Как изменилась жизнь после революции 1917. Жизнь села после революции. Как же рухнула система, успешно существовавшая веками

Этнографические записки о быте русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века показывают существование в стране каких-то белых негров. Люди испражняются у себя в избе прямо на солому на полу, посуду моют раз-два в год, а всё вокруг в жилище кишит клопами и тараканами. Жизнь русских крестьян очень схожа с положением негров на юге Африки.

Апологеты царизма в качестве примера очень любят приводить достижения высших классов России: театры, литературу, университеты, межевропейский культурный обмен и светские рауты. Всё верно. Но к высшим и образованным классам Российской империи принадлежали от силы 4-5 млн. человек. Ещё миллионов 7-8 – это различного рода разночинцы и городские рабочие (последних к моменту революции 1917 года было 2,5 млн. человек). Остальная масса – а это около 80% населения России – представляла собой крестьянство, фактически туземную бесправную массу, угнетаемую колонизаторами – представителями европейской культуры. Т.е. де-факто и де-юре Россия состояла из двух народов.

Ровно то же самое происходило, к примеру, в ЮАР. С одной стороны 10% прекрасно образованного и цивилизованного меньшинства из белых европейцев, ещё примерно столько же их приближённой обслуги из индийцев и мулатов, а внизу – 80% туземцев, многие из которых пребывали даже в каменном веке. Однако современным неграм в ЮАР, сбросившим в 1994 году власть «страшных угнетателей», пока ещё не приходит в голову говорить о том, что и они причастны к успехам белого меньшинства по строительству «маленькой Европы». Наоборот, негры в ЮАР сейчас всячески пытаются избавиться от «наследства» колонизаторов – разрушают их материальную цивилизацию (дома, водопроводы, сельхозимения), вводят собственные наречия вместо языка африкаанс, христианство заменяют на шаманизм, а также убивают и насилуют представителей белого меньшинства.

В СССР происходило то же самое: цивилизация белого мира сознательно разрушалась, её представители убивались или изгонялись из страны, в экстазе мщения ранее угнетаемое большинство из туземцев не может остановиться до сих пор.

Блогу Толкователя кажется странным, что некоторая часть образованных людей в России принялась разделять население страны на «русских» и «советских». Правильнее ведь было бы называть первых «европейцами», а вторых «русскими» (тем более что в паспортах Российской империи национальность не указывалась, а проставлялось только вероисповедание; т.е. понятия «национальность» в стране не было). Ну или в крайнем случае, толерантно «русские-1» и «русские-2».

После революции 1917 года жизнью страны стала руко- водить партия большевиков, которая завоевала свою власть в Гражданской войне. Позднее большевиков стали называть коммунистами. Основным звеном в управлении государством стали Советы. Поэтому и новую власть стали называть Советской.




Рассмотрите карту СССР (с). Найдите республики, входившие в состав Советского Союза.


РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (РСФСР) Эстонская ССР Латвийская ССР Литовская ССР Белорусская ССР Украинская ССР Молдавская ССР Грузинская ССР Армянская ССР Азербайджанская ССР Туркменская ССР Узбекская ССР Казахская ССР Таджикская ССР Киргизская ССР












В начале 90-х годов началась масштабная кампания по восстановлению Храма Христа Спасителя на историческом месте. В настоящее время мы видим сильно "улучшенную" копию прежнего храма.








1.Какое государство образовалось на территории бывшей Российской империи? 2.В каком году образовался Советский Союз? 3.Как изменилась жизнь людей? 1.Какое государство образовалось на территории бывшей Российской империи? 2.В каком году образовался Советский Союз? 3.Как изменилась жизнь людей? 17 Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия 4» г. Великого Новгорода Персональный сайт:

По данным переписи на 1917 год крестьяне представляли самое большое сословие (85% населения). Рабочих было значительно меньше - 15млн. человек, это примерно 10% всего населения. Но, в подавляющем большинстве русские рабочие были рабочими в первом поколении и по своему типу мышления оставались крестьянами. Совсем незадолго до 1917 г. (в 1905 г.) половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в деревню на время уборки урожая. Очень большая часть рабочих жила холостяцкой жизнью в бараках, а семьи их оставались в деревне. В городе они чувствовали себя "на заработках".

Т.е. говорить отдельно о рабочем классе России, смысла не имеет - его просто не было в том понимании, в каком мы о нем говорим в наше время.

То же самое можно сказать и о солдатах - они формировались прежде всего из крестьянства, крестьянами они в душе и оставались.

Таким образом, 95% населения России составляли или крестьяне, или те, кто вел "полукрестьянский" образ жизни. Именно их уровень жизни и оценивается в 27,5 лет.

Почему? Ведь, как справедливо вы замечаете, экология была прекрасной - чистый воздух и вода.

Но не хватало единственного - еды. Крестьянам было нечего есть.

Давайте я немного процитирую А.Н.Энгельгардта "Письма из деревни", жившего в то время в деревне: "...просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают, живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь... Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает".

"Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом или папушником с патокой. Наш же мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб с костерем, сивцом, пушниной, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку - соси".

А вот что писал Лев Толстой, который иногда говорил, что в России голод наступает не когда хлеб не уродился, а когда не уродилась лебеда: "Употребляемый почти всеми хлеб с лебедой, - с 1/3 и у некоторых с 1/2 лебеды, - хлеб черный, чернильной черноты, тяжелый и горький; хлеб этот едят все, - и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные... Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже... Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она несъедобна. Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют. Здесь бедные дворы доедали уже последнее в сентябре. Но и это не худшие деревни".

Надо отметить, что достоверная информация о реальной жизни крестьян доходила в то время до общества от военных. Грубо говоря, от военкоматов того времени. Они первыми забили тревогу из-за того, что наступление капитализма привело к резкому ухудшению питания, а затем и здоровья призывников в армию из крестьян. Они же первые указали одну из причин этого - оказалось, что 40% крестьянских парней впервые в жизни пробуют мясо в армии.

Возможно это вас удивит, но крестьянство и капитализм - два АНТАГОНИСТА, они не могут существовать вместе. Это мы сейчас видим у нас (невероятное обнищание деревни), но это же самое было и в России в конце XIX - начале XX веков, больше того, это же самое было и в других странах. Частная собственность и капитализм означают быстрое и прямое уничтожение крестьянства, причем с массовыми страданиями и неизбежными жестокостями.

Вот что пишет историк крестьянства В.П.Данилов, когда вспоминает опыт капитализма при приватизации земли в Англии: "Не нужно забывать, как решались социальные проблемы при огораживаниях, о работных домах для выбрасываемых из деревни, о том, что в каждом поселке стояла либо виселица, либо чурбак с топором, где рубили головы тем, кто не согласен с огораживанием".

После отмены крепостного права в 1861 г. крестьян оставили почти без земли. Было утверждено "временнообязанное" состояние - крестьяне были обязаны продолжать барщину или оброк до выкупа земли. Почему-то решили, что это продлится 9 лет, а за это время крестьяне накопят денег на выкуп. На деле это затянулось до 1881 г., и пришлось издать закон об обязательном выкупе.

Что это означает реально? Это означает, что половину урожая крестьянин отдавал сразу, как аренду за землю, а из второй половины должен был заплатить налоги и отложить деньги, необходимые для выкупа земли. Выкупные платежи были очень большими, например, в 1903 г. выкупные платежи за землю составили 89 млн. руб. - почти половину того, что сельское хозяйство России получало за экспорт хлеба.

Но, даже несмотря на это, после реформы 1861 г. положение крестьян несколько улучшилось, хозяйство их, в общем, пошло в гору, повышалась урожайность, все это сказалось и на питании.

Но затем все больше крестьяне стали ощущать наступление капитализма. Железные дороги стали через налоги "высасывать" продукты сельского хозяйства. Крестьянство было главным источником ресурсов для капиталистической индустриализации, и товарность их хозяйства искусственно повышалась денежными податями и налогами. Т.е. грубо говоря, налоги и аренда были такими огромными, что крестьянин был вынужден продавать практически весь урожай, чтобы его не выгнали с земли. В России возникла уникальная ситуация - производители пищи, не имели возможности ее употреблять сами. Начал возникать массовый голод, которого РАНЬШЕ крестьяне НЕ ЗНАЛИ (как, впрочем, не знали голода до капитализма ни в Европе, ни в Индии, ни в империи ацтеков).

Вот что говорил историк В.В.Кондрашин на международном семинаре в 1995 г.: "Обнищание крестьянства вследствие непомерных государственных платежей, резкого увеличения в конце 90х годов XIX века арендных цен на землю.. - все это поставило массу крестьян перед реальной угрозой нищеты.. Государственная политика по отношению к деревне.. оказывала самое непосредственное влияние на материальное положение крестьянства и наступление голодных бедствий".

До 1917 г. весь урожай нещадно изымался из села. Все мало-мальски развитые страны, производившие менее 500 кг зерна на душу населения, зерно ВВОЗИЛИ. Россия в рекордный 1913 г. имела 471 кг зерна на душу населения и все-равно зерно ВЫВОЗИЛА. Даже в 1911 г., в год исключительно тяжелого голода, было ВЫВЕЗЕНО 53,4% всего зерна.

Даже в "нормальные" годы положение было тяжелым. Об этом говорит очень низкий уровень установленного официально "физиологического минимума" - 12 пудов хлеба с картофелем в год. В нормальном 1906 году этот уровень потребления был зарегистрирован в 235 уездах с населением 44,4 млн. человек.

ВДУМАЙТЕСЬ в ЭТУ цифру!

Всего 12 пудов (192 кг) еды в год на человека! Это по 0,5 кг в день. Если кто не помнит - порция картофельного пюре в студенческой столовой весит 0,2 кг, а кусочек хлеба - 0,1кг. Вот и представьте, что вы кушаете две такие порции в день в течение всего года. А если в течение нескольких лет?

И, подчеркну, это был нормальный год, без голода, с хорошим урожаем.

Становится понятным, что чистая вода и здоровая экология не особенно здесь помогут. Здоровье будет неизбежно подорвано.

Возмущение крестьян вызывало уже не то, что приходилось есть хлеб с лебедой и пушной хлеб (с мякиной, из неотвеянного зерна), а то, что "не было белого хлеба на соску" - грудному ребенку. Говоря научным языком, из села изымался весь прибавочный и значительная часть необходимого продукта.

Именно поэтому в 1902 г. по всей черноземной полосе Украины и Центра прошла полоса восстаний. По сути, началась крестьянская революция, на фоне которой наступил 1905 г.

Это была чисто крестьянская революция, революция голодных. Сейчас мало что знают об этом революционном движении 1905 - 1907гг. А ведь в то время возникли сотни крестьянских советских (т.к. управлялись они Советами крестьянских депутатов) республик, которые по полгода обладали полнотой власти в обширных зонах. История Советской России началась в деревне в 1905 г.

В этих условиях, в 1906г, премьер Столыпин и начал свою жесткую реформу по развалу общины. Он просто пошел ва-банк. Ведь реформа предполагала создать "крепких хозяев" - но одновременно и массу разоренных людей. И сразу было ясно, что если реформа не увенчается успехом, ее результатом будет еще более мощное выступление крестьянства. Что собственно и произошло в 1917 г, когда Советы солдатских и рабочих депутатов (т.е. читай - крестьяне с оружием в руках, т.к. на 3-ий год войны практически все молодые сельчане были или забриты в солдаты, или подались на заработки в город), взяли власть в свои руки.

Вообще, та крестьянская революция - а это была одна революция 1905 - 1917, а не две, как нас учили в школе - это было начало мировой волны крестьянских войн, вызванных именно сопротивлением крестьянского традиционного общества против разрушающего воздействия капитализма (против "раскрестьянивания").

Александр Фалеев

По сравнению с сегодняшним днем неплохо. Но революция все равно была…

Относительно поставленного в заголовке вопроса существуют две противоположных точки зрения: приверженцы первой считают, что русский рабочий влачил жалкое существование, сторонники же второй доказывают, что русский рабочий жил гораздо лучше, чем российский. Какая же из этих версий верна, вам поможет разобраться этот материал. Откуда взялась первая версия, догадаться нетрудно – о тяжкой судьбе русского рабочего без устали твердила вся марксистская историография. Однако и среди дореволюционной литературы немало такой, которая поддерживала эту точку зрения.

Наибольшую известность в этой связи получил труд Евстафия Дементьева «Фабрика, что она дает населению и что она у него берет». В Интернете гуляет его второе издание, и на него часто ссылаются как блоггеры, так и спорящие с ними комментаторы. Однако мало кто обращает внимание на то, что это самое второе издание вышло в свет в марте 1897 года, то есть, во-первых, за несколько месяцев до принятия фабричного закона, устанавливающего 11,5-часовой день.

Во-вторых, в набор книга сдавалась несколькими месяцами раньше, то есть до денежной реформы Сергея Витте, в ходе которой рубль был девальвирован в полтора раза, и, следовательно, все зарплаты указаны в этой книге еще в старых рублях.

В-третьих же, и в главных, по признанию самого автора, «Изслѣдованiе было произведено въ 1884-1885 годахъ», а следовательно, все его данные применимы лишь для середины 80-х годов позапрошлого века. Тем не менее, исследование это имеет для нас большое значение, позволяя сравнивать благосостояние рабочего того времени с уровнем жизни предреволюционного пролетариата, для оценки которого нами были использованы данные ежегодных статистических сборников, сводов отчетов фабричных инспекторов, а также труды Станислава Густавовича Струмилина и Сергея Николаевича Прокоповича.

Первый из них, прославившийся как экономист и статистик еще до революции, стал в 1931 году советским академиком и умер в 1974 году, не дожив трех лет до своего столетнего юбилея. Второй же, начинавший как народник и социал-демократ, стал впоследствии видным масоном, женился на Екатерине Кусковой, а после Февральской революции был назначен министром продовольствия Временного правительства. Советскую власть Прокопович принял в штыки и в 1921 году был выслан из РСФСР. Умер он в Женеве в 1955 году.


Дореволюционные рабочие

Однако ни тот, ни другой не любили царский режим, и потому их нельзя заподозрить в приукрашивании современной им русской действительности. Благосостояние мы будем измерять по следующим критериям: 1. Заработок. 2. Продолжительность рабочего дня. 3. Питание. 4. Жилье.

Начнем с заработка.

Первые систематизированные данные относятся к концу 1870-х годов. Так, в 1879 году специальная комиссия, состоявшая при московском генерал-губернаторе, собрала сведения о 648 заведениях 11 групп производств, на которых было занято 53,4 тыс. рабочих. Согласно публикации Богданова в «Трудах Московского городского статистического отдела», годовой заработок рабочих Первопрестольной в 1879 году равнялся 189 рублям. В месяц, следовательно, в среднем выходило по 15,75 р. В последующие годы из-за наплыва в города бывших крестьян и, соответственно, увеличения предложения на рынке труда заработки стали снижаться, и лишь с 1897 года начался их устойчивый рост. В Петербургской губернии в 1900 году средняя годовая зарплата рабочего составляла 252 руб. (21 р. в месяц), а в Европейской России – 204 руб. 74 коп. (17,061 руб. в месяц). В среднем же по Империи месячный заработок рабочего в 1900 году составил 16 руб. 17,5 коп. При этом верхняя граница заработка поднималась до 606 рублей (50,5 руб. в месяц), а нижняя опускалась до 88 руб. 54 коп. (7,38 руб. в месяц).

Однако после революции 1905 года и последовавшей за ней некоторой стагнации с 1909 года заработки стали резко расти. У ткачей, например, заработная плата выросла на 74%, а у красильщиков – на 133%, но что скрывалось за этими процентами? Зарплата ткача в 1880 году в месяц составляла всего 15 руб. 91 коп., а в 1913 году – 27 руб. 70 коп. У красильщиков она выросла с 11 руб. 95 коп. – до 27 руб. 90 коп. Гораздо лучше обстояли дела у рабочих дефицитных профессий и металлистов. Машинисты и электрики стали зарабатывать в месяц по 97 руб. 40 коп., высшие мастеровые – 63 руб. 50 коп., кузнецы – 61 руб. 60 коп., слесари – 56 руб. 80 коп., токари – 49 руб. 40 коп. Если вы хотите сравнить эти данные с современными зарплатами рабочих, то можете просто умножить эти цифры на 1046 – таково соотношение дореволюционного рубля к российскому рублю по состоянию на конец декабря 2010 года. Лишь с середины 1915 года в связи с войной стали происходить инфляционные процессы, но с ноября 1915 года рост заработка перекрывал рост инфляции, и лишь с июня 1917 года зарплата стала отставать от инфляции.


Зарплаты рабочих по годам

Продолжительность рабочего дня.

Теперь перейдем к продолжительности рабочего дня. В июле 1897 года был издан декрет, ограничивавший рабочий день индустриального пролетариата по всей стране законодательной нормой в 11,5 часа в сутки. К 1900 году средний рабочий день в обрабатывающей промышленности составлял в среднем 11,2 часа, а к 1904-му не превышал уже 63 часов в неделю (без сверхурочных), или 10,5 часа в день. Таким образом, за 7 лет, начиная с 1897 года, 11,5-часовая норма декрета на деле превратилась уже в 10,5-часовую, причем с 1900 по 1904 год эта норма ежегодно падала примерно на 1,5%.

А что же было в это время в других странах? Да примерно то же самое. В том же 1900 году рабочий день в Австралии равнялся 8 часам, Великобритании – 9, США и Дании – 9,75, Норвегии – 10, Швеции, Франции, Швейцарии – 10,5, Германии – 10,75, Бельгии, Италии и Австрии – 11 часам.

В январе 1917-го средний рабочий день по Петроградской губернии составлял 10,1 часа, а в марте он снизился уже до 8,4, то есть всего за два месяца на целых 17%.

Однако использование рабочего времени определяется не только продолжительностью рабочего дня, но и числом рабочих дней в году. В дореволюционное время было значительно больше праздников – число праздничных дней в году составляло 91, а в 2011 году число нерабочих праздников, включая новогодние каникулы, составит лишь 13 дней. Не компенсирует эту разницу даже наличие 52 суббот, которые стали нерабочими с 7 марта 1967 года.


Продолжительность рабочего дня

Питание.

Средний русский чернорабочий съедал в день полтора фунта черного хлеба, полфунта белого, полтора фунта картофеля, четверть фунта крупы, полфунта говядины, осьмушку сала и осьмушку сахара. Энергетическая ценность такого пайка составляла 3580 калорий. Средний же житель империи поедал в день пищи на 3370 калорий. Такого количества калорий русские люди с тех пор больше почти никогда не получали. Этот показатель был превышен лишь в 1982 году. Максимум же пришелся на 1987 год, когда дневное количество потребляемой пищи составило 3397 калорий. В РФ же пик потребления калорий пришелся на 2007 год, когда потребление составило 2564 калории.

В 1914 году рабочий тратил на питание для себя и свой семьи 11 рублей 75 копеек в месяц (12 290 в нынешних деньгах). Это составляло 44% от заработка. Однако в тогдашней Европе процент зарплаты, затрачиваемый на питание, был гораздо выше – 60-70%. Более того, во время мировой войны этот показатель в России еще более улучшился, и расходы на питание в 1916 году, несмотря на рост цен, составили 25% от заработка.


Так питались

Жилье.

Теперь посмотрим, как же обстояло дело с жильем. Как писала выходившая некогда в Петрограде «Красная газета» в своем номере от 18 мая 1919 года, по данным за 1908 год (взятым, скорее всего, у того же Прокоповича), рабочие расходовали на жилище до 20% своего заработка. Если сравнить эти 20% с нынешним положением, то стоимость съема квартиры в современном Питере должна была бы составлять не 54 тысячи, а порядка 6 тысяч рублей, либо нынешний питерский рабочий должен получать не 29 624 рубля, а 270 тысяч. Сколько же это было тогда в деньгах?

Стоимость квартиры без отопления и освещения, по данным того же Прокоповича, составляла на одного зарабатывающего: в Петрограде – 3 р. 51 к., в Баку – 2 р. 24 к., а в захолустном городке Середе Костромской губернии – 1 р. 80 к., так что в среднем для всей России стоимость платных квартир оценивалась в 2 рубля в месяц. В переводе на современные российские деньги это составляет 2092 рубля. Здесь надо сказать, что это, конечно, не господские квартиры, съем которых стоил в Питере в среднем 27,75 р., в Москве – 22,5 р., а в среднем по России в 18,9 р. В этих господских квартирах жили в основном чиновники чином до коллежского асессора и офицеры. Если в господских квартирах на одного жильца приходилось 111 квадратных аршинов, то есть 56,44 кв. м, то в рабочих по 16 кв. аршин – 8,093 кв. м. Однако стоимость аренды квадратного аршина была такой же, как и в господских квартирах – 20-25 коп. за квадратный аршин в месяц.


Детская комната в казарме для семейных рабочих при Раменской фабрике промышленного и торгового товарищества «П.Малютина сыновья»


Рабочая казарма в Лобне для рабочих хлопкопрядильной фабрики купцов Крестовниковых

Однако уже с конца ХIХ столетия общей тенденцией становится строительство владельцами предприятий рабочих жилищ улучшенной планировки. Так, в Боровичах владельцы керамического завода кислотоупорных изделий инженеры братья Колянковские построили для своих рабочих в поселке Вельгия деревянные одноэтажные дома с отдельными выходами и приусадебными участками. Рабочий мог приобрести это жилье в кредит. Первоначальная сумма взноса составляла всего 10 рублей...

Таким образом, к 1913 году лишь 30,4% наших рабочих жили на съемных квартирах. Остальные 69,6% имели бесплатное жилое помещение. Кстати говоря, когда в послереволюционном Петрограде освободилось 400 тысяч господских квартир – кого расстреляли, кто сбежал, а кто умер с голоду – рабочий люд не спешил в эти квартиры вселяться даже бесплатно. Во-первых, располагались они далеко от завода, а во-вторых, протопить такую квартиру стоило больше, чем вся зарплата 1918 года...

«Сто лет назад в Липецке не кричали «ура», не стреляли из пушек и не громили правительственные организации, но город почти на полгода погрузился в хаос», - рассказывает почётный архивист России Валерий Поляков.

Вино лилось рекой

Мария Герасимова, «АиФ-Черноземье»: Валерий Борисович, некоторые историки говорят, что переворот был неизбежен - люди устали от бездействия Временного правительства. Сознание липчан к октябрю 1917-го тоже охватили революционные идеи?

Виктор Поляков: У нас не витал дух революции. Но и сказать, что всё было спокойно, нельзя. В сентябре город погрузился в хаос - рабочие городского самоуправления устроили забастовку: требовали повысить зарплату, отказывались убирать улицы. Начался коммунальный кризис: не было ни света, ни воды, повсюду высились горы мусора. Власти оказались практически бессильны. На то, чтобы увеличить людям оклады, ушла бы большая часть бюджета, поэтому они пошли другим путём - обратились за помощью к 191-му запасному пехотному полку, чьи солдаты в то время были расквартированы в Липецке. Таким образом забастовку удалось прекратить. До этого был ещё один бунт: летом липчане с теми же солдатами разгромили ликёрный завод и винные склады. Прекратить пьяный беспредел попытался один из офицеров - он приказал слить вино через трубу в Каменный лог. А уже скоро у трубы выстроилась огромная очередь с чайниками, тазами и вёдрами… Кроме того, горожане, вдохновлённые свободой, которую им подарила Февральская революция, нередко устраивали беспорядки, грабили усадьбы помещиков. Взять, например, имение Петра Семёнова-Тян-Шанского - его полностью разорили. Многие дворяне вынуждены были бежать. Некоторых убивали. Так, на станции Грязи расстреляли князя Бориса Вяземского.

Первомайский митинг Фото:

- Почему беспорядки не пресекались? Или властям было удобнее закрывать на всё глаза?

Как писал современник тех событий, священник Успенской церкви Алексей Архангельский, «Россия монархическая обратилась в три дня в вольную республику», и эта воля опьянила всех. Одни, почувствовав свободу, уже не хотели работать в полную силу, другие ещё пытались, но это было не просто. В городе в тот момент не было «крепкой руки». Эсеры и меньшевики, а тогда именно у них оказалась вся власть, хоть и признавали, что «анархия захватила глубокие корни и грозит самому существованию страны», практически ничего не предпринимали.

- Революция смогла положить конец воцарившемуся хаосу или, наоборот, начались ещё более серьёзные волнения?

Первые известия о потрясениях в Петрограде пришли в Липецк 24 октября, а 28 числа стало ясно, что победила революция. Хотя от общественности это попытались скрыть. Люди узнавали новости от телеграфистов, а затем передавали их из уст в уста. Чтобы не допустить новых бунтов и восстаний, у нас создали Комитет спасения Родины и революции. Он должен был следить за порядком. Но это лишь «на бумаге», фактически с возложенными обязанностями комитет не справлялся.

Эпоха перемен

Члены исполкома Липецкого уездного Совета. Фото: Государственный архив Липецкой области

- В Липецке быстро установилась советская власть?

Смена власти происходила довольно вяло. 25 ноября у нас состоялось заседание исполкома, на котором единственной центральной властью страны признали Совет Народных Комиссаров, но с оговоркой, что будут требовать организации правительства из большевиков, кадетов и меньшевиков. Кстати, в это же время Липецкий уезд мог стать губернией: 29 ноября к нам приезжал представитель Московского бюро большевиков Александр Сафонов - он предложил нашим управленцам «взять инициативу создания власти в губернии» (тамбовское руководство, видимо, потеряло доверие народа). Но наши отказались, вероятно, побоявшись ответственности. Да что говорить про власть, когда сами люди не спешили менять свою жизнь. Как вспоминал Алексей Архангельский, на выборах в учредительное собрание, которое должно было иметь один из решающих голосов «в делах строительства новой России, в день голосовало едва ли более 1,5 тысяч человек». Это было 13 ноября - практически сразу после революции. А советская власть установилась лишь 20 декабря. 16 числа председателем президиума стал Владимир Агте. Именно он сделал то, что не смогли ни кадеты, ни меньшевики - взял на себя ответственность. Так начал устанавливаться порядок.

- В городе появилось сильное руководство. Население, наверное, обрадовалось?

Что вы, было много недовольных. 31 декабря восстали торговцы: они хотели работать как раньше, практически не платя налогов, произвольно устанавливать цены, а тут новая власть начала «закручивать гайки». Разъярённая толпа ворвалась в здание Липецкого совета, председателя Агте и членов исполкома арестовали и избили. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не вмешались солдаты. Затем последовали реформы - создали отдел охраны, комиссариат просвещения, военный трибунал… Кстати, именно трибунал рассматривал дело о бунте. Правда, какой приговор вынесли торговцам, неизвестно - документы, к сожалению, не сохранились.

Устали от монарха?

- «Закручивать гайки» начали в конце декабря, а когда в городе окончательно навели порядок?

Только весной 1918 года. Но жили липчане всё равно хуже, чем до Февральского переворота. Тогда у нас был курорт, в Липецке отдыхали богачи, они оставляли здесь большие деньги, а те поступали в казну. По тем временам у нас был хороший бюджет, а, следовательно, зарплаты, другие выплаты. Но люди устали от монархии, захотели свободы. Даже священник Архангельский характеризовал ту Россию как «стеснённую, придавленную пятой самодержавия», значит, видимо, не такой хороший был царь. К тому же, велась серьёзная пропаганда. И вот что мы получили: потребовалось полгода после революции, чтобы жизнь стала относительно спокойной. Но из-за того, что крестьяне опьянённые свободой плохо работали в 1917-м, а плодородные губернии оказались отрезаны от других областей из-за противостояния «красных», «белых», «зелёных», начался голод. Впрочем, у нас он ощущался не так сильно, как в Петербурге. Мы даже помогали жителям северной столицы - отправляли им продовольствие. Налаживаться жизнь начала лишь в 1921 году, после того как Ленин заменил продразвёрстку продовольственным налогом, дал большую свободу крестьянам.

- Как вы считаете, что нам дала революция? И возможно ли сегодня повторение событий 1917 года?

- «Ломать копья» на эту тему предстоит историкам ещё не одного поколения. Я же не хочу давать оценок, только факты - революция произошла, и она дала нам 70 отличных от всей истории России лет. Что же касается повторения событий, я считаю, что это невозможно. Такой революции сегодня никто не захочет, да и, судя по последним опросам, большинство населения доверяет президенту.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook