Описание литературного вечера в библиотеке. Ночь литературы в библиотеках цбс управления культуры администрации кстовского муниципального района. Страница “Юмористические рассказы”
Цитата: «Библиотекарь - первый вестник красоты и знания. Ведь это он открывает врата и из мертвых полок добывает сокровенное слово для просвещения и ищущего духа».
(Н. Рерих )
1ведущий:
Здравствуйте дорогие коллеги, гости, ребята, читатели! Сегодня мы собрались с вами на праздник, посвященный профессии библиотечного труда. Писатели, художники воздали честь и хвалу представителям героических профессий - летчикам, космонавтам, мореплавателям, воспевали самоотверженный труд учителей, врачей, инженеров, рабочих и крестьян. Несколько не повезло в этом плане библиотекарям. Тем не менее были и есть писатели, художники, кинематографы, которые показали труд людей, который так необходимый многим. Наше правительство так же обратило внимание на труд библиотекарей и в 1995 году Указом президента Российской Федерации был учрежден общероссийский праздник День библиотек . Это не только праздник библиотечных работников; это праздник всех, кто имеет отношение к книгам, чтению, библиотекам.
ЧТЕЦ
Сегодня день особенный для тех,
Кто любит книгу, кто сроднился с нею.
Сегодня праздник – День Библиотек.
Давайте же сплотим ряды теснее!
В лихое время, в меркантильный час,
Который пробил нынче над Россией,
Мы, чтобы светоч разума не гас,
Не пожалеем максимум усилий.
Давайте же восславим на века
Проводников культуры в нашей школе,
Кто неустанно с книгою в руках
Стоит на страже мира и покоя. Наталия Куличенко .
Школьный библиотекарь г. Тимашевска
2 ведущий :
Общероссийский День библиотек приурочен к знаменательной дате. В этот день, 27 мая, 1794 года в России открылась первая публичная библиотека – ныне Российская национальная библиотека.
ЧТЕЦ
Библиотека… Тишина… Столетья…
История и тысячи имен!
Благословляем вас на долголетье –
Всех тех, кто в труд прекрасный свой влюблен.
Профессия стара как мир и время,
От первых свитков до больших томов
Вы любите и бережете верно
Пылинки времени и заповедь веков.
Счастливые… Вам тайны доверяли
Толстой и Пушкин Чехов и Крылов,
И ваше сердце солнцем пронизали
Джек Лондон, Маяковский и Светлов.
Даете вы не книги под расписку…
Вы людям дарите великий мир
И в детских душах – нераскрытых, чистых
Рождается божественный кумир.
Здесь мысли, чувства, тайны, мудрость века.
Пусть дуют в мире ветры перемен,
Храни свой ценный клад библиотека!
Пусть не коснуться книг забвение, тлен!
(Показ слайдов «История библиотек»)
1ведущий:
Сегодня мы расскажем и о наших библиотеках, школьной и сельской. Услышим их историю создания, вспомним тех, кто посвятил этому труду свою жизнь. Кто много лет назад, придя в библиотеку, здесь остался, кто нашел в ней свое призвание.
В 1930 – 40 годах здание Князевского сельского Совета было расположено в селе Князево. Он размещался в небольшом двухэтажном доме, принадлежавшем в прошлом состоятельному человеку.
На первом этаже этого дома жила техничка сельского Совета Давыдова Мария со своими малолетними детьми. На втором этаже располагался аппарат сельского Совета, а в одной из комнат занимались школьники.
Другая небольшая проходная комната была отдана под избу – читальню. Здесь стоял длинный стол, два книжных шкафа и несколько стульев. На столе стоял патефон с пластинками. По вечерам здесь горела керосиновая лампа. Сельская молодежь приходила сюда читать газеты и журналы, слушать пластинки. Здесь же проводились громкие чтения, беседы о книгах, обсуждались статьи из газет и журналов, выдавались художественные книги на дом.
В те годы избачем работал выпускник местной семилетней школы веселый, общительный парень Ручкин Михаил Артемьевич . Но когда началась Великая Отечественная вой на он ушел на фронт и там погиб.
ЧТЕЦ : Книги, книги мои – это линии
Тех дорог, где, и робок и смел,
То шагал, поднимаясь к вершине, я,
То, споткнувшись, в ущелье летел.
Книги, книги – победы кровавые.
Разве знаешь, высоты беря,
Ты себя покрываешь славою
Или кровь проливаешь зря?
Р. Гамзатов
2 ведущий:
В годы ВОВ избачем работал секретарь Сельского Совета Катков Сергей Федорович , затем военрук Князевской семилетней школы Кузьмин Николай Алексеевич. Он работал по совместительству.
После войны впервые по нашему Князевскоу сельскому Совету была создана отдельная библиотека. В здании клуба Князевского спиртзавода выделили небольшую комнату.
Заведующей библиотекой стала работать выпускница Елабужского библиотечного техникума Касимова Раиса.
В 50-х годах библиотеку разместили в одной из комнат бывшей конторы совхоза «Татарстан».
1 ведущий:
В 1974 году заведующий бибилотекой стала Исмагилова Таслима Харисовна. Молодой специалист, выпускница Елабужского библиотечного техникума. Скромная, добрая, любящая свою профессию, она быстро завоевала любовь и симпатию своих читателей. Здесь в Татарстане частью ее жизни становятся люди и книга. Студенту – заочнику нужно подобрать литературу к занятиям, с ребенком обсудить только что прочитанную сказку, убедит подростка прочитать ту или иную книгу, просто поговорить с читателем, просто выслушать человека. И сегодня она помнит всех своих читателей и всех любит.
В 1976 году библиотека переходит в новое здание ДК «Татарстан», здесь очень просторные комнаты, читальный зал, абонемент, книгохранилище.
В библиотеке проводится очень много мероприятий, литературные вечера, викторины, семейные праздники, КВНы, обсуждения книг.
За хорошую работу Таслиму Харисовну наградили Дипломом Министерства Культуры ТАССР.
2 ведущий:
Почетное место среди ветеранов библиотечного труда отдаем сегодня Ахметгалеевой Хание Нуриахметовне.
В библиотеку она пришла работать в 1978 году. И работала по 2006 год. По зову души она стала библиотекарем, и не смотря на маленькую зарплату, и недостаточную престижность профессии она в глазах своих читателей была замечательным человеком и работником. Библиотека в это время обслуживала 2067 читателей, фонд составлял 15057 экземпляров книг.
Ежегодно по итогам года Таслима Харисовна и Хания Нуриахметовна награждались почетными грамотами, а в 1989 году им было присвоено звание «Библиотека Отличной работы »
Милые мои библиотекари!
Душ людских аптекари и лекари.
Скромные, простые и сердечные,
Мудрых книг хранительницы вечные.
Незаметен труд ваш кропотливый,
Но без книг не каждый проживет.
И спешит читатель торопливый
К той, что с полки книгу подает.
Ласково скользят по полкам руки
И найдут, конечно же, они
Ту, с которой будет не до скуки,
И герой окажется сродни.
Вы большое делаете дело!
Очень важно, чтобы по земле
Шествовал торжественно и смело
Человечек с книгою в руке.
Инэс Любименко – школьный бибилотекарь.
ЧТЕЦ:
1 ведущий:
Разными путями приходят люди к своей профессии. Одни с детства выбирают дело по душе и не изменяют ему до конца жизни, другие в поисках призвания не раз меняют профессию, пока не найдут ту, единственную.
Именно так из другой профессии пришла работать в библиотеку Вязовская Елена Михайловна.
Вот уже несколько лет она посвятила этому «на вид простому и тихому», но отнюдь не легкому труду. Придя в библиотеку в 1998 году, она нашла здесь свое призвание.
Более 25 лет она посвятила себя библиотечной работе Мирзаянова Майсара Музагитовна . Вначале она работала зав. библиотекой с. Шильнебаш, затем переехала в Сосновый Бор и с 2006 года и по настоящее время является заведующей Татарстанской библиотеки Князевского сельского поселения.
При ликвидации ЦРБ в их библиотеку был передан книжный фонд 9251 книга на сумму 139 396 рублей. На сегодняшний день фонд составляет 14 796 экз. книг.
Им посвящается стихотворение:
Женщины – умницы. Книжные Феи,
Нет вас на свете щедрей и добрее.
Все – то вы знаете, все вы умеете
И перед подлинным благоговеете.
Вы берегини богатства духовного.
Высшая миссия вам уготовлена –
Не растеряетесь, не побледнеете.-
Столько достоинств от Бога имеете.
С праздником вас, дорогие сударыни!
Выбрали эту дорогу недаром вы,
Сейте разумное, доброе, вечное –
И ото всех вам спасибо сердечное!
2 ведущий:
«Самая прикольная, библиотека школьная »
Школьные библиотеки занимают особое место в сети библиотек России. Сегодня сеть школьных библиотек самая большая, самая общедоступная, ни один учитель, ни один ученик не может обойтись без школьной библиотеки.
И сегодня мы представляем вам поколение школьных библиотекарей.
Начнем с того «Как возникла библиотека в Князевской средней школе»
1 ведущий:
Второй год шла Великая Отечественная война. В коллективе учителей и учащихся возникло огромное желание иметь свою школьную библиотеку. Всем коллективом решили большую часть учительской отвести под библиотеку. Поставили несколько шкафов, стол и стулья. Фонд библиотеки создавался из тех книг, которые приносили из дома учителя и учащиеся. Вначале это был небольшой фонд. Затем стали закупать книги на средства Князевского сельского Совета.
Библиотекарями работали учителя школы по совместительству: Вначале учительница начальных классов Алексеева Валентина Георгиевна , затем военрук Кузьмин Николай Алексеевич.
ЧТЕЦ:
Мир книг волнует нас века.
Его коснитесь сердцем светлым.
Библиотека! Ты – река
С богатством жемчуга несметным.
Его найти не просто нам
Средь ила, камушков и тины.
Ключи к сокровищам отдам.
Писатель! Будь со мной незримо
И мыслей тоненькую нить
Ты из души своей протянешь.
Ах, книга! Нам тебя любить.
Ты в бездну забытья не канешь.
Стихи библиотекаря Г. Котельнича, вятской поэтессы –
Липатниковой Светланы .
2 ведущий:
В 1960 годах в Князевской школе должность библиотекаря по совместительству выполняла работница школы Грудилова Мария Семеновна .
В коридоре стоял большой старинный голубой шкаф, он был полностью заполнен книгами. Мария Семеновна на каждый класс заводила тетрадь, куда записывала выданные учащимся на дом книги. Здесь же в коридоре стоял большой стол, на котором лежали газеты и журналы. Учащиеся с удовольствием их читали и очень бережно к ним относились.
Чтец: Светят лампы над столом,
Блещут полки за стеклом.
В переплетах темной кожи,
Разместившись вдоль стены,
Словно зрители из ложи.
Книжки смотрят с вышины.
Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьется пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На все найдешь ответ.
Нет, им не запылиться
И через тысячу лет. (С.Я. Маршак)
1 ведущий:
В 1968 году школу дали штатную единицу библиотекаря. Первым библиотекарем школы стала выпускница Князевской школы Гудкова Любовь Михайловна , она закончила Елабужский библиотечный техникум и приехала работать в родную школу.
2 ведущий:
С 1974 года по 1978год в библиотеке работала Кликич Лидия Викторовна .
Она выпускница Князевской средней школы. Окончила Елабужский библиотечный техникум, заочно учиться в Казанском педагогическом институте и продолжает работать в библиотеке. Она была поистине великим наставником и учителем детей. Она всегда умела поражать детей собственной выдумкой, фантазией, энтузиазмом, работоспособностью.
Чтец:
Библиотечная работа –
На вид простой и тихий труд.
Вдали от пышного почета
Библиотекари живут.
Но их спокойные владенья
Спокойной жизни не сулят.
Читателя пытливый взгляд
Им передал свое волненье.
Таиться в книгах суть познанья.
Прочти – страницы оживут.
Библиотечное призванье
На вид простой и тихий труд.
1 ведущий
Романова Галина Николаевна
работает заведующей школьной библиотекой с 1978 года.
Она закончила в 1975 году Елабужское культпросветучилище, библиотечное отделение, а в 1982 году закончила Казанский институт культуры.
Имеет награды:
«Отличник народного просвещения», «Ветеран труда».
Победитель республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека 2010»
Имеет грамоту Министерства образования и науки Р.Т.
Награждена сертификатом на получение комплекта словарей .
Дипломом первой степени Муниципальным учреждением «Информационно методического центра» Тукаевского района.
Галина Николаевна любит свою работу, библиотеку и своих читателей – эмоциональных и любознательных. Поэтому прилагает все усилия, чтобы воспитать в детях любовь к книге, к чтению. Для этого она проводит много различных мероприятий для детей всех возрастов.
1Совместно с сельскими библиотекарями вели многие годы клуб «Ветеран»
2. Много лет Галина Николаевна вела кружок «Переплетное дело».
На этом кружке дети имели возможность осваивать элементарные приемы реставрации книги, знакомились с историей книги, являлись активными помощниками библиотекаря, участвовали в массовых мероприятиях.
Галина Николаевна заботится о том, чтобы наша библиотека была уютная и красивая, создает все условия для расслабления и душевного комфорта, ведь библиотека это место, где читателям должно быть хорошо. Этому принципу подчинено все: освещение, наглядность, специально выделенные места под читальный зал, где в свободное время можно работать с книгой или полистать журналы и газеты, которых очень много в нашей библиотеке.
Чтец:
Читальный зал. Спокойный гул.
Привычные дела.
И лишь один свободный стул
Ютится у стола.
Библиотекарю не сесть:
Вот распишитесь здесь,
Белинский? Есть. Некрасов? Есть.
И Евтушенко есть.
…Загружен день ее сполна,
Различных дел – гора,
Но как внимательна она,
Тактична и добра!
Ладейщикова Л.
2 ведущий:
Современный библиотекарь – это не только специалист своего дела, Галина Николаевна в курсе всех жизненных забот своих читателей. Она отдает им свои силы, знания, умение, постоянно совершенствует свой профессиональный и культурный уровень, повышает свое образование, изучает и применяет в работе новые формы обслуживания читателей, добивается, чтобы каждая книга, поступившая в библиотеку, нашла своего читателя, бережет книжный фонд, как национальное достояние народа.
Что такое книжкин дом?
Есть хозяюшка при нем.
Книжек лучшие страницы
У нее - ручные птицы.
Стеллаж – как строй солдат,
Польки чистотой блестят.
Глаз веселый огонек
Для души вам даст урок.
Милые мои, родные!
Ваши руки золотые!
Книжку старую поправят
Все листочки в ней расправят.
Добрым словом пожалеют
И разумное посеют.
«Дум высокое стремленье»
Научились прививать,
В вас одно у нас спасенье.
Продолжайте созидать.
К. К. Кононова, ставропольский край, г. Пятигорск
Наш праздник хочется закончит словами академика Дмитрия Лихачева: «Может не быть университетов, никакого высшего образования, но если есть хорошие библиотеки, все можно восстановить. Если не будет библиотек, никакое высшее образование ничего не даст».
ЧТЕЦ:
Вы преданы профессии своей:
Творить добро – великое призванье.
Единожды избрав – не изменяйте ей,
Несите людям свет, тепло и знания!
И пусть, как колесница, мчится время,
Меняется за веком век.
Мы предлагаем тост за человека,
Хранящего тепло библиотек!
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И. Бунин
Страна Читалия!
Такой история не знала!
Люблю твой вечный непокой
И поиск идеала.
Обложка или переплет, -
Как маленькая дверца,
Приоткрывающая вход
И доступ в область сердца.
Е. Долматовский
КНИГА
За окнами гуляла вьюга
Чертила на стекле узор.
А мы в тепле с любимым другом,
Вели весь вечер разговор.
Показывал он мне картинки,
Ребячий лагерь, лес, костер
Я взял чернильную резинку
И с друга пятнышки все стер.
Потом закладкой голубою
Листы до завтра заложил,
Взял друга бережно рукою
И в шкаф на полку положил.
А. Рождественский
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Неустанных исканий залог,
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог –
Это – книга. Да здравствует книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок,
Это – книга. Да здравствует книга!
Т.Л. Щепкина-Куперник
В моем шкафу теснится к тому том
И каждый том на полке - словно дом,
Обложку – дверь откроешь второпях –
И ты вошел, и ты уже в гостях…
Как переулок каждый книжный ряд,
А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож –
Из прошлого в грядущее пройдешь,
Заглянешь в страны и во времена:
Любая книга – время и страна…
Здесь в комнате моей из года в год
Все человечество в ладу живет.
Давид Кугультинов .
Список использованной литературы:
Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны, бывшего директора Князевской СОШ Батршина Хасана Шахеевича
Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек.- М., 1992
Кашурникова Т.М. Чудо. Имя которому – книга. – М., 2006
Маршак С. Светят лампы над столом: Стихи/ Бибилотекарь.1977. №10. с42
Яворская И. Стихи/ Бибилотекарь.1977. №11. с78.
Школьная библиотека №1, 2, 3 2001г
Школьная библиотека №1-6 2005г
Людмила Матвеева
Тема: Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке».
Тип: интегрированное (коммуникация (развитие речи) совместно с ознакомлением с художественной литературой с элементами драматизации).
Цель: Систематизировать знания детей об основных жанрах русской литературы.
Задачи:
развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);
развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий;
развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции;
совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;
поощрять проявление интереса к смысловой стороне слова; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.
Предварительная работа: Знакомство с творчеством И. А. Крылова и К. Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций к их произведениям. Беседы по басням, драматизации отрывков из басен. Беседа о жанрах русской литературы. Разучивание басни, стихотворения, сказки, рассказа, постановка драматизации. Изготовление книжек-малышек по жанрам русской литературы и оформление выставки.
Материалы: Портреты писателей И. А. Крылова и К. Д. Ушинского. Выставка книг в библиотеке группы. Дидактическая игра «Подбери рифму с помощью картинок». Мнемотаблицы. Костюмы: лисы, вороны, зайцев, собак, уточек, Васи; макеты: ель, забор, дом, пруд. Книга «Жанры русской литературы», четыре листа ватмана для оформления страниц книги. Изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые карандаши, мелки, кисточки, баночка для воды, клей ПВА, цветной песок.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Звучит песенка о дружбе. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга, взявшись за руки.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
ЗДРАВСТ - ВУЙ – ТЕ! (в конце хлопают в ладоши)
Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,
по секрету скажу вам, будет интересно!
2. Сюрпризный момент.
Появляется Карлсон.
Здравствуйте! Вы меня узнали? (ответы детей)
Я приехал к вам из далёкой Швеции. Я очень много слышал о русской культуре и мечтал побывать в России! И вот я прилетел! Россия славится своей культурой, а так как я литературный персонаж, то очень хочу узнать о русской литературе.
Воспитатель: Ребята, мы должны постараться помочь Карлсону больше узнать о культуре России, о русской литературе.
А поможет нам в этом. Ребята, послушайте загадку, и подумайте что же это такое.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Книга)
Воспитатель: Правильно, это книга. Ребята, а как называется место, где хранится много книг? (Библиотека.)
А что еще кроме книг есть в библиотеке? (Газеты, журналы, словари)
Кто работает в библиотеке, кто нам выдает книги? (Библиотекарь.)
Ребята, а как вы думаете, каким должен быть библиотекарь? (Библиотекарь должен любить книги, у него должна быть хорошая память, т. к. ему нужно знать всех авторов.)
Да, библиотекарь постоянно общается с читателями, отвечает на вопросы, советует какую книгу прочесть, рассказывает о писателях и их новых книгах.
Ребята, у нас есть в группе библиотека? (Да.)
Приглашаем вас в нашу библиотеку. У нас тоже много книг разных авторов. Давайте, почитаем книги из нашей библиотеки.
3. Литературный жанр – стихотворение.
Воспитатель берёт книгу, читает отрывок стихотворения.
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (Ф. Тютчев)
Что я вам прочитала? (Стихотворение)
Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ. (В стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках).
Из чего состоит стихотворение? (Оно состоит из коротких строчек, которые содержат рифму.)
Объясните, что такое рифма? (Коль окончания у слов созвучны, совпадают. Значит - это рифма, любой её узнает.)
Воспитатель: Поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».
Игра с детьми «Подбери рифму с помощью картинок».
Кто пишет стихотворение? (Стихотворение пишет поэт.)
Назовите поэтов России, которых вы знаете. (Ф. Тютчев, А. С. Пушкин, С. Есенин, И. А. Фет, А. Плещеев, С. Маршак, В. Орлов и т. д.)
Воспитатель: Дорогой гость, поэты России сочинили много стихотворений о Родине и сейчас мы расскажем и покажем стихотворение крымского поэта Владимира Орлова «Родное».
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
(Один ребёнок рассказывает стихотворение, второй изображает (логоритмика, третий поясняет с помощью мнемотаблицы).
4. Литературный жанр – басня.
Воспитатель берёт книгу «Басни» И. Крылова.
Воспитатель:
Россия великая страна. И люди, которые её населяют, отличаются добротой, отзывчивостью. И, конечно же, в великой стране есть и великие люди, которые своими делами, поступками прославили свою страну. С одним из таких людей мы сегодня познакомим нашего гостя. (показываю портрет)
Кто это? (Это Иван Крылов.)
Какие произведения он писал? (Он писал басни)
Басня – это очень древний жанр литературы. Кто объяснит особенности этого жанра?
Дети: Басня – это такой рассказ, в котором высмеиваются и осуждаются человеческие плохие поступки. Героями басен часто выступают животные. Они наделены человеческими качествами.
Воспитатель: Правильно. Ещё басня учит читателей, как не следует поступать в том или ином случае. Иван Андреевич написал множество басен. С какими баснями мы уже успели познакомиться?
Дети: Мы познакомились с басней «Две бочки». В этой басне говорится о двух бочках. Одна из них полная с вином, а другая – пустая. Та, что полная, идёт спокойно по краю дороги, не мешая никому. Боится расплескать то, что внутри. А пустая – скачет, гремит, пугает прохожих. Смысл басни в том, что если человек цельный, делает спокойно своё дело, то никому от него нет хлопот. И наоборот – от пустого бездельника у людей одни только неприятности.
Дети: Ещё мы познакомились с басней «Собачья дружба». В басне говорится о двух собаках, которые говорили о дружбе, о том, как им хорошо и весело живётся друг с другом. Но, только им кинули кость – дружбе пришёл конец. Автор здесь осуждает тех людей, которые не умеют договариваться, не умеют уступать друг другу.
Воспитатель: А следующую басню нам расскажут и покажут дети нашей группы (дети одевают костюмы, показывают драматизацию к басне «Ворона и лиса»).
Что обязательно должно быть в басне? (мораль, нравоучение, урок)
Какой урок в этой басне? (умей отличать комплименты от лести)
Воспитатель: Объясните, как вы понимаете слово «Комплимент»?
Дети: Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых поднимается настроение. Они всегда говорятся от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые слова, приятные слова, а думает по-другому. «У него камень за пазухой»,- т. е. он думает плохо, говорит неправду.
Воспитатель: Всё верно, ребята. Я очень рада, что вы правильно поняли содержание басен. Думаю, что в дальнейшей жизни вы не будете совершать тех ошибок, которые совершали герои басен.
5. Физминутка.
Карлсон всех зовет на крышу.
Поднимайтесь все неслышно.
Руки в сторону поднять,
На носки нужно встать.
Выше, выше… Опуститесь,
Поклонитесь, улыбнитесь,
Раз – присели, потом – привстали,
На носочках потоптались,
гость моторчик свой завел –
вокруг себя пошел.
Он всегда живёт всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой дом
Живой, весёлый … (Карлсон)
А теперь, прошу, садитесь.
Воспитатель: Отдохнули? (Да)
6. Литературный жанр – сказка.
Воспитатель берёт книгу, читает отрывок сказки.
Воспитатель: Что я вам прочла? (сказку)
Какие бывают сказки? (Сказка бывает написана либо писателем (авторская, либо народом. В сказке происходят чудеса, есть наличие сказочных животных, персонажей (волшебные или о животных). В сказке есть зачин, начало: «Жили - были», «В тридесятом царстве» и т. д., также есть не обычная концовка: «Стали они жить – поживать и добра наживать», «Кто слушал - молодец, тут и сказочки – конец» и т. д.)
Загадка:
Что за зверь лесной встал как столб перед сосной,
И стоит среди травы, уши больше головы (заяц).
Воспитатель:
Назовите сказки, в которых одним из персонажей является заяц?
(Колобок, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка и др.)
Каким показан заяц в этих сказках?
(В этих сказках заяц показан слабым, трусливым, пугливым.)
Воспитатель: А сейчас мы для нашего дорогого гостя покажем и расскажем русскую народную сказку. «Заяц хваста», в которой заяц не трусливый, а храбрый.
(дети обыгрывают сказку)
7. Литературный жанр – рассказ.
Воспитатель берёт книгу рассказов К. Д. Ушинского.
Воспитатель: Ребята, за последнее время мы прочитали с вами много произведений таких авторов, как Лев Николаевич Толстой («Косточка», «Котенок», К. Ушинского («Каждой вещи свое место», Воронковой («Маша - растеряша», Н. Носова («Про репку», «Огурцы»). К какому жанру литературы относятся эти произведения? (рассказы)
Что это за жанр литературы? (Рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.)
Воспитатель: Дорогой Карлсон, богата Россия своей природой, красоте которой посвящены многие художественные произведения. Сейчас, мы предлагаем нашему гостю посмотреть и послушать рассказ «Уточки», который написал русский писатель….(показываю портрет)
Кто изображён на портрете? (К. Д. Ушинский)
(Обыгрывание и показ с помощью схемы рассказа К. Д. Ушинского «Уточки»)
Итог НОД:
Создание книги в подарок Карлсону. Самостоятельное художественное оформление страниц книги с помощью разнообразных изобразительных материалов. Дети делятся на четыре группы по видам жанров и оформляют страницу, выбирая любимые произведения и литературных героев.
Воспитатель:
Ребята, разделитесь на 4 команды. Перед вами лежат страницы книги, на которых нужно изобразить своих любимых героев. (Выполняют задание)
Дети с воспитателем дарят книгу Карлсону, на память о России и русской культуре.
Спасибо вам ребята за книгу «Жанры русской литературы», с помощью этой книги я познакомлю своих друзей с русской культурой (прощается и уходит).
Воспитатель:
Дорогие ребята, так как вы знаете многих авторов русской литературы и любите книги, я вручаю вам медали «Лучший библиотекарь».
На основании Договора о творческом сотрудничестве библиотеки № 37, МБОУ средняя образовательная школа №50, МБДОУ Детский сад «Сказка», МБДОУ Детский сад №100, МБДОУ Детский сад №156 с целью повышения качества работы с детьми по использованию детской книги в художественно-эстетическом развитии прошел поэтический вечер «Любовь к поэзии», посвященный Всемирному дню поэзии.
Ведущие праздника рассказали о поэзии как явлении, исходящем не столько от разума, сколько от сердца. Также присутствующие активно участвовали в литературных викторинах, конкурсах. Приоритетное внимание на вечере было уделено конкурсу чтецов «Любовь к поэзии», так как хозяйкой вечера была поэзия, а долгожданными гостями – стихи. Ребята вдохновенно читали любимые стихи, а педагоги, родители поддерживали и переживали за конкурсантов. В своих выступлениях гости праздника прославляли мир поэзии, доброту, красоту. В ходе конкурса декламировались произведения Пушкина А.С., Рубцова Н., Александровой З.Н., Барто А.Л., Берестова В.Д., В.Д, Маршака С.Я., Чуковского К.И. и других всеми любимых авторов. Все прозвучавшие стихи проникнуты добрыми чувствами и учат детей правильному поведению, трудолюбию, дружбе, любви к Родине и родному краю. Чтение стихов — это довольно интересное занятие для детей, ведь они открывают для себя мир — такой большой и разноцветный. Ведущие обратили особое внимание ребят на книжную выставку «Мир поэзии», состоящую из сборников любимых авторов.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Жюри оценивало чтецов по знанию ими текста, выразительности, их артистичности, подбору костюма.
Были определены победители конкурса, занявшие призовые места:
1 место – Смоляр Иван, воспитанник группы №6 МБДОУ Детский сад «Сказка» (А. Усачев «Читать ужасно интересно»).
2 место – Карпова Анастасия, группа №1 МБДОУ Детский сад «Сказка» (А.Майков «Уходи, зима седая»).
3 место – Потеряева Ольга -1 класс «Б» МБОУ средняя образовательная школа №50 (В. Степанов «Что мы Родиной зовем).
Победители в номинациях:
«Самый обаятельный исполнитель»:
Кустос Иван, Акимов Данил.
«Самый эмоциональный исполнитель»:
Таюрский Роман, Озманян Фидан.
«За искренность исполнения»:
Шигаев Витя.
«За самое веселое исполнение»:
Варданян Гарик.
«За самое лирическое исполнение»:
Лю Аня, Осипова Карина.
Победители конкурса были награждены дипломами и поощрительными призами, участники конкурса благодарственными письмами и поощрительными призами.
Ребята искренне старались передать испытанные ими настроения и чувства. Слушать конкурсантов было очень интересно. Великолепно подобранные произведения, артистизм юных чтецов, их подход к исполнению доставили большое удовольствие. Вечер получился насыщенным и очень интересным. Полтора часа пролетели как-то незаметно, никто не хотел расходиться, ведь как приятно в библиотечной атмосфере послушать хорошие стихи. Поздравляем всех участников и победителей! Выражаем благодарность педагогам и родителям, подготовивших ребят к конкурсу и спонсорам поэтического вечера «Любовь к поэзии».
Федотова Л.М., зав. библиотекой