Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Открытость-закрытость

Связь синдрома коллективизм-индивидуализм с синдромом сложность-простота.

Простота-сложность

Основным критерием оцени степени ложности культуры Триандис называет отношение ко времени (ожидание опаздывающих).

США, Япония – допустимое опоздания несколько минут;

Греция, Италия – можно опоздать на несколько часов;

Африка, Латинская Америка – несколько суток.

 

В простых культурах преобладает протоиндивидуализм, когда человек связан с малым количеством других индивидов.

В средних культурах (по сложности) коллективизм становится максимальным, одна большая группа объединяет множество индивидов.

В сложных культура преобладает индивидуализм (неоиндивидуализм), групп становится много, с помощью них становится возможным реализовывать индивидуальные цели (при эмоциональной оторванности от этих групп).

 

Терпимость к поведения, отличающемуся от общепринятых норм. Открытые культуры отличаются терпимостью, закрытые – нетерпимостью.

В закрытых выше уровень тревоги, чувство незащищенности и неопределенности (СССР, Северная Корея).

Национальный характер

Дуийкер и Фрид выделяют 6 осн подходов к определению национального характера.

Национальный характер – это:

1) психологические особенности, присущие всем представителям нации и отличающие их от всех других людей.

2) совокупность психических качеств, которые имеются у большинства членов нации

3) тип личности, который в общественном мнении представляется идеальным, образцовым для данной нации (каким должен быть истинный ариец).

4) типичные особенности в поведении и мышлении, которыми отличаются персонажи национального искусства.

5) особый склад ума, выражающийся в особенностях национальной культуры. Речь об национальном менталитете.

6) совокупность ценностей, идеалов, убеждений, которые определяют образ жизни народа.

 

У немцев аккуратность и трудолюбие, добросовестность, высокое качество и надежность.

У испанцев отмечают гордость и даже горделивость.

Американцы – тщеславие и соревновательность, любовь к статистике

Японцы – утонченный эстетизм и милитаризм.

 

Этноцентризм и культурный релятвизм

 

В начале 20 в. Самер предложил понятие этноцентризма для такого взгляда на общества нации, при котором ингруппа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ними.

Этноцентризм (современная трактовка) – восприятие и интерпретация поведения других наций сквозь призму особенностей своей нации при ее предпочтении в качестве эталона (избранный народ, примитивная культура – примеры этноцентризма).

Культурный релятивизм – восприятие и интерпретация ценностей и особенностей др. наций в их собственном контексте.

 
 

 

 


Этнокультурные различия в познавательной сфере

У представителей бесписьменных культур лучше развито логич запоминание. У представителей письменных – механическое, что является результатом шеольного обучения.

В 1969 г. выходит статья А. Дженсена о расовых различиях в уровнях IQ. У представителей европеоидной расы ур-нь IQ был выше. И по результатам собственного исследования ученый делал вывод о 80% наследуемости интеллекта. Дальнейшие исследования показали, что с тестами IQ лучше сего справляются представители монголоидной расы, затем уже европеоидная и значительно хуже негроидная.

Многочисленные исследования показали, что ср. значение IQ афроамереканцев на 10-15 баллов (одно стандартное отклонение) ниже, чем у белых американцев.

Пытаясь понять причины различий, исследователи обратили внимание на то, что различия по интеллекту в одно стандартное отклонение часто наблюдается между привилегированными и ограниченными в правах группами населения независимо от их расовой принадлежности. Был сделан вывод, что выявленные расовые различия уровня IQ являются следствием социальных причин (многолетнее ограничение в правах, низкий уровень жизни, плохое образование.

Школьный и нешкольный интеллект и способы мышления.

На современном этапе принятии считать, что межкультурные различия результатов интеллектуального тестирования является следствием различного понимания интеллекта в разных культурах, а также использование тестов, не являющихся валидными в других культурах.

Тесты на интеллект измеряют успешность выполнения задания теми способами, которые присущи западно-европейскому стилю жизни. Многие исследования показывают, что существует «школьный» и «нешкольный» способ мышления. В частности, в культурах, где отсутствует школьное обучение, взрослые не умеют решать абстрактные задачи, а классификацию по функциям в контексте своей повседневной жизни они считают более целесообразными, чем классификацию по категориям.

 

Социально-экономические различия

Это те психологические особенности человека, которые обусловлены его социально-экономическим статусом.

Социально-экономический статус – некие интегративные критерии, разделяющие общество на страты.

Основные компоненты социално-экономического статуса:

1. уровень образования

2. род занятий (наличие и сложность работы)

3. уровень дохода (район проживания, качество домашнего хозяйства, доходы)

В США выделяют 5 основных соц-эконом уровней:

1. нижний, или неблагополучный, сос-т 18 % от всего населения

2. ниже среднего (голубые воротнички), рабочий класс, 48%

3. средний уровень (белые воротнички), офисные работники, 21%

4. выше среднего – бизнесмены и независимые профессионалы, 10%

5. высокий уровень – владельцы больших собственностей, компаний 3%.

Взаимосвязь социально-экономического статуса и уровня интеллекта.

В 1989 г. фр. уч-е Кэпрон и Дайм изучили группу из 38 детей, усыновленных в младенчестве. При этом, половина детей родились в более образованных высокостатусных семьях, а другая половина в семьях с более низким социально-экономическим статусом. При этом половина приемных родителей имело высокий статус, а половина – низкий.

 
 

 

 

   
Н
103,6

   
Статус биол. родителей
В
119,6

 
 
 
Н


92,4

    107,5

Таким образом, были выявлены генетические и средовые эффекты развития интеллекта приемных детей.

 

В 1991г. Локурто (Locurto) провел исследование по сравнению интеллекта отцов и взрослых сыновей в зависимости от уровня социально-экономического статуса отцов.

 
 

 

 


 

Общие выводы:

Уровень интеллекта положительно коррелирует с соц. статусом индивида. Однако не определен им жестко. Есть люди, которые не используют благоприятные социальные условия для интеллектуального развития и люди, которые преодолевают неблагоприятные.

 

Еще одно исследование, проведенное 1966г. в Англии ученым Докреллом.

В английской системе образования существовало правило, согласно которому детей, достигших 11летнего возраста определяли в разные типы школ. Наиболее успешных зачисляли в грамматические школы, подготавливающие к поступлению в вузы. А тех, кто не проявлял особых способностей к обучению, отправляли в технические школы, дававшие значительно более низкий уровень образования. Ученый в своем исследовании построил профили способностей у ученков грамматической и техничекой школ.

Причем и в одной, и в другой школе были выделены две группы детей:

- из семей со средним соц-эконом-м сатусом

- из семей с низким соц-эконом статусом.

Результаты показали, что в технических школы попадают дети с плохими интеллектуальными задатками из семей со средним социально-экономическим статусом, и дети с любыми задатками (и хорошими, и плохими) из семей с низким социально-экономическим статусом. Также дети из семей со средним уровнем социально-экономического статуса имеют более высокие вербальные способности. Независимо от того, в какой школе они обучаются. Это позволяет сделать предположение, что с социально-экономическим статусом связано развитие именно вербальной сферы и соответственно вербального интеллекта.

НИ – это генетический потенциал.

Поэтому в ситуации НИ-выс, ВИ-ср общую оценку можно давать «выше среднего» вне зависимости от социально-экономического статуса родителей.

Невербальные способности детей не показали значимой взаимосвязи с социальным статусом семей. Это свидетельствует о том, что невербальные (пространственные и математические) способности в большей степени отражают наследственные задатки интеллектуального развития ребенка.

Взаимосвязь социально-экономического статуса с частотой проявления определенных психических расстройств.

При высоком социально-экономическом статусе увеличивается количество невротических расстройств, при низком – психопатических.

На этих данных основывается так называемая «теория дрейфа»:

человеку с психопатическими расстройствами к какому бы статусу он изначально не относился трудно этот статус сохранить (иметь постоянную работу, место жительства и т. д.), что и заставляет его дрейфовать ко все более худшим условиям существования.

Интеллектуальные способности детей в зависимости от порядка их рождения в семье

Фр. Гальтон, проанализировав в своей книге «люди английской науки: их природа и воспитание» особенности семей-членов британского королевского общества, сделал вывод, что многие из выдающихся ученых были старшими детьми в семье. Дальнейшие исследования показали, что уровень интеллекта имеет тенденцию снижаться по мере увеличения порядкового номера рождения детей.

Самый высокий уровень оказался у детей-первенцев и затем наблюдается постепенное снижение.

Америк исслед-ль Зайонц, пытаясь найти причины этого явления, предложил концепцию интеллектуального возраста семьи.

Интеллектаульный возраст семьи – это некоторая гипотетическая переменная, которая отражает возможности развития детей в семье (обучение, получение информации).

Семья без детей: 100+100=200/2=100

Семья с одним реб: 100+100+0=200/3=67

Семья с 2мя детьми: 100+100+50+0=250/4= 62,5

Семья с близнецами: 100+100+0+0= 200/4=50 (?)

Неполные семьи: 100+0= 100/2=50 (?)

Из предложенной Зайонцем теории следует несколько логических выводов:

1) дети, имеющие обоих родителей, должны иметь более высокий интеллект, чем дети, которых воспитывает только один родитель.

2) дети из семей, где есть другие взрослые (бабушки, дедушки) должны иметь более высокий интеллект, чем дети из нуклеарных семей.

3) чем больше возрастные интервалы между рождением детей, тем меньше будет снижение интеллектуальных способностей у более младших детей.

Экспериментально был подтвержден только третий вывод.

Личностные особенности детей с различными сиблинговыми позициями.

Уже в работах Фрейда можно встретить идею о том, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение для всей его последующей жизни. Фокусом научных исследований эта проблема стала для его ученика А. Адлера.

По мнению Адлера порядок рождения является основной детерминантой установок сопутствующих стилю жизни.

Большой эмпирический материал был собран и систематизирован австралийским ученым У. Толменом.

Среди современных разработок следует отметь эволюционно-психологическую концепцию Саллавэя.

Исходным предположением данной концепции является идея о соперничестве детей в семье за ресурсы (пищу, внимание, благосклонность родителей). При этом силы не равны из-за возраста детей.

Единственный ребенок.

По статистике семьи с одним реб в Беларуси сост-т более 50 % от общего числа.

По мненю Ричардсона, дети без братьев и сестер имеют лучшие и одновременно худший из миров, а Хоул говорит, что это означает иметь болезнь в себе.

Особенности семейной ситуации развития единственного ребенка:

1) Такой ребенок – центр внимания со стороны родителей и других родственников на протяжении всего детства.

2) Взрослые стандарты для оценвания себя и своих достижений (поскольку нет других детей для сравнения).

3) Отсутствие необходимости соревноваться с другими детьми (поскольку просто нет соперника).

4) Отсутствие травмы детронизации (лишение трона).

5) Ассиметричная модель близких отношений (родитель-ребенок). У таких детей недостаточно опыта повседневного близкого общения с другими детьми. Они испытывают трудности с близкими симметричными отношениями (на равных), не понимают своизх ровесников, если только они полностью на них похожи.

Типичной проблемой единственного ребенка:

1) одиночество. Их привычный и удобный способ существования.

2) нарциссизм. Родители единственного ребенка зачастую его идеализируют, а также используют для поднятия собственной ценности и исполнения своих амбиций. Нарциссическая травма возникает вследствие неспособности ребенка жить в соответствии с завышенными родительскими ожиданиями. (у Джонсона подробно рассматривается нарциссическая проблема).

3) эгоистичность и эгоцентричность. Он привык с детства быть в центре и это становится в последующем самоцелью.

4) «любовный треугольник» как основной сценарий внутрисемейных отношений. Родители в таких семьях часто позволяют активно участвовать в супружеских отношениях, тем самым втягивая ребенка в неразрешимый «любовный треугольник». Эдипальный комплексы.

5) соперничество родителей за любовь ребенка.

Личностные особенности единственного ребенка.

Многие из упоминаемых в литературе черт единственного ребенка практически полностью соответствуют психологическому портрету нарциссической личности: сосредоточенность на себе, перфекционизм, претензии к окружающим, чрезмерная зависимость, чувство собственного достоинства от достижений, а также склонность к манипулированию, самовозвеличиванию и обесцениванию других.

1) высокий уровень притязаний и самооценки

2) максимализм и перфекционзм. Очень часто вся семья рисует, лепит и т д. Это является причиной, т к те результаты, которые ребенок демонстрирует превышает его объективные возможности.

3) низкая потребность в аффилиации.

4) умение просить о помощи и легко ее принимать, если в этом есть необходимость.

5) отсутствие страха потери авторитета.

6) умение занимать особое, часто привилегированное, положение без достаточных на то оснований.

Более высокое развитие речевых навыков вследствие более интенсивного общения со взрослыми.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:739

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.