Крейсер "громобой" и мой дед степан. Броненосный крейсер громобой Крейсер громобой 1904

1897 – 1922

Броненосный крейсер Громобой был заложен 14 июля 1897 года на заводе в Санкт-Петербурге. 26 апреля 1889 года крейсер Громобой был спущен на воду, а в октябре 1900 года вступил в строй.

Крейсер Громобой входил в состав Владивостокского отряда крейсеров во время русско-японской войны 1904-1905 годов. В этот отряд входили еще 2 крейсера «Россия» и «Рюрик ». Так получилось, что все три крейсера приняли участие в первом крупном сражении с японской эскадрой неподалеку от берегов Японии, у острова Ульсан. 14 августа 1904 года в результате столкновения с японцами крейсер Громобой получил значительные повреждения, одно из которых – пробоина немного ниже ватерлинии и понес потери в личном составе. Из Команды 870 человек в битве погибли 91 и были ранены 185 человек. Эта битва описана в романе Валентина Саввича Пикуля «Крейсера ».

На этом участие крейсера Громобой в Русско-Японской войне закончилось.

В 1907-1911 годах на Кронштадтском пароходном заводе Громобой прошел капитальный ремонт. Помимо ремонта крейсер модернизировали:

  • На крейсер были установлены новые контлы;
  • Установлены казематы для восьми 152-мм и 203-мм орудий;
  • Установили 2 подводных торпедных аппарата;
  • 203-мм орудия оснастили новыми затворами фирмы «Виккерс»;
  • На корме и в носу были установлены бронированные рубки для дальномеров;
  • Усилена защита дополнительных казематов на верхней палубе;
  • Перенесли грот-мачту ближе к корме;
  • На место фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту;
  • На каждой мачте разместили прожектора и наблюдательные площадки.

Во время первой мировой войны броненосный крейсер Громобой вел дозорную службу в устье Финского залива. Летом 1916 года совершал набеговые операции на коммуникации противника. Так же занимался прикрытием минно-заградительных, разведывательных и набеговых операций легких сил флота.


Броненосный крейсер "Громобой" во Владивостоке, зима 1903-1904 годов

После Первой мировой войны крейсер Громобой учавствовал в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. После чего началась медленная гибель крейсера. Он больше не учавствовал в сражениях. Постепенно был разоружен.


Броненосный крейсер "Громобой", аванпорт Лиепаи (Литва), ноябрь 1922 года

При буксировке в Германию(30 октября 1922 года), в районе Лиепаи (Латвия) попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен на ограждение аванпорта и разбит прибоем.

"Громобой" стал последним в истории Российского флота крейсером, построенным в соответствии с идеями крейсерской доктрины. Это звучное имя полностью соответствовало внешнему виду корабля: че-тырёхтрубный высокобортный гигант в 140 метров длины с сильной артиллерией и бронированием. Он был третьим и самым совершенным в серии высокоавтономных рейдеров.

Родоначальник серии своим появлением вызвал переполох в военно-морских кругах Англии - давнего врага Российской империи. В ответ "владычица морей" вынуждена была начать постройку чудовищно дорогих крейсеров "Powerfull" и "Terrible" водоизмещением более 14000 тонн (в самом британском флоте их назовут "белыми слонами"). На торжествах, посвященных открытию Кильского канала в 1895 году "Рюрик" будет в центре внимания, журналисты назовут его "жемчужиной кильской эскадры" 1. За "Рюриком" будет построен второй подобный, но гораздо более совершенный крейсер "Россия", вслед за которым последует постройка "Громобоя" - лучшего корабля серии. "Громобой" будет находиться в составе российского военно-морского флота более 20 лет и достойно выдиржет испытания этих двух войн.Остаётся только сожалеть, что до настоящего времени история создания и долгой службы этого замечательного корабля не стала темой отдельного исторического исследования. Правда, нельзя сказать, чтобы "Громобой" был совсем уж обделён вниманием историков. В.Е. Егорьев в своей монографии, посвященной действиям Владивостокского отряда крейсеров, много внимания уделяет "Громобою"2. До настоящего времени эта работа является лучшим исследованием операций отдельного отряда крейсеров ("Рюрик", "Россия", "Громобой" и ) в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Причём ценность труда В.Е. Егорьева обусловлена также и тем, что сам автор, будучи в период описываемых событий мичманом Российского военно-морского флота, лично участвовал во всех боевых выходах Владивостокского отряда крейсеров и поэтому их действия описывает не только как исследователь, но и как очевидец. Однако работа В.Е. Егорьева давно стала библиографической редкостью.
Достаточно подробно о постройке и службе "Громобоя" написал выдающийся отечественный историк военно-морского флота P.M. Мельников в своей книге
Этот же автор вкратце описывает постройку "Громобоя" в своей .
Следует также отметить прекрасную статью, посвященную этому крейсеру, написанную Л.А. Кузнецовым и опубликованную в журнале "Судостроение" №12 за 1989 год.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА (1895-1900 гг)

ЭВОЛЮЦИЯ БРОНЕНОСНОГО КРЕЙСЕРА В РОССИЙСКОМ ФЛОТЕ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

"РЮРИК" - "РОССИЯ" - "КРЕЙСЕР № 3"

НА СТАПЕЛЕ

СПУСК НА ВОДУ, ДОСТРОЙКА И ИСПЫТАНИЯ

Глава II. НА ТИХОМ ОКЕАНЕ (1900-1905 гг)

ПЕРЕХОД НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

СЛУЖБА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ

Глава III. НА БАЛТИКЕ (1905-1922 гг)

ВОЗВРАЩЕНИЕ

РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАК БЫЛ УСТРОЕН "ГРОМОБОЙ"

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

14 августа 1904 года (1 августа по старому стилю) неподалеку от берегов Японии у острова Ульсан произошло сражение трех русских крейсеров ("Россия", "Громобой" и "Рюрик" из Владивостокского отряда крейсеров контр-адмирала К. Иессена) с эскадрой Камимуры. В ожесточенной артиллерийской дуэли "Рюрик" получил тяжелые повреждения, потерял ход, управление и был затоплен экипажем. Два других крейсера также получили многочисленные повреждения и понесли потери в личном составе. На "Громобое" из команды 870 человек в сражении 91 погиб, 185 были ранены. Чтобы не разделить участь собрата, они ушли, не в силах помочь прыгающим с тонущего "Рюрика" морякам. Выживших подобрали японцы.


Когда читаешь или вспоминаешь о Цусиме, вообще о русско-японской войне, она кажется глубокой стариной. Почти такой же, как битва при Марафоне или Бородинское сражение. Такое сложилось впечатление, когда я в детстве читал "Цусиму" Новикова-Прибоя. И вот прошло более ста лет со дня того морского боя, в котором участвовал мой дед с материнской стороны, поляк, Стефан Павлович Вадовицкий (от городка Вадовице), взявший фамилию отчима Форманчук и волею судьбы ставший русским "западянцем" Степаном Форманчуком. Будучи судовым механиком, он спас крейсер "Громобой". Награжден за подвиг солдатским Георгиевским крестом, личным дворянством, правом на получение офицерского чина и прибавкой к жалованию. Стал после этого старшим судовым механиком, машинным квартирмейстером 1-й статьи.

Как дворянина и георгиевского кавалера деда расстреливали красные (уцелел, вылез из ямы, выжил). Белые его тоже не жаловали, даже расстрелять хотели, все-таки из нижних чинов. А дед не видел смысла участвовать в братоубийственной войне ни на какой стороне. Потом уже, в начале 20-х преподавал машинное дело, устройство автомобиля, написал книгу о машинах и их ремонте. В бесконечных чистках в начале тридцатых его выявили как "белогвардейца", уволили, допрашивали, но Бог миловал. В 1938 году почти всю Грознефть, где тогда работал дед, пересажали, деда с дядей тоже. К счастью, в НКВД началась пересменка, Берия исправлял ежовские "перегибы на местах", и их выпустили после 4-х месяцев жестких допросов. Но дед потерял здоровье, болел и умер в январе 1944 года.

В эвакуации в Сталинабаде (Душанбе) мы с двоюродными сестрами Эльвирой и Элей любили играть в морской бой подушками. Я укрывался за лежащим на кровати дедом как за бруствером, вернее, как будто сидел в броневой башне, и метал в противника подушки. Дед подавал команды: теперь из главного калибра 12 дюймов! А сейчас давай из бортовых 6 дюймовок бронебойными! Видишь, торпеда?! Лево руля, полный вперед! И давал я полный вперед, и палил из главного калибра...

А дед давал настоящий полный вперед 14-го августа 1904 года в Корейском проливе у острова Ульсан. Вот как выглядит этот бой в кратких строчках хроники:

1 августа ст. стиля 1904 года. 4 японских броненосных крейсера ("Идзума", "Токива", "Адзума" и "Ивате") вице-адмирала Камимуры перехватили 3 русских крейсера ("Россия", "Рюрик" и "Громобой") контр-адм. К. Иессена в Корейском проливе у о.Ульсан.

5.20. Бой начался удачно для русских. После первых же их залпов раздались сильные взрывы на "Ивате" и на "Адзума".

5.34. В результате японского попадания возник сильный пожар на "Рюрике", крейсер вышел ненадолго из строя, пожар быстро потушили.

6.28. На крейсере "Рюрик" поднял сигнал: "Руль не действует". "Россия" и "Громобой" повернули на помощь подбитому крейсеру. Около двух часов они вели бой, чтобы дать возможность "Рюрику" исправить повреждение, но напрасно.

8.30. Командующий отрядом русских крейсеров контр-адмирал К. Иессен решил отходить во Владивосток, чтобы спасти два оставшихся крейсера. Крейсера Камимуры бросились в погоню, а легкие крейсера "Нанива" и "Такачихо" остались добивать "Рюрик", который уже не мог сопротивляться: все орудия замолчали. Из 800 членов экипажа более половины были убиты и ранены. Командир крейсера кап. 1 ранга Е. Трусов и старпом, кап. 2 р. Холодовский были смертельно ранены еще в начале боя.

10.00. Эскадра Камимуры прекратила преследование русских крейсеров. С целью не допустить захвата поврежденного крейсера принявший командование "Рюриком" лейт. К. Иванов приказал открыть кингстоны.

10.30. На глазах японской эскадры "Рюрик" скрылся под водой.

Во время сражения "Громобой" получил большую пробоину ниже ватерлинии. Вода хлынула в трюмы. Тут важна скорость принятия мер. Дед (ну, дед... тогда ему было 26 лет) прыгнул за борт вместе с пластырем и начал его заводить на пробоину. Профессор Юлий Андреев, с которым я обсуждал ряд технических вопросов, сообщил мне следующее:

"Что до Вашего героического деда, сам по себе поступок весьма любопытен, он подтверждает незаурядный ум старшего механика. Через пробоину площадью 1 м2, расположенную в метре от ватерлинии, поступает 2-3 тонны воды в секунду, или несколько тысяч тонн в час (расчеты здесь весьма приблизительны). Беда еще и в том, что чем глубже погружается корабль, тем сильнее прибывает вода. Пока пробоина недалеко от поверхности, завести пластырь легче. Пластырь - это несколько слоев брезента, простеганных льняными нитками, он удерживается на корпусе концами, проведенными вдоль бортов и под килем. Прыгать в море страшно, слишком несоизмеримы по величине человек и корабль, из воды корабль кажется чудовищно огромным. Не просто храбрость заставляет человека прыгать за борт и спасать корабль, здесь нечто большее, чем храбрость, а именно ‑ ум. Страшно, но если этого не сделать, то шансов на выживание не остается. Немногие на это способны, простые инстинкты у большинства сильнее ума".

У меня возник технический вопрос: каким образом закреплялся пластырь? Наверху понятно – туда протягивали веревки от верхней части кромки пластыря и закрепляли на крюках палубы. А снизу и сбоку? Юлий ответил:

"Установка пластыря ‑ сложный и тяжкий труд. Видов пластырей и способов установки на пробоину множество, для этого используются специальные приспособления, лебедки, стрелы, при возможности ‑ водолазы. Обычно с носа или с кормы заводились тросы с цепями, затем вытягивались с другого борта. Свой вклад в это дело внес во второй половине 19 в. адмирал Макаров, "серьезным нововведением явился так называемый "макаровский пластырь", который следовало иметь готовым на случай аварии каждому судну. Пластырь представлял собой несколько слоев парусины прямоугольной формы, обшитой по краям тросом и имеющей по углам тросы либо цепи для растяжки.

Морские суда использовали пластырь с пришитым к холсту простеганным матом. Адмирал Г.И. Бутаков одобрил предложенную систему непотопляемости и вынес ее на обсуждение в Морском техническом комитете. К сожалению, представители комитета приняли только часть системы Макарова, и лишь через 35 лет передовые идеи талантливого моряка смогли осуществиться. При больших пробоинах (от тарана или мины) мягкий пластырь могло затянуть в отверстие, и Макаров предложил рейковый пластырь".

Адмирал Степан Осипович Макаров – фигура легендарная. Свои разработки по проблемам непотопляемости он как раз начал со своего изобретения - пластыря для заделки пробоин судов (1873) и даже был командирован Морским министром в Вену на Всемирную выставку для демонстрации этого изобретения. Он, правда, не только спасал свои корабли, но и топил вражеские. В декабре 1877 г. капитан-лейтенант С.О. Макаров впервые в мире применил для атаки самодвижущуюся мину Уайтхеда (торпеду), а в январе 1878 г. торпедировал на рейде Батума турецкий броненосный корабль "Интибах".

В общем, как бы то ни было, но мой дед Степан Форманчук мастерски использовал изобретение Степана Макарова, и "Громобой" был спасен. 27 сентября 1904 года дед был удостоен высшей военной награды – Георгиевского креста 4-й степени. В тот же день, что и дед, Георгия 4-й степени с одинаковой для всех формулировкой "За отличную храбрость, мужество и самоотвержение, проявленные в бою Владивостокского крейсерского отряда с неприятельскою эскадрою 1-го августа 1904 года" получили:

Иессен Карл Петрович , Свиты Его Императорского Величества контр-адмирал, командующий 1-ю эскадрою Флота Тихого океана † 1918 (вице-адмирал в отставке)

Дабич Николай Дмитриевич капитан 1-го ранга, флигель-адъютант, командир крейсера I ранга "Громобой"

Андреев 2-й Андрей Порфирьевич , капитан 1-го ранга, командир крейсера I ранга "Россия"

И еще семь моряков этих двух кораблей.

После войны "Громобой" вернулся на Балтику и встал на капитальный ремонт в Кронштадтском порту, который продолжался удивительно долго, до 1911 г. За это время дед и познакомился с 16-летней девушкой из Кронштадта Паулиной Альбертовной Эккерт. Пошли дети, трое дочерей, одной из которых и была моя мама София Стефановна. Вот тут и помогла прибавка к жалованию за Георгия 4-й степени - 36 рублей в год (за 1-ю степень ‑ 120 руб., за 2-ю ‑ 96, а за 3-ю ‑ 60).

Вот аттестация на моего деда, который получил после этого повышение и стал унтер-офицером (не только за Георгиевский крест):

АТТЕСТАТЪ

Дан сей от Старшего инженер-механика крейсера 1-го ранга "Громобой" машинному квартирмейстеру 1-й статьи СТЕПАНУ ФОРМАНЧУКУ во свидетельство того, что он за всю нашу совместную службу на крейсере отличался прекраснымъ и вполне трезвымъ поведенiемъ, весьма большими познанiями по управленiю и ремонту паровых машинъ и был во всехъ отношенiяхъ молодцомъ.

Въ чем подписью съ приложенiем судовой казенной печати удостоверяю.

Г. Кроншадтъ "1-го" Мая 1907 года.
Старшiй Инженеръ Механикъ Крейсера 1-го ранга "Громобой"
Штабсъ-Капитанъ Н. Кузнецовъ
Печать с надписью
Крейсеръ 1-го ранга "Громобой"


Аттестатъ. Фото из архива автора


Вот так в этой нашей семейной реликвии штабс–капитан Кузнецов остался рядом с судовым механиком из нижних чинов Форманчуком (с украинского можно перевести как литейщик). В аттестате два раза отмечается трезвость механика. Да, дед совсем не пил. И не курил. Для флота это было почти что чудо. Свою порцию рома отдавал сослуживцам, отчего они его еще больше любили. Если бы таких было больше, не постигла бы российский флот катастрофа Порт-Артура и Цусимы. Ибо русские корабли нисколько не уступали японским по своим техническим и боевым свойствам. Став унтером, дед получил доступ в Ревельский городской парк (по словам бабушки, у входа была надпись: "Вход собакам и нижним чинам запрещен"). Кто знает, не было ли и это одной из причин страшного поражения русских в японской кампании.

Четвертую степень Георгия давали за первый подвиг, который совершить трудно. Потом уже немного проще. Начальство знает о кавалере Георгия, ему уже не нужно особо ничего доказывать. Да и высочайшее утверждение проходит тогда автоматически. Согласно статусу ордена, "Георгиевский крест жалуется только за личные подвиги и притом не иначе, как по представлению ближайшего начальства. Самое представление должно быть сделано в кратчайший срок, не позднее двух месяцев по совершении подвига".

В Статуте проведено то основное начало, что как орден св. Георгия, так и Георгиевский крест жалуется лишь за подвиги, совершенные в военное время. Установлено, что Георгиевский крест и Георгиевская медаль жалуются лишь в порядке степени, начиная с 4-й. Тем самым получение высших степеней помимо низших упразднено вовсе.

Но вернемся к нашим крейсерам. Броненосный крейсер "Громобой" (до 1907 г. крейсер I ранга) заложен 7.05.1898 г., строился на верфи Балтийского завода в Санкт-Петербурге, Россия по проекту Балтийского завода. Последний из серии больших океанских броненосных крейсеров, отличался от предыдущих ("Рюрик", "Россия") лучшей защитой артиллерии. Один из вариантов проекта предусматривал установку башен для 203-мм орудий, но из-за волевого решения генерал-адмирала в.к. Алексея Александровича была продолжена постройка крейсеров с палубными артиллерийскими установками. Вместо установки средней машины экономического хода (как на крейсере "Россия") были установлены три машины равной мощности.

Спущен на воду 26.04.1899 г. Вступил в строй в октябре 1900 г. Переведен с Балтийского моря на Дальний Восток в состав I-ой Тихоокеанской эскадры сразу после завершения приемных испытаний, прибыл во Владивосток 17.07.1901 г. Входил во Владивостокский отряд крейсеров 1-й Тихоокеанской эскадры.

Морской бой около острова Ульсан 14 августа – это, пожалуй, самый большой успех русского флота в войне с Японией. Хотя был потерян "Рюрик", эскадра Камимуры не смогла воспрепятствовать уходу остальных двух крейсеров, получивших многочисленные пробоины и повреждения (у японцев кончились снаряды, и это спасло русских). Все остальное было гораздо хуже. При ознакомлении с этим "хуже" создается впечатление, что главным воинским свершением русских моряков было затопление собственных кораблей. Да, увы, не японских, а своих. Судите сами.

Привожу некоторые данные из официальной хроники событий того времени (1904 год, по ст. ст.).

12 февраля. Эсминец "Внушительный" был загнан в Голубую бухту и потоплен по приказу капитана М. Подушкина.

26 февраля. При попытке японцев взять миноносец "Стерегущий" на буксир матросы И. Бухарев и В. Новиков открыли кингстоны и затопили его, погибнув вместе с кораблем.

31 марта. Миноносец "Страшный" встретил в темноте 6 японских миноносцев и, приняв за свои, вступил им в кильватер. На рассвете японцы обнаружили прибившийся к ним русский миноносец и потопили его.

31 марта. Вышедший на помощь "Страшному" броненосец "Петропавловск" подорвался на японской мине и в результате взрыва котлов машинного отделения и детонации боезапаса затонул. На броненосце погибли командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адм. С. Макаров и знаменитый художник-баталист В. Верещагин.

14 мая. Русские войска оставили г. Дальний. В р-не города налетел на камни и был подорван своей командой русский миноносец "Внимательный".

7 августа. В бою русского крейсера "Новик" с японским крейсером "Цусима" в зал. Анива у п. Корсаковский оба получили серьезные повреждения. Японский крейсер вышел из боя и отошел. "Новик" пришел на Корсаковский рейд и ввиду серьезности повреждений командир М. Шульц принял решение затопить корабль. То есть бой был равный, но русский крейсер затопила своя команда, а японский пришел своим ходом на базу. В награду Шульц был представлен к званию капитана 1 ранга и назначен командиром крейсера "Громобой"…

11 августа. Французские власти интернировали русский крейсер "Диана", прорвавшийся 10.08.1904 г. из Порт-Артура. (Франция считалась очень благожелательно относящейся к России. Чуть ли не союзником в войне с Японией. Германия еще в большей степени помогала России, даже снабжала ее корабли углем.)

9 октября. "Гулльский инцидент" у Доггер-банки. 2-я Тихоокеанская эскадра адм. Рожественского атаковала английские траулеры, приняв их за японские миноносцы. В результате ночной пальбы потоплен 1 английский траулер, погибли два английских рыбака и получил от своих 5 снарядов крейсер "Аврора" (убит корабельный священник и получил ранение капитан). Эскадра не стала задерживаться для разбора инцидента и ушла в Виго (Испания), но там ее догнали английские корабли и часть эскадры оказалась заблокированной вплоть до выяснения прискорбного случая. Очередная задержка по пути к Порт-Артуру.

Скандал страшный. Могла начаться война с Англией! Не из-за "Авроры", естественно, а из-за потопленного траулера и убитых рыбаков. Вопрос разбирался Гаагской международной комиссией. Легко отделались – денежной компенсацией в 65000 фунтов.

Дальнейшая хроника уже не требует никаких комментариев.

23 октября. Порт-Артур. На внутреннем рейде от попадания японского артиллерийского снаряда и детонации боезапаса затонул броненосец "Полтава".

23 ноября. Японская тяжелая артиллерия, установленная на высоте N206, начала массированный обстрел кораблей русского флота. К исходу дня потоплен броненосец "Ретвизан", а получивший тяжелые повреждения броненосец "Пересвет" затоплен экипажем в западном бассейне гавани Порт-Артура.

25 ноября. Японской артиллерией в гавани Порт-Артура потоплены русский броненосец "Победа" и крейсер "Паллада".

26 ноября. Японская артиллерия потопила крейсер "Баян", минный заградитель "Амур" и канонерскую лодку "Гиляк".

19 декабря. По приказу командования экипажем подорваны полузатопленные броненосцы "Полтава" и "Пересвет". На внешнем рейде затоплен броненосец "Севастополь".

20 декабря. Генерал А. Стессель отдал приказ о сдаче крепости Порт-Артур. Затоплены оставшиеся на плаву клиперы "Джигит" и "Разбойник".

1905 год.

5 мая. Владивосток. От взрыва паров бензина в порту затонула подводная лодка "Дельфин".

11 мая. На японской мине у острова Русский подорвался и получил повреждения крейсер "Громобой".

14 мая. 2-я Тихоокеанская эскадра (11 броненосцев, 9 крейсеров, 9 эсминцев, 1 вспом. крейсер) встретилась с японским флотом (4 броненосца, 24 крейсера, 21 эсминец, 42 миноносца, 24 вспом. крейсера) в Цусимском проливе и была почти полностью уничтожена.

17 мая. Крейсер "Изумруд", вырвавшись из Цусимы, сел на камни у м. Орехова в зал. Святого Владимира и был взорван своей командой.

С "Варяга" началось японское морское харакири по-русски. Чуть что - открыть кингстоны. За военную кампанию Первой Владивостокской эскадры сами русские утопили 19 своих кораблей. Немного позже, когда к Цусиме подошла Вторая Владивостокская эскадра, чье плавание для "защиты" Порт-Артура (давно к тому времени капитулировавшего) с самого начала было дикой авантюрой, 6 кораблей во время боя были затоплены или взорваны русскими (самый значительный из них – крейсер "Дмитрий Донской"). То есть всего сами истребили 25 кораблей! Остальные уничтожили японцы, сами сдались в плен (броненосцы "Император Николай I", "Орёл" "Адмирал Сенявин" и "Генерал-адмирал Апраксин", миноносец "Бедовый") или интернировали осуждавшие Россию за пиратство государства в разных иностранных портах.

Вернемся ко временам боевой славы русских крейсеров. "Громобой" был весьма передовым кораблем. На нем, кроме приличной скорости в 20,1 узла и мощных орудий, стояла одна из первых судовых радиостанций того времени. На нем же испытывались аэростаты, которые за счет подъема антенны должны были повысить дальность передач.

Но что делали "Громобой", "Россия" и "Рюрик" до сражения у острова Ульсан, единственного, который можно с большой натяжкой назвать успешным (из трех кораблей потеряли только один)? Они занимались государственным каперством.

Напомню, что просто каперство есть нападение частных вооруженных судов на торговые неприятельские суда или даже на суда нейтральных стран с целью их конфискации с передачей их значительной части своему правительству.

В 1856 году каперство было запрещено Декларацией о морской войне. Но зато оно стало нормой в такой же Декларации о праве морской войны (была дополнена 26 февраля 1909 г.), в которой право на конфискацию передавалось "казенным" кораблям. Перечень товаров, которые считались военными и потому подлежали "призу", и перечень товаров, которые "призу" не подлежали, был весьма условен и оставлялся на усмотрения капитана "капера".

А были ли невоенные материалы? Теоретически были.

Вот эти, к примеру:

Хлопок-сырец, сырые шерсть, шелк, джут, лен, конопля, орехи и маслянистые семена. Каучук, резина, руды; жемчуг. перламутр и кораллы; перья всякого рода, волос и щетина, рога и слоновая кость. Предметы меблировки.

Да и то.... Почему броневая сталь - это военный конфискат, а руда - нет? Из вашей руды, мог бы сказать умный капитан, вполне можно выплавить сталь, посему мы ее конфискуем. А кораблей, которые бы возили исключительно пух-перо и рога-копыта со слоновой костью, в природе не бывает.

Русские командиры кораблей во время русско-японской войны получили указание как можно шире пользоваться международным "призовым правом". Ну, и пользовались. Три наши крейсера захватили или утопили 10 крупных торговых судов нейтральных стран и Японии, не считая несчитанных японских шхун и всякой мелочи-кавасаки. Этим же занимались по пути и корабли эскадры Рожественского.

Вот вам и причина паники во всем мире и последующего интернирования русских судов. Русские корабли захватывают или топят торговые суда разных стран. Кстати, почему топят? А это если у захваченного в качестве приза корабля не хватает угля, чтобы дойти до Владивостока. От сражений с японскими кораблями корсары уклоняются. Их даже назвали "невидимками", а японский адмирал Камимура получил от командующего японским флотом Х. Того предписание во что бы то ни стало найти и уничтожить "русских пиратов". А если нет, то славный путь бусидо известен - покажите, адмирал, чистоту своих помыслов всем, вскройте-ка свое нутро. Камимура и нашел русских - у острова Ульсан 14 августа 1904 года. И пришлось там моему деду спасать крейсер "Громобой", чуть ли не закрывать пробоину своим телом.

Очень скупо давали Георгия, как офицерского, так и солдатского, во время русско-японской войны. Это время даже пропущено в книге о наградах. То есть буквально, в книге имеются разделы всех войн, в которых давались Георгии, а вот русско-японской войны 1904-1905 годов нет. То ли подвигов не хватало, то ли боялись по тем временам переборщить с наградами. Да и кому давать? Посмертных награждений статус ордена не предусматривал. Мертвые не только сраму не имут, но и орденов Георгия не имеют. А живым... невозможно было давать много наград за самую несчастную, по-моему, войну в истории России. Мой дед Степан Форманчук – один из очень немногих (по моим изысканиям – из одиннадцати), кто и уцелел, и был награжден в ту злосчастную кампанию.

Конечно, вроде бы хорошо, когда топят японский транспорт с 1300 японскими комбатантами. Как-никак, а вражеские солдаты. Но транспорт-то - судно невооруженное. Можно сказать - баржа. Опыта военных сражений от этих подвигов не прибавляется. Потопление английских углевозов и вовсе расслабляет. Все вроде есть, все военные атрибуты на месте - нашли, окружили, захватили, взорвали. А боя - нет. Возникает иллюзия большого молодечества и крупных побед. Вот только боевого опыта нет как нет. А когда все-таки уклониться от врага не удавалось, то японцы, особенно в смысле командования кораблями, начисто переигрывали русских удальцов и топили не баржу, не сухогруз, а отличный по своим военно-техническим данным боевой корабль.

Вот и ответ на вопрос, почему как бы дружественные России страны интернировали русские корабли: потому, что корабли русской эскадры слишком увлеклись своим "призовым правом", то есть конфискацией судов разных стран с "контрабандным товаром", идущих по торговым делам в Японию.

Нет, не в технике было дело. Хотя русские снаряды со взрывателями генерала Бринкса сильно подводили русских канониров (давали сильное запаздывание взрыва, так что снаряд часто, прошив вражеский корабль насквозь, разрывался снаружи корабля и не причинял ему особого вреда.

Многое нехорошо было в царской империи. Особенно – с ее элитой, которая не понимала своего предназначения. Если Куропаткин, главнокомандующий войсками в той злосчастной войне, во время страшных поражений под Ляояном, Мукденом, сдачи Порт-Артура и гибели обеих эскадр находил возможность набивать себе карманы путем обкрадывания казны и собственных солдат, да и Стессель, сдавший Порт-Артур, по упорным слухам того времени, сделал это за японские деньги, то что и говорить... Во всяком случае, Стесселя приговорили в 1908 году к смертной казни. Николай сначала заменил ее на 10 лет крепости, а менее чем через год помиловал. Одного Стесселя было более жаль, чем десятки тысяч погибших русских солдат и моряков.

Русский генералитет во главе со своим императором в конце существования дома Романовых начинал вырождаться. Как римские патриции во времена упадка Рима. Если бы в жизни страны более достойное место занимали такие "нижние чины", каким был мой дед Степан (Стефан) Павлович Форманчук и его товарищи, может быть, история России имела бы другой ход.


Крейсер "Громобой". Фото из архива автора

Судьба крейсера "Громобой". Историческая справка

В 1915-16 гг. перевооружен, участвовал в Первой мировой войне. В ноябре 1917 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. К концу 1918 г. "Громобой" был передан на хранение в порт. 1 июля 1922 г. продан совместному советско-германскому предприятию "Деруметалл" и 12 октября 1922 г. сдан "Рудметаллторгу" для разборки. 30 октября 1922 года при буксировке в Германию, в районе Либавы (Лиепая в Латвии) попал в сильный шторм, был выброшен на ограждение аванпорта и разбит прибоем. Впоследствии по частям в течении 18 лет разбирался частными фирмами на ценные металлические части – бронза, латунь, сталь.

Вообще-то странно, что корабль, прошедший капитальный ремонт и модернизацию в 1915 году, через три года ставится на прикол, а затем отправляется на слом. Видимо, у большевиков тогда не было ни денег, ни, главное, обученных специалистов для поддержания крейсера в рабочем состоянии. Проще было загнать его в Германию как металлолом. Наверное, то был "дружественный шаг" ради Веймарской республики, которая по Раппальскому договору 16 апреля 1922 г. первой признала Советы. Передали им боевой корабль по цене лома, но при буксировке под руководством малограмотных он и впрямь превратился в металлолом.

Л. А. Кузнецов
Судостроение. Л: "Судостроение", 1989. №12

Материал подготовил: Георгий Шишов

Увлеченность Морского министерства во второй половине прошлого века постройкой крейсеров для боевых действий, прежде всего, на морских коммуникациях , завершилась созданием высокоавтономных океанских крейсеров "Рюрик" и "Россия" . Второй из них находился еще на стапеле, когда Морское ведомство после рассмотрения плана дальнейшего судостроения в докладе генерал-адмирала от 3 июля 1895 г. получило высочайшее распоряжение продолжать строить крейсеры типа "Россия" ; и уже через 12 дней была утверждена постройка третьего такого корабля.

Желание иметь более совершенный крейсер, чем "Россия", повлекло за собой разработку абсолютно нового проекта, в которой приняли участие его будущие строители - старшие помощники судостроителя К. Я. Аверин и В. X. Оффенберг. Выполняя приказание генерал-адмирала, МТК 18 июня 1896г. отдал распоряжение управляющему Балтийским заводом старшему судостроителю С. К. Ратнику немедленно приступить к составлению возможных "соображений", а затем и к переработке чертежей крейсера "Россия"; за основу требовалось принять тот же корпус, установить под броневой палубой вместо двух главных и одной вспомогательной три главные паровые машины одинаковой мощности, улучшить защиту артиллерии с помощью "отдельных казематиков или иным способом", использовав вес упраздненного двойного машинного каземата [З].

12 августа МТК рассмотрел представленные Балтийским заводом четыре варианта корабля водоизмещением 12336, 13100, 14000 и 15385 т, причем последний представлял собой увеличенный броненосец "Пересвет" (длина 156,9, ширина 21,9, осадка 8,15 м, скорость 20 уз, четыре 254- и тринадцать 152-мм орудий). Из всех проектов предпочтение отдали первому как наиболее полно отвечающему предъявленным условиям. Временно исполняющий должность председателя МТК контр-адмирал П. Н. Вульф предложил в случае применения крупповской брони уменьшить толщину бортового пояса с 203 до 152 мм, а сэкономленными 132 т защитить не только, все четыре 203-мм, но и двенадцать (вместо восьми по проекту) из шестнадцати 152-мм орудий. Переработка чертежей с учетом вносимых изменений в состав малокалиберной артиллерии, бронирования и прочих элементов завершилась к 30 ноября 1896г., а 11 марта следующего года проект получил одобрение МТК; однако, по мнению С. К. Ратника, он не имел ничего общего с "Россией", к тому же из-за измененной конструкции подводной деревянной обшивки и несколько увеличенного водоизмещения другими стали и обводы корабля [З].

Согласно спецификации крейсер имел длину по грузовой ватерлинии 144,17 м (наибольшая с тараном 146,6 м), ширину с деревянной подводной обшивкой 20,88, углубление в полном грузу с килем и фальшкилем 7,9 м, водоизмещение 12359 т. Статьи нагрузки складывались из массы корпуса со стальным настилом под палубную броню и дельными вещами (4757 т), бронирования (2169,46), артиллерии с боезапасом (832,5), минного вооружения, динамо-машин, 50 сфероконических мин и сетевого заграждения (166,28), механизмов, котлов со 145 т котельной воды (1988,15), нормального запаса угля (1756), двух минных (длина 17 м, скорость 14 уз) и стольких же паровых (длина 12,2 м, скорость 9 и 9,5 уз) катеров и гребных судов (соответственно по два 20-весельных баркаса, 6-весельных яла и вельбота, 14 легких катеров, по одному 16-и 12-весельному рабочему катару) (57,77), 35 офицеров и 750 чел. команды, снабжения, провизии на четыре месяца, пресной воды (85,3 т) на 14 дней, шкиперских запасов, трех стальных мачт, двух становых адмиралтейских со штоками (каждый около 5,9 т) и двух запасных (Мартина по 7 т) якорей, стоп-анкера, трех верпов, двух становых (по 319,5 м) и одной запасной (213) якорных цепей калибром 66,6 мм (617,8 т); запас водоизмещения составлял 14 т.

К постройке корабля в новом каменном эллинге Балтийского завода приступили 14 .июня 1897 г., а 7 декабря того же года новый крейсер под названием "Громобой" зачислили в описки флота; официальная же закладка состоялась 7 мая следующего года.

Фор- и ахтерштевень, рудерпост, рулевая рама с рудерписом, наружные кожухи гребных валов и кронштейны отливались из бронзы; вертикальный внутренний киль высотой 990,6 мм собирался из стальных листов толщиной 15,9 в средней части корпуса, и 14,3 мм в оконечностях; горизонтальный - состоял из наружного 15,9-мм по всей длине и внутреннего 19-мм в средней части, 14,3-мм в носу и корме. На протяжении двойного дна (толщина обшивки 7,9-14,3 мм) между 28 и 102 шп. с каждого борта ставились по четыре стрингера или внутренних бортовых киля; в этих же пределах шпация шпангоутов, изготовленных из угловой стали и 2-образных полос, составляла 1219, а далее к оконечностям - 914 мм. С внутренней "части броневого пояса по его высоте шпация составляла 610 мм. Водонепроницаемые переборки толщиной 6,35 и 8,7 мм на 28, 32, 36, 46, 56, 66, 76, 86-87 и 95 шп. располагались от наружной обшивки (толщина от 11,1 до 19) до броневой палубы (жилой) и подкреплялись вертикальными угловыми стойками с одной стороны и Т-образными горизонтальными полосами с другой. Продольные переборки образовывали бортовые коридоры, палубные бимсы изготовлялись из коробчатой стали, а трубчатые пиллерсы - из железа. Настил верхней палубы намечалось сделать из 76-мм квадратных сосновых брусков или 57-мм тиковых досок (на всех остальных палубах - линолеум). Подводная часть обшивалась сначала одним 101,6-мм слоем тиковых досок, а затем 1,58-мм медными листами. В средней части корпуса крепились скуловые кили (длина 60,96 м) высотой 609,6 мм; основной киль (тиковый), поверх которого устанавливался 127-мм дубовый фальшкиль, крепился непосредственно к наружной стальной обшивке. Стоимость корпуса составляла 4148855 руб.

Бронирование (688 тыс. руб.) - 152-мм бортовой пояс (длина 72,2, высота 2,3 м) между 36 и 95 шп. из гарвеевской брони (крупповскую отечественные Обуховский и Ижорский заводы к тому времени еще не успели освоить), уменьшавшийся к нижней кромке до 101,6 мм (1,44 м ниже ватерлинии) и устанавливавшийся на 76,2-мм лиственничную подкладку; он ограничивался 152-мм траверсами, шедшими поверх броневой палубы (толщина хромо-никелевых листов, уложенных на 12,7-мм стальной настил, составляла 25,4 мм в горизонтальной части и от 50,8 до 63,5 мм на скосах к бортам и оконечностям), но не доходившими до диаметральной плоскости. Остальные траверсы на 32, 36. 40 и 95 шп. на батарейной, жилой (броневой) палубах, а также между верхней и полубаком имели толщину 50,8 мм. Казематы с наружной, внутренней сторон и сверху, боевая рубка (как на "России") защищались соответственно 120,6-, 50,8-, 25,4-и 305-мм, а четыре котельных люка и кожухи элеваторной подачи - 38,1-мм броней. Большие люки на броневой палубе имели решетки из железных (203х15,8 мм) полос, а остальные снабжались броневыми крышками. Из-за ограничения бронирования кормовые 203-мм орудия пришлось выполнить на открытых палубных установках со щитами, а носовые разместить в общем носовом каземате с 50,8-мм продольной переборкой.

Машинная установка стоимостью 3 млн. 100 тыс. руб. включала три четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения общей индикаторной мощностью 14500 л. с. при 120 об/мин, рассчитанные на достижение крейсером 19-узловой скорости; трехлопастные гребные винты изготавливались из "пушечного металла", причем два бортовых (диаметр окало 4870 мм) располагались на 762 мм выше среднего (4570), а их валопроводы имели уклон 2° в нос. Носовое машинное отделение, где размещались бортовые машины, разделялось 9,5-мм продольной переборкой. Три центробежные циркуляционные помпы (подача каждой около 600 т/ч) с отдельными приводами могли использоваться как водоотливные. Пар вырабатывали 32 водотрубных котла системы Бельвиля (рабочее давление 17 кг/см2) модели 1894 г., установленных в четырех отделениях. Расход угля при полной мощности составлял 100, а в форсажном режиме - 125 кг/ч (индикаторная мощность 16500 л. с. при 125 об/мин); в машинных и котельных отделениях имелись по две пожарные помпы Вортингтона, в каждом котельном - по четыре эжектора Фридмана.

Пополнение запаса питьевой и котельной воды обеспечивали два опреснителя и три испарителя системы Круга; индикаторная мощность всех 70 вспомогательных механизмов достигала 2270 л. с. , причем большая часть из них (8 водоотливных турбин по 550 и 2-по 250 т/ч, три шпиля, вентиляторы, лебедки и другое оборудование) имели электроприводы. На каждой мачте стояло по два 75-см прожектора; крейсер освещался посредством 1316 ламп накаливания. Все потребители обеспечивались электроэнергией от шести динамо-машин (105 В, две по 1000 А и четыре по 640 А) производства фирм "Унион" и "Симменс и Гальске". Внутрисудовая связь - звонки, колокола громкого боя, переговорные трубы и 46 телефонов системы лейтенанта Е. В. Колбасьева. В местах управления рулем, имевшим ручной, паровой и электрический приводы, в центральном посту и боевой рубке устанавливались электроуказатели положения руля.

Артиллерийское вооружение состояло (в скобках указан боевой комплект на все орудия) из четырех 203-мм (440), шестнадцати 152-мм (2880) системы Канэ (длина стволов 45 калибров), двадцати четырех 75-мм (7200), восьми 47-мм (6480) на станках капитана Меллера. шестнадцати 37-мм (9720) орудий (восемь из них на боевом марсе фок-мачты) и двух десантных 63,5-мм пушек Барановского. Орудия поставлялись Обуховским заводом, элеваторная подача - Металлическим, лебедки-фирмой "Дюфлон", приборы управления артогнем - заводом "Н. К. Гейслер и К°". В минное вооружение (Путиловский завод) входили четыре бортовых подводных 380-мм аппарата для мин Уайтхеда (запас 12 ед.) длиной 5,18 м "и сфероконические мины- 16 в носовом, 34 в кормовых погребах; ставились они с помощью баркасов и паровых катеров, каждый из которых был вооружен метательным аппаратом. На минных же катерах стояло по два откидных 380-мм аппарата для мин Уайтхеда длиной 4,57 м, все четыре катера имели по одному 47-мм орудию Гочкиса и пулемету.

Возникшее отставание, связанное с изготовлением машин и котлов, завод сумел наверстать, и к моменту спуска корабля на воду (8 мая 1899 г.) на месте находились все 32 котла и значительная часть вспомогательных механизмов. Правда, из-за спешной сборки котлов во время первого плавания пришлось постоянно устранять различные неполадки; машины монтировались высокими темпами - так, бортовые опробовали в мастерской завода в сентябре, среднюю - в октябре 1899 г., их швартовные испытания проводились соответственно 26 октября и 9 ноября, т. е. спустя всего 38 дней, что командир корабля капитан 1 ранга К. П. Иессен определил как блестящий результат [З]. 12 ноября буксиры повели "Громобой" на достройку в Кронштадт, однако в Морском канале караван наткнулся на сплошной лед и дальше крейсер пошел своим ходом один; на меридиане Петергофа свежий северо-западный ветер и льды прижали его к южной кромке канала, а затем и перенесли через нее. Помощь подошедших судов оказалась тщетной, и только после перемены ветра и увеличения уровня воды корабль самостоятельно сошел с мели (15 ноября). Все эти дни главные машины и котлы работали, по отзыву командира, безукооизненно. Проведенный 19 апреля 1900 г. осмотр в доке выявил повреждения 980 листов медной обшивки, сам же корпус, как определила комиссия, мог прослужить еще 30 лет.

Проводившиеся в сентябре 1900 г. заводские пробы оказались неудачными. Из-за большого дифферента на нос крейсер развил всего 18 уз, хотя машины работали на полных оборотах; во время хода корабль глубоко зарывался носом, и вода заливала не только медную обшивку, доходившую до высоты 9,75 м от киля, но и клюзы с частью носового украшения; на корме же отчетливо виднелась грузовая марка (8.2 м от киля) [З], при этом корпус сильно сотрясался.

После устранения дифферента успешно прошли официальные шестичасовые испытания (5 октябоя 1900 г.). Пои углублении носом 7.67, кормой 8,18 м и водоизмещении 123^ т "Громобой" легко достиг средней скорости 20.1 уз; в отдельности левая, средняя и правая машины развили без форсажа соответственно индикаторную мощность 5165, 5274,45 и 5056,59 л. с. (общая 15496 л. с.) при 123,7, 117,5 и 124,2 об/мин. Особо отмечались полное отсутствие перегрузки крейсера даже со всеми судовыми запасами, первое применение на отечественном корабле в широких масштабах изоляции помещений и погребов пластами прессованной пробки; "громе того, по предложению С. К. Ратника МТК, признал возможным обшить верхнюю палубу снизу железными листами во избежание возгорания при разрыве снарядов внутри корабля.

После всех испытаний "Громобой" 28 ноября 1900 г. вышел из Либавы в заграничное плавание, с тем чтобы потом присоединиться к Тихоокеанской эскадре. С приемом всех запасов вновь появился дифферент на нос (0,7 м), во время сильного волнения водяные брызги нередко достигали верхнего мостика, причем из-за одинарной задрайки давали течь все иллюминаторы. От дифферента удалось избавиться, перенеся в крайние кормовые помещения шесть смычек запасной якорь-цепи (12 т), колосники (40) и дополнительно уложив 46 т чугунного балласта и 120 т угля в брикетах. С учетом установленных в казематах по решению МТК четырнадцати башенноподобных щитов к 203- и 152-мм орудиям водоизмещение возросло на 216 т. На пути во Владивосток "Громобой" посетил в апреле-мае Мельбурн и Сидней по случаю открытия парламента Австралийской федерации; в конечный пункт назначения он прибыл 17 июля 1901 г. [З].

Опыт первых походов, по мнению К. П. Иессена, показал, что крейсер обладает превосходными мореходными качествами, а прекрасные обводы и машины дают возможность развивать до 20,3 уз и идти против ветра и волн с довольно значительной скоростью. При плавной бортовой качке (5,5-6 размахов в минуту) и крене до 9° килевая отличалась стремительностью, особенно на крупной волне, но это не мешало использовать артиллерию. С полными угольными ямами (2324 т) и достаточным запасом пресной воды (до 1000 т) дальность плавания достигала 5000- 5500 миль экономическим ходом, а запас провизии позволял держаться в море 100 дней. Из недостатков отмечалась неудовлетворительная работа всех трех рулевых приводов, вентиляции, шпилей. неэкономичность котлов и холодильных машин, а также недостаточная производительность испарителей. Вызывало нарекания и отсутствие угольных горловин на верхней палубе, так как нормальная погрузка топлива через бортовые порты (между батарейной и жилой палубами) могла производиться только в гавани или при тихой погоде. Посетив крейсер в октябре 1900 г., вице-адмирал С. О. Макаров отметил, что при наличии роскошных офицерских помещений он "был поражен отсутствием всяких удобств для жизни матросов на наших новых судах" [З].

Во время русско-японской войны "Громобой" в составе Владивостокского отряда крейсеров участвовал в боевых действиях на морских коммуникациях противника. Обладая лучшей броневой защитой, чем "Россия", корабль, тем не менее, 1 августа 1904 г. понес в бою с японскими крейсерами значительные потери в личном составе (погибло 94 чел, 182 ранено). Это объяснялось распоряжением командования крейсера постоянно держать прислугу у малокалиберных пушек, хотя они и не могли участвовать в бою из-за больших дистанций стрельбы [I]. На устранение полученных повреждений ушло почти два месяца;однако при первом же выходе в море (30 сентября 1904 г.) "Громобой" налетел на банку Клыкова в заливе Посьета и сильно повредил днище с левого борта (около 50 шп.). Ремонт в сухом деке, из которого пришлось временно вывести крейсер "Богатырь", завершился лишь к 9 февраля следующего года [I]. За это время на верхней палубе дополнительно установили шесть 152-мм пушек (по три с борта), а в апреле установили 31,7-мм башенноподобные щиты и отдельные бронированные казематы (толщина листов со стороны борта и крыши 12,7, траверсов - 9,5 мм). У кормовых 203-мм орудий установили 38,1-мм траверсы. Сдвинув кормовое к носу, а носовое 152-мм орудие перенеся на полубак, увеличили углы обстрела. Все это значительно усилило бортовой залп и улучшило защиту артиллерии, качество стрельбы которой повышалось благодаря применению горизонтально-базисных дальномеров Барра и Струда. Число же 75-мм пушек сократили до девятнадцати, а 37-мм до двух. 11 мая 1905 г. крейсеру пришлось выдержать еще одно испытание. Выйдя в море для проверки дальности действия нового радиотелеграфа системы "Телефункен" (115 миль), он подорвался на мине (левый борт, под первой кочегаркой). Корабль смог самостоятельно возвратиться во Владивосток, но в боевых действиях из-за ремонта уже не участвовал [I].

Возвратившийся на Балтику "Громобой" 7 июля 1906 г. поставили на капитальный ремонт. В особенно плохом состоянии оказались "издерганные" во время войны механизмы; так, котлы, по словам котельного мастера Балтийского завода Г. Н. Ревенко, представляли собой "совершенную развалину" на фоне приличного вида котлов "России", изготовленных во Франции и эксплуатировавшихся гораздо дольше. Ремонтом занялись Балтийский, Франко-Русский и Кронштадтский пароходный заводы. На месте кормовых минных аппаратов установили две динамо-машины по 320 А, а носовые заменили 457-мм аппаратами. Кормовые 203-мм орудия наконец-то защитили общим казематом из крупповской брони (стенки 76,2, крыша 25,4 мм), а в кормовой части адмиральского салона, также в бронированном каземате (50,8 и 19,5 мм), установили два перенесенных с оконечностей 152-мм орудия; из остальной артиллерии осталось по четыре 75- и 47-мм пушки. В носу и корме поставили бронированные рубки для дальномеров Барра и Струда, до 50,8 мм усилили защиту дополнительных казематов (крыша 19 мм) на верхней палубе. Мачт стало две. - грот-мачту перенесли ближе к корме, а на месте фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту, разместив на каждой из вих по одному 90-см прожектору и наблюдательной площадке. Проведенные 29 сентября 1910 г. испытания выявили недоброкачестаенность ремонта механизмов - развив мощность всего 9979 л. с., машины начали сильно греться. Повторно механизмы опробовались уже 14 июля следующего года, все прошло благополучно: при неполных оборотах средняя скорость корабля (водоизмещение 12643 т, углубление носом 8, кормой 8,2 м, общая индикаторная мощность машин 13337,2 л. с.) составила 18,5 уз. По классификации 1907 г. "Громобой" отнесли к броненосным крейсерам, а с 1915 г. - к крейсерам.

В годы первой мировой войны "Громобой" входил во вторую бригаду крейсеров; по предложению флагманского артиллерийского офицера старшего лейтенанта Г. Н. Пелля его довооружили (июнь 1915 г.) двумя 203-мм орудиями (на полубаке и юте), сняв оба 152-мм носовых и все 75- и 47-мм пушки; подкрепления под ними выполнял Сандвикский корабельный док и механический завод в Гельсингфорсе. Угол возвышения 203- и 152-мм орудий составлял 17,55° и 17°, а общий боезапас - соответственно 750 и 5000 выстрелов. С новым вооружением "Громобой" уже мог оказать достойное сопротивление германскому крейсеру типа "Роон" ; позднее установили новые элеваторы и по два 63,5- и 47-мм противоаэропланных орудия. Корабль располагал двумя радиостанциями (2 и 8 кВт), брал на борт 200 мин; в начале 1917 г. его полное водоизмещение достигало 13200 т. В ноябре того же года "Громобой" перешел в Кронштадт и 1 февраля 1918 г. закончил кампанию; с мая и до продажи на слом в 1922 г. он находился на долговременном хранении. При буксировке в Германию крейсер выбросило штормом на аванпорт в районе Лиепаи; впоследствии его разобрали частные фирмы .

Так завершилась история самого совершенного крейсера в серии, начатой "Рюриком" и "Россией". И не вина его создателей, что предназначенный для действия на океанских просторах "Громобой" выполнял боевые операции на ограниченном морском театре, а участие в бою с японскими кораблями 1 августа 1904 г. лишь подтвердило его несоответствие поставленным задачам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорьев В.Е. Операции Владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Л.-М., Воениздат, 1939, с. 7. 232, 263.
2. Судостроение, 1979, № 12, с. 57- 60; 1980. № 1, с. 63-65.
3. ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 1024; ф. 417, оп. 1, д. 2181, 2182, 2214, 2282; ф. 418, оп. 1, д. 1686; ф. 421, оп. 1, д. 1277, оп. 3, д. 669, оп. 4, д. 545, 766, оп. 8, д. 57, 58; ф. 425, оп. 1, д. 30; 427. оп. 1, д. 224; ф. 479, оп. 3. д. 171, 228; ф. 719, оп. 1, д. 1, 24, 31, 35; ф. 930, оп. 25, д. 195, 227, 228, 240.
4. Отчеты по Морскому ведомству 1897-1906 гг., СПб.
5. Корабли и вспомогательные суда Советского ВМФ (1917-1927 гг.). М., Воениздат, 1981, с. 20, 21.

Описание старой фотографии: Заложен 14 июля 1897 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Спущен на воду 26 апреля 1889 года. Вступил в строй в октябре 1900 года
Во время русско-японской войны входил в состав Владивостокского отряда крейсеров.
Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 15 июня 1904 года потопил японский транспорты
"Идзумо-Мару" и "Хитачи-Мару" и совместно с другими крейсерами 25 апреля 1904 года
транспорт "Хагинура-Мару", 26 апреля - "Кинсю-Мару".
В период с 17 июля по 2 августа 1904 года уничтожил 6 японских шхун, британский пароход "Найт Коммандер"
и германский пароход "Теа". С 8 по 11 мая 1905 года - еще 4 японских судна.
14 августа 1904 года вел бой с японскими крейсерами в Корейском проливе.
Прошел капитальный ремонт в 1907-1911 гг. на Кронштадтском пароходном заводе.
Были установлены новые котлы, казематы для 8 152-мм и носовых 203-мм орудий,
2 подводных 457-мм торпедных аппарата Металлического завода и все 203-мм орудия оснастили новыми затворами фирмы "Виккерс".
Кормовые 203-мм орудия защитили общим казематом, 2 152-мм орудия с оконечностей перенесли в адмиральский салон.
В носу и корме установили бронированные рубки для дальномеров, усилили защиту дополнительных казематов на верхней палубе.
Грот-мачту перенесли ближе к корме, а на место фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту, разместив на каждой
из них прожектора и наблюдательные площадки. По механизмам работы выполнял Франко-Русский завод.
Участвовал в первой мировой войне (дозорная служба в устье Финского залива, летом 1916 года набеговые операции
на коммуникации противника, прикрытие минно-заградительных, разведывательных и набеговых операций легких сил флота).
В июне 1915 года крейсер довооружили, позднее установили новые элеваторы и по две 63-мм и 47-мм зенитки.
Участвовал в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
С 9 по 10 декабря 1917 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении.
В 1919 году 152-мм орудия крейсера были сняты и переданы флоту Советской Латвии для обороны Риги.
1 июля 1922 года продан совместному советско-германскому предприятию "Деруметалл" и 12 октября 1922 года сдан "Рудметаллторгу" для разборки.
30 октября 1922 года при буксировке в Германию, в районе Лиепаи (Латвия) попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен
на ограждение аванпорта и разбит прибоем. Впоследствии по частям был поднят частными фирмами и разобран на металл.

Водоизмещение 12455 т. Размерения 146.6/144.2/140.6x20.9x7.9 м
Воружение первоначальное - 4 - 203/45, 16 - 152/45, 24 - 75/50, 12 - 47 мм, 18 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 4 ПТА
Бронирование: гарвеевская броня - борт 152 мм, траверзы 152/102 мм, казематы 51-121 мм, палуба 37-64 мм, рубка 305 мм
Механизмы 3 вертикальные машины тройного расширения мощностью 15496 и.л.с. 32 водотрубных котла Бельвиля, 3 винта
Скорость 20.1 узла Дальность плавания 8100 миль. Экипаж 28 офицеров и 846 матросов

Понравилось? Лайкни нас на Facebook