Презентация "определение подобных треугольников". Презентация на тему "определение подобных треугольников" Подобие треугольников определение презентация

1.1. Пропорциональные отрезки Определение подобных треугольников 1.2. Определение подобных треугольников 1.3. Отношение площадей подобных треугольников Отношение площадей подобных треугольников Свойства подобия.


1.1 Пропорциональные отрезки. Отношением отрезков AB и CD называется отношение их длин, т. е. Говорят, что отрезки AB и CD пропорциональны отрезкам A 1 B 1 и C 1 D 1, если ПРИМЕР 1. Отрезки AB и CD, длины которых равны 2 см и 1см, пропорциональны отрезкам A 1 B 1 и C 1 D 1,отрезки которых равны 3см и 1,5см. В самом деле,


1.2. Определение подобных треугольников. В повседневной жизни встречаются предметы одинаковой формы, но разных размеров, например футбольный и теннисный мячи, круглая тарелка и большое круглое блюдо. В геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными. Так, подобными являются любые два квадрата, любые два круга. Введем понятие подобных треугольников.


1.2. Определение подобных треугольников. ПОДОБИЕ, геометрическое понятие, характеризующее наличие одинаковой формы у геометрических фигур, независимо от их размеров. Две фигуры F1 и F2 называются подобными, если между их точками можно установить взаимно однозначное соответствие, при котором отношение расстояний между любыми парами соответствующих точек фигур F1 и F2 равно одной и той же постоянной k, называемой коэффициентом подобия. Углы между соответствующими линиями подобных фигур равны. Подобные фигуры F1 и F2.






Определение. Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника. Другими словами, два треугольника подобны, если их можно обозначить буквами ABC и A 1 B 1 C 1 так, что A= A 1, B= B 1, C= C 1, Число k, равное отношению сходственных сторон треугольников, называется коэффициентом подобия.




1.3. Отношение площадей подобных треугольников. Теорема. Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия. Доказательство. Пусть треугольники ABC и A1B1C1 подобны и коэффициент подобия равен k. Обозначим буквами S и S1 площади этих треугольников. Так как A= A1, то




Свойства подобия. Задача 2. Докажите, что биссектриса треугольника делит противоположную сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам треугольника Решение. Пусть AD – биссектриса треугольника ABC. Докажем, что Треугольники ABD и ACD имеют общую высоту AH, поэтому 12 A H B D C







Доказательство: По теореме о сумме углов: С = А - В, а С 1 = А 1 - В 1,значит С= С 1. Так как А= А 1 и С= С 1, то и От этого следует: Получается, что сходственные стороны пропорциональны. Дано: АВС и А 1 В 1 С 1 А= А 1 В= В 1 Доказать: АВС А 1 В 1 С 1 А С В А1А1 В1В1 С1С1




АВС 2 А 1 В 1 С 1 (по первому признаку),значит, с другой стороны,из этих равенств получается АС= =АС 2. АВС= АВС 2 -по двум сторонам и углу между ними (АВ-общая сторона, АС=АС 2 и,т.к. и).Значит и, то АВС А1В1С1 Дано: АВС и А 1 В 1 С 1 Д-ть: Доказательство: Рассмотрим АВС 2, у которого и













Доказательство: А 1 В 1 – средняя линия, и А 1 В 1 //АВ, поэтому и Значит АОВ А 1 ОВ 1 (по двум углам),то Но АВ=А 1 В 1, поэтому АО=2А 1 О и ВО=2В 1 О. Значит точка О- пересечение медиан АА 1 и ВВ 1 делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины. Аналогично доказывается, что точка О – пересечение медиан ВВ 1 и СС 1 делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины. Значит точка О – пересечения медиан АА 1, ВВ 1 и СС 1 делит их в отношении 2:1, считая от вершины.







Данную презентацию можно использовать на любом этапе урока. Содержит элементы повторения пройденного материала, новый теоретический материал, решение задач.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по геометрии "Определение подобия треугольников"»

Геометрия, 8 класс

Определение подобных треугольников


Цели урока:

  • Повторить понятия «отношение двух чисел»,

«пропорция» ; вспомнить основное свойство

пропорции.

2. Ввести понятие пропорциональных отрезков и

подобных треугольников.

3. Закрепить полученные знания посредством

решения задач.


А теперь вспомним:

  • Что называют отношением двух чисел?

Что показывает отношение?

2. Отношение АМ к ВС равно 2:3. О чём это говорит?

Найдите отношение 3:2.

3. В треугольнике АВС АВ:ВС:АС= 1:3:2, его периметр равен 42 см. Найдите стороны треугольника АВС.

4.Что называют пропорцией? Верны ли пропорции

1,2: 3,6 = 6: 18 ; 15: 3 = 4: 20 ?


Продолжим:

5. В пропорции а: b = c: d укажите крайние и средние

члены. Сформулируйте основное свойство пропорции.

6. Переставив средние и крайние члены пропорции,

Составьте верные пропорции:

а). 14: 0,2= 35: 0,5 ; б). AB: MN = С D: КР.

7. Найдите неизвестный член пропорции:

а). 2х: 3 = 16: 9 ; б). х: АВ = MN: КР.


Что называется отношением отрезков?

Отношением отрезков АВ и CD называется отношение их длин, т.е. АВ:С D.

АВ: С D = 4 : 6 или АВ: С D = 2: 3


Какие отрезки называются пропорциональными?

АВ = 2 см, А 1 В 1 = 5 см

C 1 D 1 = 6 см

Отрезки АВ и CD пропорциональны отрезкам А 1 В 1 и

С 1 D 1 , если

A 1 B 1 C 1 D 1 .


Два треугольника называют подобными , если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника.

АВ и А 1 В 1

сходственные стороны

ВС и В 1 С 1

СА и С 1 А 1


Итак, Δ АВС и Δ А 1 В 1 С 1 подобны, если будут выполняться условия :

k , где k- коэффициент

А 1 В 1 В 1 С 1 А 1 С 1


  • Даны отрезки: АВ= 12см, CD= 8 см, EF= 15 см, KL= 30 см, MN= 16 см, PQ= 20 см. Найдите среди них пары пропорциональных отрезков.

EF 15 5 получили, что

MN 16 4 АВ MN , значит отрезки АВ и MN

PQ 20 5 EF PQ пропорциональны

отрезкам EF и PQ .

(Самостоятельно найдите ещё две пары пропорциональных отрезков)


  • В подобных треугольниках АВС и EDF сто-роны АВ и АС, ВС и DF являются сходст-

венными. Найдите стороны АВ и АС тре-угольника АВС, если ED= 3 см, EF= 7 см,

1. Зная величины сходственных сторон ВС и DF треугольников АВС и EDF , определите коэффициент подобия k .

2. Определите АВ= k · ED и АС= k·EF .


Используемая литература:

1.ГавриловаН.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс.-М.: ВАКО, 2008г.

2.Геометрия. Рабочая тетрадь, 8 класс. Пособие для учащихся общеобразова-тельных школ. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И.Юдина. М.:Просвещение, 2011г.

3.Геометрия, 7-9:учеб.для общеобразоват. учреждений/(Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев др.).М.:Просвещение,2012г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подобные треугольники

Подобные фигуры Фигуры принято называть подобными, если они имеют одинаковую форму (похожи по виду).

Подобие в жизни(карты местности)

Пропорциональные отрезки Определение: отрезки называются пропорциональными, если пропорциональны их длины. 12 6 8 4 А 1 В 1 АВ С 1 К 1 СК Говорят, что отрезки А 1 В 1 и С 1 К 1 пропорциональны отрезкам АВ и СК. Пропорциональны ли отрезки АВ и СК отрезкам ЕР и НТ, если: а) АВ = 15 см, СК = 2,5 см, ЕР = 3 см, НТ = 0,5 см? б) АВ = 12 см, СК = 2,5 см, ЕР = 36 см, НТ = 5 см? в) АВ = 24см, СК = 2,5 см, ЕР = 12 см, НТ = 5 см? да нет нет А В 6 см С К 4 см А 1 В 1 12 см С 1 8 см К 1

б Пропорциональные отрезки Тест 1. Указать верное утверждение: а) отрезки АВ и РН пропорциональны отрезкам СК и МЕ; б) отрезки МЕ и АВ пропорциональны отрезкам РН и СК; в) отрезки АВ и МЕ пропорциональны отрезкам РН и СК. А В 3 см С К 2см М Е 9 см Р Н 6 см Приложение: равенство МЕ АВ РН СК можно записать ещё тремя равенствами: РН СК МЕ АВ; МЕ РН АВ СК; АВ СК МЕ РН.

Пропорциональные отрезки 2 . Тест F Y Z R L S N 1 c м 2 см 4 см 2 см 3 см Какой отрезок нужно вписать, чтобы было верным утверждение: отрезки FY и YZ пропорциональны отрезкам LS и ……. а) RL ; б) RS ; в) SN а) RL

Пропорциональные отрезки (нужное свойство) Биссектриса треугольника делит противоположную сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам треугольника. Н Дано: АВС, АК – биссектриса. Доказательство: 1 А В К С 2 Т. к. АК – биссектриса, то 1 = 2, значит, АВК и АСК имеют по равному углу, поэтому Доказать: ВК АВ КС АС S АВК S АСК АВ ∙ АК АС ∙ АК AB AC АВК и АСК имеют общую высоту АН, значит, S АВК S АСК ВК К C AB А C BK K С ВК АВ КС АС Следовательно, Проведём АН ВС.

Подобные треугольники Определение: треугольники называются подобными, если углы одного треугольника равны углам другого треугольника и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого. А 1 В 1 С 1 А В С Сходственными сторонами в подобных треугольниках называются стороны, лежащие против равных углов. А 1 = А, В 1 = В, С 1 = С А 1 В 1 В 1 С 1 А 1 С 1 АВ ВС АС k A 1 B 1 C 1 ABC K – коэффициент подобия ~

Подобные треугольники А 1 В 1 С 1 А В С Нужное свойство: А 1 = А, В 1 = В, С 1 = С, АВ ВС АС А 1 В 1 В 1 С 1 А 1 С 1 1 k ABC ~ A 1 B 1 C 1 , – коэффициент подобия 1 k A 1 B 1 C 1 ABC , K – коэффициент подобия ~

Реши задачи 3. По данным на чертеже найти стороны АВ и В 1 С 1 подобных треугольников АВС и А 1 В 1 С 1: А В С А 1 С 1 В 1 6 3 4 2,5 ? ? Найти стороны А 1 В 1 С 1 , подобного АВС, если АВ = 6, ВС= 12. АС = 9 и k = 3 . 2. Найти стороны А 1 В 1 С 1 , подобного АВС, если АВ = 6, ВС= 12. АС = 9 и k = 1/3.

Теорема 1. Отношение периметров подобных треугольников равно коэффициенту подобия. М К Е A B C Дано: МКЕ ~ АВС, K – коэффициент подобия. Доказать: Р МКЕ: Р АВС = k Доказательство: K , МК АВ КЕ ВС МЕ АС Значит, МК = k ∙ АВ, КЕ = k ∙ ВС, МЕ = k ∙ АС. Т. к. по условию МКЕ ~ АВС, k – коэффициент подобия, то Р МКЕ = МК + КЕ + МЕ = k ∙ АВ + k ∙ ВС + k ∙ АС = k ∙ (АВ + ВС + АС) = k ∙ Р АВС. Значит, Р МКЕ: Р АВС = k .

Теорема 2. Отношение площадей подобных треугольников равно квадрату коэффициент a подобия. М К Е A B C Дано: МКЕ ~ АВС, K – коэффициент подобия. Доказать: S МКЕ: S АВС = k 2 Доказательство: Т. к. по условию МКЕ ~ АВС, k – коэффициент подобия, то M = A, k, MK AB ME AC значит, МК = k ∙ АВ, МЕ = k ∙ АС. S MKE S ABC MK ∙ ME AB ∙ AC k ∙ АВ ∙ k ∙ АС АВ ∙ АС k 2

Реши задачи Две сходственные стороны подобных треугольников равны 8 см и 4 см. Периметр второго треугольника равен 12 см. Чему равен периметр первого треугольника? 24 см 2. Две сходственные стороны подобных треугольников равны 9 см и 3 см. Площадь второго треугольника равна 9 см 2 . Чему равна площадь первого треугольника? 81 см 2 3. Две сходственные стороны подобных треугольников равны 5 см и 10 см. Площадь второго треугольника равна 32 см 2 . Чему равна площадь первого треугольника? 8 см 2 4. Площади двух подобных треугольников равны 12 см 2 и 48 см 2 . Одна из сторон первого треугольника равна 4 см. Чему равна сходственная сторона второго треугольника? 8 см

Решение задачи Площади двух подобных треугольников равны 50 дм 2 и 32 дм 2 , сумма их периметров равна 117 дм. Найдите периметр каждого треугольника. Найти: Р АВС, Р РЕК Решение: Т. к. по условию треугольники АВС и РЕК подобны, то: Дано: АВС, РЕК подобны, S АВС = 50 дм 2 , S РЕК = 32 дм 2 , Р АВС + Р РЕК = 117дм. S АВС S РЕК 50 32 25 16 K 2 . Значит, k = 5 4 K , Р АВС Р РЕК Р АВС Р РЕК 5 4 1,25 Значит, Р АВС = 1,25 Р РЕК Пусть Р РЕК = х дм, тогда Р АВС = 1,25 х дм Т. к. по условию Р АВС + Р РЕК = 117дм, то 1,25 х + х = 117, х = 52. Значит, Р РЕК = 52 дм, Р АВС = 117 – 52 = 65 (дм). Ответ: 65 дм, 52 дм.

« Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» М. В. Ломоносов Желаю успехов в учёбе! Михайлова Л. П. ГОУ ЦО № 173.


Презентация «Определение подобных треугольников» охватывает этап введения нового понятия на уроке геометрии в 8 классе - подобия треугольников. После уточнения понятия пропорциональности отрезков, на основе которого строится понятие подобия, ученики переходят к рассмотрению достаточно сложного для них материала - подобия. При помощи презентации учитель во время объяснения формирует четкое представление учеников об изучаемом предмете - подобии треугольников, продолжает формировать навыки использования математической речи, формирует навыки применения изученного понятия для решения практических задач.

слайды 1-2 (Тема презентации "Определение подобных треугольников", примерs)

Для объяснения свойства подобия треугольников в презентации используются следующие инструменты:

  • выделение красным цветом главных понятий;
  • анимированное построение графической части для уточнения определения, наглядности при объяснении материала;
  • заключение в рамку основных алгебраических выражений по теме;
  • использование рисунков для понимания практического смысла изучаемого понятия.

Такая демонстрация позволяет углубить понимание материала, облегчить его запоминание.

Начинается презентация с демонстрации предметов, на очертаниях которых строятся подобные геометрические фигуры. В качестве примеров приводятся футбольный и гандбольный мячи, узорчатые тарелки разных размеров. Справа от предметов изображаются очертания фигур, которые подобны между собой - большой и маленький квадрат, большой и маленький круг.

слайды 3-4 (определение подобных треугольников)

Такая демонстрация, вводящая ученика в изучение данного понятия через практическое применение, очень эффективна и помогает решить одну из важных целей урока - закрепить представление ученика об изучаемом предмете.

На следующем слайде понятие подобия раскладывается на составляющие при помощи двух построенных треугольников АВС и А1В1С1. Используя анимацию, постепенно соответствующие углы отмечаются как равные. Соответствующие углы обозначаются одинаково - А и А1 одним полукругом, В и В1 - двумя, С и С1 - тремя. При том, что данные треугольники имеют равные углы, их соответствующие стороны называют сходственными. Данное выражение в дальнейшем необходимо употреблять при решении геометрических задач, поэтому выражение выделено зеленым цветом, означая необходимость запомнить его и употреблять в дальнейшем.

слайд 5 (сайт)

Теперь можно сформулировать определение подобия треугольников при соответствующем равенстве углов и пропорциональности сходственных сторон. Далее демонстрируется алгебраическая запись условий подобия треугольников - равенство углов и пропорциональность всех трех сторон. Условие пропорциональности сторон заключено в рамку для запоминания. Результат отношения каждой пары - одно и то же число. Оно обозначается k и определяется как коэффициент подобия треугольников.

На основе изученного понятия следует изучение следующих тем курса геометрии - отношения площадей подобных треугольников, признаки подобия треугольников.

Данная презентация «Определение подобных треугольников» может быть рекомендована не только в качестве демонстрационного материала на уроке геометрии, сопровождающая объяснение учителя. Она может помочь ученику в самостоятельном изучении материала, а также поможет объяснить понятие подобия на уроке при дистанционном обучении.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook