Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. Сочинение на тему "Детство". Сочинение Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

Сочинение по тексту Д.А. Гранина "Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка." Проблема: В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?

Детство - особая пора в жизни каждого человека. Воспоминания об этом периоде мы с нежностью храним многие годы. Но в чем заключается ценность воспоминаний о детстве? Именно этот вопрос волнует автора предложенного для анализа текста.

Автор раскрывает проблему, вспоминая о своем собственном детстве. Д.А. Гранин предлагает читателям вместе с ним погрузиться в удивительный мир, где можно было «лететь среди облаков», быть кем угодно, ощущать внутреннюю и внешнюю свободу. Д.А. Гранин делает акцент на том, что все ощущения детства были ярче, еда вкуснее. В своих размышлениях писатель обнаруживает главную отличительную черту детства:«мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, не было ещё чувства долга, не было обязанностей».

Авторская позиция очевидна: ценность детских воспоминаний заключается в том, что в них человек способен находить вдохновение, поскольку они никогда не тускнеют. О детстве, утверждает автор, мы помним только хорошее, все плохое стирается.

Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, детские воспоминания занимают особое место в душе человека,помогают справиться с трудностями. Ностальгия по дивному времени помогает взрослому сохранить в себе «ребенка». Порой мы просто забываем, как радоваться жизни, становимся слишком серьезными, теряем интерес к тому, что действительно важно, забивая голову заботами о цифрах и счетах.

Об этом прекрасном времени пишут многие авторы. Например А. Де Сент-Экзюпери в своей аллегорической сказке «маленький принц» рассказывает нам историю мальчика, который посетил самые далекие уголки нашей вселенной. Он с удивлением обнаружил огромную пропасть между ним и взрослыми, которые совсем забыли, что значит быть детьми. Они интересуются больше цифрами, как господин с багровым лицом, утверждающий, что он «человек серьезный». Он никого не любит, ничего не чувствует, его и человеком назвать сложно. Маленький принц приходит к выводу, что он гриб.

Николенька, главный герой трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, также предается воспоминаниям. В первой книге он делится воспоминания о детстве, о маме, об окружающем его мире. Этот мир детства показан как самый счастливый этап его жизни. Но в последующих книгах персонаж взрослеет, в его жизни происходит много событий. Он теряет мать, переезжает в другой город. В его взрослой жизни уже не все люди относятся к нему с такой теплотой, как в детстве, но воспоминания греют его душу и помогают справиться с трудностями. Незабываемая атмосфера любви и радости помогает уже взрослому герою осознать, что добро – это самое важное, что есть в жизни.

Ольга Петрова
Эссе «Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»

Если допустить, что жизнь человека это железная дорога , а временные отрезки - младенчество, детство , отрочество, юность - некие проходящие , иногда мелькающие станции, то Детство –это одна из самых важных , ярких и запоминающихся станций на жизненной дороге любого человека . Это тот отрезок времени, который мы несем через всю свою жизнь. Когда малы - не ценим его и спешим вырасти, часто вспоминаем его в юности, становимся родителями - приводим в пример своим детям, в старшем возрасте рассказываем своим внукам, в преклонном возрасте воспоминания детства приходят все чаще и становятся все острее, и все отчетливее мы проживаем мгновения своего детства . Детство как этап человеческой жизни – уникально и тем важнее сохранить его самоценность . Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культуры . Ценность феномена детства , по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, а в процессе этого присвоения осуществляется развитие человека .

За что можно ценить детство ? За то , что в семье и в детском саду в этот период дарят любовь, доброту, заботу и понимание находящиеся рядом с ребенком взрослые и значимые люди? А может за то, что этот период беззаботный, игривый, чистый в эмоциях, переживаниях, искренний, полный впечатлений, где дети любят нас, взрослых и весь мир вокруг ни за что-то, а просто так? Но нужно быть уверенным, что все поступки взрослых, их мнения, высказывания в детстве вольно или невольно влияют на развитие ребенка , становление его как личности.

Из своего детства отчетливо помню случай в детском саду , когда я, девочка пяти лет, играя со своей подружкой на горке, увидела, что она упала, я старалась ей помочь, потом сообщила воспитательнице о случившемся, горько переживала за подружку - она сломала ногу, и, помню реакцию воспитательницы на случившееся. Она с силой ударила меня ложкой по лбу и сказала : «Это все из-за тебя!» и приказала детям, чтобы они не играли со мной. Какие чувства я испытывала тогда, как оценивала поступок воспитателя? Какой урок извлекли дети, видевшие эту сцену? И с какой любовью и нежностью до слез я вспоминаю домашние вечерние чтения возле печи, когда мама, усаживала нас, трех дочерей и читала нам вслух детские произведения , заучивала с нами стихи, играла в различные игры, мы смеялись и были счастливы. Эти два случая, говоря современным языком, были моими ситуациями развития . По Л. С. Выготскому, социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития , тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Я привела всего лишь два эпизода моего детства . Только один из них воспитал во мне глубокое чувство любви и уважения к моей семье, привил любовь к чтению, познанию нового и интересного, научил ценить мгновения, проведенные с мамой, сестрами, сформировал традиции в моей семье, другой закалил мой характер, в какой-то мере, научил оценивать объективно поступки людей, но оба случая повлияли на выбор профессии, в которой не должны находиться люди, не любящие детей, не умеющие создавать условия для их дальнейшего развития , позволяющие себе обижать их физически и морально. С этим я живу, это я помню до сих пор.

В идеале детство должно запомниться детям как период открытий и познаний мира, период чудесных превращений и бесконечного удивления от новых игр, друзей, предметов, игрушек, книжек, обстановки. В это есть поддержка разнообразия детства , так хорошо описанная в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Ребенок дошкольного возраста не понимает, что он проживает детство , что детство его рано или поздно закончится – он радуется и огорчается тому, что происходит с ним здесь и сейчас - в этом уникальность и самоценность детства . Но какой ответственный и трудный этот этап , под названием детство , для педагогов и родителей! Когда ребенок изо дня в день, учится узнавать новое, думать и рассуждать, строить свои отношения со сверстниками, правильно использовать предметы, окружающие его, ориентироваться в условиях, созданных для него взрослыми, которые еще должны и оценить и предвидеть, как это повлияет на дальнейшее развитие детей .

Историческая и современная наука предпринимают многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения. М. С. Каган, Я. Корчак, Ш. А. Амонашвили, В. В. Зеньковский, и др. рассматривали детство с философской , культурологической и педагогической, З. Фрейд Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Т. Кудрявцев, Д. Б. Эльконин, и др. с психологической. Все эти точки зрения имеют свой уникальный опыт знаний о детстве , который обязательно будет обобщен , и позволит приблизиться к пониманию данного феномена в развитии человечества .

Глубоко уважая труды этих ученых, в чем-то соглашаюсь с ними, с чем-то могу поспорить. Но я имею собственное убеждение, основанное на моей многолетней воспитательской практике. От того, как и чем будет наполнено детство ребенка , кто окажется рядом с ним и будет заполнять его сердце, душу и ум, будет его любить, играть с ним, развивать его , уважать, научит выстраивать взаимоотношения, будет создавать для него ситуации, позволяющие делать выбор между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью, кто научит отличать это друг от друга, и наконец, какие создадут психолого-педагогические, средовые, образовательные и иные условия для его развития , зависит дальнейшая – успешная или не очень, жизнь человека .

Публикации по теме:

Роль артикуляционной гимнастики в общем развитии речи ребенка. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития.

Игра-важный инструмент детства ГБДОУ №15 Кировского района Санкт-Петербурга Игра – важный инструмент детства Толковый словарь русского языка так объясняет значение слова.

Выступление на общем родит собрании Роль игры и игрушек в развитии детей дошкольного возраста Слайд № 1. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их.

Эссе «Как воспитать доброго человека» Эссе «Как воспитать доброго человека» Доброта – это стремление помочь людям, не требуя благодарности. Я, считаю, что доброта есть в каждом.

(1) Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3) Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку.

По Д.А. Гранину

Сочинение

Все мы родом из детства, и у каждого оно происходило в индивидуальном порядке. О том, в чем заключается ценность детства, предлагает нам порассуждать в своем тексте Д.А. Гранин.

Рассказчик, рассуждая над проблемой, окунает читателя в мир своего детства. Герой с радостью на сердце вспоминает те беззаботные времена, когда «не было еще чувства долга, не было обязанностей», и каждый жил так, как хотел, в своем отдельном мире, «среди муравьев, травы, ягод, гусей». Писатель подводит нас к мысли о том, что в детстве мы могли быть кем угодно, постоянно меняясь и развиваясь. Сверху на нас не нависали такие понятия как «долг» и «обязанность», было лишь «чистое ощущение восторга своим существованием под этим небом», которое очень редко появляется у взрослых.

Мысль писателя такова: детство – это самая яркая и запоминающаяся пора в нашей жизни, неслучайно именно она вспоминается нам в старости. Человек рожден и предназначен для детства, потому что только в эту пору он может быть по-настоящему счастливым. «…Детство – самостоятельное царство, отдельная страна… она, если угодно, и есть главная часть жизни…».

Нельзя не согласиться с Д.А. Граниным. Я тоже считаю, что самой счастливой и беззаботной порой в нашей жизни является самое её начало. Ценность детства заключается в том, что лишь в этот период жизни человек имеет возможность по-настоящему любить и ценить жизнь, быть свободным от суеты внешнего мира и от надуманных рамок, предрассудков и проблем.

Например, главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов», будучи уже взрослым мужчиной, засыпает с мыслями о том, насколько сладким и беззаботным было его детство. В этом сне Илья Ильич вспоминает ту волшебную атмосферу, в которой жила его семья, то «сонное царство», погрузиться в которое было одно удовольствие. Детство Обломова проходило в любви и заботе, родители старались максимально оградить маленького Илью от любых трудностей, и потому так радостно этому герою вспоминать те счастливые, но, к сожалению, ушедшие года.

О своем детстве любил писать Эдуард Асадов. В стихотворении «Ах, как же я в детстве любил поезда…» писатель выражает своё восхищение тем эмоциям, которые в те времена вызывали самые обычные вещи. Он любил верхние полки поездов за те приключения, которые на них происходили. При этом лирический герой искренне не понимает, почему взрослые ведут такие скучные разговоры в поездах, почему не видят такие прекрасные вещи в мелочах. Ребенка в этом стихотворении восхищает все: «особенный чай в стакане», проносящиеся кадры, шлагбаум и, в целом, вся атмосфера путешествия. Ведь за что еще можно любить жизнь? В детстве такого вопроса не возникает.

В заключение хотелось бы сказать, что начало жизни обычно запоминается самыми яркими и счастливыми деталями. Да, возможно, не у каждого было счастливое детство. Однако плохое запоминается редко, но то, как видит и чувствует мир ребенок, забыть сложно, потому что это исключительно и неповторимо.


В чём заключается ценность детства? Можно ли считать детство главной порой в жизни? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Д. Гранина.

Раскрывая проблему ценности детства, автор опирается на свои воспоминания о детстве, на собственные впечатления, полученные в эту прекрасную пору и сохранившиеся в памяти навсегда. По мнению писателя, детство – это самостоятельное царство, независимое от взрослого будущего. Человек предназначен для детства, поэтому к старости больше всего вспоминается именно оно.

В эту счастливую пору человеку кажется, что мир устроен для него, он находится в царстве свободы не только наружной, но и внутренней.

Обратимся к литературным аргументам. В рассказе А. П. Платонова «Никита» мир показан глазами пятилетнего ребёнка, который с раннего утра до позднего вечера предоставлен самому себе, потому что отец на войне, а мать работает в поле. Никита населяет свой воображаемый мир живыми существами, очеловечивает всё вокруг. Например, он думает, что в пустой бочке живёт маленький человечек, которого малыш уговаривает полоть просо, чтобы получить трудодень. Ласковое солнце похоже на умершего дедушку, наверное, дедушка там теперь живёт. В заброшенном колодце в воображении Никиты живут маленькие водяные человечки, а у старого пня сердитое лицо. Никите страшно, потому что все эти выдуманные существа кажутся ему недобрыми. Вернувшийся с войны отец объяснил сыну, что тот выдумал этих злых человечков, а «гвоздя - человечка» «сам трудом сработал», поэтому гвоздь – человечек добрый. Мальчик решил, что нужно трудиться, тогда все живые будут. А отец твёрдо знал и верил, что его сын добрый и останется таким на весь свой долгий век.

Приведём ещё один литературный аргумент. В автобиографической повести Н. Г. Михайловского «Детство Тёмы» мы знакомимся с восьмилетним мальчиком. Уже в первой главе показано, как остры впечатления маленького героя и как сильны его переживания. Ранним утром он увидел, что любимый папин цветок расцвёл в саду. В ребёнке проснулось нежное чувство к цветку, и он захотел его поцеловать, но потерял равновесие и сломал цветок. Для Тёмы это была самая настоящая трагедия, он почувствовал себя глубоко несчастным из-за непоправимой беды.

Мы пришли к выводу о том, что в детстве ребёнка окружает особенный, самостоятельный мир, независимый от взрослых, богатое воображение помогает ему видеть этот мир по-своему, а чувства радости и печали переживаются намного острее, чем во взрослыми. То, что большим кажется пустяком, для ребёнка имеет огромное значение.

Обновлено: 2018-01-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Я не раз задумывалась о том, что детство уходит безвозвратно. Без этой замечательной поры не существует дальнейшего будущего взрослого человека. В данном тексте автор анализирует проблему ценности детских воспоминаний в жизни человека. Ведь все, что было в детстве, прочно остается в нашей памяти.

Д.А. Гранин рассуждает над этой проблемой, прибегнув к своему жизненному опыту. Он пишет о том, какой след оставило детство в его жизни, ведь как он замечает: "... детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня". Русский писатель акцентирует внимание на том, что несмотря на все плохое, что произошло в детстве, оно "начисто забылось, осталась только прелесть той жизни".

Известный отечественный писатель М.Ю.тЛермонтов в своем романе "Герой нашего времени"на примере Печорина показывает, что детство это есть зеркало настоящего. В своем монологе герой романа понимает, что он все еще способен испытывать те же добрые чувства, умеет любить, творить добрые дела, которые он совершал в детстве.

Еще одним примером подтверждения проблемы, затронутой Д.А. Граниным, является повесть М. Горького "Детство". Герой данного произведения Алеша с самого детства научился у своей бабушки состраданию, милосердию и бескорыстной любви. Вспоминая эти моменты во взрослой жизни, Алеша понимает, что способен на многое; он с большой радостью мог отдавать любовь и ласку, безвозмездно помогать и сопереживать людям.

Таким образом, прочитанный мною текст, помог убедиться во мнении, что детские воспоминания формируют личность человека. Они помогают взрослым людям не забывать, кто они есть и кем могут быть.

Обновлено: 2017-04-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Вариант 23. Цыбулько ценность детских воспоминаний (Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка)
Понравилось? Лайкни нас на Facebook