Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Для групп характерно наличие сходных интересов и потреб­ностей в общении и совместной деятельности.

· Главный фактор, объединяющий группу, – совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное дей­ствие (прямой обмен деятельностью и способностями, творче­ское сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлет­ворены их индивидуальные потребности.

· Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показа­тели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распре­деление обязанностей, иерархию статусов; наличие так назы­ваемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы.

· Основным средством, инструментом объединения малой груп­пы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиня­ется закономерностям психологической совместимости и кон­фликтности (симпатии и эмпатии).

Содержание совместной деятельности членов группы оказы­вает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (вос­приятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее члена­ми влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.

Процесс образования и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкивают­ся тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стаби­лизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая – на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие груп­пы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одно­временно, внешнего утверждения – от спонтанного объедине­ния к подлинному сообществу равноправных, взаимозначи­мых партнеров (но и обратно!).

Следовательно, с другой стороны, группа – это неформаль­ное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодея­тельное объединение.Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом уч­реждения. В рамках государственных образовательных учреж­дений отношения неформальных детских объединений (с уча­стием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреж­дения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.

Естественно, что процесс появления таких самоуправляе­мых, самодеятельных объединений не может быть жестко рег­ламентирован и стандартизирован, формализован, что и гаран­тируется приоритетными идеями системы дополнительного об­разования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектирова­нии свой педагогической деятельности.

В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освое­ния культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое об­щение – это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее зна­чимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое видение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого чело­века, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими сло­вами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.

Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния являет­ся не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организа­ции партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор – форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает при­нятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.

Итак, группа – понятие, объединяющее множество разных форм учреждения дополнительного образования детей на осно­вании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.

 

Кружок

Кружок является наиболее распространенной, традицион­ной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования.

Отличительные признаки:

1. Приоритет предметно-прак­тических задач, направленных на формирование знаний, уме­ний и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету).

2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не озна­чает отсутствия воспитательных задач.

3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

4. Результатами работы круж­ка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие про­граммным требованиям педаго­га.

Клуб

Клубом называют объедине­ние детей и подростков по ин­тересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:

– организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;

– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.

Отличительные признаки:

Наличие:

1. Органов детского самоуп­равления.

2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба:

– сотрудничество воспитанни­ков разных поколений;

– коллективная творческая де­ятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба;

– традиции коллектива.

3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, фор­ма и пр.

4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.

Возможные характеристики:

1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получае­мых по итогам работы и творческим достижениям. К приме­ру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.

2. Условия приема в клуб. Кпримеру: согласие с уставом, пребывание в течение определенного времени в качестве кан­дидата и т.д.

3. Разновозрастные объеди­нения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.

Возможные подходы к классификации клубов

1. По приоритету вида дея­тельности:

а) Образовательные (клубы, в которых специально организо­ван образовательный процесс для овладения детьми знания­ми, умениями и навыками в оп­ределенной области знаний).

б) Досуговые (клубы, в кото­рых преобладает свободное общение, совместное проведение досуга, хотя может иметь место познавательная деятель­ность детей).

2. По степени выраженности профиля деятельности:

а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исто­рические, биологические и т.д.).

б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К при­меру, клуб старшеклассников.

в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содер­жание деятельности в клубе «Барыня» включает: историю России, русский музыкальный фольклор, устное народное творчество, экологическое на­правление, разнообразную мас­совую деятельность.

3. По возрастному признаку членов клуба:

а) возрастные;

б) разновозрастные.

4. По временному фактору:

а) постоянно действующие;

б) временные.

5. По степени постоянства со­става:

а) Клубы с постоянным соста­вом участников;

б) Клубы с переменным со­ставом, изменяющимся в зави­симости от конкретного дела, проблемы, вида деятельности.

Студия

Отличительные признаки:

1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлеж­ность к определенному виду искусства или творчества (изо­бразительное, театральное, хо­реографическое искусство, литературное творчество и т.д.).

2. Основной целью деятель­ности является развитие худо­жественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одареннос­ти, ее поддержка и развитие.

3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

4. Сочетание эксперимен­тальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических (по­каз спектаклей, оформление выставок, проведение конкур­сов и пр.) педагогических задач и форм работы с коллективом.

5. Система деятельности по демонстрации детских практи­ческих достижений.

6. Высокое качество творчес­кого «продукта» детей.

Возможные характеристики:

1. Специальные условия на­бора в студию с предваритель­ным выявлением задатков и склонностей детей.

2. Ступени обучения, завер­шенные по содержанию и вре­мени (подготовительные группы, младшие, старшие группы).

3. Общественный орган сту­дии по оценке качества творчес­ких достижений: к примеру, художественный совет.

Возможные подходы к классификации студий:

1. По масштабу содержания обучения:

а) Однопредметные (студия эстрадного танца);

б) Полипредметные (ком­плекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).

2. По структурному оформле­нию:

а) Студия как первичный кол­лектив в составе какого-либо подразделения, учреждения.

б) Студия как структурное подразделение учреждения.

Лаборатория

Отличительные признаки:

1. Основная цель – развитие умственных и изобретательских способностей подростков.

2. Исследовательский, поис­ковый, изобретательский компо­нент в образовательной деятельности; опытно-эксперимен­тальная работа учащихся.

3. В основе содержания дет­ской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер.

4. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования.

5. В составе объединения преимущественно старшие под­ростки.

Возможные подходы к классификации:

1. По длительности работы:

а) временные;

б) постоянные.

2. По предмету исследова­ния:

а) тематические (предметом исследования является область знаний, тема);

б) проблемные (предмет ис­следования - конкретная про­блема);

в) проблемно-тематические.

Мастерская

Отличительные признаки:

1. Принадлежность содержа­ния деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчес­тва (к прикладной деятельнос­ти) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).

2. Приоритет предметно-прак­тических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном на­правлении.

3. В основе образовательно­го процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: ов­ладение детьми специальными технологиями.

4. Наличие собственного по­мещения – мастерской.

5. Разнообразная деятель­ность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).

Как правило, мастерские дифференцируются по субъекту обучения (мастерская конкретного педагога, – в данном контексте часто используется и наименование «школа»), либо по содержанию (направлению, профилю) работы. Первое осно­вание (по субъекту) чаще всего имеет место в тех случаях, ког­да педагог разработал не име­ющие аналогов подходы или технологии исполнения изделий.

Школа

Отличительные признаки:

1. Наличие концепции школы, представленной в проекте (ус­таве, положении) и программе деятельности (образователь­ной программе) школы.

2. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.

3. Приоритет обучения при многообразии видов и направ­лений деятельности детей.

4. Комплекс учебных предме­тов (не менее трех).

5. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.

6. Ступенчато-преемственный характер обучения: нали­чие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.

7. Система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов.

8. Четко обозначенные усло­вия набора и обучения в шко­ле.

9. Вручение сертификата об окончании школы.

10.Наличиеоицензиина пра­во ведения образовательной деятельности.

Перечисленные характерис­тики являются обязательными прежде всего для образовательных объединений, посколь­ку наименование «школа» неред­ко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет мес­то либо познавательная дея­тельность детей (школа твор­ческой ориентации), либо про­цесс формирования и отработ­ки конкретных умений и навы­ков (школа выживания).

Подходы к классификации:

1. По степени выраженности профиля деятельности:

а) профильные (школа юного модельера, например);

б) не профильные: не имею­щие четко обозначенного проф­иля, учебного предмета, направления деятельности (шко­ла нравственности);

в) многопрофильные (к при­меру, школа «Творчество» с пре­подаванием нескольких, не связанных между собой тематичес­ки предметов; школа раннего развития).

2. По приоритету педагогичес­ких задач:

а) школы образовательные, т.е. решающие в приоритете об­разовательные задачи: профессиональной и допрофессиональной подготовки, ориента­ции на определенные профес­сии, довузовской подготовки и т.д.:

б) школы общей ориентации на различные виды творческой деятельности, где главным результатом работы педагогов является выбор ребенком опре­деленного занятия (самый распространенный пример – школы творческой ориентации);

в) школы воспитывающего характера, т.е. решающие в приоритете собственно воспитательные задачи (школа эти­кета);

г) школы социальной направ­ленности, т.е. решающие пре­жде всего задачи социальной адаптации, социальной защиты и реабилитации (к примеру, школа мужества, школа выживания).

3. По особенностям развития учащихся школы (по особеннос­тям контингента): возможны школы для одаренных детей, школы для детей с ослаблен­ным здоровьем (например, шко­ла коррекции осанки) и т.д.

4. По структурному оформле­нию (статусу):

а) школа – первичный коллек­тив подразделения, учрежде­ния;

б) школа – самостоятельное структурное подразделение уч­реждения.

Обозначенный подход к пред­ставлению и пониманию детско­го объединения сферы дополнительного образования может стать ориентиром педагогичес­кого поиска в моделировании образовательного процесса, в проектировании инновационных или преобразовании традицион­ных форм детских образова­тельных объединений. В дан­ном процессе видится, как ми­нимум, два варианта:

1. Проектирование от «фор­мы», т.е. от замысла преобра­зовать детский коллектив в иную содержательно-структур­ную модель. В этом случае про­гнозирование результатов, от­бор содержания и педагогичес­ких технологий будут осущес­твляться в соответствии требо­ваниям, предъявляемым фор­мой.

2. Поиск необходимой формы ДОО на основе аналитических выводов об образовательных результатах и о состоянии об­разовательного процесса, с уче­том имеющихся у педагога ус­ловий работы и возможностей («традиционное» проектирова­ние).

Кроме того, рассматривая форму ДОО как комплексную модель образовательного процесса, как систему работы пе­дагога с детским коллективом (возможно – авторскую педагогическую систему), есть смысл рассуждать о том, насколько форма ДОО есть результат ра­боты педагога, показатель его профессионализма и качества педагогической деятельности.

В Типовом положении об образовательном учреждении до­полнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам – клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но пол­ное описание их практически неосуществимо, так как реаль­ная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание об­разовательного процесса.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:409

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.