Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 4.3 Сертификация услуг, систем менеджмента качества, компетенции персонала, экологическая сертификация

Декларирование соответствия продукции

Правила и порядок проведения сертификации продукции

Сертификация отечественной и импортируемой про­дукции проводится по одним и тем же правилам.

Сертификация продукции в зависимости от схемы сертификации включает:

- подачу заявки на сертификацию и представление документов, прилагаемых к ней;

- принятие решения по заявке;

- анализ ТНПА, конструкторской и технологической документации на продукцию;

- идентификацию продукции и отбор образцов про­дукции;

- испытания образцов продукции;

- анализ состояния производства;

- анализ результатов испытаний, анализ состояния производства и принятие решения о возможности выда­чи сертификата соответствия;

- регистрацию и выдачу сертификата соответствия, а также заключение соглашения по сертификации меж­ду органом по сертификации и заявителем;

- инспекционный контроль сертифицированной про­дукции (в соответствии со схемой сертификации);

- разработку заявителем корректирующих мероприя­тий при нарушении соответствия продукции и (или) усло­вий производства и хранения установленным требовани­ям и неправильном применении знака соответствия.

 

Декларирование соответствия продукции является одной из форм обязательного подтверждения соответ­ствия и осуществляется изготовителями (продавцами) продукции - заявителями на подтверждение соответ­ствия продукции.

Декларирование соответствия включает следующие виды работ:

-формирование заявителем комплекта документов, под­тверждающих соответствие продукции техническому ре­гламенту или иному ТНПА;

-испытание образцов продукции в аккредитованном ор­гане;

-подача заявителем заявки и проведение сертификации системы управления качеством;

-принятие заявителем декларации о соответствии;

-подача в орган по сертификации на регистрацию декла­рации о соответствии со всеми документами (свидетельство о регистрации, лицензия, договор, контракт, накладная и пр.);

-проверка органом по сертификации полноты представ­ленных документов, а также правильности заполнения де­кларации о соответствии;

-регистрация декларации о соответствии;

-информирование о результатах проведения декларирова­ния соответствия;

-инспекционный контроль органом сертификации систем управления качеством и продукции.

 


 

1 Сертификация услуг в Национальной системе подтверждения соответствия РБ.

2Сертификация систем менеджмента качества.

 

1 Сертификацию услуг проводят органы по сертифика­ции услуг или Национальный орган по оценке соответ­ствия Республики Беларусь.

Сертификация услуг может быть обязательной (со­гласно требованиям законодательства и утвержденного перечня) или добровольной (по инициативе заявителя со­гласно выбранной им схеме).

Сертификация услуг проводится в пять этапов:

1 подача заявителем заявки на проведение сертифика­ции и всех документов о безопасности и качестве услуг;

2 анализ заявки и всех документов, ТНПА, иденти­фикация услуг;

3 принятие решения по заявке и выбор схемы серти­фикации;

4 проведение проверки услуг (оценка исполнителя, процесса и результата предоставления), сертификация систем качества исполнителя услуги;

5 анализ результатов проведения сертификации, при­нятие решения о выдаче сертификата, его регистрация и выдача, информирование, контроль, корректирующие мероприятия.

Технология работы по сертификации услуг анало­гична работе по сертификации продукции.

Изучим некоторые особенности проведе­ния проверки услуг.

Проверка услуг проводится по специально разработан­ным программам на соответствие требованиям ТНПА или иных нормативных правовых актов.

Проведение проверки услуг включает:

- оценку исполнителя услуг;

- оценку процесса предоставления услуг;

- проверку результата предоставления материальных и социально-культурных услуг.

Оценка исполнителя услуг предусматривает проверку наличия документов, подтверждающих профессиональ­ную подготовку персонала. Обязательно наличие соот­ветствующей квалификации и практической подготов­ки, профессионализма, мастерства, знаний требований ТНПА, технологических документов на услуги. Обраща­ется внимание на этичность поведения, точность, свое­временность и полноту исполнения услуг.

Оценка процесса предоставления услуг предусматри­вает проверку наличия и состояния ТНПА, технологи­ческой документации, необходимых для предоставле­ния услуг. Предусматривается и наличие соответству­ющего технологического оборудования и материально- технической базы. При оценке процесса предоставления услуг обязательно наличие соответствующего персонала, обеспечение условий обслуживания потребителей и пр.

Проверка результата предоставления материальных услуг основывается на оценке образцов, которые отбира­ются согласно установленным правилам, и оформляется протоколом.

Проверку результата предоставления социально- культурных услуг проводят посредством экспертных оценок, социологических обследований, по результатам которых оформляется протокол.

По итогам проверки услуг составляется акт, в котором указывается о соответствии или несоответствии услуг установленным требованиям.

 

2Система менеджмента качества - это система управ­ления организацией, позволяющая повышать эффектив­ность финансово-хозяйственной деятельности.

Сертификация систем менеджмента качества (далее - СМК) в Республике Беларусь проводится для создания уверенности у потребителей продукции, руководства организации и других заинтересованных сторон, что у организации имеются все условия и принимаются меры для выпуска качественной продукции, соответствующей требованиям потребителей и обязательным требовани­ям ТНПА. Кроме того, сертификация СМК проводится с целью повышения удовлетворенности потребителей ка­чеством продукции, что достигается посредством эффек­тивного применения СМК, включая процессы постоянно­го ее улучшения.

Сертификация СМК осуществляется органами по сер­тификации СМК, аккредитованными в соответствии с требованиями Системы аккредитации Республики Бе­ларусь, и проводится по инициативе организации или в случае, когда это предусмотрено схемой обязательной сертификации или декларирования соответствия. При проведении сертификации СМК должна обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей ком­мерческую тайну организации.

По желанию организации перед СМК органом по сер­тификации проводится предварительный аудит СМК. Результаты предварительного аудита могут быть учтены органом сертификации при сертификации СМК, если ау­дит был проведен не позднее 6 месяцев до начала серти­фикации.

Сертификация систем менеджмента качества вклю­чает:

-представление заявки на сертификацию;

-анализ документов;

-аудит;

-рассмотрение результатов аудита и принятие реше­ния о выдаче сертификата;

-инспекционный контроль сертифицированной СМК.

Специалисты, принимающие решение о выдаче серти­фиката соответствия, должны иметь достаточную компе­тенцию для принятия решения.

Срок действия сертификата соответствия - 3 года. В обоснованных случаях допускается по решению Сове­та по сертификации устанавливать меньший срок дей­ствия сертификата соответствия, но не менее двух лет. Сертификат соответствия должен быть зарегистрирован в реестре Национальной системы подтверждения соот­ветствия Республики Беларусь.

При выдаче сертификата соответствия с организаци­ей заключается соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства организации и органа по сертификации.

Орган по сертификации осуществляет плановый и вне­плановый инспекционный контроль сертифицированной СМК организации в течение всего срока действия серти­фиката соответствия и имеет право отменить действие сертификата соответствия на СМК, если в ходе контроля выявлены несоответствия. В случае прекращения дея­тельности организации происходит автоматическое ан­нулирование сертификата соответствия.

Заявка на проведение повторной сертификации СМК подается организацией не менее чем за 3 месяца до окон­чания срока действия сертификата соответствия. Реше­ние по процедуре проведения повторной сертификации принимается на основании результатов инспекционного контроля. Решение о повторной выдаче сертификата со­ответствия принимает совет по сертификации органа по сертификации на основании отчета по результатам серти­фикации. Данный сертификат соответствия выдается сро­ком на 3 года под тем же номером, что и при первичной сертификации. Информация о повторной выдаче сертифи­ката соответствия вносится в реестр Национальной систе­мы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Оформление дубликатов сертификатов соответствия осуществляется на специальных защищенных бланках установленного образца и обязательно заверяется печа­тью. Дубликат регистрируется под тем же номером, что и подлинник, при этом в левом верхнем углу обратной стороны бланка должен быть штамп «ДУБЛИКАТ».

Нанесение знака соответствия сертифицированной СМК осуществляется организацией - изготовителем про­дукции, получившей право его применения. Место на­несения знака соответствия устанавливает организация- изготовитель.

Знак соответствия сертифицированной СМК может быть использован организацией - изготовителем про­дукции в рекламных целях (на канцелярских товарах, фирменных бланках, визитках). Организация - владелец сертификата соответствия на СМК несет ответственность за неправильное применение знака соответствия серти­фицированной СМК.

Если организация желает опротестовать решение по результатам сертификации СМК и инспекционного кон­троля, она должна подать письменную жалобу в орган по сертификации. Срок - не позднее 1 месяца после получе­ния акта по результатам сертификации.

Подача жалобы не приостанавливает действия приня­того решения. Жалоба рассматривается на совете органа по сертификации не позднее 1 месяца после ее получе­ния. О принятом решении письменно уведомляют орга­низацию. В случае несогласия с решением можно обра­титься в Апелляционный совет, который устанавливает срок и порядок решения спорных вопросов. К заявлению по спорным вопросам прикладываются документы, свя­занные с предметом конфликта.

 

 


Раздел 5 Основы метрологии

1 Понятие метрологии, сущность и значение

2 Государственный метрологический контроль и надзор в РБ.

 

1 Метрология (от греч. metron- мера, logos- учение) - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Современная метрология включаеттри составля­ющие: теоретическую (фундаментальную), практическую (прикладную) и законодательную метрологию. К основным проблемам метрологии относятся:

- общая теория измерений;

- определение физических величин объектов (физических систем, процессов и др.);

- образование единиц физических величин и их систем;

- методы и средства измерений;

- методы определения точности измерений (теория по­грешностей измерений);

- основы обеспечения единства измерений, единообразия средств измерений (законодательная метрология);

- создание эталонов и образцовых средств измерений;

- методы передачи размеров единиц от эталонов образцо­вым и далее - рабочим средствам измерений.

Современная метрология опирается на физические эксперименты высокой точности. В метрологии использу­ются достижения физики, химии и других естественных наук, но вместе с тем имеются свои специфические за­коны и правила, позволяющие находить количественные выражения свойств объектов материального мира.

Мероприятия по реальному обеспечению единства из­мерений в большинстве стран мира устанавливаются за­конами и входят в функции законодательной метроло­гии. Для проведения в жизнь этих мероприятий органи­зуются метрологические службы.

Законодательная метрология - это раздел метроло­гии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаи­мообусловленных общих правил, а также другие вопро­сы, нуждающиеся в регламентации и контроле со сторо­ны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений.

К области законодательной метрологии относятся ис­пытания и утверждение типа средств измерений и их поверка, калибровка, сертификация средств измерений, государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений.

С 1995 г. в Республике Беларусь действует Закон «Об обеспечении единства измерений» (с дополнениями от 1 января 2010 г.), который регулирует отношения между государственными органами управления Республики Бе­ларусь и субъектами хозяйствования по вопросам изго­товления, использования, ремонта, продажи, импорта и проката средств измерений и является правовой основой по вопросам метрологии в Республике Беларусь. Норма­тивная база в области метрологии - это ряд ТНПА.

Первоначально метрология занималась описанием раз­личного рода мер (линейных, вместимости, массы, време­ни), а также монет, применявшихся в разных странах, и нахождением соотношений между ними.

Цель Метрической конвенции - унификация нацио­нальных систем единиц измерений и установление еди­ных фактических эталонов длины и массы.

Международное бюро мер и весов (МБМВ) - первая международная научно-исследовательская лаборатория, которая хранит и поддерживает международные этало­ны: прототипы метра и килограмма, единицы ионизи­рующих излучений, электрического сопротивления и др. МБМВ расположено во Франции (г. Севр), его деятельно­стью руководит Международный комитет мер и весов (МКМВ).

Главная задача МБМВ - сличение национальных эта­лонов с международными эталонами различных единиц измерений.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:694

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2020 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.