Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Краткий курс лекций 8 страница

Туберкулез лечиться восковой молью! Читайте далее...

- разработать концепцию и программу введения нового содержания образования и соответствующих ему технологий. В этой связи определить разработчиков: лиц, группы из «своих» или приглашенных со стороны, создать благоприятные условия для их работы – временные, материальные, финансовые, психологические;

- подготовить провести обсуждение намеченных нововведений в коллективе педагогов, в среде учеников, родителей;

- обеспечить научно-педагогическую экспертизу проектов, создав необходимые улови для работы экспертов;

- провести необходимые процедуры согласований и утверждений в органах управления образованием, методических центрах, связанных со школой, ВУЗами, НИИ.

6. Шестое направление – обеспечение мер необходимой защиты педагогов и сотрудников. Социальная защита и ответственность организации за обеспечение безопасности жизни, здоровья, максимально-комфортных условий труда и жизни работников признается в современной теории управления одним из приоритетных направлений деятельности руководителя.

7. Седьмое направление – создание условий для повышения квалификации , переобучения, самообразования педагогов и сотрудников.

Одной из важнейших проблем в современной теории управления образовательными системами является проблема руководства поликультурным (многонациональным поликонфессиональным) педагогическим коллективом. Руководство поликультурным педагогическим коллективом осуществляется на основе общих принципов руководства и закономерностей гуманитарного воспитания.

Руководителю такого коллектива важно создать такую среду, в которой культурные различия не вели бы к конфликтам, делали ее более разнообразной и насыщенной, а главное способствовали достижению образовательных целей. Для этого рекомендуются следующие действия:

- изучать особенности представителей разных культур, входящих в педагогический коллектив, применяя методики специальных этнопсихологических и социологических исследований, и анализировать характер отношения между ними;

- ориентировать педагогический коллектив на общие ценности и цели совместной деятельности в сфере образования;

- не допускать предвзятости в отношении представителей отдельных культур – режим работы. Основные требования делового этикета, критерии оценки деятельности должны быть одинаковыми для всех;

- проявлять чувство такта, деликатность в отношениях с представителями различных культур;

- учитывать культурные различия при распределении поручений в педагогическом коллективе;

- максимально использовать потенциал каждой культуры, руководствуясь принципом взаимодополнительности (разные культуры дополняют друг друга в том или ином виде деятельности);

- формировать в коллективе и демонстрировать самому культуру межнационального общения;

- предотвращать конфликты на национальной почве.

Таким образом, управление педагогическим коллективом ОУ в современной науке об управлении предстает как человеко– и ценностно-ориентированное, основанное на принципах гуманности.

 

Лекция 9

Тема: «Управленческая культура и деятельность руководителя образовательного учреждения»

1. Финансовые поступления.

2. Бюджет ОУ.

3. Приобретение, хранение и использование наглядных пособий и ТСО, оборудование кабинетов.

4. Хозяйственное обеспечение ОУ.

5. Оформление и документация.

6. Оперативная информация э

7. Управленческая культура руководителя.

Основным источником финансирования учреждения образования остается государственный бюджет, хотя в условиях нового хозяйствования, рыночных отношений возможны и другие поступления, которые носят название «внебюджетные средства». Наиболее реальное поступление внебюджетных средств может быть:

1) поступления за выполненные работы (услуги): хозяйственные, научные услуги, технические услуги, договорные отношения с государственной конторой, с сельскохозяйственными предприятиями, хотя последний вопрос очень сложный. Так как на любую деятельность надо иметь лицензию, теоретически это возможно, но практически вопрос очень сложный;

2) предоставление платных услуг населению;

3) выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских или учебно-опытных участков;

4) выручка от сдачи в аренду помещений, оборудования;

5) добровольные взносы граждан, учреждений, предприятий.

Все поступления из различных источников вместе с бюджетными средствами образуют фонд финансовых ресурсов ОУ. При этом внебюджетные средства не должны учитываться при выделении ассигнований из бюджета. На первых порах такие ошибки были, в сторону уменьшения государственных средств. Руководители были в растерянности, получилось так: чем лучше работаешь, проявляешь больше предприимчивости – тем хуже для тебя. Ведь внебюджетные поступления не постоянны, не стабильны. А государственные поступления стабильны и всегда обеспечивают минимумом всех, особенно педагогов.

Оказание дополнительных услуг и выполнение хозрасчетных работ по договорам и заказам производится по ценам, предусмотренным и утвержденным в установленном порядке прейскурантами, а при их отсутствии – по договорным тарифам и ценам, установленными учреждениями с разрешения местных органов власти.

Круг хозрасчетных работ у ОУ может быть очень широким. Основные положения хозяйственного механизма отрасли фиксируют только основные из них:

1) организация изучения отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленного изучения предметов, организация работы кружков. Следует отметить, что проведение хозрасчетных работ не должно наносить ущерб основной деятельности учебно-воспитательных учреждений, а оказание платных услуг осуществляется, не вытесняя деятельность, финансируемую из средств государственного бюджета.

Следует отметить, что новый отраслевой хозяйственный механизм не предусматривает каких-то контрольных плановых цифр. Это чисто ориентировочные показатели.

2) В фонд производственного и социального развития включается также выручка от реализации излишне устаревшего и изношенного оборудования и других материальных средств (за исключением фондов, к которым применяются особые условия реализации), а также средства, которые были переданы другими предприятиями или организациями. Распределение средств фондов осуществляется самостоятельно, по одобрению совета ОУ и совета трудового коллектива.

Периодичность отчисления средств в фонды определяется самостоятельно учреждением (ежеквартально, ежегодно). Неиспользованные средства в текущем году не могут быть изъяты, а могут использоваться в другие периоды.

Руководителю учреждения общего образования, перешедшего на новые условия хозяйствования, представляются широкие права в области организации и оплаты труда:

1. По согласованию с профсоюзными организациями, руководитель имеет право утверждать штатное расписание, устанавливать должностные оклады в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета численности руководителей и специалистов в ОУ в установленном порядке фонда заработной платы. Размеры добавок зависят от личного вклада каждого работника. Следует также отметить, что новый хозяйственный механизм (НХМ) не устанавливает потолка заработной платы, как это было раньше. Сегодня существуют соответствующие коэффициенты под контролем совета трудового коллектива.

2. ОУ имеют право пользоваться кредитами банка. Краткосрочный кредит может быть выдан на краткосрочные нужды, т.е. текущие нужды, а долгосрочный на производственное и социальное развитие.

3. ОУ, имеющие учебные мастерские, могут создавать учебно-производственные комплексы, разрешено создавать учебно-производственные фирмы, ассоциации и другие рациональные формы самостоятельной деятельности.

Для ОУ на основе установленных поступлений бюджетных средств и внебюджетных поступлений, определяется единый фонд оплаты труда, фонд материально-технического, производственного и социального развития. Временное положение предоставляет широкие хозяйственные и финансовые права директору. Он имеет право:

– приобретать, арендовать, заказывать необходимые ОУ оборудование и другие материальные ресурсы у любых предприятий, организаций, кооперативов по безналичному или наличному денежному расчету, в розничной торговой сети и в комиссионных магазинах без зачета в лимит мелкого опта (т.е. без права быстрого списания).

- заключать договоры с организациями, учреждениями и лицами, а также с учащимися ОУ на выполнение различных видов строительно-монтажных работ, работ по текущему ремонту ОУ, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений и др.

- заключать договоры на оказание школой различных услуг ученикам, их родителям, иным гражданам, а также предприятиям, организациям и учреждениям.

- заключать договоры о создании объединений с другими ОУ, учебно-воспитательными заведениями, научными и внешкольными учреждениями, предприятиями и кооперативами, сосредотачивая все средства или их часть для развертывания работы межшкольных комбинатов, курсов, учебно-производственных и хозяйственных объединений, проведение отдельных мероприятий и т.д.

Расширение прав одновременно налагает на руководителя и высокую ответственность. В настоящее время функции контроля возлагаются на Совет ОУ, в который входят учителя, учащиеся и родители.

Профессиональный контроль финансово-хозяйственной деятельности ОУ осуществляют финансовые органы органов управления образованием.

2. Бюджет ОУ

Бюджет ОУ – материальная база для организации педагогического процесса. Сметы составляются директором школы и утверждаются вышестоящими органами. Основанием для составления годовой сметы является решение вышестоящих органов управления по следующим разделам:

а) производственный план, т.е. число учащихся и классов-комплектов;

б) штат учителей и сотрудников;

в) утвержденные должностные оклады учителей (в соответствии с тарификацией) и других работников ОУ;

г) размер ассигнований на капитальный ремонт;

д) размер основных расходов по отдельным статьям бюджета, включая хозяйственные.

Директору следует знать основные статьи расходов:

Ст. 1 – зарплата;

Ст. 2 – начисления на зарплату (налоги);

Ст. 5 – учебные расходы (приобретение);

Ст. 9 – расходы на питание;

Ст. 10 – приобретение медицинских перевязочных средств;

Ст. 12 - приобретение оборудования и инвентаря;

Ст. 14 – приобретение мягкой мебели;

Ст. 16 – капитальный ремонт;

Ст. 18 – прочие расходы, моющие средства, содержание транспорта, текущий мелкий ремонт, хоз. инвентарь и т.д.

Наиболее важная статья 3 канцелярские и хозяйственные расходы, текущий ремонт. По этой статье выделяется внештатный фонд.

Статья 16 – деньги выделяются раз в 5 лет.

Статья 9 – надо знать, что в группе продленного дня (ГПД) могут быть дети, полностью освобожденные от оплаты ~ 10%, 15% детей освобождаются частично.

Статья 12 тоже нуждается в расшифровке. Директор должен расписать, на какую сумму закупили книг, телевизоров, магнитофонов, компьютеров и т.п.

Смета – является документом, регулирующим расходы. Директор договаривается с центральной бухгалтерией органа управления образованием о форме 2. Он обязан ритмично производит закупки в течение года, но по нормам распределенным по кварталам. При острой необходимости и при разрешении вышестоящих органов, можно некоторые финансы переместить из квартала в квартал, а иногда с одной статьи на другую.

Возможные ошибки:

1) Не вовремя составленные сметы, особенно это связано с ремонтом, т.к. нужно договариваться с подрядчиком.

2) Несвоевременное заключение договоров (электрообеспечение, водоснабжение, обеспечение продуктами, ремонт холодильного оборудования, электрооборудования, канализация, обслуживание ТСО, вывоз мусора).

3) Неверно учтенное выполнение нагрузки, т.е. проведение необходимого количества часов, особенно факультативы.

4) Завышение стоимости ремонтных и других выполненных работ, особенно этио касаемо сантехнических, малярных, и т.п. работ

Утверждение сметы – это государственный документ, требующий неуклонного выполнения. Ошибки не могут быть оправданы никакими рассуждениями. Перед подписанием необходимо еще раз все тщательно перепроверить.

Спецсчет – внебюджетные средства, которые тоже могут расходоваться. Опытный директор использует на содержание школьной спортивной команды, проведение КВН, на премии работников, развитие материальной базы и т.д.

3. Приобретение, хранение и использование наглядных пособий, ТСО,

оборудование кабинетов.

Умелое применение наглядных пособий и ТСО пробуждает интерес учащихся к науке, развитию логического мышления, выработке навыков самостоятельной работы, способствует сближения обучения с жизнью. В каждом ОУ имеются ТСО, которые необходимо пополнять. Есть специальные кабинеты оснащенные техникой (компьютерные классы и др.). Начинающему директору следует тщательно продумывать следующие вопросы:

а) как обеспечить систематическое пополнение кабинетов техническими средствами, наглядными пособиями;

б) каким образом сохранить все это оборудование;

в) как добиться квалифицированного использования всего этого оборудования и, самое главное, соблюдение при этом техники безопасности.

Решение этих проблем связано с трудностями: а) ограниченность возможностей; б) отсутствие специалистов и материалов.

Оснащенность кабинетов проходит по строгому плану, поэтапно. Распределяются классные комнаты, назначаются руководители кабинетов, определяются сроки их оборудования и различное строительство (стеллажи, подводка электропроводки, затемнение).

Директор организует выучку педагога: т.е. каждый учитель обязан пользоваться вверенной ему аппаратурой. При этом главное – соблюдение ТБ. В библиотеке создается видеотека, строгий учет всех фильмов. Весь коллектив придерживается строгих правил хранения ТСО и всех видов наглядности.

Директор продумывает до мелочей: где хранятся ключи от кабинета с наглядными пособиями, как ведется учет, хранение, использование и т.д. В специальных пособиях содержатся конкретные рекомендации по хранению, использованию. Наша задача - лишь частично ознакомить начинающего руководителя с его обязанностями в этой области.

4. Хозяйственное обеспечение школы.

Учебно-воспитательный процесс (УВП) в значительной мере зависит от дополнительного уровня хозяйственного обеспечения, санитарного состояния, своевременного ремонта, профилактической проверки оборудования, четкости работы технического персонала. Особенно когда на балансе имеется котельная, вся система отопления, водоснабжения, канализация и др., т.е. ОУ полностью самостоятельно и автономно.

Во многих местах эти вопросы решены (в городах, ПГТ, районных и крупных населенных пунктах), но еще есть места, где самому директору приходится заниматься этими хозяйственными проблемами. А это значит, что нужно предусмотреть все договоры по предстоящему обслуживанию, ремонту, замене и т.п. Особый вопрос - электрообеспечение и освещенность, установка дополнительного освещения, исправность выключателей, особенно розеток.

Большое внимание уделяется санитарному состоянию: работа техперсонала, моющие средства, работа туалетов, культура пользования, система вентиляции, проветривание. Директор, делающий утренний обход обязан обращать внимание на все недостатки и оперативно устранять их.

5. Оформление и документация.

Оформление школы (ОУ) – вопрос не только педагогический, но и эстетический. Нужно отказаться от массы стендов, которые полностью закрывают стены коридоров, классов, учительской. Социологи отмечают, что чрезмерное нагромождение картин, картинок, цифр имеют обратное воздействие: никто их не читает. Все это недостойно современной школы.

Ряд образовательных учреждений выработали определенную схему оформления, которая оказывает влияние на учащихся:

1. На стенах мало различных украшений и стендов (меньше пыли – больше воздуха).

2. Качество исполнения (меньше, да лучше).

3. Оформление носит строго тематический характер, причем с учетом возраста детей.

4. Учитывается периодичность сменяемости материалов, они вывешиваются на месяц, четверть, полугодие, но никак не на год, и уж тем более на более длительное время, такие стенды не работают.

5. Содержание стендов: посвящаются тематике, событиям, знаменательным датам, текущей информации.

6. Необходимые стенды: ГО, действия при ЧС, противопожарные действия, ПДД и др.

7. По интересам: «В мире науки», «Клуб путешественников», «Юный математик», «Литературный альманах», «Наши успехи», «Лучшие ученики», «Лучшие выпускники» «Поздравляем» и т.п.

8. Оформление учительской: текущая информация, новости в педагогике, объявления, приказы, наши успехи, поздравления.

9. Особое внимание уюту, чистоте, порядку. Это формирует взаимоотношения между учителями и детьми.

10. Удобства для учителей:возможность раздеться, переодеться, привести себя в порядок и т.д.

Документация.

Осуществление функций управления во многом зависит от внедрения строго продуманной внутришкольной информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Только на основе действующей прямой и обратной связи, достоверной информации руководители школ (ОУ) могут ставить конкретные задачи, принимать правильные решения.

В настоящее время особенностью управленческой информации является увеличение объема. Мы часто слышим: «Завалили бумагами». Но было неверно сводить возрастание потока информации к объективным причинам. Остаются субъективными факторы, привычка некоторых руководителей к «бумажному» стилю руководства. Порой удивляешься, когда все эти бумаги он успевает анализировать. Большая часть информационных нововведений является излишней, дублируют сведения, отражающие официальной документацией первичного учета.

Иногда общее количество различных дел, учетных книг и журналов достигает до 80-90 единиц. Неудивительно, что у таких руководителей, как правило, не хватает времени на то, чтобы обдумать систему работу, по-настоящему управлять УВП.

Некоторые директоры в целях «совершенствования» УВП по-прежнему требуют ежедневных «рапортичек» от учителей, это могут быть: отчеты о ежедневной успеваемости, поведении; проведение внеклассных мероприятий, их сценариев; отчеты о походах, первоисточники при самоподготовке, психо-педагогические характеристики на каждого ученика и т.д., все это только усложняет работу.

Документы учителя и классного руководителя очень просты: 1) планы уроков, 2) план воспитательной работы. Планы эти носят производственный характер. Тематические планы, как правило, публикуются в тематических журналах, их надо адаптировать в соответствии с контингентом и временем и ничего изобретать не нужно. План воспитательной работы составлять на полугодие, согласовав с общим планом. Важно продумать тематику классных часов, основных занятий по УВР. У руководителя должны быть свои индивидуальные тетради посещения уроков учителей и воспитательных мероприятий. Журнал вести не следует, опыт показал его педагогическую несостоятельность. А иногда, в целях педагогической этики, не следует, чтобы анализ отдельного урока и отдельного учителя стал достоянием всех.

Учебно-педагогическая документация:

- алфавитная книга записи учащихся;

- личные дела учащихся;

- классные журналы;

- журнал факультативных занятий;

- журналы групп продленного дня;

- книга учета бланков выдачи аттестатов о среднем образовании;

- книга учета бланков выдачи аттестатов о базовом образовании;

- книга учета золотых, серебряных медалей «За отличные успехи в изучении, труде и за примерное поведение»;

- книга учета похвальных грамот и листов;

- книга учета личного состава педагогических работников;

- книга приказов по ОУ (школа, колледж и др.);

- книга учета и движения детей школьного возраста с 6 до 16 лет включительно;

- ведомость выдачи учащимся свидетельств о получении ими специальности;

- журнал учета пропущенных и замещенных уроков;

- книга протоколов педагогических советов;

- копии актов о результатах инспекторских проверок;

- книга замечаний и предложений инспектирующих лиц, копии статистических отчетов школы;

- книга регистрации входящей и исходящей корреспонденции.

Финансово-хозяйственная документация:

- технический паспорт учреждения;

- инвентарные списки основных средств;

- книга складского учета материалов на нужды учреждения;

- Ведомости выдачи материала на нужды учреждения;

- Ведомости оперативного учета движения малоценных и быстроизношенных предметов, находящихся в эксплуатации;

- инвентарная книга библиотечного фонда;

- Акты списания материальных ценностей.

В делах школы должны находиться тарификационные списки учителей и действующее штатное расписание.

Виды отчетности:

- Отчет начальной, базовой девятилетней и средней школы на начало учебного года;

- Отчет успеваемости учащихся начальной девятилетней и средней школы за учебный год;

- Отчет начальной, девятилетней и средней школы за учебный год;

- Отчет школы об интернате при школе (если имеется).

6. Оперативная информация

Под управленческой информацией понимается совокупность сведений, данных актов, отражающих состояние системы управления в целом и отдельных ее компонентов. Внутришкольная оперативная информация – это один из видов управленческой информации, обеспечивающей ознакомление руководителей школ, учителей и классных руководителей о состоянии дел в ОУ и классах. Это может быть устная или письменная информация, она получается путем личного ознакомления и осмотра, устного сообщения или письменного отчета.

Чтобы рационально руководить, нужно своевременно получать информацию, нельзя допустить, чтобы информация шла с опозданием или делалась в спешке. Это дезорганизует весь процесс управления.

Далеко не всякая, даже обоснованная информация, получаемая руководителем из различных источников, может сразу использоваться в качестве средства управления педагогическим коллективом. Или, например, сведения об успеваемости, посещаемости, поведении, заболеваемости, могут дать полную картину для руководителя и вынести какие-либо решения, однако, по отдельности эти сведения не могут дать основания руководителю для принятия управленческих решений. Суть информации не в количестве собранных бумаг, а в их качестве.

В практике работ внутришкольной оперативной информации установилась система, цель которой резко сократить поток письменных документов.

Ежедневная информация анализируется учителем и классным руководителем на основе изучения классного журнала, устных сообщений от органов самоуправления: успеваемость, посещение, поведение, санитарное состояние. Эта ежедневная информация от учителей обрабатывается заместителем директора и является основанием для проведения совещаний при директоре: а) об успеваемости и «не успевающих», б) о поведении и «трудных» детей; в) о качестве работы учителей и классных руководителей;

г) о состоянии журналов, дневников, тетрадей и т.д.

Ежемесячная информация готовится заместителем директора, изучается директором и членами администрации.

1. Выполнение школьных программ по предметам;

2. Качество работы учителей-предметников и классных руководителей;

3. Об успеваемости, посещаемости, дисциплине;

4. О результате специальных проверок контрольных работ;

5. О санитарном состоянии, сохранности мебели, оборудования.

Почетвертная информация:

а) об успеваемости и дисциплине;

б) выполнение программ;

в) итоги четверти.

Основные законодательства о труде: Глава 7 ст. 40-51; Глава 10 ст. 56-62; Глава 11 ст. 63-71; Глава 12 ст. 72-76; Глава 13 ст. 77-84; Глава 15 ст. 91-99; Глава 16 ст. 100-105; Глава 17 ст. 106-107; Глава 18 ст. 108-128; Глава 20 ст. 129-132; Глава 21 ст. 133-158; Глава 52 Особенности регулирования труда педагогических работников (ст. 331-336).

7. Управленческая культура руководителя

Успех управления ОУ во многом обусловлен личностными, индивидуальными и субъективными качествами его руководителя, что выражается в понятии «управленческая культура руководителя». Напомним, что культуру можно рассматривать как универсальную характеристику деятельности в единстве двух ее аспектов – результативного и процессуального. Управленческая культура руководителя ОУ характеризует ценностные установки руководителя и уровень реализации или управления ОУ.

Рассмотрим Модель управленческой культуры руководителя ОУ, которая включает в себя три блока, каждый из которых содержит, в свою очередь, определенную совокупность компонентов управленческой культуры.

1. Формы взаимодействия, этикет. Этот блок внешних видимых элементов культуры обеспечивает соответствие поведения руководителя нормам, принятым в обществе и в субкультуре работников образования, а потому соответствует аспекту личности. В данный блок входят:

– внешний вид (аккуратность, сдержанность, умение двигаться);

– речь (грамматически правильная, логика изложения, лексическое богатство, владение техникой речи) и элементы невербального общения (мимика, жесты);

– соблюдение правил поведения, принятых в обществе и специфических правил, принятых в среде педагогов и в конкретном образовательном учреждении.

2. Поведение и способы взаимодействия в деятельности. Поскольку этот блок выражает неповторимый стиль профессиональной деятельности руководителя ОУ, он соотносится с аспектом индивидуальности. Данный блок включает:

- способы предъявления требований;

- методы принятия управленческих решений (в том числе в условиях дефицита времени);

- умение организовать работу в команде (функциональной группе), в том числе умение делегировать полномочия;

- владение современными технологиями организации управленческого труда, эффективными приемами работы;

- корректное применение методов мотивации и стимулирования (различных видов поощрения и наказания) на основе четких критериев и показателей оценки труда подчиненных;

Способы разрешения конфликтов;

- культура общения (умение слушать и слышать собеседника), задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого человека, видеть и правильно интерпретировать реакцию людей, адекватно передавать свое отношение по поводу чего-либо, регулировать характер и продолжительность общения и др.;

- самоменеджмент (организация рабочего места, оптимальное распределение рабочего времени, правильное чередование труда и отдыха, использование в работе Т.С., умение работать с документами).

Исследователи выделяют следующие способы принятия управленческих решений:

а) автокритический («Мы поступим так!»);

б) бюрократический («Необходимо поступить так!»);

в) технократический («Лучше поступить так!»);

г) демократический («Как нам поступить?»).

3. Ценности и смысл профессиональной деятельности. Этот блок представляет ядро управленческой культуры руководителя, определяющее как способы его деятельности, так и формы поведения и соответствует аспекту субъектности. Он предполагает:

- концепцию образовательного учреждения;

- ценностные ориентации (общие и в сфере образования) и основанные на них суждения (правильно – ошибочно, справедливо – неэтично, гуманно - негуманно);

- культуру мышления (логика, практичность, прогностичность – в том числе способность предвидеть возможные ошибки, самостоятельность, широта, гибкость, активность);

- творчество и системность в деятельности;

Способность воспринимать нужды сотрудников, уважение их достоинства, заботу о творческом развитии каждого члена педагогического коллектива. Задача руководителя сделать так, чтобы работа для педагогов и сотрудников была источником удовлетворения.

Природные качества руководителя. К ним относятся: внешние характеристики, психическое здоровье, психологические качества (темперамент, воля и др.) способности. Следует подчеркнуть, что слагаемые этой группы, хотя и заданы человеку от рождения, не имеют характера приговора: они могут быть скорректированы, развиты, усовершенствованы с помощью специальных приемов и упражнений, и недостатки их будут превращены в продолжение достоинств.

Духовно-нравственные качества руководителя. Это группа слагаемых включает в себя ценностные ориентации (для руководителя сферы образования высшей ценностью должен быть человек), позитивное отношение к принятым в обществе моральным нормам, педагогический такт в отношениях с учащимися и педагогами, желание и способность понимать других людей и оказывать им деятельную помощь, стремление к самосовершенствованию, следование лучшим педагогическим традициям. По словам В.М. Шепеля, достойный имидж может быть достоянием только нравственных людей.

Общая культура руководителя. Она предполагает широкую эрудированность, гуманитарную образованность, следование принятым в педагогической сфере нормам и формам этикета (в первую очередь речевого), знание и понимание отечественной и мировой художественной культуры.

Профессиональная компетентность руководителя в сфере образования включает как педагогическую, так и управленческую компетентность, высокий уровень развития которой как раз и обозначается термином «управленческая культура». Особенно ценны для руководителя сферы образования знания в области психологии и педагогики, которые позволяют избежать шаблона в создании и утверждении собственного имиджа.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:418

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.