Рисунки на тему русский язык и литература. Интересный плакат по русскому языку для начальной школы. Вступительное слово. Заполнение игровых полей

Татьяна Перова

Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель .

В школе,в которой учится моя дочь,с 25 по 30 января этого года проходила Неделя русского языка . К этой недели моей дочери было предложено сделать тематическую стенгазету .

Я,как мама,конечно помогла дочери-школьнице и приняла активное участие в создании стенгазеты .

Информацию на эту тему просматривали в книгах в своей домашней библиотеке и в статьях Интернета. Образцов стенгазет очень много ,но мы решили сделать по-своему. И вот такую тематическую газету мы "выпустили".

Стенгазету назвали просто - "РУССКИЙ ЯЗЫК ".Название написали большими буквами,раскрасили яркими карандашами и обвели по контуру фломастерами.


Материал для стенгазеты- "Что такое русский язык ","Происхождение русского языка ","Высказывания великих людей о русском языке ",тематические рисунки-нашли в книгах,журналах и Интернете. Затем распечатали и наклеили на цветные листы.



Охотно делимся своим вариантом оформления стенгазеты к Недели русского языка и надеемся ,что кому-нибудь из читателей материал пригодится и будет полезен. Спасибо!

Публикации по теме:

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.

Сценарий «Пушкиниада», посвященной ко Дню Матери и открытию Года Русского языка Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина. 2. Обобщить и систематизировать знания сказок А. С. Пушкина 3.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен существительных по числам» Урок русского языка Класс: 3 «Д» Учитель: Тюрюкова Е. М. Учебник: Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель: Создать условия.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

В рамках тематической недели «В мире русского языка и культуры» в средней группе состоялись разноплановые мероприятия, посвященные родному.

Сценарий игры КВН «Пушкиниада» к Дню Матери и открытию года русского языка Ход сценария на тему: «Пушкиниада», посвященной ко Дню Матери и открытию Года Русского языка. Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний.

Русский язык в школе можно, пожалуй, отнести к одним из самых важных предметов, незнание которого может наложить серьезный отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Но как поднять интерес детей к нему? Как облегчить восприятие таких трудных и запутанных на первый взгляд правил? В этом поможет регулярный выпуск посвященной русскому языку. Интересные факты, забавные истории происхождения слов, "ляпы" из сочинений - все это придет на помощь и сделает русский язык для учеников по-настоящему родным.

О чем может рассказать стенгазета

Школьная стенгазета, посвященная русскому языку, должна стать не просто изложением фактов, а обязательно и способом общения. Пускай ученики задают вопросы, оставляя их в специальном кармашке, приносят свои заметки (можно ввести какое-то поощрение за такую активность) и участвуют в конкурсах.

  • Знаете ли вы, что в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода: «дитя», «животное» и «чудовище»?
  • Единственное полное прилагательное в русском языке, имеющее один слог - это слово «злой».
  • Глагол «вынуть» - единственное в нашем языке слово, не имеющее корня. Считается, что он тут нулевой и чередуется с -ним (вынуть - вынимать).

«Любого иностранца, утверждающего, что он в совершенстве знает русский язык, можно протестировать. Предложите ему перевести следующее предложение (интересно, а сами-то вы поймете, о чем в нем речь?): «Косил косой косой косой». И если иностранец в результате выдаст что-то вроде: «Срезал траву человек с кривым инструментом», то его и впрямь можно причислить к знатокам «великого и могучего».

Но в конце этих заметок не забудьте спросить: «А знаете ли вы подобные занимательные факты?» Это подтолкнет интерес детей к чтению и создаст начало общения.

Информация, о которой может поведать стенгазета

Школьная стенгазета может стать собранием удивительных фактов. Как, например, эти:

  • все неприличные слова до 14 в. на Руси именовались «нелепыми глаголам»;
  • в русском языке есть слово, состоящее из 46 букв - «тысячадевятьсотвосьмидесятидевятимиллиметровый», а самый длинный предлог и одновременно самый длинный союз - это состоящее из 14 букв слово «соответственно»;
  • а слово «тьма» раньше было числительным, обозначающим самое большое из известных количество - 10 тысяч.

Не менее интересны будут и сведения для рубрики «Занимательный русский язык» о существительных с «выпадающими» гласными. Если склонять такие слова, как вошь, день, лев, лоб, ложь, пень, ров, рожь, сон, шов и т. п., то в их корнях не останется ни одной гласной. А так как перечислены не все слова, можно предложить читателям дополнить этот список.

Удивительная буква «Ъ»

История 28-ой буквы русского алфавита «ъ» сложна и запутана и тоже может стать темой одного из выпусков газеты.

В старину она обозначала какой-то очень краткий о котором до сих пор спорят лингвисты. Позже, примерно с середины 12 в., ею пользовались для того чтобы разбивать слова на слоги, а строку - на отдельные слова, вплоть до того времени, пока не состоялся повсеместный переход к применению пробелов (къбогомъизъбраномуцарю).

Но даже после того, как между слов появились пробелы, в церковнославянской письменности так и осталось правило: «ъ» - буква, обозначающая конец слова. То есть каждое слово в русском языке могло раньше заканчиваться только на на гласную, й, ь или ъ (ломбардъ, адресъ, гастрономъ). Представляете, на написание этого абсолютно ненужного знака уходило до 4% объема текста!

Теперь, в результате реформы русского правописания, проводимой в 1917-1918 гг., появилось новое правило: непроизносимая «ъ» - буква, которая употребляется только как разделительный знак между согласным и гласным. Ее можно обнаружить на стыке приставки и корня (съезд, объять, въедливый и т. п.) или для обозначения йотированного произношения гласных в (инъекция, адъютант и др.).

Но, конечно же, это далеко не все, что можно рассказать о твердом знаке.

Поговорим о супплетивах

Интересные факты о русском языке для стенгазеты не обязательно собирать «с миру по нитке». Ведь даже вполне научное явление из области лингвистики может оказаться для рядового читателя удивительным и занимательным. Например, супплетивы.

Каждый из носителей языка может легко образовать от любого :

  • писать - писал,
  • читать - читал,
  • делать - делал,
  • петь - пел,
  • идти - … шел.

Вот это «странное» несоответствие между корнем начальной и производной формы и называется супплетивом. Такие же явления встречаются при образовании сравнительной степени некоторых прилагательных:

  • смешной - смешнее,
  • умный - умнее,
  • теплый - теплее,
  • хороший - … лучше или плохой - … хуже.

То же можно встретить и у существительных, например, у слова «человек» (его множественное число - «люди», образовалось от другого корня), у местоимения «я» (его косвенные падежи «меня», «мне» и т. д. тоже имеют иной корень).

Как хулиган появился в России

Школьная стенгазета на тему: «Русский язык и его история» может с успехом размещать интересные факты и о происхождения некоторых слов. Вот пример небольшой заметки о том, как в русском языке появилось слово «хулиган».

Ни для кого не секрет, что хулиганом называют человека, позволяющего себе бесчинства и не уважающего закон, но то, что данное слово ранее было английской фамилией, наверное, мало кому известно.

Да-да, на рубеже 18 и 19 вв. в Англии, в городе Саусворк, проживала пренеприятнейшая семейка, занимавшаяся бандитизмом и грабежами. Все они носили одну фамилию - Халиган. И скоро печально прославились на всю Англию. А о главе этого разбойничьего клана, Патрике Халигане, была даже сложена насмешливая песенка, ставшая со временем популярной во всей Европе. На Халиганов рисовали карикатуры, писали пародии, и их фамилия постепенно стала именем нарицательным, причем не только в Англии, но и в России, где, правда, несколько видоизменилась.

Противоречия в одном и том же слове

Интересные факты о русском языке для стенгазеты можно подбирать в огромном количестве. Школьникам наверняка будет любопытно узнать и о таком удивительном явлении развития нашего языка как энантиосемия - поляризация значении одного слова. То есть в одной лексической единице значения могут противоречить, противопоставляться друг другу. Судите сами - известное слово «бесценный» кроет в себе сразу два понятия:

1) что-то, не имеющее никакой цены;

2) нечто, имеющее очень высокую цену.

А что имеет в виду человек, говорящий: «Я прослушал лекцию»? То, что он внимательно выслушал ее или, наоборот, что он ничего так и не услышал? Глагол «прослушать», как видите, антоним сам себе.

Как возникала энантиосемия

Интересные факты о русском языке для стенгазеты могут включить и историю возникновения этого явления.

Лингвисты объясняют его применением слова в разных сферах, например в и в книжном языке. Нечто подобное произошло со словом «лихой». Если в древнерусских манускриптах оно имело лишь одно значение: «плохой, скверный» (лихой человек), то в просторечии «лихой» стал еще и «смелым, удалым» (лихой воин).

Все дело в том, что в древности как о лихих людях говорили чаще всего о разбойниках, способных, как все знают, на смелые, рискованные и бесшабашные поступки. Отсюда и взяло начало новое, противоположное значение древнего слова.

Русский язык богат примерами энантиосемии слов. Можно вспомнить из них следующие: одолжить (взять в долг - дать в долг) или наверно (наверняка, точно - может быть, не точно).

Факты о том, как развивался великий русский язык, стенгазета может подавать и в виде коротких заметок, и как научно-популярные статьи.

Газета, о которой говорилось в статье, должна стать и увлекательным чтением, и подталкивающей к раздумьям, для детей разного возраста. Интересные факты о русском языке для стенгазеты можно в большом количестве найти в СМИ, особенно сейчас, когда интерес к родному языку поднялся на более высокий уровень.

Но еще раз хочется напомнить, что такая газета - это не просто информативное издание, но и место для общения. Только так интерес из чисто созерцательного станет чем-то более реальным, приводящим к увлечению предметом, а может, и к раскрытию таланта писателя, поэта или художника. Удачи!

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана;

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный - речь.

Иван Алексеевич Бунин

Из истории русского языка

Долгое время на Руси существовала особая языковая ситуация, где книжным языком был церковнославянский (старославянский), а разговорным - восточнославянские диалекты.

Гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII веке создал «Российскую грамматику», в которой заложил основы национально-русского литературного языка путем слияния книжного славянского языка с простонародным, то есть с живой разговорной речью. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин полностью осуществил то, что начал Ломоносов - создал могучий русский литературный язык, достойный великого народа.

Красота созданного им языка сочетается с полной естественностью и благородной простотой.

Занимательная рубрика

Восстановите пословицы.

1. У семи нянек кулаками не машут. (У семи нянек дитя без глазу)

2. Маленькая рыбка лучше новых двух. (Маленькая рыбка лучше большого таракана)

3. После драки дитя без глазу. (После драки кулаками не машут)

4. Старый друг лучше большого таракана. (Старый друг лучше новых двух)

5. Не суйся в волки, коли делать нечего. (Не суйся в волки, коли хвост тёлкин)

6. Два сапога пара, да оба в воду упали. (Два сапога пара, и оба на левую ногу)

7. Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

8. Держался Авоська за Небоську, и оба на левую ногу. (Держался Авоська за Небоську, да оба в воду упали)

Прояви эрудицию

1. Какой месяц в сказке «Двенадцать месяцев» подарил подснежники главной героине?

б) апрель; +

2. Что значит «бить баклуши»?

а) Голодать;

б) запомнить;

в)загрустить;

г) бездельничать. +

3. У Федорки - свои...

а) отговорки; +

б) поговорки;

в) присказки;

г) потешки.

4. Во всех ли этих словах стоит разделительный мягкий знак?

а) Ружье; в) Кузьма;

б) звенья; г) Дарья.

5. Что такое «лукоморье»?

а) Ручная корзина;

б) роскошный пир;

в) залив у моря;

г) нерасторопный человек.

6. Какое слово перенесли неверно?

а) Школь-ник;

б) ру-чьи;

в) май-ка;

г) воробь-и. +

7. Продолжите строчки С. Маршака «Серый волк в густом лесу встретил рыжую...»

а) корову;

г) собаку.

8. Продолжите пословицу «Повторенье - мать...»

а) мученья;

в) терпенья;

г) ученья. +

9. Как называется японское искусство складывать разные фигурки из бумаги?

а) Икебана;

б) ханаяги;

в) оригами; +

г) цунами.

10. Сколько на Земном шаре различных языков?

а) Свыше 2500; +

б) свыше 3500;

в) свыше 5000;

г) свыше 10 000.

11. Сколько в мире алфавитов?

12. Соберите по порядку.

а) Телефон у нас висит,

б) Телефон не достаю,

в) На носочки я встаю,

г) Телефон весь день звонит.

Ответ: а, г, в, б.

13. Превратите «рощу» в «парк», изменяя в словах по 1 букве.

14. Какой частью слова является «а» в слове «сделал»?

а) Корнем;

б) приставкой;

в) суффиксом; +

г) окончанием.

15. Какая гласная не произносится как два звука?

16. Какое слово не является предлогом?

17. Какой частью речи является слово «вокруг»?

а) Существительным;

б) предлогом; +

в) прилагательным;

г) глаголом.

18. Назовите часть речи.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

а) Прилагательное; +

б) существительное;

в) числительное;

г) глагол.

19. На какие вопросы отвечают существительные дательного падежа?

а) кого? что?

б) кем? чем?

в) о ком? о чем?

г) кому? чему? +

20. Образуйте новое слово

кот (ток), тело (лето), шпала (лапша), ткани (нитка), каре (река), лиса (сила), соль (лось), брак (краб), сон (нос)

21. Какие фигуры лишние и почему?

Ответ: лишние треугольники, так как в других одинаковых фигурах написаны антонимы, а в треугольниках - нет.

Детские стихи хокку учеников 3 класса школы «Развитие»

Какие же прелестные бабочки!

Они так красиво порхают по небу.

Они похожи на цветы.

(Света Никулина)

Облака - вдохновленные животные.

Облака - это чудо небесное,

Созданное природой.

(Олег Кобылъников)

Осень - это когда желтеют

И опадают листья.

(Ксюша Миронова)

Природа своими красками

Рисует небо, землю.

Природа такая озорная.

(Рома Асютин)

Деревья - такие интересные растения.

Ветви у них похожи на руки,

А сами они похожи на людей.

(Игорь Гринин)

Лингвострановедческий кроссворд

(Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения)

По горизонтали:

5. Бедность не... . (Порок)

6. Мели, ..., твоя неделя. (Емеля)

9. Кабы лиса не подоспела, то бы... волка съела. (Овца)

11. Молчание - ... согласия. (Знак).

12. Старость не... . (Радость)

13. А... просто открывался. (Ларчик)

15. Лиха беда - ... . (Начало)

16. Новый... чисто метет. (Веник)

18. Не все коту масленица, бывает и великий.... (Пост)

19. Слышал..., да не знает, где он. (Звон)

21. ... рыбака видит издалека. (Рыбак)

24. Шумим, ..., шумим. (Братец)

25. Близок..да не укусишь. (Локоть)

26. Не дорог..., дорога любовь. (Подарок)

28. На... и на цвет товарищей нет. (Вкус)

30. Перемелется, ... будет. (Мука)

31. ... не моего романа. (Ггрой)

32. Береги... смолоду. (Честь)

По вертикали:

1. ... дороже денег. (Уговор)

2. Нашла коса на... . (Камень)

3. Коси... пока роса. (Коса)

4. Кто старое помянет, тому... вон. (Г;паз)

7. На ловца и... бежит. (Зверь)

8. Чужой... скоро приедается. (Калач)

10. Один в поле не... . (Воин)

14. Не плюй в..., пригодится воды напиться. (Колодец)

15. ... на столе, а пересол на спине. (Недосол)

16. Собака лает - ... носит. (Ветер.

17. Терпи, ...., атаманом будешь. (Казак)

20. На воре... горит. (Шапка)

22. Человек человеку - друг, товарищ и... . (Брат)

23. Дорога... к обеду. (Ложка)

26. Не было у бабы хлопот, так купила.... (Порося)

27. Зри в... . (Корень)

29. ... не без добрых людей. (Свет)

30. Дитя не плачет, ... не разумеет. (Мать)

МИНИВИКТОРИНА ПРО ЛЯГУШКУ- КВА КУШКУ

Лягушке нравятся слова,

В которых есть три буквы - КВА .

Назовите любимые напитки лягушки Квакушки.

Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка?

А какая её любимая ягода?

Назовите её любимое мясное блюдо.

Какая у лягушки Квакушки любимая книжка?

В каком ансамбле очень любит петь Квакушка?

Назовите её любимый город.

А какая её любимая страна?

Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка?

Чем она любит рисовать?

В каком жилище она мечтает жить?

Какую мебель предпочитает лягушка Квакушка?

Какая её любимая птица?

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

"АБВГДейка". Интеллектуальная игра по русскому языку с использованием информационных игровых технологий

Цели и задачи. Закреплять, расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, литературному чтению, расширять кругозор, побуждать к познанию нового, воспитывать любовь к родному языку, развивать мышление, память, воображение.

Оборудование. Таблички в виде облачков “Сказки”, “Загадки”, “Слова”, “Пословицы”, “Существенное”, Прочитай-ка”, “Действия”, “Предложение”, “Ребусы”; предметные картинки – ворона-Каркуша, кораблик; карточки с заданиями по указанным темам; жетоны красного, жёлтого или синего цветов, таблички с названием команд: “Жёлтые”, “Синие”, “Красные”; медали “Знатоку русского языка”; сводная таблица баллов.

Ход и структура игры

1) Дети распределяются на команды “Жёлтые”, “Синие”, “Красные” путём жеребьёвки. В каждой команде выбирается спикер.

2) Игровая ситуация: команды детей отправляются в путешествие на остров АБВГДйку. Их встречает ворона - Каркуша и, перелетая с одного облачка на другое, предлагает выполнить задание. Путь движения с облачка на облачко показывает стрелка.

3) Каждое облачко содержит по три задания.

4) Задание каждой команде определяет цвет карточки, на котором оно записано.

5) После озвучивание заданий ведущим, члены команды совещаются. Спикер каждой команды оглашает общее решение.

Оценивание. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

ХОД ИГРЫ

Организационный момент

На доске – соответствующее оформление. Учащиеся входят в класс и берут из общей коробки по одному жетону красного, жёлтого или синего, цвета. Согласно цвету жетона каждый участник игры занимает своё место за игровым столом, на котором размещены таблички с названиями команд: “Жёлтые”, “Синие”, “Красные”.

Водная часть

1 ученик.

Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2 ученик.

В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.

Ведущий. Ребята, сегодня совершим с вами путешествие на остров, у которого совсем необычное название: АБВГДйка. Посмотрите, кто же нас встречает на этом необычном остове?

Дети. Нас встречает ворона – Каркуша.

Ведущий. Перед нами много облаков, каждое из которых отражает свою тему. Перелетая с одного облачка на другое, ворона – Каркуша предлагает вам выполнить задания. Путь движения от облачка к облачку указывает стрелка. Какие же темы предлагает вспомнить Каркуша?

Дети читают название тем, записанных на облаках.

Ведущий. Оценивать ваши ответы будет честное и доброжелательное жюри.

Представление жюри.

Результаты заносятся в сводную таблицу.

Тема

Название команд

“Жёлтые”

“Синие”

“Красные”

Количество баллов

Сказки

Загадки

Слова

Пословицы

Существенное

Прочитай-ка

Действия

Предложение

Ребусы

Ведущий. Наше путешествие начинается. Делая остановку на каждом облачке, вашему вниманию будут предложены задания, записанные на жёлтом, синем и красным цветах. Даётся время на обсуждение. По готовности ответа командир поднимает табличку с названием команды.

Задания игры

1. СКАЗКИ

Задание. Отгадайте загадку. О каком сказочном герое идёт речь?

“Жёлтые”

Столяр Джузеппе – Сизый нос
Полено как-то в дом принёс.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)

“Синие”

Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце на узнает:
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

“Красные”

Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-Лягушка)

2. ЗАГАДКИ

Задание. Отгадайте загадку.

“Жёлтые”

Сели на странички
Тридцать три сестрички,
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы)

“Синие”

Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы –
Твои труды. (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)

3. СЛОВО

Задание. Составьте несколько новых слов, используя буквы, входящие в состав слова ПАРОХОД

4. Пословицы

Задание. Восстановите пословицы.

“Жёлтые”

ДЕЛО - ПОТЕХА

Ответ: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС.

“Синие”

ЛЕС - ДРОВА

“Красные”

СВЕТ - ТЬМА

Ответ: УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА.

5. СУЩЕСТВЕННОЕ

Задание. Найдите существенное, которое является существенным словом к данному.

“Жёлтые”

Л Е С

Лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник.

Ответ: ДЕРЕВЬЯ.

“Синие”

Р Е К А

Берег, тина, рыба, вода, рыболов.

Ответ: ВОДА.

“Красные”

Б О Л Ь Н И Ц А

Сад, врач, радио, больные, помещение.

Ответ: БОЛЬНЫЕ.

6. ПРОЧИТАЙ-КА

Задание. Прочитайте слова. Найдите лишнее.

“Жёлтые”

РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК,ОРЕВД

Ответ: КАРАНДАШ, РУЧКА, КИСТОЧКА, ВЕДРО

лишнее слово – ВЕДРО.

“Синие”

ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ

Ответ: МЯЧ, БАРАБАН, ОЛЯ, ЮЛА.

лишнее слово – ОЛЯ.

“Красные”

ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ

Ответ: КЛЕЙ, ПЛАСТИЛИН, КРАСКА, ВЕТЕР.

лишнее слово – ВЕТЕР.

7. ДЕЙСТВИЯ

Задание. Выполните математические действия и прочитайте слово.

“Жёлтые”

ЧЕТ + ИР - ТИР + Т + ВЕРТЬ =

Ответ: ЧЕТВЕРТЬ.

“Синие”

КАН + И + КОМ + УЛ – ОМ + Ы =

Ответ: КАНИКУЛЫ.

“Красные”

ПЕМ + РИК – ИК – М + ЕМЕ + НА

Ответ: ПЕРЕМЕНА.

8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Общее задание для всех команд.

Задание. Составьте предложение из букв данного слова ЛЕТО.

Например: Люда ела торт одна.

9. РЕБУСЫ

Задание. Разгадайте ребусы.

“Жёлтые”

Ответ: ЛАК.

“Синие”

Ответ: РЫБАК.

“Красные”

Ответ: КОМАР.

Жюри подводит итоги игры, объявляет результаты.

Ведущий: Поздравляю вас, ребята, с победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.

3 ученик. Школа – это первый день, начатый от букваря.

Буквы сложатся в слова, цифры в трудные задачи.
Ученику – Ура! Ура! Ура! Много знаний и удачи!

Награждение участников игры медалями “Знатоку русского языка”.

23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - конкурс по русскому языку «Умники и умницы» предназначен для учащихся 5 класса.

Цели мероприятия:

1. с помощью игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов;

2. развивать познавательный интерес к языку;

3. воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

ХОД ИГРЫ:

Учитель:

Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.

Вот начнется состязание сейчас,

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори,

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Конкурс 1 – Разминка.

Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)

10 Учение – свет, … (а неученье тьма)

Конкурс 2 «Фонетический»

1. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

2. В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

Ведущий раздает карточки с заданием.

(Илья Муромец, Алеша Попович)

3. Продолжаем нашу фонетическую разминку.

Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)

Ответ: слушать.

Конкурс 3 «Остров Антиподов».

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

. Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках)

1 команде:

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

Идет юноша из светлицы и хвост под домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)

2 команда Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать.)

Конкурс 4 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. КОМ, 2-ой команде - СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

Конкурс 5 «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ (подснежники )

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка )

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый )

Конкурс 6 «Словообразовательный»

1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка

(Исходное слово: «говор»)

2. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.

(Победитель тот, у кого больше слов.)
3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в.

Конкурс 7 «Синтаксический»

1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.

1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.

2. Мой сын (–) летчик.

3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.

2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

2. Пословица (–) народная мудрость.

3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.

2. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

Конкурс 6 «Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ – 1)

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное )

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив )

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение )

6. Часть слова без окончания. (Основа )

7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение )

8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное )

9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика )

10. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

· Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

Ответ: У рыб есть зубы.

· Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

· В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Ответ: Суббота

· Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

Ответ: Именительный падеж

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

Подведение итогов

Игра – викторина «Умники и умницы»(9 класс)

Цель: продолжить знакомство с русской национальной культурой и историей; научиться видеть красоту и многообразие русской национальной культуры.

Задачи: расширить знания о русской истории культуре; воспитывать любовь к родной стране, к её истории, родному языку и родной литературе.

Оборудование: три игровые дорожки: красная, жёлтая, зеленая, каждая дорожка разделена на уровни и сектора; билеты с номерами вопросов.

Участники игры отвечают на выпавшие вопросы самостоятельно или прибегают к помощи аудитории.

Ответы оцениваются по уровням и секторам. Игроки, правильно ответившие на вопросы одного уровня, проходят в следующий, Те, кто ответил неправильно или дал неточный ответ, отходят на один уровень или сектор. Для игроков, вышедших в финал, проводится финальная игра. Можно также провести игру для сошедших с дорожек.

Задания 1 уровня.

1.Что такое «сермяга»?

(Так называлось некрашеное сукно и кафтан, сшитый из него)

2. Что такое «армяк» ?

(В старину у крестьян кафтан из толстого сукна. Армяком называли также грубую шерстяную ткань, из которой шили мешки для артиллерийских снарядов)

3. Что такое «ендова»?

(Древнерусская медная чаша с носиком, из которой пили мёд и другие напитки)

4. Что такое «амбар»?

(Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров)

5. Что такое «аршин»?

(Русская мера длины, равная 0,71 м)

6. Что такое»бадья»?

(Широкое низкое ведро)

7. Что такое «Домострой»?

(Произведение русской литературы ХV1 в, свод житейских правил и наставлений. Защищал принципы патриархального быта и деспотической власти главы семьи)

8. Что такое «ярмо»?

(Деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота)

Задания 2 уровня.

1.Откуда к нам пришло крылатое выражение «Перековать мечи на орале», и что оно означает?

(Библейское выражение из книги пророка Исаии, который предсказал, что наступит время, когда народы «перекуют мечи на орала и копья на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». В этих словах отразилась мечта людей о мире на земле)

2.Кому принадлежит афоризм: «Обычай – деспот меж людей»?

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

3.Каким образом связаны слова «мошна» и «мошенничать»?

(Мошна – кошель, сумка. Мошенничать – жить воровством, красть этот кошель, сумку)

4. В современном молодёжном жаргоне популярно словечко «клёвый». Было ли такое слово в старорусском языке, если да, то что оно означало?

(В Рязанской, Тамбовской, Тверской, Владимирской губерниях слово «клёвый» употреблялось в значении - добротный, красивый, хороший, выгодный)

5.Вспомним пушкинские строки:

Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке;

Облатка розовая сохнет

На воспалённом языке

Что такое «облатка»?

(Во времена Пушкина письма заклеивали облаткой – мучным, клеевым или бумажным на клею кружком)

6.Кому из русских художников принадлежит картина «Алёнушка»?

а)А.К.Саврасов

б)И.И.Левитан

в)В.М.Васнецов(правильный ответ)

7.Кто является родоначальником русской классической музыки?

а)М.П.Мусоргский

б)П.И.Чайковский

в)М.И.Глинка(правильный ответ)

г)А.А.Алябьев

Задания 3 уровня.

1.Назовите русскую пословицу, аналогичную финской: «Тот не заблудился, кто спрашивает».

(«Язык до Киева доведёт»)

2.Все вы знаете название великой русской реки Урал. С ней связано историческое событие, но река носила в то время другое имя. Как называлась река в то время и какое событие произошло на её берегах?

(Императрица Екатерина вторая приказала переименовать реку Яик в реку Урал, чтобы даже её название не упоминало о яицком бунте Емельяна Пугачёва)

3.Все знают, что ходячее выражение «зарубить на носу»значит – «запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда». А откуда пошло это выражение? Почему мы так говорим?

(Слово «нос» в древности означало памятную дощечку, бирку для записей. Неграмотные люди всегда носили их с собой и на них зарубками делали разные заметки)

Задания для финалистов.

1.Отнесите одно из данных высказываний к пословице, а другое к поговорке и объясните, почему вы это сделали:

«Заблудился в трёх соснах» - поговорка(оборот речи, нет законченного суждения, лишь часть его)

«Что посеешь, то и пожнёшь» - пословица(законченное суждение, содержит нравоучение)

2.Какие из перечисленных продуктов являются исконно отечественными, а какие – заимствованными: картофель, помидоры, семечки, чай, масло, хлеб, яблоки, молоко, кофе, мёд?

(Отечественные: масло, хлеб, молоко, яблоки, мёд)

(Заимствованные: картофель(Юж.Америка), помидоры(Колумбия, Бразилия), чай(Китай, Япония, Монголия), семечки(Америка)

3.К какому виду декоративно – прикладного искусства относятся керамическое или глиняное изделие?

(Гончарное искусство)

Вопросы для сошедших с игровых дорожек.

Кто больше назовёт русских народных песен?

Кто больше отгадает русских загадок?

Определяется победитель.

Завершающий этап.

Подводятся итоги игры – викторины, умникам и умницам вручаются призы; отмечаются активные участники из зрителей.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ». Интеллектуальная игра по русскому языку для 4 класса (финал)


Слово ведущего : Сегодня мы вас приглашаем в страну языкознания. Только истинные знатоки языка, которыми вы являетесь, могут отправляться в это нелегкое путешествие. В пути вам понадобятся ваши знания, смекалка и взаимная поддержка. К путешествию все готовы? Тогда в путь! Всем счастливого пути.

Перед нами карта страны Языкознания. И первое что встречается на нашем пути это остров Лексики . Что изучат лексика? Это раздел русского языка, который изучает значения слов. Что такое синонимы, антонимы, омонимы? А знаете ли вы, какие слова называют омофонимы. Это слова, совпадающие по произношению, но различаются написанием и смыслом.

Итак, первое задание : В предложенном тексте вам надо выбрать из пар слов, записанных в скобках, надо выбрать правильное, а лишнее зачеркнуть.

Летом я отдыхаю в деревне у бабушки. Однажды местный (сторожил / старожил ) дед Кузьма повёл нас на дальнюю (ветреную / ветряную ) мельницу. Мы (шествовали / шефствовали) за ним гуськом, так как тропинка была узкой. Путь оказался долгим, поэтому мы решили сделать привал. Внук деда Кузьмы (преступил / приступил ) к разжиганию костра, но не учел силу ветра и (ожёг / ожог ) себе руку. Нам пришлось возвращаться (на зад / назад ).

Следующие несколько дней я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на (прут / пруд ) за водой, заполнял (бочок / бачок ) для поливки и стирки, (разряжал / разрежал ) огуречную рассаду и (луг / лук ). Так хлопотно, что даже (поседеть / посидеть ) было некогда. Бабушка меня похвалила, сказала, что крестьянский (труд / трут) поможет мне (развеваться / развиваться ) физически.

Жюри подводит итоги.

Наше путешествие продолжается. Мы плывём с вами по морю Морфологии . Что изучает этот раздел русского языка? Правильно, морфология – раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи. Вспомним некоторые из них:

Являюсь я важнейшей частью речи…

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам… (имя существительное)

Определяю я предметы,

они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Он лицо имеет, время, вид, залог и наклонение.

Нам с тобой он служит,

С другими частями речи дружит. (глагол)

А теперь задание : а) Разгадайте кроссворд, в котором спряталось местоимение.

1. тибетский бык

2. английская мера длины

3.парусное судно

4. лиственное дерево

5. Фрукт

6. большой рынок

7. хищная птица

8. животное

9. полудрагоценный камень

10. углубление в земле

11. короткая шлюпка

Ответы: (як, ярд, яхта, ясень, яблоко, ярмарка, ястреб, ягуар, яшма, яма, ял)

б) Море Морфологии большое и пока мы плывём, ещё одно задание: Перед вами сказка Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые», ваша задача определить и подписать над каждым словом часть речи.

Сяпала Калуша по напушке и увязила бутявку. И волит: «Калушата, калушаточки!

Бутявка!»Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша

волит: «Оее, оее! Бутявка-то некузявая!» Калушата бутявку вычучили. Бутявка

вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит» «Бутявок

не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся». А

бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Калушата подудонились!

Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»

Жюри подводит итоги.

Продолжаем наш путь. Наши корабли зашли в залив Синтаксиса . Синтаксис и пунктуация разделы русского языка изучающие смысл и структуру предложения, сочетание слов в предложении и постановку знаков препинания.

А вот и задания:

а) в данном предложении подчеркните члены предложения:

Солнечный свет широким потоком бил в мутно-зелёные стёкла окон, стлал в избе золотые половики и, задевая края зеркала, играл на потолке зайчиком.

б) Игра «ДА – НЕТ» (составь созвездие)

  1. Если в конце предложения стоит вопросительный знак, то предложение по интонации – восклицательное.
  2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то между ними ставится двоеточие.
  3. Между однородными членами предложения всегда ставится запятая.
  4. Однородные члены предложения связаны в предложении только с помощью союзов.
  5. Прямая речь всегда пишется в кавычках и с большой буквы.
  6. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.
  7. В конце побудительного предложения ставиться восклицательный знак.
  8. Слова автора после прямой речи пишутся с большой буквы.

ДА

НЕТ

Жюри подводит итоги.

Мы причаливаем к полуострову Фонетики. Фонетика – это звуки языка, ударения и слоги. На этом полуострове живёт бабушка Загадушка и она оставила для вас письмо, в котором есть загадки. Отгадайте их, запишите ответы и количество букв и звуков в словах-отгадках.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет – вскачь пройдет немножко,

Захочет – ляжет на бочок.

(юла – 3 буквы, 4 звука)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

(заяц – 4 буквы, 4 звука)

Льётся речка – мы лежим.

Лёд на речке – мы бежим.

(коньки – 6 букв, 5 звуков)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

(ель – 3 буквы, 3 звука)

Ещё одно задание: В данных фразах посчитайте, сколько раз встретятся звуки:

Жюри подводит итоги.

Мы идём по тропинке, которая привела нас в лес Орфографии . В переводе с греческого языка – правильно пишу, то есть орфография это система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний. Итак, вашему вниманию предоставляется орфографический диктант . Каждой команде предлагается таблица, в которой записаны орфограммы. Ваша задача заключается в том, чтобы записать слова-отгадки в соответствующие колонки. А вот и загадки:

Меня ждут не дождутся,

А как увидят – разбегутся.

Дождь

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

Облетел я всю Сибирь.

Как зовут меня?

Снегирь

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих,

Что за кони у меня?

Коньки

Стучат, бренчат, вертятся,

Никого не боятся.

Считают весь свой век,

А не человек?

Часы

Под гору – коняшки,

В гору – деревяшки.

Лыжи

Горит столб, а дыма нет.

Свеча

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

Пчела

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдет –

Тут и пропадёт

Волна

В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит

Муравьи

Я великан: вон ту громадную

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту.

И если я могучей лапою

Слона или верблюда сцапаю,

Я их обоих буду рад

Поднять, как маленьких котят.

Подъёмный кран

Плещет теплая вода

В берегах из чугуна,

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате?

Ванна (бассейн)

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне.

Но прислони меня к стене,

Найдется сразу дело мне. Правописание безударной гласной в корне слова

Снегирь, коньки, свеча, пчела, волна

Правописание Ь – показатель мягкости согласного

Дождь, коньки, снегирь

Правописание парных согласных на конце и в середине слов

Дождь, лодка, подушка, камыш

Правописание разделительных Ъ и Ь

Муравьи, подъемный кран.

Правописание непроизносимых согласных

Лестница, солнце

Правописание удвоенных согласных

Ванна (бассейн)

Правописание гласных после шипящих

Часы, свеча, лыжи

Правописание Ь на конце существительных после шипящих .

Ночь, камыш

Жюри подводит итоги.

Последнее препятствие на нашем пути: перед нами встают горы Морфемики – это раздел языка, изучающий состав слова и словообразование. На этих горах растут удивительные цветы: в серединках находятся корни слов, на синих лепестках – приставки, а на красных – суффиксы. Ваша задача состоит в том, чтобы за 1 минуту составить и записать как можно больше слов (можно добавлять окончания).

на вы

иц

при

ход

земл

ушк

по от

у в

дуб

рыб

ищ

за об

перед

бег

дед

ок

под от

ник

ов

к

Друзья! Наше путешествие окончено. Вы старались, как могли. Каждая команда достигла своей вершины знаний. Но кто же оказался немного впереди, нам расскажет жюри.

Жюри подводит итоги. Объявляется команда-победительница.

3.Кто гладок оттого, что поел и на бок? а) клоп; б) волк; в) медведь; г) кот.

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь а) земляника; б) малина; в) вишня; г) крыжовник.

2-й уровень

1. Какое растение существует? а) Петька -и- Василий Иванович; б) Том- и –Джерри; в) Саша- и – Маша; г) Иван -да - Марья

2. Какие берега обычно бывают у молочных рек? а) творожные; б) сметанные; в) кисельные; г) масляные.

3. Какой зайка скакал под елочкой? а) беленький; б) маленький; в) серенький; г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует? а) шотландская; б) немецкая; в) кавказская; г) антарктическая.

3-й уровень

1. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? а) акула; б) щука; в) пиранья; г) сом.

2. Какое молоко никто не пил? а) коровье; б) кокосовое; в) козье; г) птичье.

3. Кого в сказках называют Топтыгин? а) кабана; б) лося; в) медведя; г) пингвина.

4. Какая обезьяна существует? а) мамуин; б) бабуин; в) папуин; г) дедуин.

4-й уровень

1. На чем приносит новости сорока? а) на лапах; б) на блюдечке; в) на хвосте; г) на крыльях.

2. От чего яблоко падает недалеко? а) от яблони; б) от дома; в) от забора; г) от груши.

3. Два каких гуся жили у бабуси? а) хороших; б) веселых; в) здоровых; г) заморских;

4. Какая березка стояла в поле? а) высокая; б) зеленая; в) стройная. г) кудрявая.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Понравилось? Лайкни нас на Facebook