Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Стремление к превосходству

Виды конфликтогенов

 

Два первых правила бесконфликтного общения легче выполнить, если знаешь, что может послужить конфликтогеном.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трёх типов:

1. Стремление к превосходству

2. Проявление превосходства

3. Проявление эгоизма

1. Прямое проявление превосходства

Приказания, угроза, замечания, критика, насмешка, обвинения, издёвка, сарказм.

2. Снисходительное отношение

То есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как можно это не знать», «Неужели Вы не понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано» и т.д. Одним словом, забвение известной мудрости: «Если ты умнее других, то никому не говори об этом».

3. Хвастовство.

Вызывает желание поставить на место хвастуна.

4. Категоричность.

Проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает своё превосходство и подчинение собеседника.

Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном: «Я считаю», «Я уверен», «Я знаю». Безопаснее употреблять такие высказывания: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что…».

Конфликтогенами данного вида являются и безапелляционные фразы типа: «Все мужчины – подлецы», «Все воруют», «Все женщины – обманщицы», «… и закончим этот разговор» и т.д.

Категоричные суждения родителей о принятой в среде молодёжи музыке, одежде, манере поведения могут оттолкнуть от них детей.

Например, мать говорит дочери: «Твой новый знакомый тебе не пара». Дочь в ответ нагрубила. Не исключено, что она и сама видит недостатки своего знакомого, но именно категоричность вердикта рождает протест. По-видимому, другой резонанс вызвали бы слова матери: «Мне кажется, он несколько самоуверен, берётся судить о том, в чём плохо разбирается. Но, может быть, я и ошибаюсь, время покажет».

5. Навязывание своих советов.

Придерживайтесь правила, давать советы тогда, когда тебя об этом спрашивают. Советующий занимает позицию превосходства по отношению к другому.

6. Перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого.

Тем самым показывается, что мысли советующего более ценны, чем мысли других, и именно его надо слушать. (Эйнштейн и его маленькая книжечка с умными мыслями)

7. Утаивание информации.

Отсутствие информации вызывает состояние тревоги. Она может утаиваться по разным причинам, например, чтобы не расстраивать плохими новостями. Однако возникший вакуум заполняется слухами, домыслами, сплетнями. Появляется недоверие к сокрывшему информацию.

8. Нарушение этики, намеренное или непреднамеренное.

Воспользовался чужой мыслью, но не сослался на автора; доставил неудобство, но не извинился, не пригласил присесть, влез без очереди, не поздоровался и т.д.

9. Подшучивание.

Его объектом обычно становиться тот, кто не может дать достойный отпор, тот кто слабее.

Любителям насмешек не стоит забывать, что ещё в древности порицался порок злого языка.

10. Обман или попытка обмана.

Есть средство добиться чего-то нечестным путём и это является сильнейшим конфликтогеном.

11. Напоминание (возможно и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации.

Ещё Тацит сказал: «Благодеяния приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить. Когда же они непомерны, то вместо благодарности воздаёшь за них ненавистью».

В мире зафиксировано множество случаев убийств людей, которые когда-либо спасли утопающего. Причём убийцами были сами утопающие.

Добро нужно делать не для того, чтобы получить благодарность, а для собственной души. Сделав добро другому, освободите его от необходимости быть обязанным Вам за сделанное.

12. Перекладывание ответственности на другого человека.

Например, когда один студент попросил другого спрятать его деньги, а через некоторое время студента, спрятавшего деньги обокрали, и теперь его начинает обвинять студент, просивший спрятать деньги.

13. Просьба одолжить деньги.

Отказ вызывает неприятное чувство у просящего. Но и удовлетворение просьбы нередко приводит к конфликту: отдают не всегда вовремя, приходится напоминать о долге и т.д. Не зря родилась пословица: «Хочешь потерять друга – одолжи ему деньги».

Таким образом, необходимо отметить, что объединяет все эти конфликтогены кроме цели достижения превосходства, ещё и метод: пристройка сверху, подчёркивание своего преимущества посредством занятия позиции «Родитель». Всё это попытки манипулировать собеседником, т.е. управлять им против его воли, достигая при этом собственных выгод.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:412

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.