Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 1. Введение в менеджмент

Менеджмент

Методы нанотехнологий

1. «Сверху - вниз» - диспергирование до 100 нм.

2. «Снизу - вверх» - конденсация (раствор может быть любым).

3. «Химическое осаждение» - хитрые методы химии растворов.

4. Сборка с помощью зонда.

5. Наноскопическая литография.

6. Перьевая монолитография – молекулярные чернила хранятся на кончике сканирующего зонда (АСМ - зонд).

7. Электронно – лучевая фотолитография.

8. Литография наносферами.

9. Самосборка.

10. Наноскопическое выращивание кристаллов – нанотрубок GaP, GaAs.

11. Полимеризация фрагментов ДНК.

Форма обучения: заочная

 

 

Тула 2012 г.

 

Содержание

Тема 1. Введение в менеджмент 6

1.1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека 6

1.2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики 6

1.3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента 7

Тема 2. Интеграционные процессы в менеджменте 10

2.1. Понятие организации, классификация организаций 10

2.2. Внутренняя и внешняя среда организации 11

Тема 3. Системы менеджмента: функции и организационные структуры 14

3.1. Функции менеджмента 14

3.2. Типы организационных структур 14

Тема 4. Процессы управления 15

4.1. Целеполагание и оценка ситуации 15

4.2. Принятие управленческих решений 16

Тема 5. Механизмы менеджмента 18

5.1. Средства и методы управления 18

5.2. Диверсификация менеджмента 19

Тема 6. Социально-психологические аспекты менеджмента 19

6.1. Управление персоналом и формирование человеческого капитала 19

6.2. Личность менеджера 20

6.3. Мотивация и стимулирование персонала 21

6.4. Лидерство и стиль управления 23

6.5. Групповая динамика 24

6.6. Управление конфликтами 26

Тема 7. Современные тенденции развития менеджмента 28

7.1. Формальное и неформальное управление 28

7.2. Ресурсы, качество и эффективность управления 29

7.3. Инновационный потенциал менеджмента 30

 

1.1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека

Управление (менеджмент) — специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в пороцессе разделения и кооперации общественного труда.

Менеджмент осуществляется во всех организациях независимо от форм собственности, размеров и других особенностей, характер его зависит от целей организации. Менеджмент должен учитывать два типа отношений: 1) человек - человек (человек - группа, группа - группа); 2) человек - техника, финансы, информация и др..

Управление в простейшей форме возникает при любой совместной деятельности двух и более человек, когда один берет инициативу и ответственность за достижение цели, становится ведущим (управляющим, субъектом управления), а другие выступают в роли ведомых (исполнителей, объекта управления).

С точки зрения основных функций управление - это процесс планирования, организации (организовывания), мотивации, контроля и координации, необходимый для формулирования и достижения целей организации, посредством преобразования ресурсов.

Объект исследования современного менеджмента – организации различных организационно-правовых форм и.форм собственности. Предмет исследования – управление организацией как сложной открытой системой.

Методологические подходы к изучению менеджмента: системный, комплексный, процессный, гуманистический.

 

1.2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Понятия “менеджмент” и “управление” по существу тождественны, но вследствие многогранности и неоднозначности трактуется в литературе достаточно широко, с акцентом на различные аспекты этого сложного процесса, отражающие в большей или меньшей степени его содержание (или одну из его сторон). Формулировка многочисленных определений (понятий) менеджмента различным авторами раскрывает различные подходы и роль менеджмента в системе рыночной экономики

Менеджмент (to manage) — буквально означает «стоять во главе», руководить (управлять) людьми; осторожное, бережное отношение, чуткое отношение (к людям); умение справляться (с работой), выпутываться из ситуаций.

Менеджмент — искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф.Тейлор).

Менеджмент — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. (П. Друкер)

Менеджмент — управление в условиях рынка; организация управления фирмой, организация работы людей, процесс принятия управленческих решений. (И. Герчикова)

Менеджмент — это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка. (В. Веснин)

Современный менеджмент непосредственно связан с такими понятиями рыночной экономики как “эффективность” и “результативность”. Эффективность можно измерить и выразить количественно, определить денежную оценку входов и выходов (потребляемых ресурсов и выпускаемой продукции). Эффективность, приводящая к повышению конкурентоспособности на рынке, является основой принятия менеджерами управленческих решений по различным направлениям деятельности.

 

1.3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента

В начале XX в. в связи с развитием научно-технического прогресса, диверсификацией процессов производства продукции и услуг, освоением новых демографических и географических рынков, созданием таких форм, как корпорация, возникла теория, подкрепляющая и развивающая практику управленческой деятельности. Возникает потребность передачи функций управления наемным высокопрофессиональным менеджерам-технократам. Формируется институт профессиональных организаторов производства -менеджеров.

Теория менеджмента начала развиваться в США, где в XIX-XX вв. находился эпицентр экономического развития. Первый научный курс управления, разработанный в 1881 г. Дж. Вартоном, не найдя первоначально широкого применения, лишь 35 лет спустя приобретает статус учебной дисциплины. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в докладе "Инженер как экономист" поставил проблему менеджмента, как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 г. Л. Брандейс применил понятие "научное управление".

Развитие школы научного менеджмента (1886 - 1920) связано с именами Фредерика Уинслоу Тейлора, супругов Френка и Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренса Гантта, Гаррингтона Эмерсона, Генри Форда. Создатели школы полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать операции ручного труда, добиваясь эффективного выполнения. В 1903 опубликавана работа Ф.Тейлора "Управление циклом", в 1911 г. - "Принципы научного менеджмента", в которой подчеркивалось, что "управление - это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы". В 1908 г. вышла книга Г. Эмерсона "Производительность как основание для управления и оплаты труда". В труде "Двенадцать принципов производительности" (1912) Г. Эмерсон сформулировал принципы управления, обеспечивающие рост произвдительности труда. Г. Гантт занимался производственными процессами в целом, изучая вопросы оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Организационным изобретением стала система заработной платы с элементами повременной и сдельной оплаты труда, повысившая заинтересованность в выполнении и перевыполнении нормы выработки. Г.Форд - один из создателей "философии практики" XX в.- теории "фордизма". Г.Форд считал, что одна из целей промышленности - не только снабжать потребителей, но и создавать их. Можно сказать, что тогда закладывались идеи социальной ответственности бизнеса в обществе. Ф. Гилбрет применил фото- и киносъемку для исследования движений работников и их оптимизации, Л. Гилбрет занималась вопросами управления кадрами.

В России (бывшем СССР) идеи научного управления в условиях социалистической системы хозяйствования развивали А.А.Богданов, Н.А.Витке, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, Е.Ф.Розмирович, Н.Д.Кондратьев и др.

В целом вклад школы научного управления состоит в следующем: 1) было положено начало научному анализу и выбору оптимальных способов выполнения работ и задач; 2) начал осуществляться отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и обеспечение их обучения; 3) признана необходимость обеспечения работников ресурсами для эффективного выполнения задач; 4) установлена необходимость систематического использования материального стимулирования работников для повышения производительности; 5) произошло отделение планирования работы от самой работы в отдельный процесс; 6) менеджмент выделен в отдельную науку и практику.

Развитие административной (классической) школы управления (1920-1950) связано с именами Линдалла Урвика, Джеймса Д. Муни и Альфреда П.Слоуна, Анри Файоля. Цель исследований - создание универсальных принципов управления организацией в целом. Основателем школы считают "отца менеджмента" А. Файоля. В книге "Общее и промышленное управление" (1916 г.) предложено формализованное описание работы управляющих в организациях, сформулировал принципы управления применительно к деятельности высшего звена управления. А.Файоль выделил шесть групп операций (технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные), производимых на любом (простом или сложном, небольшом или крупном) предприятии, являющихся взаимосвязанными и взаимозависимыми. А.Файоль выделил административные функции (операции): планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию.

В целом вклад классической школы управления состоит в следующем: 1) осуществилось описание и формализация функций управления; 2) сформировались основы управления организацией в целом; 3) получили развитие систематизированный подход к управлению всей организацией и принципы управления.

Развитие школы человеческих отношений (1930-1950) связано с именами Гуго Мюнстерберга, Мари Паркер Фоллет, Элтона Мэйо. Школа ориентируется прежде всего на методы налаживания межличностных отношений в коллективе, исходя из положения о том, что менеджмент - психологически насыщенная система управления, главные функции которой непосредственно связаны с психологией. Основное внимание школы направлялось на изучение человеческого фактора (понятие впервые ввел Ф.Тейлор), под которым в менеджменте и психологии понимаются личность, группа, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. Более конкретно - это внутренний мир людей, их потребности, мотивы, ценностные ориентации, интересы, установки, переживания и т.д. Затраты на человека следует рассматривать как активы (а не издержки) компании, которые нужно правильно использовать. Основателем школы можно считать немецкого психолога Г. Мюнстерберга, создавшего фактически первую в мире школу промышленных психологов. В работе "Психология и промышленная эффективность" изложены основные принципы отбора людей на руководящие должности. Г. Мюнстербергом были созданы психологические тесты для изучения способностей и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников, проблемы утомляемости. Фактически была основана психотехника, занимающаяся отбором кадров, их совместимостью, тестированием способностей. М.П. Фоллет попыталась совместить в единое целое работы трех школ (научного управления, административную и человеческих отношений). Она определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц".

Развитие школы поведенческих наук (1950 - по настоящее время) связано с именами Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора, Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и др. На взгляды менеджеров оказало влияние развитие наук психологии и социологии, совершенствование методов исследований. Представители школы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, связь организационной структуры и коммуникаций в организациях и др. Школа стремилась оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей и раскрытии творческого потенциала. На базе школы в 60-х гг. возникла особое направление в менеджменте - управление персоналом. Цель - повышение эффективности организации за счет человеческих ресурсов.

Школа науки управления (1950 - до настоящего времени) базируется на достижениях фундаментальных естественных наук, математики, статистики, вычислительной техники. Широко применяется расчет, моделирование, научный эксперимент, анализ и синтез. В качестве инструментария используются: линейное и динамическое программирование, теория массового обслуживания, теория игр, теория множественной корреляции и дисперсионного анализа.

В целом вклад школы науки управления состоит в следующем: 1) произошло углубление понимания сложных управленческих проблем за счет разработки и применения моделей, научного эксперимента; 2) развитие количественных методов позволило качественно повысить уровень принимаемых решений в сложных управленческих ситуациях.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1484

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2022 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.