Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ЛИДЕРСТВА

Для большинства менеджеров и организаций сегодняшнего дня свойственна модель лидерства, которая первоначально охарактери­зована в работе Н. Макиавелли «Государь» (кроме того, Сан Цзы «Искусство войны», Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказы­вать влияние на людей» и др.)!. Н. Макиавелли утверждает, что ли­деру «нет необходимости обладать хорошими качествами, но важно создавать впечатление, что они есть, полезно быть великим при­творщиком и лицемером». Низко оценивая человеческую природу, Н. Макиавелли являлся сторонником управления при помощи об­мана и интриг, триумфа силы над разумом, так как комбинация вооружения до зубов и хитрости скорее позволит достичь целей.

Подобно тем лидерам, которых Н. Макиавелли старался защи­тить, многие нынешние лидеры часто рассматривают себя как при­рожденных правителей, в чьи руки организации должны быть пере­даны целиком и полностью. Это свойственно тем организациям, которые погрязли во внутренних интригах, а с другой стороны, яв­ляется признаком появления и развития таких интриг.

Для XXI в. такая модель не эффективна. Она проигрывает перед другой моделью, в которой акцент делается на тонком искусстве убеждения. Идея, что цель оправдывает средства, постепенно схо­дит на нет. Тонкое искусство управления отношениями является целью, при помощи которой можно создавать будущие возможно­сти. Приходит осознание того, что у организаций имеются и другие цели помимо максимизации прибыли.

Лидер нового типа (разработчики модели — Р. Уотерман, М. К. де Бри, Л. Сайлес, Ч. Швенк, Н. Тичи, Д. Коттер и др.) — это люди, управляющие на основе необходимости достижения консен­суса. Современные лидеры понимают, что необходимо поделиться частью контроля, чтобы получить результаты, другими словами, они действуют как наставники, а не как боссы. Вместо того чтобы рассматривать лидерство как синоним диктатуры, лидерство естьболее тонкое искусство, связанное с человеческими аспектами дея­тельности. Активно ломается барьер между лидерством и менедж­ментом. «Люди созрели для умного, понимающего и личного типа лидерства, поэтому они скорее готовы, чтобы их вели, чем ими ру­ководили»1.

Особый ореол руководителей-лидеров связан с их способностя­ми воодушевлять людей в своих организациях. Они сами работают очень упорно и имеют высокую сопротивляемость к стрессам. Кро­ме того, такие лидеры всегда очень хорошо понимают, в чем заклю­чаются их просчеты. В связи с этим они хотят удостовериться, что отыскали подходящих сотрудников, которые могут заняться теми областями, в которых слабы сами.

В настоящее время становится очень важным обладание явно выраженными качествами для командных действий. Современным лидерам, чтобы выжить, приходится быть прагматичными и гибки­ми. Они сильнее ориентируются на людей, чем на задачи.

Корпоративные лидеры и организации в настоящее время по­стоянно сталкиваются с «адаптивными вызовами». Ноу-хау техни­ческого характера для решения подобных задач часто существуют, однако это не обязательно делает жизнь легче. Адаптивная работа требуется, когда глубоко укоренившиеся представления меняются, когда ценности, которые до этого позволяли добиться успеха, ста­новятся менее значимыми и когда появляются соперничающие друг с другом перспективы.

Адаптивная работа требует адаптационного лидерства, основан­ного на шести умениях:

· умение заниматься текущими вопросами, не упуская при этом из виду общей перспективы, что является предпосылкой успеха;

® умение идентифицировать адаптивный вызов, т. е. проникать в сущность проблем;

· умение регулировать неприятности, так как изменения вызы­вают напряжение и недовольство, а слишком большая динамика из­менений или непредоставление людям возможности так или иначе снять напряжение являются контрпродуктивными;

· умение поддерживать сосредоточенное внимание, так как лю­дям необходимо лидерство, помогающее им сфокусироваться на ре­шении действительно важных и трудных вопросов, которые они в противном случае проигнорировали бы;

· умение делегировать работу тем сотрудникам, которые должны ее делать;

· • умение защищать голоса, идущие снизу, т. е. люди должны иметь возможность высказывать свои мнения даже в том случае, если они не совпадают с мнением руководства.

· Время, когда руководитель отдавал приказы, прошло, и насту­пает время выслушивания. Современные лидеры должны уделять много времени непосредственному общению со своими сотрудни­ками, например, занимаясь наставничеством. В настоящее время от лидеров ожидается высокая самоотдача. Эффективные лидеры по­нимают, что конечной задачей лидерства является поддержание ус­пеха, что, в свою очередь, требует постоянной культивации будущих лидеров. В связи с этим лидеры должны вкладывать и время, и уси­лия в развитие лидеров завтрашнего дня и непосредственно общать­ся с теми, кто придет им на смену.

· Н. Тичи разработал концепцию «двигателя лидерства», основная идея которой состоит в том, что в деловых организациях, добиваю­щихся долгосрочного, устойчивого успеха, лидеры в высшем эше­лоне мейеджмента уделяют особое внимание формированию лиде­ров на всех уровнях управления. Иными словами, эффективный ли­дер не только сам обладает набором качеств и умений, необходимых для управления организацией и ее процветания в быстро изменяю­щейся окружающей среде, но и умеет подготовить квалифициро­ванных последователей и преемников, стремясь превратить их из последователей в самостоятельно мыслящих лидеров. При этом ли­деры рассматривают собственное научение и обучение других как одну из своих основных функций и используют для этого любые возможности.

· Эффективные лидеры обладают тем, что Н. Тичи назвал переда­ваемой точкой зрения — четко структурированной системой идей, основанных на знаниях и системе ценностей, которая формулиру­ется лидером таким образом, что полностью и без затруднений вос­принимается последователями. Более того, воспитание новых лиде­ров в таких организациях становится частью корпоративной культу­ры, таким образом, включается «двигатель лидерства».

· Знание того, когда можно действовать, является интегральной частью навыков и умений современного лидера. Ошибаются лиде­ры, которые остаются в организации и в управлении, хотя пользы от этого нет. Лидеры, как и продукты, имеют свой цикл жизни (М. К. де Бри).

Новый лидер должен добавлять ценность как тренер, наставник и лицо, которое решает проблемы, позволяет людям самим доби­ваться успеха и нести ответственность за свои неудачи, а также по­стоянно оценивает собственную роль лидера и непрерывно расширяет ее. Лидеры не выполняют за сотрудников их работу и не позво­ляют создавать культы личности.

Для лидера чрезвычайно важна способность создавать и поддер­живать привлекательные цели. Возможно выделить три основных процесса, связанных с лидерством: задание направления; подбор и расстановка людей; мотивация и вдохновение. По своей сути это признание того, что лидер не может действовать в одиночку. Питер Друкер заметил, что лидеры обычно говорят «мы», а не «я». Сердце­виной современного лидерства является афоризм: «Истинное ли­дерство — это служение, а не реализация своих эгоистических це­лей».

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:365

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.