Общее представление об ощущении. Функции рецепции. Виды ощущений и возможность их классификации. Понятие и классификация ощущений Модальная классификация ощущений психология

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущения данного качества или модальности.
Принято различать пять внешних чувствительных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, кожную чувствительность. Фактически же их значительно больше (например, воздействия на кожу вызывают ощущения давления, боли, холода, тепла и др.).
Различные модальности ощущений сложились в процессе эволюции. Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, до сих пор существуют еще не достаточно изученные интермодальные (межмодальные) виды чувствительности. Такими являются, например, вибрационная и болевая чувствительность.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов:

1. Экстроцептивные , отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

2. Интроцептивные , имеющие рецепторы во внутренних органах и тканях тела и отра-жающие состояние внутренних органов.

3. Проприоцептивные , рецепторы кот. располагаются в мышцах и связках и дают ин-формацию о движении нашего тела и его положении.

2. Понятие о возрастном психологическом кризисе.

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.

Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Билет 15.

1. Закономерности ощущений.

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности . Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.



Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость : чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений . Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии . Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии .



2. Характеристика кризиса новорожденного. Период младенчества.

Процесс рождения ребенка – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, иной тип дыхания, смена питания. Приспособиться к этим новым чувствам и условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

1. Система пищевых рефлексов – при прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные тормозятся.

2. Закрытие глаз – действие яркого света (раздражитель); шлепок по переносице; хлопок руками возле головы ребенка.

3. Сгибание рук – поворот головы направо; разведение локтей в сторону.

4. Сжатие и разжимание пальцев рук – касание пальцами ладони руки.

5. Сжатие пальцев ног – нажатие пальцем на подошву ребенка.

6. Колено и стопа сгибаются – укол булавкой подошвы.

7. Попытки поднять голову – на живот.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы.

Билет 16.

1. Количественные и качественные изменения ощущений.

Общими для всех видов ощущений считаются количественные и качественные изменения ощущений. К количественным относят следующие виды изменений:

Анестезия - полная утрата какого-либо вида чувствительности - объясняется тем, что вследствие каких-то препятствий импульсы не достигают по своим проводникам соответствующих корковых зон. В зависимости от поражения анализатора различают болевую анестезию (аналгезию), температурную (терм анестезию), локализационную (топанестезию), суставно-мышечную (батианестезию) и др.

Потеря чувствительности (анестезия), как правило, распространяется на тактильную, болевую, температурную чувствительность и может захватывать как все виды чувствительности (тотальная анестезия), так и отдельные ее виды {парциальная анестезия). По механизмам возникновения выделяют: корешковую анестезию, при которой тотально нарушается чувствительность в зоне иннервации определенного заднего корешка спинного мозга;

сегментарную анестезию, при которой нарушения возникают в зоне иннервации определенного сегмента спинного мозга;

диссоциированную анестезию, при которой наблюдается отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохранении проприоцептивной. или наоборот.

Особо выделяют нарушения чувствительности вплоть до ее исчезновения при некоторых заболеваниях. В частности, описана лепрозная анестезия, возникающая в результате специфического поражения кожных рецепторов при лепре и характеризующаяся последовательным ослаблением и утратой температурной, затем болевой, а впоследствии и тактильной чувствительности при длительно сохраняющейся проприоцептивной чувствительности.

Хорошо известна истерическая анестезия, характеризующаяся функциональным исчезновением чувствительности у больных с диссоциативными (конверсионными) невротическими расстройствами при отсутствии органического поражения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы. В рамках истерической анестезии описаны нарушения болевой чувствительности по типу «чулок и перчаток». Они проявляются особым видом нарушения болевой чувствительности, при которой отмечаются четкие границы нарушений чувствительности, не соответствующие зонам иннервации определенных корешков или нервов.

Гипестезия - частичная утрата чувствительности, когда в связи с повышением порога возбудимости достаточно сильные раздражители вызывают лишь слабое ощущение.

Гиперестезия - повышение чувствительности в результате снижения порога возбудимости в коре большого мозга вследствие суммирования раздражении, вызванных патологическим процессом, и раздражении, наносимых во время исследования.

Одним из наиболее часто встречающихся в клинической практике феноменов является гиперестезия. Она входит в структуру астенического синдрома, являющего типичным и широко распространенным способом психического реагирования на заболевание. При этом гиперестезия захватывает, как правило, все сферы, но чаше отмечаются зрительная и акустическая гиперестезии.

Дизестезия -извращенное восприятие раздражении, например, касание к поверхности кожи вызывает болевые ощущения, тепловые раздражения - чувство жара или холода.

Гиперпатия - ощущение расплывчатых, плохо локализованных, неприятных раздражении, которое возникает через некоторое время после нанесения раздражения и длится после его прекращения. Гиперпатия наблюдается при изменениях в проводящих путях на любом уровне от концевых нервных аппаратов до коры большого мозга. В результате поражения филогенетически молодых, более ранимых систем, обладающих низким порогом восприятия, воспринимаются только сильные раздражители.

Полиэстезия - заключается в восприятии одного раздражения как нескольких.

Кроме гипо-, гиперанестезий, при которых нарушаются количественные показатели, выделяют качественные расстройства ощущений . например, синестезию - восприятие и ощущение раздражения не только на месте его нанесения, но и в какой-либо другой области.

Так, пациент может испытывать неприятные вкусовые ощущения при определенных зрительных раздражителях; иметь, например, цветовые ощущения при воздействии на него звуковых раздражений (музыки).

Другой разновидностью патологических изменений ощущений являются парестезии , которые проявляются неприятными ощущениями онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и др. Они могут возникать в различных частях тела, иметь тенденцию к перемещению. При этом больные становятся суетливыми, неусидчивыми, тревожными. У них отмечается повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с одеждой, постельным бельем. Могут иметь место вкусовые парестезии, хотя большинство из них затрагивает тактильную чувствительность.

Боль - это особо психофизиологическое состояние человека, возникающее в результате органических или функциональных расстройств организма. Боль несёт сигнальную функцию.

2. Кризис одного года. Период раннего детства.

Первый год жизни для малыша - один из самых насыщенных и сложных, ребенок проходит множество этапов развития, маленький комочек сначала учится переворачиваться с боку на бок, затем сидеть, ползать, ну и, наконец, ходить. Обилие информации и физической нагрузки - все, что приходится испытать в течение первого года жизни, не может не вызвать кризис.

Характерные черты кризиса первого года жизни

- гипертрофированная привязанность к маме. Малыши в период кризиса в буквальном смысле слова не дают маме прохода, основным желанием их является, чтобы мама была постоянно рядом, брала на руки и помогала дотягиваться до самых недоступных предметов и вещей. Многие отмечают, что малыш настолько требователен к присутствию мамы, что при выходе ее из комнаты буквально на минуту, начинают дико реветь и кричать.

- повышенная эмоциональная возбудимость, капризность. В период кризиса ребенок начинает плакать и кричать буквально по любому поводу, если что-то идет не так, как ему хочется. При этом на запретные действия родителей малыш обижается, выказывает свое недовольство, может проявлять агрессию.

- непослушание и упрямство. Наряду с изучением окружающей обстановки, малыши начинают изучать и свои родителей. Они начинают применять новые и новые формы поведения и отмечать то, как на это реагируют родители.

Билет 17.

1. Понятие о восприятие, свойства восприятия.

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условно-рефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность . Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

2. Кризис трех лет. Психологические особенности дошкольного возраста.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам -обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Особенности личности дошкольника

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".
Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый -наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещениекаких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Билет 18.

1. Классификация восприятия в зависимости от вида анализаторов, в зависимости от форм существующей материи.

Классификация восприятий по виду анализаторов представляет значительно большие трудности по сравнению с соответствующей классификацией ощущений.

Там эта классификация облегчалась тем, что физиологическую основу того или другого ощущения составляла деятельность строго определенного анализатора. Восприятия же являются более сложными, чем ощущения, психическими процессами и имеют в своей основе совместную деятельность нескольких анализаторов.

Поэтому только по преимущественной роли того или другого анализатора в данном процессе восприятия можно разделить восприятия на зрительные (например, у художников), слуховые (у композиторов, музыкантов, певцов), двигательные (у спортсменов, работников физического труда) и т. д. При этом надо помнить, что в осуществлении каждого из указанных восприятий принимают участие и другие анализаторы.

Большее теоретическое и практическое значение имеет классификация восприятий по видам отображения в них объектов окружающего мира. С этой точки зрения можно выделить среди восприятий следующие группы:

  1. Восприятие предметов окружающего мира, отображающее особенности их вещного, телесного бытия.
  2. Восприятие пространства, пространственных отношений между вещами.
  3. Восприятие времени, временных отношений между вещами и явлениями окружающего нас мира.
  4. Восприятие движений как совершаемых предметами, вне нас находящимися, так и наших собственных движений.

Каждый из этих видов восприятий отличается своими особенностями и закономерностями, знание которых необходимо для успеха в той или другой практической деятельности - в труде, игре, учении и т. д.

2. Характеристика кризиса семи лет. Психологические особенности младшего школьного возраста.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Младший школьный возраст.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
А) Внутренние мотивы:
1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способамисамостоятельного приобретения знаний;
2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).
Б) Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

САМОСОЗНАНИЕ.
От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становлениесамооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Билет 19.

1. Определение понятия внимание и его значение в жизнедеятельности человека. Физиологические основы внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Существуют различные подходы к классификации ощущений:

1. По основным модальностям выделяют :

- обоняние;

- вкус;

- осязание

- зрение;

- слух.

2. Систематическая классификация Ч. Шеррингтона делит ощущения на 3 вида:

- интероцептивные – это ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма. Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Они мало осознаваемы и имеют наиболее диффузную форму, чаще всего близки к эмоциональным состояниям.

- проприоцептивные – это ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и составляющие основу движений человека. Играют решающую роль в их регуляции. Это ощущение равновесия (статическое) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Возбуждение возникает в этих рецепторах при растяжении мышц и изменении положения суставов. К проприоцептивным ощущениям относится и специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

- экстероцептивные – это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения принято разделять на две подгруппы:

а) контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности соответствующего рецептора. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

б) дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение.

3. Генетическая классификация Х. Хеда позволяет выделить два вида чувствительности:

- протопатическую чувствительность - более примитивную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.);

- эпикритическая чувствительность - тонко дифференцированная, рациональная, более молодая в генетическом плане. К данному виду чувствительности относят основные виды ощущений человека.

Свойства ощущений

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность, пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги.

1. Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений (зрительное ощущение качественно отличается от слухового и т.д.).

2. Интенсивность – это количественная характеристика, которая зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность (или продолжительность) ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем и интенсивностью действия раздражителя. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370, а для вкусовых - всего 50 мс. Аналогичным образом, ощущение не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии . Например, зрительное ощущение сохраняется в виде последовательного образа. Так, например, если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы «видим» яркий свет лампы. Эффект последействия также объясняет почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами мультипликационного фильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них.

4. Пространственная локализация раздражителяпозволяют локализовать его в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественный анализ интенсивности ощущений. Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения (или порогом появления ощущения). Раздражители, которые не достигают его, лежат под порогом ощущения. Так, например, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают у нас зрительных ощущений. Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше абсолютная чувствительность органов чувств.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для некоторых пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (например, при сверхгромкои звуке, слепящей яркости света и пр.).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, или разностную, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя ,открытую немецким ученым М.Вебером. Разностная чувствительность -величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что чем больше величинапервоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней для того,чтобы возникло изменение ощущения. Например, изменения в освещенностикомнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Еслиисходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности,которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. То жесамое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едваз аметное различие ощущений, называется порогом различения ,или разностнымпорогом. Порог различения характеризуется относительной величиной,постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора этосоотношение составляет приблизительно 1/100 от интенсивности первоначального раздражителя, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30.

Феномены ощущений

1. Сенсорная адаптация. Как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из человек из темной комнаты переходит в ярко освещенную. В этом случае глаз человек начинают испытывать резь, требуется некоторое время, чтобы анализатор приспособился к яркому освещению. В противоположном случае, когда человек перешел из ярко освещенного помещения в темную комнату, он также сначала ничего не видит (временно «слепнет»,) и необходимо 20-30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Как показали исследования, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз. Описанные изменения чувствительности носят название адаптации органов чувств к окружающим условиям. Адаптация – изменение абсолютной и относительной чувствительности органов чувств под влиянием внешних воздействий. Явления адаптации характерны и для слуховой сферы, и для обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно имеет свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое соприкосновение с кожей нашей одежды перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Таким образом, выделяют три разновидности явления адаптации:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя;

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Данные два вида адаптации относятся к негативной адаптации , так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием

действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация . Например, в зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когдаувеличивается его чувствительность под влиянием темноты, - это позитивнаяадаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Физиологический механизм явления адаптации состоит в изменениях в функционировании рецепторов. Так, например, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.

2. Взаимодействие и взаимовлияние ощущений друг на друга. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этомвзаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположныхпроцессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерностьсостоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижаютчувствительность анализаторов при их взаимодействии.Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторовназывается сенсибилизацией. А.Р. Лурия выделил два варианта повышения чувствительности (сенсибилизации):

На основе устойчивых изменений, происходящих в организме;

На основе временных физиологических и психологических изменений состоянии организма (например, под воздействием психоактивных веществ, психических расстройств и пр.).

Сенсибилизацию органов чувств легко заметить в следующих случаях: при компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и специфических требований некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в определенной степени компенсируется развитием других видов чувствительности. Слепота вызывает повышение тактильной чувствительности, и люди могут читать книги со специальной азбукой Бройля с помощью пальцев. Известны случаи, когда люди, имеющие ограниченный возможности по зрению, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. Глухота вызывает развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слышать музыку - для этого они кладут руку на инструмент. Слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются и у лиц определенных профессий. Красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета. Известна способность музыкантов улавливать различия в тонах, не воспринимаемых обычным слушателем или чувствительность вкусового анализатора у дегустаторов.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, например, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей.

Все эти факты показывают, что острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что участие человека в разных формах сознательной деятельности может изменить остроту этой чувствительности.

I. Классификация по модальности (виду анализаторов) выделяет 5 классических ощущений (или органов чувств): зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Про каждое из этих ощущений очень многое известно, каждое из них важно, интересно и сложно, являясь предметом особого раздела физиологии - физиологии анализаторов .

1. Зрение. Орган зрения (глаз) один из наиболее совершенных анализаторов человека. Считается, что около 90% информации мы получаем через зрение. Глаз обнаруживает объект, величина которого составляет 0,5 угловой секунды.

Глаз человека отличается высоким развитием нервных элементов, усовершенствованной оптической системой и разнообразными мышечными устройствами, позволяющими производить его поворот и настройку их оптического аппарата.

Внутренняя сетчатая оболочка глаза (сетчатка) имеет сложное строение и необычайно чувствительна, ее называют «куском мозговой ткани». Она состоит из 6 слоев нервных клеток, заканчивающихся концевым аппаратом: палочками и колбочками, которые и представляют собственно рецептор света (фоторецептор). Палочки расположены главным образом на периферических участках сетчатки, колбочки в ее центре.

Палочки и колбочки по-разному реагируют на различную интенсивность света. Палочки характеризуются высокой чувствительностью к слабым интенсивностям света и являются аппаратами ночного (сумеречного) зрения. Колбочки обладают более низкой чувствительностью и представляют собой аппарат дневного зрения, позволяющего различать цвета. В системе глаза человека насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек. Сетчатая оболочка глаза состоит из нескольких десятков тысяч окончаний волокон зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Окончания зрительного нерва различаются по форме и функциям.

Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра (от 380 до 760 мкм), на световой рецептор глаза. Глаз может работать в огромном диапазоне яркости (от 10 -7 до 10 5 кт). Зрительное ощущение возникает при попадании в глаз всего 2-8 квантов света (в абсолютной темноте).

Известны два механизма приспособления глаз к рассмотрению предметов на разных расстояниях (связанные с изменениями напряжения мышц глаза): аккомодация и конвергенция. Аккомодация глаз заключается в изменении кривизны хрусталика . При рассмотрении близких предметов происходит его утолщение, при рассмотрении удаленных он делается более плоским. Конвергенция сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства.

2. Слух. Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны и различаются по высоте, силе (интенсивности) и тембру.


Высота звука в основном определяется количеством колебаний в секунду. Сила слуховых ощущений называется субъективной громкостью (от 0 до 140 дБ). Громкость связана с интенсивностью звука, зависит и от высоты.

Тембр звука (набор гармоник) - это его специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга.

Человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой от 20 до 2000 Гц. Колебания с частотой ниже 16-20 Гц называются инфразвуком, с частотой свыше 2000 - ультразвуком .

В пределах зоны ощущений частота колебаний определяет прежде всего высоту воспринимаемого звука: чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый звук. На высоту звука влияет также и интенсивность раздражения.

Некоторые авторы выделяют еще две характеристики звука: фазу (субъективная длительность) и пространственность (локализация звука в пространстве). Отмечаются и такие характеристики звука, как объемность, плотность и яркость, которые можно считать следствием определенного взаимодействия оценок уже названных его параметров.

3. Осязание, или кожные ощущения, включают в себя три различных вида ощущений, имеющих свои анализаторы: тактильные (прикосновения и давления), температурные (тепла и холода) и болевые.

Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окончаний нервных сплетений или в виде специальных нервных образований: телец Мейснера , расположенных на ее поверхности, лишенной волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи. Рецепторы кожной чувствительности расположены неравномерно по телу, а соответственно функциональному значению того или иного участка тела: чаще всего на кончиках пальцев рук и на лице, реже - на спине, ногах и пр.

4. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, нёбе и надгортаннике. У человека 2000 вкусовых рецепторов, состоящих из 10-15 клеток. Необходимым условием возникновения вкусовых ощущений является растворение веществ в слюне (или в воде). Сухо вытертый участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердым веществом.

Вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Разные участки языка по-разному чувствительны к различным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому - его края, к горькому - область корня языка.

5. Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости носа и носоглотки. Они составлены по качеству из 6 основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. В практической деятельности часто пользуются сравнением данного запаха с известными эталонными (сирени, сена и т.д.).

II. Ощущения также классифицируются по месту расположения рецептора, по их участию в построении образа мира и регуляции поведения человека.

В этом случае выделяют:

1. Экстероцептивные ощущения, дающие образы внешнего мира. Сюда входят все 5 модальностей ощущений по предшествующей классификации;

2. Интероцептивные ощущения - это отражение сигналов из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). И.М. Сеченов называл эти ощущения «темными чувствами». Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды (гомеостазиса);

3. Проприоцептивные ощущения (кинестезии), или «глубокая чувствительность», -это отражение сигналов от собственного двигательного аппарата (мышцы и сухожилия). Это чувствительность к положению и движению тела в пространстве; она включает наличие у субъекта так называемой «схемы тела». Проприоцепция обеспечивает коррекцию усилий мышц (при движении и в покое) с учетом состояния и положения органа движения и мышцы.

III. Классификация ощущений по контакту с раздражителем

По этой классификации выделяются два типа ощущений:

1. Дистантные: слуховые, зрительные, обонятельные.

2. Константные: кинестетические, или глубокая чувствительность; кожные, вкусовые, органические (болевые, голода, жажды).

IV. Генетическая классификация исходит из представлений о процессе эволюции ощущений.

Выделяют два вида чувствительности: протопатическую (старую, смешанную с эмоциями) и эпикритическую (высшую, дифференцированную). Эта классификация основана на эксперименте английского невролога Х. Хэда (1920), который перерезал и сшил у себя в руке корешок чувствительного нерва, а затем в течение пяти лет наблюдал за постепенным восстановлением чувствительности (по мере прорастания нерва). Протопатическая чувствительность восстановилась через шесть недель после операции. Это чувствительность простейшая, диффузная. Она смешана с аффектом и несет в себе больше субъективных (в основном неприятных) переживаний, нежели собственно отражения мира. Эпикритическая чувствительность восстановилась через шесть месяцев. Она обеспечивает предметное отражение, обобщенное и дифференцированное, происходящее при участии (контроле) сознания, позволяет локализовать объект в пространстве, оценить его размеры, форму, получить сведения о явлении.

Последняя классификация хорошо иллюстрирует функции ощущений в целом. Протопатическая чувствительность близка к сигнальной функции, а эпикритическая демонстрирует специфику собственно отражательной, или образной, функции, которая в нормальных условиях человеческой перцепции субъективно представляется обычной и само собой разумеющейся.

Мир, окружающий человека, не является миром отдельных свойств, поочередно отражаемых в ощущениях разных видов. Это мир цельных вещей и явлений, обладающих комплексом свойств. К тому же ощущения - это еще не вся психика, они взаимодействуют и с другими психическими процессами. Поэтому в реальной жизни и деятельности осуществляется всегда совместная работа нескольких анализаторов и перцептивных систем, нескольких ощущений, между которыми устанавливаются и закрепляются определенные функциональные взаимодействия (и в процессе, и в результате). Так возникают интермодальные, или промежуточные, ощущения, являющиеся результатом взаимодействия нескольких анализаторов. Например, ощущение вибрации есть следствие совместной перцептивной деятельности кожно-мышечной и костной систем, вестибулярного аппарата и слухового анализатора, или восприятие резких запахов или резких вкусовых ощущений вызывает смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными:

Рис 10. Классификация ощущений

Принято выделять модально-специфические и модально-неспе -цифические виды памяти. Модально-неспецифическая память охватывает самые разные стимулы и события. Ее качество зависит от состояния связей между разными участками мозга, и, прежде всего между корой и подкоркой («глубиной»).

Модально-специфические виды памяти выделяются соответственно ведущему анализатору: тактильная, слуховая, зрительная и т.д. В отличие от модально-неспецифических видов памяти, они в значительной степени локальны. Место их представительства в мозге совпадает с местом расположения корковых концов анализаторов (нейросенсорных зон) .

Ведущую роль в основных видах деятельности человека: учебной, трудовой, спортивной играют зрительная и слуховая память, связанные с запоминанием зрительных и звуковых сигналов (букв, слов, текстов, цифр, фигур, картин и др.) В психологических исследованиях памяти принято указывать ее модальность в связи с характером применяемой стимуляции. Если в эксперименте испытуемому предъявляется буквенно-цифровой, графический или текстовый материал, рассчитанный на зрительное восприятие, то считается, что объектом исследования является зрительная память. Предъявление читаемых вслух букв, цифр, слов и текстов предназначено для стимуляции слуховой памяти. По принципу модальности также выделяется моторная память, связанная с двигательными ощущениями и соответствующими реакциями внутренних кинестетических рецепторов, сигнализирующих о происходящих движениях и являющимися важным элементом двигательного самоконтроля .

В связи с ведущей ролью зрительного анализатора в восприятии мира субъектом, из всех анализаторных систем наиболее полно исследована зрительная система. Поэтому в исследованиях памяти именно зрительной, было уделено большое внимание ученых. Основная часть научных данных о памяти человека получена на основе изучения зрительной памяти. Слуховая память исследована менее основательно, хотя она играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности (музыкантов, операторов-акустиков, радистов и др.). Тестирование слуховой памяти является средством определения музыкальных способностей. Поэтому активизация исследований слуховой памяти является важнейшей практически актуальной задачей ученых. При воздействии на человека сложных объектов, стимулирующих работу зрительного и слухового рецепторов одновременно, говорят о смешанном виде памяти, участвующей в формировании сложного перцептивного образа.

Очень мало изученными являются такие виды памяти, как обонятельная, тактильная (осязательная), температурная, болевая и др. В жизни большинства людей эти виды памяти играют лишь вспомогательную роль. Однако в некоторых специфических случаях эти виды памяти также выполняют важную жизненную роль в деятельности людей. Например, в жизни слепо-глухих людей эти виды памяти становятся опорными в процессе ориентации в окружающей среде, в обучении, в развитии речи и логического мышления.

Зрительная, слуховая, тактильная и др. виды памяти, дифференцируемые по модальности, также взаимосвязаны, т. к. все анализаторные системы мозга постоянно взаимодействуют. Этим, в частности, объясняется способность к компенсации, включающей передачу функций приема и первичной переработки информации с одного сенсорного канала на другой.

Рассмотренная традиционная классификация видов памяти является весьма относительной, т. к. в чистом виде ни один из них не существует. Память является единой системой, в которой преобразование информации осуществляется по одному общему контуру, проходя при этом этапы сенсорной и интеллектуальной переработки, передачи на моторный выход и сопровождаясь эмоциональной окраской в соответствии с оценкой субъектом полученного результата. Однако в связи с тем, что конкретной задачей субъекта может стать усвоение определенных объектов (перцептивных образов или абстрактных понятий) и разработка различных программ деятельности по отношению к ним, выделение различных видов памяти по указанному выше критерию является оправданным. При этом следует учитывать, что при участии в переработке входной информации любого содержания всех видов памяти, специфические особенности конкретных задач стимулируют преимущественное участие некоторых из этих видов: образного, интеллектуального или моторного. В таких случаях активизируется переработка информации по частным внутренним контурам мнемической системы, приводящая к образованию соответствующего вида представлений в долговременной памяти. Материализация этих процессов выражена в консолидации следов памяти в соответствующих участках нейронных систем мозга.

Нарушения памяти.

Расстройства памяти делят на: а) общие (модально-неспецифические, т.е. не связанные преимущественно с каким-либо определенным анализатором); б) модально-специфические (относящиеся к определенному анализатору - слуховому, зрительному, тактильному и т.д.) . В зависимости от модальности запоминаемой информации, выделяют слуховую, слухо-речевую, зрительно-предметную, зрительно-пространственную, память на лица, тактильную, двигательную, висцеральную, болевую и другие модальности памяти .

Нарушения памяти могут быть модальностно-специфичны, если имеется избирательное нарушение запоминания и воспроизведения информации одной модальности, в то время как процессы запоминания и воспроизведения информации других модальностей сохранны. Модальностно-специфические нарушения памяти развиваются при локальных поражениях корковых отделов головного мозга. При этом отмечается соответствие между корковым представительством анализатора и характером модальностно-специфических нарушений. Так, нарушения слухо-речевой памяти будут сопровождать патологию височной доли доминантного по речи полушария; нарушения зрительно-пространственной памяти - при патологии затылочно-теменных отделов субдоминантного полушария и т. д. В основе модальностно-специфических нарушений лежит недостаточность обработки информации соответствующей модальности, либо нарушение непосредственной (сенсорной) памяти, что связано с заинтересованностью вторичных и третичных корковых зон соответствующего анализатора или их связей с другими отделами головного мозга .

В работах А.Р. Лурии были выделены также системно-специфические нарушения памяти, связанные с утратой понятийного аппарата речи. Данный вид мнестических расстройств может отмечаться при выраженных диффузных поражениях доминантного по речи полушария. При этом нарушается запоминание той части информации, которая кодируется с помощью речи, независимо от способа предъявления информации. В подобных случаях будет нарушаться запоминание слов и зрительно-предметная память, в то время как зрительно-пространственная память и память на лица остаются интактными.

При модальностно-неспецифических нарушениях запоминание и воспроизведение информации не зависит от модальности информации. В основе модальностно-неспецифических расстройств лежит недостаточность общих механизмов памяти. Обычно модальностно-неспецифические нарушения развиваются при патологии глубинных неспецифических церебральных структур или гиппокампа. Дисрегуляторные мнестические расстройства, связанные с нарушением функции лобных долей головного мозга, и функциональные нарушения памяти также являются модальностно-неспецифическими.

Виды амнезий

В клинической практике для обозначения состояний, которые сопровождаются выраженными нарушениями памяти, общепринятым термином является амнезия. Следует оговориться, что амнезией не принято называть функциональные, регуляторные и вторичные нарушения памяти.

Традиционно выделяют фиксационную, антероградную, ретроградную и конградную амнезию .

Ретроградная амнезия - невозможность использования информации, приобретенной человеком до черепно-мозговой травмы или болезни. Выделяют два типа ретроградной амнезии: 1) потерю памяти на события личной жизни, происходившие до травмы или болезни и воспринимавшиеся в то время в ясном сознании; 2) потерю памяти на личные факты. Эти два типа расстройств могут встречаться по отдельности. Так, некоторые пациенты после черепно-мозговой травмы утрачивают память на прошедшие события (например, не могут вспомнить, как провели каникулы до травмы), но помнят свой возраст, образование, семейный статус и название своей профессии.

Ретроградная амнезия у больных с черепно-мозговой травмой наблюдается обычно после достаточно тяжелого повреждения (ушиб или сдавление головного мозга) или после травмы, полученной на фоне алкогольного опьянения. При травматическом поражении правого полушария эта амнезия возникает чаще и сохраняется дольше, чем при поражении левого полушария головного мозга .

Продолжительность периода, на события которого возникает амнезия, с течением времени может сокращаться. При инсультах ретроградная амнезия чаще возникает при двусторонних поражениях мозга, особенно его глубинных отделов .

Конградная амнезия - выпадение воспоминаний о событиях, происходивших вокруг больного и в нем самом в тот промежуток времени, когда пациент находился в состоянии комы, сопора или оглушения. Может быть полной (на период комы или сопора) или частичной (на период оглушения). Возникшие выпадения памяти обычно сохраняются в течение всей оставшейся жизни .

Антероградная амнезия - отсутствие (исчезновение) воспоминаний о событиях, происходивших с больным после начала болезни или повреждения головного мозга . У больных с острой черепно-мозговой травмой антероградная амнезия проявляется отсутствием (как правило, частичным) воспоминаний о фактах и событиях, случившихся с ним после того, как он уже обнаружил признаки ясного сознания. При сосудистых катастрофах антероградная амнезия проявляется утратой памяти на события после инсульта, при этом новая информация чаще всего фиксируется, но сохраняется лишь в течение нескольких минут .

Фиксационная амнезия - расстройство памяти на текущие события, при котором пациент не запоминает (не фиксирует в сознании) или быстро забывает действующие на него зрительные, слуховые, осязательные и прочие стимулы .

Следует отметить, что хотя для обозначения описанного расстройства памяти традиционно используется термин «фиксационная» амнезия, но в литературе имеются указания на то, что в его основе лежит прежде всего нарушение удержания (ретенции) и особенно воспроизведения (репродукции) информации, в то время как непосредственное запоминание (фиксация информации в памяти) нарушено мало .

Другая классификация амнезий разделяет их на ограниченные и генерализованные. Ограниченная амнезия охватывает относительно небольшой промежуток времени. В зависимости от этиологии, она может иметь антеро-или ретроградный, или сочетанный антеро-ретроградный характер. По окончании периода амнезии нарушений памяти, как правило, не определяется. Ограниченные амнезии отмечаются при черепно-мозговой травме, транзиторной глобальной амнезии, эпилепсии, истерии, употреблении психоактивных веществ и ряде других состояний.

Под генерализованной амнезией понимается продолжительное нарушение памяти, что отмечается при деменциях, корсаковском синдроме, локальных поражениях головного мозга и др.

Генерализованная амнезия может иметь прогрессирующий или непрогрессирующий характер. Прогрессирующая амнезия характерна, в частности, для болезни Альцгеймера. Сначала нарушается память на текущие события, затем на события недавнего прошлого и, в последнюю очередь, страдают воспоминания о детстве и юности. Данная закономерность последовательности распространения амнезии получила название закон Рибо.

Корсаковский синдром

Сочетание антероградной, ретроградной, фиксационной амнезии и конфабуляций в отсутствии нарушений других (кроме памяти) высших мозговых функций получило название Корсаковского синдрома. Впервые данный вид психических расстройств был описана выдающимся русским психиатром С.С. Корсаковым в 1887 г. у пациентов, страдающих хроническим алкоголизмом. Как следует из классического описания, при алкоголизме «почти исключительно расстроена память недавнего, впечатления недавнего времени как будто исчезают через самое короткое время, тогда как впечатления давнишнего вспоминаются порядочно, при этом сообразительность, остроумие и находчивость больного остаются в значительной степени» .

Нарушение памяти является основной клинической манифестацией корсаковского синдрома (КС). Амнезия является при КС изолированным расстройством. Другие высшие мозговые функции остаются интактными или нарушаются в незначительной степени. Отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. Данный признак служит основным дифференциально-диагностическим отличием КС от других состояний с выраженными нарушениями памяти (например, деменций) .

Ядро мнестических расстройств при КС составляет сочетание фиксационной и антероградной амнезии. Ретроградная амнезия, как правило, менее выражена и охватывает относительно небольшой период времени. Конфабуляций при КС обычно носят характер неточностей, которые появляются при попытке вспомнить плохо зафиксированные в памяти события.

Мнестические расстройства при КС затрагивают преимущественно произвольную эпизодическую память, то есть субъективно осознаваемую способность запоминания и воспроизведения событий жизни и новой информации. В то же время общие представления (семантическая память), усвоенные в течение жизни навыки (процедурная память), а также непроизвольное запоминание и воспроизведение остаются интактными.

КС развивается при поражении структур гиппокампового круга: маммилярных тел гипоталамуса, собственно гиппокампа, амигдаляр-ных ядер, таламуса и связей между данными структурами. Наиболее частая причина КС - хронический алкоголизм. Другими причинами данного синдрома может быть недостаточность тиамина иной природы (голодание, синдром нарушенного всасывания, неадекватное парентеральное питание). КС описан также при опухолях глубинной локализации, черепно-мозговой травме, нарушениях мозгового кровообращения в бассейне задних мозговых артерий, острой гипоксической энцефалопатии и т.д. Сходный симптомокомплекс обычно развивается и на ранних стадиях болезни Альцгеймера - до развития выраженной деменций, при которой характер мнестических расстройств меняется .

План ответа

    Общее представление об ощущении.

    Функции рецепции.

    1. Сигнально-пусковая.

      Контрольно-координационная.

    Классификация ощущений.

    1. По наличию или отсутствию непосредственных контактов

      По месту расположения рецепторов

      По модальности (виду) раздражителя

    Виды ощущений.

    1. Зрительные

      Слуховые

      1. Вибрационные

    2. Обонятельные

      Вкусовые

      Тактильные

      Болевые

      Температурные

      Давления

      Кинестетические

      Статические

      Органические

Ответ:

  1. Общее представление об ощущении.

С точки зрения психологии ощущения представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, воздействую­щих на органы чувств.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Их объектив­ность заключается в том, что в них всегда отражен внешний раздражитель. А субъективность - в том, что они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Эти каналы были названы анализаторами. Анализатором называют анатомофизиологический аппарат, специали­зированный для приема воздействий определенных раздражителей из внеш­ней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) рецептор - орган чувств, который преобразует энергию внешнего воздействия в нервные импульсы. Каждый рецептор приспособлен к при­ему только определенных, характерных для него видов воздействия;

2) проводящие нервные пути. По этим путям сигналы передаются в мозг;

3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Механизм действия анализатора заключается в следующем. Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение, последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое. Человек обладает двумя десятками анализаторных систем.

  1. Функции рецепции.

    1. Сигнально-пусковая.

Для сигнально-пусковой функции рецептору существенно иметь высокую чувствительность, т.е. максимально низкие пороги как по абсолютной силе сигнала, так и по различению между сигналами. На первый план по биологической значимости здесь выступают телерецепторы обоняния, слуха (также ультраслуха) и зрения в различных ранговых порядках у разных видов животных. Для вычленения далее значимых сигналов из хаотического фона «помех» нужна и необходимо вырабатывается совершенно аналитическая или анализаторная способность реципирующих аппаратов центральной нервной системы

Для сигнально-пусковой роли важнейшим механизмом является совокупность процессов активного систематизированного поиска (scanning), или «просматривания», своего диапазона каждым из телерецепторов.

Полнота или синтетичность рецепторики обеспечивается сенсорными синтезами (или сенсорными полями). К их числу относятся, например, схема своего тела, пространственно-двигательное поле, синтезы предметного или «качественного» (топологического) пространства и др. Роль этих «полей» в управлении двигательными актами

Рефлекторная система будет работать правильно, если за каждым эффекторным ответом будет закреплен свой неизменный и безошибочно распознаваемый пусковой сигнал - код.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook