Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Поведение личности в организации

В самом общем виде поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» (Психология. Словарь., 1990, с. 276). Поведение человека традиционно описывается как «совокупность действий, обусловленных сложившимися навыками, привычками и конкретной ситуацией, и поступков, требующих борьбы мотивов, принятия решения, содержание которых превосходит содержание ситуаций» (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1998, с. 61).

Содержательно поведение персонала раскрывается в стратегиях поведения, представляющих собой «…особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции» (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1998, с. 62). Рассмотрим примеры некоторых классификаций стратегий поведения, известных в отечественной и зарубежной литературе.

Самыми общими стратегиями поведения являются разнообразные формы ориентирования в окружающей среде. В частности, С.Л. Рубинштейн (2000) считал, что поведение человека определяется такими общественными ценностями, как правила морали или их отсутствием. Поведение человека, который руководствуется такими правилами, считается нравственным.

Э. Фромм (1989) выделяет продуктивные и непродуктивные формы ориентирования. К продуктивным он относит такие, как: любовь, творчество, а к непродуктивным – авторитаризм, разрушительность и другие.

          Более подробную классификацию представляет Х. Томэ (1988), выделяющий общие и ситуационно-спецефические стратегии поведения человека. К общим стратегиям поведения автор относит: действия, направленные на изменение ситуаций; приспособление к институционным аспектам ситуации, к социальным нормам и общественным установлениям, к правилам деловых отношений; приспособление к своеобразию и потребностям других людей; забота об установлении и поддержании социальных контактов. Среди ситуационно-специфических стратегий Х. Томэ выделяет: использование шанса; поиск социальной поддержки; идентификация с другими людьми; коррекция своих ожиданий; самоутверждение; агрессия; отсрочивание удовлетворения своих потребностей. Данная классификация показывает, что поведение человека определяется его личностными особенностями, которые выступают как конкретные возможности в определенных ситуациях жизнедеятельности.

Часто понятие стратегий поведения персонала в значимых ситуациях связывают с понятием психологической защиты, использование которых также определяется индивидуальными и личностными свойствами человека. “Психологическая защита – это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний» (Психология. Словарь., 1990, с. 121). Кроме сведения до минимума чувства тревоги, психологическая защита обуславливает снижение эмоционального напряжения, дискомфорта и сохранение непротиворечивости «Я-образа» за счет бессознательной (как правило) искаженной оценки объективной реальности (Грановская Р.М., Крижанская Ю.С., 1994).

По мнению Ф.Е. Василюка (1984), психологические защиты можно определять как «неудачные процессы переживания», которые «…искажают восприятие реальности, основываются на самообмане…», характеризуются «…патологической, а не просто патогенной психодинамической активностью…» и ограниченностью; они представлены «ритуальными, автоматическими, вынужденными, непроизвольными и неосознаваемыми процессами, действующими нереалистически, без учета целостной ситуации и долговременной перспективы», приводящими к цели с помощью «объективной дезинтеграции поведения, ценой уступок, регрессии, самообмана или даже невроза» (Василюк Ф.Е., 1984, с. 55-56).

С позиции психологии поведения, разрабатываемой в отечественной науке, в широком смысле термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться «ложные», замещающие деятельности (Зейгарник Б.В., Братусь Б.С., 1980).

С позиции психологии отношений, разрабатываемой в отечественной психологии, психологическая защита может быть понята как «адаптивная перестройка восприятия и оценки малоосознаваемого столкновения особо значимых противоречивых отношений личности с непереносимой для нее ситуацией» (Ташлыков В.А., 1992, с. 27).

Итак, защитные механизмы – это одна из форм совладания ситуацией, наряду с которой существует и другая форма – «копинг–поведение». Копинг–поведение отличается от защитных механизмов и представляет собой сознательные (защитных механизмов включаются неосознанно) усилия личности, предпринимаемые в ситуациях психологической угрозы (Ташлыков В.А., 1984, 1992; Вассерман Л.И., 1998; Никольская И.М., Грановская Р.М., 2000 и др.). Кроме этого, И.М. Никольская и Р.М. Грановская (2000) рассматривают понятие «копинг» как более широкое по своему содержанию, чем понятие «психологические защитные механизмы», так как каждая из множества копинг-стратегий личности может включать в себя не один, а несколько механизмов. Копинг используется сознательно и целенаправленно; является пластичной формой поведения и всегда приспособленной к конкретной ситуации; характеризуется отложенным эффектом; рассчитан на перспективу; связан с реалистичным восприятием и со способностью к объективному отношению к самому себе.

Понятие «копинг–поведение» или «преодоление стресса» детально проработана в теории Р. Лазаруса (1977), в рамках которой оно рассматривается как деятельность личности по поддержке или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами человека, удовлетворяющими этим требованиям. Копинг–поведение реализуется посредством применения копинг–стратегий на основе личностных и средовых копинг–ресурсов. Копинг-ресурсы – это относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. К средовым копинг-ресурсам Р.Лазарус относит, в частности, социальную поддержку, а к личностным копинг-ресурсам – эмпатию, мораль, низкий нейротизм, индивидуальные особенности восприятия социальной поддержки и Я-концепцию человека.

Известно, что копинг выполняет две основные функции: 1) регуляцию эмоциями; 2) управление проблемами (Folkman S., 1984). Копинг, нацеленный на эмоции, по его мнению, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается снизить эмоциональное напряжение. Копинг, нацеленный на проблему, представляет собой усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу.

Копинг-поведение, на наш взгляд, можно соотносить с «удачным совладающим поведением» – термином, описанным Ф.Е. Василюком (1984). «Удачное совладающее» поведение характеризуется «повышением адаптивных возможностей субъекта…, реалистичностью, гибкостью, большей частью сознаваемостью, включением в себя произвольного выбора, активностью», в целом ведет «к развитию, самоактуализации и совершенствованию личности» (Василюк Ф.Е., 1984, с. 57).

Если продолжать линию на соотнесение понятий, то к группе таких стратегий поведения, как копинг-поведение и «удачное совладающее» поведение, на наш взгляд, можно отнести конструктивное поведение. Известно, что о степени конструктивности заходит речь, прежде всего, тогда, когда оценивается поведение человека в трудных ситуациях (Данилова Е.Е., 1995 и др.). Однако если учитывать, что круг ситуаций, которые взрослые, а особенно дети, считают для себя трудными, достаточно широк, и такие ситуации могут быть повседневными, то, по всей видимости, к характеристикам конструктивности-неконструктивности исследователи могут обращаться довольно часто.

Остановимся более подробно на характеристиках конструктивного поведения. Конструктивные способы поведения определяются как позволяющие «…овладеть трудной ситуацией, т.е. преодолеть существующее препятствие, и являются действиями активными, сознательными, целенаправленными и адекватными в отношении как объективных условий ситуации, так и собственных возможностей…, усилия могут быть направлены либо на изменение условий ситуации…, либо на активизацию и развитие собственных способностей и возможностей… Неконструктивные же способы поведения позволяют в лучшем случае лишь отодвинуть на время решение проблемы, не устраняя порождающих ее причин, или же ведут к дезорганизации деятельности» (Данилова Е.Е., 1995, с. 115).

Конструктивные способы поведения играют огромную позитивную роль в развитии личности: способствуют формированию уверенности в себе, чувства компетентности и собственной ценности, в целом, повышают положительный потенциал личности, обеспечивая ее жизнестойкость. Неконструктивные – могут вызвать отклонения в личностном развитии.

Таким образом, взрослые, исходя из своих индивидуальных возможностей, личностных особенностей и определенной социальной смелости могут пользоваться как конструктивными способами поведения или, можно сказать, копинг-стратегиями, так и неконструктивными, к числу которых можно отнести защитные механизмы.

Однако возможности человека, реализуемые в поведении, и определяющие характер стратегий поведения, определяются не только его индивидуальными и личностными особенностями, но и возрастными. В.С. Мухина (1999), в частности, говоря о детях, отмечает, что ребенок, обучаясь общению, «…бессознательно открывает для себя существование разных стилей поведения, также он бессознательно пробует эти стили…» (Мухина В.С., 1999, с. 253).

          Значимость проблемы конструктивного – неконструктивного поведения можно проиллюстрировать анализом удивительного феномена – «неуязвимые люди». Так называются те люди, «которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни…» (Флейк-Хобсон К. и др., 1992, с. 400). К наиболее характерным чертам неуязвимых людей относятся: способность не реагировать на стресс или справляться с ним, благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности; обладание хорошими социальными навыками; дружелюбие и способность нравиться сверстникам и взрослым; развитость чувства самоуважения и высокого самоконтроля (т.е. хорошо владеют своими мыслями, чувствами, поступками); владение способностью к самоотстранению, способствующему появлению и укреплению чувства независимости; наличие хороших учебных способностей, начитанности и душевного здоровья.

По другим источникам, специалисты выделяют пять общих качеств у неуязвимых людей (Майерс Д., 1998, с. 34):

  1. социальная компетентность (люди чувствуют непринужденность в общении с другими, они приветливы, умеют расположить к себе, стремятся учиться у других);
  2. уверенность в себе (трудности таких людей только подзадоривают; непредвиденные ситуации не смущают);
  3. независимость (люди «живут своим умом»; прислушиваются к мнению других, но не попадают под влияние);
  4. стремятся к достижениям (успех доставляет радость).

Изучение феномена «неуязвимые люди» дает основание утверждать, что поведение взрослого человека или ребенка во многом зависит от уровня субъективного контроля, или локуса контроля, - базовой личностной характеристики, по которой можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом деятельности. Известны исследования, подтверждающие факт влияния внутреннего локуса контроля на выбор стратегии поведения (Rotter J.B., 1980).

В целом, подводя итог под кратким обзором литературы о стратегиях поведения, мы хотели бы остановиться на положениях, наиболее значимых для психологии ситуации.

  1. Стратегии поведения в различных жизненных ситуациях – это особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов саморегуляции.
  2. Сущность стратегий поведения отражается в разнообразных формах ориентирования в окружающей среде.
  3. Репертуар стратегий поведения определяется половыми, возрастными и индивидуально – типологическими свойствами человека.
  4. Поведение – является функцией взаимодействия личности и ситуации и обуславливает развитие и проявление отношений между людьми. 

Дата публикации:2012-08-17

Просмотров:2955

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.