Внутренние механизмы нейтрализации финансовых рисков представляют собой систему методов минимизации их негативных последствий, избираемых и осуществляемых в рамках самого предприятия.
Фп.в
Прохождение государственной службы
Классификация государственных должностей
Принципы и понятие государственной службы в современном государственном управлении
Лекция 8. Государственная служба
1. Принципы и понятие государственной службы в современном государственном управлении
2. Классификация государственных должностей
3. Прохождение государственной службы Государственная служба как специализированный институт призвана реализовывать, претворять в жизнь, властные полномочия государства. Именно механизм государственной службы играет ключевую роль в деятельности государственной власти. Специально подготовленные государственные служащие реализуют на практике функции государственного управления: от их профессионального мастерства, знаний, деловой этики, честности зависит эффективность государственного управления.
С появлением государства появляется и особая группа людей занимающаяся управленческими вопросами. Для обеспечения реализации своих целей и функций государство создает и содержит специальный аппарат – совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Одна часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства. Существование государственного аппарата является неотъемлемой частью государства и одним из его признаков.
Государственная служба представляет собой практическое участие гражданина в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и осуществления полномочий по государственной должности. Именно исполнение, означающее не просто работу в определенный отрезок времени, отведенный на нее, или какое-либо количество подготовленных и подписанных документов, а формирование властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом, государством и гражданином, отношений способствующих достижению общественно значимых интересов каждого члена общества в демократическом правовом государстве. Именно такой подход к государственной службе позволяет осознать особенность правоотношений государства – государственного служащего –гражданина – общества. Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве развитых демократических государств.
Отношение к государственной службе, к ее организации и регламентированию, к прохождению службы чиновниками служит показателем устройства государства и его аппарата. Подход к понятию и организации государственной службы в зарубежных странах различен, однако значение ее для общества везде имеет важное значение и ей уделяется пристальное внимание, которое нельзя сравнить с положением в России. Объем и форма правового регулирования государственной службы в зарубежных странах различен. В наиболее развитых странах мира обеспечение устойчивости и стабильности институтов государственной службы сочетается с административными реформами. В Англии такая реформа была проведена в 1970 г., в США в 1978 г. был принят закон о реформе государственной службы, в котором особое внимание уделялось улучшению механизма комплектования кадров государственного аппарата. В США действующие акты, посвященные государственной службе, объединены в титуле 5 Свода законов. В США существует 18 категорий государственных служащих: первые 8 – технический персонал, следующие 6 – средний руководящий и технический персонал высшей категории (вспомогательный), 3 категории– высший руководящий состав. Особый интерес представляет собой введенная указанным законом «система заслуг», в соответствии с которой карьера служащих в США зависит, прежде всего, от результатов их деятельности.
В законодательстве Франции различаются понятия государственной и местной публичной службы. Германия также имеет систему законов о государственной службе. При этом отмечается исключительная законодательная компетенция федеральной власти в определении вопросов федеральной службы. В Италии действует закон-рамка о государственной службе 1983 г., содержащий основополагающие принципы, которые развиваются актами всех административных органов, включая коммуны (местные органы). Во всех странах цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности реализации государственной власти и государственного управления, а также соединение ответственности за исполнения государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы.
Понятие государственной службы в нашей стране формировалось и развивалось исторически. Долгие годы считалось, что в рамках государственной службы регулируются такие вопросы, как установление должностей в государственных органах, правил и способов замещения должностей, подбор работников определение сроков службы правил увольнения. При таком подходе государственная служба охватывала все категории работников, занятых не только в государственном аппарате, но и в учреждениях и организациях как объектах управленческого воздействия. Попыткой ограничить ее содержание была трактовка государственной службы как специфического организационно-правового средства формирования и организации работы личного состава всего государственного аппарата.
После распада СССР только 05.07.1995 г. Государственной Думой был принят ФЗ «Об основах государственной службы в РФ», в котором давалась нормативная характеристика государственной должности и классификация, основы правового положения государственного служащего, порядок прохождения службы и др.
Государственная служба – это комплексный правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права (финансового, трудового, административного и др.). На сегодняшний день законодательство России о государственной службе состоит из Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, а также конституций, уставов, законов и нормативных актов субъектов Федерации. Согласно упомянутого закона ряд вопросов регулируются нормативными актами Президента и Правительства РФ, но одновременно они могут регулироваться и федеральными законами. Особенности государственной службы в отдельных отраслях, министерствах и ведомствах могут регулироваться отдельными специальными законами, например, «О службе в таможенных органах РФ» от21.07.1997 г. На государственных служащих распространяется законодательство РФ о труде с учетом особенностей законодательных актов о государственной службе. Федеральные органы управления издают ряд других правовых актов: Реестр государственных должностей в РФ и др.
Государственная служба представляет собой прежде всего управленческую деятельность - специфический вид деятельности людей, который требует определенных качеств, навыков и знаний.
Она не является чем-то независимым, обособленным в обществе. Прежде всего она по своему внутреннему содержанию отражает свойства присущие в целом государственному управлению: системность, государственное властвование, универсальность, разнонаправленность и т.п. Управленческая деятельность представляет собой результат действий человека (умственных, физических и др.). Таким образом, государственная служба, как управленческая деятельность, обладая свойствами государственного управления, содержит в себе субъективный фактор, через который оно и реализуется.
Государственная служба как специфический вид деятельности обладает определенными чертами:
a) Она носит прикладной характер. Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций государственного управления. Поэтому её можно представить как совокупность выработанных людьми навыков, умений, способов, средств и действий человека в сфере управления.
b) Отличается интеллектуальным содержанием. Это качество двояко проявляется: с одной стороны – выработка решения и его реализация не возможно без интеллектуальной деятельности должностных лиц органов государственного управления, с другой стороны - требует того же от управляемого объекта - людей, осознания ими управленческого воздействия. Помимо этого, главный смысл управленческой деятельности заключается в получении нового качества управляемого процесса, что невозможно без умственных, творческих усилий.
c) Информационность. В своей основе управленческая деятельность во многом связана с поиском и обработкой огромного массива информации, на основе которого принимаются управленческие решения. В современных условиях поток информации возрос во много раз, поэтому приемы работы Государственных служащих с информацией должны постоянно совершенствоваться, вырабатываться новые приемы и способы, новые технические средства программы и системы обработки информации. От качества информации, ее достоверности зависит эффективность принимаемых решений и в целом государственное управление.
d) Социально-психологический характер с выраженным проявлением воли. Специфика государственной службы связана с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями. Поэтому даже внешний вид «человека власти» отличается, а в коллективе органов государственного управления складывается особый психологический микроклимат, формирующий определенный тип поведения и деятельности.
e) Коллективность. Управленческая деятельность всегда осуществляется в коллективе, предполагает взаимодействие одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов управленческого воздействия, социальными группами и т.п.Формальное построение органа управления по подразделениям и должностям создает только логическую схему для упорядочивания коллективного труда многих. Чем выше согласованность отдельных звеньев управленческой системы, отдельных должностных лиц между собой, тем эффективность государственного управления выше, в частности, экономичнее.
f) Комплексное явление. Управленческая деятельность включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность.
g) Юридическая заданность. Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, «привязываются» к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы
Условно различают виды государственных служащих:
a)по функциональному назначению:
служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций;
служащие, деятельность которых подчинена управлению предприятием, учреждением, организацией;
служащие совмещающие выполнение указанных выше функций.
b)по характеру и объему полномочий:
1. представители административной власти - должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении(санитарный врач);
2. оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалиста государственного органа, наделенного полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в качестве средства управления людьми (юрисконсультант);
3. вспомогательный состав – служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их деятельность связана с обеспечением служебной деятельности оперативного состава (технические секретари);
4. граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариус).
Юридическая возможность лица вступать в качестве государственного служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по государственной службе связана с наличием у правового качества, которое называется административная правосубъектность. Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной должности. Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса государственного служащего, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение государственного служащего и устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными нормативными актами государственных органов.
Административно-правовой статус государственного служащего имеет свои особенности:
a) Права и обязанности государственного служащего устанавливаются в пределах компетенции государственного органа;
b) Носит производный характер - деятельность государственного служащего подчинена осуществлению задач и функций государственного органа где он проходит службу;
c) Права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах государства и общества;
d) Предписания государственных служащих подлежат исполнение теми, кому адресованы;
e) Реализация прав и обязанностей гарантируется государством;
f) Ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности государственной службы.
Содержание правового положения государственных служащих характеризуется общегражданскими(государственные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями.
Предоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 05.07.1995 г. устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения, связанные с государственной службой:
1. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2. Быть депутатом представительного государственного органа;
3. Состоять членом органа управления коммерческой организации;
4. Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в государственном органе;
5. Получать от физических и юридических лиц вознаграждение за исполнение служебных обязанностей в их интересах;
6. Принимать без разрешения президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств и международных организаций;
7. Принимать участие в забастовках;
8. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. государственное имущество и служебную информацию;
9. Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч.религиозных, для пропаганды отношения к ним и др.
Государственный служащий должен быть политически нейтральным, не может состоять в политических партиях. Однако политические ограничения не относятся к должностным лицам категории «А» (некоторые министры – руководители партий).
За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей государственный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством. Под ответственностью государственного служащего понимается _ обязанность государственного служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение. В отношении государственных служащих предусмотрены следующие виды ответственности:
a) Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности);
b) Административная – за совершение административных правонарушений;
c) Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;
d) Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.
Учитывая специфику деятельности государственных служащих государством предусмотрены различные льготы. Льготы – это установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Различают следующие виды льгот: по налогообложению, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, оплате жилищных и коммунальных услуг и иные.
В порядке стимулирования служебной деятельности в отношении государственных служащих государством предусматриваются разнообразные меры поощрения. Меры поощрения – это меры морального, материального характера, применяемые к государственным служащим при наличии в их действиях объективно признаваемого факта заслуг перед государством. В зависимости от вида поощрения они применяются соответствующими должностными лицами (руководителями) в определенном процедурном порядке с занесением сведений в трудовую книжку и личное дело служащего. Благодарность правомочен объявить руководитель государственного органа, наградить орденом Президент РФ. Довольно часто под государственной службой в широком смысле понимают службу в любых учреждениях, оплачиваемых за счет бюджетных средств. При таком подходе государственными служащими будут сотрудник музея и главный врач районной больницы, заведующий библиотекой и воспитатель детского сада, однако в соответствии с законом они не относятся к категории государственных служащих. Число таких служащих довольно большое во всех странах: в Германии и во Франции – около 7,5 % от общего числа населения. В более узком смысле государственной службой является только профессиональная деятельность в государственных органах лиц, имеющих соответствующие звания, чины, ранги. За рубежом подобная деятельность называется классифицированной (гражданской, публичной) государственной службой. В России к государственной службе относится около 500 тыс. человек из которых 90 % работает в местных территориальных органах министерств и ведомств, судов, прокуратуры и т.п.
Существуют различные внутренние классификации персонала государственного управления: по административно-правовым критериям –представители власти, должностные лица, технические исполнители; по функциональной деятельности – руководители, специалисты, технические исполнители. Условно весь персонал государственного управления можно разбить на две группы: должностные лица и обслуживающий персонал.
Одним из элементов государственной службы является государственная должность. Статус должности определяет объем правосубъектности служащего, его правовое положение. Государственная должность есть юридическое установление определенных управленческих функций и властных полномочий, которые подлежат исполнению лицом замещающим эту должность. Должность представляет собой единицу в штатном расписании государственного органа с определенным кругом прав и обязанностей по выполнению функций данного государственного органа с установленным государством денежным содержанием и ответственностью за выполнение обязанностей по государственной службе. «Костяк»персонала государственного управления составляют лица, занимающие государственные должности и управляющие по поручению и от имени государства. Традиционно их обозначают «кадры государственного управления». К государственной должности относится должность Президента, Председателя Правительства и начальника отдела. Одни должности могут заниматься в результате назначения по трудовому соглашению, другие в результате выборов или иным способом. Поэтому могут различаться политические должности (высшие должностные лица) и административные. Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей РФ, который утверждается Президентом РФ. Должность – это пост государственного служащего, которому соответствует его определенный квалификационный разряд или ранг.
В соответствии с действующим законодательством государственные должности разделены на три категории:
Категория «А» (политико-судебные) – устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами(государственные должности РФ), уставами субъектов РФ, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры судьи); Считается, что должности категории «А» не относятся к государственной службе, что вызывает много споров в научных кругах.
Категория «Б» (патронажные) – учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (заместитель министра, начальник департамента);
Категория«В»(административные) - учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Государственные должности подразделяются на группы и им присваиваются квалификационные разряды (звания, класс, чин, ранг):
группа
| государственные должности
| квалификационный разряд
| 1.
| младшие
| референт государственной службы 1,2, 3 класса
| 2.
| старшие
| советник государственной службы 1,2,3-го класса
| 3.
| ведущие
| советник РФ 1,2,3-го класса
| 4.
| главные
| государственный советник РФ 1,2,3-го класса
| 5.
| высшие
| действительный государственный советник РФ 1,2,3-го класса
| Существуют классификационные требования для занятия той или иной должности. Каждой из групп должностей присущи специфические квалификационные требования (уровень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Разряды и классы присваиваются как правило при назначении на должность или переводе на вышестоящую должность после аттестации или по результатам квалификационных экзаменов. Присвоение квалификационных разрядов действительный государственный советник РФ и государственный советник РФ производится Президентом РФ. Для некоторых видов государственной службы введены иные виды квалификационных разрядов, специальные и воинские звания, дипломатические ранги. Сведения о государственном служащем вносятся в федеральный реестр государственных служащих, либо в соответствующий реестр субъекта РФ. Конституция РФ в ст. 32 закрепила право участия в управлении государственными делами и равный доступ российских граждан к государственной службе. Эти положения развиваются ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. В Законе закреплено, что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральными законами.
Действующее законодательство устанавливает условия необходимые для поступления на государственную службу, из которых основными являются: гражданство РФ, владение государственным языком, возраст от 18 до 60лет, профессиональное образование.
Пункт 3 ст. 21Закона О государственной службе предусматривает случаи, когда российские граждане не могут быть приняты на государственную службу:
1. признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
2. лишение судом права занимать государственные должности;
3. наличие подтвержденных соответствующим медицинским учреждением заболеваний, препятствующих исполнению должностных обязанностей;
4. отказ от прохождения процедур оформления допуска к сведениям составляющим государственную или иную охраняемую государством тайну;
5. близкое родство или свойство с государственными служащими при непосредственной подчиненности или подконтрольности между ними;
6. наличие иностранного гражданства, если данный вопрос не урегулирован межгосударственными соглашениями.
Законом об основах государственной службы установлено, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора (контракта),заключаемого на неопределенный срок или на определенный срок, но не более пяти лет (обычно 1, 3, 5 лет). Поступление на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении. Назначение на должность представляет собой юридический акт компетентного органа или должностного лица, определяющий момент официального вступления в должность. Путем назначения замещается подавляющее количество государственных должностей, однако в отдельных случаях проводится конкурс.
Конкурс – это форма замещения должности, предполагающая отбор лучшего претендента путем предварительной оценки его профессиональных, деловых и нравственных качеств. Достоинства претендента оцениваются конкурсной комиссией на основании документов об образовании, предшествующей трудовой деятельности, рекомендаций с прежнего места работы и результатов тестирования.
Опыт многих стран мира показал, что государственная служба способна обеспечивать решение многих социально-экономических, политических, исторических, информационных и других задач. Тн – трудоемкость по нормативам на отдельные операции с учетом коэффициента 1,1
Тн.н. – трудоемкость работ, не предусмотренных нормативами (равна114,2чел.ч)
Фп.в. – годовой фонд рабочего времени, равен 1910ч.
Зачастую формирование службы на практике произвольно, исходя из возможностей организации. Если происходит неоправданное сокращение персонала, то немедленно возрастают затраты на содержание управленческого персонала, так как специалисты аппарата управления начинают самостоятельно выполнять делопроизводственные работы..
Согласно разработок НИИ труда оптимальная численность по отношению к общему количеству работников учреждения6 для министерств 12-15%, промышленных предприятий – 0,5%.
1.2. функции и задачи службы ДОУ
Основной целью, независимо от названия, является организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению. Выполнение этой цели предусматривает решение следующих задач:
- Постоянное совершенствование форм и методов работы с документами
- Обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами, информационно-поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в ведомственный архив в соответствии с действующими гос.нормативно-методическими документами;
- Сокращение документооборота;
- Разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию ДО в организации и в подведомственной системе, прогрессивных технологий делопроизводства[1].
Функции современной службы в России определяются исходя из целей и задач ее деятельности и включают полный объем работы, которая ею выполняется.
Типовой состав функций:
1. Разработка, внедрение и введение табеля и альбома унифицированных форм документов организации; внесение изменений в них.
2. Разработка и проектирование бланков документов
3. Осуществление экспедиционной обработки поступающих и отправляемых документов.
4. Регистрация входящих, исходящих и внутренних документов и выполнение информационно-справочной работы по документам.
5. Организация своевременного рассмотрения и подготовки к докладу руководству поступающих документов.
6. Контроль за правильностью оформления и исполнения документов в установленный срок.
7. Регулирование хода исполнения документов, контроль прохождения, оформления и исполнения документов в установленный срок.
8. Организация машинописного (компьютерного) изготовления текстов документов, их копирования и оперативного размножения.
9. Разработка номенклатуры дел организации, обеспечение хранения дел, оперативного использования документной информации.
10. Организация и ведение делопроизводства по обращениям граждан.
11. Организация контроля за работой с документами в структурных подразделениях.
12. Разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами, а также по повышению исполнительской дисциплины.
13. Контроль за правильностью оформления и формирования дел в структурных подразделениях организации.
14. Организация работы архива учреждения (ведомственного архива) в соответствии с действующими нормативно-методическими рекомендациями Росархива.
15. Повышение квалификации работников службы и архива.
16. Организация рабочих мест, АРМ, условий труда сотрудников.
Этот работ функций относится к типовым, т.к. регламентирован в Общих положениях ГСДОУ. Эти функции должны выполняться любой службой вне зависимости от ее структуры и масштабов деятельности – от секретаря до управления делами.
1.3. функции структурных подразлелений службы ДОУ
Секретариат – создается для обслуживания руководства организации. Состав: помощник руководителя, секретарь-референт, технические секретари. Функции:
- Предварительное рассмотрение и подготовка к докладу поступающих руководителю документов;
- Подготовка по его указанию проектов документов и согласование их со структурными подразделениями;
- Организация и документационное обслуживание совещаний, проводимых руководителем. Документирование деятельности коллегиальных органов управления (составление проектов планов заседаний, подготовка материалов к заседанию, ведение и оформление протоколов, подготовка проектов решений, контроль за исполнением решений);
- Бездокументное обслуживание руководителей (организационно-техническое обеспечение, подготовка командировок, телефонное обслуживание, прием посетителей, организация работы приемной).
Протокольная группа создается в органах МСУ в учреждениях, имеющих коллегиальный орган. Функции:
- Подготовка проектов нормативно-методических документов (редактирование, оформление, выпуск) руководства МСУ, писем, справок, их согласование со стр. подразделениями;
- Анализ справок и докладов стр. подразделений, подготовка заключений по ним;
- Организация и проведение заседаний органа управления. Документирование их деятельности;
- Прием, регистрация, организация хранения и справочно-информ. работы, рассылка принятых документов и их доведение до управляемых объектов.
- Отдел рационализации делопроизводства может носить названия: центр совершенствования документации, бюро (центр, сектор) НОТ или НОУТ, методический центр и др. Функции:
- Разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию технологии делопроизводства;
- Разработка нормативно-методического обеспечения делопроизводства (положений, инструкций, правил, регламентов, альбома унифицированных форм, памяток);
- Разработка сборников типовых (трафаретных) текстов;
- Разработка классификационных справочников (номенклатура дел, классификаторы, перечни документов со сроками хранения и др.);
- Организация и проведение мероприятий по совершенствованию квалификации работников службы ДОУ и специалистов аппарата управления.
- Экспедиция специализированный участок, осуществляющий прием и отправку поступающих по почте и курьерской в связи документации и корреспонденции. Функции:
- Прием поступающих документов, их сортировка и распределение по структурным подразделениям;
- Доставка документов в структурные подразделения;
- Обработка, упаковка и отправка отправляемых документов;
- Количественный учет поступающих и отправляемых документов.
Подразделение по учету и регистрации документов выполняет:
- Регистрацию входящих, исходящих и внутренних документов;
- Формирование и ведение справочно-информационного массива
- Контроль за оформлением и составлением исходящих и внутренних документов (в отношении визирования, согласования, соответствия принятым правилам, юридической силы документа).
- Группа контроля (может называться бюро, отдел, инспекция) выполняет:
- Контроль за сроками исполнения документов;
- Контроль за сроками исполнения устных распоряжений руководителя;
- Анализ исполнительской дисциплины;
- Информирование руководства о ходе выполнения документов и поручений.
Группа писем (бюро жалоб, отдел обращений населения) ведет:
- Прием и учет предложений, заявлений, жалоб;
- Подготовка обращений к рассмотрению руководством;
- Контроль за сроками подготовки ответных документов в структурных подразделениях учреждения или сторонних организациях;
- Извещение заявителей о результатах рассмотрения их обращений;
- Формирование и хранение дел с документами по обращениям;
- Анализ и обобщение результатов рассмотрения документов в организации и причин обращения;
- Организацию приема граждан по личным вопросам руководством организации.
Машинописное бюро (Центр подготовки документов) выполняет:
- Перепечатку документов с черновиков;
- Считку и правку текстов документов;
- Учет выполняемой работы.
- Копировально-множительное бюро выполняет:
- Копирование текстов;
- Тиражирование текстов документов;
- Подготовку рекламной продукции, буклетов, брошюр.
Архив осуществляет:
- Прием от структурных подразделений обработанных и подготовленных к хранению дел, оказание им методической помощи;
- Учет, систематизацию, хранению и организацию использования документов;
- Контроль за соблюдением правил формирования, хранения и использования дел в структурных подразделениях;
- Подготовка дел к передаче на государственное хранение.
1.4 Нормирование условий труда работников службы доу
Условия труда работников службы – совокупность трудовых, санитарно-гигиенических, эстетических факторов, обуславливающих психофизиологическое воздействие на организм человека в процессе труда.
Трудовые факторы – регламентация режима работы: чередование периодов труда и отдыха на протяжении рабочего дня. Следует учитывать при разработке внутреннего трудового распорядка уплотненность рабочего дня, характер труда, нервно-эмоциональное напряжение. Из этого устанавливать начало и конец раб. дня, обед, перерывы.
Работоспособность в течение дня неодинакова. С утра – период врабатываемость, потом максимальная работоспособность, через три часа – спад, утомление. После обеденного перерыва – период врабатываемость, к концу раб. дня – наибольшая утомляемость. Для большинства работников службы характерна ограниченная двигательная активность, сидячая работа. Физические перегрузки –(работники экспедиции, архива), на работников машинописного бюро влияют повышенный уровень шума, копировальной техники – пыль, хим. вещества, компьютера – электромагнитное излучение. Поэтому для каждой категории предусматривается свой режим работы.
К санитарно-гигиеническим факторам относятся освещенность помещения и рабочего места., создание оптимальных акустических условий (шум).Большое значение имеет интерьер – озеленение помещения. Температурный режим, влажность воздуха, его состав.
Важное значение имеет оборудование рабочих мест – мебель, оргтехника. Они выбираются с учетом функций, помещения.
Размещение службы должно отвечать условиям: рабочие кабинеты основного назначения на одинаковом расстоянии от других структур, вспомогательные службы (экспедиция, копировальная, архив, склад) в цоколе или подвале. Планировка должна позволять рационально разместить мебель и оборудование и сократить время на перемещение сотрудников.
Трудоемкость рассчитывается с учетом установленных норм времени на выполнение делопроизводственных работ. В настоящее время разработаны межотраслевые нормативные документы по нормированию таких работ как регистрация, контроль, составление номенклатуры дел, стенографические работы, работы по копированию и размножению документов, на машинописные работы, архивные работы.
1.5.Нормативные документы, правила и пособия по организации службы доу
Нормативная регламентация работы службы ДОУ – одна из организационных задач в процессе ее создания. Структура, функции, задачи службы закрепляются в ряде внутренних документов – положении, инструкциях, правилах, структуре и штатной численности, штатном расписании, приказах о распределении обязанностей.
Наиболее важными организ. документами, закрепляющими правовой статус работников службы являются Положение о службы ДОУ и должностные инструкции. Они разрабатываются на основе действующего законодательства, государственных нормативно-методических документов и организационных документов (устава, учредительного договора). Создание этих документов направлено на распределение функций и обязанностей, регламентацию технологии работы с документами.
Положение о службы ДОУ – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы службы ДОУ.
Разрабатывается на основе примерных положений, приведенных в ГСДОУ и в Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. Эти примерные положения разработаны применительно к организациям, где есть служба ДОУ как управление делами и содержит максимум формулировок, которые можно использовать при составлении положения о любой службе ДОУ.
Положение имеет унифицированную структуру и включает разделы:
1. Общие положения; определяется место и роль службы, ее структура, подчиненность, перечень документов, регламентирующих ее деятельность, кто имеет право ее возглавлять и какую печать имеет служба.
2. Цели и задачи. Перечень основных целей: организация, координация, руководство, реализация работ по ДОУ на современном уровне. Задачи: организация единой системы делопроизводства, единого порядка документирования, разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию ДО в организации.
3. Функции. Исходя из целей и задач их можно разделить на три группы:
Документирование управленческой деятельности: разработка и ведение табеля форм документов и альбома унифицированных форм документов, разработка и тиражирование бланков документов, их выдача и учет, оформление документов, их подготовка по указанию руководства, документирование заседаний, совещаний.
Организация и выполнение работ по обработке документов: прием и первоначальная обработка, регистрация, рассмотрение, доставка, контроль за прохождением, исполнением и оформлением документов в организации, информационно-справочное обслуживание, отправка документов, оперативное хранение документов, подготовка дел к сдаче в архив, архивные работы, организация работы с отдельными категориями документов (обращениями граждан, с грифом ограничения доступа).
Организационные виды работ: организация совещаний, приема посетителей, телефонных переговоров, методическое руководство постановкой делопроизводства в структурных подразделениях и в подведомственных организациях, разработка новейших технологий организации делопроизводства, повышение квалификации работников службы.
4. Права и обязанности. Право доступа к информации (документам и базам данных),запрашивать необходимые сведения, осуществлять контроль за ведением делопроизводства и выполнением правил оформления документов. Здесь же указана ответственность за невыполнение прав и неиспользование обязанностей.
5. Руководство. Должностные обязанности руководителя службы, так как должностная инструкция на него не составляется (назначение, увольнение, подчинение, требования к уровню квалификации, обязанности, права, ответственность).
6. Взаимоотношения. С какими подразделениями и по каким вопросам взаимодействует.
7. Организация работы. Информация об особенностях работы: график работы, ссылки на документы по организации работы. Для гос. предприятий это правила внутреннего распорядка.
Т.о. положение создает необходимую основу для инструкции по делопроизводству, где содержится информация о способах и методах выполнения задач и функций службы.
Инструкция по делопроизводству устанавливает единый порядок документирования и выбранную технологию работы с документами в организации. Разрабатывается на основе общегосударственных нормативных документов (ГОСТов, ГСДОУ, типовых и примерных инструкций). Она отражает и особенности делопроизводства в конкретной организации.
При построении текста руководствуются «Типовой инструкцией по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ» или инструкцией, разработанной для групп однородных организаций.
Традиционно начинается с «Общих положений», далее – разделы, отражающие особенности делопроизводства организации. Например в Гос.Думе Федерального Собрания (от 22.05.95) эта инструкция состоит из разделов:
1. Общие положения,
2. Прием, регистрация, доставка документов: 2.1. Служебные документы, 2.2.Корреспонденция депутатов,
3. Работа с обращениями граждан,
4. Организация работы с документами в структурных подразделениях,
5. Подготовка и оформление служебных документов: 5.1. Общие требования, 5.2. распорядительные документы, 5.3.документы заседаний и совещаний, 5.4. служебные письма, 5.5. служебные телеграммы
6. Исходящие служебные документы
7. Контроль исполнения документов и поручений
8. Обеспечение документами депутатов и структурных подразделений Аппарата: 8.1. обеспечение документами к заседанию Г.Думы, 8.2. Обеспечение документами к заседанию Совета Гос.Думы. 8.3. Обеспечение типографскими изданиями, 8.4. Обеспечение нормативными материалами.
9. Использование бланков, печатей, штампов
10. Машинописные работы
11. копировально-множительные работы
12. Запись заседаний
13. Формирование дел и хранение документов: 13.1. Составление номенклатуры дел, 13.2. Формирование дел, 13.3 Экспертиза ценности документов, 13.4. Оформление дел, 13.5. Составление и оформление описей дел, 13.6. Передача дел и хранение в Архив Государственной Думы.
14. Справочная работа
Приложения. Здесь даются образцы форм (РКК, номенклатуры дел, обложки дела), образцы оформления документов (наиболее распространенных в конкретной организации), перечни документов (например, не подлежащих регистрации, на которых проставляются гербовая печать), типовые и нормативные документы (положение о ЦЭК организации). В данную инструкцию включено 48 приложений.
Инструкция утверждается приказом руководителя, где указано, с какого момента она начинает действовать, подготовительные для этого мероприятия. С ней должны ознакомиться все работники организации под расписку.
Должностная инструкция регламентирует организационно-правовое положение работников службы ДОУ. В заголовке должностной инструкции приводится наименование должности в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей руководителей и служащих.
Любая должностная инструкция работника ДОУ составляется на основе квалификационной характеристики, приведенной в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 21 августа 1998 г.
С начала 80-хрпименяется Табель форм документов по типовым управленческим ситуациям. Это перечень документов, содержащий характеристику каждого документа, его юр.статуса, этапов документирования.. Табель является способом закрепления состава применяемых документов и процедуры их подготовки. В него включены только те документы, создание которых необходимо, правомерно, периодически повторяется.
Методика разработки создана ВНИИДАД.. Табель представляет собой таблицу, где по горизонтали – название документа, по вертикали графы процедуры документирования.
Применение табеля позволяет
- Исключить создание неоправданных документов
- Установить единую классификацию документов организации
- Учесть количество видов и форм документов
[1] ГСДОУ. Основные положения. Общие требования к документам и слудбам документационного обеспечения. М., 1991, с.64. Основным объектом использования внутренних механизмов нейтрализации являются, как правило, все виды допустимых финансовых рисков, значительная часть рисков критической группы, а также нестрахуемые катастрофические риски, если они принимаются предприятием в силу объективной необходимости. В современных условиях внутренние механизмы нейтрализации охватывают преимущественную часть финансовых рисков предприятия.
Преимуществом использования внутренних механизмов нейтрализации финансовых рисков является высокая степень альтернативности принимаемых управленческих решений, не зависящих, как правило, от других субъектов хозяйствования. Они исходят из конкретных условий осуществления финансовой деятельности предприятия и его финансовых возможностей, позволяют в наибольшей степени учесть влияние внутренних факторов на уровень финансовых рисков в процессе нейтрализации их негативных последствий.
Система внутренних механизмов нейтрализации финансовых рисков предусматривает использование следующих основных методов:
1. Избежание риска.Это направление нейтрализации финансовых рисков является наиболее радикальным. Оно заключается в разработке таких мероприятий внутреннего характера, которые полностью исключают конкретный вид финансового риска. К числу основных из таких мер относятся:
• отказ от осуществления финансовых операций, уровень риска по которым чрезмерно высок. Несмотря на высокую эффективность этой меры, ее использование носит ограниченный характер, так как большинство финансовых операций связано с осуществлением основной производственно-коммерческой деятельности предприятия, обеспечивающей регулярное поступление доходов и формирование его прибыли;
• отказ от использования в высоких объемах заемного капитала. Снижение доли заемных финансовых средств в хозяйственном обороте позволяет избежать одного из наиболее существенных финансовых рисков — потери финансовой устойчивости предприятия. Вместе с тем, такое избежание риска влечет за собой снижение эффекта финансового левериджа, т.е. возможности получения дополнительной суммы прибыли на вложенный капитал;
• отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах. Повышение уровня ликвидности активов позволяет избежать риска неплатежеспособности предприятия в будущем периоде. Однако такое избежание риска лишает предприятие дополнительных доходов от расширения объемов продажи продукции в кредит и частично порождает новые риски, связанные с нарушением ритмичности операционного процесса из-за снижения размера страховых запасов сырья, материалов, готовой продукции;
• отказ от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях. Эта мера позволяет избежать депозитного и процентного риска, однако порождает инфляционный риск, а также риск упущенной выгоды.
Перечисленный и другие формы избежания финансового риска, несмотря на свой радикализм в отвержении отдельных их видов лишает предприятие дополнительных источников формирования прибыли, а соответственно отрицательно влияет на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала. Поэтому в системе внутренних механизмов нейтрализации рисков их избежание должно осуществляться очень взвешенно при следующих основных условиях:
• если отказ от одного финансового риска не влечет возникновения другого риска более высокого или однозначного уровня;
• если уровень риска несопоставим с уровнем доходности финансовой операции по шкале "доходность-риск";
• если финансовые потери по данному виду риска превышают возможности их возмещения за счет собственных финансовых средств предприятия;
• если размер дохода от операции, генерирующей определенные виды риска, несущественен, т.е. занимает неощутимый удельный вес в формируемом положительном денежном потоке предприятия;
• если финансовые операции не характерны для финансовой деятельности предприятия, носят инновационный характер и по ним отсутствует информационная база, необходимая для определения уровня финансовых рисков и принятия соответствующих управленческих решений.
2. Лимитирование концентрации риска.Механизм лимитирования концентрации финансовых рисков используется обычно по тем их видам, которые выходят за пределы допустимого их уровня, т.е. по финансовым операциям, осуществляемым в зоне критического или катастрофического риска. Такое лимитирование реализуется путем установления на предприятии соответствующих внутренних финансовых нормативов в процессе разработки политики осуществления различных аспектов финансовой деятельности.
Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, может включать:
• предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности. Этот лимит устанавливается раздельно для операционной и инвестиционной деятельности предприятия, а в ряде случаев — и для отдельных финансовых операций (финансирования реального инвестиционного проекта; финансирования формирования оборотных активов и т.п.);
• минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме. Этот лимит обеспечивает формирование так называемой "ликвидной подушки", характеризующей размер резервирования высоколиквидных активов с целью предстоящего погашения неотложных финансовых обязательств предприятия. В качестве "ликвидной подушки" в первую очередь выступают краткосрочные финансовые вложения предприятия, а также краткосрочные формы его дебиторской задолженности;
• максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю. Размер кредитного лимита, направленной на снижение концентрации кредитного риска, устанавливается при формировании политики предоставления товарного кредита покупателям продукции;
• максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке. Лимитирование концентрации депозитного риска в этой форме осуществляется в процессе использования данного финансового инструмента инвестирования капитала предприятия;
• максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента. Эта форма лимитирования направлена на снижение концентрации несистематического (специфического) финансового риска при формировании портфеля ценных бумаг. Для ряда институциональных инвесторов этот лимит устанавливается в процессе государственного регулирования их деятельности в системе обязательных нормативов;
• максимальный период отвлечение средств в дебиторскую задолженность. За счет этого финансового норматива обеспечивается лимитирование риска неплатежеспособности, инфляционного риска, а также кредитного риска.
Лимитирование концентрации финансовых рисков является одним из наиболее распространенных внутренних механизмов риск—менеджмента, реализующих финансовую идеологию предприятия в части принятия этих рисков и не требующих высоких затрат.
3. Хеджирование.Этот термин используется в финансовом менеджменте в широком и узком прикладном значении. В широком толковании термин хеджирование характеризует процесс использования любых механизмов уменьшения риска возможных финансовых потерь — как внутренних (осуществляемых самим предприятием), так и внешних (передачу рисков другим хозяйствующим субъектам — страховщикам). В узком прикладном значении термин хеджирование характеризует внутренний механизм нейтрализации финансовых рисков, основанный на использовании соответствующих видов финансовых инструментов (как правило, производных ценных бумаг — деривативов). В последующем изложении термин хеджирование будет использоваться в этом прикладном его значении.
Хеджирование финансовых рисков путем осуществления соответствующих операций с производными ценными бумагами является высокоэффективным механизмом уменьшения возможных финансовых потерь при наступлении рискового случая. Однако оно требует определенных затрат на выплату комиссионного вознаграждения брокерам, премий по опционам и т.п. Тем не менее уровень этих затрат значительно ниже, чем уровень затрат по внешнему страхованию финансовых рисков. Разнообразные формы хеджирования финансовых рисков уже получили распространение в практике отечественного риск-менеджмента.
В зависимости от используемых видов производных ценных бумаг различают следующие механизмы хеджирования финансовых рисков:
• хеджирование с использованием фьючерсных контрактов. Оно характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям на товарной или фондовой биржах путем проведения противоположных сделок с различными видами биржевых контрактов. Операция хеджирования с использованием фьючерсных контрактов требует совершения трех видов биржевых сделок:
1) покупку (продажу) реального актива или ценных бумаг с поставкой в будущем периоде (форвардная биржевая сделка);
2) продажу (или соответственно покупку) фьючерсных контрактов на аналогичное количество активов или ценных бумаг (открытие позиции по фьючерсным контрактам); 3) ликвидацию позиции по фьючерсным контрактам в момент поставки реального актива или ценных бумаг путем совершения обратной (офсетной) сделки с ними. Первые два вида биржевых сделок осуществляются в начальной стадии нейтрализации финансового риска, а третий их вид — в стадии завершения.
Принцип механизма хеджирования с использованием фьючерсных контрактов основан на том, что если предприятие несёт финансовые потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец реального актива или ценных бумаг, то оно выигрывает в тех же размерах как покупатель фьючерсных контактов на такое же количество активов или ценных бумаг и наоборот. В связи с этим в механизме нейтрализации финансовых рисков данной группы различают два вида операций с использованием фьючерсных контрактов — хеджирование покупкой и хеджирование продажей этих контрактов;
• хеджирование с использованием опционов. Оно характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям с ценными бумагами, валютой, реальными активами или другими видами деривативов. В основе этой формы хеджирования лежит сделка с премией (опционом), уплачиваемой за право (но не обязательство) продать или купить в течение предусмотренного опционным контрактом срока ценную бумагу, валюту, реальный актив или деривативы в обусловленном количестве и по заранее оговоренной цене. В механизме нейтрализации финансовых рисков с использованием этого вида производных ценных бумаг различают хеджирование на основе опциона на покупку (предоставляющего право покупки по оговоренной цене); опциона на продажу (предоставляющего право продажи по оговоренной цене); двойного опциона или "стеллажа" (предоставляющего одновременно право покупки или продажи соответствующего финансового или реального актива по согласованной цене). Цена, которую предприятие выплачивает за приобретение опциона, по существу является уплачиваемой страховой премией;
• хеджирование с использованием операции "своп". Оно характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям с валютой, ценными бумагами, долговыми финансовыми обязательствами предприятия. В основе операции "своп" лежит обмен (покупка—продажа) соответствующими финансовыми активами или финансовыми обязательствами с целью улучшения их структуры и снижения возможных потерь. В механизме нейтрализации финансовых рисков с использованием этой формы хеджирования применяются операции валютного свопа (обмена будущих обязательств в одной валюте на соответствующие обязательства в другом виде валюты); фондового свопа (обязательства превратить один вид ценной бумаги в другой, например, обращающиеся облигации предприятия в эмитируемые им акции); процентного свопа (обмена долговых финансовых обязательств предприятия с фиксированной процентной ставкой на обязательства с плавающей процентной ставкой или наоборот).
Механизм нейтрализации финансовых рисков на основе различных форм хеджирования будет получать все большее развитие в отечественной практике риск-менеджмента в силу высокой его результативности.
4. Диверсификация.Механизмдиверсификации используется, прежде всего, для нейтрализации негативных финансовых последствий несистематических (специфических) видов рисков. Вместе с тем, он позволяет минимизировать в определенной степени и отдельные виды систематических (специфических) рисков — валютного, процентного и некоторых других. Принцип действия механизма диверсификации основан на разделении рисков, препятствующем их концентрации.
В качестве основных форм диверсификации финансовых рисков предприятия могут быть использованы следующие ее направления:
• диверсификация видов финансовой деятельности. Она предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций — краткосрочных финансовых вложений, формирования кредитного портфеля, осуществления реального инвестирования, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений и т.п.
• диверсификация валютного портфеля ("валютной корзины") предприятия. Она предусматривает выбор для проведения внешнеэкономических операций нескольких видов валют. В процессе этого направления диверсификации обеспечивается снижение финансовых потерь по валютному риску предприятия;
• диверсификация депозитного портфеля. Она предусматривает размещение крупных сумм временно свободных денежных средств на хранение в нескольких банках. Так как условия размещения денежных активов при этом существенно не меняются, это направление диверсификации обеспечивает снижение уровня депозитного риска портфеля без изменения уровня его доходности;
• диверсификация кредитного портфеля. Она предусматривает разнообразие покупателей продукции предприятия и направлена на уменьшение его кредитного риска. Обычно диверсификация кредитного портфеля в процессе нейтрализации этого вида финансового риска осуществляется совместно с лимитированием концентрации кредитных операций путем установления дифференцированного по группам покупателей кредитного лимита;
• диверсификация портфеля ценных бумаг. Это направление диверсификации позволяет снижать уровень несистематического риска портфеля, не уменьшая при этом уровень его доходности (механизм такой нейтрализации за счет действия ковариации подробно рассмотрен ранее);
• диверсификация программы реального инвестирования. Она предусматривает включение в программу инвестирования различных инвестиционных проектов с альтернативной отраслевой и региональной направленностью, что позволяет снизить общий инвестиционный риск по программе.
Характеризуя механизм диверсификации в целом, следует отметить, однако, что он избирательно воздействует на снижение негативных последствий отдельных финансовых рисков. Обеспечивая несомненный эффект в нейтрализации комплексных, портфельных финансовых рисков несистематической (специфической) группы, он не дает эффекта в нейтрализации подавляющей части систематических рисков — инфляционного, налогового и других. Поэтому использование этого механизма носит на предприятии ограниченный характер.
5. Распределение рисков.Механизм этого направления нейтрализации финансовых рисков основан на частичном их трансферте (передаче) партнерам по отдельным финансовым операциям. При этом хозяйственным партнерам передается та часть финансовых рисков предприятия, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты.
В современной практике риск—менеджмента получили широкое распространение следующие основные направления распределения рисков (их трансферта партнерам):
• распределение риска между участниками инвестиционного проекта. В процессе такого распределения предприятие может осуществить трансферт подрядчикам финансовых рисков, связанных с невыполнением календарного плана строительно-монтажных работ, низким качеством этих работ, хищением переданных им строительных материалов и некоторых других. Для предприятия, осуществляющего трансферт таких рисков, их нейтрализация заключается в переделке работ за счет подрядчика, выплаты им сумм неустоек и штрафов и в других формах возмещения понесенных потерь;
• распределение риска между предприятием и поставщиками сырья и материалов. Предметом такого распределения являются, прежде всего, финансовые риски, связанные с потерей (порчей) имущества (активов) в процессе их транспортирования и осуществления погрузо-разгрузочных работ. Формы такого распределения рисков регулируются соответствующими международными правилами - "ИНКОТЕРМС-90";
• распределение риска между участниками лизинговой операции. Так, при оперативном лизинге предприятие передает арендодателю риск морального устаревания используемого (лизингуемого) актива, риск потери им технической производительности (при соблюдении установленных правил эксплуатации) и ряд других видов рисков, предусматриваемых соответствующими специальными оговорками в заключаемом контракте;
• распределение риска между участниками факторинговой (форфейтинговой) операции. Предметом такого распределения является, прежде всего, кредитный риск предприятия, который в преимущественной его доле передается соответствующему финансовому институту — коммерческому банку или факторинговой компании. Эта форма распределения риска носит для предприятия платный характер, однако позволяет в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия его кредитного риска.
Степень распределения рисков, а, следовательно, и уровень нейтрализации их негативных финансовых последствий для предприятия является предметом его контрактных переговоров с партнерами, отражаемых согласованными с ними условиями соответствующих контрактов.
6. Самострахование (внутреннее страхование).Механизм этого направления нейтрализации финансовых рисков основан на резервировании предприятием части финансовых ресурсов, позволяющем преодолеть негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски не связаны с действиями контрагентов. Основными формами этого направления нейтрализации финансовых рисков являются:
• формирование резервного (страхового) фонда предприятия. Он создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде;
• формирование целевых резервных фондов. Примером такого формирования могут служить фонд страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка); фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадежной дебиторской задолженности по кредитным операциям предприятия и т.п. Перечень таких фондов, источники их формирования и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия и другими внутренними нормативами;
• формирование резервных сумм финансовых ресурсов в системе бюджетов, доводимых различным центрам ответственности. Такие резервы предусматриваются обычно во всех видах капитальных бюджетов и в ряде гибких текущих бюджетов;
• формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Такие страховые запасы создаются по денежным активам, сырью, материалам, готовой продукции. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов устанавливается в процессе их нормирования;
• нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде. До его распределения он может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий отдельных финансовых рисков.
Используя этот механизм нейтрализации финансовых рисков, необходимо иметь в виду, что страховые резервы во всех их формах, хотя и позволяют быстро возместить понесенные предприятием финансовые потери, "замораживают" использование достаточно ощутимой суммы финансовых средств. В результате этого снижается эффективность использования собственного капитала предприятия, усиливается его зависимость от внешних источников финансирования. Это определяет необходимость оптимизации сумм резервируемых финансовых средств с позиций предстоящего их использования для нейтрализации лишь отдельных видов финансовых рисков. К числу таких рисков могут быть отнесены:
• нестрахуемые виды финансовых рисков;
• финансовые риски допустимого и критического уровня с невысокой вероятностью возникновения;
• большинство финансовых рисков допустимого уровня, расчетная стоимость предполагаемого ущерба по которым невысока.
7. Прочие методы внутренней нейтрализации финансовых рисков.К числу основных из таких методов, используемых предприятием, могут быть отнесены:
• обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск. Если уровень риска по намечаемой к осуществлению финансовой операции превышает расчетный уровень дохода по ней (по шкале "доходность—риск"), необходимо обеспечить получение дополнительного дохода по ней или отказаться от ее проведения;
• получение от контрагентов определенных гарантий. Такие гарантии, связанные с нейтрализацией негативных финансовых последствий при наступлении рискового случая, могут быть предоставлены в форме поручительства, гарантийных писем третьих лиц, страховых полисов в пользу предприятия со стороны его контрагентов по высокорисковым финансовым операциям;
• сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами. В современной отечественной хозяйственной практике этот перечень необоснованно расширяется (против общепринятых международных коммерческих и финансовых правил), что позволяет партнерам предприятия избегать в ряде случаев финансовой ответственности за невыполнение своих контрактных обязательств;
• обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций. Это направление нейтрализации финансовых рисков предусматривает расчет и включение в условия контрактов с контрагентами необходимых размеров штрафов, пени, неустоек и других форм финансовых санкций в случае нарушения ими своих обязательств (несвоевременных платежей за продукцию, невыплаты процентов и т.п.). Уровень штрафных санкций должен в полной мере компенсировать финансовые потери предприятия в связи с неполучением расчетного дохода, инфляцией, снижением стоимости денег во времени и т.п.
Выше были рассмотрены лишь основные внутренние механизмы нейтрализации финансовых рисков. Они могут быть существенно дополнены с учетом специфики финансовой деятельности предприятия и конкретного состава портфеля его финансовых рисков.
Душа представляет собой две крылатые лошади, запряженные в упряжку. Одна лошадь белая, а другая черная. Белая — высокие стремления, благородство. Черная — низменные желания, вожделение, срасти.
Изначально у человека и то и другое всегда присутствуют.
Возничий в упряжке — это наш разум.
Теорию познания Платона называют теорией анамнезиса — теория воспоминаний.
Подлинное познание — это воспоминания душой своего подлинного содержания.
Про этот путь Платон рассказывает в диалоге Пир.
Философию Платона относят к такому направлению, как объективный идеализм. |