Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема. Деньги и банковская система, денежно-кредитная политика.

1. Деньги и денежная масса

2. Предложение и спрос на деньги

  1. Банковская система: Центральный Банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).
  2. Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор.
  3. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег.
  4. Эффективность денежно-кредитной политики.

 

1. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты:
М0 – наличные деньги (монеты, банкноты);
М1 – М0 + расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования;
М2М1 + срочные вклады;
– М3М2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат М0.

Денежная масса зависит от спроса на деньги и предложения денег. Спрос на деньги – это количество денег, которое экономические субъекты хотели бы иметь в своем распоряжении. Он формируется из спроса на деньги как средства обращения ( деньги для сделок – Dm1) и спроса на деньги как средства сохранения стоимости ( деньги как активы - DmA). Общий спрос на деньги зависит от уровня номинального ВВП и процентной ставки, а также величины денежных запасов хозяйствующих субъектов.

В настоящее время наиболее популярна количественная теория денег, возникшая в конце XVII – начале XVIII вв. Ее важнейшие положения сводятся к обоснованию зависимости количества денег в обращении от уровня цен на товары и услуги. На базе количественной теории денег возник монетаризм. Заимствовав у количественной теории ее центральную идею, монетаристы придали ей динамизм, применили для ее обоснования новейшие методы статистического анализа. Монетаристы считают, что спрос на деньги является функцией денежного дохода, а количество денег определяется формулой Фишера:

MV = PD,

где М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
Р – уровень цен;
D – реальный объем выпуска.

Функция спроса на деньги имеет вид

MD = f(y, r, h),

где у – номинальный доход от активов;
r – ожидаемая реальная ставка процента;
h – ожидаемый темп инфляции.

2. Предложение денег (MS)– это фактический объем денежной массы, обращающейся на рынке. Предложение денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП и возможностями его роста. Оно также зависит и от денежно-кредитной политики Центрального банка, эффективного управления и регулирования наличной денежной массой. Для обеспечения экономической стабильности важен постоянный контроль за количеством денег, находящихся в обращении.

Теория предпочтения ликвидности – кейнсианская теория спроса на деньги – выделяет 3 мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности:
трансакционный мотив – потребность в наличности для текущих сделок (хранение части богатства в форме ликвидных денежных средств для использования их в качестве средства платежа);
мотив предосторожности – хранение наличности на случай непредвиденных расходов;
спекулятивный мотив – хранение наличности для получения будущих выгод (хранение денег как альтернативы потерь при снижении ставки процента) .

Факторы спроса на деньги (LD):
– уровень дохода;
– скорость обращения денег;
– ставка процента.

В функции спроса на деньги используется номинальная ставка процента. Это ставка, назначаемая банками по кредитным операциям. Реальная ставка отражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента.

Предложение денег (LS) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

Рис. 28.1. Краткосрочное равновесие на денежном рынке

Предложение денег контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне . Уровень цен также стабилен. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне / .

Спрос на деньги рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода. В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению. Подвижная процентная ставка удерживает денежный рынок в равновесии.

 

3.Современная банковская система обычно является двухуровневой и включает Центральный Банк и коммерческие банки. Кроме того, в банковскую систему включают специализированные кредитно–финансовые учреждения.

Особое место в этой системе занимает Центральный Банк, главной задачей которого является управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Основные функции: разработка и реализация денежно – кредитной политики, эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот); хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд); управление государственным долгом и использование государственного бюджета; осуществление операций с государственными ценными бумагами. ЦБ может выступать в качестве продавца и покупателя на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков.

Особое положение центральных банков в кредитной системе проявляется в том, что они не имеют цель получения максимальной прибыли и не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, не обслуживают население, предприятия – все это выполняют коммерческие банки.

Центральные банки формируют и осуществляют денежно-кредитную политику, а также контролируют и координируют деятельность коммерческих банков.

Коммерческие (депозитные) банки – являются основой кредитной системы. Они могут быть универсальными и специализированными. Первые выполняют все банковские операции (от 100 до 300 видов). Вторые могут обслуживать определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполнять небольшое число операций.

К таким банкам относятся: инвестиционные – специализирующиеся на аккумуляции денежных средств на длительные сроки и предоставлении долгосрочных ссуд; ипотечные – осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества.

Основными функциями коммерческих банков являются привлечение вкладов (депозитов) и выдача кредитов. Кроме того, коммерческие банки занимаются также куплей и продажей ценных бумаг и валюты (при наличии специальной лицензии).

Операции коммерческих банков подразделяются на 4 группы:

o активные – по размещению денежных средств;

o пассивные – по привлечению денежных средств;

o посреднические – услуги клиентам;

o доверительные – управление имуществом, ценными бумагами.

К специализированным кредитно – финансовым институтам относят сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные, лизинговые компании.

4.Посредством привлечения вкладов и предоставления кредитов коммерческие банки способны создавать деньги, то есть увеличивать предложение денег.

Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет центральный банк. Он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности – этот процент является резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег.

Предположим, что человек вложил в банк 1000$, тогда балансовый отчет банка будут следующим:

 

Актив Пассив
FR (Факт*Резервы) + 1000$ Обязат. резервы (R)+100$ Избыт. резервы (Е)+900$ Депозиты+1000$

 

Фактические резервы (FR) банка А составляют 1000$

.

Норма обязательных резервов (R) установлена для всех банков в размере 10%. Следовательно, избыточные резервы (Е) составляют 90% (т. е. Е=FR-R). Таким образом, банк А создал 900$ дополнительных денег.

Если действующий субъект использовал полученную ссуду в 900$ для покупки сырья, то его поставщики переведут полученные деньги на свой счет в банк Б, баланс которого будет выглядеть следующим образом:

Актив Пассив
FR+900$ R+90$ Е+810$ Депозиты+900$

Таким образом, банк Б создал дополнительные деньги – 810$.

Теоретически, при норме резервов 10% каждый 1$, вложенный в банк, приведет к созданию 10$, т. е. имеет место мультипликация:

, (.1)

 

где т – банковский мультипликатор, который показывает, сколько новых банковских долларов создает банковская система при поступлении в нее одного дополнительного доллара депозита.

 

Если R=10%=0,1 то .

 

Учитывая т, можно рассчитать максимальную сумму денег (М), которую создала банковская система

M = т х Е (.2)

$.

Процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма вклада не будет использована в качестве обязательных резервов.

 

5. Денежно-кредитная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности. Она призвана обеспечить установление общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Денежно-кредитнаяполитика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежной и кредитной сферах с целью регулирования экономики.

Цели денежно-кредитной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) устойчивый платежный баланс.

Денежно-кредитнаяполитика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность денежно-кредитнойполитики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами денежно-кредитнойполитики являются:

1) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
2) изменение нормы обязательных резервов;
3) операции на открытом рынке.

Кроме косвенных инструментов регулирования (1-3), могут быть использованы инструменты прямого регулирования, к которым относятся установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента.

Эффективность косвенных инструментов регулирования при этом зависит от уровня развития денежного рынка

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

.

Изменение нормы обязательных резервов (часть суммы депозитов, которую коммерческий банк должен хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства), позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

.

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

.

Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке– покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег. Этот способ контроля за денежной массой является наиболее распространенным в странах с развитым рынком ценных бумаг.

Для увеличения денежной массы Центральный банк начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”). Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он увеличивает сумму на резервных счетах этих банков, что увеличивает поступление в банковскую систему дополнительных денег и начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы. При этом, чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии и наоборот.

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования. В результате коммерческие банки будут сокращать текущие счета, сократят выдачу кредитов. Денежное предложение сократится, процентная ставка возрастет, что вызовет сокращение инвестиций, совокупных расходов и ЧНП.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег.

Для этого Центральный банк:
1) снижает учетную ставку
2) сокращает резервную норму
3) покупает государственные ценные бумаги.

В результате свободные резервы коммерческих банков возрастают, денежное предложение увеличится. Увеличение денег приведет к снижению процентной ставки, что повлечет за собой рост инвестиций и ЧНП.

Таким образом, Центральный банк с помощью указанных выше инструментов осуществляет поддержание денежной массы на определенном уровне (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Выбор вариантов зависит от причин изменения спроса на деньги. Однако, следует отметить, что Центральный банк не в состоянии одновременно поддерживать ставку процента и денежную массу, так как при росте спроса на деньги для поддержания относительно устойчивой ставки процента, Центральный банк должен будет расширить предложение денег, чтобы уменьшить давление на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги.

6.Денежно-кредитная политика в значительной степени зависит от временного лага (периода времени от момента принятия решения до его реализации), так как ее влияние на размер ВВП связано с изменением инвестиционной активности в экономике через колебания ставки процента.

Сложность проведения денежно-кредитной политики состоит в том, что запаздывание результата может ухудшить ситуацию в экономике. Так, например, увеличение денежной массы и снижение процентной ставки, необходимое в период спада в экономике, может иметь негативный эффект в виде инфляционных процессов в период, когда экономика находится на подъеме.

Эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях зависит во многом от доверия к политике, проводимой Центральным банком, а также от степени его самостоятельности (независимости) от исполнительной власти. Экономисты усматривают определенную взаимосвязь между степенью независимости ЦБ от исполнительной власти и уровнем инфляции и дефицитом бюджета в развивающихся странах и странах с переходной экономикой: чем выше эта степень независимости, тем ниже в стране уровень инфляции и дефицит бюджета.

Денежно-кредитная политика имеет тесную взаимосвязь с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Например, если ЦБ участвует в финансировании дефицита бюджета, покупая государственные облигации, это может привести к увеличению суммы резервов банковской системы, денежной базы и мультипликативному процессу увеличения предложения денег в экономике.

Центральный банк, проводя монетизацию дефицита бюджета в условиях, когда экономика близка к полной занятости, может тем самым способствовать усилению инфляции. Если же ЦБ не будет финансировать дефицит бюджета, то фискальная бюджетная экспансия, не сопровождающаяся компенсирующей денежной политикой, приведет к росту процентных ставок и вытеснению частных расходов (инвестиций).

Эффективная денежная политика (с низким устойчивым темпом роста денежной массы) обычно не совместима с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит бюджета, так как в условиях растущего длительного дефицита бюджета правительство вряд ли удержится от давления на ЦБ с целью увеличения денежной массы для финансирования дефицита бюджета.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:329

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.