Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Свойства внимания

Свойства внимания: концентрация -степень сосредоточенности внимания на объекте; объем - количество объектом, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение - намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности; устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.

Закономерность циркуляции внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной даже повышают концентрацию внимания.

Однако и дефицит раздражителей, информации - фактор не благоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей , поступающих из окружающей среды и из собственного организма, то нормальный физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать в управлении своими мыслями, он теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании людей после такой изоляции у них наблюдали нарушение восприятие цвета, формы, размера, пространства, времени, иногда утрачивалась контрастность восприятия.

Всё это свидетельствует от том, что для нормального восприятия необходим определённый приток сигналов из внешней среды. В тоже время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека, к ошибкам. Эти ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых между собой сигналов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связанны с основной характеристикой внимания - его фиксированным объёмом. Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддаётся регулированию при обучении и тренировке. Но всё-таки развивать внимание можно с помощью психологических упражнений.

Внимание обеспечивает сосредоточение сознания человека на нужных объектах. В то же время часто можно наблюдать как в жизни человек не может сконцентрироваться. Для описания таких ситуаций используются понятия отвлекаемость и рассеянность внимания.

Отвлекаемость возникает при воздействии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Выделяют внешнюю и внутреннюю отвлекаемость. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей и при этом наблюдается переход внимания с произвольного на непроизвольный уровень. Появление такой отвлекаемости связано с предметами или явлениями, которые возникают внезапно, действуют с меняющейся силой и частотой. Поэтому при организации учебной деятельности школьников важно, чтобы были устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного занятия.

В основе внутренней отвлекаемости могут лежать сильные переживания, эмоции, отсутствие интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Следовательно, педагог должен быть внимательным к различным переживаниям школьника. Если ребенок находится под влиянием сильных эмоциональных переживаний, сложно рассчитывать на то, что он сосредоточиться на предмете изучения. Педагог должен действовать в зависимости от конкретной ситуации: иногда нужно просто успокоить, подсказать и т.д. Если отвлекаемость связана с внешними причинами, то рассеянность указывает на характеристики человека.

Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность — невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная очень сильной сосредоточенностью его сознания на каком-то объекте. При мнимой рассеянности возникает узость внимания. В литературе ее часто называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Мнимая рассеянность как правило не создает больших проблем в деятельности, хотя часто и делает поведение человека неадекватным ситуации. Намного сложнее дело обстоит с подлинной рассеянностью.

При подлинной рассеянности человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения.

Существуют разные причины подлинной рассеянности:

физиологические (общее расстройство нервной системы (неврастения), болезни);

физическое и умственное переутомление, тяжелые переживания;

очень большое количество и разброс интересов, увлечений школьников;

ошибки в воспитании;

плохая организация учебной деятельности (перегрузка учебного материала, неспособность вызвать интерес и др.).

Могут быть разные пути преодоления подлинной рассеянности:

создание оптимальных условий для учебной деятельности;

систематический контроль за работой учащегося, переходящий в самоконтроль как за процессом работы так и за ее результатом;

формирование у школьника интереса к учебной работе.

Преодоление рассеянности учащихся требует от педагога настойчивости и терпения.

 

 


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:605

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2022 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.