Деструктивное влияние конфликта на оппонентов.
Функции конфликтов
Системно-функциональный анализ конфликтов показывает, что они играют важную роль по отношению к участникам и социальной среде.
Конфликт функционален в том смысле, что социальные и психологические процессы его развития воздействуют на психику, поведение, деятельность как оппонентов, так и окружающих.
Основные функции конфликта объединены в блок конструктивных и блок деструктивных функций.
Как правило, наиболее очевидны и поэтому чаще всего фиксируются в нашем сознании деструктивные функции конфликтов. • Выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.
• Психологическое и физическое насилие. Большое количество умышленных убийств — последствие эскалации конфликтов.
• Сопровождается стрессом, резко возрастает вероятность заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
• Истощение личностных ресурсов — материальных, духовных и жизненных сил в результате конфликтного взаимодействия.
• Деструкция системы межличностных отношений, сложившихся между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь и враждебность к другой стороне нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи,
• Формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности действовать в ущерб ему.
• Негативное отражение на эффективности деятельности оппонентов — меньше внимания уделяется качеству работы, после конфликта оппоненты также не всегда могут работать продуктивно.
• Закрепляет в социальном опыте насильственные способы решения проблем — победа с помощью насилия может стать обычной практикой в подобных ситуациях социального взаимодействия.
• Отрицательное влияние на развитие личности — может способствовать формированию у человека неверия в справедливость; убежденность, что сильный всегда прав, мнения о том, что в данном коллективе ничего нового внедрить не удастся. • Сопровождается разрушением традиций общения, взаимосвязей в коллективе, организации.
• Может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе и его социально-психологический климат.
• Ослабление ценностно-ориентационного единства группы, снижение групповой сплоченности.
• «Деиндивидуализация» взаимного восприятия сторон конфликта, восприятие друг друга по принципу «Мы — Они».
• Ухудшение качества совместной деятельности коллектива происходит, когда конфликт медленно затухает; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт оказался длительным и др.
• Формирует установку на приемлемость насильственных действий — успех применения насилия в отстаивании интересов группы формирует ее убежденность в необходимости его использования.
• Может способствовать деструктивному лидерству в коллективе того, кто способен играть такую роль только в конфликтной ситуации.
К конструктивным функциям конфликтов по отношению к основным участникамможно отнести:
• устранение полностью или частично противоречия, возникающего в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т.п. Конфликт высвечивает нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности;
• позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т.д., выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;
• позволяет ослабить психическую напряженность — реакцию участников на конфликт. Конфликтное взаимодействие снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
• служит источником развития личности, межличностных отношений — расширяет сферу и способы взаимодействия человека с окружающими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций;
• может улучшить качество индивидуальной деятельности;
• при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
• средство самоутверждения личности, формирования активной позиции во взаимодействии с окружающими. Может быть определен как конфликт становления, самоутверждения, социализации.
Конструктивные функции конфликтов по отношению к социумузаключаются в следующем:
• выступает средством активизации социальной жизни группы или общества, поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником развития;
• высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы, может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. С помощью конфликта руководитель или группа могут регулировать поведение отдельных лиц;
• зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, актуализирует гуманистические ценности;
• может способствовать созданию новых, более благоприятных, условий, к которым легче адаптируются члены коллектива;
• способен выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл) — группа приобретает качественно новое состояние;
• способствует поиску продуктивных решений проблем в коллективах, ориентированных на предметно-познавательную деятельность;
• оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, устанавливается более доброжелательная обстановка, что происходит почти в каждом втором конфликте.
В тоже время, влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудностями оценки результатов конфликта.
Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития.
Также необходимо учитывать, для кого из участников он – конструктивен, а для кого – деструктивен.
Литература:
• 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591с.
• 2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2005. – 288с.
• 3. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Питер, 2000. – 464с.
• 4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Аспект-пресс, 1995. – 317с. |