Подготовка к школе ч.16. Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках Буква ь задания для дошкольников

НОД по образовательной области « Познание»

Обучение грамоте.

Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Тема : Знакомство с буквой "Ь" и буквой "Ъ".

Интеграция: Коммуникация, Познание: математическое развитие, социализация.

Цель :

  1. Познакомить с буквой "Ь" как показатель мягкости и буквой "Ъ " как показатель твердости согласных букв.
  2. Обогащать словарный запас, закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Закрепить умение называть числа натурального ряда.
  4. Проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.
  5. Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
  6. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
  7. Развивать мышление, память, внимание;

Предварительная работа: Прочтение стихотворений о мягком и твердом знаках.

Раздаточный материал: большая азбука, касса букв, цветные карандаши, листочки с заданием, разноцветные магнитные буквы

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В- Ребята, к нам пришло письмо от нашего Незнайки. Он узнал, что вы идете скоро в школу и прислал к вам один вопрос в своем письме. Давайте прочтем его.

"Привет мои друзья из группы "Любознайка" вот прочел недавно одну басню, и отправляю ее вам, прочтите.

Не чересчур ли ты добряк? -

Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. -

Звуки ты смягчить стремишься.

Нет, в Алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж помолчал, -

Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. -

Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора как букву Ять,

Тебя из Азбуки изъять...

Вот и вопрос у меня к вам – Может правда не нужны нам эти 2 буквы?"

В. Да не легкую задачу нам поставил Незнайка. Но мы сможем разобраться и найдем ответ. Кто ищет, тот всегда найдет.

Ребята, давайте вспомним на какие 2 основные группы делятся все буквы русского алфавита? (ответы детей)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Как мы их произносим? Чем они отличаются от согласных звуков? Сколько их? (ответы детей)

А согласных сколько? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем? (ответы детей)

А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

Послушайте стихотворение:

Мягкий знак, мягкий знак -

Без него нельзя никак!

Без него не написать

"Тридцать", "двадцать", "десять", "пять".

Станут "пенками" "пеньки",

"Уголками" - "угольки",

"Банька" в "банку" превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

В: О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

Когда в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости?

Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я

В корне я стою друзья.

Воробьи, семья, жильё -

Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.

Соловьи, бельё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

А в этом стихотворении о какой букве шла речь? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

(Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

Физкульт минутка.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

Было - "сели", стало - "съели".

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Этот знак!

Знак такой нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

В: Что за буква? Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

Буквы выстроились в ряд

Тридцать три их, но стоят

Знаки между "Щ", "Ы", "Э" -

Мягкий, твёрдый знаки те.

Мягкий знак он очень мягок,

Но приводит всё в порядок:

Он смягчает буквы нежно,

Разделяет их прилежно.

Если знак мы потеряем,

Слово сразу изменяем -

Поменяется вдруг смысл

И тогда, дружок, держись!

Надо написать нам «елЬ»,

А получим слово «ел».

Или пишем слово «лЬёт»,

А без знака вышел «лёт».

«ТенЬ» без знака будет «тен»,

«ДенЬ», конечно, станет «ден»…

Очень нужен мягкий знак!

Помни, друг мой, это так!

Что ж такое твёрдый знак?

Что он делает и как?

Твёрдый знак всем утверждает:

«Без меня «Е», «Я» страдают –

Ведь получится «обезд»,

Если знак мой кто-то сЪест,

И получатся «обятья»

Вместо крепкого «обЪятья».

Вот какой он, твёрдый знак!

Без него нельзя никак!

В: А сейчас, ребята, я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача вписать пропущенную букву.

Давайте посмотрим - соль, день,роль, конь, лень, ноль, дождь
Во всех этих словах нужен мягкий знак?

Ребята, к нам в гости пришла буква «А», послушайте ее слова:

Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,

Услышав этот спор решила я!

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте!

В: А как считаете вы? ЧТО мы ответим Незнайке на его вопрос? (ответы детей)


Задания для ребенка 6-7 лет, направленные на экспресс подготовку к школе: изучение мягкого знака, виды линий и углов, развитие мышления и устный счет, развитие речи и внимания.


Обучение чтению. Знакомство с "Ь"

Цель : формирование навыка чтения, знакомство с новой буквой.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ь. Карточки со словами – ПЫЛ и ПЫЛЬ, МОЛ и МОЛЬ.

В русском языке есть знак, который обозначает мягкость согласного – мягкий знак. Мягкий знак не является звуком.

Педагог показывает карточку с мягким знаком.

- Мягкий знак – это особый знак. Мягкий знак - это просто сигнал ротику и язычку - сказать ЗВУК иначе.
- Ь почти всегда смягчает, как подушка.

Педагог показывает карточки со словами:

  • пыль - пыл,
  • мол - моль.
  • Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Ь).
    - Напишите Ь пальчиком в воздухе.
    - Дорисуйте узоры на букве Ь.
    - Обведите и допишите самостоятельно Ь.
    - На что похож Ь?

    Обучение чтению. Мягкий знак

    Цель : формирование знания образа буквы.

    Материал : рабочий лист. Пластилин.

    Давайте слепим мягкий знак из пластилина.

    А теперь послушайте стихотворение про мягкий знак:

    Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выучите его дома наизусть.

    Обучение чтению. Слова с "Ь"

    Цель : формирование навыка чтения.

    Материал : рабочий лист.

    Прочитайте слова. Подчеркните Ь в словах.

    Диктант. Предложения

    Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

    Материал : рабочий лист.

    Напишите под диктовку предложение:

    В ПАРКЕ РОС ТОПОЛЬ.

    Поставьте в словах ударение.

    Что стоит в конце предложения? Обведите точку в кружочек.

    Математика. Работа со шнурками. Повторение всех видов линий и углов

    Цель : Закрепление понятий "замкнутая", "незамкнутая", "прямая", "кривая" линии. Повторение всех видов углов (прямой, острый, тупой). Повторение дней недели. Закрепление графических образов цифр.

    Материалы : каждому ребенку – бусинки, шнурок с узелком на одном конце. Три шнурка. Мяч.

    Педагог бросает мяч детям, задавая вопросы и давая задания:

    - Посчитай от 1 до 5-ти.
    - Посчитай от 4 до 8.
    - Посчитай от 7 до 3.
    - Назови соседей цифры 5.
    - Назови соседей цифры 8.
    - Какие бывают линии? (Прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые).
    - Что такое отрезок? (Это кусочек линии, часть линии).
    - Какие бывают углы? (Острые, прямые, тупые).
    - Сколько дней в одной неделе? (Семь). Верно! Сейчас мы будем нанизывать бусинки на ниточку, словно дни на недельку, и проговаривать каждый день недели по порядку.

    Педагог раздает детям шнурки (с узлом на одном конце) и бусинки и предлагает, надевая бусинки на шнурок, повторять за ним дни недели по порядку:

    - Понедельник (дети хором повторяют "Понедельник", надевая на шнурок первую бусинку).
    - Вторник (надевают вторую бусину, хором повторяя второй день недели).
    - Среда... И т.д.
    - Молодцы! Самоделкин прислал каждому из вас по три шнурка и написал задания. Я буду читать, а вы – выполнять:

    1. Преврати первый шнурок в прямую линию (кладут на столах шнурок в виде прямой линии), второй шнурок превратите в кривую незамкнутую линию (кладут), а третий шнурок – в кривую замкнутую линию. (Кладут.) Взрослый проверяет, кто не справился – рисует ответы на доске, напоминая, что такое замкнутая и незамкнутая линии.

    2. Второе задание: преврати первый шнурок в острый угол, второй – в прямой угол, а третий – в тупой угол. (Дети выполняют. Затем взрослый рисует на доске – дети себя проверяют).

    3. Сложи первый шнурок в овал, второй – в треугольник, третий – в круг.

    4. Последнее задание: сложи первый шнурок в цифру "1", второй – в цифру "6", а третий – в цифру "3". На какую букву похожа цифра "3"?

    Развитие мышления. Игра "Что лишнее?"

    Цели : развитие логического мышления, систематизация представлений об окружающем мире, развитие умения группировать предметы по общему признаку.

    Материалы : Мяч.

    Дети встают в круг. Педагог бросает мяч каждому ребенку по очереди, называя 4 слова. Задача ребенка – назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

    Группы слов:

  • Облако, солнце, звезда, цветок. (Цветок, так как он не на небе).
  • Автобус, троллейбус, холодильник, автомобиль. (Холодильник – не транспорт).
  • Роза, тюльпан, берёза, фиалка.
  • Огурец, йогурт, морковь, помидор.
  • Кошка, собака, тигр, корова.
  • Туфли, носки, сапоги, ботинки.
  • Лыжи, санки, ролики, коньки.
  • Март, апрель, май, сентябрь.
  • Кузнечик, соловей, муха, паук.
  • Веревка, лента, змея, шнурок.
  • Круг, шар, треугольник, квадрат
  • Кукла, сковородка, кастрюля, половник и т.п.
  • Математика. Устный счет

    Цель : Счет в пределах 10-ти.

    Материалы : каждому ребенку -карточки с цифрами.

    Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, и поднимите карточку с числом, большим на два. (Педагог хлопает в ладоши 5 раз, дети должны поднять карточку с цифрой "7").

    Послушайте, сколько раз я топну ногой, и поднимите карточку с числом, меньшим на две единицы. (Педагог топает 7 раз, дети поднимают карточку с цифрой "5"). Можно попросить кого-то из ребят прокомментировать свой ответ, в случае необходимости помогая ему. Ребенок говорит: "Вы хлопнули в ладоши 7 раз, а число, которое меньше семи на две единицы, это пять").

    Молодцы! А теперь послушайте, сколько раз я стукну ручкой по столу, и поднимите число, большее на 1 единицу. (Стучит ручкой по столу 9 раз, дети поднимают число "10").

    Чтобы вам потруднее задать... Послушайте, сколько раз я позвоню в колокольчик, и покажите число, меньшее на три единицы. (Звонит в колокольчик 9 раз, дети показывают карточку с цифрой "6").

    Задания могут быть и более простыми: прослушать хлопки и показать цифру, равную их количеству или большую/меньшую на 1 единицу.

    Математика. Знакомство с понятием "Цилиндр"

    Цель : Счет в пределах 10. Знакомство с понятием "Цилиндр".

    Материалы каждому ребенку: Карточки с цифрами. На каждый стол: Резиновая репка или тяжёлый предмет, набор не заточенных карандашей. Для педагога: предметы цилиндрической формы: колбаса, карандаши, баночки, клей-карандаш и т.д.

    Педагог выставляет на столе предметы цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш и т.д.

    - Ребята, что общего у всех этих предметов? (У всех этих предметов похожая форма).

    Если дети затрудняются ответить, можно задать наводящие вопросы:

    - Может, предметы сделаны из одинакового материала? Может, они одного цвета? Размера? Формы? Когда дети ответят на вопрос, взрослый резюмирует:
    - Такая форма называется цилиндр, а предметы такой формы - цилиндрическими. Слово "цилиндр" на древнегреческом языке означало валик, который можно катить по земле.

    Педагог раздает детям цилиндры и предлагает покатать их по столу или по полу. Дети убеждаются, что цилиндры катаются.

    - В старину, когда не было машин и подъёмных кранов, люди с помощью цилиндров передвигали тяжёлые предметы. Вот и дед с бабой, когда вытащили репку, поняли, что до дома они ее сами не донесут.
    - Нужны цилиндры! – сказал дед.
    - Где ж мы их найдём? – удивилась бабка.
    - Срубим несколько деревьев, возьмём их стволы – и получатся у нас цилиндры!

    Так они и сделали. Срубили несколько деревьев, очистили их от веток, и получились цилиндры. Представим себе, что карандаши – это очищенные стволы деревьев. (Дети получают набор не заточенных круглых карандашей ("стволы деревьев") и резиновые репки (или другие "тяжелые" предметы). Подумайте, как с помощью цилиндров можно переместить Репку или любой другой тяжелый груз с одного конца стола на другой?

    Дети высказывают свои предложения, взрослый помогает придти к мысли о том, что Репка ставится сверху карандашей, карандаши катятся, передвигая тяжелый предмет. Дети пробуют это сделать на практике.

    Математика. Примеры

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Вставьте пропущенные знаки, чтобы примеры стали верными.

    Развитие внимания Чашки

    Цель : развитие свойств внимания.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    Найдите все чашки на рисунке.

    Сколько чашек вы нашли?

    Развитие речи. Сочинение вариантов концовки сказки

    Цель : развитие мышления, речи, фантазии.

    Материалы : нет.

    Педагог просит кого-то из детей рассказать сказку "Курочка Ряба".

    - Ребята, жалко ли вам, что мышка разбила золотое яичко и огорчила бабу и деда? (Да).
    - А может быть, могло быть по-другому? Яичко могло ведь и не разбиться, как вы думаете? (Могло). Давайте придумаем у этой сказки другой конец - где яичко не разбилось. Как такое могло случиться?
    (Варианты ответов.) Педагог побуждает детей фантазировать наводящими вопросами. Если дети молчат, взрослый сам начинает фантазировать вслух, подключая ребят к обсуждению:

    Варианты продолжения сказки:

    1. "... мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, но не разбилось, потому что у него была прочная скорлупа и оно упало на солому. Дед и баба поняли, что это яичко не бьется, пошли к курочке и сказали: возьми, курочка, своё яичко обратно – ничего мы с ним сделать не можем". Курочка взяла свое золотое яичко и вывела из него цыпленка – не простого, а золотого! Цыпленок рос не по дням, а по часам, и вскоре стал золотым петушком, который мог исполнять желания..."

    2. – А как еще могла закончиться эта сказка? "... Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось... Тогда курочка снесла им другое золотое яичко. Взяли его старики, разбили, бабка замесила тесто и испекла Колобка. А золотые скорлупки они продали и купили бабке шубу, а деду шапку на зиму". И т.д.

    Затем – подведение итогов:

    - Ребята, какая концовка вам понравилась больше всего – та, которая была или одна из тех, что мы придумали? Почему?

    Развитие мышления. Что лишнее?

    Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения

    1. Волк, лиса, медведь, кролик.

    2. Рысь, кабан, заяц, лось.

    3. Пантера, барс, тигр, медведь.

    4. Лев, буйвол, жираф, осел.

    5. Волк, ежик, орел, лиса.

    Подготовка руки к письму. Копирование по клеточкам. Собака

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Скопируйте собаку по клеточкам.

    Рисование красками. Медведь

    Цель : развитие графических функций. Развитие творческого мышления, воображения, развитие основ моделирования, закрепление представлений о геометрических фигурах (круге, овале, полукруге). Развитие умения работать с красками в технике "примакивание".

    Материалы : лист бумаги, коричневая гуашевая краска, кисточка, стакан с водой, салфетка, карандаш, готовый образец.

    - Давайте нарисуем медведя, используя в рисовании только круги, овалы и полукруги.
    - Что надо нарисовать у медведя? (Голову, туловище, лапы). Верно, а сколько лап у медведя? (Четыре лапы).
    - Спасибо. Итак, я рисовать на доске, а вы рисуйте на листочке.
    - Сначала надо нарисовать большой вертикальный овал. Получилось туловище мишки.
    - Потом надо подрисовать сверху круг. Круг - его голова.
    - Потом нарисуем 4 овала, которые будут лапами медведя.
    - Теперь займёмся головой. Сверху круга нарисуем два полукруга – получились... (Уши!)
    - Внутри круга нарисуем горизонтальный овал – мордочку мишки. Над овалом – три кружка: нос и глаза мишки. А в самом овале нарисуем полукруг – получился рот косолапого.

    Затем дорисуем когти на лапах и возьмем коричневую краску.

    - Чтобы изобразить шерсть медведя, надо класть краску тычками.
    - Рисунок мишки готов!

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Мягкий знак

    Живёт беспечно,

    Он без кепки

    Ходит вечно.

    А упрямый

    Твёрдый знак

    Кепку носит

    Только так.


    брат – братья

    стул – стулья

    дерево – деревья

    сел съел

    ехали съехали

    ел съел


    Веселые стихи

    «Ь» Буква Р перевернулась –

    Мягким знаком обернулась.

    Мягкий знак, мягкий знак –

    Ковш, половник и черпак.

    В. Степанов

    «Ъ» Из ведра не просто так

    Нам воды напиться:

    Нужен ковшик – твердый знак,

    Чтобы не облиться.

    В. Степанов

    1. Расшифруй слова

    ф – 1 л – 3 1 2 3 4 5

    ф – 1,8 г – 5

    о – 2, 4 р – 6 1 2 3 4 5 6 7 8


    1. И г ра «Кто внимательный?».

    1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово. ­­­________________________________

    2. Что общего в словах:

    белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

    3. Что общего в названиях этих предметов:

    подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

    2. Игра «Кто больше?».

    1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами.

    _________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    3. Игра «Лесенка».

    1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

    ___ ___ ___ ь ___ ъ ___ ___ ___

    ___ ___ ___ ___ ь ___ ___ ъ ___ ___ ___

    ___ ___ ___ ___ ___ь ___ ___ ___ ъ ___ ___ ___

    4. И г р а «Закончи слово».

    1. Бук_________, тет__________, сло___________, ян__________, фев__________, мед____________.

    5. Прочитай внимательно.

    НА ЛЬДИНЕ

    Наступила весна. На реке пошёл лёд. На берегу было много народу. Все смотрели, как идёт лёд. Вдруг все увидали на одной льдине собаку. Она жалобно выла.
    Витя схватил длинный багор и зацепил льдину. Витя тихонько потянул льдину к берегу. Когда льдина была у берега, собака соскочила на землю.

    Ответь на вопросы.

    Какое время года наступила? Что пошёл на реке? Кто пришел на берег? Почему они пришли? Что увидели все? Что делала собака? Что сделал Витя? Что сделала собака?

    6. Прочитай рассказ. И постарайся пересказать содержание.

    ЗАВТРАК

    Мама позвала Аню, Симу и Яшу кушать. На столе был завтрак: масло, сыр, мёд, хлеб и чай. Были яблоки и груши. Мама принесла ещё арбуз. Аня съела хлеб и масло. Сима съела хлеб с сыром. Яша съел хлеб с мёдом. А потом дети стали есть фрукты.

    Задание: Спиши 1, 5, 6 и 7 предложения.




    В пустые клетки напиши примеры и реши их.

    Задача № 1

    Всё валяется в квартире:

    Тапок – три, носков – четыре.

    Их сложи и убери.

    (И на полках пыль протри!)

    Чтобы маму радовать,

    Нужно вещи складывать.

    Задача № 2

    У Мишки на ёлке висели игрушки.

    Четыре игрушки упали с макушки…

    «Сколько игрушек осталось на ёлке?» -

    Думал медведь, подметая осколки.

    3 Реши примеры

    7 + ___ = 10 ___ + 4 = 10 2 + ___ = 10

    5 = 10 1 + ___ = 10 ___ +6 = 10

    4

    9 – 3 = 5 + 2 = 4 – 3 =

    6 + 4 = 8 – 4 = 1 + 7 =

    Увеличь на 3 Уменьши на 4 ˂ ˃



    Сколько всего? Обведи нужную цифру.



    Аера да, нечкәртә дә -

    Шундый билге нечкәлек.

    Кирәк сүздә язмый калсаң,

    Бозылачак эчтәлек.

    Калынлык билгесе

    Ул әкият ачкычы.

    Буратино югалтмас,

    Карабас ала алмас.

      Бу сүзләрдә «ъ» - калынлык билгесен яз! Поставь Ь в словах, прочитай и переведи.

    тәүфик____ _____________ ал____япкыч _____________________

    Ях___я _____________ мәг____нә ______________________

    Ниг___мәт ____________ под____езд ______________________

    Җәг___фәр _____________ кул____яулык ___________________

    Сәг___ди _______________ аш____яулык __________________

      Нокталар урынына «ь» куеп, с ү зл ә рне д ө рес итеп укыгыз.

    к ө н___як

    с ә гат___

    с ө м___я

    шигыр___

    Ил___яс

    к ә газ____

    д ө н___я

    яш____

    т ө н____як

    ям____

    М ә р___ям

    С ә гыйт____

      Выучи стихотворения.

    Мияу!

    Песи, песи, пескәем,

    Соры синең төскәең.

    Йомшак синең йоннарың,

    Җылы синең туннарың.

    Роберт Миңнуллин

    Яз

    Яз килә! Яз килә!

    Cыерчыклар килә,

    Гөрләшеп, сайрашып,

    Җырчы кошлар килә. Бари Рәхмәт

    Выучи стихотворения. Запомни татарские слова.

    Мы с тобой

    Говорит учитель наш:

    «Голова иначе – БАШ».

    Это выучить пустяк:

    КУЛ – РУКА, НОГА – АЯК,

    Зиля в зеркало глядит,

    А ЛИЦО, конечно БИТ.

    Чисти зубы, как поешь!

    З
    УБ, запомни, будет ТЕШ.

    Если вдруг подхватишь грипп,

    То поможет ВРАЧ – ТАБИБ.

    Как без друга обойдусь?

    ДРУГ мой лучший – это ДУС.

    МАЛЬЧИК, с нами поиграй!

    Назовём его МАЛАЙ.

    Книжку ДЕВОЧКА прочла.

    Ходит в школу КЫЗ БАЛА.

    Скачать –

    В презентацию включены ролики о буквах, стихотворения, слайды с написанием письменных букв, раскраски.

    На 2 слайде ролик о твёрдом знаке. Обращаем внимание ребёнка на то, что Ъ никакого звука не обозначает. Он ставится после согласной буквы, перед гласными е, ё, ю, я.

    На 3 слайде стихотворение о том, на что похожа буква. Пусть ребёнок придумает свой вариант. Напишите букву в альбоме, дорисуйте до образа.

    На 4 слайде стихотворение-загадка. Ребёнок досказывает пропущенные слова и находит слова с твёрдым знаком в загадке.

    На 5 слайде небольшое стихотворение, которое можно повторить по памяти и найти слова с Ъ. Распечатайте раскраску, заштрихуйте букву.

    На 7 слайде ролик о мягком знаке. Обратите внимание ребёнка, что Ь никакого звука не обозначает. Сделайте звуковой разбор слов “тень” и “день”. В этих словах три звука, но 4 буквы. Мы ставим на конце Ь для того, чтобы показать, что согласный мягкий.

    На что похожа буква Ь? На 8 слайде один из вариантов. Придумайте свои варианты. Запишите букву в альбом, дорисуйте до образа.

    Прочитайте стихотворение на 9 слайде. Найдите слова с Ь. Соотнесите с картинками.

    Прочитайте стихотворение на 9 слайде. Сколько раз встречается Ь? Обратите внимание на слово “льёт”. В этом слове у Ь другая роль – он отделяет гласную букву от согласной. Разделительный мягкий знак пишется после согласной, перед гласными е, ё, ю, я, и.

    Буквы “ъ” и “ь” никакого звука не обозначают. “ь” показывает, что согласный перед ним мягкий (например, в словах конь, день, коньки, деньки). Также “ъ” и “ь” могут разделять согласную и гласную буквы (например, в словах съем, подъезд, семья, льёт).

    Тонировка квартир и офисов, тонирование окон зданий . Главное достоинство тонирования окон зданий – повышение безопасности. Специальные пленки с антивандальными свойствами придают окнам повышенную прочность. Еще один плюс – поддержание необходимой температуры воздуха в здании. Затонированные стекла зимой сохраняют тепло внутри здания, а летом препятствуют проникновению солнечных лучей. Наша компания, благодаря современным технологиям осуществляет тонировку окон в любое время года, так как пленка наносится на внутреннюю сторону стекла. Тонировка окон позволит не боятся перепадов температур и высокой влажности.

    Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

    Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»

    Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.

      Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

      для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

    Ход занятия:

      Игра «Путаница».

    Называем буквы и слияния по заданию учителя.

    1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.

      Знакомство с Ь знаком.

    К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?

    Проблемная ситуация.

    (Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)

    «Буква Р перевернулась-

    Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)

    «Мягкий знак – хитрый знак.

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома угол

    Превратился сразу в уголь?

    Без пожара, просто так?

    Это буква МЯГКИЙ ЗНАК

    Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.

    Хотите проверить? Пожалуйста!

    УГОЛ – УГОЛЬ

    МЕЛ – МЕЛЬ

    ШЕСТ – ШЕСТЬ

    МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)

    А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…

    Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».

    («Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)

    Работаем с кассой и магнитной доской.

    «Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.

    Вот как-то раз С пошла в гости к Я.

    Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).

    Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.

    Какими стали согласные? МЯГКИМИ.

    Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

    Что это за буква?- возмущались они.

    Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…

    Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

    Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.

    «Без головы, а в шляпе,

    Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)

    Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.

    Дети тоже составляют слово «гвоздь».

    А у букв получается «ГВОЗД»…

    Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]

    в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…

    И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?

    Дети читают : «ГВОЗДИ».

    «Лучше я встану», - сказала буква Я.

    Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.

    Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)

    Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.

    Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

    Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.

    Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)

    Спит или купается,

    Всё не разувается:

    День и ночь на ножках

    Красные сапожки. (ГУСЬ)

    Кто приходит,

    Кто уходит –

    Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)

      Игра «Баскетбол». (Соревнование.)

    Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?

      Физкультминутка «Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три…

    (варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)

      Загадки Ь знака:

    Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.

    СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?

    «В яме спит зимою длинной,

    Но чуть солнце станет греть,

    В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».

    «Уж очень вид у них чудной:

    У папы локоны волной,

    А мама ходит стриженной.

    На что она обижена?

    Недаром часто злится

    На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»

      Физкультминутка «капитаны».

      Знакомство с Ъ знаком.

    Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.

    Чем они похожи и чем отличаются?

    А) «Мягкий знак живёт беспечно,

    Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)

    «А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

    Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)

    На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)

    «Зачерпни воды ковшом,

    Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)

    «Из ведра не просто так

    Нам воды напиться:

    Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

    Чтобы не облиться.» (В. Степанов)

      Чем ещё отличаются эти знаки?

    Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.

    То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!

    Например:

    СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)

    СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)

      Игра «Хоккей».

    На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.

    Представители экипажей читают эти слова по очереди.

    СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?

    РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ

      Игра «Разведка».

    А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».

    Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».

      Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.

      Итог занятия.

      Подведение итогов соревнования экипажей.

      Выставление улыбающихся солнышек.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook