Многообразие задач, которые стоят перед педагогической наукой, породило многообразие отраслей педагогики, основными из которых являются следующие:
- общая педагогика исследует основные закономерности образования;
- дидактика – теория обучения. Изучает процесс обучения, разрабатывает цели, содержание, принципы, методы и средства обучения;
- теория воспитания изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, методы его осуществления;
- сравнительная педагогика изучает тенденции и закономерности обучения и воспитания в различных странах;
- социальная педагогика – изучает закономерности влияния социальной среды на формирование личности;
- этнопедагогика – изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания;
- дефектология, или специальная педагогика – изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Выделяют три основные формы отклонений, и соответственно специальная педагогика имеет три основные ветви: олигофренопедагогика (воспитание и обучение умственно отсталых); тифлопедагогика (воспитание и обучение слепых и слабовидящих); сурдопедагогика (воспитание и обучение слабослышащих и глухих).
|