эта книга(хотя в этом вся и соль, я думаю).

Во-первых, читая эту книгу тебе становится жалко Чарли Гордона - все над ним смеются, пытаются как-то принизить, а он этого не понимает и даже хуже он воспринимает людей, которые смеются ему в лицо, друзьями...

Во-вторых, лично моё мнение о Чарли стало меняться после того как он стал Гением. Честно, не знаю почему, но мне стал не приятен этот персонаж. Конечно, можно понять, что поумнев(да ещё и как), он решил отомстить, скажем так, своим "друзьям", но он стал задевать совсем уж невинных людей, которые искренне его любили...

Протеворечивый персонаж на мой взгляд.

Полезная рецензия?

/

1 / 1

Анастасия

Точная передача чувств

В начале этого романа я просто не могла читать текст из-за грамматических ошибок рассказчика.В середине книга начала затягивать с силой водоворота,а в конце я не могла не восхищаться талантом этого писателя,тем необыкновенным чувством которое он передавал. Все переживания я испытывала вместе с Чарли Гордоном,испытала все его эмоции,чувства,переживания,познала вместе с ним любовь.Несмотря на то,что я довольно эмоционально сильный человек,в процессе чтения романа я не могла сдержать слез на некоторых особо цепляющих психологических моментах.Но нельзя сказать,что в книге нет юмора,он там присутствует,еще более подчеркивая талант писателя.

Полезная рецензия?

/

Как из этого видно сюжет и идея произведения очень понравились литературным критикам. По мотивам книги сняли художественные фильмы, телесериалы, в театре ставились мюзиклы. Читатели приняли роман «Цветы для Элджернона» с интересом.

Коротко об авторе

Родился в 1927 году в Бруклине в семье эмигрантов из России (по отцовской линии) и Украины (по материнской). В возрасте 23 лет окончил колледж, получив степень бакалавра по психологии. В 1957 году он преподавал в школе для детей с ограниченными умственными способностями.

После выхода романа «Цветы для Элджернона» его имя стало известным. Кстати, идею произведения он вынашивал 14 лет. Дэниэл часто задумывался о развитии как своего интеллекта, так и других. Работая с умственно отсталыми детьми, он размышлял о том, какими бы они стали и чего добились, если б у них появилась возможность стать более интеллектуальными.

Некоторые образы персонажей он списал с людей, с которыми встречался по жизни. Концовку как рассказа, так и романа просили заменить многие издательства, но писатель был не умолим и оставил всё, как посчитал нужным. Жанр книги — научная фантастика.

Двое учёных доктор Штраусс и доктор Немюр разработали уникальную методику повышения интеллекта хирургическим путём. Удачный опыт с лабораторной мышью по кличке Элджернон побудил их проэкспериментировать над умственно отсталым человеком.

Их выбор пал на мойщика полов Чарли 32 лет. Он всегда показывал стремление стать умнее. Итак, отчёт о том, как повлияла операция на его способности идёт от лица Чарли. Сначала в его рассказах видны множественные орфографические ошибки и путаница мыслей в голове.

По мере повышения его интеллекта в тексте всё меньше ошибок, стилистика усложняется. Чарли начинает осознавать, что мнимое хорошее отношение к нему окружающих ни что иное как насмешки. Единственной привязанностью для него становится мышонок Элджернон.

С ним он чувствует связь в отношении судеб. Через некоторое время Чарли смог выучить несколько иностранных языков, читает классику, изучает науки. На своей работе в хлебопекарне он больше не может общаться с рабочими, понимая как они к нему относились, да, и они также сторонятся сильно поумневшего Чарли.

ТРАГИКОМЕДИЯ I 16+

ЭФФЕКТ
ЧАРЛИ ГОРДОНА

РЕЖ.: ИГОРЬ СЕРГЕЕВ I ВАРЯ СВЕТЛОВА

ЭФФЕКТ ЧАРЛИ ГОРДОНА

ТРАГИКОМЕДИЯ

В основе спектакля история молодого умственно отсталого мужчины Чарли Гордона, которому предлагают сделать операцию по увеличению интеллекта, что переворачивает всю его жизнь.
Переосмысленная и рассказанная молодыми режиссерами, эта история приобретает новое актуальное звучание. Создатели спектакля говорят о поиске смысла, о мечтах и крахе иллюзий, о столкновении наших представлений с реальностью и провоцируют зрителей на множество вопросов: Что есть норма? Что способно вытолкнуть нас из зоны комфорта и стереотипов восприятия? И нужно ли нам это? Может ли один человек повлиять на реальность?

РЕЖИССЕРЫ: ИГОРЬ СЕРГЕЕВ И ВАРЯ СВЕТЛОВА

ХУДОЖНИК: ЕЛЕНА БЕККЕР

САУНД-ДИЗАЙНЕР: ДМИТРИЙ МАДЕРА

ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ: АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА

ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА: КСЕНИЯ ЖУРАВЛЕВА

В РОЛЯХ: АЛЕКСАНДРА БОСТОН/НИЕЛЕ МЕЙЛУТЕ, ИГОРЬ ГРАБУЗОВ, ЮЛИЯ ГРИШАЕВА, АННА КОЧЕТКОВА/НИЕЛЕ МЕЙЛУТЕ, ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ/ЛЕОН СЛОВИЦКИЙ, ЛИДИЯ МАРКОВСКИХ, АЛЕКСАНДР ХУДЯКОВ

ТРАГИКОМЕДИЯ I ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 3 ЧАСА С ОДНИМ АНТРАКТОМ I 16+

АРТ-ЖУРНАЛ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ

"Спектакль аккумулирует проблемы одиночества и подлинности жизни в мире людей, одержимых понятием нормальности. Определить, что такое норма, создатели спектакля предлагают самому зрителю..."

"Все происходящее - условный белый лист, на который в течение ближайших трех часов будет записана история условного Чарли Гордона. И каждый ее вариант, как и каждый спектакль, - уникален!"

"Эффект Чарли Гордона" нужно показывать подросткам, так как он рассказывает о том, что нужно быть терпимее к людям, которые отличаются от тебя, помогать тем, кто слабее. И, несмотря на то, какой у тебя IQ, оставаться человеком..."

Трагикомедия по мотивам романа Дэниела Киза "Цветы для Элджернона". 14 лет формировался роман, он менялся вслед за тем, как менялись события жизни Киза, желавшего стать писателем, но волею родителей отправленный на медицинские курсы (в 1957 году Киз преподавал английский язык в школе для детей с ограниченными интеллектуальными способностями,один из учеников спросил у него, сможет ли он перевестись в обычную школу, если будет старательно заниматься и станет умным. Этот ученик и станет в конечном счете прообразом центрального героя романа - Чарли Гордона).

Роман потрясает читателя своей глубиной и темами, затронутыми на страницах книги (экзистенциальными смыслами пропитана каждая строчка произведения), возможно, именно поэтому так тяжело дается эта книга экранизаторам и режиссерам. По моему мнению, три фильма, вышедшие на экраны, даже ни на йоту не передали весь трагизм жизненной ситуации Чарли Гордона. Такой же провал постиг постановку Александринского театра.

А вот у Такого театра получилось. Они не просто не потеряли смысл истории Чарли, так старательно описанный Кизом, они его дополнили. Это не просто лучшее из поставленного по книге, это по праву может считаться прорывом в театральном мире в 2015 году.
Я всем советую сходить

П Е Р Е Й Т И

"ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ"

Стерильное пространство операционной. Слишком яркий, бьющий в глаза свет. Громкие пульсирующе-тикающие звуки. В центре - длинный узкий стол, за которым сидят актеры. Позади - огромная белая стена, служащая время от времени экраном. Зрители спешно, суетясь и толкаясь, занимают места. Лица артистов не выражают ничего. Они еще не в образах, но уже во власти тотального абстрагирования и отстранения: вроде бы пристально смотрят, следят за нашими действиями, а вроде и нет. Единственное существо, что общается с публикой, отсчитывает количество звонков, произносит знакомый текст про "отключите телефоны", - Элджернон (Анна Кочеткова). Сначала слышишь голос - механический, холодный. Только потом замечаешь живую Элджи. Белое существо с глазами, подведенными фиолетовыми тенями, сидит в глубине сцены: ей накладывают белый грим на лицо и руки, поправляют прическу. Весь процесс транслируется на экран. Таким образом, режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова уже во вступлении задают мотив открытой театральности - им нечего скрывать: потому что все происходящее - условный белый лист, на который в течение ближайших трех часов будет записана история условного Чарли Гордона. И каждый ее вариант, как и каждый спектакль, - уникален.

Идея, прямо скажем, не новая - понятная, элементарная, казалось бы, банальная. Но здесь она обретает свежесть - работает на текст. Рассказ об умственно отсталом мальчике, которому проводят операцию на мозге и который впоследствии становится гениальным ученым, создатели спектакля адаптируют к специфике сцены: помимо открыто театрального начала, здесь ставится вопрос о границах вверяемого образа, когда один актер исполняет несколько ролей; буквально - на экране - прописываются вопросы о значимости фигур режиссера и драматурга; постоянно фигурируют откровенно театральные приемы и трюки. Никаких мышиных лабиринтов, клеток и прочей лабораторной чепухи, которая в избытке дана в романе. Интеллектуальное соперничество Чарли с мышью решено посредством детских игр: они на скорость хватают палочки, пытаются синхронно пронести полный стакан с водой так, чтобы не пролить ни капли, и т. д.

Более того, не меняя места и времени действия (Америка, конец 50-х), Сергеев и Светлова находят связи с сегодняшней общественно-политической ситуацией в России. Сохранив фабулу, основной событийный костяк, они придают "Цветам…" иную форму. Это не буквальное следование тексту - это фантазия на тему. Не буйная и бурная - ограниченная логикой автора книги. Перед нами не история "про мышей и людей" - данный аспект снят: мы уже давно все - мыши, а крыса Элджи, принявший теперь человеческий облик, - главный распорядитель, ведущий ток-шоу "Мышиный взгляд".

"Эффект Чарли Гордона" - скорее, история о взаимодействии человека с собой, собственной природой, желании стать другим, прожить не одну жизнь - несколько. И в то же время не утратить, на раздробить себя - сохранить цельность натуры. Это история о том, что есть сегодня "норма", какова она и каковы ее границы? И здесь имеются в виду также нормы общественного поведения, критерии "нормального" и "ненормального" в политике, религии, искусстве.
В результате спектакль обретает сложную разветвленную сюжетную структуру со множеством отсылок, цитат и мотивов. Его строение начинает напоминать те самые чернильные пятна, что предъявляет врач-психиатр Чарли Гордону, желая протестировать мальчика: каждый зритель видит и считывает свое. Кто-то смотрит на специфическую адаптацию текста Дэниела Киза, кто-то следит за метаморфозами актеров, а кто-то смеется над вставными номерами, пародирующими всевозможные, бесконечно помноженные на пустоту «ток-шоу». И все же, несмотря на хитрое строение, главной остается история Чарли.

Александр Худяков с его открытым лицом, наивным взглядом, полублаженной улыбкой - трогателен и беззащитен. Ему веришь с первой секунды. Неторопливые угловатые движения, путаные речи, перемежающиеся внезапными длительными паузами, готовность в любой момент сорваться и не закричать - замолчать окончательно - создают убедительный, вполне "кизовский" образ. Другое дело, что данный - в первую очередь, посредством языка - в романе Киза процесс прогресса и регресса героя не смотрится в спектакле именно как "процесс". Это, скорее, актерское блуждание от точки к точке: здесь я играю Чарли-дурака, а здесь - Чарли-умника. Самое ценное - переходы, перерождения, изменения во всей их полноте и протяженности - отсутствует. Исключения составляют монолог в первом акте и финал спектакля. В конце, уже без слов, не произнося ни звука, герой, давно констатировав собственный регресс, бежит по кругу в стремлении догнать себя прежнего, умного, гениального, со всеми мыслями и идеями, появившимися друзьями, воспоминаниями о родных. Сцена погони за стремительно утрачиваемым "я" напоминает эпизод из балета Джона Ноймайера "Смерть в Венеции", когда престарелый Ашенбах бежит не то за собой молодым, не то за удаляющимся юным Тадзио. В обоих случаях есть в этих толчках и рывках, скольжениях и падениях артистов родственные друг другу отчаяние и страх.
Интересно и решение образа Элджи. Анна Кочеткова играет одновременно и чудовище, и запуганное, временами обиженное существо. Но даже в те моменты, когда она предельно жестока (эпизод с расстрелом участников ток-шоу), Элджернон не утрачивает обаяния. Страшные вещи вершатся легко, точно понарошку, в шутку, а зрителям - и смешно, и горестно, и страшно. Трагикомедия - все, как указано в программке.

Мир, созданный Игорем Сергеевым и Варей Светловой, - мир сумасшедших и больных. У каждого свои заскоки и "тараканы": мать Чарли Роза (Юлия Гришаева) "повернута" на мытье полов, стирке и чистке овощей-фруктов; художница Фэй Лилман (Ниеле Мейлуте) - алкоголичка; Алиса Кинниан (Лидия Марковских) до болезненности любит порядок и "вещи по полочкам"; Профессор Немур (Игорь Грабузов) - в прошлом псих, и т. д. Чарли в этом списке умалишенных вполне себе на месте. Вернее не так: он гораздо лучше и чище. Он - белый лист, на котором эти странные, с исковерканным сознанием и судьбой люди пишут и рисуют. Но как ни старались бы другие запечатлеть в нем себя, ничего не выходит. Он по-прежнему светел. Умирая, Чарли достигает абсолютного нуля. Tabula rasa.

П Е Р Е Й Т И

АРТ-ЖУРНАЛ "ОКОЛО"

Такой театр и Лаборатория драматического искусства представили премьеру - спектакль "Эффект Чарли Гордона" по мотивам романа Дэниела Киза "Цветы для Элджернона" - на сцене сцене Литературно-мемориального музея имени Достоевского. Режиссеры - Игорь Сергеев и Варя Светлова.

Когда смотришь спектакль "Эффект Чарли Гордона" почему-то из подсознания выплывает фраза, авторство которой приписывают господину Фрейду: "Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами". Окружение Чарли Гордона (по сюжету слабоумного молодого человека, которому делают экспериментальную операцию по увеличению интеллекта) - доктора-роботы, учительница-невротик, мать-отец - бездушные слепцы, сестра-ехидна, официант-идиот, соседка-наркоманка. Каждому персонажу в спектакле можно приписать "диагноз" психологического расстройства или моральной неполноценности. Этот мир "умных" людей, как думает Чарли, мечтающий тоже стать умным, режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова конструируют при помощи ярких красок и быстрых ритмов: актеры вытанцовывают свои роли как куклы-марионетки, ведомые безумным Шляпником, играют шаржировано, кинематографично. Рубленые фразы произносятся механистически, с той скоростью, при которой слова начинают терять свои смыслы. Зритель словно смотрит на все происходящее глазами самого Чарли, чье светлое лицо - единственное лицо среди "масок" - с ясными глазами, наивной нежной улыбкой противопоставлено хаосу и безумию жизни.

У Александра Худякова непростая, закольцованная роль: из слабоумного мальчика нужно постепенно переродиться в гения и вновь, ввиду неудачного научного эксперимента, умственно деградировать, словом, сыграть сложный и не вполне реалистичный характер. Замедленная, но осмысленная, речь, нервное перебирание пальчиками - руки словно живут своей жизнью, и удивительно спокойное лицо - таким предстает герой в начале. Люди в белых халатах мучают его "психоваными испытаниями" - всевозможными психологическими и интеллектуальными тестами, заставляют соревноваться умственными способностями с мышью, которая уже перенесла операцию по увеличению интеллекта.
Все действие происходит в вакуумном лабораторном пространстве, где кроме длинного стеклянного стола и белого экрана больше ничего нет. Многие мизансцены построены фронтально, так что персонажи, ведущие диалог друг с другом одновременно обращены лицом к зрителю - так возникает кинематографический крупный план, и актеры мастерски его выдерживают. Процесс превращения Чарли в гения решен метафорично: после каждого успеха герой танцует со стаканом воды, стараясь синхронно повторить движения мыши Элджернона, и не расплескать воду.

Элджернон - проводник спектакля - комментатор, видеооператор и непосредственно герой – интересная актерская работа Анны Кочетковой, стилистически родственная ее Люсе Смирновой из мюзикла "Ленька Пантелеев" (ТЮЗ). Любопытно, что почти все участники спектакля, а это Игорь Грабузов, Юлия Гришаева, Анна Кочеткова, Владимир Кузнецов, Лидия Марковских, Ниёле Мейлуте, Александр Худяков - актеры разных школ и из разных эстетически удаленных друг от друга петербургских театров впервые собрались вместе и сложили общий паззл. Про каждого необходимо рассказывать отдельно, но формат не позволяет, поскольку значение этих актерских индивидуальностей для "Эффекта Чарли Гордона" велико. И подчас даже кажется, что самого драматургического материала и сцены-места-времени-пространства, несмотря на трехчасовую продолжительность спектакля, маловато для них для всех. Отчего некоторые эпизоды спектакля кажутся весьма интересными по себе, но несколько инородными "звеньями".

Спектакль аккумулирует проблемы одиночества и подлинности жизни в мире людей, одержимых понятием нормальности. Слово "нормальность" происходит от "нормы" - кстати Нормой зовут сестру Чарли. Определить, что такое норма, создатели спектакля предлагают самому зрителю. В формате теле-шоу Элджернон расстреливает из оглушающего бутафорского пистолета не соответствующих общепринятым представлениям о жизни, сидящих вдоль стен "младенцев". Последнего из них убьет зритель, самостоятельно сделавший выбор в пользу нормы. Не находится в этом "нормальном" мире "умных" людей места и для Чарли Гордона, чье ясное лицо в финале спектакля смотрит с экрана в зрительный зал.

Со временем из "Эффекта Чарли Гордона" уйдут небольшие шероховатости и театральная избыточность. Но уже сейчас ясно - эксперимент молодых режиссеров Такого театра, нашедших и соединивших блистательную актерскую семерку, в отличие от эксперимента профессора Немура, по-настоящему удачен!

Аскетичность оформления (все действие происходит в практически пустом пространстве сцены, на ней кроме длинного стеклянного стола, нескольких стульев и белой кубической стены, служащий одновременно экраном, нет ничего) с лихвой компенсируется мощнейшей энергией, идущей от актеров. Трехчасовой сюжет, основанный на произведении Дэниела Киза "Цветы для Элджернона", ни на минуту не отпускает внимания зрителя, хотя экшена, как такового нет - развитие событий достаточно плавное.

Взятый за основу сюжет о молодом человеке Чарли Гордоне, страдающем умственной отсталостью, усилиями режиссеров Вари Светлова и Игоря Сергеев обретает иную форму. Оставив героев все в той же Америке 50-х, режиссеры привносят в действие современные реалии. И зритель видит неугасающую историю о жизни и борьбе человека с самим собой, становится соучастником размышлений на тему "Что есть норма", одновременно ставя под сомнение устоявшиеся понятия.
Сюжет романа Киза обретает многогранность, на сцене появляется множество разноплановых героев, но всех их играют всего лишь семеро актеров. Колоссальное перевоплощение не может не подкупать и зритель верит абсолютно каждому персонажу. Но все же центральный герой - Чарли Гордон и его история красной нитью проходит через сюжет. Этот человек с крайне низким интеллектуальным уровнем решается на операцию, которая дарует ему ум. Эксперимент проходит успешно, Чарли обретает способность мыслить, но тут и разворачивается основная драма его жизни - готов ли он к таким изменениям, действительно ли это было его заветным желанием…

Александр Худяков, играющий Чарли Гордона очень точно попадает в героя Дэниела Киза. Беззащитный и трогательный он с первых минут завоевывает симпатию зрителя. Вместе со своим единственным другом мышью Элджерноном, перенесшим такую операцию по увеличению интеллекта, он проживает перед залом свою жизнь - честно и без прикрас. В его окружении люди, которые по законам общества считаются нормальными, но действие вскрывает тот факт, что это понятие весьма условно и обманчиво. И где та грань, а главное - кто тот судья, определяющий понятие нормы - вот главный вопрос, экспериментально решаемый на сцене командой молодых актеров.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ побывали на спектакле и задали несколько вопросов исполнителю главной роли Чарли Гордона Александру Худякову.

НН: Формат спектакля хоть и не новый, но достаточно редкий. Насколько комфортно играть актеру в таком плотном контакте со зрителем, когда в маленьком зале присутствующие практически становятся участниками действия?

А.Х.: На самом деле даже комфортней, чем в большом зале. Здесь все намного честнее, ближе, все по настоящему. Ты видишь глаза зрителя и чувствуешь зрителя намного тоньше.

НН: По вашему мнению, спрос на такой формат спектакля большой?

А.Х.: Мне кажется да, может даже больше, чем на обычный. Во всяком случае, залы у нас всегда полные.

НН: По реакции зрителя как бы Вы определили: кому больше симпатизируют - Чарли до операции или Чарли, приобретшему интеллект?

А.Х.: Конечно, Чарли до операции! Он чистый, добрый, неподдельный. Ему симпатизируют гораздо больше, мне хочется в это верить.

НН: Ваше личное мнение, как актера, который играет этого героя - стоило ли Чарли выходить из зоны комфорта и соглашаться на операцию?

А.Х.: Конечно, нужно было выйти. Здесь вопрос в другом - получится что-то из этого или нет. Но выйти в любом случае надо, надо пробовать, надо делать, ведь в жизни может произойти всякое. Это вопрос мотивации и те, кто ее имеют всегда стараются покинуть зону комфорта, чтобы посмотреть что из этого выйдет.

"ТЕАТРАЛ"

И вновь в Музее Достоевского был аншлаг - 19 февраля Такой театр представил премьеру своего спектакля "Эффект Чарли Гордона", основанного на бестселлере Дэниела Киза "Цветы для Элджернона".

Здорово, что в городе есть такие необычные площадки для театральных экспериментов. И каждый выбирает для себя сам, что ему ближе: красивые, но бездушные театры - дворцы, или камерные залы, в которых рождается иное, андеграундное искусство, для ограниченного круга зрителей.
Сразу хочется сказать, что перед походом на спектакль лучше прочесть книгу - в ней более подробно описаны особенности эксперимента над главным героем, Чарли Гордоном, парнем с задержкой в развитии. Из романа мы узнаем, что в прошлом остались старые добрые методы психиатрии: лоботомия и шоковая терапия. Наука идет вперед, и теперь можно "сделать" глупого человека умным, увеличив мозг.
Но это не все, чего хочет Чарли: он мечтает иметь друзей, которые любили бы его, и чтобы маме не нужно было больше запирать его в подвале, когда придут гости. Дэниел Кизи поднял в своей потрясающей книге важную социальную проблему. Общество навязывает определенные стандарты: ты должен быть общительным, успешным, амбициозным и добиваться чего-то. "Ненормальным" быть стыдно, и в этом ключе насмешкой выглядит имя сестры Чарли, Нормы. Она оправдала ожидания своих родителей, ведь сразу смогла отличить гуся от коровы, и научилась рассказывать стишок про мышонка.

Впрочем, жизнь покажет, что лучше быть "глупым", как Чарли, чем эмоциональными калеками, как его родные и близкие. Оказалось, что высокий интеллект не приносит счастья, и гораздо важнее находить общий язык с людьми, уметь любить и не предавать тех, кто тебе доверяет. Все это главный герой поймет впоследствии, а узнав, что эксперимент был неудачным, будет мечтать лишь о том, чтобы не разучиться читать и писать.
На бэкстэйдже то и дело возникали различные фразы. К примеру, "Не кажется ли вам, что в современном театре зачастую формой подменяют содержание?". К счастью, в спектакле Такого театра форма и содержание существует в гармонии, благодаря вниманию к деталям и отличной режиссуре Игоря Сергеева и Вари Светловой. Их имена пока не на слуху, но вполне возможно, что скоро это изменится: "Эффект Чарли Гордона" - отличное начало их творческой карьеры. Стоит сказать несколько слов и об актерском составе спектакля: так, начинающий актер Александр Худяков был эмоционален и искренен в роли Чарли Гордона. Роль матери Чарли и медсестры Хильды сыграла Юлия Гришаева, актриса НДТ Л.Б. Эренбурга – забавная и харизматичная.

"У Такого театра получилось. Они не просто не потеряли смысл истории Чарли, так старательно описанный Кизом, они его дополнили. Это не просто лучшее из поставленного по книге, это по праву может считаться прорывом в театральном мире в 2015 году. Я всем советую сходить!"

Понравилось? Лайкни нас на Facebook