Анализ пьессы "Утиная охота" Вампилова А.В. Утиная охота, вампилов александр валентинович Пьеса утиная охота краткое содержание

Виктора Александровича Зилова разбудил зазвонивший телефон. Еле как поднимаясь, он отвечает на звонок, но там тишина. Затем Зилов звонит официанту Диме, с которым они собирались на охоту, и весьма удивлен, тем что Дима интересуется, готов ли ехать сам Виктор. Зилов спрашивает про вчерашний конфликт, о котором он практически ничего не помнит. В особенности интересно, кто же заехал ему по лицу. Немного погодя, он пытается вспомнить события крайних дней.

Первое воспоминание. В кафе «Незабудка» Зилов вместе с Саяпиным видятся с Кушаком. Внезапно в кафе приходит Вера - любовница Зилова. Он просит ее не рассказывать про их связь, познакомив ее с начальником, как со своей одноклассницей. Он напоминает, что вечером все собираются у него. Придя на новоселье, друзья дарят ему охотничье снаряжение, поскольку всем известно, что утиная охота – огромная любовь Виктора, не считая, конечно же, женщин.

Второе воспоминание. На рабочем месте Виктор получает известие от отца, которого не видел четыре года. Он сообщает, что болен, и хочет видеть сына, но Зилов не верит ему, тем более что на свой отпуск у него запланирована утиная охота, пропустить которую Виктор не желает. Внезапно приходит Ирина, она спутала их отдел с редакцией газеты. У Зилова начинается с ней роман.

Третье воспоминание. Виктор не ночует дома. Возвратившись, сообщает жене Галине о большом количестве работы и вынужденной командировке. Но супруга не доверяет ему, поскольку вчера соседка видела Виктора. Чтобы хоть как-то сгладить вину он начинает вспоминать об одном из вечеров, когда они с Галиной познакомились. Поддавшись воспоминаниям, она потихоньку остывает, но ровно до тех пор, пока муж не забывает значимые для Галины слова.

Четвертое воспоминание. Виктор узнает о смерти отца. Он принимает решение вылетать. Перед отъездом он посещает свое любимое кафе, чтобы выпить. К тому же, здесь должно состояться свидание с Ириной. Это наблюдает Галина и Зилов вынужден сознаться любовнице, что женат.

Воспоминание пятое. Галина, застав у себя дома любовницу Зилова, говорит, что бросает его. Выходя из квартиры, она запирает дверь. Не имея возможности выбраться, Виктор пытается убедить супругу в том, что он любит ее, как раньше и клянется поехать вместе на охоту. Это слышит Ирина, принимая его слова на свой счет.

Заключительное воспоминание. Ожидая товарищей в кафе, Зилов напивается. Он начинает их оскорблять. Оставшись один, Виктор обзывает официанта лакеем, тот не выдержав, ударяет его по лицу.

Вспомнив все, Зилов решает совершить самоубийство, пытаясь выстрелить в себя из ружья. Внезапно появляются Саяпин с Кузаковым и забирают ружье. В истерике он бросается на кровать. Спустя пару минут, встает и как ни в чем не бывало, звонит официанту Диме и говорит, что готов ехать на охоту.

Александр Вампилов


Утиная охота

Пьеса в трех действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ЗИЛОВ

КУЗАКОВ

САЯПИН

КУШАК

ГАЛИНА

ИРИНА

ВЕРА

ВАЛЕРИЯ

ОФИЦИАНТ

МАЛЬЧИК

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Городская квартира в новом типовом доме. Входная дверь, дверь на кухню, дверь в другую комнату. Одно окно. Мебель обыкновенная. На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок.

На переднем плане тахта, на которой спит Зилов. У изголовья столик с телефоном.

В окно видны последний этаж и крыша типового дома, стоящего напротив. Над крышей узкая полоска серого неба. День дождливый.

Раздается телефонный звонок. Зилов просыпается не сразу и не без труда. Проснувшись, он пропускает два-три звонка, потом высвобождает руку из-под одеяла и нехотя берет трубку.


ЗИЛОВ . Да?..


Маленькая пауза. На его лице появляется гримаса недоумения. Можно понять, что на том конце провода кто-то бросил трубку.


Странно… (Бросает трубку, поворачивается на другой бок, но тут же ложится на спину, а через мгновение сбрасывает с себя одеяло. С некоторым удивлением обнаруживает, что он спал в носках. Садится на постели, прикладывает ладонь ко лбу. Весьма бережно трогает свою челюсть. При этом болезненно морщится. Некоторое время сидит, глядя в одну точку, - вспоминает. Оборачивается, быстро идет к окну, открывает его. С досадой махнул рукой. Можно понять, что он чрезвычайно недоволен тем, что идет дождь.)


Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда. Идет на кухню, возвращается с бутылкой и стаканом. Стоя у окна, пьет пиво. С бутылкой в руках начинает физзарядку, делает несколько движений, но тут же прекращает это неподходящее его состоянию занятие. Звонит телефон. Он подходит к телефону, снимает трубку.


ЗИЛОВ . Ну?.. Вы будете разговаривать?..


Тот же фокус: кто-то положил трубку.


Шуточки… (Бросает трубку, допивает пиво. Поднимает трубку, набирает номер, слушает.) Идиоты… (Нажимает на рычаг, снова набирает номер. Говорит монотонно, подражая голосу из бюро погоды.) В течение суток ожидается переменная облачность, ветер слабый до умеренного, температура плюс шестнадцать градусов. (Своим голосом.) Ты понял? Это называется переменная облачность - льет как из ведра… Привет, Дима… Поздравляю, старик, ты оказался прав… Да вот насчет дождя, черт бы его подрал! Целый год ждали и дождались!.. (С недоумением.) Кто разговаривает?.. Зилов… Ну конечно. Ты что, меня не узнал?.. Умер?.. Кто умер?.. Я?!. Да вроде бы нет… Живой вроде бы… Да?.. (Смеется.) Нет, нет, живой. Этого еще только не хватало - чтоб я умер перед самой охотой! Что?! Не поеду - я?! С чего ты это взял?.. Что я, с ума сошел? Подожди, может, это ты со мной не хочешь?.. Тогда в чем дело?.. Ну вот еще, нашел чем шутить… Голова-то, да (держится за голову) , естественно… Но, слава богу, пока цела… Вчера-то? (Со вздохом.) Да вот вспоминаю… Нет, всего я не помню, но… (Вздох.) Скандал - да, скандал помню… Зачем устроил? Да вот и сам думаю - зачем? Думаю, не могу понять - черт знает зачем!.. (Слушает, с досадой.) Не говори… Помню… Помню… Нет, конца не помню. А что, Дима, что-нибудь случилось?.. Честное слово, не помню… Милиции не было?.. Свои? Ну, слава богу… Обиделись?.. Да?.. Что они, шуток не понимают?.. Ну и черт с ними. Переживут, верно?.. И я так думаю… Ну ладно. Как же мы теперь? Когда выезжаем?.. Ждать? А когда он начался?.. Еще вчера? Что ты говоришь!.. Не помню - нет!.. (Ощупывает челюсть.) Да! Слушай, а драки вчера не было?.. Нет?.. Странно… Да, кто-то врезал. Разок… Да, по морде… Думаю, что кулаком. Интересно кто, ты не видел?.. Ну не важно… Да нет, ничего страшного. Удар вполне культурный…


Стук в дверь.


Дима! А что, если он зарядил на неделю?.. Да нет, я не волнуюсь… Ну ясно… Сижу дома. В полной готовности. Жду звонка… Жду… (Положил трубку.)


Стук в дверь.



В дверях появляется венок. Это большой, дешевый, с крупными бумажными цветами и длинной черной лентой сосновый венок. Вслед за ним появляется несущий его мальчик лет двенадцати. Он всерьез озабочен исполнением возложенной на него миссии.


(Весело.) Привет!

МАЛЬЧИК . Здравствуйте. Скажите, вы Зилов?

ЗИЛОВ . Ну я.

МАЛЬЧИК (поставил венок у стены) . Вам.

ЗИЛОВ . Мне?.. Зачем?


Мальчик молчит.


Слушай, парень. Ты что-то путаешь…

МАЛЬЧИК . Вы - Зилов?

ЗИЛОВ . Ну и что?..

МАЛЬЧИК . Значит, вам.

ЗИЛОВ (не сразу) . Кто тебя послал?.. А ну, сядь сюда.

МАЛЬЧИК . Мне надо идти.

ЗИЛОВ . Садись.


Мальчик садится.


(Разглядывает венок, поднимает его, расправляет черную ленту, надпись на ней читает вслух.) «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей»… (Молчит. Потом смеется, но недолго и без особого веселья.) Ты понял, в чем дело?.. Зилов Виктор Александрович - это я и есть… И видишь, жив-здоров… Как тебе это нравится?


Мальчик молчит.


Где они? Внизу?

МАЛЬЧИК . Нет, они ушли.

ЗИЛОВ (не сразу) . Пошутили и ушли…

МАЛЬЧИК . Я пойду.

ЗИЛОВ . Проваливай… Нет, подожди. Скажи… Тебе такие шутки нравятся?.. Остроумно это или нет?


Мальчик молчит.


Нет, ты скажи, послать товарищу такую штуку на похмелье да еще в такую погоду, разве это не свинство?.. Друзья так не поступают, как ты думаешь?

МАЛЬЧИК . Я не знаю. Меня попросили, я принес…


Маленькая пауза.


ЗИЛОВ . Ты тоже хорош. Живым людям венки разносишь, а ведь наверняка пионер. Я бы в твоем возрасте за такое дело не взялся бы.

МАЛЬЧИК . Я не знал, что вы живой.

Главный герой пьесы - Виктор Александрович Зилов просыпается утром в собственном доме, находящемся в небольшом городке.

Виктора будит резкий телефонный звонок. Он берет трубку, но в ответ слышит лишь тишину. Такая ситуация повторяется 2 раза. Проснувшись, Зилов сам начинает звонить. Ему отвечает давний приятель – официант Дима, который крайне удивлен этому звонку. Ведь он полагал, что Виктор погиб. Во время разговора герой пытается выяснить подробности прошедшего вечера, но не получает никакого ответа.

Как только Виктор заканчивает разговор в его дверь кто-то постучал. На пороге он увидел мальчика с похоронным венком, адресованным Зилову. Столь мрачная шутка не порадовала главного героя. Он садится на кровать и начинает фантазировать, как бы все сложилось, если бы он на самом деле умер. Одновременно с этим он начинает вспоминать о том, что происходило в его жизни в последние дни.

Первое воспоминание связано со встречей друзей в любимом кафе «Незабудка». Зилов вместе с приятелями Саяпиным и Кушаком планируют отпраздновать покупку новой квартиры. В гости к главному герою приходят самые близкие друзья. Виктору дарят различные подарки, среди которых снаряжение для утиной охоты.

Утиная охота - главная страсть героя. По словам его жены, Галины, Зилов ни разу не попал в утку. Ему больше нравится сам процесс и разговоры об охоте.

После этого воспоминания герой звонит друзьям на работу, но там никто не отвечает. Он вспоминает работу, недоделанный отчет и телеграмму от отца. В сообщении отец пишет о том, что тяжело болен и ждет сына в гости. К сожалению, эта новость никак не трогает Зилова.

Кроме этого, главного героя оставляет равнодушным и новость от его жены Галины о том, что в скором будущем он станет отцом. Виктора Зилова больше увлекает знакомство с молоденькой девушкой Ириной, которая по ошибке зашла к ним на работу.

Эти отношения настолько увлекают героя, что он забывает про свою жену. Супруги ссорятся. Оправдания Зилова не приносят результатов.

После этого Виктор Зилов вспоминает следующий фрагмент из своей жизни. Он вместе с приятелем Саяпиным решает рабочие проблемы. Неожиданно герою приходит телеграмма с известием о смерти отца. Он решает выехать на похороны немедленно, однако, перед отъездом заходит в кафе «Незабудка». Там Виктор встречается с Ириной, которая ему очень симпатична. Свидетельницей их встречи становится жена Галина.

Галина уходит от равнодушного мужа. Главный герой связывает свою жизнь с любовницей Ириной.

Пьеса заканчивается воспоминанием о последнем вечере. Зилов встречается с друзьями и любовницей Ириной в кафе. Виктор грубит своим приятелям, оскорбляет Веру и Ирину. Официант, желая заступиться за девушек, ударяет Зилова. Друзья доставляют героя домой.

Вспомнив все и проанализировав свою жизнь Зилов решается на самоубийство. Он готов выстрелить, но друзьям удается остановить его.

Пьеса показывает «духовную деградацию» человека. Главный герой существует без каких-либо ценностей. Он с легкостью предает самых близких людей: отца, жену, любовницу, друзей. В итоге, он настолько запутался в себе, что готов пойти на самоубийство.

Пьеса учит тому, что существовать без глубоких духовных ценностей невозможно. Бездуховная жизнь пуста и порочна.

Картинка или рисунок Вампилов - Утиная охота

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Поздняя любовь Островского

    Хозяйка небольшого дома Фелицата Антоновна Шаблова и дочь адвоката Людмила обсуждают исчезновение Николеньки. Фелицата Антоновна очень сокрушается, что сына нет уже второй день

  • Краткое содержание Опера Пуччини Принцесса Турандот

    Опера «Принцесса Турандот», в отличии от многих подобных произведений, заканчивается счастливо. Вот только путь к этому счастливому завершению сложен, извилист и даже можно сказать, тернист. Не все герои смогут добраться до этого позитивного финала.

  • Краткое содержание Житков Про слона

    Рассказчик на корабле подплывал к индийскому берегу и все думал, какие индусы на вид и встретит ли он слонов. Когда судно причалило, мужчина был поражён увиденным: светило яркое солнце и везде были люди с темными лицами и белоснежными зубами.

  • Краткое содержание Замок Броуди Кронин

    Жестокий самовлюблённый гордец Джеймс Броуди является настоящим тираном в своей семье. Он требует беспрекословного подчинения и почтения к своей особе. Броуди владеет небольшой шляпной лавкой

  • Краткое содержание На краю Ойкумены Ефремов

    Вся жизнь – игра, и в ней люди – совсем не актеры, а только единое целое, которое если убрать, то не будет никакой игры. Все начинается с правления Джедефра Четвертого.

Искусство и развлечения

Краткое содержание: "Утиная охота" (Вампилов А. В.). Пьеса "Утиная охота": герои

26 июня 2015

Рассмотрим пьесу Александра Вампилова, написанную в 1968 году, опишем ее краткое содержание. "Утиная охота" - произведение, действие которого происходит в одном из провинциальных городов.

Зилов Виктор Александрович просыпается от телефонного звонка. Он с трудом берет трубку. Однако там лишь молчание. Зилов медленно встает, затем открывает окно. Погода на улице дождливая. Виктор Александрович пьет пиво и начинает физзарядку с бутылкой в руках. Вновь раздается телефонный звонок и опять молчание. Так начинается пьеса Вампилова "Утиная охота". Фото ее автора представлено ниже.

Разговор с официантом Димой

Зилов решает позвонить сам. Он набирает номер официанта Димы, с которым он договаривался отправиться на охоту, и очень удивлен, когда тот спрашивает его, поедет ли он. Виктора Александровича интересуют подробности скандала, разразившегося вчера. Его Дима учинил в кафе. Зилов весьма смутно помнит подробности. Его в особенности волнует то, кто же его ударил вчера по лицу.

Траурный венок

Едва он заканчивает телефонный разговор, раздается стук в дверь. Входит мальчик, который держит большой траурный венок. На нем надпись, в которой значится, что венок этот от друзей и предназначается Зилову, сгоревшему безвременно на работе. Зилов такой мрачной шуткой раздосадован. Он садится на тахту и принимается представлять в воображении, как все могло случиться, если бы он умер в действительности. Затем последние дни жизни проходят перед его глазами.

Воспоминание о праздновании новоселья

Первое воспоминание. В излюбленном месте Зилова, в кафе "Незабудка", он вместе с Саяпиным, своим приятелем, встречается с Кушаком, начальником по работе, для того, чтобы отметить крупное событие - получение новой квартиры. Неожиданно заходит Вера, его любовница. Зилов ее просит их отношения не афишировать, всех усаживает за стол, и Дима приносит шашлыки и вино. Зилов напоминает Кушаку о том, что празднование новоселья назначено на вечер. Тот соглашается, несколько кокетничая. Зилов вынужден пригласить и Веру, которая очень хочет прийти. Начальнику, проводившему недавно свою жену на юг, он ее представляет как одноклассницу. Своим раскованным поведением Вера внушает некоторые надежды Кушаку.

Продолжаем описывать краткое содержание. "Утиная охота" - пьеса, дальнейшие события которой следующие. Друзья Зилова вечером собираются на новоселье к нему. Его жена, Галина, в ожидании гостей мечтает о том, чтобы между ними все вновь стало так, как в начале, когда супруги любили друг друга. В числе принесенных подарков охотничье снаряжение: патронташ, нож и несколько деревянных птиц, которые используются для подсадки на утиной охоте. Это занятие - самая большая страсть Виктора Александровича, если не считать женщин. Однако ему не удалось еще убить ни одной утки. Главное для него, как говорит Галина, - разговоры и сборы. Зилов на насмешки внимания не обращает.

"Липа" о модернизации производства, знакомство с Ириной

Второе воспоминание. Зилов с Саяпиным на работе срочно должны подготовить информацию, касающуюся модернизации производства. Зилов предлагает ему представить проект, сделанный для фарфорового завода, как уже осуществленный. Они долго решают, делать это или нет. И хотя Саяпин боится возможного разоблачения, "липу" все же готовят. Зилов здесь же читает письмо от своего старого отца, который живет в другом городе. Он 4 года не виделся с ним. Тот пишет о том, что болен и хочет увидеться. Однако к этому равнодушно относится Зилов, герой пьесы "Утиная охота". Анализируя его реакцию, можно сказать, что своему отцу он не верит. К тому же у него все равно нет на это времени, поскольку он собирается в отпуск на утиную охоту. Он не хочет и не может ее пропустить. В комнате неожиданно появляется Ирина, незнакомая девушка, спутавшая с редакцией газеты их контору. Зилов ее разыгрывает, выдавая себя за сотрудника газеты. Эту шутку разоблачает, наконец, вошедший начальник. У Зилова с Ириной завязывается роман, что отмечает Вампилов.

"Утиная охота": содержание супружеской сцены

Третье воспоминание. Зилов под утро возвращается домой. Его жена не спит. Зилов ("Утиная охота") сетует на то, что много работы, говорит, что его неожиданно отправили в командировку. Однако Галина говорит прямо, что не верит в это, так как вчера вечером его видела в городе соседка. Зилов пытается обвинить жену в излишней подозрительности, но это не действует на нее. Она терпела слишком долго и не может больше выносить вранья своего мужа. Галина говорит о том, что была у врача, что делала аборт. Супруг изображает возмущение. Он упрекает ее за то, что жена не посоветовалась с ним. Зилов пытается смягчить свою супругу, вспомнив вечер, когда они стали впервые близки. Произошло это шесть лет назад. Сначала Галина протестует, но потом поддается очарованию этого воспоминания - до тех пор, пока супруг не может вспомнить каких-то слов, очень важных для нее. Она плачет, опустившись на стул.

Смерть отца Зилова, встреча в "Незабудке" с женой

Следующее воспоминание главного героя. В комнате Саяпина и Зилова в конце рабочего дня появляется Кушак. Он в гневе и требует объясниться насчет брошюры, содержащей информацию о якобы произошедшей на фарфоровом заводе реконструкции. Выгораживая Саяпина, так как тот должен скоро получить квартиру, всю ответственность берет на себя Зилов. Лишь жене Саяпина, внезапно появившейся, удается погасить бурю. Она уводит на футбол простодушного Кушака. Зилову в этот момент приходит телеграмма, в которой говорится о смерти отца. Он решает немедленно лететь для того, чтобы успеть попасть на похороны. Жена Зилова хочет отправиться вместе с ним, однако он отказывается. Зилов перед отъездом заходит выпить в "Незабудку". Кроме того, он назначил здесь свидание Ирине. Галина случайно становится свидетельницей их встречи. Жена Зилова пришла сюда для того, чтобы принести своему супругу портфель и плащ для поездки. Зилов вынужден сообщить своей любовнице о том, что он женат. Он откладывает на завтра свой отлет и заказывает ужин.

Галина отправляется к родственникам

Представляем вашему вниманию следующее воспоминание, которое видит главный герой произведения "Утиная охота". Содержание его следующее.

Галина хочет поехать в другой город к родственникам. Как только жена уходит, Зилов звонит Ирине и приглашает ее к себе. Вдруг Галина возвращается и говорит, что уезжает от него навсегда. Ее муж обескуражен, пытается остановить ее, однако Галина запирает дверь на ключ. Зилов, оказавшись в западне, применяет свое красноречие для того, чтобы убедить жену в том, что она ему по-прежнему дорога. Он даже говорит о том, что возьмет ее на охоту. Однако его объяснение слышит не Галина, а подошедшая Ирина, которая все сказанное воспринимает на свой счет.

Пьяные речи Зилова в "Незабудке"

Последнее воспоминание. В ожидании приглашенных по случаю утиной охоты и отпуска друзей Зилов пьет в "Незабудке". Когда его товарищи собираются, он уже пьян довольно сильно, начинает им говорить разные гадости. Зилов распаляется все больше с каждой минутой. Это приводит к тому, что все уходят, включая и Ирину, которую он тоже оскорбляет незаслуженно. Зилов, оставшись один, называет лакеем официанта Диму. Тот его бьет по лицу. "Отключается", упав на пол, Зилов, герой произведения "Утиная охота". Герои пьесы, Саяпин и Кузаков, возвращаются через некоторое время. Они поднимают Зилова и приводят его домой.

Решение совершить самоубийство

Расскажем о страшном поступке, который решил совершить Зилов. Описать следующий эпизод можно лишь вкратце, поскольку мы составляем краткое содержание. "Утиная охота" - пьеса, в которой страшное решение Зилова является кульминацией. Дело в том, что он, припомнив вдруг все, решает покончить свою жизнь самоубийством. Теперь уже не играет этот герой произведения "Утиная охота". Анализ данного эпизода показывает, что он настроен вполне серьезно. Зилов пишет предсмертную записку, после чего заряжает ружье, снимает обувь и нащупывает курок большим пальцем ноги.

Произведение "Утиная охота" продолжается тем, что внезапно раздается телефонный звонок. После этого незаметно появляются Кузаков и Саяпин, которые замечают приготовления своего товарища и отнимают ружье, набросившись на него. Зилов гонит их прочь, крича, что не верит никому. Однако они все-таки не решаются оставить его одного. Зилову в конце концов удается выдворить Кузакова и Саяпина.

Зилов решает отправиться на утиную охоту

Он ходит по комнате с ружьем. После этого Зилов бросается на постель и непонятно, то ли он рыдает, то ли смеется. Он встает через две минуты и набирает номер Димы. Он сообщает ему о том, что готов отправиться на охоту.

На этом заканчивается краткое содержание. "Утиная охота", как и все пьесы, - произведение, небольшое по объему. Прочесть его в оригинале можно примерно за 2 часа. Всех подробностей описанной истории не раскрывает краткое содержание. "Утиная охота" станет вам понятнее и ближе, если вы решитесь прочесть текст произведения.

драма

«Утиная охота» - пьеса Александра Вампилова, написанная в 1967 году.

  • 1 История создания и публикации
  • 2 Персонажи
  • 3 Сюжет
  • 4 Критика о пьесе
  • 5 Театральные постановки
    • 5.1 Первая постановка
    • 5.2 Известные постановки
  • 6 Экранизации
  • 7 Литература
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История создания и публикации

Публикация в «Ангаре» чудом обошлась без цензуры: главный редактор Марк Сергеев «подловил» момент, когда главный цензор ушёл в отпуск, и поставил «Утиную охоту» в номер.

Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации (такое же название в пьесе носит организация, где работают Зилов, Саяпин и Кушак) и его служащие обвинили автора в клевете.

В 1972 году, уже после смерти Вампилова, Марк Сергеев попытался издать однотомник произведений писателя. Директор Восточно-Сибирского издательства, куда была передана рукопись, соглашался печатать, но - без «Утиной охоты». Сергеев забрал рукопись и передал её в московское издательство «Искусство» - и в 1975 году сборник «Избранное» А. Вампилова вышел в свет вместе с крамольной пьесой.

Персонажи

  • Виктор Зилов - Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.
  • Галина , жена Зилова - Галине двадцать шесть. её облике важна хрупкость, а в её поведении - изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно. Это качество, несомненно, процветающее у неё в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд. На её лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко).
  • Ирина - студентка, новая возлюбленная Зилова, его «невеста».
  • Кузаков - Кузакову около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает.
  • Саяпин - бывший одноклассник, сослуживец и друг Зилова.
  • Валерия , жена Саяпина - Валерии около двадцати пяти. глаза бросается её энергичность. Её внешней привлекательности несколько противоречит резкая, почти мужская инициатива. Волосы у неё крашеные, коротко подстриженные. Одевается модно.
  • Кушак Вадим Андреевич , начальник Зилова и Саяпина- мужчина солидный, лет около пятидесяти. своем учреждении, на работе он лицо довольно внушительное: строг, решителен и деловит. Вне учреждения весьма неуверен в себе, нерешителен и суетлив.
  • Вера - давняя любовница Зилова, работает продавщицей, около двадцати пяти лет. Она явно привлекательна, несколько грубоватая, живая, всегда «в форме»… одевается красиво и носит неизменно роскошную причёску.
  • Официант Дима - одноклассник Зилова и Саяпина - высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным.

Сюжет

Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова. События перемежаются реминисценциями в прошлое и воображаемое будущее героя.

Дождливым утром в квартире Зилова появляется мальчик с похоронным венком «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей» - это шутка Саяпина и Кузакова. Зилов представляет, будто он всё-таки умер и друзья встречаются на его похоронах.

Зилов пытается дозвониться Вере, Саяпину, Кузакову, Ирине - ему нужно хоть с кем-нибудь поговорить - но всё безуспешно. Герой погружается в воспоминания.

Воспоминание первое . Зилов и Саяпин обедают в кафе «Незабудка» со своим начальником Кушаком. Благодаря ему Зилов недавно получил квартиру и собирается вечером праздновать новоселье. Появляется бывшая любовница Зилова Вера, флиртует с Кушаком и напрашивается на новоселье. Зилов вынужден пригласить её.

Вечером в новую, ещё пустую квартиру Зилова приходят Саяпин с Валерией, Кушак, Кузаков и Вера, которую Зилов представляет жене как подругу Кушака. Во время новоселья вскрывается истинное отношение героев к Зилову: Саяпин завидует ему, Кушак невольно даёт понять, что не ценит его как сотрудника. После ухода гостей Галина признается мужу, что хочет ребёнка, но Зилов реагирует холодно.

Воспоминание второе . Зилов и Саяпин на работе в Центральном бюро технической информации. Кушак требует от них срочно статью о модернизации производства, и Зилов решает вместо статьи сдать проект реконструкции фарфорового завода, лежащий в ЦБТИ уже год. это время ему приносят письмо от отца: тот пишет, что умирает, и просит приехать. Зилов отмахивается, утверждая, что отец рассылает такие письма каждый год.

В отдел заходит Ирина - она ищет редакцию газеты, чтобы подать объявление. Зилов врёт, что редакция тут и находится, заводит с Ириной разговор и приглашает на свидание. Уже перед самым его уходом звонит Галина и просит сейчас же приехать: она узнала, что беременна. Зилов обещает приехать вечером, и Галина обижается.

Воспоминание третье . Зилов возвращается домой под утро, рассказывает жене, что его отправили в срочную командировку на фарфоровый завод, но Галина не верит: его видели накануне вечером в городе. Она говорит ему, что сделала аборт и не хочет больше никаких отношений. Зилов пытается её успокоить, просит верить ему, напоминает Галине о том вечере, когда они объяснились друг другу в любви - однако романтическая сцена оборачивается фарсом.

Воспоминание четвёртое . Кушак выясняет, что информация в статье Зилова и Саяпина не соответствует действительности: реконструкция на заводе так и не была проведена. Он требует объяснений, и Зилов по просьбе Саяпина берет вину на себя. Кушак предупреждает Зилова об увольнении.

Чуть позже Зилову приносят телеграмму: умер его отец. Он тут же собирается ехать, просит жену принести ему деньги в кафе «Незабудка»: он назначил там свидание Ирине и старается выпроводить Галину побыстрее. Однако она, беспокоясь, что он едет без необходимых вещей, приходит в кафе снова - и застает его с Ириной. Та в замешательстве: она не подозревала, что Зилов женат.

Воспоминание пятое . Галина собирается ехать отдыхать к дяде на месяц. Едва она выходит из дома, Зилов звонит Ирине и зовет её к себе. Внезапно Галина возвращается и признаётся, что уезжает не к дяде, а к другу детства, который до сих пор в неё влюблён. Зилов вскипает, пытается удержать её, но Галина выбегает из квартиры и закрывает за собой дверь. Зилов разговаривает с ней через дверь: раскаивается, просит поверить ему - он впервые искренен. Однако за дверью уже стоит Ирина.

Воспоминание шестое . Кафе «Незабудка», Зилов собирает друзей. Завтра они с Димой едут на охоту, и Зилов надеется, что ему наконец-то повезет. Когда приходят Саяпины, Кушак, Кузаков с Верой и Ирина, Зилов уже пьян. Он начинает разоблачать своих гостей, устраивает скандал. Все уходят, Зилов напоследок называет официанта лакеем, и тот бьёт его в лицо. Когда Саяпин и Кузаков возвращаются забрать товарища, он уже лежит без сознания под столом - как труп, замечает Кузаков, и им приходит в голову разыграть его наутро.

Снова Зилову представляется сцена после собственных похорон.

Он звонит официанту и сообщает, что передумал ехать на охоту, потом обзванивает друзей и приглашает на свои поминки. Затем пишет предсмертную записку и собирается выстрелить в себя из ружья, но его останавливает телефонный звонок. это время успевают появиться Кузаков и Саяпин. Зилов раздосадован, что ему помешали, обвиняет друзей в том, что они мечтают завладеть его квартирой, и выгоняет. Когда Кузаков пытается его успокоить - наставляет на него ружьё. После их ухода Зилов падает на кровать и какое-то время лежит неподвижно - «плачет он или смеётся, понять невозможно». Потом он звонит официанту и спокойно сообщает, что готов ехать на охоту.

Критика о пьесе

Наибольшие споры вызвал образ Зилова - он многими не был понят.

Ричард Ко , критик «Вашингтон пост»: «Вампилов пишет в традиции Достоевского о беспокойном, самому себе вредящем герое, злоключения и характер которого представляются специфически русскими».

Борис Сушков : «Если говорить о загадке Зилова, то она в том, что в Зилове воплощён не один характер, хотя бы и типичный, а 3-5-7 характеров-типов. Потому столь разные и по-своему логичные (хоть и не всегда убедительные) прочтения этого образа <…> Зилов - это все мы <…> это зеркало, отражающее судьбу целого поколения».

Майя Туровская : «Зилов - фигура типичная. Это оборотная сторона бездушного и рационального технократства. Его служба - это своего рода пенсия по инвалидности души. „Сверхтекучесть“ его нравственности, морали, жизненных устоев и даже личных чувств такова, что ни в чём и ни по какому поводу на него положиться невозможно. Но при этом он незауряден, природно талантлив, полон возможностей и благих душевных порывов - в этом его обаяние. Яркость вампиловского героя - стихийный протест против скучно-односторонней целесообразности и деловитости. Жизнь сделала из Зилова редкостный образец цинизма, законченный экземпляр рыцаря „до лампочки“».

Марк Липовецкий сопоставляет Зилова с Печориным: это тоже «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Зилов - самый свободный человек во всей пьесе - и поэтому он способен на самые непредсказуемые и циничные поступки: у него отсутствуют всякие сдерживатели, тормоза.

Е. Гушанская : Зилов - «человек мягкий до бесформенности, снисходительный до равнодушия, эгоистичный до необходимости это скрывать, задающий себе вопросы и ощущающий себя виновным в том, что не знает на них ответов»

Безусловно важен и образ Официанта.

Майя Туровская : «Официант - маленький деловой человек, демонизированный воображением Зилова, иронически прокомментированный автором, это альтер эго и одновременно антипод героя».

Е. Гушанская : «Официант - единственный, кто имеет над Зиловым власть, кому герой завидует, кем восторгается, кому подчиняется… Он - двойник Зилова, двойник-антипод, антагонист-идеал… Он знает и умеет все, за исключением одной-единственной вещи. Он не знает, что окружающий мир живой, что в нём существует любовь, а не похоть, что охота - не физзарядка со стрельбой в цель… Официант абсолютно безупречен и так же абсолютно бесчеловечен».

Театральные постановки

Первая постановка

  • 1976 - молдавский театр «Лучаферул» (Luceafărul), режиссёр В. Апостол (на молдавском языке),
  • 1976 - Рижский театр русской драмы, режиссёр А. Кац (на русском)

Известные постановки

  • 1977 - Студенческий театр МГУ, режиссёр Роман Виктюк, в роли Кузакова Ефим Шифрин
  • 1977 - «Экспериментальная студия театральной молодёжи» (сейчас театр «Ильхом»), Ташкент, режиссёр Марк Вайль
  • 1979 - Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, режиссёр В. Андреев
  • 1979 - МХАТ, реж. О. Ефремов; Зилов - Андрей Мягков, Официант - Алексей Петренко
  • 1980 ? - Горьковский академический театр драмы имени Горького, режиссёр Анатолий Кошелев, в ролях А. Комраков - Зилов, Т. Кириллова - Галина, Т. Жукова - Вера, Н. Заякина - Валерия, Ф. Зарипова - Ирина, Е. Арефьев - Саяпин, Ю. Аксентий - Дима, Ю. Фильшин - Кузаков, И. Поляков - Кушак
  • 1981 - Ярославское театральное училище, дипломный спектакль. Постановка - Ф. Шишигин. Реж. - Л. Макарова, Ф. Шишигин.
  • 1983 - Санкт-Петербургский государственный молодёжный театр на Фонтанке, режиссёр Ефим Падве
  • 1996 - Новосибирский городской драматический театр п/р С. Афанасьева, режиссёр Сергей Афанасьев, в роли Зилова Николай Соловьёв.
  • 1997 - театр-студия «Русская актёрская школа»
  • 2002 - Московский художественный театр им. А. П. Чехова, режиссёр Александр Марин, в роли Зилова Константин Хабенский, в роли Официанта Михаил Пореченков
  • 2002 - Новосибирский драматический театр «Красный факел», режиссёр Пётр Шерешевский, в роли Зилова Максим Битюков
  • 2007 - Ярославский академический театр драмы им. Ф. Волкова, режиссёр Александр Ищенко
  • 2008 - Воронежский академический театр драмы им. А. Кольцова, режиссёр Анатолий Иванов, в роли Зилова Юрий Смышников
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
  • Театр на Спасской, режиссёр Александр Клоков
  • Свердловский театр юного зрителя, режиссёр Дмитрий Астрахан
  • Другой театр режиссёр Павел Сафонов, в ролях Владимир Епифанцев, Ольга Ломоносова, Максим Браматкин, Сергей Фролов, Андрей Кузичев, Валерий Горин, Анастасия Веденская, Мария Бердинских, Анастасия Бегунова, Надежда Михалкова, Денис Яковлев.
  • 2012 - Учебный Театр, режиссёр Владимир Дворман в роли Зилова Алексей Остафийчук, в роли Кушака Евгений Волков, в роли Саяпина Сергей Колбинцев, в роли Официанта Артём Патрушев, в роли мальчика Николай Молчанов, в роли ГалиныТатьяна Клюкач, в роли Веры Елизавета Сахнова, в роли Валерии Евгения Серебренникова.
  • 2012 - Национальный театр Болгарии им. Ивана Вазова (София), режиссёр Юрий Бутусов в роли Зилова Иван Юруков, в роли Кушака Николай Урумов, в роли Официанта Дарин Ангелов. Премьера состоялась 24 и 25 марта 2012 года. Участвовал в Володинском фестивале (Санкт-Петербург) 8 февраля 2013 года, номинация на театральную премию Икар за лучшую мужскую роль - Иван Юруков.
  • 2012 год - Государственный Театр Киноактера (Москва) "УТИНАЯ ОХОТА. Шесть Дней из Жизни..." режиссер О. Елагина, в ролях: ЗИЛОВ - Ю. Гаркави, ГАЛИНА - Е. Волкова, О. Елагина, САЯПИН - А. Шарапов, КУШАК - А. Власов, КУЗАКОВ - А. Караваев, Д. Погодин, ИРИНА - М. Богатова, Д. Саламатина, ВЕРА - Т. Голованова, Е. Радченко, М. Богатова, ВАЛЕРИЯ - И. Епифанова, ОФИЦИАНТ - П. Шумский, Р. Ладнев

Экранизации

  • 1979 (премьера - 1987) - «Отпуск в сентябре», режиссёр Виталий Мельников, в ролях Олег Даль - Зилов, Ирина Купченко - Галина, Ирина Резникова - Вера, Наталья Гундарева - Валерия, Наталья Миколышина - Ирина, Юрий Богатырёв - Саяпин, Геннадий Богачёв - Дима, Николай Бурляев - Кузаков, Евгений Леонов - Кушак

Литература

  • Гушанская Е. Самоосознание по Вампилову // Звезда. 1989. № 10
  • Журчева Т. Поэтика «Утиной охоты» А. Вампилова // Поэтика реализма. Куйбышев. 1982
  • Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Александр Вампилов // Современная русская литература. М., 2001. Книга вторая: 70-е годы. С. 184-194
  • Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. М., 1989, с. 84-126

Примечания

  1. 1 2 Т. Глазкова
  2. цит. по: Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. М., 1989, с. 87
  3. Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. М., 1989, с. 114-115
  4. 1 2 Туровская М. И. Вампилов и его критик // Туровская М. И. Памяти текущего мгновения. М., 1987
  5. Липовецкий М. Н. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) // Литература. 2001. № 2
Понравилось? Лайкни нас на Facebook