Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика


Психологическая мысль 17-19 вв.

В XVII в. характерным для развития науки и жизни было господство рационализма, согласно которому только разум дает истинное знание.

Глубокие перемены экономического характера под влиянием индустриальной революции способствовали возникновении потребности в практическом использовании научных знаний. Это привело  к возникновению учений эмпиризма и сенсуализма – учений о приоритете опыта и чувственного познания, о том, что в уме не может быть никаких врожденных идей и принципов. Эмпиризм представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом. Сенсуализм отстаивал идею приоритета чувственного познания над рациональным.

Родоначальником эмпирической психологии становится английский философ и педагог Джон Локк, который говорил, что рожденный человек представляет собой чистую книгу, на которой время может написать любые письмена. Он отрицал наличие у человека любых врожденных особенностей и задатков, оказывающих влияние на его психическое развитие. Он выделял 2 источника опытного происхождения психики: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, рефлексию (внутренний опыт).

Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия ассоциация, т.е. сочетание, связь идей. Ассоцианизм становится господствующим направлением в психологии. Ограниченность этого направления состоит в том, что при объяснении особенностей и механизма формирования психики путем организации воздействия на нервную систему, сама нервная система воспринималась как лишенная каких-либо прирожденных качеств.

С началом XIX в. развитие психологического знания стимулировалось достижениями физиологи нервной системы, головного мозга, органов чувств. Английский невролог       Ч. Белл открыл 2 вида нервных волокон: чувствительные (сенсорные) и двигательные (моторные).

Ф. Галь предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в соответствующих его участках. Он считал, что извилины головного мозга являются местом локализации «умственных сил» человека.

Теория эволюции Ч. Дарвина анатомически сблизила человека и животного, объяснила общность их телесного устройства. Много общего обнаружилось в поведении человека и животных в биологическом плане: как и у человека, так и у животных существуют  общие врожденные программы поведения, основное предназначение которых состоит в обеспечении взаимодействия как внутри вида, так и с окружающей средой. Ч. Дарвин внес в психологию новую категорию – поведение.

Основателем экспериментальной психологии является немецкий психолог Вильгельм Вундт. Он создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии для изучения структуры сознания и других психических функций человека в 1879г. Основной метод, используемый в исследованиях – метод интроспекции (наблюдение субъекта за собственными ощущениями).

В 1884г. Гальтон Ф. организует первую в Лондоне антропометрическую лабораторию. В 1890г. его сотрудник Р. Кеттел разрабатывает первые тестовые обследования.

В 1885г. в Казани В.М. Бехерев создает первую в России психофизиологическую лабораторию.

В 1889г. Альфред Бине основывает первую во Франции психологическую лабораторию, которая занимается вопросами патопсихологии, педагогической психологии, разрабатывает методы изучения высших психических функций, мышления и речи, разрабатывает тест интеллектуального развития.

Дата публикации:2012-07-28

Просмотров:1255

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2014 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.