Какие черты унаследовал князь андрей от отца. Урок по литературе на тему: "Семейный уклад жизни Болконских" Николай андреевич болконский главное в жизни

Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.

Андрей Болконский - образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа. Андрей многое унаследовал от старого князя Болконского, будучи истинным сыном своего отца. Он родствен по духу своей сестре Марье. Он дан в сложном сопоставлении с Пьером Безуховым, от которого отличается большей реалистичностью и волей.

Младший Болконский соприкасается с полководцем Кутузовым, служит у него адъютантом. Андрей резко противостоит светскому обществу и штабному офицерству, являясь их антиподом. Он любит Наташу Ростову, он устремлен к поэтическому миру ее души. Герой Толстого движется - в результате упорных идейных и нравственных исканий - к народу и к миросозерцанию самого автора.

Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".

Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". Мне запомнились слова Андрея: "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".

Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. По убеждению Андрея, большие возможности открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика.

Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Я обратил внимание на то, что Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим". Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно - в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров.

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека". Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".

Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт со щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.

С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Boт прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему cам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом". Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и эта становится важным этапом в духовных поисках героя.

Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".

В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе".

Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения.

Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. По дороге к Ростовым он увидел старый дуб, который "один не хотел подчиняться обаянию весны", не желал видеть солнце. Князь Андрей чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его настроениям, полным отчаяния. Но в Отрадном ему посчастливилось повстречаться с Наташей.

И вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот преобразился - раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего солнца, Оказывается, "жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь, - думал он, - чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".

Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека".. Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.

И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову". Далее мы с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом".

Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог.

Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды": По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан Делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!"

Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска.

В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца. И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни.

Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.

Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа - Андрея Болконского.

Будущий великий князь родился в 1111 г. в «чудском захолустье», как тогда называли Ростовскую область, обособившуюся в отдельное княжество. Андрей Юрьевич получил хорошее по тем временам воспитание и образование. Долгорукий доверил сыну управлять Владимиром, маленьким пригородом Суздаля.

Андрей княжил во Владимире долгие годы. Первые упоминания о владимирском князе в летописях появились в 1146 г., то есть Андрею было уже 35 лет. В этот год Юрий Долгорукий с мечом в руке сражался за киевский престол со своим двоюродным братом великим князем Изяславом Мстиславичем (1097–1154). Андрей со своей дружиной тоже принимал участие в сражениях на стороне отца. В рассказе летописца об этих событиях как раз и было найдено описание характера князя Андрея.

Его боевая удаль была примером для дружины. Андрей всегда был в самой гуще битвы. Он мог не заметить сбитого с головы шлема и продолжать разить противника направо и налево. Летописец отмечает редкое умение князя усмирять после сражения свой воинственный пыл и сразу превращаться в осторожного и благоразумного политика.

Несмотря на то что Андрей был славным бойцом, он не любил войну. После каждого сражения князь торопился заключить мир с побежденным противником. В летописи есть строки, раскрывающие одну из черт его характера: «У него всегда все было в полном порядке и наготове, каждую минуту он был настороже и не терял голову в возникшем вдруг переполохе». Эту черту Андрей унаследовал от своего деда, Владимира Мономаха. Кроме того, он был таким же набожным, как дед.

В 1149 г. Юрий Долгорукий сел на киевский престол, но борьба с двоюродным братом еще не окончилась. Изяслав Мстиславич, вернувшись со своей дружиной, вынудил его оставить город. Долгорукий очень болезненно переживал поражение, Андрей же никогда не понимал отца.

Сам он не стремился княжить в Киеве. Андрею было досадно наблюдать за тем, как его многочисленная родня постоянно враждует друг с другом в то время, когда русские города грабят половцы, а многие княжества полностью разорены.

Только после кончины Изяслава Мстиславича Юрий Долгорукий вторично и ненадолго сел на киевский престол, а Андрея посадил княжить в Вышгороде. Но тот не выдержал и тайно от отца уехал в близкий его сердцу Суздальский край.

Из Вышгорода Андрею удалось вывезти во Владимир чудотворную икону Божией Матери. Впоследствии эта икона, названная Владимирской Божией Матерью, стала главной святыней Суздальской земли. С ней связаны многие народные предания. Князь Андрей построил для иконы один из самых красивых православных храмов – церковь Успения Богородицы.

Во Владимире по указу набожного Андрея были возведены также два монастыря (Воскресенский и Спасский), другие православные храмы, а также, по примеру Киева, – Золотые и Серебряные ворота. Строительство богатых церквей во Владимире придавало этому городу особый статус и возвышало его над другими городами.

Андрею удалось привлечь во Владимир расторопных и предприимчивых купцов, талантливых мастеров и ремесленников. Население быстро росло. Из маленького суздальского пригорода Владимир очень скоро превратился в крупный населенный город, достойный стать столицей государства.

Юрий Долгорукий умер в 1157 г. Андрея Боголюбского позвали на княжение суздальцы и ростовцы. Андрею не хотелось делить власть с вече и старшими боярами, поэтому он уступил киевский престол своему двоюродному брату Ростиславу Мстиславичу (?–1167), а сам остался во Владимире и начал искать пути к самодержавному правлению над Русской землей.

Андрей решил не давать уделов сыновьям, тем самым он старался укрепить Владимирское княжество. Чтобы обрести неограниченную власть над государством, Боголюбский просто изгнал в Византию младших братьев и племянников, лишив их права наследования.

Он расширял новую столицу Руси и даже попытался перевести во Владимир центр русского духовенства. Но константинопольский патриарх категорически отказался посвятить в митрополиты ставленника русского князя.

Андрей Боголюбский придавал большое значение укреплению христианской веры и борьбе с иноверцами. Так, в 1164 г. он со своим войском впервые предпринял поход в Булгарское царство, где проповедовалась магометанская вера. В результате были захвачены знамена булгар, а князь изгнан. После этого походы на булгар стали вестись постоянно, и Андрей Боголюбский верил, что в священной борьбе ему помогала чудотворная икона.

После смерти киевского князя Ростислава Андрей дал согласие на великое княжение своего племянника Мстислава Изяславича (?–1170). Но вскоре тот совершил политическую ошибку, направив князем в Новгород своего юного сына Романа. Андрей Боголюбский был взбешен – киевский князь попытался самоуправничать без его согласия! Это неповиновение оказалось на руку Боголюбскому, ему представилась уникальная возможность принизить значение великого киевского княжения и стать во главе всех русских князей.

Он сумел быстро собрать суздальское ополчение, к которому присоединились одиннадцать князей, недовольных правлением Мстислава Изяславича. Два дня сражалось объединенное войско под стенами древнего Киева. На третий день город был взят штурмом. Войско Боголюбского варварски ограбило и разрушило город. Беззащитных жителей убивали, позабыв, что они те же русские люди. «Были тогда в Киеве на всех людях стон и туга, скорбь неутешная и слезы непрестанные», – записал летописец.

После победы Андрей все же не поехал в Киев на княжение. Киевским князем стал его младший брат Глеб (?–1171). Андрей Боголюбский принял титул великого князя и остался во Владимире. Это событие летописцы относят к 1169 г.

После падения Киева Андрею Боголюбскому удалось собрать под своей рукой всю Русскую землю. Только Господин Великий Новгород не захотел подчиниться ему. Тогда князь решил сделать с Новгородом то же, что и с Киевом. Зимой 1170 г. войско Боголюбского подошло под новгородские стены, чтобы подавить бунт. Но новгородцы с безумной храбростью сражались за свой город, за священные уставы предков, нарушенные князем Андреем. Они бились так неистово, что войско великого князя отступило.

Боголюбский не простил новгородцам поражения своего войска и решил действовать по-другому. Спустя год после битвы он перекрыл подвоз хлеба в Новгород и таким образом заставил непокорных признать свою власть. Новгородцы изгнали князя Романа и пришли на поклон к Боголюбскому. В это время в Киеве скоропостижно скончался Глеб.

Много пересудов было об этой смерти. Андрей и это обстоятельство использовал для укрепления своей власти. Чтобы избавиться от смоленских князей Ростиславичей, Боголюбский открыто заявил, что Глеб был убит и они скрывают убийц его брата.

Андрей выгнал Ростиславичей из Киева, однако они не смирились и разбили наголову посланное против них войско. Победа не помогла Киеву вернуть былое величие, город стал переходить из рук в руки и в конце концов подчинился владимирскому князю.

Вся деятельность великого князя Андрея Боголюбского была попыткой изменить политический строй в Русском государстве. Он шаг за шагом продолжал идти к единовластию. Вслед за братьями и племянниками Андрей изгнал с Суздальской земли больших отцовых бояр. Ошибкой Боголюбского стало то, что вместо них он окружил себя невежественной дворней.

Великий князь был «набожен и нищелюбив, недоверчив и строг». «Такой умник во всех делах, – говорит о нем летописец, – такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», то есть недостатком самообладания.

Боголюбский принял страшную смерть в своей новой резиденции под Владимиром – Боголюбове. В 1174 г. он пал жертвой заговора, в котором участвовали родственники его жены, Кучковичи. В летописи сохранилось описание этого рокового события. Безоружного Боголюбского кололи мечами и копьями в его же спальне двадцать заговорщиков. Но самое страшное началось после убийства князя. Тело Андрея выбросили на улицу, а его приближенные разграбили дворец. Волна грабежей и насилия перекинулась сперва на все Боголюбово, а затем и на Владимир.

По словам историка В. О. Ключевского, «никогда на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими постыдными явлениями». Князя не отпевали и не хоронили целых пять дней, а во Владимире все это время продолжался разгул черни.

На шестой день один из священников взял чудотворную икону Владимирской Божией Матери и стал с молитвами ходить с ней по городу. В этот же день Боголюбского похоронили в построенной по его указу соборной церкви Успения Богородицы.

С трагической смертью Андрея Боголюбского народные предания связывают некоторые географические названия окрестностей Владимира и Боголюбова. В одной из легенд говорится, что позднее схватили Кучковичей люди великого князя Всеволода III Большое Гнездо (1154–1212). Преступникам надрезали пятки и насыпали в раны мелко насеченного конского волоса, затем их волоком тащили из Владимира до Плавучего озера. Их посадили в просмоленные короба, наглухо закрыли и бросили в озеро.

Далее в легенде говорится, что со дна озера часто доносятся стоны убийц князя Андрея, особенно громкие крики слышны в очередную годовщину преступления. Дурной славе озера способствовало то, что оно быстро заторфировалось, и часто люди принимали за короба огромные торфяные кочки, плавающие в воде.

Неподалеку от Плавучего озера есть еще одно – Поганое. Согласно преданию, в нем утопили жену Андрея Боголюбского – княгиню Улиту, возглавившую заговор против мужа. Ей привязали на шею жернов и бросили в воду.

Русская православная церковь причислила принявшего мученическую смерть великого князя к лику святых. Его мощи позднее были перенесены в специальный придел храма. Память св. Андрея Боголюбского отмечается 4 июля.

Невозможно с уверенностью сказать, было ли его стремление к самодержавию осознанным и ответственным, или же оно стало обыкновенным проявлением властолюбия и самодурства. Несомненно одно – именно при Андрее Боголюбском перестала существовать Киевская и начала свою историю Владимиро-Суздальская Русь.

Меню статьи:

Одним из самых ярких и производящих впечатление на читателя второстепенных героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является Николай Болконский, князь, отставной генерал, живущий в имении под названием Лысые Горы. Этот персонаж отличается рядом противоречивых качеств и играет в произведении особенную роль. Прототипом Николая Андреевича Болконского является дед Льва Толстого по матери – Николай Сергеевич Волконский, генерал от инфантерии рода Волконских.

Семья Николая Болконского

Николай Андреевич Болконский – являетя отцом двух центральных персонажей романа «Война и мир» – князя Андрея и княжны Марии. К своим детям он относится по-разному, хотя они оба воспитываются в строгости. Привыкший жить по расписанию, не любивший праздно проводить свое время князь Николай требует такой же пунктуальности и работоспособности от своих детей, которых очень любит.

Отношение к дочери

Особенно уделяя внимание обучению и воспитанию дочери, князь Николай проявляет к ней чрезмерную строгость, раздражаясь из-за суеверий, придирается к каждой мелочи, как говорится «перегибает палку».

Конечно, он понимает, что поступает не совсем правильно, но ничего не может сделать со своим тяжелым характером, который проявляется при каждом, на его взгляд, неверном поступке и действиях Марии.

Причиной излишних запретов и придирок к девушке является желание воспитать дочь хорошо.

Князь не хочет, чтобы она была похожа на жеманных барышень, интересующихся лишь сплетнями и интригами. .
Несмотря на постоянные придирки князя Николая, богобоязненная девушка со смирением и кротостью переносит все оскорбления и унижения. Она любит отца, стараясь жить по заповедям Божьим.

Отношение к сыну

Усердно воспитывая в сыне настоящего мужчину, князь, тем не менее, не желал допустить его продвижения по карьерной лестнице, и Андрей вынужден добиваться всего собственными усилиями. Но именно это не сломало сына, но научило его отстаивать свою точку зрения.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с по главам

Особенное упорство проявил князь Николай, когда Андрей заявил о желании жениться на Наталье Ростовой. Выслушав сына, раздраженный отец приказал отложить свадьбу на год, и отменить это решение было невозможно. «Я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца для князь Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись. И это последнее мое слово, знай, последнее…» – утверждал он.


Когда Андрей Болконский отправляется на войну, отец не обнимает сына, из его уст не звучат напутственные слова, он только молча глядит на него. «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя». Ценя свою фамильную честь, Николай Болконский говорит сыну: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!»

Внешность Николая Болконского

Внешности своего героя – Николая Болконского – Лев Толстой уделяет немалое внимание. У него «маленькие сухие ручки, серые висячие брови, умные блестящие глаза». Князь невысокого роста, ходит по-старинному, в кафтане и припудренном парике. Двигается Николай Болконский как будто против размеренного порядка, заведенного у него в имении, весело и быстро.

Характер Николая Болконского

Хотя Николай Болконский – странный, тяжелый и гордый человек, но наряду с этими качествами в нем все же наблюдается доброта, ведь он воспитывает детей, опираясь на моральные принципы.

Отличительными чертами Николая Болконского являются пунктуальность и строгость. Он никогда не тратит свое драгоценное время впустую. В доме все живут по установленным им правилам и придерживаются строгого распорядка.

Кроме того, князь очень трудолюбивый, любит работать в саду и писать мемуары. Хотя Николай Андреевич не принимает участие в общественной жизни, но всегда интересуется событиями, происходящими в России. Во время войны с французами он исполняет должность главнокомандующего ополчения.


Этот герой обладает чувством долга перед Родиной, настоящим патриотом которой является. Он порядочный и благородный, а также отличается незаурядным умом, сообразительностью и оригинальностью. “…С его огромным умом…” – говорят окружающие. Он очень проницателен, видит людей насквозь. Среди всех качеств характера самыми ценными князь считает ум и трудолюбие, а балы и ненужные разговоры считает напрасной тратой времени. Николай Андреевич довольно скуп, хотя и очень богат.

Предлагаем ознакомиться с в романе Л. Толстого “Война и мир”

Образ Николая Болконского описан Львом Николаевичем как воплощение всех русских патриотов того времени. Подобным отцу был и Андрей Болконский, мужественный, целеустремленный человек. Такие люди, до тех пор, пока живы их потомки, стоят в авангарде русского народа. Об этом свидетельствует еще один герой романа – внук князя Николая, названный его именем – Николенька Болконский.

В книге два родителя и два сына Болконских. В произведении речь идет и о старого князя Болконского, его взаимоотношениях с сыном, и о князя Андрея в роли отца. Только в теме стоит видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиних, сюжетом «Эпилог», но и особый библейский отсвет. Тема Бога Отца и Бога Сына с особой силой звучит в «эпилоге», в эпизоде клятвы Нико-маленькую. Но сначала остановимся на описании двух старших Болконских. Князь Николай Андреевич — человек, безусловно, незаурядная, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Родине и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже высылку при Павле.

В его образе отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконский — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы. Они по праву гордятся своим древним родом и заслугами перед Родиной. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба пренебрегают выскочек, карьеристов типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, видимо, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его известной мере был граф Безбородко. Титулы этих «новых людей» были, как и их богатство, не родовыми, а подаренными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера. Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонние, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостных, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, и это побуждает ее заботиться о крестьянах при отъезде из имения за нашествия врага. При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что их характеры изображены в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому имеет уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука). Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которой служил всеми силами. Болконський-сын — главный идеологический герой Толстого — скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Родине, вдохновляла его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын чувствует себя гражданином, даже лучше сказать — частью Вселенной. Он делает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем — Андрей, но имя это — синоним слова Россия, ведь апостол Андрей — заместитель России, предсказал славянам, населявших эти земли, большое будущее. Россия должна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей, продолжая завет Христа.

Христианство в было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой избранный народ. В этом толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные. Война — это убийство, по мнению героя Толстого, а убийство всегда (на любой войне) противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол Андрей со своим полком, не сделал ни единого выстрела, но выстоял. Надо сказать, что старый князь, сначала чуть что скептически относился к этим апостольским, подвижнический устремлений своих детей — сына, в котором он с тревогой находит нечто большее, чем беззаветное служение Родине, и христианки-дочери, — под конец жизни, пожалуй, склонен признать их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княгини Марьи, в которых, при всей их преданности отцу, чувствуется какая-то духовная самостоятельность. Отец издевается над религиозности княгини, в синие же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления. Отец, например, одобряет стремление князя Андрея к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием «Бонапарта завоевать. Привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение к семье, старик Болконский, однако, не примет во внимание его чувства к Наташе, всячески пытаясь помешать новому браку сына. Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и сразу утешает сына тем, что «они все такие». Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу.

Дочь же Болконский-отец и вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возможность счастья в браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука — ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя в отношении детей исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!». Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение родине. Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В «эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка расстроился бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности) . Умирающий Болконский оставляет своему сыну то вроде древнего зашифрованного завещания о «птиц небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослым, умудренным жизненным опытом. В качестве «птицы небесного», что в Евангелии является символом души, не имея «образа и формы», но составляя одну сущность — любовь, приходит, как и обещал князь Андрей, Николеньки уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву по велению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).

Так

браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука — ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя в отношении детей исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!». Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение родине. Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В «эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка расстроился бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности) . Умирающий Болконский оставляет своему сыну то вроде древнего зашифрованного завещания о «птиц небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослым, умудренным жизненным опытом. В качестве «птицы небесного», что в Евангелии является символом души, не имея «образа и формы», но составляя одну сущность — любовь, приходит, как и обещал князь Андрей, Николеньки уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву по велению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).

Так «Война и мир» завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает внятных контуров христианской идеи, потому что Андрей у него — апостол новой, толстовской религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана «Тайный Толстой». Но главное — тема Отца и Сына очень важна для русской литературы («Отцы и дети»). В «Войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога Сына Богу Отцу.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook