Своеобразие изображения жизни народа в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Изображение народа в поэме кому на руси жить хорошо

Изображение народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей холопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.

Своеобразие изображения жизни народа в поэме Н. А. Некрасова. «Я лиру посвятил народу своему», - эти слова из некрасовской «Элегии» давно стали хрестоматийными. Вершиной и итогом ос­мысления жизни народа в некрасовском творчестве, безусловно, является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В истории жизни отдельных героев - Матрены Тимофеевны, Ермила Гирина, бога­тыря Савелия - представлена история страны. Панорама народ­ных бедствий потрясает воображение. Даже топографические наи­менования говорят сами за себя. Мужики-правдоискатели собра­лись из таких деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожай ка тож.

Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы ра­зорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку Похож он…

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается…

Некрасов не идеализирует крестьянскую Русь. Многие годы «крепи», «холопства» сделали Русь «убогой» и «бессильной». Порочные стороны - пьянство, невежество, дикий быт - не затушеваны поэтом-гражданином. Особенно ущербными показа­ны бывшие дворовые, развращенные и отравленные рабством. Въевшееся в кровь, изменившее психологию холопство вызывает гнев и стыд:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда!

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Н. А. Некрасов не только говорит об образе жизни народа. Он рисует народ изнутри, показывая его душу, нравственность. Огром­ный потенциал русской нации основан на веками устоявшихся нрав­ственных законах. Таково народное представление о счастье: «по­кой, богатство, честь». «Покой» - внутреннюю гармонию - дает чистая совесть (примеры тому - покаяние Ермила Гирина, песни и легенды о «грехе»). « Богатство» - достаток - дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим. «Честь» - уважение, любовь, сострадание - проявляются в самых различных ситуациях в поэме.

Поэма сохраняет фольклорные традиции, народный язык. В народном творчестве, как в зеркале, отражается духовная жизнь нации, ее мысли, надежды. Связь поэмы с фольклором прояви­лась в сюжете, похожем вначале на сказку. Сказочна чудесная птичка, говорящая по-человечески, скатерть-самобранка, сделав­шая возможными поиски счастливого. Некрасов использует раз­личные приемы устного народного творчества: постоянные эпи­теты («сыра земля», «ветры буйные»), отрицательные сравнения («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачины, повторы, гиперболы.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» представ­ляет собой широкое полотно народной жизни, выявленной в це­лом ряде ярких, запоминающихся, достоверных сцен. В этих сце­нах - гнев и радость, печаль и жалость, они окрашены в тона беспо­щадно бичующей сатиры или легкого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» погружает нас в мир русской крестьянской жизни. Автор, видевший своей главной художественной задачей изображение «горькой народной доли», дает в поэме полную и многостороннюю картину русского крестьянства. Именно поэтому в «Кому на Руси жить хорошо» мы встречаем такое многообразие крестьянских типов, узнаем о мировоззрении, образе жизни, традициях, проблемах русского народа.
Надо сказать, что изображение крестьянства самым тесным образом связано у Некрасова с проблемой счастья. Именно для поисков счастливых семеро мужиков отправляются в свое путешествие по Руси, которое дает нам возможность с эпическим размахом познакомиться со всеми сторонами русской жизни.
Важно, что ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» складывается не сразу. Автор использует в своем произведении «принцип спирали», где на каждом «витке» появляется новый персонаж со своим пониманием счастья. Именно это представление и раскрывает героя – проявляет нам его характер и сущность.
Так, самим мужикам-правдоискателям кажется, что для счастья достаточно быть просто сытым: «Кабы нам только хлебушка По полупуду в день…» Однако вскоре они начинают понимать, что не хлебом единым жив человек. На сельской ярмарке перед ними предстают «народные» герои, у каждого из которых свое представление о счастье. Так, для многих персонажей главным в жизни являются здоровье и сила – физическая и моральная. Иначе – просто не выживешь, не вытянешь свою горькую лямку.
Об этом говорит, например, тощий дьячок, потерявший свое место. Он убежден, что человек счастлив «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а только в «благодушестве» и вере в Бога. Только это, по мнению героя, может укрепить и дать силы для земной жизни.
В противовес этому мнению высказывается другая героиня – старуха, у которой в огороде уродилось «реп до тысячи». В этом – счастье этой женщины, которая рада, что будет сыта, что матушка- земля позаботилась о ней и не оставила ее голодной.
Затем мы встречаем солдата, который счастлив тем, что был в двадцати сражениях, а не убит, был бит палками и измучен голодом, а не умер. Еще один герой – каменотес - убежден, что счастье его заключено в большой силе, ведь благодаря ей он добывает себе пропитание, кормит свою семью.
С появлением в поэме Якима Нагого в произведение входит представление о высших, нравственных, ценностях, несоизмеримых с материальными благами (вспомним, что семья Якима из горящей избы в первую очередь выносит иконы и «картиночки»).
На следующем «витке» в произведении появляется Ермила Гирин. С его «помощью» в поэме намечается образ народного заступника и появляется еще одно условие счастья - уважение народное:
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!
Старик Савелий «дополняет» этот образ: он народный мститель и богатырь. Свободолюбивый и гордый, этот человек способен бороться за свое счастье (убийство немца управляющего). Однако его сила не приносит ни позитивных результатов (каторга, несчастливая старость в доме сына, вина в смерти правнука), ни счастья герою. В итоге, под конец своей жизни, Савелий полностью погружается в веру в Бога, в чем и находит утешение. Слишком противоречива могучая личность этого персонажа, чтобы можно было считать его счастливым.
Матрена Тимофеевна находится на следующем «витке» - она своеобразный женский вариант «счастливого» со своим толкованием проблемы: «Не дело - между бабами счастливого искать».
Эта красивая умная женщина столько пережила и перестрадала, сколько не выдержит ни один мужчина. Она терпела унижения и побои в семье мужа, от властей, которые считали крепостную женщину не человеком, а бесправной скотиной. Матрена пережила страшный голод, потерю мужа-кормильца, утрату детей. Однако, несмотря на все невзгоды, эта героиня сохранила в себе силы – физические и нравственные. Возможно, именно поэтому в народе ее считают счастливой.
В финале поэмы появляется еще один герой, который, по мнению Некрасова, является бесспорным «счастливцем». Это «крестьянский сын» Гриша Добросклонов, который «лет пятнадцать... твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка». Данный персонаж готов отдать свою жизнь во имя торжества «честного дела», чтоб «землякам его и каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси».
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов представляет нам большой спектр крестьянских типов – он показывает мужчин и женщин разных возрастов, с разными характерами, разными взглядами на жизнь, разными проблемами. Вопрос о счастье, который задают всем им мужики-правдоискатели, раскрывает каждого из них, позволяет понять суть каждого характера.
Поэт показывает, что, несмотря на все различие и многообразие крестьянских типов, всех их объединяет одно – неустроенность жизни, забитость, нищета и бесправие.


Поэт поставил перед собой задачу понять и в пределах одного произведения запечатлеть крестьянскую Русь, русский народный характер во всей его многогранности, сложности и противоречивости. И жизнь народа в «Кому на Руси...» предстает во всем многообразии ее проявлений. Мы видим русского крестьянина в труде (речь Якима Нагого, косьба в «Последыше», рассказ Матрены) и борьбе (история Якима и Ермила, тяжба вахлаков, расправа с Фогелем), в минуты отдыха («Сельская ярмонка», «Пир») и разгула («Пьяная ночь»), в годину горя («Поп», рассказ Матрены) и минуты радости («До замужества», «Губернаторша», «Пир»), в семье («Крестьянка») и крестьянском коллективе («Последыш», «Пир»), во взаимоотношениях с помещиками («Помещик», «Последыш», «Савелий, богатырь святорусский», сказы в «Пире»), чиновниками («Демушка», рассказ о Ермиле) и купцами (история Якима, тяжба Ермила с Алтынниковым, драка Лавина с Ереминым).

Поэма дает яркое представление об экономическом положении пореформенного, «свободного» крестьянства (названия деревень и уездов, рассказы попа и «счастливцев», сюжетная ситуация главы «Последыш», песни «Веселая», «Соленая», «Голодная» и ряд деталей в главе «Пир») и юридических «переменах» в его жизни («...вместо барина / Драть будет волостной»).

Народный быт рисуется Некрасовым строго реалистически. Автор не закрывает глаз на отрицательные явления народной жизни. Он смело говорит о порожденных «крепью» и условиями жизни крестьянства темноте и неразвитости (неграмотность, вера в «бедокурные» приметы), грубости («Уж будто не колачивал?»), ругани, пьянстве («Пьяная ночь»), тунеядстве и холуйстве дворовых (лакей Переметьева, Ипат, дворовые в «Прологе» главы «Крестьянка»), грехе социального предательства (Глеб-староста, Егорка Шутов). Но теневые стороны народного быта и сознания не заслоняют в поэме главного, того, что составляет основу народной жизни, является определяющим для народного характера. Такой основой народной жизни в поэме Некрасова выступает труд.

Читая «Кому на Руси...», мы ощущаем величие трудового подвига русского крестьянства, этого «сеятеля и хранителя» русской земли. Мужик «до смерти работает», его «работе меры нет», с натуги от непомерного труда «трещит крестьянский пуп», «потуги лошадиные» несут односельчане Матрены, «труженицами вечными» предстают женщины-крестьянки. Трудом мужика весной одеваются зеленью злаков, а осенью раздеваются поля, и хотя труд этот не спасает от нищеты, крестьянин любит трудиться («Последыш»: косьба, участие в ней странников; рассказ Матрены). Русский мужик, в изображении Некрасова, умен, наблюдателен, любознателен («комедия с Петрушкою», «им дело до всего», «кто видывал, как слушает...», «он жадно ловит новости»), упорен в стремлении к поставленной цели («мужик, что бык...»), остер на язык (примеров множество!), добр и отзывчив (эпизоды с Вавилушкой, с Брмилом на ярмарке, помощь вахлаков Овсянникову, семье дьячка Добросклонова), обладает признательным сердцем (Матрена о губернаторше), чуток к красоте (Матрена; Яким и картиночки). Нравственные качества русского крестьянства Некрасов характеризует формулой: «золото, золото — сердце народное». Поэма раскрывает свойственную русскому крестьянству жажду справедливости, показывает пробуждение и рост его социального сознания, проявляющиеся в чувстве коллективизма и классовой солидарности (поддержка Ермила, ненависть к Последышу, избиение Шутова), в презрении к холуям и предателям (отношение к лакею князя Переметьева и Ипату, к рассказу о Глебе-старосте), в бунтарстве (бунт в Столбняках). Народная среда в целом рисуется в поэме как «почва добрая» для восприятия освободительных идей.

Народная масса, народ и является главным героем эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов не только нарисовал яркие портреты отдельных представителей народной среды. Новаторский характер замысла Некрасова проявился в том, что центральное место в произведении занимает коллективный образ русского крестьянства.

Исследователи неоднократно отмечали большую «плотность населения» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Кроме семи странников и главных героев в ней нарисованы десятки и сотни образов крестьян. Одни из них кратко охарактеризованы, в образах других подмечен лишь какой-то характерный штрих, третьи лишь названы. Одни из них присутствуют «на сцене», включены в действие, о других странники-правдоискатели и читатель узнают лишь из рассказов «сценических» персонажей. Наряду с индивидуальными, автор вводит в поэму и многочисленные групповые образы.

Постепенно, от главы к главе, поэма знакомит нас с различными вариантами народных судеб, различными типами характеров героев, с миром их чувств, их настроениями, понятиями, суждениями и идеалами. Разнообразие портретных зарисовок, речевых характеристик, обилие массовых сцен, их многоголосье, введение в текст народных песен, поговорок, присловий и прибауток — все подчинено единой цели создания образа крестьянской массы, постоянное присутствие которой ощущается при чтении каждой страницы «Кому на Руси жить хорошо».

На фоне этой крестьянской массы крупным планом выписаны автором эпопеи образы лучших представителей русского крестьянства. В каждом из них художественно запечатлены какие-либо стороны, грани народного характера и мировоззрения. Так, образ Якима раскрывает тему героического народного труда и пробуждения народного сознания, Савелий — воплощение богатырства и свободолюбия крестьянства, его бунтарских порывов, образ Ермила — свидетельство правдолюбия, нравственной красоты народа и высоты его идеалов и т. д. Но это общее раскрывается в неповторимой индивидуальности судьбы и характера каждого. Любой персонаж в «Кому на Руси...», будь то Матрена, «раскрывшая» странникам всю свою душу, или мелькнувший в толпе «желтоволосый, сгорбленный» крестьянин-белорус, реалистически точен, жизненно полнокровен, и в то же время каждый составляет какую-то микрочасть общего понятия «народ».

Все главы эпопеи объединены сквозным образом семи мужиков-правдоискателей. Эпический, обобщенно-условный характер этого образа придает всем изображаемым в ней реально-бытовым событиям особую значительность, а самому произведению — характер «философии народной жизни». Так, несколько абстрактное в «Прологе» понятие «народ» постепенно, по мере знакомства читателя со странниками, Якимом, Ермилом, Матреной, Савелием, многоликой и пестрой крестьянской массой, наполняется для него яркостью жизненных красок, конкретно-образным реалистическим содержанием.

В «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов хотел показать процесс пробуждения в народных массах самосознания, желание их осмыслить свое положение и найти пути выхода. Поэтому произведение автор построил так, что его народные герои странствуют, наблюдают, выслушивают и судят, притом, по мере расширения круга их наблюдений, их суждения становятся все более зрелыми и глубокими. Картины жизни в поэме преломлены через восприятие их мужиками-правдоискателями, то есть автор избирает эпический путь или способ изображения действительности.

Эпическая широта изображения жизни в «Кому на Руси жить хорошо» проявляется и в том, что наряду с крестьянством здесь представлены все общественные группы и классы России (попы, помещики, чиновники, купцы, буржуазные предприниматели, интеллигенция), притом в большом разнообразии типических индивидуальностей, переплетении их судеб, борьбе их интересов.

ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДА В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Довольно! Окончен с прошедшим расчет. Окончен расчет с господином! Собирается с силами русский народ И учится быть гражданином!

Н.А. Некрасов

Как пушкинский роман «Евгений Онегин», названный Белинским «энциклопедией русской жизни», так и поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» можно с полным основанием считать энциклопедией русской народной жизни середины прошлого века. Автор называл поэму «своим любимым детищем», а материал собирал для нее, как он сам выразился, «по словечку в течение двадцати лет». Необычайно широко охватывает она народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени и включает в себя сокровища народной речи.

В этом произведении отразилась современная поэту жизнь. В нем решились проблемы, волновавшие умы передовых людей: в каком направлении пойдет историческое развитие страны, какую роль суждено сыграть крестьянству в истории, каковы судьбы русского народа.

Некрасов создает целую галерею картин деревенской жизни, и в этом смысле поэма имеет нечто общее с тургеневскими «Записками охотника». Но, как реалист, бытописатель, Некрасов идет дальше Тургенева, показывая их с энциклопедической полнотой, вникая не только в мысли и настроения своих героев, но и в социальный, и в хозяйственный уклад их жизни.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году -- рассчитывай, в какой земле -- угадывай». Но нетрудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой крестьяне, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот момент голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила», звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не сгущает краски, показывая нищету, бедность нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Тер-пигорев, Пустопорожняя волость, Подтянутая губерния, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, -- с горечью восклицает поэт, -- дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Крестьяне -- люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие».

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным, бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким трудолюбив, он готов постоять за свои права, честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Тяжелая жизнь не убила в нем любовь к прекрасному. Во время пожара он спасает не деньги, а «кар-тиночки», потеряв за целый век накопленное богатство -- «целковых тридцать пять». Вот как говорит он о народе:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная -- Гневна, грозна, -- и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны и затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русских людях духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе «Савелий, богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крепостные бунты возникали стихийно, как ответ на жестокие притеснения помещиков и управляющих их имениями. Некрасов показывает трудный и сложный путь, которым шло нарастание бунтарских настроений и формирование сознания Савелия: от молчаливого терпения -- к пассивному сопротивлению, от пассивного сопротивления -- к открытому протесту и борьбе.

Савелий -- последовательный борец за народные интересы, несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью, остался духовно свободным человеком. «Клейменый, да не раб!» -- отвечает он людям, назвавшим его «клейменым». Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, ясное понимание непримиримости интересов помещиков и крестьян, мужественную способность к преодолению любых трудностей, физическую и нравственную силу, чувство собственного достоинства. Поэт видит в нем подлинного борца за народное дело.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие, как Савелий, Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающемся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

Рать подымается -- Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook