Педагогический процесс – это целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы. Можно сказать, чтоэто общение или совместная деятельность двух или более людей, результатом которой является формирование у обучаемых определенных отношений либо знаний, умений, навыков, запланированных обучающим. Педагогический процесс представляет собой систему следующих компонентов:
1. Целевой компонент, или цели образования. Они зависят от уровня развития общества и определяются целями и реалиями определенного общества; цели образования также отражают достигнутый уровень развития общества. Цели образования – это то, зачем учат. Например, подготовить специалиста в определенной области, развить художественный вкус обучаемого и т.д.
2. Содержательный компонент – это система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения; выделенный из сокровищницы мировой культуры обозримый объем систематизированных знаний, умений, предложенных для изучения в учебном заведении. Содержание образования – это то, чему учат. Например, это геометрия Евклида, французский язык или свойства кристаллов.
3. Деятельностныйкомпонент – это формы, методы и средства воспитания и обучения. Деятельностный компонент – это то, как учат, что именно делают обучающий и обучаемый. Например, преподаватель читает лекции, ученики побывали на экскурсии или создали модели.
4. Результативныйкомпонент – отражает степень эффективности педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Результативный компонент – это то, что произошло в результате образования. Например, человек научился вести бухгалтерию предприятия.
Педагогический процесс – это центральное понятие педагогики, так как оно обозначает весь комплекс явлений, которые изучает педагогика, выражает сущность этих явлений. |