Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Закономерности и принципы управления персоналом

Структурно управление принято изображать  в виде «пирамиды управления». На вершине пирамиды – руководитель, ниже – заместители, еще ниже находятся  руководители подразделений, а основание пирамиды занимают рядовые сотрудники. Такая организация рациональна; отвечает иерархичности любых систем; предупреждает распад, развал, разрозненность и неэффективность работы.

Но, вместе с тем, пирамиде управления свойственны противоречия (прежде всего, социально-психологические) Кочеткова А.И.. 1999):

  1. Цели (а также задачи, интересы, обязательства, ответственность и др.) наверху пирамиды сильно отличаются от тех, которые ставятся внизу пирамиды.
  2. Пирамида характеризуется выраженным расслоением персонала, находящегося на разных уровнях, что обуславливается: статусами, правами, свободой действий, степенью ответственности и др.
  3. Возникает психологическое напряжение между людьми «по вертикали» и по «горизонтали»: работники, находящиеся на одном организационном уровне, могут решать разные задачи.

Такого рода противоречия могут приводить к конфликтам «верхов» и «низов». Поэтому техника и искусство управления предполагает необходимость особой заботы об организованном порядке, об организации самого управления. В основе организации управления лежат принципы управления, из которых складываются тенденции. К основным принципам управления относятся (Зудина Л.Н., 1997):

  1. Руководитель должен постоянно демонстрировать личный пример профессионального, культурного, демократичного, правомерного поведения; деловой и справедливой требовательности.
  2. В управлении необходимо делегирование полномочий. Руководителю следует освобождать себя от рутины, увеличивая время для творческих размышлений и мер по развитию организации, изысканию резервов и мер по развитию организации.
  3. Руководителю необходимо отказаться от единоличного стиля управления, от попытки лично решать все вопросы. Необходимо создать управленческую подсистему. Она предполагает включение в управленческую деятельность всех руководителей служб, подразделений. Для этого необходима такая форма делового взаимодействия, как совещания.
  4. Необходимо привлечение к выполнению управленческих функций наиболее подготовленных и инициативных рядовых сотрудников для решения разнообразных вопросов: при подготовке отдельных решений, для поднятия благоприятного психологического климата, для разрешения конфликтных отношений между сотрудниками и др.
  5. Руководителю необходимо проводить работу по сплочению коллектива: проводить собрания коллектива, обсуждать общие и важные вопросы с коллективом, советоваться с ним, вместе подводить итоги, стимулировать и поощрять коллективные инициативы, поддерживать создание неформальных групп для решения отдельных проблем, организовывать выезды коллектива для отдыха.
  6. Необходимо предоставлять всем работникам: возможность для проявления разумной и профессионально-грамотной инициативы и самостоятельности в пределах своей компетентности; права и ответственность.
  7. В управлении необходимы требования к совершенствованию профессионализма и содействия ему.
  8. Руководителю необходимо постоянно развивать  управленческо-психологическую установку на работу с людьми: соблюдать культуру общения, проявлять уважение и внимание к нужности и значимости каждого работника.
  9. Руководитель должен заниматься созданием благоприятного психологического климата в организации.
  10. Совершенствование правовой системы – это одно из значимых направлений работы современных руководителей.
  11. Необходима практика коллегиальной подготовки к принятию решений.
  12. При принятии решений необходим учет комплекса социально-психологических особенностей: профиля деятельности предприятия (организации), психологические свойства коллектива, возможности работников, характеристики ситуации взаимодействия и др.
  13. Руководители должны часто контактировать с персоналом, это усиливает их личное влияние и способствует формированию у подчиненных «чувства локтя».
  14. Одно из условий, обеспечивающее грамотное управление, это точность инструкций: постановка цели, уяснение результата, определение конкретных сроков и др.

В целом можно сказать, что протекание процессов управления персоналом является результатом действия всех перечисленных принципов, каждый из которых обуславливает то или иное качество управления. Все принципы взаимодействуют, влияя друг на друга.

Дата публикации:2012-08-17

Просмотров:1403

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







...

 

2012-2017 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.