Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Адаптация персонала

Адаптация персонала тесно связана с социализацией личности. Социализация представляет собой процесс усвоения человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности. Благодаря социализации человек приобретает социальное положение (статус) в обществе. Социализация начинается с детства и продолжается всю жизнь, в частности, в период трудовой деятельности.

Важным составным элементом социализации зрелой личности является трудовая адаптация, которая представляет собой приспособление работника к условиям пребывания в организации. Выделяют различные виды адаптаций:

  • профессиональная (направлена на: приспособление ранее усвоенных знаний и умений к условиям реальной работы, дополнительное освоение профессиональных возможностей, формирование важных качеств работника и развитие положительной мотивации к труду);
  • психофизиологическая (направлена на приспособление работника ко всем условиям, оказываемым различное психофизиологическое воздействие на него в процессе работы, а именно: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы, ритм труда, удобства рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, вибрация и др.);
  • социально-психологическая (направлена на включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе. Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации либо с коллективом в целом, либо с кокой-то формальной или неформальной группой);
  • организационно-административная адаптация (определяется как знакомство работника с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Кроме этого, должна сфомироваться подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера);
  • экономическая адаптация (позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат);
  • санитарно-гигиеническая адаптация (определяется как осваивание работника с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу, придерживаясь гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности).

Все выделенные виды адаптации тесно взаимодействуют. Они направлены на реализацию следующих целей:
1) сократить расходы на нового работника, который работает не эффективно и требует дополнительных затрат;
2) снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
3) сокращение текучести рабочей силы;
4) экономия времени руководителя и сотрудников;
5)развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности к работе.
Успешность адаптации зависит от ряда факторов:

  • объективность деловой оценки персонала (при отборе, в процессе трудовой адаптации);
  • отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
  • престиж и привлекательность профессии;
  • мотивационные установки сотрудников;
  • наличие отработанной системы внедрения новшеств;
  • гибкость системы обучения персонала;
  • особенности социально-психологического климата коллектива;
  • личностные свойства адаптируемого сотрудника и др.

Результатами процесса адаптации являются объективные и субъективные показатели. К объективным относятся показатели, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах и др. К субъективным – удовлетворенность сотрудника работой в различных аспектах: отношение к профессии и квалификации; отношение с коллективом сотрудников, с руководством; самочувствие; условия и тяжесть труда и др.

Сбор и обработку информации об уровне и длительности адаптации целесообразно проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для новых сотрудников процедура деловой оценки должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации.

В целях адаптации с новыми работниками могут проводиться специальные курсы обучения и воспитания в форме лекционных и семинарских занятий в организации, выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов, выездной групповой тренинг. Программа адаптации делиться на общую  и специализированную программы. Общая программа затрагивает вопросы: общего представления об организации, оплаты труда в организации, дополнительных льгот, охраны труда и техники безопасности, отношения работников с профсоюзом и др. Специализированная программа затрагивает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением: функции подразделения, обязанности, ответственность и результаты деятельности подразделения.

Дата публикации:2012-08-17

Просмотров:1420

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







...

 

2012-2017 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.