Теория биохимической эволюции. Духовный прообраз живых систем Духовный прообраз живых систем

За тысячелетия до того, как начались первые «разборки» за патент на изобретения, люди занимались своеобразным плагиатом. В наше время изобретения и открытия делят на 89 классов, охватывающих все области техники и производства. А в «патентной библиотеке» природы есть «изобретения», относящиеся ко всем из них.

Учиться у природы

Человек научился всему что имеет, позаимствовав у природы множество оригинальных и необычных идей. Она создала свои творения с максимальной эффективностью. Их отличают безупречная точность и экономия ресурсов. По принципу работы крыльев насекомых созданы ветряные мельницы. Наблюдая, как паук плетет паутину, человек научился делать сети. А жители островов Тробриан до сих пор используют паутину гигантских лесных пауков как рыболовную снасть.

Люди переняли у животных такой прием охоты, как засада. Самый знаменитый хищник земной флоры – венерина мухоловка подсказала идею капкана. Греческие амфоры изготавливались в форме яйца, а первые тараны точно воспроизводили бараньи лбы. Рыба-прилипала дала идею изобретения клея. Первая бумага изготовлена китайцами из туевого дерева в ходе наблюдения за стенными осами. Они разжевывали дерево, перерабатывая его в материал для строительства своих гнезд.

Многие животные наделены природой удивительными способностями и возможностями. Изучение их уникальных свойств позволило научно-техническому прогрессу в ХХ веке сделать резкий рывок вперед. Организмы этих животных послужили образцами для высокоточных приборов, аппаратов и технологий. Заимствование и использование человеком в своих целях изобретений природы, ее идей получило название бионики.

Продолжение давних традиций

Бионика – это сознательное имитирование мудрых законов природы. За основу вентиляции высотных домов взят принцип работы этих систем в термитниках. Они послужили моделью для торгового центра «Истгейт» в Зимбабве. В нем прохладно даже в сорокаградусную жару. Слюнная железа клопа стала основой конструкции двигателей внутреннего сгорания. Только ее детали из хитина увеличили во много раз и заменили на металлические.

Репейник и застежка-«липучка» действуют по одному принципу

На создание акваланга Жак-Ива Кусто подтолкнуло наблюдение за жучком, тянувшим за собой в воду пузырек воздуха. На основе действия колючек репейника созданы липучки на куртках, обуви и многих других изделиях. Наблюдения за шимпанзе позволили выявить ряд лекарственных растений и применить их для лечения людей. Наши двухфокусные очки копируют принцип действия глаз четырехглазой рыбы. Ведь дальнозоркую верхнюю часть глаза эта рыба использует для наблюдения в воздухе, а нижнюю, близорукую – в воде.


Устройство уха тюленя подсказало идею изобретения гидрофона. Изучение быстроходных рыб послужило толчком к борьбе с турбулентностью воды при движении морских и речных судов и повысило их скорость. Не остался без внимания и способ реактивного передвижения кальмаров − на кораблях появились копирующие это явление механические водометы. Часто спасающий моряков автоматический предсказатель непогоды сделан на основе «инфрауха» медуз. Оказалось, что эхолокаторы летучих мышей имеют голографическую картинку, объемное изображение!

Благодаря исследованиям листьев лотоса создали самоочищающиеся покрытия. На основе принципа устройства оболочек голотурий (морских огурцов) созданы биомедицинские препараты. Медицинские шприцы копируют укус пчелы или осы. Жук-бомбардир подал идею бинарного оружия: два безвредных в отдельности химических соединения при реакции дают боевое отравляющее вещество. Изучение зубов животных привело к созданию самозатачивающихся инструментов. По подсказке природы сделаны парашюты и дельтапланы. Стрекозы дали идею вертолета.

Исследовались присоски гекконов и древесных лягушек, позволяющие им бегать по вертикальным поверхностям. Разлагающийся со временем изоляционный и упаковочный материал создан на основе принципа природной переработки отходов при помощи грибов вешенок. В фильтрах очистки воды собираются использовать белок аквапарин, содержащийся в мембранах клеток. Даже американский марсоход копирует механизм действия речных раков, способных пятиться назад.

Подарки гремучей змеи и лягушки

Змея наделена удивительным органом, при помощи которого видит тепловые (инфракрасные) лучи. Две ямки на голове дают ей потрясающую зоркость ночью. Змея способна увидеть на расстоянии 200 метров выползающую из норки полевую мышь и поймать ее. Разглядывая своеобразный портрет теплокровного животного, она улавливает разницу в тысячную долю градуса! Эта способность змеи была использована людьми при создании медицинских аппаратов и приборов ночного видения. Повысив точность «змеиного метода» до одной десятитысячной доли градуса, ученые создали потрясающую тепловизорную диагностику. На обработанных компьютером снимках сверхчувствительной аппаратуры видно все, что находится в недрах земли на несколько километров. Можно диагностировать здания и сооружения. Под домами, мостами, дорогами, трубопроводами четко видны разломы земной коры, карстовые пустоты и потоки грунтовых вод. Зная о них раньше, строители обошли бы стороной эти гиблые для сооружений места, и не было бы «загадочных» обрушений зданий.

Обыкновенная лягушка виртуозно ловит языком комаров и мошек. Исследования показали, что она имеет особую «систему оповещения», которая позволяет ей получать раздельную информацию о форме насекомого, расстоянии до него и четкости изображения. Лягушка быстро и точно определяет положение летящей мошки в пространстве. Молниеносно вылетает язык − и добыча оказывается в желудке. Лягушачий принцип раздельного видения изображения в 1970-х годах применили в электронных машинах для чтения рукописных текстов. Один узел «мозга» машины следил за формой знаков, второй – за их контрастностью. Этот же принцип лежит в основе работы современных сканеров.

Лягушка озёрная ( L.) ловит добычу

Муха впереди

Так нелюбимая нами муха дала плагиаторам от науки две идеи для подражания. На основе принципа работы ее органов – жужжальцев, назначение которых исследователи не могли понять несколько десятилетий, инженеры изготовили важнейший прибор – вибрационный гироскоп. Он высокочувствительно и мгновенно фиксирует любые изменения положения сверхзвуковых самолетов в пространстве и стал незаменимым в авиации.

Другую идею подсказали фасеточные глаза мухи, состоящие из особого сетчатого экрана. Их строение позволяет насекомому видеть не одно, а множество изображений какого-либо предмета. При движении наблюдаемый объект переходит из одного изображения в другое, что позволяет с большой точностью определить скорость его передвижения. Биологи изучили принцип устройства глаза мухи, а инженеры создали новый прибор. Его так и назвали − «Глаз мухи». С его помощью в навигационных службах и аэропортах определяют скорость полета современных авиалайнеров.

Самка слепня Tabanus lineola

Неудачи изобретателей

Сделанные человеком самые совершенные механизмы часто не могут сравниться с биологическими чудо-приборами живых существ. Многие их достижения все еще остаются для человека далекой мечтой. Ученые только пытаются «копировать» природные наноструктуры и использовать их в качестве оптических волноводов и светоотделителей. Паутина послужила прототипом кевлара – пуленепробиваемой «кожи». Наука и инженерная мысль так и не смогла скопировать и угнаться за даром сверхчувствительности «живых приборов», способных предсказывать погоду и катаклизмы.

Как известно, никто не в состоянии предсказать время одного из величайших бедствий – землетрясения. Однако некоторые рыбы-малютки чутко реагируют на сейсмические процессы. За 5-7 часов до землетрясения они начинают бешено метаться по аквариуму. В сейсмоопасных районах Земли они спасли тысячи жизней. Многие животные обладают даром предсказания долгосрочного прогноза погоды, на недели и месяцы вперед. Они «знают», каким будет паводок и места, которые попадут в зону затопления, будет лето сухим или дождливым, какие морозы ожидать зимой. Наблюдение за ними позволяет избежать многих бед и несчастий. Обычные золотые рыбки точнее лучших химических приборов определяют загрязнения в воде. Они замечают наличие ядовитых веществ даже в разбавленных в 10 раз, очищенных сточных водах. Исследование морфологических особенностей живых организмов дает ученым все новые идеи для технического конструирования. Действительно, тайники природы неисчерпаемы.

Сущность этой теории состоит в том, что биологической эволюции - т.е. появлению, развитию и усложнению различных форм живых организмов, предшествовала химическая эволюция - длительный период в истории Земли, связанный с появлением, усложнением и совершенствованием взаимодействия между элементарными единицами, «кирпичиками», из которых состоит все живое - органическими молекулами.

По мнению большинства ученых (в первую очередь астрономов и геологов), Земля сформировалась как небесное тело около 5 млрд лет назад путем конденсации частиц вращавшегося вокруг Солнца газопылевого облака.
В этот период Земля представляла собой раскаленный шар, температура поверхности которого достигала 4000-8000°С.
Постепенно, за счет излучения тепловой энергии в космическое пространство, Земля начинает остывать. Около 4 млрд лет назад Земля остывает настолько, что на ее поверхности формируется твердая кора; одновременно из ее недр вырываются легкие, газообразные вещества, поднимающиеся вверх и формирующие первичную атмосферу. По составу первичная атмосфера существенно отличалась от современной. Свободный кислород в атмосфере древней Земли отсутствовал, а в ее состав входили водород (Н 2), метан (СН 4), аммиак (NH 3), пары воды (Н 2 О), азот (N 2), окись и двуокись углерода (СО и С0 2).
Отсутствие в атмосфере первичной Земли свободного кислорода является важной предпосылкой возникновения жизни, поскольку кислород легко окисляет и тем самым разрушает органические соединения. Поэтому при наличии в атмосфере свободного кислорода накопление на древней Земле значительного количества органических веществ было бы невозможно.
Когда температура первичной атмосферы достигает 100°С, в ней начинается синтез простых органических молекул, таких, как аминокислоты, нуклеотиды, жирные кислоты, пр остые сахара, многоатомные спирты, органические кислоты и др. Энергию для синтеза поставляют грозовые разряды, вулканическая деятельность, жесткое космическое излучение и, наконец, ультрафиолетовое излучение Солнца, от которого Земля еще не защищена озоновым экраном, причем именно ультрафиолетовое излучение ученые считают основным источником энергии для абиогенного (т.е. проходящего без участия живых организмов) синтеза органических веществ.

При температуре первичной атмосферы ниже 100°С формируется первичный океан, начинается синтез простых органических молекул, а затем и сложных биополимеров. Прообразами живых организмов являются коацерватные капли, появившиеся в первичном океане и сформировавшими органический бульон. Коацерватные капли обладают некоторым подобием обмена веществ:

  • могут избирательно впитывать из раствора некоторые вещества и выделять в окружающую среду продукты их распада и расти;
  • по достижении определенного размера начинают «размножаться», отпочковывая маленькие капельки, которые, в свою очередь, могут расти и «почковаться»;
  • в процессе перемешивания под действием волн и ветра могут покрываться оболочкой из липидов: одинарной, напоминающей мицеллы мыла (при однократном отрыве капли от поверхности воды, покрытой липидным слоем), либо двойной, напоминающей клеточную мембрану (при повторном падении капли, покрытой однослойной липидной мембраной, на липидную пленку, покрывающую поверхность водоема).

Процессы возникновения коацерватных капель, их роста и «почкования», а также «одевания» их мембраной из двойного липидного слоя легко моделируются в лабораторных условиях.

Таким образом процессы абиогенного синтеза органических молекул были воспроизв едены в модельных экспериментах.

В 1828 г. выдающийся немецкий химик Ф. Вёлер синтезировал органическое вещество - мочевину из неорганического - циановокислого аммония.

В 1953г. молодой американский исследователь, студент-дипломник Чикагского университета Стенли Миллер воспроизвел в стеклянной колбе с впаянными в нес электродами первичную атмосферу Земли, которая, по мнению ученых того времени, состояла из водорода метана СН 4 , аммиака NH 3 , и паров воды Н 2 0. Через эту газовую смесь С. Миллер в течение недели пропускал электрические разряды, имитирующие грозовые. По окончании эксперимента в колбе были обнаружены α-аминокислоты (глицин, аланин, аспарагин, глутамин), органические кислоты (янтарная, молочная, уксусная, гликоколовая), у-оксимасляная кислота и мочевина. При повторении опыта С. Миллеру удалось получить отдельные нуклеотиды и короткие полинуклеотидные цепочки из пяти-шести звеньев.

Дж. Оро при умеренном нагревании смеси водорода, углерода, азота, NH 3 , H 2 O получил аденин, а при взаимодействии аммиачного раствора мочевины с соединениями, возникающими из газов под влиянием электрических разрядов, - урацил.

Л. Орджел (1980-е г.) в сходных экспериментах синтезировал нуклеотидные цепи длиной в шесть мономерных единиц.

С. Акабюри получил полимеры простейших белков.

Абиогенный синтез органических молекул может происходить на Земле и в настоящее время (например, в процессе вулканической деятельности). При этом в вулканических выбросах можно обнаружить не только синильную кислоту HCN, являющуюся предшественником аминокислот и нуклеотидов, но и отдельные аминокислоты, нуклеотиды и даже такие сложные по строению органические вещества, как порфирины. Абиогенный синтез органических веществ возможен не только на Земле, но и в космическом пространстве. Простейшие аминокислоты обнаружены в составе метеоритов и комет.

Контрольно-измерительные материалы по теме «Возникновения и развитие жизни на Земле»

Дата____________ Фамилия, имя________________________ Класс________

Вариант 1

I .Дополните утверждения:

1. Согласно биохимической теории,жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся __________________и _________________законам;

2.Согласно теории абиогенеза _____________________________________________-

3. Согласно теории стационарного существования, жизнь___________________________

4. Первые живые организмы (пробионты),появившиеся на Земле, по способу дыхания были_______________________ и питания были ___________________.

5. С момента появления на Земле организмов-прокариот прошло ____________млрд. .лет

первых одноклеточных организмов-эукариот прошло___________ млн. лет

II

1. появления основных структур и процессов на ранних этапах возникновения и эволюции жизни на Земле.:

А. органические мономеры-полимеры-брожение-клетки-дыхание-фотосинтез

В. органические мономеры-полимеры-клетки--фотосинтез-дыхание

С. органические полимеры- мономеры-клетки-фотосинтез-брожение-дыхание

Д. органические мономеры-полимеры-клетки-дыхание-брожение-фотосинтез

В. кембрий, ордовик, силур, девон,карбон, пермь

С. ордовик, кембрий, силур,девон, карбон,пермь

Д. девон, карбон, ордовик, силур, пермь,кембрий

3. правильная геохронологическая последовательность периодов мезозоя:

А. юра,триас, мел

В. мел.юра. триас

С. триас. юра. мел

Д. мел.триас, юра

III .Отметьте верные высказывания «да» или « нет»:

1.Согласно коацерватной гипотезе, первые белковые структуры (протобионты) появились на Земле в результате самопроизвольного разделения водного раствора полимеров на капельки с высокой концентрацией веществ.

2.Основная причина совершенствования коацерватов до первичных живых существ-способность капель к самосборке и самовоспроизведению с нарастающей сложностью.

3.Началом биологической эволюции на Земле принято считать момент возникновения первых одноклеточных эукариотических организмов-растений, животных, грибов.

IV .Установи соответствие:

А) В 1947 г сформулировал теорию биопоэза.

Б) В 1929 г установил, что источник энергии для абиогенного синтеза служит ультрафиолетовое излучение

В) установил, что микроорганизмы образуются из спор переносимых по воздуху

Г) впервые дал определение "жизни»

Д) В 1861 году опытным путем доказал невозможность появление живого от неживого

Е)В 1924 г сформулировал коацерватную гипотезу.

1.Ф.Энгельс

3.Луи Пастер

4.А.Опарин

5.Дж.Холдейн

6.Дж.Бернал

V. Тест.

1.Кто из названных ученых окончательно опроверг теорию самозарождения организмов?

А. Дарвин В. Ламарк С. Пастер Д. Реди

2.Суть теории самозарождения заключается в том, что она поддерживает идею:

А. возникновения живых организмов из неживых

В. возникновения живого от живого

С. создание живого высшими силами

Д. занесение организмов из вне

3.Одним из важнейших этапов возникновения жизни можно считать:

А. появление аминокислот

В. появление углеводов

С. появление нуклеиновых кислот

Д. появление липидов

4.Какое свойство органических молекул позволило им стать «основой жизни»?

А. способность к разнообразным химическим реакциям

В. способность к самоорганизации и воспроизведению

С. сложность их строения

5.Источниками энергии для синтеза органических молекул на древней Земле могли быть:

А.видимый свет

В. ультрафиолетовое излучение

Д. все перечисленное

6.Древняя атмосфера Земли была, вероятно восстановительной, так как:

В. органические соединения не синтезировались в окисляющей среде

С. соединения органических веществ с кислородом неустойчивые

Д.все перечисленное

Контрольно-измерительные материалы по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Дата____________ Фамилия, имя________________________ Класс________

Вариант 2

I .Дополните утверждения:

1. Согласно теории панспермии. жизнь _____________________________________

2.Согласно теории биогенеза, _____________________________________________-

3. Организмы.появившиеся на Земле при истощении запаса абиогенных органических веществ, по способу дыхания ___________________________способу питания____________________

4.Появление на Земле процесса фотосинтеза привело к накоплению _________________

И обогащению ___________________ ______________

5. По современным представлениям возраст Земли составляет______________ млрд.лет

II .Установи правильную последовательность:

1.характерную для первичной атмосферы Земли:

А. азот-аммиак-метан-сероводород-пары воды

В. кислород-аммиак-сероводород-оксиды углерода-метан

С. кислород-аммиак-оксиды углерода-метан-азот

Д. аммиак-метан-сероводород-оксиды углерода-пары воды

2.правильная геохронологическая последовательность периодов палеозоя:

А. кембрий, силур, ордовик, пермь, карбон, девон

В. ордовик, кембрий, силур,девон, карбон,пермь

С. девон, карбон, ордовик, силур, пермь,кембрий

Д. кембрий, ордовик, силур, девон,карбон, пермь

3. правильная геохронологическая последовательность периодов мезозоя:

А. триас.юра. мел

В. юра, триас, мел

С. мел. юра. триас

Д. мел. триас, юра

III .Отметьте верные высказывания «да» или «нет»:

1.Согласно коацерватной гипотезе, коацерваты обладали свойствами живого потому, что они состояли из белковых молекул и избирательно поглощали вещества.

2.Гипотеза,постулированная А. И. Опариным и экспериментально проверенная С. Миллером, заключается в том, что первичный океан содержал высокие концентрации белков и нуклеиновых кислот

3.Накопление в атмосфере первичной Земли кислорода и появление озонового экрана привело к прекращению абиогенного синтеза органических веществ и защите первых организмов от ультрафиолетового излучения.

IV .Установи соответствие:

А. Господство покрытосеменных, расцвет насекомых, костистых рыб, птиц, плацентарных и сумчатых млекопитающих, появление приматов.

Б. Начало расцвета пресмыкающихся, появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб.

В. Возникновение первых прокариот-появление цианобактерий, железобактерий, сине-зеленых анаэробных автотрофных предшественников зеленых водорослей

Г. Расцвет бактерий, смена прокариот эукариотами; одноклеточность сменяется многоклеточностью, бурный расцвет водорослей и вымирание одноклеточных.

Д. Появление кистеперых рыб, выход позвоночных на сушу, появление стегацефалов, распространение на суше высших споровых растений.

Е. Формирование в результате оледенения современных покрытосеменных растений, вымирание мамонтов, саблезубых тигров. расцвет крупных копытных млекопитающих.историческое развитие человека.

Ж. Господство пресмыкающихся, появление археоптерикса, господство голосеменных растений.

З. Расцвет земноводных, появление летающих насекомых, пауков, скорпионов, расцвет папоротникообразных, появление семенных папоротников.

1.Архей

2.Протерозой

3.Палеозой

4.Мезозой

5.Кайнозой

V .Тест:

1.Убедительность опыта Луи Пастера заключалась в том, что:

А. он преградил путь «жизненной силе», запаяв колбу с питательной средой

В. стерилизовал питательную среду и доказал, что в ней нет микроорганизмов

С. доказал, что микроорганизмы могут быть занесены в питательную среду только вместе с внешним воздухом.

2.В смеси Миллера содержались аммиак и метан. Почему эти вещества были необходимы для опыта:

А. он хотел доказать, что эти вещества содержались в составе первичной атмосферы Земли

В. он хотел доказать невозможность зарождения жизни в первичной атмосфере Земли

С. он хотел доказать возможность синтеза органических соединений в условиях первичной атмосферы Земли.

Д. нет ответа

3.Какая реакция лежит в основе образования аммиака:

А. реакция углекислого газа с азотом

В. реакция воды с азотом

С. реакция водорода с азотом.

Д. реакция азота и кислорода

А. они могли поглощать одни вещества из внешней среды и выделять в нее другие

В.они были ограничены от водной среды подобием мембраны

С.они могли менять размеры

Д.по всем указанным причинам

5.Фотосинтез и окислительный метаболизм:

А. появились внезапно

В. были первой метаболической системой

С. подготовили базу для возникновения кислородного метаболизма

Д. все перечисленное

6.Если первичные формы жизни возникли 4 млрд. лет назад,то:

А. поверхность Земли могла быть слишком горячей, чтобы на ней существовали океаны

В. океаны были бы замерзшими

С. эти жизненные формы должны были бы синтезировать глюкозу из СО 2 и Н 2 О

Д. не было бы воды для того. чтобы поддерживать их рост

1.физические и химические законы

2.живое от неживого

3.сущетвовали всегда

4.анаэробы,гетеротрофы

5.3,5 млрд.лет и 2 млн.лет

1.занесены на планету извне

2. живое от живого

3.анаэробы, фототрофы

4. органических веществ и обогащению атмосферы кислородом

5.2-3 млрд. лет

3нет.(прокариотических организмов-пробионтов)

2.нет,(9молекулы органических веществ сформировались абиогенно и рачали вступать в физико-химическое взаимодействие.)

1-С;2-А;3-В;4-В;5-Д;

1-С;2-С;3-С;4-Д;5-С;:

Бакирова Рашида Шайкеновна, учитель биологии и химии

КГУ№7,г.Шахтинск,Карагандинская обл. Республика Казахстан

Биология

9 класс

ТЕСТ

Происхождение и развитие

органического мира

Вариант 1

1. Окончательно опроверг теорию самозарождения организмов

а) К. Линней

б) Аристотель

в) А. ван Левенгук

г) Л. Пастер

2. Согласно гипотезе А.И. Опарина,

а) жизнь на Земле существовала всегда

б) жизнь на Земле была занесена из космоса

в) первые предшественники организмов появились в результате химической эволюции

г) первые предшественники организмов появились в результате естественного отбора

3. Прообразами живых организмов были

а) вирусы

б) бактерии

в) одноклеточные водоросли

г) коацерваты

4. Кислород в атмосфере Земли возник благодаря

а) автотрофам

б) гетеротрофам

в) коацерватам

г) прокариотам

5. Как назывались первые наземные растения?

а) мхи

б) папоротники

г) риниофиты

6. В эпоху катархея произошло

а) появление первых наземных растений

б) образование «первичного бульона»

в) появление простейших

г) появление беспозвоночных

7. Расцвет рептилий произошел в

а) мезозое

б) кайнозое

в) протерозое

г) палеозое

8. Выберите три верных утверждения

а) первичная атмосфера не содержала кислород

б) первичная атмосфера содержала кислород

в) свободный кислород появился в результате деятельности гетеротрофов

г) в первичной атмосфере отсутствовал метан

д) в результате деятельности автотрофов в атмосфере появился кислород

е) в первичной атмосфере присутствовали водяные пары

9. Установите правильную последовательность развития жизни на Земле

А) одноклеточные водоросли

Б) коацерваты

В) бактерии

Г) насекомые

Д) кистеперые рыбы

10. Сторонники какой теории утверждали, что все живые организмы происходят исключительно из живой материи? _______________________________________________

11 . Какие органические вещества подвергаются брожению быстрее всех? ______________

Происхождение и развитие

органического мира

Вариант 2

1. В первичной атмосфере НЕ было

а) водорода

б) углекислого газа

в) аммиака

г) кислорода

2. Согласно гипотезе А.И. Опарина, главная роль в развитии жизни на Земле принадлежит

а) белкам

б) углеводам

в) липидам

г) аминокислотам

3. Первые живые организмы по способу питания были

а) автотрофами

б) гетеротрофами

в) прокариотами

г) эукариотами

4. Первые фотосинтезирующие организмы, вырабатывающие кислород, - это

а) коацерваты

б) зеленые водоросли

в) цианобактерии

г) амебы

5. Первые эукариотические клетки появились в

а) катархее

б) архее

в) протерозое

г) мезозое

6. В мезозойскую эру появилась (-ись)

а) многоклеточность

б) основные типы беспозвоночных

в) рептилии

г) млекопитающие

7. В настоящее время живые организмы появляются на Земле

а) только абиогенным путем

б) абиогенным и биогенным путями

в) только биогенным путем

г) благодаря самозарождению

8. Выберите три верных утверждения

а) первые живые существа появились 5000 млн лет назад

б) первые живые существа появились 4000 - 3500 млн лет назад

в) первыми живыми организмами были прокариоты

г) первыми живыми организмами были водоросли

д) первыми наземными растениями были риниофиты

е) первыми наземными животными были земноводные

9. Установите правильную последовательность эр развития органического мира на Земле

А) кайнозой

Б) палеозой

В) катархей

Г) протерозой

Д) архей

Е) мезозой

Ответ: __________________________

10. Сторонники какой теории утверждали, что все живые организмы способны самозарождаться из неживой материи? ____________________________________________

11 . Появление какого процесса жизнедеятельности организмов положило конец процессу зарождения жизни? ____________________________________________________________

Понравилось? Лайкни нас на Facebook