Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

После Второй мировой войны в тяжёлом экономическом положении оказались почти все страны-участницы, в том числе и страны Западной Европы. Послевоенная западноевропейская экономика обладала деформированной милитаризованной структурой произ­водства. Произошёл разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудо­вание требовало обновления и значительных капиталовло­жений. Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейс­ких валют подрывали заинтересованность аграрного секто­ра экономики в обмене своей продукции на деньги, вели, несмотря на повышенный спрос на его товары, к вынуж­денному сужению аграрного сектора.

Одновременно, в условиях обострения послевоенной между­народной обстановки, в 1951 г. план Маршалла стал превращаться в программу оказания странам-участницам американской военной помощи, способствовать послевоен­ному расколу Европы, формированию военно-политическо­го блока Западных государств, усилению «холодной войны» против социалистических стран, зависимости западноевро­пейских государств от США. В связи с этим был принят в 1951 г. закон о взаимном обеспечении безопасности. На основе двусторонних согла­шений он содействовал внешней политике через безвоз­мездные субсидии и поставки американских товаров и материалов. Однако страны-получатели, со своей стороны, вынуждены были предоставлять свою территорию для американских военных баз и прекратить торговлю стратегическими товарами с социалистическими странами.

Великобритания. После Второй мировой войны экономическое положение Великобритании ухудшилось, её престиж в международной политике упал. Несмотря на то, что Германия и Япония, в силу своего военного поражения, вынуждены были сойти со сцены в качестве конкурентов Великобритании, её главный соперник – США – чрезвычайно усилился и по своей эко­номической мощи значительно опередил её. После окончания войны Великобритания отставала от США по выплавке стали в 4,7 раза, по добыче угля – в 3,2, по производству хлопчатобумажных тканей – в 5,6 раза. В целом Велико­британия производила в 5 раз меньше промышленной про­дукции, чем США, и более чем втрое отставала по разме­рам экспорта.

Потерпела крушение Британская колониальная система (Индия, Бирма, Цейлон и другие государства стали независимыми).

Продолжается процесс монополизации производства.

Государство активно использовало различные формы экономического и административного регулирования. Из числа мер экономических это была, прежде всего, бюджет­ная и финансовая политика, которая заключалась в госу­дарственном регулировании накопления капитала, в повы­шении или понижении ставки процента, в установлении дифференцированных ставок на прибыль. В качестве ад­министративных мер использовались запреты или разре­шения на строительство предприятий в определённых рай­онах и пр. Государство активно вмешивалось в отношения между трудом и капиталом, проводя политику принуди­тельного регулирования заработной платы. Лейбористское правительство установило процент её допустимого ежегод­ного роста (2,5%, а затем 3,5%); в середине 60-х гг. лей­бористы сделали попытку вообще запретить рост заработ­ной платы.

С начала 80-х годов были существенно сокращены расходы на содержание государственных предприятий и фирм.

Промышленному росту способствовало то обстоятель­ство, что кадры, занятые в английской промышленности, являлись одними из самых квалифицированных в мире. Правительство Тэтчер сохранило высокий уровень расхо­дов на научно-исследовательские и опытно-конструкторс­кие работы в военной области, основную долю расходов взяло на себя государство.

Ведущими отраслями производства являются станкос­троение, электротехническая, авиационная, химическая, электронная и автомобильная промышленности.

Успешно развивается сельское хозяйство, в котором занято около 2% самодеятельного населения страны. Сель­ское хозяйство отличается высоким уровнем механизации и производительности, оно даёт примерно 80% всего не­обходимого стране продовольствия, в том числе обеспечи­вает страну мясом на 88%, потребности в пшенице удов­летворяются за счёт внутреннего производства на 106%. Важнейшей отраслью сельского хозяйства является живот­новодство (мясомолочное, овцеводство, свиноводство, птицеводство), которое даёт более 70% всей сельскохозяй­ственной продукции.

Франция. С 1954 г. в экономике страны начался период подъёма. По тем­пам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов стало обновление основного капитала, осознание беспер­спективности дальнейшей опоры на колониальные методы обога­щения, опоры на ростовщичество. Инвестиции устремились в на­циональные производственные отрасли хозяйства. Львиная доля капиталовложений приходилась на тяжёлую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х гг. общий объём ежегодных инвес­тиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным временем в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в 2 раза.

Модернизация сопровождалась интенсивным процессом кон­центрации и централизации производства, банковского дела. Для Франции была характерной высокая степень государственного участия в экономической жизни. В 1958 г. в руках государства нахо­дилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, по 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности. Государство инвес­тировало исследовательские работы в области атомной энергети­ки, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными до­рогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских транспортных компаний.

Экономическая политика, проводившаяся во Франции, полу­чила название «дирижизма». Его отличительные черты – прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль над ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т. д.), активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе экономики и прямое финансиро­вание капиталовложений, индикативные планы.

Острые международные противоречия, внутрен­ние социальные конфликты привели 60-е годы к крупнейшему в после­военной истории Франции социально-политическому кризису 1968-1969 гг.

Кризис нанёс ощутимый удар по всему режиму де Голля и основам экономической политики голлистов, в частности.

На смену экономической политике голлизма, основанной на доктрине необходимости государственного вмешательства в хо­зяйственную жизнь, пришла либеральная концепция экономи­ческого развития.

ФРГ. После Второй мировой войны экономика Германии находилась наиболее худшем состоянии среди западноевропейских государств. Разрушенные города, уничтоженные бомбардировками или демонтированные заводы и фабрики, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство. Пустые полки магазинов. Карточная систе­ма. Спекуляция и т. д. Об уровне обеспечения предме­тами первой необходимости говорят следующие данные. После войны на душу населения приходилась одна тарелка в пять лет, пара ботинок – в двенадцать лет, костюм – в пятьдесят лет и т. д. Фактически страна производила почти половину продукции от выпуска 1936 г. Народ Герма­нии получил жестокий урок всеобщего финансового, экономического, нравственно-духовного истощения.

Государственный долг гитлеровского правительства катастрофически возрос с 27,2 млрд. марок в конце 1938 г. до 377,2 млрд. марок к моменту капитуляции страны, т. е. почти в 14 раз. Впятеро возросло количество денег, находя­щихся в обращении и не имеющих товарного покрытия. Инфляция приближалась к 600% своего довоенного уровня. Усилия, направленные на сокращение величины денег, бывших в обращении, карточной системы, снижение государствен­ного долга за счёт увеличения налогов и «замораживания» наличных счетов в банках, давали противоположный эф­фект. Снижался интерес к деньгам. Косвенно поддержива­лось «натуральное» хозяйство. Товарообменные сделки между отдельными производителями стали охватывать даже оплату труда. Элементы натуроплаты вводились наряду с официальной денежной оплатой в систему использования рабочей силы, транспорта, сферу обслуживания и т. д..

Оздоровление экономики Германии явно требовало решительных мер.

Поиски концепции экономического возрождения ФРГ приве­ли к отказу чистого экономического либерализма, который ока­зывался неспособным разрешить проблему социальной справед­ливости. Возобладала идеи неолибериализма – идея о социаль­ном рыночном хозяйстве. Ведущая роль отводилась рынку как ре­гулятору всей хозяйственной жизни, способному обеспечить наи­более низкие цены при максимальной хозяйственной производи­тельности.

Разумным признавалось сочетание рыночной конкуренции с хозяйственным планированием, предотвращающим возможность экономических кризисов и засилье монополий.

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда. Главным архитекто­ром хозяйственных реформ послевоенной Германии стал сочетающий в себе теоретические знания и опыт крупного хозяйственного руководителя профессор Людвиг Эрхард (1897-1977) – директор Управления хозяйства объединён­ных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949-1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики в 1963-1966 гг. Рычаги экономического возрождения страны он определял как свободную частную инициативу и конкуренцию в соче­тании с активной ролью государства в хозяйственной жизни.

Планы Л. Эрхарда опирались на денежную реформу, свобод­ные цены и предпринимательство.

К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объёму золотых запасов.

ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обго­няя в хозяйственном отношении своих былых победителей. Стра­на выступила одним из главных учредителей Европейского объе­динения угля и стали. К началу 60-х годов на её долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»).

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:481

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.