Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. «Тарас Бульба» – описание Запорожской Сечи V. Продолжение работы с текстом

Тема : Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.

Боевое товарищество казаков.

Цели :

    обучающие:
    - познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба», дать исторический комментарий;
    - раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;
    - дать представление о народном творчестве украинских казаков.

    развивающие:
    - способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, сетью
    Internet ;
    - формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно- художественные средства;
    - развивать умение давать оценку литературным явлениям;
    - развивать творческие способности;

    воспитательные:
    - воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы:

    объяснительно-иллюстративный,

    эвристический,

    частично-поисковый.

Оборудование: фонограммы народной песни «Ах ты, степь широкая…», презентации учащихся «Этимология слова Сечь», «Историческая справка», отрывок из фильма А.Красько «Тарас Бульба», презентация учителя «Образ запорожской Сечи в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», видео с народным танцем гопак.

Ход урока.

Слайд 1.

Учитель:

На прошлом уроке мы узнали о том, какие исторические факты легли в основу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вспомните, как работал писатель, к каким источникам обращался при написании повести.

(Труды по истории, украинское народное творчество: танцы, думы, песни).


Я напомню вам слова В.В.Вересаева: «Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный…»

Слайд 2. Звучит отрывок из народной песни «Ах ты, степь, широкая…»

А.П.Чехов, вспоминая повесть «Тарас Бульба» назвал Гоголя «царем степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую высокую оценку?

Анализ отрывка текста.


Конечно, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Организация, объединившая украинское вольное казачество, появилось в конце 16 века и была названа Запорожской Сечью. Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков, даже художников интересовала Запорожская Сечь.

Слайд 3. Сегодня мы тоже познакомимся с этим необычным сообществом казаков. Запишите тему нашего урока: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Боевое товарищество казаков».

Дома вы выполняли групповые компетентностно – ориентированные задания (КОЗы). Приглашаю первую группу, девочки должны рассказать нам о таком историческом явлении как Запорожская Сечь. Остальные слушают и попытаются потом ответите на вопрос «Что вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Сечи»?

Выступление первой группы.

Выступление второй группы: «Происхождение слова сечь».

Наша задача выяснить, какой предстаёт сечь в повести Гоголя «Тарас Бульба». Снова обратимся к тексту.

1) Какая картина предстала перед глазами путников, приблизившихся к Запорожской Сечи?

2) Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание?

3) В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство вкладывается в эти слова?

Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца». Его анализ.

1) Какие слова можно использовать при описании этого танца?

(Веселый, задорный, бешеный).

2) Какое слова в характеристики танца мы уже встречали и в описании степи, и в описании Днепра.

(Вольный, воля).

Физкультминутка.

Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак».

Просмотр отрывка из фильма «Тарас Бульба» (Запорожская сечь и её нравы).


- Что особенно поразило вас в этом отрывке? (нравы).

Слайд 5. Работа с карточками.

Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Так ли это?

Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?

Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

Почему казаки подержали Тараса?

Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?

Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими? Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Слайд 6. Посмотрите, какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. (Показать картину «Казаки пишут письмо турецкому султану» пауза) Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти все пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть все Запорожскую Сечь и в то же время разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся? (ответ).

1) В чем сходство героев изображённых Репиным и героев, которых создал Н.В.Гоголь?

2) Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?

Послушайте фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Ни кто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным, не чему не подчинилось…»

Рефлексия.

А теперь давайте подведем итог. Вспомнив все сказанное, расскажите, какие ассоциации возникают у вас, когда произносят словосочетание Запорожская Сечь.

Конечно, в Запорожской Сечи многое привлекает: товарищество казаков, их патриотизм, политическое устройство, при котором у всех равные права, своеобразный быт казаков, народное творчество, но до сих пор существуют споры, неоднозначные оценки образа жизни казачества. Кто-то называет их сборищем безнравственных гуляк способных на воровство, разбой. Кто-то восхищается их законами считая, что это показатель высокой морали, а кто-то считает, что такие законы действуют до тех пор, пока есть страх наказания.

По мнению Н.В.Гоголя, именно в Запорожской Сече, независимой, гордой, справедливой, основанной на равноправии и братстве, могут рождаться героические характеры.

Слайд 2

Образ Запорожской Сечи предваряют образы степи и дороги. Что лежит в основе этого смыслового единства? Каков образный ряд, связанный с описанием степи?

Слайд 3

Каков образный ряд, связанный с описанием дороги? Дорога – пространство. Но движение происходит не только в пространстве, но и в душе героев: «Прощайте и детство, и игра, и все, и все!» Дорога – духовное развитие, переход от одного этапа жизни к другому. Образ Сечи связан с мотивом воли и жизни в ее развитии.

Слайд 4

Что такое пейзаж? ? Зачитайте описание пейзажа в тексте повести. На что обращает внимание автор при описании степи? - Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.

Слайд 5

Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст. Как строит автор описание степи? Картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.

Слайд 6

– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? Отношение автора к степи. – Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: “Черт возьми, степи, как вы хороши!”. Ведь можно было сказать проще: “Как хороши вы, степи!”. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой. – С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? “Неизмеримые волны диких растений;поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха”.

Слайд 7

Кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. (цветопись). – Каков же основной фон степной поверхности? “Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов” – Как вы понимаете слово “брызнули”? - Какие же это были цвета?

Слайд 8

– Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого “зелено-золотого океана” и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? Благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь. – Как вы думаете, какие это образы? Зрительные

Слайд 9

– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? – Какие это будут образы? Слуховые Автор с помощью слова создает теперь уже звуки. (звукопись) -Найдите в тексте примеры звукописи. “Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере”. – Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы. – При помощи каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?

Слайд 10

Слайд 11

Для чего, по-вашему, Гоголь вводит в повесть описание степи? Степь – это символ родины и свободы. Картина степи не только создает определенное настроение, но и связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь. - Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется? Это связано с казацкой вольностью, с живостью характера казаков, их естественностью, природностью. Цивилизованная жизнь поляков «искусственна», далека от природы.

Посмотреть все слайды

Областное научное общество учащихся «Поиск»

МБОУ «Ивановская средняя школа»

НОУ «Ориентир»

Запорожская сечь в повести

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Выполнила:

Булатова Маргарита

  1. класс.

Руководитель:

Мекина Ю.С.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ивановская СШ»

Ивановка- 2014

Цели и задачи.

2.1. Возникновение Запорожской Сечи. Географическое положение.

2.2. Роль описания степи Н.В.Гоголем. Использование художесвенно- изобразительных средств.

2.3. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.

2.4. Музей Запорожской Сечи.

Заключение. Выводы.

Список используемых источников литературы.

Глава 1.Организация чтения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь.

Н.В.Гоголь усиленно занимался историей Украины, намеревался написать научный труд. Неоценимую помощь Гоголю оказывали народные песни. С целью сбора дополнительных материалов он дал «Объявление об издании истории Малороссии», в котором обращался к широкой публике с просьбой прислать ему в копиях или оригиналах неопубликованные летописи, записи, песни, деловые бумаги. Все источники, которые удалось собрать, Гоголь тщательно изучил.

В повести «Тарас Бульба» отражены реальные исторические события первой половины 17 века. Желая показать борьбу казачества за независимость, раскрыть ее героический характер, Гоголь не стремился к точной хронологии событий. Встречающееся в повести упоминание о 15 веке, когда сформировалось казачество, позволило Гоголю более полно раскрыть эпоху.

Первоначальная цель работы- познакомиться с содержанием произведения, выявить особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Прочитать и проанализировать повесть «Тарас Бульба».
  2. Изучить теоретические сведения об истории возникновения Запорожской Сечи, о ее нравах и законах. Проанализировать и выявить местные национальные обычаи на основе исторического прошлого славянских народов.
  3. Подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества, силу воли и духа запорожцев.
  4. Провести анализ своей деятельности и результатов проделанного с целью определения перспектив и практической значимости работы.

Свою повесть "Тарас Бульба"Н.В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнетали крестьян, преследовали все национальное, пытались насадить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жизни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольности, сторожевым постом Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запорожская Сечь.
Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни - и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ "колыбели" вольного казачества. Много страниц в повести посвящено описанию Запорожской Сечи и борьбе запорожских казаков против захватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.
Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: "...все, что могло спасаться, спасалось. Все подымалось и разбегалось... Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под именем запорожского войска..."
Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь - царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!"
Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что "нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь".
Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой "какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой", здесь царили строгие (и даже жестокие порой), но справедливые законы. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чувство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смертоубийство.
В остальном же "Сечь представляла необыкновенное явление". Она состояла из отдельных независимых куреней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли "батьком" за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топливо. Из казаков "никто ничем не заводился и не держал у себя", даже личные деньги отдавались "под сохран" куренному атаману.
Во главе казацкого войска стоял выборный старшина - кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления.
Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчикам

Глава 2. Исследование жизни,нравов и обычаев жителей Запорожской Сечи.

2.1 Возникновение Запорожской Сечи. Географическое положение.

Время действия повести «Тарас Бульба» отнесено к событиям украинской истории, к существованию Запорожской Сечи. Однако Гоголь, нарушая историческую хронологию, перемещал происшествия и эпизоды разных веков. Он совсем не соблюдал историческую точность, потому что для него важнее не историческое, а художественное время. Ее главный герой- Тарас Бульба- наделен эпической цельностью и олицетворяет нравственные ценности Запорожской Сечи.

Сечь- православный мир, особая «кочевая» и вольная культурно-историческая общность. Вcе понятия о добре и зле в Запорожской Сечи особые, они принадлежат миру ушедшему и судить о них не по современным, а по тогдашним законам. Например, казаку нужна воля, а не хата, потому что, если у человека есть дом или какое-нибудь имущество,- он теряет и храбрость. Для казака мать и жена ниже друга. Превыше всего, даже родственных уз, товарищество. Два сына Тараса Бульбы- прежде всего товарищи, братья, а потом уже сыновья. Еще однга особенность казацкого товаришества-правословная вера. Она вовсе не выступает учением церкви, а мыслится одной принадлежностью к православию. Следовательно, вера- знак, символ Сечи, как и другие понятия.

В XV - XVI веках на реках Дон, Волга, Урал, Яик, Днепр, Терек возникли поселения вольных казаков, одной из которых была Запорожская Сечь. "Казак" - восточное слово. впервые оно встречается у половцев с XI века. На языке половцев "казак" означало "стража передового, ночного и дневного".

Запорожские казаки основали небывалое в мире мужское государство - Сечь. Это православные " рыцари, считали супружество худшей долей, жили как спартанцы и душу свою клали на Веру".

Поселения казаков называются станицы.Вокруг поселений казаков строили сторожевые башни, где ставили караулы. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании. В казачьем войске была строгая дисциплина. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании станичников - казачьем кругу. У атамана было несколько помощников - есаулов. Есаулы руководили отдельными отрядами казаков.

Всякому, кто бы он ни был, откуда бы и когда бы ни пришёл в Запорожье, доступ был свободен в Сечь при следующих условиях: быть вольным и неженатым человеком, исповедовать православную веру.

Семейных казаков называли "сиднями", "гнездюками", "бабниками". "Запорожским казакам не позволяется быть женатыми в Сечи, а которые уже женаты, должны, чтобы жёны их жили в близких места.

Н.В.Гоголь родился местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии.

Он хорошо знал местные национальные обычай и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

В 16 в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление- Сечь- для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских набегов.

О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Н.В.Гоголь.

Какая Запорожская Сечь и ее законы.

«Ваша нежба - чистое..(поле) да добрый…(конь).

Сабля- вот ваша ….(матерь)!

(Запорожье)…- вот где наука, так наука!

Там вам школа»

Эти слова принадлежат Тарасу Бульбе. А можем ли мы считать, что Тарас Бульба –воин? А кто может утверждать, что Запорожская Сечь –школа?

Только тот, кто сам прошел эту школу. Н.В. Гоголь знакомит нас с Запорожской Сечью задолго до появления в ней Тараса Бульбы и сыновей.

Зачитаем слова от 1 главы « Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями, да бабиться с женой! Да пропади она: я козак, не хочу… я так поеду с вами на Запорожье!

С каким чувством произносит Тарас «Я казак!» А чем же он гордится.

А почему Сечь - это гнездо?

(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)

Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства.

Вывод:

Вывод.

«Казаки- воины. Главное для них: « чистое поле, добрый конь, матерь-сабля»

Тарас Бульба задолго до приезда сыновей решил их судьбу: быть им защитниками своей земли, как и он сам; поэтому он и принимает решение: сыновья едут в Запорожскую Сечь; как велико горе матери, не успевших наглядеться на своих сыновей. Как трогательны сцены прощания ее с сыновьями.

  1. Роль описания степи. Н.В.Гоголем.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки, желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Пестрые овражки выползывали из свох нор, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого- нибудь уединенного озера.

Почему Н.В Гоголь ввел описание степи?

Степь широкая, раздольная- символ Родины и свободы. Она связывает два мира: дом Бульбы и Запорожье. Борьба за эти бескрайние степные просторы. Обратить внимание на богатство красок, почувствовать аромат цветов, ее красоту, полюбить этот золотисто-бескрайний океан, почувствовать возвышенно(торжественный)- лирический тон описания степи.

Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов, читая страницы повести Н.В. Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и сражаются казаки.

2.3.Нравы и обычаи Запорожской Сечи

Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия.Сначала- предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей. Потом – сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. в каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар.

Несмотря на все казаки подчинялись кошевому – атаману, который выбирался из свох же запорожских казаков. Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании. Прием в Сечь был прост - надо было сказать:»Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели. Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал.

Не платившего должника привязывали к пушке. Он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его.

Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество.

Казаки всему учились сами, « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв. Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть»- такой девиз казаков, который они писали на своем оружии. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.

Оформление музея:

  1. иллюстрация – общий вид Запорожской Сечи;
  2. оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.
  3. отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.
  4. репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Слайд №1.

Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15-17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.

Слайд №2.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.

Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Сечь состояла из шести – десяти куреней (селений), которые были похожие на отдельные независимые республики.

Слайд №4.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

Обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.

Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре – кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.

Какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек – наделенный силой и властью?

Какие еще фигуры привлекают ваше внимание?

Кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

О чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

Как художник относится к казакам? (И. Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов)

Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Вывод: какая же она, Запорожская Сечь?

(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры).

Заключение.

Первоначальная цель работы- познакомиться с содержанием произведения, выявить особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи. Для достижения цели были поставлены выполнены задачи.

Итак, Запорожская Сечь- особый условный художественный мир, в котором действуют свои нравственные ценности, свои понятия о добре и зле. С современной точки зрения и с точки зрения человека19 века, многие поступки Тараса Бульбы и запорожцев античеловечны и отвратительны. Но Гоголь изображает их эпически спокойно. Они не подлежат критической оценке и нравственному суду, потому что Тарас Бульба- идеальный герой славянской древности и потому что он действовал в полном согласии с теми нравами, которые царили в его эпоху.

Список литературы.

  1. Калганова Т.А. Гоголь в школе. Москва «Дрофа» 2010.
  2. Соколова Л.А. История Отечества. Москва» Просвещение» 2003.
  3. Крутова Н.Я. Н.В. Гоголь.»Тарас Бульба» Волгоград 2013
  4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя.Москва 1979

Корни Н.В.Гоголя из Украины. В его произведениях много говорится о его родине. О ее природе, о ее традициях, о ее людях.

Обращался великий прозаик и к далекому прошлому украинского народа. Таким произведением стала повесть «Тарас Бульба».

Главное внимание в повести приковывает к себе Запорожская Сечь.

Знакомясь с главными героями произведения Тарасом Бульбою, его сыновьями Остапом и Андрием, образ Сечи нарисован только схематически. Только в рассказах главного героя идет о ней речь.

Что читатель узнает о ней? Это школа для настоящих Казаков. Именно там Остап и Андрий будут усовершенствовать свое боевое искусство. О смелости и силе говорит уже тот эпизод, когда Остап поборол даже родного отца.

После непродолжительного пребывания дома, Тарас решительно настроился определить своих сыновей в Сечь. Еще с вечера он выбрал для них самых лучших коней. Выбрал слуг. НА следующий день Андрий и Остап уже были одеты как настоящие казаки. От их убранства семинарии не осталось и следа.

И вот тут писатель детально изображает ее. Какие были традиции на Запорожье, как принимали в казаки, каким был образ жизни этих отчаянных людей.

Что первым бросилось в глаза Остапа и Андрия – это праздность и веселие. Бывалые и молодые, смелые казаки-мужчины в повседневных посиделках оставались побратимами и товарищами. Все проступки наказывались: и драка, и обида, и кража, и убийство. Проворовавшегося привязывали к столбу. Тот, кто проходил мимо, обязательно должен был ударить виновного дубиной. И тот стоял там до тех пор, пока его не забивали насмерть.

Должник стоял, прикован к пушке. И он стоял там до тех пор, пока кто-либо из казаков не погасит его долг.

Но не могли казаки забыть убийство своего боевого друга. Андрий с содроганием вспоминал, как похоронили живьем убийцу и убиенного. Это было из самых строгих наказаний.

Каждый казак был прикреплен к куреню. Куренной атаман был главным, и называли все его батьком. Он распоряжался деньгами, одеждой и едой. Ему отдавали казаки свои деньги на сохранение.

Все эти законы строго соблюдались. Но если кошевой атаман не устраивал казаков, то всеобщим собранием и голосованием его переизбирали.

Вот такой была Запорожская Сечь – кузница отваги и мужества. Сколько сильных и смелых людей она воспитала. Читаешь повесть и поистине восторгаешься мастерством великого прозаика Н.В Гоголя.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Пушкина О золотом петушке

    А.С. Пушкин в 1834 году написал произведение «Сказка о золотом петушке». В этот период автор много размышлял о судьбе Родины. Сказка немного напоминает «Легенды об арабском астрологе»

  • Быт и нравы города Калинова сочинение по рассказу Островского Гроза

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» известна многим. Она состоит во многих школьных списках литературных произведений. Действие пьесы происходит недалеко от реки Волги в городе Калинове

  • Двоекуров в романе История одного города характеристика образ сочинение

    Глупов - именно так Салтыков-Щедрин озаглавил свой город, в которым живут до абсурда глупые люди, а правят ими до абсурда глупые правители.

  • История создания повести Гранатовый браслет Куприна (прототипы героев, история написания)

    Произведение, ключевой темой которого является извечный любовный вопрос, представляется собой повесть, написанную на основе реальных событий, пережитых матерью приятеля писателя Любимова.

  • Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

    Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает

Понравилось? Лайкни нас на Facebook