Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 3: Структурная модель конфликта

Структурные элементы - это необходимые параметры конфликта, без наличия которых он не может развиваться как взаимосвязанная целостная система и как процесс.

К элементам конфликта относят такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств. Такими элементами являются (Рисунок): проблемная и конфликтная ситуации, участники конфликта, объект конфликта, среда, границы конфликта. Однако часть элементов зависима от личностных особенностей участников, например, цель участников, предмет, характер инцидента.

Выделяют следующие структурные элементы конфликта:

1. Конфликтная ситуация - стечение предпосылок, условий и причин еще не наступившего “потенциального” конфликта; напряженная ситуация, угрожающая перерасти в конфликт. Конфликтная ситуация является базой конфликта.

2. В основе возникновения конфликтной ситуации всегда лежит проблемная ситуация - объективное противоречие, разрыв между желаемым и действительным состоянием, который возникает независимо от воли конфликтующих сторон.

Например, проблема распределения ограниченных ресурсов (денег, власти, должностей), проблема расширения личной свободы или свободы деятельности и пр.

В основе большинства конфликтов лежат именно объективные противоречия. Реже они могут быть субъективными, то есть обусловленными личностными особенностями восприятия, общения и т.д. Более того, противоречия могут быть мнимые, существующие только в сознании конкретных людей. Однако такого рода противоречия, если они значимы для людей, могут порождать конфликты, но такие конфликты называют ложными квазиконфликтами, не имеющими объективных оснований.

Например, проблема общения между коллегами по работе, связанная с противоречием их характеров, индивидуальных черт – объективная, но если одному из сотрудников кажется, что другой его не желает понять и соответствующая реакция – избегания общения – это субъективная проблема и связана она с возможно искаженным восприятием людьми друг друга. На основе такой проблемы возникает квазиконфликт. Квазиконфликты появляются и в результате стереотипов. Например, покупатель, считая, что все продавцы обвешивают, кидает в адрес хорошо работающего продавца, оскорбительную фразу или видит в его действиях попытку обмануть – возникает ложная проблема и квазиконфликт.

Понять характер проблемы – объективна она или субъективна можно, ответив на вопрос – исчезнет ли конфликт, если заменить данного конкретного участника другим. Если ответ положителен – то проблема субъективна, если же конфликт останется, а изменится его характер протекания – то эта проблема объективна.

Исходя из проблемы конфликты делят на объективные и субъективные.

Не все проблемы и соответствующие противоречия имеют конфликтный характер и провоцируют конфликт, противоречия могут существовать в бесконфликтной форме. Чаще это проблемы непреодолимого характера, например, противоречия между мужчинами и женщинами было и будет всегда, но лишь в определенной социальной ситуации может приобретать конфликтную форму. Или конфликт между природой и человеком, между производством и потреблением.

3. Участники конфликта - все те индивиды и группы, которые через свои прямые или косвенные действия вовлечены в конфликт.

Участники подразделяются на три группы:

а) первичные - непосредственно взаимодействующие субъекты, чьи интересы и цели пришли в противоречие и которые стремятся отстоять свои интересы;

б) вторичные - субъекты, чьи интересы, цели, ценности также находятся в противоречии, но они не стремятся быть полностью замешанными в конфликте;

в) косвенные третьи силы - субъекты, заинтересованные в каком-либо решении конфликта, но не проявляющие конфликтное поведение.

Все участники конфликта делятся на группы оппонентов - то есть группы, объединяющие лиц с одинаковыми взглядами, мнениями, интересами, мотивами.

Характеристиками участников являются: ранг, социальный статус, сила.

Ранг - то есть потенциальная возможность влиять на ход конфликтного взаимодействия. Чем выше эта возможность, тем выше ранг. Ранжирование может осуществляться по физической силе, политической или экономической мощи, ресурсному, статусному, информационному потенциалу.

Причем, возможность может быть потенциальной, но не применяемой, (ранг высокий, а реального силового превосходства может не быть) а может быть реально применяемой и в этом случае говорят о силе оппонента, его силовом превосходстве. То есть, сила - это способность и возможность участника реализовать свои интересы вопреки противодействию оппонента.

Социальный статус - положение индивида в социальной структуре. Статус определяет ранг и силу участника.

Вторичные и косвенные участники могут выполнять как конструктивные, так и деструктивные роли.

Таблица

Роли участников конфликта

Ролевая позиция Выполняемые функции
Член группы поддержки Повышение ранга и силовых преимуществ участников
Инициатор, зачинщик Развязывание открытого конфликта между непосредственными участниками, провокация первых инцидентов
Организатор Разработка общего плана действий, выбор средств влияния на конфликт в пользу одного из участников конфликта или в собственную пользу
Пособник Помощь участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии; оказание ресурсной, административной, идеологической помощи организаторам, инициаторам, группе поддержки.
Посредник Помощь в урегулировании конфликта, взаимосогласование интересов всех участников.

 

В зависимости от выполняемой роли вторичных и косвенных участников делят на:

n группы поддержки (специально создаются для повышения ранга и силовых преимуществ участника);

n инициаторов (зачинщиков) - участники, берущие на себя инициативу в развязывании конфликта между другими непосредственными участниками; инициаторы могут быть как основными, первичными участниками, так и косвенными участниками;

n организаторов - участники, разрабатывающий общий план действий, планирующий средства влияния на динамику конфликта в пользу одного из участников или в собственную пользу;

n пособников - лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Помощь может быть спонтанной, неосознанной, специально созданной, в материальной, идеологической, ресурсной, административной формах;

n посредников - третья сторона, оказывающая помощь в урегулировании конфликта. Однако по правилам урегулирования конфликта посредник не должен являться участником конфликта, он должен быть независим от интересов участников. Но в некоторых конфликтах роль посредника может сыграть и косвенный участник, если он способен взаимосогласовать интересы свои и других участников.

Почему важно выделять роли участников? Потому что одно из правил управления конфликтом – ограничение числа участников, то есть надо выявить этих косвенных участников, нейтрализовать тех, кто негативно влияет на конфликт и, наоборот, поддержать тех, кто способен принести пользу.

4. Цели участников конфликта - это результаты, на достижение которых направлены действия участников. Провозглашаемые цели, которые отличаются от реальных, называют мотивировками участников конфликта. Не всегда цели могут быть полностью осознаваемыми самими же их носителями. Поэтому важно – определить реальную и полную цель участников и только потом принимать решения.

Более того, бывают случаи, когда простое осознание реальных целей самими участниками позволяет выйти из конфликтной ситуации и преодолеть проблему, так как участники видят, что их цели только казались противоречивыми, но на самом деле – их цели могут существовать и реализовываться не конфликтно. Вместе с тем, большинство практиков по конфликтологии утверждают, что рационально осмыслить свои и чужие цели бывает сложно - верх берет эмоциональная самооценка и такая же эмоциональная оценка поведения и целей другой стороны.

5. Конфликтная деятельность участников - это такое преобразование среды, ситуации и субъектов, которое позволяет конфликтующим сторонам двигаться к полному или частичному достижению своих целей. Конфликтная деятельность предполагает непрерывный обмен взаимодействиями участников.

6. Инцидент конфликта - это конфликтное поведение, конкретные действия со стороны участников, направленные на достижение целей.

7. Объект конфликта - конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся участники конфликта.

В качестве объекта могут выступать собственность, власть, ресурсы, статус, идея.

Объект может быть а) реальным, истинным и б) провозглашаемым, мнимым, когда участники камуфлируют истинный объект. Реальный объект может быть а) явно проявляемым и б) латентным (скрытым). Примеры: провозглашаемый объект – должность как набор желательных функций («Я хочу эту должность, а именно выполнять желаемые функции»), а реальный объект – власть (посредством должности, но может быть и иной способ получения власти, то есть должность это лишь способ, а не объект). Как проверить? Предложить участнику функции без перевода на соответствующую руководящую должность – не согласиться – объект власть или что-то другое. Или конфликт родственников по поводу опекунства над пожилой родственницей (провозглашаемый объект – право на опекунство), а реальный объект – квартира этой пожилой родственницы.

Характеристики объекта:

n объект конфликта не существует сам по себе, он всегда привязан к интересам участников и к их взаимодействиям. Например, чтобы ресурс стал объектом, необходимо чтобы два и более участника проявили к нему интерес.

n объект представляет собой дефицитную материальную или духовную ценность. Например, ресурс станет объектом, если к нему проявляют интерес два и более участника, но обладать им одновременно они не могут.

n объект всегда неделим. Например, первое место в соревновании, свободное рабочее место. Хотя это утверждение спорно, существует классификация объектов на: неделимые, делимые в различных пропорциях между участниками (деньги, премия) и объекты, которыми оба участника могут на равных владеть (это ситуация “мнимого конфликта”). Данная классификация лучше отражает реальную практику. Но если есть неделимый объект, то конфликты протекают наиболее остро и принимают затяжной характер. Именно данная характеристика объекта провоцирует остроту конфликта.

8. Предмет конфликта - это те вопросы, вокруг которых ведутся споры, дискуссии, конфликтные действия. Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому разрешение конфликта должно быть связано с решением вопросов об объекте и с устранением предмета.

Предметов конфликта может быть несколько, а объект всегда один. Например, конфликт по поводу занятия освободившейся вакансии. Объект – вакантное рабочее место. Предмет – характеристики кандидатов на вакансию, их заслуги и недостатки, технология занятия вакансии и т.д.

Предмет может быть реальным, объективно сформированным конфликтной ситуацией и тогда в качестве предмета выступают реальные противоречия, конфликтная и проблемная ситуация. Но предмет может быть провозглашаемым, мнимым, искаженным в результате преднамеренного или непреднамеренного толкования сущности конфликта.

Ситуацию перехода к обсуждению мнимого предмета и отказа от обсуждения реального предмета называют ситуацией полной или частичной утраты предмета.

Обязательное условие в ситуации наличия нескольких предметов - их взаимосвязь. Если взаимосвязь не прослеживается, наблюдается множество разных предметов, то либо в наличии несколько разных конфликтов со своими предметами, или реальный предмет существует параллельно с мнимыми, провозглашаемыми.

9. Среда конфликта. Это совокупность объективных условий и факторов конфликта.

По природе составляющих компонентов можно выделить четыре вида среды конфликта:

n физическая среда - совокупность физических, географических, климатических и экологических условий, в которых протекает конфликт (например, физической средой является помещение, или территория, на которой проходит конфликт, температура и чистота воздуха, уровень освещенности и шума и т.п.);

n социально-психологическая - совокупность настроений, мнений, забот, чувств, переживаний, в которых развивается конфликт (например, социально-психологический климат, настрой группы, общественное мнение об участниках и о конфликте, доминирующие ценности, социально-психологическая структура групп и организации и т.п.) Эти факторы хотя и субъективны по своей сущности, но являются объективными для участников конфликта, так как они заданы им изначально и не зависят от их воли и желания;

n организационная – совокупность факторов организации (организационно-управленческая структура, методы и стили руководства, механизм коммуникаций и т.п.);

n экономическая среда – система распределительных отношений, механизм стимулирования и мотивации труда, тип и форма оплаты труда, финансово-экономическое состояние организации и участников конфликта.

Все эти факторы и условия оказывают влияние на конфликт. Он также способен оказывать воздействие на среду. Кроме того, факторы среды могут стать объектом и предметом конфликта (например, механизм распределения фонда оплаты труда, система карьерного роста, физические рабочие места – все это является объектом многих конфликтов).

10. Границы конфликта:

n пространственные - определяются территорией, на которой происходит конфликт (например, конфликт в аудитории ограничен территорией аудитории, на кафедре, в отделе);

n временные - продолжительность конфликта (пример границ – конфликт одного дня, конфликт, длившийся в течение месяца, полугода и т.д.);

n внутрисистемные - это широта круга участников, показывают насколько поражена вся система, в которой протекает конфликт (например, конфликт только лишь двух членов семьи уже по своим границам, чем конфликт, в который втянуты все члены семьи. Конфликт руководителя и подчиненного уже по внутрисистемных границам, чем конфликт руководителя и подчиненного, в поддержку которых выступают остальные члены коллектива. Конфликт, в котором участвуют многие члены всей организации шире, чем конфликт в отдельно взятой группе данной организации).

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1613

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.