Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 4: Динамическая модель конфликта

Как отмечалось, конфликт представляет собой системное образование, не только потому, что состоит из определенным образом взаимосвязанных структурных элементов, но и потому, что состоит из логически вытекающих друг из друга этапов. Поэтому в процессе анализа конфликта важно описать его динамику.

Динамика конфликта - это последовательная смена во времени определенных стадий, этапов и фаз, характеризующих процесс развития конфликта от возникновения проблемной ситуации до выхода из конфликта.

Одна из наиболее широко признанных моделей организационного конфликта – модель Луиса Понди, демонстрирует самые общие укрупненные этапы динамики конфликта.

 

Обратимся к более детальному изучению динамики, тому, что происходит в каждый конкретный период развития конфликта.

Традиционно выделяют три стадии в динамике конфликта: предконфликтную, конфликтную, послеконфликтную. На рисунке они располагаются следующим образом.

Первая предконфликтная стадия (иногда называют стадией потенциального конфликта, а по модели Понди – это латентный конфликт (этап 1 на ранее рассмотренном рисунке)) характеризуется возникновением и развитием причин конфликта и делится на два этапа.

Первый этап - возникновение объективной проблемы и конфликтной ситуации, накопление и обострение противоречий, но пока без эмоциональных проявлений в поведении людей.

Второй этап - возникновение и усиление напряженности в отношениях людей, чувства неудовлетворенности, негативных барьеров и стереотипов в общении, которые пока не связываются с конфликтом.

Например, в организации намечается сокращение рабочих мест. Многие сотрудники, особенно предпенсионного возраста и работающие не по специальности могут попасть под сокращение. Пока вопрос о ликвидации конкретных должностей не решен и потому говорить о возникновении открытого конфликта рано. Однако проблема и конфликтная ситуация есть, потому что объект возможных разноглассий существует – это дефицитные рабочие места. Есть и потенциальные участники – весь персонал, особенно в группе риска. В коллективах возникла напряженность и может вызвать последующие действия потенциальных участников конфликта.

Эта предконфликтная стадия может появиться практически одновременно с непосредственным конфликтом. Но логически предконфликтная стадия – первое и обязательное звено в конфликте.

Вторая конфликтная стадия характеризуется осознанием конфликта и осуществлением конфликтного поведения участниками. Эта стадия также делится на три этапа:

Первый этап - осознание ситуации как конфликтной (по модели Понди это осознаваемый конфликт (Этап 2)). Данный этап включает в себя следующие фазы:

n осознание хотя бы одним из субъектов ситуации как значимой, то есть способной обеспечить достижение значимых целей и интересов;

n осознание того факта, что другая сторона или ситуация препятствует достижению целей и интересов;

n осознание другой стороной своих интересов и соответствующих препятствий на пути их достижения.

Кроме осознания интересов, участники конфликта производят первичный анализ причин конфликта, анализируют в общих чертах проблему, строят примерный сценарий дальнейших событий.

На этих фазах интересы могут трактоваться верно, как объективные, так и быть ложно понятыми, восприниматься искаженно. Но без осознания интересов дальнейшее продолжение конфликта, переход его в открытую стадию не имеет субъективного основания. Помимо объективной проблемы обязательным условием развития конфликта является наличие этого субъективного основания, иначе участникам не понятно из-за чего вести конфликт.

Пример протекания данного этапа: В организации проходит аттестация сотрудников. Потенциально существует проблема в противоположных оценках деятельности сотрудников со стороны аттестационной комиссии и со стороны самих аттестуемых. Для одного из аттестуемых важны результаты аттестации и аттестационное решение. На их основе будет принято решение об увольнении или дальнейшей работе, или решение о карьерном росте. Эти цели осознаются аттестуемым как значимые. Но в ходе аттестации выясняется, что есть препятствия на пути этих целей. Эти препятствия могут быть разного рода.

Во-первых, вытекать из самой объективной ситуации. Например, в оценке невозможно преодолеть элементы субъективности.

Во-вторых, препятствия могут быть сформированы конкретными субъектами. В нашем примере как самим аттестуемым (он претендует по результатам аттестации занять должность, которой пока не соответствует, но ему кажется, что он готов к этой должности), так и противоположной стороной (например, аттестационная комиссия использует неточные критерии оценки, не валидные методики).

В-третьих, препятствия может создавать конкретный субъект своими осознанными действиями. Например, к данному аттестуемому предвзято относится руководитель аттестационной комиссии или непосредственный руководитель аттестуемого, который дает негативные отклики о его работе.

Второй этап – внешнее проявление осознаваемых эмоций участников конфликта (По классификации Понди это ощущаемый конфликт (3 этап)). Здесь возникает недовольство другой стороной, отрицательное отношение оппонентов друг к другу, желание обвинить другую сторону, сплотиться против оппонента, кроме того – преувеличивается значимость собственных интересов, значимость спорного объекта. Хотя Понди выделяет данный этап как самостоятельный, идущий в обязательном порядке перед конфликтными действиями, однако этот этап сопровождает все последующие, он является фоновым этапом, параллельно с которым протекают все последующие. По мере развития конфликта может меняться лишь характер эмоций – от ярко негативных, до примирительных или, наоборот, усиливаться антагонизм. Главное правило - эмоциями следует управлять, сделать данный этап регулируемым, что предполагает формирование позитивных эмоциональных установок участников по отношению друг к другу.

Степень значимости осознанных интересов и уровень препятствий, а также характер и уровень эмоций, определяют, во-первых, решение действовать или нет далее, во-вторых, силу последующего конфликтного противодействия.

Данные два этапа (осознание интересов и препятствий, проявление эмоций) считаются в большинстве случаев наиболее благоприятным моментом вмешательства с целью преодоления обнаруженных противоречий и выхода из конфликта. Рекомендуют выход из конфликта именно в этот момент по следующим причинам. На этом этапе ни одна из сторон еще не погрузилась в конфликтное состояние, не ощутила близость цели, но каждая уже столкнулась с препятствием на пути достижения цели, осознала, что путь к цели будет сложен. Кроме того, - это период наибольших колебаний, неустойчивости позиций. Поэтому возможно найти вариант, причем взаимовыгодный, выхода из конфликта. Но это при условии, что прозрачны объект, предмет, цели, проблема поддается решению. Но часто нужно развитие конфликта для более глубокого вскрытия и изучения проблемы. И тогда – третий этап.

Третий этап - конфликтная деятельность участников конфликта (по классификации Понди – это очевидный конфликт (этап 4)). Данный этап также состоит из трех фаз:

n начало инцидента и конфликтные действия, предпринятые одной из сторон для достижения своих интересов;

n ответная реакция противоположной стороны;

n непрерывный цикл взаимодействий участников.

Пример данного этапа – аттестуемый обращается с аппеляцией, выражает претензии своему руководителю по поводу представленной им оценки и объективности решения. руководитель обвиняет подчиненного в неадекватной самооценке. Подчиненный входит в сговор с другими обиженными подчиненными и т.д.

Все вышеприведенные этапы и фазы (за исключением третьей фазы второй стадии (непрерывный цикл взаимодействий участников) объединяются в латентную стадию конфликта, то есть стадию скрытого конфликта, когда формируются все элементы конфликта, но конфликт не принял ярко выраженной формы активного и продолжительного инцидента. После этой стадии наступает стадия открытого конфликта, которая характеризуется тем что, а) наличие конфликта становится очевидным; б) действия участников становятся систематическими; в) о конфликте осведомлены третьи косвенные участники.

Поведение участников в стадии открытого конфликта может быть двух видов:

основные действия (непосредственно направленные на предмет и объект конфликта, меняющие или сохраняющие от изменения существующие противоречия и разногласия);

вспомогательные действия (имеющие подчиненную роль, обеспечивающие выполнение основных действий).

Основные действия конфликтующих сторон можно разделить на три группы: наступательные действия, оборонительные действия и отступление.

Наступательные действия состоят в ущемлении интересов противоположной стороны и имеют определённые разновидности:

n действия, направленные на захват спорного объекта (поссорившись из-за игрушки, один ребенок забирает её у другого, захват спорной территории, помещения);

n создание помех, причинение косвенного вреда оппоненту При помощи этих действий блокируется чужая деятельность, снижается её эффективность (несвоевременная сдача информации оппоненту, работа которого зависит от этой информации );

n задевающие, оскорбительные слова и действия;

n нанесение прямого физического ущерба;

n угрозы, это не прямые действия, а обращение к оппоненту «если ты не сделаешь или сделаешь что-то, то я сделаю то-то», угроза демонстрирует жесткость позиции, враждебность и часто переходит в насилие.

Оборонительные действия заключаются в оправдании своих позиций, самозащите, в удержании спорного объекта, защите от повреждения материальных ценностей и т.п.

Главное различие между наступательными и оборонительными действиями заключается в том, что оборона - это попытка сохранить имеющееся на данный момент соотношение позиций в конфликте, а наступление меняет соотношение позиций и направлено на утверждение нереализованных интересов. Часто эти типы действий тесно переплетаются между собой и легко переходят из одного в другое. Кроме того, наступление обычно подразумевает сохранение и защиту уже достигнутых позиций, то есть - оборону.

Третий тип основных действий - отступление, сдача позиций, полный или частичный отказ от достижения своих интересов. Чаще всего данный тип представляет собой временный манёвр, используемый для последующих наступательных или оборонительных действий. Но может применяться и как вынужденный вариант выхода из конфликта.

Продолжительность обмена основными и дополнительными действиями может варьировать очень сильно: от совсем короткого промежутка времени до затяжного периода. Для затяжных конфликтов характерна повторяемость одинаковых типов поведения, цикличность одних и тех же ситуаций, которые разворачиваются по одному поведенческому сценарию. Затяжные конфликты сопровождаются скачками активности участников.

Период усиления и обострения конфликтных действий называют эскалацией конфликта. Или другими словами, эскалация конфликта - это такое прогрессирующее во времени изменение конфликта, при котором последующие воздействия сторон на интересы друг друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация конфликта обусловлена определенной закономерностью взаимодействия конфликтующих сторон, названная американским ученым Бейтсоном Г. “симметричный схизмогенез”. Термин “схизмогенез” обозначает “процесс изменения норм индивидуального поведения результате накопленного прошлого опыта взаимодействия между субъектами.” Схизмогенез бывает двух видов:

1) дополнительный, развивающийся тогда, когда участники используют разные взаимодополняющие типы поведения, например, настойчивость одного и уступчивость другого участника. В процессе общения всё большая настойчивость может вести к всё большей уступчивости и наоборот. В этом случае конфликт быстро заканчивается.

2) симметричный, развивающийся тогда, когда участники используют одинаковые типы поведения, на определенное поведение одного субъекта другой отвечает аналогичным, но более интенсивным действием. В результате механизма симметричного схизмогенеза идет обмен с возрастающим накалом действий и конфликт переходит в фазу эскалации.

Часто эскалацию воспринимают как накал борьбы, т.е. отрицательное развитие конфликта. Но в соответствии с определением эскалации усиление действий может быть и при сотрудничающем стиле поведения участников.

Однако признаками эскалации все-таки называют следующие негативные факторы:

· Увеличение количества инцидентов и повышение интенсивности противодействия участников;

· Утрата истинного предмета, подмена его ложными предметами, отрыв от объекта, заявление ложных целей и мнимых объектов;

· Переход от контраргументов к личным претензиям, формирование образа «врага», причины конфликта видятся в людях («Вот если уволить Х, то все будет хорошо»);

· Расширение состава участников, например, переход межличностного конфликта в межгрупповой, формирование групп поддержки, действия подстрекателей, пособников;

· Применение силы, угрозы, ультиматумов;

· Переход от оптимистических прогнозов к пессимистическим, утрата веры в возможность обоюдного согласия, формирование девиза «Наконец-то появилась уверенность в завтрашнем дне. Он будет еще хуже!»

Третья, заключительная стадия в динамике конфликта - послеконфликтная. Это стадия завершения конфликта и проведения профилактических мер (в классификации Понди – это последствия конфликта (этап 5)). Она также делится на два этапа.

Первый этап - окончание или завершение конфликта. Завершение конфликта заключается в окончании конфликта по любым причинам и с любым результатом.

К формам окончания конфликта, характеризующим поведение участников на данной стадии, относят:

а) разрешение - устранение конфликтной ситуации и причин конфликта;

б) урегулирование - по воле и желанию самих участников прекращение инцидента, но причины конфликта остаются. Есть и иная точка зрения – разрешение – это устранение причин конфликта самими участниками, а урегулирование – это устранение причин конфликта при участии третьей стороны;

в) затухание конфликта – временное прекращение противодействия при сохранении проблемы или это есть перевод конфликта в латентную, скрытую форму. В отличие от урегулирования, предполагающего активные действия субъектов, затухание происходит, наоборот, при прекращении активной деятельности участников, сведении инцидентов к нулю. Затухание обычно происходит в результате:

- истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

- потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

- переориентация мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте); Разновидностью затухания является перерастание конфликта в другой конфликт – это происходит в результате возникновения между оппонентами новой проблемы, она более острая и затмевает старую проблему. Отсюда видно, что источником перерастания в другой конфликт является переориентация мотивации участников.

в) устранение - силовое урегулирование, прекращение инцидента помимо усилий или желаний его участников. Иногда устранение трактуют шире как такое воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются основные элементы конфликта (не только инцидент). В этом случае к способам устранения относят: изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой отдел, увольнение с работы); исключение возможности инцидента на длительное время (отправка в командировку); устранение объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой конфликт; упразднение должности, ставшей спорным объектом между претендентами на неё); устранение дефицита объекта (покупка такой же второй игрушки, введение дополнительной должности) – эти примеры показывают, что устранение спорного объекта или устранения дефицита объекта ведет к ликвидации причины конфликта (если причина в этом спорном объекте) и тогда эти две формы устранения становится и одновременно разрешением конфликта.

Второй этап - профилактические меры для нейтрализации или снятия стресса, негативных эмоций, нормализации эмоционального состояния конфликтовавших сторон. Необходимость данного этапа связана с постконфликтным синдромом, выражающимся в напряженных отношениях бывших оппонентов конфликта, формировании негативных установок и стереотипов восприятия друг друга. Постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта с другим объектом и предметом. Наилучший способ предотвращения постконфликтного синдрома - это применение на этапе выхода из конфликта компромиссных и сотрудничающих форм разрешения проблемы. Методами устранения синдрома являются собеседование, тренинги межличностных отношений, индивидуальные и групповые консультации на профилактическом этапе.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1446

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.