Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос № 3. Методы, формы и средства обучения.

Главную роль в реализации названных форм обучения играют методы обучения, под которыми понимается совокупность приемов взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающегося, соединенных определенным способом и обеспечивающих войну овладение конкретным видом деятельности.

В педагогической науке существуют различные виды классификации методов обучения. Однако в военной практике широко используется следующие система методов обучения:

- устное изложение;

- обсуждение;

- показ (демонстрация);

- упражнение;

- практическая работа;

- самостоятельная работа.

Метод устного изложения учебного материала применяется в различных видах: рассказ, объяснение, инструктирование и лекция.

Рассказ представляет собой образное, живое, эмоциональное и последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме.

Суть объяснения— раскрытие смысла явлений, процессов, действий, их причинно-следственных связей и отношений.

Инструктирование—краткие, четкие указания (рекомендации) о нормах и правилах выполнения того или иного действия или учебной задачи в целом.

Все они активно применяются в процессе начальной военной подготовки учащихся школ и СПТУ.

Лекция— развернутое изложение теоретических или практических проблем, предполагающее обстоятельное раскрытие наиболее сложных понятий, закономерностей, идеи. В ней тесно сочетаются элементы описания и повествования, доказательства и объяснения, проводится анализ фактов и примеров, делаются обобщения и выводы. Проблемные лекции, лекции-размышления вызывают повышенный интерес. Их особенность заключается в том, что лектор ставит перед аудиторией проблемные вопросы, рассуждает вслух, приводит доводы и контрдоводы, побуждает обучающегося включиться в поиск рёшения возникших проблем, раскрывает перед ними методологию теоретического анализа.

Обсуждение изучаемого материала проводится в виде бесед, классно-групповых занятий и семинаров.

Беседа—способ вооружения обучающихся знаниями путем краткого обмена мнениями между ее участниками по заранее подготовленным вопросам. Она представляет собой диалогический способ усвоения знаний, когда их содержание или в определенной степени знакомо обучаемым, или не представляет для них большой познавательной трудности.

Классно-групповое занятие во многом напоминает беседу. Однако теоретические и практические вопросы здесь обсуждаются более основательно. Участники занятия, как правило, не просто отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, а анализируют факты и явления, выявляют их причинно-следственные связи и отношения. И беседа, и классно-групповое занятие являются повседневными видами обсуждения учебного материала по курсу начальной военной подготовки.

Наиболее глубоко и обстоятельно изучаемый материал обсуждается на семинаре. Семинарские занятия — научный анализ теоретической или практической проблемы, коллективный поиск путей ее эффективного разрешения. Они проводятся с наиболее подготовленными обучающихся, имеющими высокую общеобразовательную подготовку и опыт самостоятельного изучения сложных проблем.

Наряду с устным изложением и обсуждением материала в обучении человека активно используетсяметод показа(демонстрации) изучаемого теоретического и практического материала. Его сущность состоит в том, чтобы создать у обучаемых наглядный образ изучаемого явления.

В зависимости от содержания изучаемого материала и способа действий обучаемых применяются различные виды показа. Основными из них являются: личный показ изучаемых приемов, действий, показ техники, показ изобразительных средств наглядности (картин, рисунков, фотографий, макетов, графиков, диаграмм н др.); показ кинофильмов, телепередач, диафильмов и диапозитивов; демонстрация звукозаписи.

При закреплении и совершенствовании у обучающихся необходимых навыков и умений решающее место отводится все более усложняющимся, сознательным, многократным повторениям определенных приемов и действий, т. е. упражнениям.

Вопрос 4. Процесс воспитания: сущность и методы воспитания.

Воспитание – комплексная, целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся необходимых морально-психологических качеств, сознательного отношения к выполнению деятельности.

Метод воспитания - это модель орга­низации взаимно обусловленной деятельности педагога и воспитываемого, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

На основе изучения и анализа передового опыта воспитательной деятельности воспитателя, специальных опросов и наблюдений предполагается следующая система методов воспитательного воздействия и взаимодействия.

1 группа. Методы изучения субъектов и объектов воспитания, которые предназначены для педагогической диагностики воспитуемых с целью определения портрета личности, ее положительных и отрицательных сторон, что поможет правильно выбрать средства и формы воспитательной работы с человеком. Хорошо зарекомендовали себя такие методы, как:

- целенаправленное наблюдение за человеком;

- изучение личности по документам;

- биографический метод;

- анализ практической деятельности.

- изучение и анализ независимых характеристик;

- тесты;

- письменные и устные опросы;

- индивидуальные и групповые беседы и др.

2 группа.Методы непосредственного взаимодействия и опосредованного влияния.

Исследования показали, что в данную группу методов воспитания входят следующие подгруппы методов:

а) методы преимущественного воздействия на создание и подсознание военнослужащих. К ним относятся методы убеждения и внушения, личный пример воспитателей и воспитуемых;

б) методы формирования привычек поведения. В частях широко используются методы упражнения и поручения (задания), методы включения воспитуемого в различные виды деятельности и др.;

в) методы стимулирующего влияния на воспитуемого, такие как поощрение, критика, принуждение, наказание и др.

В ходе исследовательской работы была выявлена и обоснована особая группа методов:

г) методы профилактики и перевоспитания человека, которые предназначены для искоренения негативных проявлений поведения и формирования положительных правил и норм поведения личности.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:437

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.