Структурно управление принято изображать в виде «пирамиды управления». На вершине пирамиды – руководитель, ниже – заместители, еще ниже находятся руководители подразделений, а основание пирамиды занимают рядовые сотрудники. Такая организация рациональна; отвечает иерархичности любых систем; предупреждает распад, развал, разрозненность и неэффективность работы.
Но, вместе с тем, пирамиде управления свойственны противоречия (прежде всего, социально-психологические) Кочеткова А.И.. 1999):
- Цели (а также задачи, интересы, обязательства, ответственность и др.) наверху пирамиды сильно отличаются от тех, которые ставятся внизу пирамиды.
- Пирамида характеризуется выраженным расслоением персонала, находящегося на разных уровнях, что обуславливается: статусами, правами, свободой действий, степенью ответственности и др.
- Возникает психологическое напряжение между людьми «по вертикали» и по «горизонтали»: работники, находящиеся на одном организационном уровне, могут решать разные задачи.
Такого рода противоречия могут приводить к конфликтам «верхов» и «низов». Поэтому техника и искусство управления предполагает необходимость особой заботы об организованном порядке, об организации самого управления. В основе организации управления лежат принципы управления, из которых складываются тенденции. К основным принципам управления относятся (Зудина Л.Н., 1997):
- Руководитель должен постоянно демонстрировать личный пример профессионального, культурного, демократичного, правомерного поведения; деловой и справедливой требовательности.
- В управлении необходимо делегирование полномочий. Руководителю следует освобождать себя от рутины, увеличивая время для творческих размышлений и мер по развитию организации, изысканию резервов и мер по развитию организации.
- Руководителю необходимо отказаться от единоличного стиля управления, от попытки лично решать все вопросы. Необходимо создать управленческую подсистему. Она предполагает включение в управленческую деятельность всех руководителей служб, подразделений. Для этого необходима такая форма делового взаимодействия, как совещания.
- Необходимо привлечение к выполнению управленческих функций наиболее подготовленных и инициативных рядовых сотрудников для решения разнообразных вопросов: при подготовке отдельных решений, для поднятия благоприятного психологического климата, для разрешения конфликтных отношений между сотрудниками и др.
- Руководителю необходимо проводить работу по сплочению коллектива: проводить собрания коллектива, обсуждать общие и важные вопросы с коллективом, советоваться с ним, вместе подводить итоги, стимулировать и поощрять коллективные инициативы, поддерживать создание неформальных групп для решения отдельных проблем, организовывать выезды коллектива для отдыха.
- Необходимо предоставлять всем работникам: возможность для проявления разумной и профессионально-грамотной инициативы и самостоятельности в пределах своей компетентности; права и ответственность.
- В управлении необходимы требования к совершенствованию профессионализма и содействия ему.
- Руководителю необходимо постоянно развивать управленческо-психологическую установку на работу с людьми: соблюдать культуру общения, проявлять уважение и внимание к нужности и значимости каждого работника.
- Руководитель должен заниматься созданием благоприятного психологического климата в организации.
- Совершенствование правовой системы – это одно из значимых направлений работы современных руководителей.
- Необходима практика коллегиальной подготовки к принятию решений.
- При принятии решений необходим учет комплекса социально-психологических особенностей: профиля деятельности предприятия (организации), психологические свойства коллектива, возможности работников, характеристики ситуации взаимодействия и др.
- Руководители должны часто контактировать с персоналом, это усиливает их личное влияние и способствует формированию у подчиненных «чувства локтя».
- Одно из условий, обеспечивающее грамотное управление, это точность инструкций: постановка цели, уяснение результата, определение конкретных сроков и др.
В целом можно сказать, что протекание процессов управления персоналом является результатом действия всех перечисленных принципов, каждый из которых обуславливает то или иное качество управления. Все принципы взаимодействуют, влияя друг на друга. |