Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Основные компоненты организации

Базовые компоненты организации и процессов управления

Ситуационный подход

 

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие менеджмента через прямое приложение достижений науки об управлении к конкретным ситуациям и условиям. Этот подход в центр внимания ставит ситуацию, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые существенно влияют на организацию в данный момент времени.

Ситуационный подход позволяет определить какие приемы управления (из всего их множества) будут в наибольшей степени эффективны для достижения целей в конкретной ситуации.

При ситуационном подходе ставится задача определения значимых переменных в данной ситуации и их влияние на эффективность организации с тем, чтобы чтобы применять также приемы управления, которые позволяют достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени для того, чтобы сделать управление эффективным.

 

 

Природа организаций формируется в процессе взаимодействия различных составляющих (переменных, компонентов), все многообразие которых сводится к 4-м базовым компонентам:

  • люди;
  • организационные структуры;
  • технологии;
  • окружающая среда.

Общую структуру организации можно выразить условной формулой:

Люди являются центральным фактором любой организации. В ситуационном подходе выделяются 3 основных аспекта в управлении персоналом:

· поведение отдельных людей;

· поведение людей в группах;

· поведение менеджера в роли лидера.

Люди образуют внутри организации социальную систему, включающую индивидов и группы. При этом, определяющее значение имеют личные качества взаимодействующих. Поведение человека на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и среды. Поведенческим аспектам менеджмента уделяется в последнее время все больше внимания, особенно в ситуационном подходе. Неизбежность различных образцов поведения сотрудников диктует менеджменту необходимость адаптации к ним. Работники в настоящее время становятся все более важным, а порой и ключевым фактором успеха организации.

Организационная структура определяет формальные (уставные) отношения между сотрудниками для достижения общей цели. Наиболее характерным организационным методом в любой компании является разделение труда и разделение видов деятельности. (Например на производство, маркетинг, финансы).

Разделение труда осуществляется по горизонтали и по вертикали. При этом, вводится понятие структурной схемы организации и структурного подразделения.

Рисунок 3. – Структурная схема организации.

Структурная схема – способ формализации отношений для выработки, согласования и принятия решений.

Эффективная организационная деятельность предполагает наличие четкой организационной структуры.

Структуризация организаций может производится по следующим принципам:

  • количественному признаку – выделение некоторого количества людей для выполнения некоторых обязанностей под руководством менеджера. При этом, успешность менеджера существенно зависит от количества подчиненных;
  • по временному признаку (сменность – одна, две смены, скользящий график);
  • по функциям предприятия, организации с охватом различных видов деятельности: производство, сбыт, финансы и т.д.
  • по территориальному признаку (отделения филиалы и т.д.);
  • по продуктам (ассортименту), номенклатуре;
  • по заказчикам;
  • по технологическим процессам или оборудованию (чаще в производственных организациях).
  • Др. признаки, в т.ч. смешанные.

Наиболее распространенным видом структурных схем являются иерархии (подчинение снизу вверх). Главным инструментом аналитического подхода при формировании организационных структур является функционально-структурный анализ. Основными тенденциями в динамике структуризации являются:

· Упрощение;

· Укрупнение;

· Перегруппировка;

· Реструктуризация.

Технология. Каждое действие по производству (созданию) товаров и услуг , т.е каждая работа предполагает использование какой-либо схемы ее выполнения с использованием ресурсов всех видов: помещения, оборудование, рабочая сила, финансы…

Порядок и приемы выполнения рабочих операций называются технологией (от лат. Техно – делать, логос – знание).

Технологический процесс – это процесс (сумма операций), с помощью которых исходные материалы, сырье, информация преобразуется в желаемый продукт (услугу).

Каждая организация должна следить за уровнем технологии в своей сфере деятельности. Необходимо постоянное совершенствование технологии и ее составляющих, приемов, оборудования оснастки.

Технологическое оснащение (оборудование, приспособление, инструмент), позволяет делать больше и работать более качественно, но оно же накладывает ограничение, так как его применение связано как с выгодами, так и с издержками, в т.ч. на уровне квалификации работников (обслуживание, эксплуатация). Повышение роли техники и компьютеризация производства и сферы услуг вносят свои особенности в менеджмент организации. Процесс поддержания баланса между технической и социальной составляющей усложняется.

Окружающая среда (внутренняя и внешняя) – это среда, в которой протекает «жизнь» организации. Системный подход определяет, что каждая организация как система является частью большей системы (внешней среды)и включает отдельные элементы – подсистемы: структурные подразделения, службы, группы и т.д.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1506

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2022 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.