Управление образовательными системами
Тема 7.Государственно - общественная система управления образованием
(2 часа)
Понятие управления и педагогического менеджмента.
Управление в образовании. Главная задача управления. Принципы управления педагогическими системами. Управление как сложная и ответственная деятельность по обеспечению функционирования и развития образовательной системы. Понятия управления и менеджмент. Современные подходы к управлению образованием. Структурные методы в сфере управления образованием.
Гуманитарные методы управления. Управление и руководство образовательным учреждением. Государственно – общественная система управления образованием. Основополагающие цели образования. Формы самоуправления. Совет образовательного учреждения. Попечительский совет. Педагогический совет. Методический совет. Функции педагогического управления. Анализ практики. Цели и план работы. Циклограмма деятельности и содержание работы школы.
Контроль и регулирование.
Тема 8.Образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления (2 часа)
Организационная структура образовательного учреждения как педагогическая система. Типы организационных структур. Педагогический коллектив с позиции управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Методическая работа. Повышение квалификации и аттестация педагогического персонала. Содержание и методика работы педагогического совета. Предметные методические объединения. Самообразование учителей. Организация помощи молодому учителю. Система внутришкольного контроля.
Тема 9.Управленческая культура руководителя (2 часа)
Деятельность директора образовательного учреждения в условиях рыночной экономики. Финансовые поступления и бюджет образовательного учреждения. Приобретение, хранение и использование наглядных пособий и ТСО, оборудования кабинетов. Хозяйственное обеспечение. Оформление. Документация. Внутренняя оперативная информация. Основы законодательства о труде.
Тема 1. Общая характеристика педагогической деятельности (2 часа)
1. Факторы, обусловившие возникновение педагогической профессии.
2. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?
3. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?
4. Раскройте сущность гуманистической функции педагога.
5. В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности?
6. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
7. Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе?
8. Каким образом предполагается широкое применение ИКТ в образовании?
9. Перечислите современные педагогические специальности и квалификации.
10.В чем состоит своеобразие педагогической профессии?
11.Как соотносятся понятия «педагогическая профессия», «педагогическая
специальность», «педагогическая квалификация»?
Практические задания:
1. Объясните потребностно – мотивационную сферу личности учителя и пути ее становления.
2. Определите и обоснуйте место деятельности педагога среди факторов успеха образовательного учреждения в рыночных отношениях.
3. Разработайте древо целей и задач педагогической деятельности в образовательном учреждении с учетом его особенностей.
Рефераты:
1. Педагогическая профессия в ХХIв.
2. Информационное общество и педагог.
3. Культурная среда и личность учителя.
Рекомендуемая литература:
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. / под ред. Н.П. Алексеева.- М., 1989.
2. Вершиловский С.Г. Учитель о себе и профессии.- Л., 1988.
3. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / под ред. Т.И. Шамовой.- М., 1992.
4. Дудников В.В. Менеджмент сферы образования.- М., 1995.
5. Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли.- М., 1989.
6. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент.- М., 1993.
7. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность.- Ростов н/Д., 1997.
8. Кинчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха.- М., 1993.
9. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию.- Новосибирск, 1991.
10. Образование и ХХI век: Информационные и коммуникационные технологии.- М., 1999.
11. Соловейчик С.Л. Вечная радость. -М., 1986.
Тема 2. Педагогическая профессиональная деятельность,компетентность, культура и личностные качества педагога (2 часа)
1. Дайте определение профессиональной компетентности педагога.
2. Подготовьте схему модели профессиональной компетентности педагога.
3. Какие компоненты педагогической деятельности требуют от учителя теоретической готовности?
4. Назовите педагогические умения, характеризующие теоретическую готовность учителя.
5. Какие компоненты педагогической деятельности обусловливают практическую готовность педагога?
6. Назовите педагогическим умения, составляющие содержание практической готовности учителя.
7. В каком соотношении находятся: профессиональная компетентность педагога и его педагогическая культура; профессиональная компетентность и педагогическое мастерство; педагогическое мастерство и педагогический опыт; педагогическое мастерство и творчество учителя?
8. В чем сущность педагогической деятельности?
9.Что такое педагогическое действие и каковы формы его проявления?
10. Дайте сравнительный анализ основных видов педагогической деятельности – преподавания и воспитательной работы.
11. Какова структура педагогической деятельности?
Рефераты:
1. Учитель как субъект педагогической деятельности.
2. Виды и основные характеристики направленности личности педагога?
Рекомендуемая литература:
1.Введение в специальность /под ред. Л.И.Рувинского.-М.,1988
2. Диденко В.Н. Введение в педагогическую деятельность. Смоленск, 2005
3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Педагог: профессия и личность.-Ростов н/Д,1997
4. Маркова А.К. Психология труда учителя.-М.,1993
5. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию.-Новосибирск,1991
6. Мудрик А.В.Учитель: Мастерство и вдохновение.-М.,1986
7. Педагогическая антропология /под ред. Л.Л. Редько, Е.Н.Шиянова.-Ставрополь,2006
8. Учитель, которого ждут /под ред.И.А.Зязюна.-М.,1988
Тема 3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Профессионально – личностное становление и развитие педагога (2 часа)
1. Каковы цель и задачи современного педагогического процесса?
2. В чем состоит смысл многоуровневого педагогического образования?
3. Представьте структуру педагогического образования схематически.
4. В чем состоит сущность профессионального самовоспитания учителя?
5. Дайте характеристику профессионального идеала педагога.
6. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.
7. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?
8. В чем заключается специфика профессионального самообразования педагога?
Практические задания:
1. Мой любимый учитель. Воспоминания.
2. Мой идеал учителя. Из жизненного опыта.
3. Современный учитель – каков он?
4. Почему я выбрал(а) педагогическую профессию?
5. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (полгода, год).
Рефераты:
1. Педагогическая культура учителя.
2. Коллективистская и индивидуалистская концепция самовоспитания учителя.
3. Личность педагога и общение.
Рекомендуемая литература:
1. Диденко В.Н. Введение в педагогическую деятельность.- Смоленск, 2005.
2. Донцов И.А. Самовоспитание личности.- М., 1984.
3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.- М., 1989.
4. Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М., 1990.
5. Кондратенков А.Е. Педагогика в картинках реальной жизни. -М., 1993.
6. Левитан К.М. основы педагогической деятельности. – М., 1994.
7. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию.- Новосибирск, 1991.
8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности..- М., 1991.
9. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А.Зязюна. – М., 1989.
10. Педагогическая антропология / под ред. Л.Л.Редько, Е.Н.Шиянова.- Ставрополь, 2006.
11. Профессиональная культура учителя / под ред. В.А.Сластенина. – М., 1993.
12. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1995.
Итого: часть 1, модуль 1: 6 лекционных и 6 семинарских часов.
Тема 4. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции педагогики (2часа)
1. Каков объект педагогики?
2. Предмет педагогики.
3. Функции педагогики.
4. Дайте характеристику образования как общественного (социального) явления.
5. Назовите основные междисциплинарные понятия, используемые педагогикой, и дайте их определения.
6. Раскройте сущность образования как педагогического процесса.
7. Выделите собственно педагогические понятия, раскрывающие предмет педагогики, и дайте их определение.
8. Каково место педагогики в системе наук о человеке?
9. Назовите основные формы связи педагогики с другими науками.
10. Какова структура современной педагогической науки?
Практические задания:
Выделите и обоснуйте какую – либо актуальную на ваш взгляд проблему в современной педагогической науке.
- Какого знания не хватает педагогам?
- Какие противоречия в педагогической деятельности обостряются в связи с его отсутствием?
- Какие социальные проблемы будут решаться проще, если педагоги получат и будут применять это знание?
Рефераты:
1. Взаимоотношения и взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики.
2. Образование как общественное явление и как педагогический процесс.
3. Общество и образование.
Рекомендуемая литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.,1977
2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики.-СПб.,1992
3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке.-М.,1990
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика.-М.,2004
5. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики-новый этап.-М.,2006
6. Лихачев Б.Г. Педагогика: учебное пособие.-М.,1992
7. Саймон Б. Общество и образование.М-.,1989
8. Стоунс Р. Психопедлагогика.-М.,1985
9. Щедровский Г.П. и др. Педагогика и логика.-М.,1993
Тема 5. Методология и методы педагогической науки, ее понятия (2 часа)
1. Сущность методологии педагогики.
2. В чем проявляется методологическая культура педагога?
3. Дайте характеристику основных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики.
4. Раскройте сущность гуманистической методологии педагогики.
5. В чем состоит смысл аксиологического подхода в изучении педагогических явлений?
6. Раскройте сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики.
7. Назовите конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
8. Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику его этапов.
9. В чем заключается суть методики педагогического исследования?
10. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примере методы педагогического исследования.
Практические задания:
Прокомментируйте следующие высказывания:
1. «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки.
Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела» (Л.Н.Толстой)
2. «Педагогика не есть собрание положенной науки, но только собрание правил воспитательной деятельности» (К.Д.Ушинский)
Рефераты:
1. Философия и методология педагогики.
2. К.Д. Ушинский об антропологическом подходе исследования проблем педагогики.
3. Практическое применение методов педагогических исследований.
Рекомендуемая литература:
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.,1982
2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики.-СПб.,1992
3. Герасимов И.Г. Структура научного исследования.-М.,1985
4. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.-М.,1997
5. Ильин В.В.,Калинкин А.Г Природа науки.-М.,1985
6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики.-Ростов н/Д.,1994
7. Краевский В.В. Методология педагогического осследования.-Самара.,1994
8. Краевский В.В.,Бережсцова Е.В. Методология педагогики: новый этап.-М.,2006
9. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.-М.,1986
10. Щедровский П.Г. Очерки по философии образования.-М.,1993
Тема 6. Образование как целостный педагогический процесс (2 часа)
1. Сущность педагогического процесса.
2. В чем заключается целостность педагогического процесса?
3. Дайте характеристику структуры целостного педагогического процесса.
4. Какие функции реализуются в целостном педагогическом процессе?
5. Каковы движущие силы целостного педагогического процесса?
6. Что такое закономерности целостного педагогического процесса?
7. Что такое принципы и правила целостного педагогического процесса?
8. Охарактеризуйте основные принципы организации целостного педагогического процесса.
9. Назовите и охарактеризуйте принципы управления деятельностью воспитанников в целостном педагогическом процессе.
10. В чем состоит сущность личностно ориентированного подхода в целостном педагогическом процессе?
11. Проанализируйте основные авторские концепции личностно ориентированного целостного педагогического процесса.
Практические задания:
1. Проиллюстрируйте примерами основные формы связи педагогики с другими науками.
2. Составьте схему современного педагогического образования.
3. Составьте примерную программу педагогического исследования.
Рефераты:
1. Педагогическая интуиция в целостном педагогическом процессе.
2. Позиция учителя – воспитателя в целостном педагогическом процессе.
3. Стиль педагогической деятельности в целостном педагогическом процессе.
4. Личностно-ориентированное обучение (на примере вашей будущей профессии).
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. – Ростов н/Д., 2006.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М., 1977.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю.Бабанский -М., 1989.
4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических системах и теориях воспитания.- М. – Ростов н/Д., 1999.
5. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс).- М., 1984.
6. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап.- М., 2006.
7. Личностно-ориентированное обучение: хрестоматия.- М., 2005.
8. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии.- Волгоград, 1994.
9. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя.- М., 1997.
10. Стоунс Р. Психопедагогика.- М., 1985.
11. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения.- М., 2005.
12. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.- М., 1996.
Итого: часть 1, модуль 2: 6 лекционных и 6 семинарских занятий.
Тема 7. Понятие управления и педагогического менеджмента.
1. Что понимается под управлением в образовании?
2. Каковы современные требования, предъявляемые обществом к управлению образовательными системами разного уровня?
3. Дайте характеристику системы образования в России.
4. Каковы основные методы создания и укрепления доверия в образовательном учреждении? Почему их можно рассматривать одновременно как методы формирования гуманных отношений в коллективе?
5. В чем состоят функции государства в управлении образованием?
6. В чем заключаются общественные функции управления образованием?
7. Дайте характеристику принципов управления образовательными системами.
Практические задания:
1. В каких документах определены обязанности должностных лиц образовательного учреждения?
2. В чем состоит роль и каково содержание педагогического анализа в управлении образовательным учреждением?
3. Проанализируйте различные виды планов работы ОУ и его разделы.
Рефераты:
1. Основные принципы управления образовательными системами и их роль в повышении качества обучения.
2. Влияние качества образования на дальнейшие жизненные успехи человека.
3. ЕГЭ и развитие современного образования.
Рекомендуемая литература:
1. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики /под ред. Т.И.Шамовой.-М.,1991
2. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой.-М.; Белгород,1995
3. Закон РФ «Об образовании».-М.,1996
4. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления.-М.; Белгород,1997
5. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент.-М.,1993
6. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. -М.,2005
7. Симонов В.П. Педагогический менеджмент.-М.,1999
8. Управление современной школой: пособие для директора школы /под ред. М.М.Поташнина.-М.,1992
9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шабанова Г.Н. Управление образовательными системами.-М.,2002
10. Шамова Т.Л., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами.-М.,2001
Схема 1. |