Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 6. Свойства трикотажных полотен

Свойства трикотажа зависят от сырья, волокнистого соста­ва, строения и отделки, которые формируют геометрические, физические, механические, химические, гигиенические свойств Их условно подразделяют на три группы: свойства, влияющие на эстетическую оценку; свойства, формирующие санитарно-гиенические требования; свойства, определяющие срок службы изделия или сохранение внешнего вида и служебных качеств.

Геометрические свойства полотен (толщина, поверхностна, плотность — масса 1м2) имеют большое значение для характеристики отдельных свойств трикотажа, влияющих на качество, проектирование, изготовление и эксплуатацию изделий

Толщина трикотажа зависит от толщины нитей, способ переплетения, плотности, характера отделки и определяет его назначение. Полотна толщиной 0,4—0,8 мм применяются для приготовления белья (в том числе и полотна с начесом 1-1,4 мм), а более толстые применяются для изготовления верхних изделий. С увеличением возрастает степень изгиба нитей в петлях, что вызывает стремление нитей расшириться приводит к увеличению толщины трикотажа.

Поверхностная плотность, или масса одного квадратного метра полотна, влияет на материалоемкость изделий, определяет выбор полотна для изготовления различных изделий является одним из факторов, определяющих качество изделий

Поверхностная плотность определяется сырьевым составом и линейной плотностью нитей.

Масса 1 м2 трикотажного полотна — важный фактор при производстве одежды. Легкие полотна используются для из­готовления белья, легкого платья, блузок. Для изготовления теплых бельевых изделий применяются полотна с начесом массой 210—400 г/м2. Костюмы, жакеты, джемперы изготав­ливают из полотна массой 250—400 г/м2 , а пальто — из по­лотен массой 300—600 г/м2 .

Растяжимость, распускаемость, закручиваемость, перекос петельных столбиков, усадка зависят от петельной структуры и особенностей строения трикотажа.

Растяжимость трикотажа характеризуется его удлинени­ем (в процентах) под действием растягивающей постоянной нагрузки 600 гс (6Н) на сшитую в кольцо полосу размером 50x200 мм. По значениям растяжимости устанавливают размер припусков, определяются режимы настилания полотен при раскрое, выбирают оборудование, предотвращающее вытягива­ние швов и деформацию всего изделия при шитье и влажно-тепловой нагрузке.

Распускаемость — отрицательное свойство трикотажа, влияющее на срок службы изделий, характеризуется способ­ностью петель при разрыве или натяжении нити выскальзы­вать друг из друга.

При обрыве нити нарушается равновесное состояние три­котажа, нить стремится распрямиться и занять готовое поло­жение, выскальзывая из соседних петель в силу своей упру­гости. Роспуску препятствуют силы трения между нитями, и если они меньше упругих сил нити, трикотаж распускается. Следовательно, важным показателем распускаемости является коэффициент трения нитей между собой. Наибольшим коэф­фициентом трения обладают нити из шерсти, хлопка, текстурированные, фасонной крутки.

В то же время на распускаемость значительно оказывает влияние вид переплетения. Этому подвержены полотна поперечновязаного переплетения, как петельных рядов, так и петельных столбиков, так как они могут раскручиваться. Наибольшей распускаемотью характеризуются главные кулирные переплетения. Основовязаные переплетения по петельным рядам не распуска­ются, поскольку все петли в ряду образованы из разных нитей.

Следовательно, распускаемость определяет выбор техноло­гии изготовления одежды.

Необходимо производить обметку обрезов полотен после раскроя; при выполнении швов нити петель при проколах иг­лами швейных машин не должны разрушаться во избежание

роспуска.

Закручиваемость — явление стремления петель, распола­гаемых по краям на полотне, выпрямиться; оно зависит от свойств волокон, толщины и структуры нитей, вида перепле­тения, плотности, отделки полотна.

Это явление отрицательное, так как создает серьезные труд­ности в процессах раскроя полотен и выполнения швов при изготовлении одежды.


Тема 14. Проектирование одежды.

Вопрос 1. Проектирование одежды. Моделирование одежды.

Вопрос 2. Понятие размерной типологии и основные этапы её разработки. Классификация фигур по размерным признакам.

Вопрос 3. Конструирование одежды.

 

Вопрос 1. Проектирование одежды. Моделирование одежды.

Проектирование является важным и ответственным этапом в производстве высококачественных изделий. При проектировании осуществляется разработка модели изделия, чертежей ее деталей и подготовка их для последующего раскроя материала. Проектирование включает процессы моделирования и конструирования, которыми занимаются художники-модельеры и конструкторы.

Моделирование — процесс разработки модели, или первичного образца одежды, по которой в дальнейшем изготовляют изделия промышленным способом и индивидуальным. Термин "модель" означает образец одежды конкретного вида (пальто, платье, сорочка и т.д.), имеющий определенную художественную форму, выполненный из определенного материала с применением соответствующих отделок. На всех последующих этапах проектирования и производства одежды модель служит эталоном, которому должно полностью соответствовать каждое изделие данной серии.

Назначение будущей модели зависит от потребителя и условий эксплуатации. Конкретные утилитарные функции будущей модели определяются условиями ее использования (для работы, отдыха, занятий спортом и т.д.).

Создаваемые художниками-модельерами модели одежды должны отвечать разнообразным требованиям. С одной стороны, изделия, выполненные по этим моделям как предметы личного пользования, должны быть красивыми, модными, соответствующими назначению, внешнему облику потребителя, гигиеничными, удобными, способными сохранять форму и размеры, важнейшие потребительские свойства в течение всего периода эксплуатации. С другой стороны, модели должны соответствовать экономическим и техническим возможностям современного массового производства одежды.

При создании модели учитываются потребительские требования к будущему изделию, особенности этих требований в связи с социальными, возрастными, морфологическими особенностями человека, его образом жизни, вкусом, привычками и т.д. Моделирование проводится дифференцированно в зависимости от возраста потребителя, его полноты и других размерных характеристик. Поэтому каждая модель, разрабатываемая художником-модельером, адресуется определенной группе потребителей.

При создании моделей определяющую роль в формировании их внешнего вида, формы, важнейших свойств играют материалы. Материал, его пластические свойства диктуют форму изделия.

Художник-модельер создает модели-идеи и промышленные модели одежды. Модель-идея представляет собой уникальный образец

(выставочный, перспективный). Такую высокохудожественную модель относят к произведениям прикладного искусства. По сравнению с обычными моделями она имеет усложненную конструкцию, обусловливающую как большой расход материалов, так и большую трудоемкость за счет ручных операций.

Промышленные модели создаются на основе моделей-идей. Их отличает конструктивная и технологическая обработанность с учетом возможностей производства для внедрения и тиражирования моделей. Такие модели создаются целыми коллекциями и соответствуют требованиям большинства потребителей.

Важным моментом процесса моделирования является создание формы одежды. Форма одежды - граница, отделяющая эту структуру от внешней среды. Структура формы представляет собой пространственную систему ее геометрических элементов, обусловленную образным, функциональным или техническим решением. Для каждого периода развития общества характерны свои стилевые формы, наполненные определенным образным содержанием. Классические формы одежды (английский костюм, свитер, пальто покроя реглан и др.), отражая прогрессивные тенденции современности, устремлены в будущее, что и обусловливает их жизнеспособность. Это объясняется тем, что в классических формах найдено равновесие эстетической и утилитарной функции.

Форма одежды характеризуется, с одной стороны, объемно-пространственной структурой, а с другой — единством элементов ее структуры и художественной целостностью, т.е., композицией. Объемно-пространственная структура формы одежды решается конструктивно и характеризуется размерами, пропорциями, соотношением ее отдельных частей по форме и размерам, согласованностью с фигурой человека, Структура формы, ее конструктивное решение неразрывно связаны с функциональным назначением модели. Эстетическую сторону формы, ее выразительность представляет композиция. Форма одежды характеризуется, с одной стороны, объемно-пространственной структурой, а с другой — единством элементов ее структуры и художественной целостностью, т.е. композицией. Объемно-пространственная структура формы одежды решается конструктивно и характеризуется размерами, пропорциями, соотношением ее отдельных частей по форме и размерам, согласованностью с фигурой человека. Струк­тура формы, ее конструктивное решение неразрывно связаны с функциональным назначением модели. Эстетическую сторону формы, ее выразительность представляет композиция.

При создании объемно-пространственной структуры модели художник-модельер исходит из того, что форма одежды и ее свойства определяются различными факторами: формой тела человека, его возрастом, местом и характером трудовой деятельности (назначением), эстетическими требованиями (модой).

Объемно-пространственная структура формы одежды включает следующие первичные элементы: геометрический вид и поверхностность, величину, массу, материал (пластичность, фактура) и отделку.

Геометрический вид формы определяется соотношением ее измерений в системе трех координат, степенью ее объемности. Понятно, что это свойство формы одежды зависит от фигуры человека. Можно выделить следующие виды формы: объемная (все три измерения формы относительно равны), линейная (форма сильно вытянута в одном направлении, например в длину).

Поверхность формы — это ее характер, или конфигурация (криволинейная, прямолинейная, ломаная). Например, криволинейная поверхность может быть выпуклой или вогнутой; ломаная поверхность характерна для одежды со складками, гофрировкой, плиссировкой.

Контуры формы одежды в целом и отдельных ее частей ограничены различными линиями, которые по своему характеру делятся на конструктивные и декоративные. К конструктивным линиям относятся контуры формы одежды в целом и ее деталей, а также линии соединения частей и деталей (швы, вытачки, складки и др.). Декоративные линии придают форме одежды выразительность и оригинальность и создаются разнообразными отделками — строчками, рельефами, вышивкой, кантами, поясами, манжетами и т. д.

Сложность формы одежды и ее зависимость от указанных выше факторов обусловливают членение ее на части. Форма одежды создается при разработке ее конструктивной основы, которая состоит из наименьшего количества составных частей (деталей). Определяется конструктивная основа ассортиментом, принадлежностью изделия к определенной группе. Например, конструктивная основа пальто состоит из следующих деталей: спинки, полочек, рукавов и воротника; юбки — из переднего и заднего полотнищ и т. д. На членение формы влияют и свойства материалов, технологический процесс изготовления одежды, условия ее эксплуатации. Требования моды и художественной выразительности, формирования внешнего облика человека обусловливают определенное положение линий груди, талии, бедер, низа, соединения рукавов с изделием.

Основными средствами членения формы одежды являются конструктивные и декоративные линии. Членение формы одежды может быть произведено по горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтальное членение подчеркивает основные части фигуры, вертикальное устанавливает равновесие, устойчивость формы. Диагональное членение придает динамичность и подчеркивает асимметрию формы одежды.

Величина формы - это протяженность формы или ее эле­ментов по трем координатам, которая оценивается по отно­шению к фигуре человека. Это свойство формы используется для сопоставления двух или нескольких форм одежды одного вида.

Масса — зрительное объемное восприятие формы одежды в целом или ее отдельных частей: величины разворота плеч, выпуклости в области груди, талии, бедер и т.д. Масса зависит от величины формы, силуэта, степени заполнения формы линиями, деталями и отделкой, цвета и рисунка применяемых материалов. Чем больше объемность, величина формы, коли­чество деталей и отделок в изделии и чем меньше степень при­легания одежды к фигуре, тем больше ее масса. Общеизвест­но также влияние цвета, характера рисунка материалов на массу одежды. Для зрительного увеличения или уменьшения массы одежды художник-модельер уменьшает или увели­чивает размеры воротника, карманов и других деталей из­делия.

Важнейшим элементом структуры формы одежды являет­ся материал, который и определяет форму. По пластичности материала художник в самом начале работы над моделью выявляет характер основных линий и композицию будущего изделия. Материалы, которые могут быть мягкими и пластич­ными, жесткими или ломкими, обусловливают формы плав­ные или ломкие в очертаниях. При создании формы опреде­ленного геометрического вида из всего многообразия матери­алов выбирают тот, который за счет пластических свойств обеспечит при определенном конструктивном решении фор­мы необходимую устойчивость ее.

От фактуры материала (гладкая, шероховатая и др.) зави­сят объемность и масса одежды. Материалы с гладкой факту­рой зрительно уменьшают массу и объем одежды, придают ей легкость. Материалы с ярко выраженной рельефной факту­рой, например ворсовые, рыхлые, увеличивают объемность и массу одежды, создавая впечатление тяжести и плотности.

Важными элементами структуры формы одежды являются разнообразные средства отделки: орнамент, отделочные мате­риалы и украшения. Орнамент усиливает и обогащает художе­ственнообразный замысел модели. В практике моделирова­ния применяют орнамент самого материала (ткань, трико­таж) и отделочный орнамент изделия в виде вышивки, аппли­каций, тесьмы и др. Чаще всего орнаментом отделывают одежду для торжественных случаев. В качестве отделочных материалов используют ткани, трикотажные полотна, кожу, замшу, меха натуральные и искусственные, различную тесьму, ленты, кружева, шитье, шнур и т.д. Отделкой одежды служат также и разнообразная фурнитура и различные украшения (бусы, броши, брелоки).

Композиция — объединение всех элементов формы одежды в единое целое, выражающее ее идейно-художественное содержание. Целью композиции является не просто создание функциональной и технологически совершенной формы, но и придание ей красоты, гармонии соразмерности частей и целого, связи с окружающей средой.

Основными свойствами композиции формы одежды являются гармоническая целостность, соподчиненность частей, композиционное равновесие.

Под гармонией понимают художественное единство, согласованность частей единого целого. Гармонически целостная форма одежды производит благоприятное впечатление, все ее элементы отличаются соразмерностью и единством. Целостность формы одежды неразрывно связана с соподчиненностью ее частей. В композиционно-организованной объемной форме одежды целостность является средством соподчинения всех ее элементов и частей. Все элементы формы делятся на главные и подчиненные, взаимно усиливающие друг друга и образующие единое целое. При разработке модели в ее форме выделяют главный элемент (композиционный центр), которому должны подчиняться второстепенные. В качестве композиционного центра может выступать любой элемент или участок формы, например линия воротника, лацканов, карманов, кокетки, цвет, отделка. Композиционным центром костюма могут быть также обувь, сумка, головной убор. Линии подчиненных элементов формы должны быть скоординированы с линиями композиционного центра. Например, если линии воротника и лацканов закругленные (композиционный центр), то линии манжет, клапанов карманов, кокеток строятся в соответствия с ними.

Композиционная целостность одежды, может быть, достигнута при сбалансированности всех элементов. Равновесие композиции зависит от распределения массы, цвета, фактуры относительно ее центра; решается оно с учетом равновесия самой фигуры человека и основывается на интуиции художника.

Внешнее очертание формы, ее проекция на плоскость создают силуэт. Силуэтом называется плоскостное изображение формы одежды, состоящее из различных (прямых и кривых) сопряженных линий. Он характеризует степень прилегания одежды к фигуре, ширину и высоту плеч, положение линий талии и низа, ширину одежды на этих уровнях. По степени прилегания к фигуре по линии талии силуэт одежды может быть: прилегающим (плотно облегает и подчеркивает талию), полуприлегающим (плотного облегания нет, талия слегка обозначена), прямым (ширина изделия одинакова на уровне линий груди, талии, бедер и низа) и свободным, или трапециевидным (изделие расширено от линии груди до низа). При разработке формы одежды в одном изделии могут использоваться различные силуэты, например широкий и свободный лиф и плотно облегающая юбка, и наоборот.

Различны варианты силуэтов в зависимости от высоты и ширины плеч: линия плеч может быть покатой и прямой, высокой и низкой, расширенной и суженной.

Линия низа в силуэте может находиться на разном уровне: выше колен (мини), на уровне или чуть ниже коленей, у щиколотки (макси), на уровне икр (миди).

Силуэт, являясь важнейшим элементом формы, тесно связан с модой. По нему судят об изменениях в одежде за тот или иной период времени.

Одна и та же объемно-пространственная форма одежды может быть получена различными конструктивными решени­ями (покроями). Конст­руктивное решение основных деталей изделия может быть различным, Так, полочки одежды могут быть цель­ными, отрезными в талии, с отрезными бочками, кокетками, со швом посредине (спинка), с рельефными швами от плече­вых швов или проймы до низа. Покрой рукава определяется характером соединения с изделием и может быть втачным, цельнокроеным со спинкой и полочкой, реглан и комбиниро­ванным (в сочетании в одном изделии двух покроев, перечис­ленных выше). Рукав может состоять из двух или трех дета­лей, иметь отрезной манжет. Конструктивные решения ворот­ников: отложной, стойка, шалевый, апаш.

Модель одежды может соответствовать определенному стилю. Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность системы средств и приемов художественной выразительности.

Создаваемые при моделировании формы одежды весьма разнообразны и различаются структурой и композиционным решением. Важным признаком, характеризующим форму и отличающим ее от других, является стилевое решение. Все разнообразие форм одежды по стилевому решению можно подразделить на три группы: одежда классического (строгого) стиля, одежда спортивного стиля и одежда стиля "фантази" одежда классического стиля отличается строгостью, деловитостью, минимумом деталей и отделки, четким соответствием назначению. Линии такой одежды несложны и лаконичны, пропорции соответствуют пропорциям фигуры человека.

В одежде спортивного стиля подчеркивается стройность, спортивность фигуры человека. В такой одежде должно быть удобно, двигаться, поэтому ее форме присуща свобода. Изделия спортивного стиля шьют с накладными карманами, отрезными кокетками, поясами, хлястиками, манжетами, складками, шлицами (разрезы), клапанами, погонами, отделочными строчками.

Одежда стиля "фантази" характеризуется сложными декоративными линиями и деталями, сложным покроем, асимметричными решениями формы и сложным членением ее, разно образными нарядными отделками.

Чтобы связать элементы формы в единое целое и придать ей гармонию и определенную эмоциональную выразительность (торжественность, праздничность, строгость и т.д.), художник использует разно образные средства. К средствам единства и связи элементов формы относятся цвет, колорит, пропорции, контраст, подобие, нюанс, симметрия, асимметрия, ритм.

Цвет как средство гармонизации композиции одежды является важнейшим ее элементом. Он неразрывно связан с такими элементами, как линии, фактура материала, величина формы. Цвет оказывает наиболее сильное эмоциональное воз действие на человека, которое можно рассматривать в трех аспектах: физическом, эмоционально-психологическом и символическом.

Человек воспринимает и различает физические свойства цвета его цветовой тон, светлоту и насыщенность. В природе существуют, как известно, четыре главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый и синий. Путем смещения главных цветов или добавления к ним черного либо белого можно. Получить множество цветов, различающихся светлотой и насыщенностью. Светлота характеризуется наличием в главном цвете черного цвета, а насыщенность - интенсивностью главного цвета.

Эмоционально-психологическое воздействие цвета на чело века проявляется в том, что он оказывает различное действие на органы чувств - успокаивающее, возбуждающее, угнетающее. Человек воспринимает цвета как теплые и холодные, радостные и печальные, объемные и плоские, выступающие и отступающие, легкие и тяжелые.

Большое влияние на восприятие цвета одежды оказывают фактура материалов, характер поверхности объемной формы. Ткани с сильным блеском (атласы, парча) создают блики, а материалы с шероховатой, матовой, Ворсистой поверхностью углубляют цвет. Ребристая поверхность формы изделий со складками, отделкой гофре создает эффект чередования темных и светлых полос.

Говоря об одежде как о произведении искусства, нельзя не сказать о колорите. Колорит - общий характер сочетания цветов в произведении вызывающий определенное впечатление, В одежде обычно сочетаются несколько цветов, поэтому чрезвычайно важны как соподчинение отдельных цветов, так и подчинение их единству целого.

Цвет одежды зависит и от ее назначения и выполняемой функции. Так, колористическое оформление одежды для занятий спортом, рабочей или выходной неодинаково.

Пропорции — одно из главных средств композиции одежды, с помощью которых организуется ее форма и достигается гармония. Под пропорциями - понимают определенные соотношения частей формы. В композиции одежды применяют два вида пропорций: простые (арифметические) и сложные (геометрические). Пропорции в одежде определяют соразмерность и гармоничность элементов ее формы. Определяющим в пропорциях формы одежды является тело человека. При создании модели художник выбирает такие соотношения ее частей по размерам, объему, которые в наибольшей степени соответствуют фигуре, ее движениям, пластичности материала. В основе строения фигуры человека лежит принцип золотого сечения, поэтому пропорции одежды, построенные по этому принципу, производят наиболее благоприятное впечатление. Отношения золотого сечения можно приблизительно выразить дробями: 3/5, 5/8, 8/13 и т.д.

Контраст, подобие и нюанс — средства художественной выразительности, характеризующие взаимосвязь элементов формы (линий, массы, фактур, цветов и т.д.) и используемые для гармонизации композиции.

Контраст — резкое отличие элементов формы друг от друга. Композиция одежды, построена на контрасте, необычна и производит на человека сильное впечатление. Примером может служить композиция, в которой противопоставлены, например, гладкие поверхности и ломаные, черный и белый цвета, тяжелые и легкие массы. Можно получить контрастные формы, укрупнив форму рукавов и придан ей овальность в противовес прямоугольной форме стана изделия. Наиболее распространены в композиции цветовые контрасты - по цветовому фону, светлоте и насыщенности. Особенно выразителен контраст черного и белого тонов. Контрасты образуют как главные, так и дополнительные цвета. Можно выделить следующие контрастные сочетания: чистый желтый и чистый синий; чистый зеленый и чистый красный; желто-красные и сине-зеленые, желто и сине-красные. Цветовые композиции, построенные на контрасте, могут выражать социальную, возрастную принадлежность одежды. Например, одежда для молодежи отличается от одежды для людей старшего возраста очень яркими тонами.

Контрасты в повседневной одежде утомляют и могут быстро надоесть. Поэтому контрастные сочетания целесообразно использовать в праздничных и нарядных изделиях.

Принцип подобия в композиции одежды заключается в развитии, повторения какого-то элемента формы. Например, для мужского костюма — это форма прямоугольника (прямые силуэты брюк, пиджака), в женском платье повторяется форма трапеции в лифе, юбке. Принцип подобия в композиции придает одежде уравновешенность.

Нюанс — это самое тонкое средство композиции. Проявляется он в смягчении контрастов, пластике, цветовых тонах, пропорциях формы. С помощью нюанса художник придает моде ли элегантность, теплоту.

Симметрия и асимметрия — важнейшие средства связи элементов формы, придающие ей выразительность, статичность или динамичность, Симметрия всегда олицетворяет красоту и статичность. Почти все виды одежды строятся на основе симметрии, что придает им равновесие. Асимметричная композиция придает одежде динамичность, усиливает ее выразительность, поэтому ее используют чаще в нарядных изделиях.

Ритм - закономерное чередование элементов формы и интервалов между ними. Простейший вид ритма — повторение одинаковых форм и равных интервалов. Такой ритм, называемый метрическим порядком, выражает равновесие, покой, придает композиции статичность. Примеры метрического порядка - расположение пуговиц в застежках, складок, рельефов. Ритм может выражаться также возрастанием или убыванием элементов формы и интервалов — ритмический порядок. Ритмические порядки придают форме зрительную динамику, которая может быть плавной, быстрой, скачкообразной. Ритмический порядок можно представить следующими четырьмя схемами: чередование равных элементов при изменении интервалов между ними; интервал постоянный, а элементы возрастают или убывают; и элементы, и интервалы возрастают или убывают; элементы и интервалы возрастают или убывают при их радиальном расположении.

Моделирование одежды включает несколько этапов: эскизирование, макетирование, воплощение композиции в конкретном (запроектированном) материале.

Эскизирование — воплощение идеи и замысла художника в эскизе, т.е. плоскостном изображении на бума­ге, картоне. В эскизе решаются пластика формы, линий, про­порции, цветовое решение модели, намечается ее конструк­ция. Эскизированию предшествуют изучение и анализ сущест­вующего ассортимента изделий, требований к ним, направле­ния моды. На эскизах модель изображается в различных видах: спереди, сзади, сбоку.

Следующий этап — проверка замысла художника в объ­емной форме — макетирование. Макет представ­ляет собой объемное изображение изделия, которое дает более ясное, чем эскиз, представление о его форме, ком­позиции и конструкции, Макетирование осуществляется путем наколки бумаги или специальной макетной ткани на манекен или фигуру манекенщика. При этом прораба­тывают объемную форму изделия, находят оптимальное конструктивное решение, уточняют композицию, отделку, место ее расположения в изделии и т,д. После такой отработ­ки идеи художника строят чертежи конструкции изделия, изготовляют лекала,

Завершающий этап — создание модели из запроектированного материала. По лекалам раскраивают и изготовляют образец изделия из конкретной тка­ни на определенную фигуру (манекенщика).

В массовом производстве одежды должное признание получил метод моделирования изделий по одной базовой фор­ме и конструктивной основе с использованием унификации и стандартизации элементов. Стандарт и мода в одежде вполне совместимы, поскольку стандарт включает то разумное, что приносит мода. В одежде без ущерба для ее качества можно стандартизировать как конструкцию в целом или отдельных узлов (покрой реглан, цельнокроеный и др.), так и детали — воротник, карманы, манжеты и др. Этот метод позволяет раз­нообразить ассортимент одежды и полнее удовлетворять спрос населения.

Особенности моделирования изде­лий из трикотажа связаны со спецификой трикотажного про­изводства и в значительной степени — со свойствами трико­тажных полотен.

По способу производства все трикотажные изделия подраз­деляются на кроеные, регулярные, полурегулярные и комби­нированные.

Кроеные изделия вырабатывают из метражного трикотажного полотна путем раскроя его на отдельные детали и последующего соединения их в изделие. Схема изготовле­ния кроеных трикотажных изделий в принципе не отличается от производства одежды из тканей. Группа кроеных трико­тажных изделий включает многие виды верхних, бельевых, некоторые виды перчаточных и других изделий,

Регулярные изделия получают из деталей, свя­занных на трикотажных машинах. В процессе вязания деталям придают необходимую форму за счет сбавок или прибавок крайних петель при отключении или включении игл машины, После соединения деталей и соответствующей влажно-тепло­вой обработки изделия приобретают окончательную форму и товарный вид. Регулярными вырабатывают многие виды верхних изделий (джемперы, жакеты, свитеры, платья и др.), все чулочно-носочные изделия, вязаные перчаточные и платочно-шарфовые изделия.

Полурегулярные изделия отличаются от регу­лярных только тем, что детали, связанные на машине, подкра­ивают для уточнения формы. Обычно подкрои производятся в области горловины, проймы, верхних срезов рукавов.

Комбинированные изделия — такие, в кото­рых сочетаются детали кроеные и связанные на машине (регу­лярные).

Моделирование кроеных трикотажных изделий из формоустойчивых, дублированных и других полотен, не отличаю­щихся по свойствам от тканей, подобно моделированию швейных изделий.

Кроме способа производства, на процесс моделирования трикотажных изделий существенно влияют специфические свойства полотен: растяжимость, эластичность, усадка, рас­пускаемость, драпируемость и др. Поэтому при разработке объемной формы одежды стараются избегать излишнего количества подрезов, швов, отрезных деталей сложной кон­фигурации, рельефов и т.д. При этом больше внимания уделя­ют фактуре, переплетению, сырьевому составу трикотажных полотен, их колористическому оформлению, рисункам. Об­новление ассортимента трикотажных изделий при моделиро­вании должно происходить в основном за счет применения полотен новых и интересных переплетений и фактур, рисун­ков, цветовых решений, использования различных отделок, оригинальных пропорций, разнообразных средств художест­венной выразительности.

Структура и свойства трикотажных полотен позволяют художникам-модельерам по-особому решать объемную фор­му изделий, не прибегая к дополнительному ее членению, Для этого в одном изделии можно использовать полотна разных переплетений или полотна, выработанные из пряжи различной структуры и упругости. Например, в тех случаях, когда необ­ходимо плотное облегание, используют полотна переплетения ластик (стан в области талии, низки рукавов, горловина и т.д.) или полотна, выработанные из нити эластик.

Дефекты, возникающие при моделировании, сказываются на внешнем виде одежды, что снижает ее эстетическую ценность, а в ряде случаев приводит к невозможности использования ее по назначению. Все дефек­ты, которые возникают в одежде вследствие ошибок, допу­щенных в процессе моделирования, можно подразделить на две группы:

· дефекты, связанные с неправильным композиционным решением модели, нарушением целостности композиции, гар­моничности элементов формы;

· дефекты, возникшие из-за несоответствия художественно-колористического оформления и свойств материалов форме одежды.

Вопрос 2. Понятие размерной типологии и основные этапы её разработки. Классификация фигур по размерным признакам.

Одежда, изготовляемая в условиях массового производст­ва, должна соответствовать форме и размерам тела человека. Однако промышленным способом изготовить одежду для каждого потребителя невозможно вследствие индивидуаль­ных особенностей телосложения. Поэтому промышленные предприятия выпускают ограниченное количество вариантов одежды на фигуры стандартных (типовых) размеров. Наибо­лее сложна проблема разработки такой системы размерных стандартов, которая при минимальном количестве типовых фигур обеспечила бы наибольшую удовлетворенность населе­ния готовой одеждой. Рациональная система типовых фигур, достаточно точно отражающих формы тела человека, которые присущи данному населению, называется размерной типологи­ей.Для построения размерной типологии необходимо распо­лагать, информацией о строении и размерах тела человека, закономерностях их изменчивости среди населения, принци­пах их стандартизации.

Научно обоснованные данные о строении, морфологичес­ких особенностях тела человека, его размерная характеристи­ка могут быть получены путем массовых антропологических исследований населения. Основным приемом антропологичес­кого исследования является измерение тела человека и его частей (антропометрия). Размерная характеристика тела чело­века представлена измерениями, называемыми размер­ными признаками. Для изготовления одежды поль­зуются размерной характеристикой тела чело­века, включающей до 60—70 различных размерных призна­ков, большая часть которых измеряется по поверхности тела. Это обхваты, продольные и поперечные измерения.

Обхваты — периметры туловища, шеи, головы и конечнос­тей на различных участках. Они определяют ширину изделия на соответствующих участках.

Продольные измерения — (длины, расстояния, высоты) определяют длину тела и отдельных его частей. К ним отно­сятся, например, общая длина тела (рост), длина руки, рас­стояние от 7-го шейного позвонка до талии спереди и сзади, высота линии талии. От этих измерений зависят длина изделия в целом и отдельных его частей.

Поперечные измерения характеризуют ширину отдельных участков тела, например ширину спины, груди, расстояние между центрами груди. Они определяют ширину отдельных частей и деталей одежды.

Кроме перечисленных, существуют размерные признаки, которые измеряются не по поверхности тела, а определяются как расстояния между двумя точками тела в проекции на вер­тикальную (высоты) или горизонтальную (диаметры и глуби­ны) плоскости. Такие измерения дают представления о внеш­ней форме тела человека (типы телосложения) и осанке. Тип телосложения характеризует внешнюю форму тела человека и зависит от степени развития мускулатуры и жировых отложений. Осанка обусловливается глав­ным образом формой позвоночника. Основные типы осанки (сутулая, нормальная, перегибистая) определяются формой изгибов позвоночника, а также степенью выступания лопаток, развитием мускулатуры и жировых отложений в области шеи, спины и ягодиц. Кроме того, в качестве показателя осанки при производстве одежды пользуются измерением, характери­зующим наклон плеч (фигуры низкоплечие, нормальные и высокоплечие).

Ведущие размерные признаки должны как можно полнее характеризовать типовую фигуру и удовлетворять следую­щим требованиям: иметь наибольшую или близкую к ней абсолютную величину; располагаться в разных плоскостях для более полной характеристики фигуры; иметь тесную связь с другими (подчиненными) размерными признака­ми, расположенными с ними в тех же плоскостях; связь между ведущими размерными признаками должна быть небольшой.

Возможности современного массового производства и тор­говли одеждой не позволяют изготовлять изделия для всех типовых фигур, установленных ГОСТами для России.

Количество ведущих размерных признаков определяет чис­ло типовых фигур. При увеличении количества ведущих приз­наков неоправданно увеличивается и количество типовых фигур, что значительно усложняет процесс производства одежды.

Для производства одежды в качестве ведущих размерных признаков, отвечающих указанным требованиям, приняты размер, рост и полнота.

Размер фигуры определяется величиной обхвата груди в сантиметрах.

Рост - длина тела человека без обуви от верхушечной точки головы до пола, измеряемая в сантиметрах.

Ведущие размерные признаки - обхват груди и рост - ори­ентированы в разных плоскостях и наиболее полно характери­зуют форму тела человека. Коэффициент корреляции между этими признаками небольшой: 0,144 - для женщин и 0,300 -для мужчин. В то же время коэффициенты корреляции между обхватом гру­ди и другими обхватами или поперечными измерениями, меж­ду ростом и другими продольными измерениями достаточно велики.

Полнота характеризует тип телосложения и возрастную изменчивость фигуры взрослого человека. Полнотным пока­зателем являются: обхват талии у мужчин и обхват бедер с учетом выступания живота у женщин.

При разработке размерной типологии учитывалось, что форма и размеры тела в значительной степени обусловлены полом и возрастом человека. Как уже отмечалось, все взрос­лое мужское и женское население условно подразделено на три возрастные группы: младшую (20—29 лет), среднюю (30—44 года) и старшую (45 лет и старше). Границы возраст­ных групп обусловлены биологическими факторами: к 20 го­дам заканчивается формирование тела человека, а после 60 лет проявляются возрастные изменения в телосложении. В каждой возрастной группе могут встречаться люди различ­ной полноты, но в разном процентном соотношении. В приве­денных выше таблицах по каждой пол нотной группе указан преобладающий возраст мужчин и женщин.

Количество типовых фигур определяется не только числом ведущих размерных признаков, но и величиной промежутка (интервала) между соседними номерами по каждому ведуще­му признаку. Величины интервалов между смежными вариан­тами размеров, ростов и полнот установлены опытным путем и равны интервалу безразличия.

Интервалом безразличия называют промежу­ток, в котором разница между размерами не ощущается потребителем. Для производства одежды интервалы безразли­чия составляют: по росту — 6 см, по обхватам груди и бедер — 4 см. По обхвату талии межполнотный интервал равен 6 см, а межразмерная изменчивость по этому признаку составляет 4 см.

Разработка размерной типологии детей значительно слож­нее разработки размерной типологии взрослых. Причина это­го — неравномерность роста детей, выражающаяся не только в возрастном изменении пропорций тела, но и в значительных колебаниях размеров тела детей одного возраста.

При построении размерной типологии детей в возрасте до 3 лет ведущими размерными признаками приняты рост и обхват груди, а от 3 до 18 лет — рост, обхват груди и обхват талии. Первый ведущий признак - рост, поскольку длина тела претерпевает наибольшие изменения в период роста де­тей. Интервал безразличия по росту равен 6 см, обхвату гру­ди - 4, обхвату талии — 3 см.

Возрастные группы и их границы для детей, как и для взрослых, установлены ориентировочно. Для детей введена непрерывная со взрослыми шкала как по росту, так и по обхвату груди.

 

 
 


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1664

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.