Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Школы менеджмента

1. Школа научного управления (1885 – 1920 гг.).

Организатор Фредерик Тейлор, супруги Гилберты и Гант, занимались рационализацией производственного процесса. Тейлор – автор технического нормирования труда, разработал методику расчёта норм времени (затраты времени на единицу продукции) и норм выработки (количество продукции, произведённой за единицу рабочего времени), автор сдельной оплаты труда.

Чем больше произведено продукции, тем выше оплата труда. Тейлор считал, что необходима оценка труда по индивидуальным результатам, и она должна зависеть от объёма выполненной работы. Он внёс равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими, благодаря ему управленческий аппарат был отделён от производства.

Выделяют три основных принципа системы Тейлора:

1. Замещение решений, принимаемых рабочим, выполняющим данную операцию, научно-обоснованным решением.

2. Научный подбор и подготовка рабочих путём обучения вместо их бессистемного подбора.

3. Тесное сотрудничество руководителей и рабочих, позволяющее выполнять им работу, а не произвольное решение каждой отдельной проблемы работником.

Супруги Гилберт занимались проблемой утомляемости работника, каким должно быть время на отдых и время отпуска, продолжительность рабочего дня. В отличие от Тейлора, изучавшего темпы работы, они изучали рабочее движение.

Гант – автор аккордно-премиальной сдельной системы. Гант предъявлял очень высокие требования к квалификации менеджера, главное – компетентность, знание технологии, человеческие достоинства.

Школа научного менеджмента занималась рационализацией производства.

2. Классическая (административная) школа (1920 – 1950 гг.).

Основатели крупные промышленники, руководители, практики: Файоль, Урвик, Форд. Занимались рационализацией процесса управления. Файоль, отец менеджмента, изучал управление с позиции менеджера и разделил деятельность промышленных предприятий на 6 групп:

1. техническая деятельность (производство, выделка, обработка);

2. коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен);

3. финансовая деятельность (поиск капитала и оптимальное его использование);

4. деятельность, направленная на обеспечение безопасности работы (защита собственности, персонала и окружающей среды);

5. бухгалтерский учёт (инвентаризация, составление отчётности, статистика);

6. управленческая деятельность (функции планирования, организация, координация, распорядительство, контроль).

Файоль сформулировал и выделил функции управления (планирование, организация, руководство, координация, контроль), разграничил оперативное управление и стратегическое, рекомендовал всем руководителям проходить обучение сверху донизу и сформулировал требования к руководителям: ум, честь, достоинство, наличие морально-нравственных принципов.

Файолем были сформулированы основные принципы менеджмента:

· управление (разделение и специализация труда);

· полномочия и ответственность;

· дисциплина;

· единоначалие (подчинение одному руководителю);

· справедливость;

· стабильность рабочего места;

· справедливое вознаграждение.

3. Школа «человеческих отношений и поведенческих наук» (1930 год – настоящее время).

Основное внимание сосредоточила на человеке. Представители:

Мейоа (родоначальник), обнаружил, что группа рабочих – это социальная система и в ней есть собственные элементы контроля, воздействуя на эту систему можно управлять ей.

Мери Паркер Фоллетт, проанализировала стили руководства и разработала «теорию лидерства».

Маслоу, разработал теорию мотивации и совместно с другими учёными доказал, что мотивами поступков людей движут не только экономические потребности, но и самореализация, потребность во власти и лидерстве.

Макгрегер, разработал «Теорию X»: «средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, контролировать, т.е. он предпочитает руководство над ним, стремится избегать ответственности, заботится лишь о собственной безопасности» и «Теорию Y»: «люди не являются от природы пассивными, они стали такими в результате работы в организации. Если рабочие ленивы, то в этом виновато руководство, т.к. главный принцип управления людьми – создание творческой атмосферы для достижения цели. Внешний контроль за действиями рабочих замещается самоконтролем».

Эта школа изучала межличностные отношения и способы повышения производительности труда. Недостаток – односторонний подход (рассматривается только человек) к управлению организацией.

4. Количественная школа (1950 год – настоящее время), школа «Науки управления».

Школа по исследованию операций. Развитие точных наук внесло существенный вклад в менеджмент, и появились количественные методы оценки принимаемых решений. Создаётся модель ситуации, определяется критерий оптимальности функционирования системы, основные ограничения по достижению критерия, переменные, управляемые и неуправляемые, и выбирается метод решения модели.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:567

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2022 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.